Главные вкладки

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
    рабочая программа на тему

     

    Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon cheskidova_myagk_igr_7-10.doc171 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования Администрации

    Южноуральского городского округа

    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей

    «Центр дополнительного образования для детей»

                                                                           Утверждаю

                                                                      Директор                                                                                  

                                                                                Алексеева Н.Ф.

                                                                                      «___»  ____2006 г.

    Образовательная программа дополнительного образования детей

    «Мягкая игрушка»

    Возрастной диапазон: 7 - 10  лет.

    Срок реализации программы: 3 года.

                                                                                Автор:

                                                                Ческидова Валентина                

                                                 Григорьевна,

                                                                         педагог   дополнительного

                                                                         образования                                                                I   квалификационной

                                             категории

    Южноуральск

    2009 г.

    Информационная карта к программе  «Мягкая игрушка»

    Ф.И.О. педагога                            Ческидова Валентина Григорьевна

    По типу создания:                         типовая, адаптированная, авторская.

    По целевой установке                  развивающая или комплексная, учебная,

                                                            воспитательная.

    По образовательной

    области:                                           (профильная, многопрофильная              

                                                             (естествознание, искусство, духовная

                                                             антропология, социальная    практика,

                                                             словесность, технология)

    По направлению

    деятельности:                                ориентационная, фундаментальная,    

                                                            прикладная,  информационная.

    По способам реализации:            эвристическая, алгоритмическая,

                                                            исследовательская, творческая.

    По уровням усвоения:                  общекультурный, углубленный,

                                                            профессионально-ориентированный.

    По направлениям

    деятельности:                               1) техническое, 2) спортивно-техническое,

                                                          3)  физкультурно-оздоровительное,                    

                                                          4) туристско-краеведческое, 5) эколого-

                                                          биологическое,  6) культурологическое,                

                                                          7) художественно-эстетическое,                                                

                                                          8) социально-педагогическая                                              

                                                         профориентация, 9) военно-патриотическое,  

                                                         10) естественно-научное.

    По формам  реализации:           групповые, индивидуальные,

                                                         индивидуально-групповые.

    По продолжительности

    реализации:                                одногодичная, двухгодичная, трехгодичная

    По полу:                                     смешанное,   обучение для мальчиков, для 

                                                        девочек.

    По возрасту:                              для дошкольников, учащихся начальной,

                                                        основной, средней школы, подростков.

    Пояснительная записка

            Образовательная программа «Мягкая игрушка» является составной частью художественно-технического образования детей в учреждении дополнительного образования для детей. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к народным традициям.

            Программа «Мягкая игрушка» является комплексной, так как включает в себя различные направления обучения, воспитания и развития: материаловедение, композицию, рисунок и графику, специальную технологию, развитие творческого воображения, сплочение детского коллектива, основы экономических знаний, психологическую культуру личности.

    Актуальность и новизна программы.

    Художественно-техническое образование – это процесс овладения и присвоения ребенком культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов формирования целостной личности, её духовности и творческой индивидуальности.

            Участвуя в познании народного творчества, ребенок на подсознательном уровне через эмоции и практику развивает творческие, социальные черты, что дает возможность выжить в  современном мире. Народное творчество несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

            Наряду с изучением традиций, дошедших к нам из глубины веков, и национальных технологических приемов шитья осваиваются современные технологии пошива игрушек путем активизации самостоятельной творческой деятельности детей на основе смелого фантазирования и материального воплощения авторских задумок.

            Программа предполагает создание с условий для активного участия детей со своими изделиями в выставках, ярмарках-продажах, что способствует их адаптации в современных социально-экономических условиях, осознанию ими своей значимости в жизни.

    Педагогическая целесообразность

            Шитье прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, способствует развитию творческого воображения, воспитывает усидчивость и аккуратность – все это важные факторы в развитии ребенка.

            Занятия шитьем формируют эстетический вкус у детей, знакомя их с произведениями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую  и практическую подготовку к труду.

    Преемственность, согласованность и соответствие с программами общеобразовательных школ.

    Программа «Мягкая игрушка» закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей в школе. Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках и ярмарках города и области, на более глубокое вхождение в русское народное творчество и культуру родного края.

    Цели и задачи программы

    Основная цель – обучение, воспитание и развитие детей средствами художественно-технического творчества.

    Цель достигается путем решения рода задач:

    I. Познавательная: развивать познавательный интерес к народному декоративно-прикладному творчеству.

    II. Развивающая: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности и точности воплощения замысла.

    III. Мотивационная: создать комфортную творческую среду, способствующую активизации творческой деятельности каждого ребенка.

    IV. Социально-педагогическая: развивать чувство самозначимости на основе системы мер по поддержке и творческого продвижения каждого ребенка.

    V. Обучающая: учить пользоваться инструментами, пользоваться выкройками-лекалами, шить плоские игрушки, познакомить с традициями швейного дела.

    VI. Эстетическая: учить ценить и приумножать красоту в окружающем мире; воспитывать аккуратность и опрятность при занятии шитьем.

    VII. Воспитательная: воспитывать любовь к народному искусству, трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца.

    VIII. Оздоровительная: воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью; прививать навыки здорового образа жизни.

    Особенности набора детей:

    Набор детей в объединение свободный, без конкурса и тестирования. Возраст 7-10 лет. Наполняемость: допустимая – 15 человек, оптимальная – 12 человек.

    Психологические особенности:

    В этом возрасте трудно распознать способности ребенка, поэтому важно развивать способность фантазировать и мыслить образами.

    Дети 7-10 лет любознательны, активны, но работоспособность их невелика, внимание неустойчиво; основной мотив – получить признание , войти в совместную значимость деятельности детей, в которой каждый участник чувствует свою уникальность и значимость, поэтому занятия, проводимые с данной возрастной группой, должны содержать разные виды деятельности с обязательным включением двигательных моментов (игры, физкультминутки).

    Ведущие технологии, принципы и методы, обеспечивающие усвоение материала детьми.

            Программа учитывает уровень подготовки ребенка, его склонности, способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и темп усвоения учебного материала, а в целом – реализует личностно-ориентированную модель образования и технологию развивающего обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для самореализации личности ребенка в этом возрасте.

            Обучение по программе строится на общепедагогических принципах: научности, системности и последовательности; доступности и актуальности для ребенка, а также связи учебного материала с его жизнью, т.к. в основе самостоятельных творческих поисков детей лежит отражение наблюдаемой ими действительности и отношение к ней, основанное на его мироощущении и жизненном опыте.

            Одним из наиболее широко применяемых  в преподавании методов является беседа, сочетающаяся с рассказом, объяснением и активным использованием средств наглядности: образцов, таблиц, схем, плакатов, фотографий, видеоматериалов.

            В максимальной степени реализовать воспитательную и развивающую направленность изучаемого материала позволяет метод проблемного изложения.

            В процессе проведения экскурсий на выставки, учебные заведения как метод обучения может применяться наблюдение.      

            Каждая тема программы предусматривает большую практическую работу обучающихся.

            Основная задача её – сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном творческом труде, развивать навыки работы с тканью с использованием инструментов и приспособлений, объективно оценивать свои возможности и умения.

    Формы и режим работы.

            Основной формой организации учебной работы по программе является занятие, продолжительностью 45 мин. На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.

            На занятиях, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.

    Форма организации занятий – индивидуально-групповая.

    Структура занятий включает теоретическую и практическую части.

    Теоретическая часть содержит беседы о народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве, о народных мастерах и художниках, работающих в области декоративно-прикладного творчества.

    Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:  

    -   разработка эскизов отдельных изделий и композиций;

    - определение этапов в последовательности работы над изделием или композицией;

    -   исполнение изделий в материале.

            Практическая работа завершается общим просмотром и обсуждением работ с использованием алгоритмов оценки и самооценки качества работы.

    Предполагается активное участие обучающихся в конкурсах и выставках детского декоративно – прикладного творчества.

    Условия и средства реализации программы.

            Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.

    Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной на младших школьников.

            Ткань, инструменты и приспособления для шитья должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки).

    Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий.

    Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:

    1. Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы о художественно-прикладном искусстве и технологии пошива игрушек из различных тканей.
    2. Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления поделок и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: изделия,  сшитые обучающимися, таблицы, показывающие последовательность изготовления игрушек из ткани и их оформления.
    3. Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, схемы самоанализа.

    Формы подведения итогов реализации программы и оценка деятельности обучающихся.

    Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.

    Основными формами подведения итогов реализации программы являются тестирование и самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем.

    Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 3-бальной системе: минимальной, общий, продвинутый уровни усвоения знаний и сформированности умений и навыков.

    В течение года ребенок принимает участие в несколько выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции.

    Конкретные знания, ключевые понятия и определения.

    (за 3 года обучения)

    Изучение основ построения композиции знакомит обучающихся с особенностями заполнения пространства изделия, дает понятие о пропорциях, соразмерности частей, симметрии, композиционном центре, колористических особенностях, гармонии, формы, цвета. Разработка творческих эскизов – вариантов изделия способствует развитию творческих способностей юных мастеров, их активности самостоятельности. Выполнение изделий в материале способствует формированию практических умений и навыков шитья, вырабатывается навыки организации содержательного и полезного досуга.

    Прогнозируемые результаты.

    В результате  изучения программы «Мягкая игрушка» обучающиеся после 1-го года обучения получают:

    Знания  техники безопасности, использования инструментов при пошиве изделий, элементарных экономических понятий, первоначальные сведения о композиции, цвете, видах тканей, видах ручных стежков; специальную технологию изготовления плоской игрушки.

    Умения работать с готовыми выкройками – лекалами; с тканями (не сыпучими). Обрисовывать лекала игрушек на ткани. Подбирать материал для изделия, шить и оформлять игрушку.

    В результате  изучения программы «Мягкая игрушка» обучающиеся после 2-го года обучения будут:

    Знать:

    - принцип изготовления плоских комбинированных игрушек.

    - отличительные свойства плоских игрушек от полуобъемных.

    - виды тканей, используемых для изготовления полуобъемных игрушек.

    - приемы декоративного оформления игрушки.

    - виды ниток

    - виды орнаментов.

    Уметь:

    - изготовлять выкройки-лекала.

    - обрисовывать лекала на ткани

    - вырезать аккуратно детали кроя

    - соединять детали ручным «машинным» швом

    - оформлять игрущки

    - набивать части игрушки.            

    В результате  изучения программы «Мягкая игрушка» обучающиеся после 3-го года обучения будут:

    Знать:

    - виды народных игрушек

    - устройство Эл. утюга.

    - виды тканей, их свойства, отличия

    - цветовую гамму

    - техника последовательного изготовления полезных игрушек.

    - виды полезных игрушек.

    - способы оформления изделий.

    Уметь:

    - зарисовывать модель игрушки в альбоме

    - подбирать ткань для изготовления игрушки

    - комбинировать ткани

    - самостоятельно раскраивать ткань

    - придавать форму и объем изделию

    - использовать отделочные материалы (шнур, тесьма, сутаж, рюши)

    - рассчитывать цену изготавливаемой игрушки

    - применять в изготовлении изделий бросовый материал (обложки, картон, клеенка б\у)

    Литература для педагогов.

    1. Белобородова К.П. «Приамурские узоры», П., 1975 г.
    2. Блинов Г.М. «Чудо-кони, чудо-птицы», М, 1977
    3. Максимов Ю.У. «У истоков мастерства» 1983 г.
    4. Молотобородова О.С. «Кружок изготовленияи
    5. Рогова А.П. «Кладовая радости» М, 1982 г.
    6. «Основы худож. ремесла» / под ред. В.А Барадулина М, 1979 г.
    7. Труханова А.Т. «Основы технологии швейного производства». М., 1980 г.
    8. Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство»., М, 1984 г.
    9. «Народные худ. Промыслы» / под ред. О.С.Поповой М., 1984 г.

    Литература для обучающихся.

    1. Белова Н.Р., Кононович Т.П., С.В. Кочеткова; З.Л.Неботова «Энциклопедия рукоделия – мягкая игрушка» 2001
    2. Соколова Ю, Сидорович Ю. «Мягкая игрушка» 1998 г.
    3. Городкова Т.В., М.И. Нагибина «Мягкие игрушки – мультики и зверюшки». 1997 г.
    4. Максимова М, Кузьмина М «Лоскутики»

    Учебно-тематический план    (1 год обучения)


    п\п


    Разделы и темы

    Общее кол-во

    Часов

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие

    2

    1

    1

    2

    История народного творчества. Краеведение, исследовательская деятельность

    6

    1

    5.

    3

    Охрана и культура труда

    6

    2

    4

    4

    Материаловедение (х/б ткани) Их свойства,назначение.

    10

    2

    8

    5

    Инструменты и приспособления

    6

    1

    5

    6

    Художественно-декоративная композиция

    12

    4

    8

    7

    Технология изготовления плоских игрушек

    32

    8

    24

    8

    Изготовление плоских игрушек

    58

    8

    50

    9

    Сплочение детского коллектива

    10

    1

    9

    10

    Итоговое занятие

    2

    1

    1

    Итого:

    144

    29

    115

    Содержание программы

    1. Вводное занятие (2 часа)

    Теория: Цели, задачи, содержание работы объединения. Просмотр литературы, образцов и детских работ, изготовленных ребятами в предыдущем году. Анализ работ.  (1 час).

    Практика: Запись в тетрадь основных пунктов занятия. (1 час)

    Методическое и дидактическое обеспечение:  альбомы с игрушками, инструкционные карты, образцы игрушек, детские работы, доп. образовательная программа «Мягкая игрушка».

    1. История народного творчества. Краеведение, исследовательская деятельность. (6 часов)

    Теория: Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного худ. творчества.  Зависимость своеобразия изготовляемых игрушек от условий быта и труда, обычаев народа, национального характера, климатических условий и используемого материала. Организация сбора – поиска.(1 час)

    Практика: Просмотр собранных образцов и фотографий. Экскурсия на выставку народного творчества. Оформление собранных материалов. (5 часов)

    Методическое и дидактическое обеспечение:  картинки и фотографии с изображением различных видов игрушек.

    3. Охрана и культура  труда. (6 часов)

    Теория: Рабочее место – лицо мастера . безопасный труд – залог успеха. Знакомство с правилами безопасного поведения:

    - при работе с колющими и режущими инструментами.

    - при использовании утюга, радио, э-чайника, магнитофона.

    - правила поведения на улице во время пешеходных экскурсий.

    - правила поведения в транспорте во время пешеходных экскурсий

    - автобусных экскурсий.

    - правила поведения в кабинете

    - правила поведения в общественных местах

    - правила поведения на природе

    - правила поведения на мероприятиях Центра.

    - правила эвакуации из здания в случае ЧП.

    (2 часа)

    Практика: Практическое выполнение правил требований – инструкций во время образовательной деятельности. (4 часа)

    Методическое и дидактическое обеспечение:  инструкции по ТБ.

         4. Материаловедение (10 часов)

    Теория:  Плотные ткани, виды плотных  тканей. Их свойства. Правила ухода за ними. Применение тесьмы, бусинок, меха, бисера в изготовлении игрушек – аппликаций. (2 часа)

    Практика: Изготовление образцов х\б тканей (гладкого ситца и набивного)      (8 часов)

    Методическое и дидактическое обеспечение: ножницы, альбомные листы,   клей, образцы х\б тканей, таблицы с образцами тканей.

     

    1. Инструменты и приспособления  (6 часов)

    Теория:  Иглы (виды и назначение). Назначение наперстка. Подбор наперстка. (1 час)

    Практика: Навыки при работе с иглами и наперстком. Подбор наперстка, соответствие его толщине среднего пальца. (5 часов)

    Методическое и дидактическое обеспечение: иглы разной толщины, с разными по размеру ушками, наперсток,  инструкции по работе с иголками (ручными).

    1. Художественно-декоративная композиция  (12 часов)

    Теория: Понятие о цветовой гамме, сочетание цветов. Цветовой круг. Подбор ткани по цвету и рисунку, подходящей к данной игрушке. (4 часа)

    Практика: Подбор ткани (по выбору) по цвету и рисунку для предложенной игрушки (8 часов)

    Методическое и дидактическое обеспечение:  набор  тканей,  ножницы, образцы.

     

    1. Технология изготовления игрушек - аппликаций  (32 часов)

    Теория: Понятие об изготовлении игрушек – аппликаций. Основные правила изготовления. (8 час).

    Практика:  

    - зарисовка изделия в альбом

    - раскраска рисунка

    - подбор лоскутов ткани

    - изготовление лекал-выкроек

    - раскрой деталей

    - наклейка деталей на ткань-основу.

    - утюжка аппликации

    - обработка деталей и пришивание их петельным швом.

    - оформление аппликации дополнительными деталями.

     (24 часа)

    Методическое и дидактическое обеспечение: альбом, карандаш, фломастер, игла ручная, нитки, ножницы,  кусочки драпа, материал для оформления аппликации, плакаты с изображением игрушек – аппликаций. Плакаты с алгоритмом изготовления изделий.

     

         8. Изготовление игрушек - аппликаций (58 часов)

    Теория:     Назначение игрушек – аппликаций (оформление стен детской комнаты; украшение одежды, подарок – прихватка)   (8 часов)

    Практика:  Изготовление игрушек – аппликаций. Их декоративное решение. (50  часов)

    Выставка: показ образцов с художественными заплатами.

    Методическое и дидактическое обеспечение:   ткань, инструменты и приспособления для шитья, образцы готовых тканей, журналы  с изображением аппликаций.

     

    9.  Сплочение детского коллектива» (10 часов)

    Теория: «Ты и коллектив объединения». (1 час)

    Практика: День открытых дверей. Родительское собрание с учащимися. День здоровья на природе. Посвящение в подмастерья. Распределение обязанностей между членами объединения. Участие в мероприятиях ЦДОдД, мероприятия в группе.  (9 часов)

    Методическое  и дидактическое обеспечение: игровой реквизит. Туристическое снаряжение, разработки детских праздников.  

       10. Итоговое занятие (2 часа)

    Теория: Подведение итогов за год. Награждение учащихся.  (1 час)

    Практика: Выставка работ учащихся.

    Дидактическое обеспечение:  грамоты. Благодарственные письма родителям. Памятные подарки.  

    Предполагаемый список изделий для пошива в течении года (плоские игрушки)

    1. Кошелек – солнышко
    2. Кошелек с квадратиками
    3. Лошадка
    4. Спортсмен
    5. Дед Мороз
    6. Медвежонок
    7. Собачка
    8. Клоуны (сидячий, висячий, стоячий, лежачий)
    9. Кукла-Маша
    10. Кукла-Ваня
    11. Кот Васька
    12. Зайчик – карманчик
    13. Мышка настенная (пижамница)

    .  Психологическая культура личности  

    Теория: Общечеловеческие ценности. Воспитанность и её составные части.

    Культура общения. Культура внешности. Культура учебного труда. Обобщающая тема.

    Практика: Тренинг общения; выполнение режима дня. Практикумы: как вести себя за столом. Как красиво одеваться.  И др. выполнение памяток: «Как стать внимательным» «Как стать настойчивым». Выполнение памяток самоконтроля за творческим трудом и поведением..  

    Методическое и дидактическое обеспечение:   тетради, тесты, памятки.  

    Учебно-тематический план    (2 год обучения)


    п\п


    Разделы и темы

    Общее кол-во

    Часов

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие

    2

    2

    -

    2

    Народные промыслы. История создания русской народной игрушки

    6

    2

    4.

    3

    Культура безопасности труда

    8

    2

    6

    4

    Материаловедение. Шерстянные ткани. Их свойства. Применение.

    8

    2

    6

    5

    Инструменты и приспособления

    6

    2

    4

    6

    Художественно-декоративная композиция

    10

    2

    8

    7

    Технология изготовления мягконабивных игрушек

    30

    4

    26

    8

    Изготовление  игрушек (простых по сложности)

    60

    8

    52

    9

    Сплочение детского коллектива

    12

    2

    10

    10

    Итоговое занятие

    2

    1

    1

    Итого:

    144

    27

    117

    Содержание программы

    1. Вводное занятие (2 часа)

    Теория: Цели, задачи, содержание работы объединения. Просмотр образцов, литературы, адаптация в кабинете.  (2 часа).

    Методическое и дидактическое обеспечение:  альбомы по шитью, , инструкционные карты.

    1. Народные промыслы. История создания русской народной игрушки.     (6 часов)

    Теория: Народные промыслы. Сведения о народной игрушке История создания русской народной игрушки.(2 часа)

    Практика: Экскурсия в библиотеку – изучение альбомов с иллюстрациями о швейных промыслах.  Экскурсия в краеведческий музей, экскурсия в швейные цеха. (4 часа)

    Методическое и дидактическое обеспечение:  видеомагнитофон.

    3. Культура и безопасность  труда. (8 часов)

    Теория: Ценностное отношение к своему здоровью. Правила поведения на занятиях. Режим проветривания помещения. Правила обращения с колющими и режущими инструментами (ножницы, ручные иглы). Зеленая зона – роль растений в оздоровлении микроклимата кабинета. Физкультурная пауза – комплекс упражнений для снятия напряжения, в пальцах, плечах, спине. Содержание активных перемен (2 часа)

    Практика: Организация рабочего места. Создание экологических условий в кабинете. Посадка комнатных растений, улучшающих микроклимат кабинета. Разучивание комплекса упражнений. Контроль   ЗУН.   (6 часов)

    Методическое и дидактическое обеспечение:    Набор инструментов и оборудования, инструкции по безопасному использованию инструментов, приспособлений, оборудования.

         4. Материаловедение (8 часов)

    Теория:  Виды  тканей для мягконабивных игрушек (трикотаж, ситец, ворсовые ткани и т.д). Подбор тканей по цвету, фактуре, видам. Сведения о нитках, используемых в изготовлении изделий. (нитки №30, 40. разных цветов, мулине, ирис, штопка, шерстяные, пряжа). Материалы, используемые для набивки тканевых игрушек. Полуобъем. Ткани, материал, фурнитура, используемая для изготовления игрушек.  (2 часа)

    Практика: Изготовление образцов  тканей. Изготовление образцов ниток. Контроль ЗУН.      (6 часов)

    Методическое:  ткани, различные по цвету, фактуре, видам; нитки, синтепон, поролон, ватин..

    Дидактическое обеспечение:  Образцы с различными видами  тканей и ниток.

     

    1. Инструменты и приспособления  (6 часов)

    Теория:  Рабочее место. Инструменты и приспособления (ножницы, иголки, наперстки, пассатижи, проволока, мел, клей, краски, кисти, карандаши, проволочная щетка). (2 часа)

    Практика: Организация рабочего места. Изготовление подставки для инструментов из подручного материала. Изготовление игольницы. (4 часа)

    Методическое: Набор инструментов и приспособлений.

    Дидактическое обеспечение:  Плакаты и правила пользования приспособлениями и инструментами.

    1. Художественно-декоративная композиция  (10 часов)

    Теория: Понятие о композиции, цвете. (локальная окраска, тоновый и цветовой контраст). Понятие об орнаменте в круге, квадрате, прямоугольнике. Виды орнамента (растительный, животный и т.д). (2 часа)

    Практика: Изображение растительного и животного орнаментов в круге, квадрате, прямоугольнике. Контроль ЗУН. (8 часов)

    Методическое: Кодоскоп.

    Дидактическое обеспечение:   Печатные и фото-видеоматериалы по теме «Художественно - декоративная композиция».

     

    1. Технология пошива плоских игрушек  (30 часов)

    Теория:

    1. Общий силуэт игрушки, ее основные пропорции, орнаментальная разработка.
    2. Технологическая последовательность изготовления плоской игрушки. (4 часа)

    Практика:  Зарисовка сувенира в альбом. Изготовление выкроек – лекал, раскрой ткани, узоров, аппликаций. Заготовка каркаса, сметывание деталей, сшивание игрушки, соединение деталей игрушки, наклеивание аппликации, оформление сувенира. (26 часов)

    Методическое: Инструменты и приспособления для шитья.

    Дидактическое обеспечение:  Технологические карты, алгоритмы самоанализа.

     

         8. Изготовление плоских игрушек (60 часов)

    Теория:  Назначение плоских игрушек. Понятия о видах плоских игрушках. (настенные, полезные для объемных картин), способы оформления плоских игрушек. (8 часов)

    Практика:  Изготовление плоских игрушек из несыпучих тканей с использованием подсобных материалов для оформления. (мех, тесьма, нитки, кожа, кожзаменитель, пуговицы и пр.). (52  часов)

    Методическое: Инструменты для шитья, приспособления,  ткани, поролон, материал для оформления сувениров.

    Дидактическое обеспечение:  Образцы игрушек. Литература: книги с игрушками.

    9.  Сплочение детского коллектива» (12 часов)

    Теория: Знакомство за круглым столом. Микроклимат коллектива. Коллективное создание здорового, уютного, развивающего, воспитывающего, воспитывающего пространства. Участие в мероприятиях Центра и объединения. Экскурсии. (2 часа)

    Практика:  Распределение поручений и визуальный контроль из выполнения.  Оформление уголков объединения. Выпуск стенных газет.  (10 часов)

    Методическое: игровой реквизит. Сменные стенды.

    Дидактическое обеспечение:  Место для отдыха, чаепития.  

       10. Итоговое занятие (2 часа)

    Теория: Подведение итогов за год. Награждение активных учащихся.  (1 час)

    Практика: Оформление выставки поделок учащихся. Контроль ЗУН.

    Методическое:  стенды для лучших работ..

    Дидактическое обеспечение:  Лучшие детские работы.  

    Предполагаемый список игрушек (мягконабивных)

    1. Петушок в воротничке
    2. Пингвин в тельняшке
    3. Попугай
    4. Поросенок
    5. Сова
    6. Рыбка (разнообразные)
    7. Птичка
    8. Гусь
    9. Улитка
    10. Котенок
    11. Мышка
    12. Мотылек
    13. Снеговик
    14. Гном
    15. Ангелочек

    .  Психологическая культура личности  

    Теория: Общечеловеческие ценности. Воспитанность и её составные части.

    Культура общения. Культура внешности. Культура учебного труда. Культура быта.

    Практика: Тренинг общения; выполнение режима дня. Практикумы: как вести себя за столом. Как красиво одеваться.  И др. выполнение памяток: «Как стать внимательным» . Выполнение памяток самоконтроля за творческим трудом и поведением..  

    Методическое: тетради.

    Дидактическое обеспечение:  тесты, памятки.  

    Учебно-тематический план    3-го года обучения


    п\п


    Разделы и темы

    Общее кол-во

    Часов

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие

    2

    2

    -

    2

    Народные промыслы. Краеведение. Исследовательская деятельность

    6

    1

    5

    3

    Техника безопасности. Охрана труда

    6

    1

    5

    4

    Оборудование и инструменты. Электротехника

    6

    1

    5

    5

    Материаловедение

    8

    2

    6

    6

    Рисунок и графика

    12

    2

    10

    7

    Художественно-декоративная композиция

    10

    2

    8

    8

    Специальная технология изготовления игрушек (полезных)  

    24

    4

    20

    9

    Изготовление  игрушек (полезных)

    50

    10

    40

    10

    Сплочение детского коллектива

    10

    2

    8

    11

    Основы экономических знаний

    8

    2

    6

    12

    Итоговое занятие

    2

    1

    1

    Итого:

    144

    30

    114

    Содержание программы

    1. Вводное занятие (2 часа)

    Теория: Цели, задачи, содержание работы объединения. Просмотр образцов, литературы. Просмотр и анализ работ, изготовленных детьми. Адаптация в кабинете.  (2 час).

    Методическое обеспечение и дидактическое обеспечение:  Журналы, модели игрушек.

    2. Народные промыслы. Краеведение. Исследовательская деятельность.     (6 часов)

    Теория: Виды народных игрушек. Городецкая роспись. Общие принципы, роднящие народную и современную игрушку. Организация сбора – поиска «Бабушкин сундук». Требования к сбору и оформления краеведческой информации.(1 час)

    Практика: Просмотр собранных образцов и фотографий. Оформление собранных материалов по поиску «Бабушкин сундук».  (5 часов)

    Методическое обеспечение и дидактическое обеспечение:  Образцы игрушек. Картинки и фотографии.

    3. Техника  безопасности. Охрана  труда. (6 часов)

    Теория: Ценностное отношение к своему здоровью. Физкультурная пауза на занятиях. Соблюдение осанки. Инструктаж по ТБ (1 час)

    Практика: выполнение правил и требований инструкций во время работы в объединении.   (5 часов)

    Дидактическое обеспечение: Инструкции по технике безопасности.

    4. Оборудование и инструменты  (6 часов)

    Теория:  Ручные иглы (виды и назначения). Колышек, его назначение. Устройство э\утюга, способы безопасного труда с ним. (1 час)

    Практика: Работа с утюгом. Работа с ручными иглами, изготовление швов (ручных). Изучение ТБ. (5 часов)

    Методическое: Набор инструментов и приспособлений для пошива игрушек. Разные виды ручных игл.

    Дидактическое обеспечение:  Инструкции по эксплуатации э\утюга.

         5.  Материаловедение (8 часов)

    Теория:   Ткани для пошива комбинированных плоских игрушек. Х\б ткани. Их свойства, окраска (гладкокрашенные., набивные). Признаки определения и уход за ними. Применение тканей для комбинирования в пошиве игрушек. Подбор тканей «компаньонов» для изготовления комбинированной игрушки. Использование отделочных тканей в оформлении игрушек  (2 часа)

    Практика: Определение вида   ткани. Отличие х\б тканей от какой-либо другой (шерсти). Подбор тканей для комбинирования.      (6 часов)

    Методическое:  Лоскуты ткани.

    Дидактическое обеспечение:  Раскладки с видами тканей, с х\б тканями, различными по структуре.

    1. Рисунок и графика.  (12 часов)

    Теория: Аналитическая работа мысли – сравнение различных частей игрушки (величины, формы, объема, цвета). Правила перевода и расположения выкроек – лекал в альбоме (2 часа)

    Практика: Зарисовка игрушек в альбом. Перевод готовых выкроек-лекал в альбом (10 часов)

    Методическое: Альбом, карандаш, фломастеры, выкройки-лекала

    Дидактическое обеспечение:   Инструкция с правилами выполнения графических работ в альбоме.

    1. Художественно-декоративная композиция  (10 часов)

    Теория: Понятие о цветовой гамме. Сочетание цветов в тканях для комбинированных изделий. Декоративное решение изделий, выбор тканей. «compositio» - латинское слово, означающее «составление, соединение, сочетание». (2 часа)

    Практика: Подбор тканей для игрушки. Детали для оформления: декоративное решение игрушки (8 часов)

    Методическое: Лоскуты тканей, разных по цветовой гамме.

    Дидактическое обеспечение:   Схемы цветового шестигранного круга.

     

    1. Специальная технология изготовления полезных игрушек  (24 часа)

    Теория: Что такое полезная игрушка. Ее назначение. Технологическая последовательность изготовления игрушек. Правила раскроя и заготовки каркаса из поролона. Требования к заготовке основы для игрушки. (4 часа)

    Практика:  Отработка последовательности пошива сувениров:

    - Заготовка выкроек-лекал

    - Заготовка каркаса (прокладки из поролона)

    - Заготовка основы для игрушки

    - Раскрой ткани

    - Вырезание деталей игрушки

    - Сшивание деталей игрушки

    Практическое выполнение модели:

    - соединение основы игрушки с каркасом,  оформление сувенира. (20 часов)

    Методическое: Инструменты и приспособления для шитья.

    Дидактическое обеспечение:  Технологические карты

     

         9. Изготовление полезных игрушек (50 часов)

    Теория:  Особенности пошива игрушек. Последовательность изготовления. Необходимые материалы для пошива (фурнитура, отделочные ткани). Навыки работы  с клеем. Назначение полезных игрушек. Виды игрушек. (10 часов)

    Практика:  Изготовление предложенных (или своему выбору) моделей  игрушек с элементами комбинированных тканей. Оформление сувениров (волосы, лицо, дополнительные детали, головные уборы). (40  часов)

    Методическое: Ручные иглы, нитки, ножницы, карандаш, ткани, поролон, клей, пряжа, кожзаменитель.

    Дидактическое обеспечение:  Образцы игрушек. Иллюстрации с различными игрушками. Журнал «Чудесные мгновения».

    10.  Сплочение детского коллектива» (10 часов)

    Теория: «Моё я». «Я и коллектив». (2 часа)

    Практика:  День открытых дверей. Родительское собрание с учащимися. День здоровья на природе. Посвящение в подмастерья. распределение обязанностей в объединении между членами коллектива. Участие в мероприятиях центра. Мероприятия в группе.  (10 часов)

    Методическое: игровой реквизит. Туристическое оборудование.

    Дидактическое обеспечение:  Разработки детских праздников.  

     

       

      11. Основы экономических знаний (8 часов)

    Теория: Понятие бюджета семьи. Понятие цены и цены игрушки, изготовленной самостоятельно. Изготовление игрушек из старых вещей.  (2 часа)

    Практика: Экскурсия в магазин с целью наблюдения цен мягких игрушек. Расчет цены изготовленной самостоятельной игрушки. (6 часов)

    Методическое:  Калькулятор, ножницы

    Дидактическое обеспечение:  Журнал «Школа и производство». Модели игрушек, сшитых из ткани  б\у вещей.  

       12. Итоговое занятие (2 часа)

    Теория: Подведение итогов за год. Награждение активных учащихся.  (1 час)

    Практика: Выставка работ учащихся. Оценка работ (1 час)

    Методическое и дидактическое обеспечение:  грамоты, благодарственные письма, сувениры.  

    Предполагаемый список изделий (полезных игрушек)

    1. Черепаха (игольница)
    2. Петушок, собачка, лошадка (брошки)
    3. Лев, кот, зайка (брошки)
    4. Обезьяна, цветочки (брошки)
    5. Летучая мышь (подвесная карандашница)
    6. Кот, обезьяна, гриф (подвесная карандашница)
    7. Слон (крючок для ключей)
    8. Осьминог  (крючок для ключей)
    9. Мухомор (игольница)
    10. Свинка (кошелек)
    11. Собака (футляр для очков)
    12. Стрекоза (брошка)

    .  Психологическая культура личности  

    Теория: «Береги честь своего Центра, по хозяйки относись к его имуществу». «Будь скромным, вежливым, опрятным». Традиции коллектива.

    Практика: Тренинг усидчивости, аккуратности, самоактивизации, самовнушения.  

    Методическое: тетради, ручки.

    Дидактическое обеспечение:  тесты, памятки.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

    Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

    Использование современных образовательных технологий в реализации программы дополнительного образования

    Актуальность применения ИКТ в тренировочном процессе: Создание реальных возможностей освоения двигательных действий создавая правильное представление о технике движений на начальном этапе обучени...

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Рабочая программа для одаренных учащихся фортепианного отделения Детской школы искусств срок реализации программы 4 года

    В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все...

    Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

    Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...

    Учебная рабочая программа элективного курса «Технический перевод» для 8-11 классов (срок реализации 4 года)

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ«ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЛИЦЕЙ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ»...

    Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»

    Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРСПЕКТИВА» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 2 года

    Развитие творческих начал в человеке является движущей силой формирования личности, так как развитие творческих способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравствен...