Занятие шахматного клуба, тема: Этюд Р. РЕТИ «За двумя зайцами»
материал (5 класс) по теме

Занятие шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» на тему: Этюд Рихарда РЕТИ «За двумя зайцами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_etyud_reti_1-4.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. И.А.Флерова»

Занятие шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ»

на тему:

Этюд Рихарда РЕТИ «За двумя зайцами»

Педагог-организатор Алваров Л.Р.

Городской округ Балашиха

2010 г.

Цель занятия: Познакомить воспитанников шахматного клуба с этюдом Р. Рети «За двумя зайцами».

Оборудование: Демонстрационная настенная шахматная доска с магнитными фигурками, школьная доска, мел, компьютер, портреты чемпионов мира по шахматам среди мужчин.

Литература: Хенкин В.Л. «Шахматы для начинающих», Гейлер Г.М. «Шахматный словарь»

Линдер В.И., Линдер И.М. «Шахматная энциклопедия»

Ход занятия:

Вводная часть

- Здавствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия «Этюд Р.Рети «За двумя зайцами»». Цель занятия: познакомить вас, ребята, с этюдом Р.Рети «За двумя зайцами».

Основная часть

- Ребята, слышали ли вы такое понятие как этюд? В каких областях искусства бывают этюды? ( Музыка, театр). Ребята, а кто может дать определение этюда? (Педагог по очереди предлагает ученикам дать свое определение). Этюд - это искусственно составленная позиция. Этюды бывают двух видов: с заданием либо выиграть, либо сделать ничью. Количество ходов не указывается. А кто составляет этюды? Людей, которые составляют шахматные этюды, называют шахматными композиторами. Кого вы знаете из знаменитых шахматистов- составителей этюдов? История этюдов начинается с середины 19-го века. Родоначальниками современного этюда являются немецкие мастера Бернгард Горвиц (1807-1885) и

Йозиф Клинг (1811-1876). Переехав в середине века в Англию, они выпустили здесь сборники своих совместных произведений (1851). В России в развитие этюдной композиции внес ценнейший вклад Алексей Троицкий (1866-1942). Ряд превосходных этюдов составили чемпионы мира Эм. Ласкер, М. Ботвинник, В.Смыслов. (Преподаватель вызывает воспитанников клуба показать на стене портреты вышеперечисленных чемпионов мира).

В дальнейшем в развитие этюдной композиции внесли ценнейший вклад композиторы многих стран, в том числе Франции - Анри Ринк, Чехии - Ииндржик Фригз, Рихард Рети, чей этюд мы и будем сегодня разбирать, Грузии - Гиа Надареишвили, Эстонии - Пауль Керес, Армении - Генрих Каспарян, голландский гроссмейстер - Ян Тимман и многие другие.

Рассмотрим самый известный и самый яркий этюд, который был составлен чехословацким гроссмейстером Р. Рети в 1921 году и вызвал всеобщее восхищение. Белые начинают и делают ничью. Несколько слов о самом шахматном композиторе. Р. Рети - гроссмейстер, теоретик и шахматный композитор, в 20-е годы один из сильнейших шахматистов мира. Алехин, вспоминая партию с чешским маэстро в Вене, признался: «Рети - единственный мастер, ходы которого часто оказывались для меня совершенно неожиданными».

А теперь рассмотрим, в чем заключается изюминка этюда. Дело в том, что у шахматной доски есть особая «геометрия» - «геометрия» шахматной доски. Один из ее законов гласит: путь по прямой равен пути по ломаной. Это происходит потому, что расстояния на шахматной доске измеряются не линейными мерами, а ходами. Давайте проверим за сколько ходов можно добраться королю с позиции Н8 до позиции HI. Например, по прямой или по ломаной. (Преподаватель предлагает воспитанникам просчитать число ходов короля, за которые он пройдет расстояние от Н8 до HI сначала по прямой, а потом, по ломаной.)

Практический вывод: при необходимости движение короля по вертикали или горизонтали можно заменить движением по ломаной линии. На этом и строится весь этюд Р. Рети.

(Преподаватель раскладывает на демонстрационной шахматной доске этюд Р. Рети).- Итак, белые начинают и делают ничью.

На первый взгляд задание кажется абсурдным. Белый король находится далеко позади черной пешки Н5. Даже невооруженным глазом видно, что догнать ее невозможно. Черный же король легко задерживает белую пешку С6. И все-таки белые добиваются ничьей. Они маневрируют королем с таким расчетом, чтобы, создавая угрозу, поддержать продвижение собственной пешки.

  1. Кр Н8- G7    Н5-Н4
  2. Кр G7- F6

Начинается охота за двумя зайцами. Если «черный» заяц продолжит сейчас свой бег - 2. ... НЗ, то охотник неожиданно повернет в другую сторону:   3.   Кр Е7! И поможет белому «зайцу» проскочить в ферзи. Например:    3. ...    Н2

  1. С7   КрВ7
  2. Кр D7      или

  1. КрВб
  2. KpD7   H2
  3. С7,    и ферзи появляются один за другим.

2.        ...     КрАб-Вб

3.        KpF6-E5!

Белые снова угрожают поддержать свою пешку.

  1. ...    НЗ
  2. KpD6!   H2

  1. С7  КрВ7
  2. KpD7.

  1. ...    КрВ6:С6
  2. KpE5-F4.

Легко убедиться, что белый король настигает свою добычу - пешку «Н».

Вернемся к исходной позиции этюда. Не выигрывают черные и после

  1. KpG7  КрВб
  2. KpF6   H4
  3. КрЕ5!,И снова перед нами знакомое положение.

Ребята, кто из вас повторит этот этюд? (Преподаватель по очереди вызывает к доске учеников, которые повторяют этюд).

А теперь подойдите все к компьютеру и посмотрим этот этюд на компьютере. ( Преподаватель демонстрирует этюд по компьютеру).

Заключительная часть

Итог занятия: Дети, на сегодняшнем занятии мы познакомились со знаменитым этюдом Р. Рети «За двумя зайцами». Надеюсь, что в дальнейшем при игре в эндшпиле этот этюд вам поможет выиграть своего противника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция».

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Начальная позиция» в школе №3 имени И.А.Флерова....

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме "Королевский гамбит".

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» по теме «Королевский гамбит»....

Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».

В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....

Занятие шахматного кружка «Мат одинокому королю двумя слонами»

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с постановкой мата одинокому королю двумя слонами. С помощью разнообразны...

Сценарий интегрированного занятия для молодых педагогов «ШахМат» по математике и Шахматного клуба

На станции «ШахМат» была проведена образовательная игра для молодых педагогов района. Руководители хотели показать, что между математикой и шахматами много общего и родственного. Они подел...