Дополнительная образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию "Моя Россия!"
рабочая программа по теме
Программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся "Моя Россия!" расчитана на возраст с 7 до 17 лет, сроком реализации: один год. Её можно брать за основу деятельности по этому направлению, меняя тематический план работы - добавлять новые юбилейные даты календаря. Программа направлена на развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.
Цель программы - активизация воспитательного процесса, ориентированного на развитие у учащихся патриотического сознания, готовности самореализации в основных сферах жизни общества, в том числе, связанных с выполнением функций по его защите.
Из рецензии на данную прграмму, подписанную деканом филологического факультета ТГПУ - кандидатом педагогических наук А. В. Гузеевой: "Данная программа представляет собой разработку интегрированного характера, совмещавшую образовательную деятельность на пересечении собственно исторической, краеведческой и музееведческой проблематики с воспитательной деятельностью, направленной на формирование личности с активной жизненной и профессиональной позицией гражданина и патриота. Её актуальность обусловлена содержательными и собственно методическими характеристиками. Новизна данной программы заключается в использовании современныхт (в том числе интерактивных) педагогических технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, диалогизацию процесса обучения, усиление креативного компонента. Рецензируемая программа представляется актуальной, оригинальной, практически значимой, органично вписанной в систему школьного образования и воспитания, методически грамотной и может быть рекомендована для использования в системе дополнительного образования учащихся средней школы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа школьного музея "Моя Россия!" | 523 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Учреждение, ЗАТО Северск
«Средняя общеобразовательная школа № 84»
Согласовано: помощник директора МАУ ЗАТО СЕВЕРСК «РЦО» _______________________ Е. В. Гудзовская | Утверждено: На заседании МС Протокол № _____ от «____»____________ 200 г. Председатель МС ______________________ Т. В. Антошкина Директор школы _______________________ Л. Н. Коппалова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы
«Моя Россия!»
Возраст учащихся: 7 – 17 лет
Срок реализации: один год
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Александра Аркадьевна Никиенко,
руководитель музея «Истоки»
Северск – 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка……………………………………………3
- План работы музея «Истоки» на 2012 – 2013 учебный год…....10
- Учебно-тематическое планирование
- План заседаний и работы Совета музея…………………………....21
- План работы «Школы музееведения»………………………….......24
- План работы экскурсионно-лекторской группы…………………..28
- План работы оформительской группы……………………………..31
- Виды деятельности музея и количество часов, затраченное на их подготовку и проведение…………………………………………….....33
- Условия реализации программы…………………………………34
- Этапы реализации программы……………………………….......35
- Механизм реализации программы…………………………….....35
- Механизм оценки получаемых результатов…………………….36
- Список литературы………………………………………………..37
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знают и взрослые и малыши:
Есть чудеса в повседневности.
Музей – он частица нашей души,
А не просто хранилище древности.
(Александр Луговской)
Одна из ключевых целей современной идеологии общества – цель воспитания подрастающего поколения.
Сегодня общество и государство ставят перед школой социальный ЗАКАЗ огромной важности – воспитать человека с активной жизненной и профессиональной позицией, гражданина и патриота. Воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».
Определённое место в воспитании молодёжи отводится и музеям образовательных учреждений, так как они являются составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса и должны воспитывать у подрастающего поколения должное уважение к прошлому, традициям и истории своего народа.
Школьный историко-краеведческий музей «Истоки» работает под девизом: «Изучаем прошлое, чтобы познать настоящее и заглянуть в будущее!»
Музей «Истоки» – активный живой организм. Экспозиция музея оживляет страницы истории родного города, края. Она знакомит учащихся с людьми героического подвига, участниками судьбоносных событий в жизни Отечества. Активная музейная деятельность позволяет вести целенаправленную пропаганду накопленного и имеющегося материала.
Цель работы музея: – ФОРМИРОВАНИЕ общей культуры Личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.
Задачи музея:
- создание условий для развития гражданско-патриотического воспитания в школе;
- развитие чувств патриотизма у учащихся;
- формирование собственной активной гражданской позиции и своего отношения к действительности;
- развитие социальной ответственности у школьников;
- освоение практических навыков поисковой и исследовательской работы;
- воспитание у учащихся музейной культуры.
Цель и задачи музея благородные и имеют актуальное значение в современное время.
Направления работы музея:
1. Краеведение (история края и города);
2. История Великой Отечественной войны (величайшие битвы, военачальники, города-герои, большие и маленькие герои страны и края, земляки – ветераны
войны и труженики тыла, концентрационные лагеря, военное детство и т. д.);
3. Дни Воинской славы России;
4. Они прославляли Россию! ( о людях разных столетий и разных профессий);
5. История школы.
5. Знаменательные даты календаря (Жизнь и биография великих людей России, исторические события).
По всем этим направлениям проводятся различные формы работы:
• лекции, • экскурсии, • устные журналы, • уроки мужества, • уроки памяти,
• театрализованные музейные уроки, • ролевые и тематические игры.
Работа музея «Истоки» организована на системной основе.
Система выстроена в соответствии с такими основными принципами патриотического воспитания, как:
▪ научность, ▪ системность, ▪ преемственность;
а также в соответствии с принципами досуговой педагогики:
▪ добровольности, ▪ взаимодействия, ▪ сотворчества, ▪ культуросообразности.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, так как его деятельность, безусловно, имеет определённую ценность для воспитанников образовательного учреждения.
Музейная деятельность развивает сотворчество, активность и самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества.
Подросток, являясь участником разноплановых музейных мероприятий: музейных уроков, экскурсий, устных журналов, тематических игр и других, воспринимает накопленный исторический опыт, т. е., получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивает этические ценности.
Школьный музей обладает рядом существенных функций: информационно-интегративной, хранительной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидающей, развлекательно-познавательной. Интеграция всех этих функций из хранилища ценностей истории и культуры превращает музей в центр духовной жизни.
А музейная педагогика, цель которой – формирование духовно-нравственных ценностей и творческое развитие личности, предусматривает не только обучение и воспитание учащихся на музейном материале, но и теоретическое его осмысление.
Школьный музей расширяет кругозор учащихся, помогает овладевать им практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, пополняет знания школьников и прививает навыки исторического мышления, а в целом, способствует формированию у школьников гражданско-патриотических качеств.
Естественно, что музей в своей деятельности должен опираться на конкретную программу деятельности, направленную на формирование гражданственности и патриотизма учащихся.
Историко-краеведческий музей «Истоки» в своей деятельности опирается на дополнительную образовательную программу
по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы
«Моя Россия».
Данная программа направлена на развитие социально активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.
Цель программы – активизация воспитательного процесса, ориентированного на развитие у учащихся патриотического сознания, готовности самореализации в основных сферах жизни общества, в том числе, связанных с выполнением функций по его защите.
Задачи данной программы:
1. Создание условий, необходимых для проявления индивидуальности каждого ученика;
2. Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения;
3. Формирование патриотического сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну через разные формы работы;
4. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений;
5. Использование разных форм работы и современных технологий, стимулирующих активность учащихся, раскрывающих их личностный потенциал;
6. Формирование и развитие у школьников положительной мотивации к участию в деятельности гражданско-патриотического направления;
7. Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Пополнение музейных фондов через выполнение заданий музея классами; 8. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся, знаний и умений ведения музейной работы через проведение «Школы музееведения».
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на совместную творческую деятельность педагогов и учащихся, на развитие самоуправления и самостоятельности школьников.
Новизна её проявляется в том, что она предлагает более интересные, интерактивные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и трудного материала, позволяет углубить и расширить знания, способствует индивидуализации образования и воспитания. А также, здесь предусматривается работа с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными детьми по освоению ими основ исследовательской деятельности. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик прикасаются к таинству нового (пусть даже субъективно нового) знания и осваивают технику этой работы. Отношения учитель – ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Для реализации предлагаемой программы – для организации и проведения всей музейной работы – из учащихся школы, с 5-ого по 11-ый классы создан Актив музея, который делится на 4 разновозрастные группы. Ребята, вошедшие в Актив музея, соответственно, становятся музейщиками. В Актив ребята приходят по агитации и личному желанию. Также в Актив настоятельно приглашаются по 2 человека от каждого класса с той целью, чтобы каждый класс знал о деятельности музея, сам принимал участие в его работе – выполнял задания, а также прибегал к помощи музея – заказывал бы его мероприятия.
Учащиеся, включившиеся в работу музея, следуют девизу: «Жить просто так нельзя, жить нужно с увлечением».
Актив музея делится на 4 разновозрастные группы:
• фондовую группу – ребята этой группы ведут учёт экспонатов, учатся описывать их, составляют акты приёма на экспонаты, поступившие в музей на постоянное и временное хранение;
• поисковую группу – ребята этой группы учатся брать интервью, составлять вопросники, проводят определённую поисковую работу; • экскурсионно-лекторскую группу – ребята этой группы принимают активное участие в проведении экскурсионно-лекторской работы и сами пытаются
подбирать материал для экскурсий, учатся и пробуют их разрабатывать;
• оформительскую группу – ребята этой группы занимаются набором текста, фотографируют, рисуют, придумывают и оформляют выставки.
В каждую из этих групп входит от 6 до 10 – 12 человек – представителей из разных классов. С ребятами – музейщиками каждой группы проводится серьёзная, целенаправленная, большая работа. Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия (чаще).
Возглавляет и руководит Активом музея Совет музея, состоящий из 8 наиболее активных и инициативных ребят, которые принимают более активное участие в планировании и детальной разработке конкретных мероприятий музея, придумывают и составляют поисковые задания для классов и т. д. А Актив музея, направляемый Советом музея и руководителем музея, уже в свою очередь, и претворяет в жизнь программу музея «Моя Россия», проводя различные музейные мероприятия и активно вовлекая в них все учебные классы школы.
Музейщики – активисты музея с удовольствием принимают участие в театрализованных музейных экскурсиях, с интересом проводят тематические игры, с радостью создают различные (стендовые и витринные) временные выставки. Творческие ребята – активисты музея часто выступают инициаторами и организаторами многих музейных дел, являясь их разработчиками и ведущими. Многие ребята, включившиеся в работу музея, овладевают практическими навыками музейной работы. Им удаётся раскрыть и реализовать индивидуальные способности: интеллектуальные, артистические, ораторские, организаторские, оформительские, творческие, коммуникативные и другие.
Приобретение такого разностороннего опыта помогает им быстрее адаптироваться в современной жизни.
Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.
Согласно данной программе вариативно используется комплекс методов:
- репродуктивный: диалог, беседа, рассказ, лекция, экскурсия;
- программированный: работа с книгой, сюжетно-ролевые и тематические игры;
- метод проектов: рисунок, плакат, реферат, исследование, выставка;
- метод импровизации и ситуации;
- метод творческого поиска;
- метод театрализации.
В работе с учебными классами обязательно учитывается смена возрастных периодов, и соблюдается дидактический принцип – от простого изложения материала к сложным формам работы.
С первоклассниками и второклассниками музейщики проводят такие заочные «путешествия», где задают им вопросы, загадывают загадки, ребусы, шарады. Они учат ребят выражать своё отношение к предмету беседы, самостоятельно составить рассказ, выполнить рисунок. А также им показываются инсценированные «страницы» истории.
В третьих – пятых классах музейщики переходят на более сложный уровень. Теперь это урок – беседа или экскурсия, где идёт диалог, и в то же время дети получают конкретные задания по заданной теме. С ними проводятся викторины, тематические игры, конкурсы, им предлагают даже импровизировать в литературных и театральных композициях.
Учащиеся шестых классов уже готовы прослушать серьёзную экскурсию или лекцию. А учащиеся седьмых – десятых классов уже могут сами подготовить и провести для младших школьников любое музейное мероприятие, принять участие в организации и монтаже временных выставок.
Школьники 1-х – 10-х классов в полном составе приглашаются на экскурсии, музейные уроки, лекции, устные журналы, уроки мужества, тематические игры и другие формы работы музея, на которых они получают определённые установки гражданско-патриотического содержания и новые знания. Мероприятия музея проводятся как с каждым классом отдельно, так и по параллелям (2 – 3 класса вместе). Для участия в инсценировках и других творческих формах работы также приглашаются школьники разных классов, которые не являются музейщиками.
Программа, ориентированная на разновозрастные группы учащихся, определяет пути совершенствования системы патриотического воспитания школьников, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность учащихся служению Отечеству. При этом учитываются достижения прошлого, а также современные проблемы развития школы.
Ожидаемые результаты:
В данной программе три «ступеньки», которые при желании может пройти каждый учащийся за период с первого по одиннадцатый класс: I – получение знаний на мероприятиях музея, библиотечных у роках
(«словесно-книжное краеведение»);
II – работа в музее или в краеведческом кружке (самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая работа);
III – работа в школьном научном обществе (исследовательская работа).
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей, как:
- любознательность – стремление всё знать и всему учиться;
- оптимизм – уверенность в себе, своих силах и возможностях;
- требовательность к себе – путь познания и развития себя, достижения намеченных целей;
- самопризнание – способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться;
- человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь;
- радость – любое дело и процесс труда могут стать её источником, когда преодоление препятствий оценивается как победа и приносит удовлетворение;
- совместное творчество – построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых.
Реализация дополнительной образовательной программы «Моя Россия», включая учащихся вместе с другими педагогами в различные виды музейной деятельности, способствует расширению кругозора детей, приобщает школьников к общероссийским культурно-историческим нормам, ценностям и традициям, помогает сформировать им гражданско-патриотическую позицию, раскрыть и реализовать индивидуальные способности детей (организаторские, интеллектуальные, лекторские, оформительские, творческие, коммуникативные и другие) и содействует развитию общественно-политической активности учащихся.
Таким образом, в процессе участия школьников в деятельности музея, имеет место выраженная динамика ролевой позиции от пассивных форм до различных видов творческой активности. Такое постепенное усложнение коммуникативной задачи увеличивает долю самостоятельности музейщиков, активизирует их память, мышление, воображение, то есть развивает интеллект.
А это всё в свою очередь работает на главную цель: на формирование БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА.
Формы подведения итогов реализации программы:
Определённые навыки, умения, полученные в результате музейной работы, а также знания, приобретённые на многочисленных и разноплановых мероприятиях музея, ребята успешно реализовывают и находят им практическое применение. Они узнают много полезного об интересных открытиях в различных областях науки, о любопытных фактах из жизни знаменитых людей, о знаменательных датах в истории российского государства и о многом другом. Иначе говоря, учащиеся культурно обогащаются.
Работая в Активе музея, школьник может попробовать себя в разных видах деятельности, в разных ролях, какие ему придутся по душе. Безусловно, что при выполнении любого вида деятельности он обязательно получит какой-либо позитивный опыт, который ему пригодится в будущем. Подросток находит возможность раскрыть себя, раскрепостить. Работа в коллективе и общение с людьми разного возраста развивает у ребят коммуникативную культуру.
Музейщики создают различные тематические выставки, проводят по ним экскурсии для учащихся школы, придумывают и организовывают разные мероприятия, устраивают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, становятся участниками исследовательских проектов и принимают участие в городских, областных и российских конкурсах. И пусть не всегда учащиеся школы становятся победителями, но самое главное и ценное – ребята становятся патриотами.
Конечный результат претворения в жизнь этой программы:
Учащиеся, прошедшие через деятельность Актива музея, приобретают и владеют важными потенциалами личности:
1). Познавательный потенциал: познавательная активность, развитость мышления, сформированность навыков исследовательской деятельности;
2). Коммуникативный потенциал: знание норм этикета и правил хорошего тона, умение передавать свои знания широкой аудитории через экскурсионную, лекторскую, театрализованную деятельность;
3). Нравственный потенциал: сформированность нравственных качеств: патриотизма, трудолюбия, честности, справедливости, ответственности, уважения к старшим людям;
4). Эстетический потенциал: развитость чувства прекрасного, потребность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;
Общественная работа, в том числе и музейная, делает жизнь ребят более разнообразной и интересной, даёт возможность им почувствовать себя нужными. Занимаясь экскурсионно-лекторской деятельностью, музейщики расширяют словарный запас, свои знания, владеют более свободной и грамотной речью, умеют общаться с людьми, высказывать свою точку зрения.
А учащиеся, которые являются участниками и слушателями музейных мероприятий, учатся любить и любят (согласно анкетированию) свою Родину.
А это и есть положительный результат деятельности музея.
«Всякая благородная личность глубоко осознаёт
своё кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».
(В. Г. Белинский).
Дополнительная образовательная программа деятельности историко-краеведческого музея «Истоки» по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия» нацелена на воспитание благородных личностей.
План работы музея «Истоки» на 2012 – 2013 учебный год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ и РАБОТЫ
Совета музея.
Совет музея руководит Активом музея и направляет всю музейную работу
в школе. На своих заседаниях решает организационные вопросы.
Цель: Создание условий для всестороннего развития личности и обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.
Задачи: 1. Организационное обеспечение деятельности классов в работе музея.
2. Формирование коммуникативных навыков и совместной коллективной деятельности. Заседание Совета музея.
Заседание Совета музея:
Дата | Тема заседания и содержание | Количество часов | |
теория | практика | ||
05 сентября 2012 | Первая встреча с активистами музея прошлого учебного года: решение некоторых организационных вопросов: 1. Подготовка сообщения (составление) и выступление на 1-ом сборе парламента детской республики «Надежда» 6 сентября – о даре экспонатов музею и создании в школе традиции дарения; 2. Подготовка к походу. Организация и проведение кругосветки «Загадки осеннего леса» 10.09.2012 г. (Домашнее задание); 3. Поездка 07.09 на церемонию открытия стелы, посвящённой воинам Томского пехотного полка в честь 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 г.; 4. Обсуждение составления познавательно-игровой программы «Школа – пристань детства» (наброски и домашнее задание) | 5 минут | 15 минут 10 минут 30 минут |
12 сентября 2012 | 1. Коллективное составление выступления для классных часов: «Итоги и результаты деятельности музея в 2011 – 2012 учебном году» (Наброски и домашнее задание); 2. Распределение классов за музейщиками и составление графика репетиций выступления каждого музейщика перед классами с 24.09 по 05.10.2012; 3. Составление и оформление заданий музея для 28 классов – с 12 по 20 сентября 2012. (Распределение задний). | 5 минут 10 минут | 30 минут 60 минут |
19 сентября2012 | 1. Обсуждение выступлений (слушаем тех, кто самостоятельно сделал наброски) на классных часах; 2. Знакомство музейщиков с планом работы музея на этот учебный год и конкретно на первую четверть; 2. Распределение конкретных поручений на I четверть; 3. Идеи по проведению организационного сбора Актива музея. Наброски предложений. | 10 минут | 10 минут 40 минут |
03 октября 2012 | 1. Подготовка первого организационного сбора Актива музея (10 октября) – набрасываем интересные идеи; 2. Обсуждение вопроса о контроле выполнения классами заданий музея. | 15 минут | 45 минут |
17 октября 2012 | 1. Анализ прошедшего сбора Актива музея; 2. Организация музейного лектория, посвящённого 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 – «Недаром помнит вся Россия про День Бородина!» | 10 минут | 45 минут |
31 октября 2012 | 1. Круглый стол – подведение и обсуждение проделанной работы за первую четверть; 2. Оформление выставок. Предложения. Наброски идей; 3. Распределение конкретных поручений на II четверть. | 20 минут | 40 минут |
14 ноября 2012 | 1. Организация музейного лектория, посвящённого изучению истории символов России «Отечеством своим горжусь!»; 2. Разработка тематических игр, посвящённых символике (домашнее задание); 3. Об организации праздничного концерта для мам «Согреты мы теплом лучистых глаз!» Банк идей. | 10 минут 20 минут | 30 минут |
21 ноября 2012 | 1. Об организации поисковой работы (выявление людей – родственников учащихся: ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, блокадников, ликвидаторов Чернобыльской аварии и других) – через музейщиков и представителей классов – через Парламент; 2. О проведении урока мужества «Война стояла у ворот столицы осаждённой!»; 3. О подготовке тематического информационного часа «Параолимпийские игры и их история». | 10 минут | 25 минут 25 минут |
05 декабря 2012 | 1. Обсуждение выставки «Школьное детство учителей – педагогов школы»; 2. Составление заданий классам начальной школы на каникулы для последующих выставок (домашнее задание). | 20 минут 40 минут | |
19 декабря 2012 | 1. Задние на каникулы – подбор материала к уроку мужества «Искусство блокадного Ленинграда»; 2. О создании информационной выставки «Юбилеи и юбиляры 2012 – 2013 гг.» (домашнее задание); 3. Подведение итогов работы музея за первое полугодие. | 10 минут | 40 минут |
16 января 2013 | 1. Планирование работы музея на 3-ю четверть, распределение конкретных заданий; 2. Подготовка к урокам мужества. | 30 минут | 30 минут |
30 января 2013 | 1. Анализ работы – о своей работе и о том, что удалось и не удалось в первом полугодии рассказывает каждый член Совета музея; 2. Составление анкеты для учащихся классов о деятельности школьного музея. Набор текста. | 30 минут | 30 минут |
06 февраля 2013 | 1. Обсуждение тем для областных конференций в марте; 2. Работа с классами, выполнение классами заданий музея. Формулировка новых заданий. Обсуждение. (Домашнее задание). | 20 минут | 40 минут |
20 февраля 2013 | 1. Об организации встречи с воинами-интернационалистами «Без отметки в календаре». Банк идей – наброски сценария; 2. Об организации встречи с узниками концлагерей; «И помнить нельзя, и забыть невозможно!» | 5 минут 5 минут | 25 минут 25 минут |
06 марта 2013 | 1. Работа с заполненными анкетами. Анализ. 2. Вопрос – обсуждение «Как заинтересовать учащихся школы в большей активности в деятельности музея»; 2. Вопрос – обсуждение «Сделать традицией школы – подарок музею». Объявление. Радиопередача. | 25 минут | 60 минут 25 минут |
20 марта 2013 | 1. Круглый стол – подведение и обсуждение проделанной работы за третью четверть; 2. Планирование работы музея на 4-ую четверть., распределение конкретных заданий; 3. Об организации работы по проведению мероприятий, посвящённых Дню Великой Победы. | 20 минут. | 20 минут 20 минут |
03 апреля 2013 | Контроль выполнения классами музейных заданий; Подведение итогов. Составление таблицы: что именно и каким классом выполнено. | 45 – 60 минут | |
17 апреля 2013 | Просмотр всех выполненных заданий: различных творческих работ, чтение сочинений учащихся. Подведение итогов всех ранее объявленных конкурсов. Подготовка грамот (составление текста, набор). | 6 часов | |
15 мая 2013 | 1. Подсчёт подаренных предметов классами, отдельными учащимися, родителями, учителями. Выбор самых активных дарителей. Подготовка грамот (составление текста, набор). 2. Домашнее задание – подготовиться к последнему итоговому заседанию совета Музея. | 3 часа | |
29 мая 2013 | Круглый стол (расширенное совещание с представителями всех групп Актива музея) – подведение итогов работы за данный учебный год: ▪ участия классов в деятельности музея; ▪ работы музея в целом и каждого музейщика; ▪ обмен мнениями всех музейщиков о проведённых музейных мероприятиях; | 2 часа | |
30 | час |
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны
знать:
• цели и задачи деятельности музея;
• музейную терминологию;
• все виды деятельности музея.
уметь:
• вносить свои предложения и выдвигать собственные идеи в план работы музея и составлять план мероприятия;
• работать в группе, проявлять организаторские и творческие способности;
• участвовать в КТД и проводить определённые мероприятия.
ПЛАН РАБОТЫ
«Школы музееведения»
(первый год обучения).
Занятия «Школы музееведения» предлагаются учащимся 4-х классов, заинтересовавшимся деятельностью музея и желающим работать
в Активе музея.
Цель: формирование и развитие интереса к деятельности музея.
Задачи: 1. Общее знакомство с деятельностью музея.
2. Стимулирование интереса и положительной мотивации на проявление личной активности в разносторонней деятельности музея.
Дата | Тема занятия и содержание | Количество часов | |
теория | практика | ||
12.09.2012 | «Стать музейщиком хочу!» 1. Знакомство, сплочение группы. 2. Беседа: «Музеи, их значимость». (Понятие о музее, виды музеев). | 35 минут | 25 минут |
26.09.2012 | «Стать музейщиком хочу!» 1. Утверждение законов нового коллектива. 2. Беседа: «Музеи, их значимость». (Социальные функции музеев, знакомство с основными музейными терминами). | 35 минут | 25 минут |
10.10.2012 | «Здравствуй, музей!» 1. Школьный музей, его признаки, функции, цели и задачи. Положение о шк-ном музее. 2. Игра-соревнование – (на скорость) решение теста: «Что я знаю о музеях?» 3. Знакомство с музеем (обзорная экскурсия по школьному музею «Истоки»). | 20 минут 15 минут | 15 минут |
24.10.2012 | «Здравствуй, музей!» 1. Музейная педагогика – средство формирования духовно-нравственных ценностей. (Игровые моменты). 2. Удивителен профессиональный мир музея. (О профессиях в музее). | 10 минут 5 минут | 20 минут 15 минут |
14.11.2012 | «Музейщик – профессия ответственная и творческая» 1. Формулировка заповедей музейщиков. (Коллективное составление, обсуждении). 2. Конкурс «Придумай новую форму работы в деятельности музея!» | 15 минут 30 минут | |
28.11.2012 | «С чего начинается музей?» 1. Музея арсенал – музейный предмет, музейный экспонат (наглядное сопровождение). 2. Обязанность музейщика – составить акт приёма предмета и умение правильно описать музейный предмет. 3. «Познаём азы этого мастерства!» Составление акта приёма, описание музейного предмета. Домашнее задание – на следующее занятие принести в музей любой предмет и составленный на него акт приёма. | 5 минут 15 минут | 5 минут 20 минут |
12.12.2012 | «Основная деятельность музея» 1. Проверка домашнего задания. Рассматриваем принесённые ребятами предметы и слушаем их описание. Замечаем ошибки, исправляем. Ребята меняются принесёнными предметами и описывают их. Слушаем, смотрим, исправляем, даём оценку. 2. Выставки и экспозиции музея. Их виды. | 20 | 25 |
26.12.2012 | «Оформительская деятельность музея» 1. Как создать выставку. С чего начать? Обмен мнениями. 2. ТЭП (тематико-экспозиционный план) – основное условие создания любой выставки. 3. «Создаём выставку, составляем ТЭП». | 5 5 | 10 25 |
16.01.2013 | «Оформительская деятельность музея» 1. Правильный этикетаж и этикетка – искусство оформления любой выставки. 2. «Учимся вместе» – оформляем этикетку. 3. «Учимся вместе» – вырезаем паспорту. Домашнее задание – на следующее занятие принести в музей предмет и составленную на него этикетку. | 10 | 15 20 |
23.01.2013 | Деловая игра «Я о музее узнал…» Повторяем и проверяем ранее полученные знания и приобретённые навыки. 1. Музеи, их виды. 2. Социальные функции музеев. 3. Музейные предметы, экспонаты, отличие. 4. Умение составить акт приёма предмета и описать любой экспонат. 5. Виды выставок. ТЭП. 6. Составление этикетки. 7. Изготовление паспорту. 8. Музейные термины. | 45 минут – один час | |
13.02.2013 | «Музея сокровища – его фонды» 1. Фонды музея: ● основной фонд: вещественные, письменные источники (знакомство с книгой основного фонда); ● научно-вспомогательный фонд музея, его состав (знакомство с книгой вспомогательного фонда). 2. Шифрование – маркировка музейных предметов. Домашнее задание – на следующее занятие принести в музей шифрованный предмет. 3. КТД – как пополнять фонды музея. | 10 минут 5 минут 5 минут | 10 минут 15 минут |
27.02.2013 | «Музей – процесс просвещения, образования и воспитания» Составление комплекса музейных мероприятий по разным направлениям. (Проводится в форме игры – конкурса). | 45 минут – один час | |
13.03.2013 | «Интересная экскурсия – положительная оценка музею» 1. Экскурсия – основная форма культурно-массовой работы музея. Экскурсия должна быть интересной! 2. Искусство и техника ведения экскурсии. (Основные требования к её ведению. Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по основным вопросам темы. Показ и анализ определённых экспонатов. Рассказ экскурсовода. Заключительная беседа). 3. Этапы подготовки и правила составления экскурсии. (Проводится в форме игры – конкурса). | 5 минут 10 минут | 30 минут |
27.03.2013 | «Экскурсия должна быть интересной, а экскурсовод – талантлив!» Игровое – сравнительное занятие 1. Требования к экскурсоводу. Техника ведения экскурсии. 2. Имидж экскурсовода. (Этикет. Умение вести беседу, диалог. Внешний вид экскурсовода, мимика, жесты). 3. Культура речи экскурсовода. 4. Ораторское искусство экскурсовода. 5. Выполнение практических упражнений. | 5 минут 10 минут 10 минут 10 минут | 15 минут |
10.04.2013 | «Почётная роль экскурсовода!» 1. Практическое занятие – чтение прозы, стихов. Анализ моей, своей речи и речи товарищей. 2. Конкурс – экспромт «Лучший экскурсовод музея». | 20 минут 40 минут | |
24.04.2013 | «Музейщик – человек общительный!» 1. Залог успеха поисковой работы – успешное интервью. 2. Практическое занятие – составление вопросов для интервью и проведение успешного интервью. (Темы для интервью с сотрудниками и учащимися школы). 3. Обсуждение и составление плана написания отзыва о проведённой экскурсии или о любом музейном мероприятии. Домашнее задание – принести в подарок любой музейный предмет, составить на него акт приёма. | 5 минут | 20 минут 20 минут |
08.05.2013 | «Перенимаем опыт!» 1. Посещение экскурсии в одном из школьных музеев города (по согласованности). Домашнее задание – написать отзыв об увиденной выставки или прослушанной экскурсии, составить план своей экскурсии по одному из понравившихся разделов музея. | 45 – один час | |
22.05.2013 | «Подводим итог работы Школы музееведения» 1. Слушаем написанные отзывы ребят о посещённой выставке. Анализируем. 3. Игровая викторина: «Я б в музейщики пошёл…» 4. Подводим итог проведённой работе. Игра: «Запомнилось, понравилось, научился, стал уметь…» 5. Пожелания в дальнейший план работы. | 15 минут 15 минут 20 минут 10 минут | |
Всего: | 18 | часов |
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны
знать:
• общие сведения о музее и его деятельности;
• музейную терминологию;
• правила ведения и поведения во время экскурсии.
уметь:
• составить акт приёма музейного предмета, описать его, изготовить паспорту;
• составить план экскурсии и провести её, написать отзыв об экскурсии;
• монтировать и демонтировать выставку.
ПЛАН РАБОТЫ
экскурсионно-лекторской группы
(для новичков).
Экскурсоводы – учащиеся, которые проводят экскурсии, лекции, музейные уроки и другие формы работы. По желанию принимают участие
в театрализации названных музейных мероприятий.
Цель: 1. Организация активной, осознанной, социально полезной деятельности по изучению и пропаганде знаний по истории города, края, страны.
2. Создание условий для всестороннего развития личности и обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.
Задачи: 1. Воспитание любви к родному городу, краю и Отечеству.
2. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
3. Содействовать развитию желания у учащихся вносить свой вклад в общее дело и развивать творческую деятельность через КТД.
Примечание: С представителями данной группы проводится только несколько общих занятий, а все остальные занятия строятся по особому плану. Ведётся систематически индивидуальная работа с каждым ребёнком – над пересказом текста экскурсии, над дикцией, эмоциональностью, умением работать с аудиторией, задавать и отвечать на вопросы.
Дата | Тема занятия и содержание | Количество часов | |
теория | практика | ||
Сентябрь | Работа с экскурсоводами: • экскурсии «Здравствуй, музей!» (Первое знакомство с музеем «Истоки»); • урока мужества «Гнать неприятеля!»; • информационного часа «К. Э. Циолковский – основатель теоретической космонавтики» (155 лет со дня рождения); • устного журнала «Ради жизни на Земле» | 1 1 2 2 | |
Групповые занятия «Экскурсия – основная форма культурно-массовой работы музея». 1. Виды и особенности экскурсий. 2. Знакомство с экспозицией музея. 3. Конкретные экскурсии по постоянно дейст-вующей экспозиции и планируемые согласно плану работы музея (Распределение) | 1 1 | 1 | |
Октябрь | Работа с ведущими: • экскурсии «Мой школьный дом» (Путешествие по школе); • познавательно-игровой программы «Школа – пристань детства»; • патриотического часа «Из истории России. Война 1812 г. Совет в Филях; • музейного урока «Путеводитель по маршруту 1812 года»; • информационного часа «Да будет свет!» 140 лет назад (1872) русский электротехник А. Н. Лодыгин подал заявку на изобретение им электрической лампы накаливания | 2 2 2 2 2 | |
Групповые занятия «Экскурсия должна быть интересной, а экскурсовод – талантлив!» 1. Искусство и техника ведения экскурсии. 2. Требования к экскурсоводу. 3. Работа над культурой речи и выразитель-ностью чтения. | 1 | 1 1 | |
Ноябрь | Работа с ведущими: • экскурсии «Удивительный мир музея!» (Игровая программа или мастер-классы); • патриотического часа «Бессмертен тот, Отечество кто спас! – М. И. Кутузов»; • информационного часа о толерантности; • игры – путешествия «Права детей»; • урока мужества «…Ура, Нахимов!»; • урока мужества «Война стояла у ворот столицы осаждённой!» | 2 2 1 1 2 2 | |
Декабрь | Работа с ведущими: • патриотического часа «Верный сын России – П. И. Багратион»; • урока мужества «…Ура, Нахимов!»; • информационного часа «Лазер – чудо века!» 14 декабря – 90 лет со дня рождения Н. Г. Басова (1922 – 2001), российского физика, изобретателя лазера. Лауреат Нобелевской премии по физике; • тематического музейного урока «Основной закон России» | 2 2 2 2 | |
Январь | Работа с ведущими: • беседы «Пионерское детство наших учителей – учителей школы»; • патриотического часа «Русский полководец – М. Б. Барклай де Толи»; • познавательной игры «Герои былых времён»; • урока мужества «Великая победа на великой реке»; • урока мужества о защитниках Отечества | 2 3 2 2 2 | |
Февраль | Работа с ведущими: • патриотического часа «Герой войны – неукротимый партизан, гусар и поэт Д. В. Давыдов»; • урока мужества «Равнение на героев!»; • устного журнала «История Российской армии» | 3 3 5 | |
Март | Работа с ведущими: • патриотического часа «Участница войны кавалерист-девица – Н. А. Дурова»; • тематической игры «Таинственное слово – Космос»; • документально-поэтической композиции «И помнить нельзя, и забыть невозможно!»; • урока мужества «Чернобыль забыть невозможно!» • тематической игры: «Планета, на которой мы живём!» | 3 2 3 3 3 | |
Апрель | Работа с ведущими: • устного журнала «И верно служили Отчизне!» (О подвиге братьев Тучковых – героев войны); • игры-викторины «Отчизны – верные сыны!»; Творческая деятельность. Подготовка к мероприятиям мая: тематической программе, посвящённой Дню Победы и празднику, посвящённому ветеранам Великой Отечественной войны. | 3 3 10 | |
Май | Работа с ведущими: • урока памяти «Героизм сибиряков в войне 1812 г.» (39-ый пехотный Томский. История и память); Итоговое занятие. Обмен мнениями. Анализ. Новые ориентиры. | 3 2 | |
В течение учебного года 09; 11; 01; 10, 01; 01; 04; 04, 05; 04, 05; 04, 05; 04, 05; | I. Работа (индивидуальная) над экскурсиями по постоянной экспозиции: 1. «Жизнь северских деревень»; 2. «Чекист – коммуна трудовая»; 3. «Город, в котором я живу»; 4. «Наша школьная планета»; 5. Устный журнал «Удивительная страна Пионерия»; 6. «История пионерской организации»; 7. «Дорога длиною в 4 года»; 8. «Уходил на войну сибиряк»; 9. Лекция «Томск в годы войны»; 10. «Они не вернулись из боя»; 11. «Путь к Победе!» | 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 | |
II. Работа над театрализованными «страничками» к выше названным экскурсиям: 1. Сценки: «Святая Пасха», рассказ Домового, «Новоселье в крестьянской избе»; 2. Сценки о коммунарах по книге «Атаман-пузырь»; 3. Сценки из военной жизни; 4. «Живые странички» из жизни города; 5. Сценки об образовании. | 4 4 4 2 3 | ||
Ш. Работа над самостоятельным написанием экскурсии (с желающими ребятами): Этапы и основные моменты подготовки: выбор темы, изучение литературы, подбор экспонатов, составление плана проведения и текста. | 12 | ||
Всего: | 150 | час |
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны
знать:
• как грамотно и правильно провести экскурсию, лекцию и их содержание.
уметь:
• грамотно излагать материал по предлагаемой теме и передавать свои знания широкой аудитории, находить с ней контакт, отвечать на вопросы;
• в ходе экскурсии обращать внимание на фотографии и экспонаты.
ПЛАН РАБОТЫ
оформительской группы
В оформительскую группу входят: учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать и работать на компьютере.
Задача этой группы – принимать участие в оформлении выставок, творческих отчётов (фотовыставки) о деятельности музея и наборе текстов мероприятий и т. д.
Цель: Создание условий для всестороннего развития личности и обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.
Задачи: 1. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
2. Содействовать развитию желания у учащихся вносить свой вклад в общее дело и развивать творческую деятельность через КТД.
Дата | Название временных выставок | Количество часов | |
теория | практика | ||
Сентябрь | Занятие. Организация выставочной работы в музее: планирование, подбор экспонатов, создание или монтаж модели выставки, оформление; • Оформление фото-экспозиции «Краски природы» | 0,5 | 1,5 4 |
Октябрь | • Оформление выставки «Школьная планета»; • Оформление мини-экспозиции «Из истории России. Война 1812 г.»; Портретная галерея «Герои Бородина» | 6 6 | |
Ноябрь | • Оформление фотовыставки «Такие разные замечательные мамы!» | 3 | |
Декабрь | • Оформление выставки «Новый год – праздник волшебства!»; • Фотовыставка «Школьное детство наших учителей – учителей школы» | 2 6 | |
Январь | • Мини-экспозиция «Искусство Блокадного Ленинграда»; • Информационная выставка «Юбилеи и юбиляры 2012 – 2013 учебного года | 3 4 | |
Февраль | Мини-экспозиция «История Российской армии» | 3 | |
Апрель | Оформление выставки детского творчества «Галерея Славы России 1812 г» | 2 | |
Май | Итоговое занятие. Обмен мнениями. Анализ. Новые ориентиры. | 0,5 | 1,5 |
В течение учебного года | Изготовление наглядных пособий к различным мероприятиям музея. | 13 | |
В течение учебного года | Компьютерный набор этикетажа, ведущего текста, статей, сценариев и программ. | 50 | |
Всего: 106 часов |
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны
знать:
• как грамотно и правильно оформить стендовую и витринную выставки.
уметь:
• эстетично оформить и стендовую и витринную выставку;
• грамотно составить и оформить этикетку к фотографии или экспонату.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
и количество часов, затраченное на их подготовку и проведение
№ | Название деятельности | Срок и время проведения | Участники | Количество часов |
I. | Организационная работа (работа с Активом музея) | |||
1). | Организационная работа в сентябре с активистами музея прошлого учебного года | Сентябрь 2012 | Активисты Музея и Совет музея прошлого учебного года | 23 |
2). | Заседания и работа Совета музея | В течение учебного года | Совет музея – 8 человек | 30 |
3). | Занятия и работа «Школы музееведения» | В течение учебного года | Учащиеся 3-х, 4-х, 5-х классов и «новички» в Активе музея (От 12 до 21 человек) | 18 |
4). | Работа с музейщиками – учащимися 5-х – 11-х классов, представителями четырёх творческих групп Актива музея | |||
► | Работа фондовой группы | В течение учебного года | Музейщики | 30 |
► | Работа поисковой группы | В течение учебного года | Музейщики | 30 |
► | Работа экскурсионно-лекторской группы | В течение учебного года | Музейщики | 150 |
► | Работа оформительской группы | В течение учебного года | Музейщики | 106 |
I. | Организационная работа | В течение учебного года | Музейщики | 387 |
II. | Экскурсионно-лекторская работа (по основной экспозиции музея) | В течение учебного года | Музейщики | 51 |
III. | Культурно-просветительная работа (проведение разноплановых музейных мероприятий) | В течение учебного года | Музейщики | 154 |
IV. | Экспозиционно-оформительская работа Работа оформительской группы | В течение учебного года | Музейщики | |
V. | Поисковая работа Работа поисковой группы | В течение учебного года | Музейщики | |
VI. | Фондовая работа Работа фондовой группы | В течение учебного года | Музейщики | |
Смотри план работы и работу фондовой группы – смотри выше. | В течение учебного года | Музейщики | ||
VII. | Подготовка к участию в городских и областных мероприятиях | 20 | ||
Всего: | 612 |
Условия реализации программы.
Методическое обеспечение:
1. Наличие материалов для проведения экскурсий, бесед, музейных уроков и других мероприятий музея.
2. Разработки, сценарии конкретных мероприятий.
3. Наглядные материалы, наличие подготовленных выставок для мероприятий.
4. Задания музея классам по конкретным направлениям.
5. Слайд-материалы по предлагаемым темам.
Ресурсное обеспечение:
1. Музей – для проведения выставочной и экскурсионно-лекторской работы.
2. Телевизор и видеомагнитофон.
3. Слайд-проектор, видеопроектор, экран.
4. Магнитофон.
5. Аудио и видео записи.
6. СD-DVD диски.
Помощники и союзники:
1. Преподаватели, администрация школы
2. Музеи общеобразовательных учреждений Северска.
3. Музей Северска.
4. ИВЦ СХК.
Этапы реализации программы:
Первый этап – организационный. На этом этапе необходимо расширить Актив музея и настроить детские коллективы на определённую работу, поэтому музейщики выступают на классных часах с информацией: «Деятельность музея в прошлом учебном году. Участие класса в жизни музея». Происходит деление Актива музея на группы, знакомство групп с деятельностью музея. Планируется программа мероприятий с учётом заявок классов, определением целей, задач, сроков. Вырабатывается система оценок. Составляются и вручаются задания музея классам.
Второй этап – основной. Реализуются основные цели и задачи, проводится традиционная экскурсионно-лекторская работа, создаются задуманные временные выставки, сценарии, проводятся конкурсные мероприятия, направленные на развитие детского творчества. Осуществляется практическое знакомство с историей города, края, страны через проведение экскурсий, встреч с жителями города.
Третий этап – итоговый. Подводятся итоги детского творчества (участие в конкурсах рисунков, сочинений, рефератов, поделок), выполнения музейных заданий классами, оценивается участие каждого класса в деятельности музея. Анализируется работа музея: каждой группы, Совета и Актива музея. Награждаются наиболее активные учащиеся.
Механизм реализации программы.
№ | Категория детей | Организационно-содержательные формы работы |
1. | Учебные классы | • задания музея, в результате выполнения которых осуществляется учебно-познавательная, научно-исследовательская деятельность; • учебно-познавательный курс (экскурсии, лекции, музейные уроки и другие мероприятия); • конкурсно-игровые мероприятия. |
2. | «Школа музееведения» | • учебно-познавательный курс (экск-и, лекции); • практические занятия; • ролевые игры; • отработка умений и навыков по основным направлениям музейной работы. |
3. | Совет музея | • учебно-практический курс (составление планов мероприятий, музейных заданий классам); • ролевые игры; • творческие выступления; • организация и проведение музейных дел. |
4. | Экскурсионно-лекторская группа | • учебно-познавательный и учебно-практический курс; • отработка умений и навыков экскурсовода; • организация и проведение экскурсионно-лекторской работы. |
5. | Группа технического творчества | • учебно-практический курс; • отработка умений и навыков по оформлению временных и монтажу витринных выставок; • организация и создание различных выставок. |
6. | Фондовая группа | • учебно-практический курс (работа с книгами основного и вспомогательного фондов, с музейными предметами; • отработка умений и навыков по составлению актов приёма, описанию экспонатов. |
7. | Поисковая группа | • учебно-практический курс (знакомство с пра-вилами и способами ведения поисковой работы); • работа с литературой и людьми; • отработка умений и навыков по интервьюированию, правильной записи воспоминаний; • практическое овладение навыками ведения поисковой работы в игровой форме. |
Коллективная деятельность детей направлена на развитие самоуправления, организаторских и творческих способностей, практическое закрепление навыков музейной работы. |
Механизм оценки получаемых результатов.
№ | Задачи | Формы работы | Механизм оценивания | Фиксация результатов |
1. | Формирование и активизация познавательных интересов учащихся к истории города, края, страны. | 1. Экскурсии по пос-тоянной экспозиции музея по заявкам кл-в. 2. Другие музейные мероприятия. 3. Тематические кон-курсы и программы. 4. Работа Актива и Совета музея. | 1. Активность кл., выполнение зада-ний, участие в конкурсах. Рейтинг классов. Количество мероприятий. | Фиксация результатов в рейтинговой таблице. Фиксация личной и групповой активности. |
2. | Формирование навыков коммуникативного общения и совместной коллективной деятельности. | 1. Задания классам, вопросы викторины, конкурсы. Работа Актива и Совета музея | Анализ выполненных работ, подведение итогов. Представление лучших работ на выставках. | Выставление баллов в итоговую таблицу. Награждение по итогам работы. |
ЛИТЕРАТУРА:
Документы:
- О деятельности музеев образовательных учреждений / Министерство образования РФ, 2003.
- Основные требования, которым должен отвечать музей, претендующий на звание «Школьный музей» / Туристско-краеведческий отдел ОГОУДОД «ОЦДОД», 2006.
- Положение о музее образовательного учреждения ЗАТО Северск / Координационный Совет по руководству музеями ОУ, ЗАТО Северск, 2001.
Список литературы для педагогов:
1. Ванслова Е. Г., Музейная педагогика//Воспитание школьников. – 2000. – №5. – с. 27 – 42;
2. Грусман В. М., Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев: Дисс. …канд. Пед.наук. – СПб., 2001;
3. Касимова Т. А., Яковлев Д. Е., Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. Москва. Айрес-пресс. 2005;
4. Каменкова Л., Как воспитать патриота//Народное образование. – 1999. –
№ 5. – С.249);
5. Курашкина Р. А., Программа воспитания школьников «Я гражданин России»//Классный руководитель.– 2006.– №3.– С.64 – 76;
6. Липина Е., Три сюжета для одной выставки: методические рекомендации//Библиополе.– 2004.–№2.– С.20 – 21;
7. Медведева Е. Б., Становление музейной педагогики в Германии и России. Дисс. … канд. Ист. Наук. – М., 1999;
8. Музей в школе: практикум: Сб. статей//Под общей редакцией Е. В. Алексеевой, – М., 2006;
9. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы: сборник нормативно-правовых и методических материалов//Автор-составитель Орлова В. А. Новосибирск. Изд-во НИПКиПРО, 2004;
10. Новорусский М. В., Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. – М., 1911;
11. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Москва. 2003;
12. Юхневич М. Ю., Педагогические, учебные и детские музеи России. – М.: Просвещение, 1991;
13. Фришман И. И., Методика работы педагога дополнительного образования. Москва 2001.
Список литературы для учащихся:
1. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. Москва. 1996;
2. Волкогонов Д. А., О героях и героическом. – М., 1977;
3. Еськов Г. С., Ратный подвиг во имя Родины. – М., 1999;
4. Зуев М. Н., История России с древнейших времён до конца XX века: справочник по истории для школьников и поступающих в вузы. – М., 2000;
5. История России в лицах и датах: словарь-справочник. – СПб., 1995;
Кацва Л. А., История Отечества: справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 2001;
6. Степанищев А. Т., 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней. – М., 2000;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...
Дополнительная образовательная программа "Школьная страна"
Комплексная программа по подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе. Включает специальную (предметную), физическую, эмоционально-личностную и интеллектуальную подготовку....
Дополнительная образовательная программа Историко-краеведческого объединения «Патриот» Рассчитанная на детей 12 – 16 лет
Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году)...
Образовательный проект «Школьные СМИ как средство гражданско-патриотического воспитания и образования»
Образовательный проект«Школьные СМИ как средство гражданско-патриотического воспитания и образования»...
Рабочая программа школьного Историко-краеведческого музея .
Цель программы заключается в подготовке учащихся к жизни в современном обществе , воспитанию любви ; к "малой родине",формированию компетенций, необходимых современному; россиянину.Главная задача ...
Дополнительная образовательная программа школьной команды КВН
Дополнительная образовательная программа «Школа КВН» социально – педагогической направленности создана на основе результатов деятельности детских объединений « КВН»...
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Одним из видов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников в МКОУ «Товарковская СОШ 1» является работа в школьном историко-краеведческом музее им. А....