Сценарий "Я б в экологи пошел, пусть меня научат!"
методическая разработка по теме

Толстунова  Екатерина Владимировна

Сценарий массового мероприятия в день экологии в детской эколого-краеведческой экспедиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarii_ya_b_v_ekologi_poshel_pust_menya_nauchat.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий учебно-познавательной программы

 «Я б в экологи пошел, пусть меня научат!»

Цель: расширение понятий  - экология, экосистема, формирование представлений о сложных и многообразных связях в экосистеме, экологическое воспитание школьников, формирование у них сознательного отношения к окружающей природной среде.

Предварительная подготовка:

Каждый отряд получает задание – подготовить выступление на одну из тем:

  • Биотические взаимоотношения организмов.
  • Пищевая цепь.  Правило экологической пирамиды.
  • Саморазвитие экосистемы – сукцессия.
  • Вмешательство человека в экосистему.
  • Если бы я был министром экологии.

Ход программы:

Звучит песня «Просьба». Выходит планета «ЭКО», вокруг нее птицы, рыбы, звери и человек. Человек ловит планету в сеть.

Ведущий:

Почему планета плачет?

Вот задача, так задача!

Но решить ее должны мы,

Ведь планета так ранима!

Голос за сценой: Встать, суд идет!

Выходит планета, за ней следует судья. Планету сажают за решетку под арест.

Судья:

Рассматривается дело планеты ЭКО. Планета обвиняется в том, что она: Не смогла сохранить природу на своей территории и  растратила свои природные ресурсы.

Судья:

Подсудимая! Вам предоставляется слово!

Планета ЭКО:

Я словно вся в дыму,

Откуда эти гарь и пыль?

У нас в галактике давно

Летает воздухомобиль.

Как можно видеть, слышать, думать,

Когда вокруг туман и смрад?

Страшнее вещи не придумать

Для наших жителей ребят!

Судья:

Довольно, планета ЭКО! У нас на планете  "ухудшилась экология"! Воздухом совсем нельзя дышать, загазованность большая. А вода! А почва! Беда! Вымрем, как динозавры!

Адвокат: - Ну, что так мрачно! Во-первых,  по последним данным, все нормализуется, во-вторых, вы неправильно говорите: "Экология ухудшилась" - это неграмотно.

Судья: - А как надо говорить?

Адвокат:  Экология - это наука, она не может ухудшиться. Ухудшается состояние окружающей среды. 2013 год в нашей стране объявлен годом охраны окружающей среды. А экологические знания помогут людям сохранить нашу Планету, которая ни в чем не виновата. Прежде, чем приводить приговор в исполнение, необходимо разобраться: а что же изучает экология и как она сможет помочь спасти планету.

Судья: Суд прислушается к совету адвоката. Суд удаляется на заседание.

Ведущий: На самом деле, экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой. Название «экология» - сочетание двух греческих слов «ойкос» - дом, жилище; «логос» - наука, учение. Этот термин ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 году. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних организмов дом – это крошечный участок среды, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, для других – широкое пространство материков и океанов.

        Жизнь любого живого существа невозможна без других. Связи между живыми организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Слово отряду.

Выступление отряда на тему «Биотические взаимоотношения организмов».

Ведущий: Итак, в природе все организмы связаны друг с другом. Они обитают  в одной среде, влияют друг на друга или связаны цепями питания.

Растением питается кузнечик, его поедает ящерица, которая является пищей для ястреба. Каждый организм в цепи питания занимает свое место. Подробнее нам расскажет о пищевой цепи отряд.

Выступление отряда на тему

 «Пищевая цепь.  Правило экологической пирамиды»

Ведущий:  Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат

 Волчицею – гроза невинных стад;

 Орёл, стремясь из-под небес стрелою,

 Грозит голубке смертью злою;

 Голубка ж, как овца, должна,

 Кормясь, губить ростки и семена.

 Охотнице-сове, средь ночи тёмной,

 Не жаль певца любви и неги томной,

 А соловей съедает светляка,

 Не посмотрев на прелесть огонька.

 Светляк же, ночи светоч оживлённый,

 Вползая вверх, цветок съедает сонный».

Э. Дарвин

Цепи питания:

Овцы – волки

Семена - Голубь – орел

Цветок – светлячок – соловей - сова

Ведущий: Цепи питания тесно переплетаются друг с другом, образуя трофические сети. Наглядно увидеть это нам поможет игра «Паутина жизни».

(Приглашаются по 2 человека от отряда. Дети надевают маски, изображающие различные организмы. Дети встают в круг. Один из них берет в руки клубок веревки и передает следующему, руководствуясь принципом: «Кто с кем связан?». Уязвимость системы демонстрируется путем освобождения нитей у одного из обитателей сообщества.)

Ведущий: Предлагаем вам письменное задание - Укажите правильную последовательность (составьте сказку).

а) Филин обиделся и улетел в другой лес;

б) Мыши стали поедать соты и разорили ульи;

в) Пришлось мужику мириться с филином;

г) Не стало пчел - не опыляются травы и урожайность понизилась;

д) Худо слало мужику без меда и молока;

е) Не стало филина - расплодились мыши;

ж) Мало стало травы - корова не дает молока;

з) Мужик сказал филину: "Нет от тебя в лесу никакой пользы".

(Ответ: з, а, е, б, г, ж, д, в).

Ведущий: Живые организмы тесно связаны между собой и со средой обитания: рыбы живут в воде, волки, лисицы и зайцы – в лесу. Взаимно обеспечивая жизнедеятельность друг друга, они образуют устойчивые сообщества, а в комплексе со средой обитания – устойчивую систему, которая получила название «экосистема». Все в природе не стоит на месте. И экосистема тоже развивается. Об этом мы узнаем из выступления отряда.

Выступление отряда на тему «Саморазвитие экосистемы – сукцессия».

Ведущий: Человек – тоже часть природы… Часто он вмешивается в жизнь экосистемы.

Выходят юноша Ваня и девушка Марина.

Марина:

– Тропинка кончилась, вокруг никаких указателей, а перед нами пустыня, песчаные барханы да редкие кактусы. Куда же нам идти?

Ваня:

– Да, вон смотри, что-то стоит. Пойдем, посмотрим.

(Подходят к памятнику, читают указатель.)

Марина:

– Великая экологическая пустыня?!

Ваня:

– Вот это да! Это же памятник врагам природы!

Ваня:

– Смотри, что здесь написано:

“Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.”  Жан-Батист Ламарк

 

Марина:

– Какие злые слова…

Ваня:

– Что ты имеешь в виду: посвящение на памятнике или то, что написал Ламарк?

Марина:

– И то и другое! Разве можно считать всех людей врагами природы?! А если человек сажает деревья, очищает от мусора реки, не разводит костры в лесу – разве справедливо называть его врагом природы?!

Ваня:

– Эх, Марина, почти невозможно сегодня найти на Земле человека, полностью безвинного перед природой.

Ведущий: Ребята! «Есть проблема».  Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга.

Ситуация 1. Твой младший брат принёс из леса ёжика. Что Вы посоветуете брату?

1. Оставить ёжика себе и позаботиться о нём.

2. Поиграть с ним и отпустить.

3. Внимательно рассмотреть ежа и вынести во двор.

4. Отнести в лес.

Ситуация  2. В старом скворечнике поселились воробьи. Вы знаете, что с наступлением весны должны вернуться скворцы. Что Вы сделаете?

1. Оставите воробьёв в домике.

2. Выгоните воробьёв, так как домик для скворцов.

3. Спросите совета у друзей.

4. Сделаете новый скворечник и повесите неподалёку.

5. Будете ждать скворцов и наблюдать их отношения с воробьями.

Ситуация  3. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать?

1. Забрать орехи себе.

2. Посмотреть орехи и положить их на место.

3. Ничего не трогать.

4. Положить в дупло что-нибудь вкусное.

Ситуация 4. Когда в лесу Вася и Леша собирали грибы, то несъедобные грибы они сбивали палками. Правильно ли поступали ребята?

1. Да, так как неопытные грибники могли бы их сорвать.

2. Несъедобный гриб мешает расти съедобному.

3. Да, так как они портят красоту леса.

4. Нет, так как исчезает лекарство для животных.

Ситуация 5. Ваша кошка только что поймала птичку. Что вы будете делать?

1. Отберёте у кошки и поиграете с ней.  

2. Оставите кошке.

3. Вылечите и отпустите на волю.

4. Отберёте у кошки и оставите во дворе дома.

5. Посадите в клетку и будете ухаживать.



Ведущий: Подробнее о вмешательстве человека в природу нам расскажет отряд.

Выступление отряда на тему «Вмешательство человека в экосистему»

Ведущий:

Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать людям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

Ребята наблюдают за муравьями. (с)

Дети оставили костёр в лесу. (ч)

Ребята срезают грибы ножиком. (к)

Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)

Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)

Мальчик полез в кусты за мячом. (к)

Дети ловят в пруду головастиков. (ч)

Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)

Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)

Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)

На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)

Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)

Ведущий: как вы увидели, экология – комплексная наука. Она занимается изучением всех сложных взаимодействий, происходящих в природе. А человек – только один из миллионов видов, обитающих на Земле. И вопрос загрязнения окружающей среды – только один из многих вопросов экологии.

Ведущий: Современная экология — сложная, разветвлённая наука. В 1910 г. на Третьем Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе были выделены три подраздела экологии:

Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой.

Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой.

Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.

Также выделяют геоэкологию, биоэкологию, гидроэкологию, ландшафтную экологию, этноэкологию, социальную экологию, химическую экологию, радиоэкологию, экологию человека, антэкологию и др.

В связи с многогранностью предмета и методов исследований в настоящее время некоторые ученые рассматривают экологию как комплекс наук, который изучает функциональные взаимосвязи между организмами (включая человека и человеческое общество в целом) и окружающей их средой, круговорот веществ и потоков энергии, делающих возможность жизни.

Человечеству приходится решать множество задач и отвечать на массу вопросов. (вопросы отрядам)

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3.  Мелкие комары и мошки в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

Ведущий: Да, нелегко приходится экологам. А министру экологии еще сложнее. Мы предложили одному из отрядов пофантазировать на тему «Если бы я был министром экологии…»

Выступление отряда на тему «Если бы я был министром экологии…»

 

Ведущий: Ребята, вы читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Маленький принц спросил у географа: "Куда же Вы мне посоветуете отправиться?". Географ ответил: "Посетите планету Земля, у нее неплохая репутация".

Есть одна планета-сад

 В этом космосе холодном.

 Только здесь леса шумят,

 Птиц скликая перелетных.

 Лишь на ней одной увидишь

 Ландыши в траве зеленой.

 И стрекозы только тут

 В речку смотрят удивленно.

Но и на нашей планете не все люди соблюдают правила вежливого обращения с природой. И мы многое можем потерять, если не перестанем уничтожать нашу планету. Но мы будем стараться беречь нашу Землю, чтобы однажды её тоже не приговорили к смертной казни.

А в этом нам помогут знания в области экологии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Я в станочника пошел, пусть меня научат!"

Среди множества принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и влиянию на судьбу с решением выбора профессии. В последнее время большинство обучающихся, ...

Спортивно – интеллектуальная игра «Я бы в армию пошел, пусть меня научат»

В XIX - начале XX века воины Российской армии и флота достойно продолжали дело своих дедов и отцов. Они мужественно отражали нападения многочисленных врагов, приходили на помощь братским южнославянски...

Предпрофильный курс: "Я бы в медики пошел - пусть меня научат"

Данная программа элективного курса рассчитана на 17 уроков ( по 2 часа). Программа может быть реализована в 9 классе.Цели: -помочь определиться с выбором профиля-создать условия для овладения учащимис...

Проведение внеклассного мероприятия "Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!"

Мероприятие проводилось в рамках Декады молодого избирателя. Участники - члены Клуба будущего избирателя "Пульс", существующего при МКОУ "Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа" Большесолдат...

Проектная задача «Я бы в армию пошел, пусть меня научат»

Проектная задача «Я бы в армию пошел, пусть меня научат» направлена гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.В данной проектной задаче основной акцент делается на формирование у уч...

Проект «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!»

Гражданско-патриотическое воспитание через проектную деятельность....

Программа курса внеурочной деятельности "Я б в пожарные пошел, пусть меня научат"

Актуальностьэтой программы состоит в приобретении учащимися навыков безопасного поведения при возникновении пожара, пользованием первичными средствами пожаротушения, оказании первой помощи и пропаганд...