Методическая разработка "Методы сбора газетной информации"
методическая разработка на тему

Цветкова Маргарита Михайловна

Занятие по обучению юных журналистов методам сбора газетной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_sbora_gazetnoy_informacii.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

Название коллектива:   Творческое объединение юных журналистов  «Глобус» ГБОУ СОШ №306 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 Педагог ОДОД:   Цветкова Маргарита Михайловна

Реализуемая программа: Образовательная программа дополнительного образования детей культурологической направленности по обучению детей основам журналистики и газетно-издательской деятельности

Тема занятия:    Методы сбора газетной информации (IV раздел программы , 2-й год обучения) с применением технологии личностно-ориентированного обучения (вариант дифференциации)

Возраст обучающихся:  12-14 лет

Цель занятия: Познакомить обучающихся с методами сбора газетной информации и сформировать необходимые компетенции (наблюдение, опрос, изучение документов, внимательность и др.)

Задачи занятия

  • Обучающие:1.Сформировать знания о методах сбора газетной информации.
  • 2.Научить применять полученные знания в жизни, на уроках, в общении.
  • 3.Научить детей четко и ясно излагать мысли.
  • Развивающие: 1.Развивать индивидуальные познавательные способности ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.  
  • 2.Создать условия для включения ребенка в естественные виды деятельности.
  • 3.Раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося.
  • 4.Персонифицировать образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.                  
  • Воспитывающие: 1.Помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
  • 2.Воспитать уважительное отношение к работе журналистов.

Форма учебного занятия: Комбинированное занятие

Форма организации работы: Индивидуально ориентированное (дифференциация)

Требования к организации и проведению занятия

Организационные требования:                                                                                                   -самоподготовка педагога (изучение специальной  литературы)                                                                         -подготовка рабочих материалов (подборки газет, справочная литература)                                                             -хорошо проветриваемое помещение                                                                                             -наличие рабочих мест

Дидактические требования:                                                                                                            С помощью использования дифференциации воспитываются личностные качества ребенка (ответственность за свою работу, умение сконцентрироваться и ясно излагать мысли, фантазировать). Работа над текстами прививает обучающимся литературно-художественный вкус и любовь к русскому языку, обогащает словарный запас, делает их духовно богатыми людьми.

Основные формы организации деятельности обучающихся на занятии:                       *индивидуальная  (объяснение,  постановка задач, выполнение творческих заданий, поощрение и анализ работы каждого участника)                                                  

                                      Методы обучения                                                                                                                            

По способу организации занятий:                                                                             - Словесные – рассказ педагога, постановка задач, обсуждение непонятных и сложных моментов, беседа о методах работы журналиста.                                                                                                                      - Наглядные подборка газет и методических материалов.                                                                                                                  -Практические – составление алгоритма работы журналиста по добыванию информации.

По уровню деятельности детей:                                                                                                       - Наглядно-образные – объяснение педагога сопровождается обязательным показом предмета объяснения (информация в газетах)                                                                                                            -Объяснительно – иллюстративные – объяснения основаны на словесном рассуждении   с показом газетных материалов.                                                                                                                              -Репродуктивные – ребенок сам воспроизводит полученные умения и навыки по образцу.

Структура учебного занятия

  №

Вид учебно-творческой деятельности        

Время

(минут)

1

Орг.момент.  Формулирование целей  и задач занятия

5

2

Основное содержание

-ориентационный этап

-подготовительный этап

-промежуточная рефлексия

30

3

-Основной этап (усвоение новых знаний)

40

4

Отдых, обмен мнениями (возможно чаепитие)

15

5

Рефлексивный этап

15

6

Эмоционально-оценочный

15

7

Прокреативный

                                  Развёрнутый план занятия

I этап – организационный                                                                                             Задача: настроить воспитанников на творческую деятельность                                              Содержание: Приветствие и пожелание всем творческих успехов. Подготовка рабочего места.                                                                                    

Оборудование: газеты, исторические документы, справочные материалы

Необходимые материалы и инструменты: рабочие блокноты, ручки, карандаши.

2 этап – основной (содержательный)                                                         Задача: научиться собирать информацию разными способами.

Содержание:                                                                                                                      1.Ориентационный этап:  Педагог ориентирует детей на самостоятельную работу. Каждый ребенок будет отвечать за свою работу как настоящий журналист. От качества предоставленной информации зависит авторитет газеты и доброе имя журналиста.

2.Подготовительный этап: Педагог актуализирует опорные знания и умения: задавать вопросы разной сложности; наблюдать за людьми, подмечая интересные моменты; изучать документы (как на уроках истории), анализировать их, выбирая главное.  Педагог показывает  детям волшебные ключи, которые помогут открыть любые замки  журналистики ( заранее сделаны  бумажные ключи с надписями: Информация и Коммуникация). Необходимо научиться находить первый и пользоваться вторым.                

3. Промежуточная рефлексия: Вспомните, как вы добываете информацию: на уроках; в магазине; на незнакомой улице; в среде сверстников. Запишите все способы добывания информации в свой блокнот. Всегда ли мы заранее обдумываем то, как мы узнаем нужную нам информацию? Кто или что тебе может помочь? Дети высказывают свои варианты ответов, например: журналист должен заранее подготовить вопросы  к встрече с незнакомым человеком – источником информации. Журналист должен тщательно изучить документы, а потом информировать читателя и т.д. Эти умения нужны только журналистам? Может ли добыть информацию человек замкнутый? Неопрятно одетый? Невоспитанный? Иногда таких горе-журналистов мы видим в телепередачах. Какие чувства они у вас вызывают?

4.Основной этап: Усвоение новых знаний. В блокнот записываем три основных метода сбора информации: опросы (интервьюирование), наблюдение, изучение документов. Какой способ для вас лучший? Почему? Задание: вам нужно срочно написать для школьной газеты информационный материал о новой школьной форме. Придумайте 3-5 вопросов, которые помогут вам выполнить задание. Дети читают вопросы, затем все выбирают самые удачные. Эти дети получают ключи со словом Коммуникация. Почему именно этот ключ получили ребята? Что оно означает в журналистике?

Задание: Вам выданы документы разных исторических эпох. Из них нужно сделать небольшую информацию (2-3 предложения). Дети зачитывают получившиеся тексты, выбирают лучшие. Они получают волшебные ключи с надписью Информация. Почему теперь наградой стали другие ключи?  Что же такое информация? Как вы думаете, когда нужен объемный текст (документ), а когда – краткая информация? Слушаем ответы.

Самостоятельная работа. Редакционное задание: срочно в номер!  Придумать тему информационной заметки, составить ее план. Обязателен заголовок и подпись под материалом. Можно пользоваться литературой, газетами, брать интервью у соседа, смотреть в окно и т.д. После выполнения задания дети читают свои материалы, а группа решает, какой ключ ребенок получает (ключи получают все).

Итак, что мы сегодня узнали? О том, как правильно собирать информацию; она должна быть конкретной, лаконичной и правдивой; у журналиста должен быть план работы с материалом. Очень важна степень надежности информации. Послушайте информацию об открытии нового развлекательного центра (в информации много неточностей, перепутаны цифры). Выскажите свои замечания. Почему информация могла оказаться недостоверной? (за лучшие ответы – ключи).

3 этап рефлексивный (контрольный)                                                        Задача: мобилизация детей на самооценку.                                                    

Содержание:                                                                                                                                        *Оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии);                                                                                                                                                          *Оценка результативности работы (насколько хорошо они овладели умениями и навыками, которые получили на занятии).  Отбор лучших информаций  для публикации в школьной газете.                                              

Критерий оценки:   интересные факты,  грамотный подбор вопросов для собеседника, качество информации как показатель профессионализма.                                                                                                               *Оценка полезности работы (насколько эти знания и умения пригодятся в жизни);                                                                                                                *Использование диагностических методик (наблюдение, опрос): Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились? Что понравилось на занятии? Как проявились ваши творческие способности? Какое у вас сейчас настроение? Кто получил больше волшебных ключей?  Завершим занятие, продолжив одно предложение: Я сегодня узнал, что……….. (говорят все дети).

4 этап  -  эмоционально-оценочный                                                              Задача: дать оценку работы в группе каждого члена команды.        

Содержание: группа характеризует деятельность каждого члена команды, педагог оценивает успешность работы групп, степень увлеченности и удовлетворенности детей. Обязательно нужно поблагодарить всех за творческую работу и трудолюбие.

5 этап - прокреативный (последействие)                                                  Задача: проанализировать учебное занятие. Выявить его плюсы и минусы.                      Содержание: внутренний самоанализ педагога (реализованы ли цели и задачи занятия, каков результат, нужно ли внести коррективы, каковы перспективы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Носители информации

Носители информации.Цель урока:Закрепить и систематизировать знания учащихся о хранении информации;Сформируется понятие о носителях информации как материальном объекте;Познакомить учащихся с различным...

Методическая разработка: Кодирование графической информации. Решение задач.

Документ содержит группу задач по теме «Кодирование графической информации». Задачник разбит на типы задач, исходя из указанной темы. Каждый тип задач рассматривается с учетом дифференцированного подх...

Методическая разработка "Устройства ввода информации"

Конспект урока по информатике для учащихся 8 класса на тему "устройства ввода информации". Урок-экскурсия в виртуальный музей....

Методическая разработка "Средства массовой информации"

Методическая разработка к учебному занятию"Средства массовой информации" позволяет, используя все виды  речевой деятельности -говорение. чтение, аудирование, письмо, ярче и доступнее изложить мат...

Методические рекомендации по поиску информации

Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеет ли студент искать и об...

Методическая разработка занятия "Ведение информации о ресурсах медицинской организации"

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки и проведения занятия по данной теме, по дисциплине "Использование Единой медицинской информационно-аналитической системы города...

Методическая разработка конкурса "Поиск информации" по Информатике и ИКТ для студентов

Опубликованную методическую разработку конкурса "Поиск информации" по Информатике и ИКТ для студентов можно использовать в рамках предметной недели...