Программа курса "Ритмика и танец" (1-4 класс)
рабочая программа по теме

Холина Анна Аркадьевна

Программа курса "Ритмика и танец" предназначена для занятий хореографией с учащимися 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ritmika_i_tanec_1-4_klassy.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Актуальность программы

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело” находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс в школе.

Новизна программы

Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.

Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно ~ творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

При разработке программы учитывались способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности.

Данная учебная программа по ритмике и танцу создана для младшего школьного возраста с 1 по 4 класс для работы в общеобразовательной школе, по одному часу в неделю. Программа предусматривает работу со всем классом.

Ритмикой и танцем могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6,5 - 7 лет.

Цель программы: Создание валеологически обоснованных условий способствующих совершенствованию индивидуального здоровья учащихся средствами двигательной активности (ритмика, танец).

Задачи:

  1. Развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста;
  2. Развития эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности;
  3. Воспитание организованной, гармонически развитой личности.

2.Основные направления и содержание деятельности

Программа состоит из следующих разделов

  1. Ритмика;
  2. Танцевальная азбука (элементы партерного экзерсиса на полу, экзерсис у станка, классического, народного и бального танца);
  3. Танцевальные движения;
  4. Танцевальный репертуар.

Раздел 1. Ритмика включает ритмичные упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и особенно, умение согласовывать музыку с движением.

Раздел 2. Танцевальная азбука содержит элементы партерного экзерсиса, экзерсис у станка, классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, в осанке вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений.

В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.

Раздел 3. Танцевальные движения используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Очень важно обогатить детей запасом этих движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Овладев танцевальными элементами, дети смогут составлять комбинации, придумывать несложные танцы.

Раздел 4. Танцевальный репертуар включает народные и бальные танцы. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности.

Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения результат не механического “натаскивания”, а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмичных упражнениях и музыкальных играх, постепенно переходит  к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных и бальных танцах

Все разделы должны чередоваться не механически, а соединяться осмысленно, быть пронизаны единым педагогическим замыслом урока.

Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности учащихся. Педагог может перенести изучение в следующий класс или вовсе исключить из программы те движения, прохождение которых окажется, недоступным данному классу в связи с ограниченностью возможностей учащихся. С другой стороны, в зависимости от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы. Возможно также некоторое изменение в порядке прохождения материала. В конце каждой четверти проводится контрольный, обобщающий или открытый урок, концерт, урок-концерт, праздник и т.д. Форма контроля определяется на усмотрение учителя.

 

3.Условия реализация программы

  1. Дифференцированный подход в обучении детей, личностно – ориентированный подход в работе с детьми.
  2. Процесс обучения ритмике и танцу в основном построен на реализации дидактических принципов.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого  учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному. 

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

.       Принципы сознательности и активности предусматривают сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

  1. безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
  2. глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
  3. создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

  1. Музыкальное сопровождение: фонограммы (аудио,CD,DVD,MP3)
  2. Наполняемость групп зависит от количества человек в классах.
  3. Занятия проводятся в свободном для перемещения, хорошо проветриваемом и освещенном  зале.
  4. Тип программы – спиралевидный. При спиральном способе построения программы расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся не выпускают из поля зрения исходную проблему и в тоже время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрического способа, при котором учащиеся возвращаются к исходной проблеме спустя какое-то время, может, и через несколько лет, спиральный способ не предполагает столь длительных перерывов, отдельные темы изучаются неоднократно.

4.Методы и методические приемы обучения

В курсе обучения ритмике и танцу применяются традиционные методы обучения: наглядного восприятия, метод использования слова и практические методы.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.          

 Метод использования слова — универсальный метод обучения.

 С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

  1. рассказ,
  2. беседа,
  3. обсуждение,
  4. объяснение,
  5. словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально - ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения

.

 5.Формы оценки результатов

Педагогический контроль  предполагает такие виды оценки результатов как: периодический, промежуточный, итоговый годовой.

Периодический контроль проводиться по окончанию темы, здесь решается  задача – проверить, как освоена тема, внимание обращается кроме правильности исполнения, техничности, активности, уровня физической нагрузки еще и знания теоретической и практической части, проводится анализ усвоения теоретического и практического материала (обсуждение с учащимися).

Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия, задачей педагога  является выявить уровень освоения учащимися программы, определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части. Форма контроля - открытого контрольного урока.

Итоговый годовой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового годового контроля оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части; творческий подход, артистичность. Формой контроля является просмотр и анализ, тестирование, участие в  концертах учреждения.

6. Прогнозируемые результаты

Знания, умения и навыки к концу четырех  лет обучения

1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

  1. уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
  2. чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
  3. уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
  4. отмечать в движении сильную долю такта;
  5. уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
  6.  уметь определять  легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении;
  7. отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
  8. иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш - песня-танец;
  9. выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
  10. иметь навыки актёрской выразительности;
  11. распознать характер танцевальной музыки;
  12. иметь понятие о детальных оттенках музыки;
  13. иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
  14. исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
  15. знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
  16. уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
  17. различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;
  18. уметь анализировать музыку разученных танцев;
  19. слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.

2. Танцевальная азбука:

  1. Знать и уметь выполнять партерный экзерсис на полу:      
  1. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
  2. Вытягивания, разворачивание и сокращение стопы.
  3. Повороты головы “упражнения на развитие мышц шеи”.
  4. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья.
  5. Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.
  6. Упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника.
  7. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
  8. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.
  9. Упражнения на улучшения гибкости коленных суставов. 10.Упражнения на исправление осанки.
  1. Знать и уметь выполнять экзерсис у станка
  1. Положения анфас
  2.  Подготовка к началу движения (preparation).
  3. Движения от demi-plie до grand battements jetes (в классическом и народном характере).
  4.  Saute (прыжок с двух ног на две).
  5. Changement de pieds (прыжок с двух ног на две из пятой позиции с переменной ног).
  1. Знать позиции ног и рук классического танца, народного танца.
  2. Усвоить правила постановки корпуса.
  3. Уметь исполнять основные упражнения на середине зала.
  4. Знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений.

3.Танцевальные движения: 

  1. знать и уметь исполнять танцевальные движения: сценический шаг, переменный шаг, боковой  галоп, подскоки, припадание, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник и т.д.
  2. освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
  3. иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
  4. знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
  5. знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
  6. уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) - вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключи, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.

4.Танцевальный репертуар:

  1. В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить:

1. Упражнения на ориентировку в пространстве.

2. Танцевальные этюды и танцы, построенные на танцевальном шаге в разном характере и ритме:

a) Хоровод из оперы “Русалка” хор крестьян;
b) “Сударушка”: ред. Ю. Слонова
c) Русская хороводная пляска “Выйду ль я на реченьку”
d) Русская пляска (свободной композиции).

3.Детские бальные танцы

  1. “Хлопки”; ред. Р.Череховской
  2. “А - ха-ха”; ред. Р.Череховской
  3. “Полянка”; ред. С.Чудинова
  4. “Давайте танцевать”; ред. В.Комаров
  5. “Нам весело”; ред. М.Броннер

  1. В конце 2 года обучения дети должны уметь исполнять:

1.Упражнения на ориентировку в пространстве.

2.Русский хоровод (свободной композиции).

3.Русские пляски (свободной композиции), “смени пару”.

4. Танцы в ритме польки.

  1. В конце 3 года обучения дети должны уметь исполнять:

1.Вальс (разучить вальсовую дорожку вперёд, назад, па балансе, па вальса с вращением по одному).

2. Берлинская полька.

3.Свободные композиции русской пляски.

  1. В конце 4 года обучения дети должны уметь исполнить:

1.Русский пляс.

2. Перепляс (свободной композиции).

3.Фигурный вальс.

4. Полянка.

7.Взаимосвязь программы с образовательными областями

Образовательная область

Содержание

1.

Словесность

  1. Знания о выразительных средствах танца: движение тела, жесты рук, мимика лица, позы.
  2. Понятия о жанрах хореографии, об особенностях танцев народов мира.
  3. Связь хореографии с музыкой. Слушание и анализ танцевальной музыки.
  4. Термины, принятые в хореографии, их правильное произношение и написание.
  5. Ведение рабочих тетрадей.

2.

Естествознание

  1. Игровые танцевальные этюды в подражание движениям животным, птиц, рыб, явлений природы и т.д.
  2. Язык тела в танце: пантомима, инсценирование, творческие ситуации, танцевальный тренинг.
  3. Времена года в танцевальных композициях.

3.

Физическая культура

  1. Понятие «Здоровый образ жизни»: часы общения, беседы, музыкально — ритмичные упражнения и игры, гимнастические тесты, комплекс упражнений ритмической гимнастики.
  2. Особенности строения человеческого тела: гибкий скелет, устройство ступней ног, кистей рук, шеи и т.д.
  3. Условия, обеспечивающие равновесие и устойчивость положения тела в танце: правильная осанка, постановка корпуса, специальные тренинги танцора.
  4. Понятие о предельных физических нагрузках в период репетиции: учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения мышц, учить правильно дышать при выполнении упражнений и исполнении танцев.

4.

Культурная антропология

  1. История становления танцевальной культуры у различных народов мира.
  2. Танцевальные костюмы: история костюма, изучение отдельных элементов, их изготовление.
  3. Выдающиеся исполнители танцовщики, знаменитые хореографы, балетмейстеры, мастера танцев.
  4. Понятие о танцевальных обрядах у различных народов мира.

5.

Технология

  1. Понятие о тренинге танцора: классический экзерсис, народно — характерный экзерсис, тренаж на современную пластику, комплекс ритмической гимнастики.
  2. Освоение специальных упражнений на выработку выносливости, силы, ловкости, выразительности поз и танцевальных фигур: разминка, освоение шага, экзерсис, прыжки, партерная гимнастика, освоение танцевальных элементов, движений и комбинаций.
  3. Изучение народных, историко-бытовых, бальных и современных танцев.
  4. Постановка танцевальных номеров, на основе изученного материала.
  5. Подготовка самостоятельных творческих работ: танцевальные композиции по выбранной теме.

6.

Искусство

  1. Беседы о хореографическом искусстве, просмотр фрагментов балетов, концертных выступлений и т.д.
  2. Посещение выступлений танцевальных коллективов, ансамблей песни и пляски, балетов и т.д.

7.

Психологическая культура

  1. Понятие об особенностях психологии деятельности профессионального танцора.
  2. Уроки актерского мастерства: понятие «Душа танца», можно ли в танце передать настроение исполнителя, почему зрители плачут или смеются.
  3. Особенности диагностики личностного развития учащихся.
  4. Танцевальный тренинг, игры психо-эмоциональной разгрузки, тренинг общения, релаксация.

8.

Математика

  1. Понятие о симметрии, ритме, темпе, размере и других музыкальных характеристиках, необходимых для исполнительского мастерства танцора.
  2. Различные построения и перестроения, рисунок танца, условные точки танцевального зала.
  3. Ракурсы, повороты, танцевальные позы, движения с расчетом высоты, разворота, подъема и т.д.

9.

Социальная практика

  1. Понятие о правилах хорошего тона, тематические часы общения.
  2. Понятие о правах и обязанностях гражданина.
  1. Требования к учащимся, беседы, инструктажи.


ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Большое внимание уделяется ритмичным упражнениям, построенным на простых движениях, которые принимают игровую форму и развивают у детей навык согласовать свои движения с музыкой, помогают им освоиться в новой для них обстановке, научиться правильно вести себя в коллективе. В младшем школьном возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой и танцем. Дети должны усвоить правильную постановку корпуса (при этом нужно обратить внимание на природные особенности сложения учеников):

  1. укрепить и развить мышечный аппарат (особенно поясницы, брюшного пресса, укрепление глубоких мышц спины, передних связок грудного отдела позвоночника);
  2. научится дифференцировать работу различных групп мышц, владеть центром тяжести тела, ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс, развить прыгучесть, чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки.

                     8.Учебно-тематический план

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Ритмика (элементы музыкальной грамоты)

2

5

7

2.

Танцевальная азбука:

а) партерный экзерсис на полу

б) партерный экзерсис у станка

-

2

-

-

8

-

-

10

-

3.

Танцевальные движения

1

6

7

4.

Танцевальный репертуар

1

8

9

Итого:

6

27

33

В учебном году 33 занятия. Один раз в неделю по 1 часу.

9.Содержательная часть

  1. Ритмика.7 занятий.

Общее количество часов: 7часов, из них теоретических: 2 часа, практических: 5 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой среднего темпа, диски CD, MP3.

Организационная работа

Беседа с детьми о целях и задачах первого года обучения, о правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий. Подготовка и проведение открытого урока для родителей в конце года.

 Элементы музыкальной грамоты

Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато-стаккато.

Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Умение выполнять движения в разных темпах. Различать разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, умеренно, быстро, громко, очень громко). Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки. Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении.

Тема 2. Строение музыкального произведения.

Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части (в частях тема), музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.

Музыкальный материал

Определение характера, темпа, строение музыкального произведения и передача их в движении.

А. Петров. Песенка о дружбе. Маршируем.

П. Чайковский. Соч. 40 № 2, Грустная песенка.

П. Ломовой “Ускоряй и замедляй”.

П. Чайковский “Щелкунчик”. Трепак.

M. Мусорский. Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка”. Пружинки.

Динамические оттенки и передача их в движении

Б.Можжевелова. Веселые подскоки.

А.Рубенштейн. Кавалерийская рысь лошадки.

А. Гумилев. Галоп.

И. Сад. Полька из музыки к спектаклю “Синяя птица”.

Поскоки и пружинящий шаг.

Ф.Шуберт. Экосез соч. 18, а № l

. Бег легкий и широкий.

“Пойду ль, выйду ль я”- русская народная песня.

Музыкальные игры: “Звери и птицы”, “После дождя”, “Запомни музыку”.

М. Красев. Веселый человек.

Д. Кабалевский. Легкие вариации.

Строение музыкального произведения

А. Дворжек. Соч.54 № 5. Вальс.

С. Прокофьев. Детская музыка. Шествие кузнечиков.

Д. Штейбель. Адажио.

Хоровод “Метелица” - русская хороводная песня.

  1. Танцевальная азбука.10 занятий.

Общее количество часов: 10 часов, из них теоретических: 2 часа, практических: 8 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3, коврик.

Элементы классического, народного и бального танца

Партерный экзерсис на полу

  1. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
  2. Вытягивания, разворачивание и сокращение стопы “Развивает силу и эластичность берцовых и икроножных мышц, способствует развитию
    сухожилий пальцев стоп и пяточных, “ахиллово” сухожилия, развивает выворотность тазобедренных, голеностопных суставов”.
  3. Повороты головы “упражнения на развитие мышц шеи”.
  4. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава.
  5. Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.
  6. Упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника.
  7. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
  8. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.
  9. Упражнения на улучшения гибкости коленных суставов.
  10. Упражнения на исправление осанки:

а) при сутулости (кифозе),
б) при седлообразной спине (лордозе),
в) при асимметрии лопаток,
г) при “х” - образных ногах рекомендуются упражнения растяжение связок в тазобедренном суставе,
д) при “о” - образных ногах рекомендуются упражнения на растяжение подколенных связок.

3. Танцевальные движения. 7 занятий.

 Общее количество часов: 7часов, из них теоретических: 1 часа, практических: 6 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

  1. Поклон реверанс;
  2. Сценический шаг;
  3. Шаг на полупальцах;
  4. Легкий бег;
  5. Посдкоки: на месте, с продвижением вперед, вокруг себя;
  6. Удары стопой по 6-й и 3-й позициям;
  7. Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной);
  8. Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах;
  9. Ковырялочка;
  10. Движения плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере, поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, в сторону;
  11. Движение головы; повороты направо - налево, в различном характере, вверх- вниз с различной амплитудой, наклоны вправо - влево (с различной амплитудой);
  12. Боковой галоп;
  13. Шаг польки;
  14. Прыжки по 6 поз, с поочередным выбрасыванием ног вперед;
  15. Перевод рук из подготовительного положения в 1-ю. 2-ю, позицию и обратно. Раскрывание рук из положения “ на поясе” в 1-ю позицию, 2-ю поз, возвращение рук на пояс через 1-ю позицию.

Положения рук в танцах

  1. Руки на поясе “большой палец обращен назад”;
  2. Подбоченившись “ кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс”;
  3. Девочки придерживают руками юбочку “руки в локтях закруглены”;
  4. Руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движения;
  5. Руки скрещены перед грудью;
  6. Одна рука на поясе, другая с платочком поднята в сторону - вверх и слегка согнута в локте “только девочки”;
  7. Руки убраны за спину.

4.Танцевальные этюды и танцы. 9 занятий.

Общее количество часов: 9часов, из них теоретических: 1 часа, практических: 8 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

1. Упражнения на ориентировку в пространстве:

a) различие правой, левой  ноги, руки, плеча;
b) повороты вправо и влево;
c) построение в колонну по одному, по два в пары;
d) перестроение из колонны в шеренгу и обратно;
e) круг, сужение и расширение круга;
f) “воротца”, “змейка”, “спираль”;
g) свободное  размещение  в  зале  с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.

2. Танцевальные этюды и танцы, построенные на танцевальном шаге в разном характере и ритме:

a) Хоровод из оперы “Русалка” хор крестьян;
b) “Сударушка”: ред. Ю. Слонова;
c) Русская  хороводная  пляска “Выйду ль я на реченьку”;
d) Русская  пляска (свободной композиции).

Детские бальные танцы

  1. “Хлопки”; ред. Р.Череховской.
  2. “А - ха-ха”; ред. Р.Череховской.
  3. “Полянка”; ред. С.Чудинова.
  4. “Давайте танцевать”; ред. В.Комаров.
  5. “Нам весело”; ред. М.Броннер.

Основные требования, предъявляемые к исполнению танцев: музыкальность, грамотность, красота и выразительность. Понятие об интервалах. Понятие о движении по линии танца и против линии танца. Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце. Понятие об ансамбле.

                     8.Учебно-тематический план

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Ритмика (элементы музыкальной грамоты)

1

5

6

2.

Танцевальная азбука:

а) партерный экзерсис на полу

б) партерный экзерсис у станка

-

-

3

-

3

6

-

3

9

3.

Танцевальные движения

1

6

7

4.

Танцевальный репертуар

1

8

9

Итого:

6

28

34

В учебном году 34 занятия. Один раз в неделю по 1 часу.

9. Содержательная часть

1.Ритмика.6 занятий

 Общее количество часов: 6 часов, из них теоретических: 1 часа, практических: 5 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

 Элементы музыкальной грамоты

Закрепляют знания и навыки, полученные на первом году обучения. Продолжается работа над темами: характер, темп, динамические оттенки в музыке и передача их в движении на новом музыкальном материале.

Тема 1. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер. Метроритм.

Понятие об акценте, метрической пульсации; паузах, длительности, ритмическом рисунке, метре. Умение выделить акценты, метрическую пульсацию, паузу. Умение производить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки, состоящие из четвертей, восьмых, половинных и целых.

Умение определять музыкальный размер: 2/4, 3/4, 4/4.

Тема 2. Маршевая и танцевальная музыка,

Расширяются представления об особенностях марша, танцевальных жанров: вальса, польки, галопа, краковяк, полонез. Слушания и анализ маршевой и танцевальной музыки, входящей в программу 2 года обучения.

Музыкальный материал

Характер, темп, динамические опенки в музыке и в движении.

И. Дунаевский. Песня о Родине.

Ю. Богословский. Марш.

Обработка Н. Римского Корсакова, “Заплетись, плетень” русская народная мелодия.

Н. Любарский. Игра.

П. Чайковский. Марш из балета “Лебединое озеро”.

Ф. Шуберт. Вальс.

В. Белого. Тачанка.

Метроритм. Длительности и ритмический рисунок

И. Гайдн. Соната C-DUR (из III части).

Л. Бетховен. Контрданс.

Латышская народная песня.

Ф. Шуберт. Экосез.

В. Курочкин. Ладушки.

Висла - Польская народная песня.

Л. Бетховен. Экосез.

Ф. Госсек. Гавот.

П. Чайковский. Отрывок из балета “Лебединое озеро”.

“Ах ты, береза” - русская народная песня.

Н. Александровна. Игра в мяч.

Н. Руднева. “Щебетала пташка”.

П. Самонов. Повторим ритм.

2. Танцевальная азбука. 12 занятий.

Общее количество часов: 12 часов, из них теоретических: 3 часа, практических: 9 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3,коврик.

Элементы классического, народного и бального танца

Партерный экзерсис на полу (I четверть), во II четверти экзерсис у станка.

Экзерсис у станка

1.Постановка корпуса (муз.размер 4/4; 3/4);                              2.Положения анфас;                                                                             3.Позиция ног 1, 2, 3, 5;                                                                              4.Позиция рук: (муз.размер 4такта 4/4):
a) подготовительное положение;
b) 1, 2, 3 - позиция рук.                                                                                       5.Релеве (Releve) - подъем на полупальцы по 1, 2, 3, 5 позиции (муз.размер 2такта 4/4);                                                                                    6.Подготовка к началу движения (preparation):
a) движение рук;
b) движение руки в координации с движением ноги.                      7.Приседание по 1-ой, 2-ой, 3-ей и 5-ой позициям (муз. размер 2такта 4/4):
а) полуприседания (demi-plie);
б) полное приседания (Grand- plie).

8.Battements tendus (муз. размер 2т. 4/4) :
a) из 1 позиции - в сторону, вперёд, назад;
b) из V позиция в сторону, вперед, назад.                                                    9.Battements tendus с demi-plie, вперёд в сторону, назад (муз. размер 2 т. 4/4, 1 т. 4/4);                                                                                                          10.Passe par terre (муз.размер 2/4), проведение ноги вперед - назад через I позицию. Battements tendus jetes I-V позиции (маленькие броски, 1такт 4/4, 2такта2/4);                                                                                             11.Saute (прыжок с двух ног на две) по 1, 2, 3 позиции (муз. размер 2/4);                                                                                                                             12.Changement de pieds, прыжок с двух ног на две из пятой позиции с переменной ног (размер 1такт 4/4).

  1. Танцевальные движения. 7 занятий.

Общее количество часов: 7 часов, из них теоретических: 1 часа, практических: 6 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

  1. Дробные движения:
    a) одинарный удар ребром каблука;
    b) двойной удар ребром каблука;
  2. “Ключ” - простой и на подскоках;
  3. Подготовка к присядкам (плавное и резкое опускание вниз по I позиции);
  4. Присядки:
    a) присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по I позиции;
    b) присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону;
  5. Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах;
  6. Припадание в сторону;
  7. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу;
  8. Хлопки и хлопушки - одинарные, двойные и тройные (фиксирующие удары и скользящие удары):
    a) в ладони;
    b) по бедру;
    с) по голенищу сапога;
  9. Русский переменный ход, русский дробный ход (по 1/8).

Положение рук

Раскрывания рук, из положения на поясе, в характере русского танца:

a) положение рук в сольном танце;
b) положение рук в парных и массовых танцах.

4. Танцевальные этюды и танцы. 9 занятий.

 Общее количество часов: 9 часов, из них теоретических: 1 часа, практических: 8 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве: перестроение из одного круга в два ряда; перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки; перестроение из большого круга в большую звезду; крест построение в парах: обход  до-за-до. Повороты в прыжке - налево по точкам.
  2. Русский хоровод (свободной композиции), русские пляски (свободной композиции), “смени пару”. Танцы в ритме польки.

                     8.Учебно-тематический план

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Ритмика (элементы музыкальной грамоты)

1

4

5

2.

Танцевальная азбука:

а) партерный экзерсис на полу

б) партерный экзерсис у станка

-

-

3

-

-

9

-

-

12

3.

Танцевальные движения

1

6

7

4.

Танцевальный репертуар

2

8

10

Итого:

7

27

34

В учебном году 34 занятия. Один раз в неделю по 1 часу.

9.Содержательная часть

1.Ритмика. 5 занятий.

Общее количество часов: 5 часов, из них теоретических: 1 часа, практических: 4 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

 Элементы музыкальной грамоты

Закрепляются знания и навыки, полученные на втором году обучения, на новом музыкальном материале.

Тема I. Понятие о такте и затакте. Затактовые построения.

Тема 2. Пунктирный ритм.

                                                  Музыкальный материал

П. Чайковский. Танец феи Драже из балета “щелкунчик”.

Д.Шестакович. “Хороший день”.

П.Чайковский. “Январь”.

Л. Бетховен. “Багатель”.

Затактовые построения. Пунктирный ритм.

Н. Раков. Полька.

Д. Шостакович. Гавот.

Л.Бетховин. Вариации.

П.Чайковский. Мазурка из “детского альбома”.

В. Волков. “Пионеры, в поход”.

В. Косеко. Пионерская песня.

2.Танцевальная азбука. 12 занятий.

Общее количество часов: 12 часов, из них теоретических: 3 часа, практических: 9 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

                                                           Экзерсис у станка

  1. Приседание резкое и плавное по 1, 2, 5 поз.
  2. Скольжение стопой по полу (battements tendus) “носок - каблук”, с полуприседанием по всем направлениям.
  3. Маленькие броски ( Battements tendus jetes ) по всем направлениям 1, 3, 5. (муз. размер 2/4, 6/8):
    a) с полуприседанием на опорной ноге;
    b) с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги.
  4. Battements developpes на 90° вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге и на полуприседании (муз. разм. 4/4).
  5. Подготовка к “ чечетке” (flik), мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе (муз. разм. 2/4, 4/4).
  6. Подготовка к “веревочке”, скольжение работающей ноги по опорной (2/4, 4/4):
    a) в открытом положении на всей стопе;
    b) в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей стопе и на полупальцах.
  7. Присядки: “мячик”, лицом к станку.

3.Танцевальные движения. 7 занятий.

 Общее количество часов: 7 часов, из них теоретических: 1 часа, практических: 6 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

  1. Поочерёдное  раскрывание и закрывание рук;
  2. Бытовой шаг с притопом;
  3. Шаркающий шаг;
  4. Переменный шаг (вперёд, назад);
  5. «Моталочка»:
    a) с задеванием пола каблуком;
    b) с акцентом на всю стопу;
    c) с задеванием пола полупальцами;
  6. Быстрый русский бег с продвижением вперёд и назад;
  7. “Ключ” - с двойной дробью;
  8. Двойная дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперёд;
  9. Дробь в “три ножки”.

   Присядки: (для мальчиков)

Мячик; присядка с продвижением в сторону и выбрасывание ноги на каблук и на воздух.

Хлопки и хлопушки (для мальчиков):

  1. удары голенище сапога спереди и сзади с продвижением вряд, назад и в сторону;
  2. фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, по груди, по полу;
  3. по голенищу сапога спереди крест-накрест.

4.Танцевальные этюды и танцы. 10 занятий.

Общее количество часов:10 часов, из них теоретических: 2 часа, практических: 8 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3..

Вальс (разучить вальсовую дорожку вперёд, назад, па балансе, па вальса с вращением по одному). Берлинская полька.

Свободные композиции русской пляски.

                     8.Учебно-тематический план

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Ритмика (элементы музыкальной грамоты)

1

3

4

2.

Танцевальная азбука:

а) партерный экзерсис на полу

б) партерный экзерсис у станка

-

-

2

-

-

8

-

-

10

3.

Танцевальные движения

1

5

6

4.

Танцевальный репертуар

2

12

14

Итого:

6

28

34

В учебном году 34 занятия. Один раз в неделю по 1 часу.

9.Содержательная часть

1.Ритмика. 4 занятия.

Общее количество часов: 4 часов, из них теоретических: 1 часа, практических: 3 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

Элементы музыкальной грамоты

Повторение пройденного на новом музыкальном материале.

Тема 1. Знакомство с триолями, с различными видами синкоп.

Тема 2. Переменный счёт, танцевальные жанры.

Музыкальный материал

П. Чайковский. “Январь” (из цикла “Времена года”).

Л.Бетховин. Багатель.

А. Хачатурян. Танец девушек из балета “Гаянэ”.

“Как за речкой” - русская народная песня.

“В тёмном лесе” - русская народная песня. А. Глазунов. “Лето” из балета “Времена года”.

Ритмический рисунок с триолями

С. Василенко. Походный марш Красной Армии.

Д. Мейербер. Марш из оперы “Пророк”.

Упражнения с различными видами синкоп.

Ц.Франц. Медленный танец.

Л.Бетховин. Тема и 2-я вариация из фортепианной сонаты.

Р.Глиэр. “Плясовая” из балета “Медный всадник”.

Переменный счёт

“Как за речкою” - русская народная песня. “Трояк” - польский народный танец.

2.Танцевальная азбука. 10 занятий.

Общее количество часов: 10 часов, из них теоретических: 2 часа, практических: 8 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

Экзерсис у станка

  1. Demi-plie, Grand-plie по 1, 2, 5 позиции (усложняется ритмически, введение параллельных позиций).
  2. Battements tendus:
    а) с работой пятки опорной ноги;
    б) перевод стопы с носка на каблук.
  3. Battements tendus jetes на demi-plie.
  4. Battements fondus (музыкальный размер 2 2/2).
  5. Подготовка к “верёвочке”:
    а) с поворотом  из открытого в закрытое положение и обратно.
  6. Battemens developpe на 90° с одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперёд, в сторону и назад (плавные и резкие).
  7. Выстукивание в русском характере.                                                                8. Grand battements.

3.Танцевальные движения. 6 занятий.

Общее количество часов: 6 часов, из них теоретических: 1 часа, практических: 5 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

Верёвочка двойная. Разножка на полу в стороны, разножка вперёд на каблук одной ноги и на песок другой.

Хлопушки:

а) Хлопушка из ударов только в ладоши;
б) Сочетание ударов в ладони с ударами по ногам, корпусу и полу;
в) Дробные выстукивания.

4.Танцевальный репертуар. 14 занятий.

Общее количество часов: 14 часов, из них теоретических: 2часа, практических: 12 часов.

Формы занятий: изучение нового, занятие – упражнение, занятие – закрепление знаний и навыков, повторно – обобщающее занятие, контрольное занятие.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с ритмичной музыкой, диски CD, MP3.

Русский пляс. Перепляс (свободной композиции). Фигурный вальс. Полянка.

Литература

1.Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». - М.: ТЦ Сфера, 2009                                                                                              2.Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. Л. Москва 1964 год.  3.Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год.                     4.Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение.                                5.Ваганова А.Я. Основы классического танца.- С.-П.,2000                           6. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы».- М.: ВАКО, 2007                                                                  7.Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1 издательство “музыка”. Москва 1972 год.                                                                                                        8.Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Москва 1973 год.                                                                           9.Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987 год.                                                                                         10.Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание».- М.: Просвещение, 1989                                                                               11.Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение Москва просвещение 1972 год.                                                                       12.Ткаченко Т.С Народные танцы Москва 1975.                               13.Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989 год.                                                                                                     14.Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу».- М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа "Ритмика и танец" для 5- 9 классов

введение,объяснительная записка, тематическое планирование5-9 классы,учебные нормативы,литература...

Программа «Ритмика и танец»

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художестве...

Программа "Ритмика и танец"

Программа содержит следующие разделы:-Ритмика-Танцевальные этюды и танцы.    Раздел « Ритмика» состоит из ритмических упражнений и анализа танцевальной музыки. Следует учитывать, ...

Образовательная программа "Ритмика и танец" 1-4 классы

Ритмика, как и хореография - искусство, особенно любимое детьми. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный, кропотливый труд, как их сам...

Программа внеурочной деятельность "Ритмика и танец" 1-4 классы 2014-2015 уч. год

Программа внеурочной деятельность "Ритмика и танец" 1-4 классы 2014-2015 уч. год. 1 час в неделю, 34 часа в год....

Пантомима. Занятие для учащихся младших групп по программам "Ритмика и танец" и "Детский танец"

Пантомимические движения возникают и в жизни и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Пантомимические движения по-разному проя...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» Уровень освоения программы: базовый (II-III ступень)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно-эстетическ...