Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)
рабочая программа по теме

Дежурова Мария Александровна

        Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с учетом имеющихся у детей навыков  и умений,  способностей и желания.

      Обучение детей 11-13 лет данному искусству обусловлено тем, что в этом возрасте дети раскрепощены и активны, что позволяет увлечь их театральным искусством. В этом возрасте есть возможность подкорректировать произношение,  «подачу» голоса  и поработать над «чистотой» движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dezhurovoy_v_2003.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дома детского творчества»

Рекомендовано к утверждению                                                «Утверждаю»

Протокол заседания методического          Директор Дома детского творчества

совета                                                              г.  Хвалынск_________ П.А.Титков

№___ от____________                                       ___________ 200__г.                                                                

                                                                                             

                                                           

Образовательная программа

«Театр и мы»

для дополнительного образования детей

объединения «Детский театр»

(социально-педагогическая направленность)

Возраст детей:11-13 лет.

Срок реализации: 3 года.

Программа составлена

педагогом дополнительного

образования Дежуровой М.А.

г. Хвалынск

 2008 год.

Пояснительная записка.

       «В детстве фантазия  есть преобладающая способность, и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности».

В.Г. Белинский.

       Каждый человек – это «гора драгоценностей». Ребёнок при рождении обладает всеми потенциальными человеческими возможностями, которые  развиваются при  благоприятных социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе театрального объединения становится снятия психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощения детей, раскрытия их творческих возможностей, что является актуальностью данной образовательной программы. 

      Воспитание искусством (театром) – раскрывает способности и возможности воспитанника  в обществе, даёт навыки, которые пригодятся ему в выборе будущей профессии. В этом состоит педагогическая целесообразность программы «Театр и мы».

      Театр – это, пожалуй, самое понятное для юных зрителей искусство, а главное, дети – прирожденные актеры. Перевоплощаться во всевозможные образы они начинают с раннего детства, легко принимают театральную условность. В отличие от профессиональных исполнителей дети играют больше для себя, чем для зрителей.

      Театр – это и отдых, и развлечение, и учеба, и эстетическое наслаждение, и, конечно же, философия: он помогает определить жизненные ценности. Это очень важно для подростков – ранимых, неуравновешенных, незащищенных. Театр – это способ самоутверждения и средство самовыражения. Дети хотят играть то, чем они живут.

      Новизна программы «Театр и мы» для детей среднего школьного звена, состоит в том, что учитывает социальные условия и дает возможность ребенку адаптироваться в обществе.

        Данная программа ставит перед собой цель: научить ребенка при помощи театра общаться и чувствовать себя уверенно в кругу друзей, родственников, одноклассников.

   Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования  детей  решает следующие задачи:

  • Познакомить с выразительными средствами театрального искусства, также научить воспитанников основам актерского мастерства.
  • Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию, инициативу, коммуникабельность.
  • Воспитывать нравственные качества и общественную активность.

     Отличительной особенностью данной программы, от уже существующих, является стремление в течение всего времени реализации программы помочь детям окунуться в мир сказки и добра, что положительно повлияет на миропонимание и мироощущение.

        Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с учетом имеющихся у детей навыков  и умений.

      Обучение детей 11-13 лет данному искусству обусловлено тем, что в этом возрасте дети раскрепощены и активны, что позволяет увлечь их театральным искусством. В этом возрасте есть возможность подкорректировать произношение,  «подачу» голоса  и поработать над «чистотой» движений.

       Занятия проводятся  в свободное от основных уроков в школе время,

Реализация программы «Театр и мы» объединения «Детский

театр» осуществляется из расчёта:

  • Первый год обучения – по 6 часов в неделю, 216 часов в год (2 раза по 3 часа в неделю).
  • Второй год обучения – по 6 часов в неделю, 216 часов в год (2 раза по 3 часа в неделю).
  • Третий год обучения – по 6 часов в неделю, 216 часов в год (2 раза по 3 часа в неделю).

      При этом теоретических часов – 35 %, а практических – 65%.

         В первый год обучения в дополнительно образовательной программе «Театр и мы» наиболее продуктивным, эмоциональным методом воспитания и обучения ребенка является игра. В игре дети учатся анализировать свои поступки, концентрировать  внимания, общаться друг с другом.

        Театр по своей природе близок к игре ребенка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития перечисленных навыков.  

       Проводятся теоретические занятия, где детей знакомятся с разделами             «Психологический тренинг», «Сценическая речь», «Сценическое движение».

        В практической  части  программы «Театр и мы»  даётся возможность каждому ребёнку проявить себя в разных ролях при постановке интермедий, школьных миниатюр – показ которых, дает наглядную оценку проделанной работе.

      Программа второго года обучения раздел «Психологический тренинг» перерастает в «Актерское мастерство», где дети проявляют творческую фантазию и смекалку, постигают основы актерского искусства.

       На занятиях в театральном объединении воспитанники  развивают эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение и фантазию, чувство гармонии, учатся  владеть своим эмоциональным состоянием, речью и голосом.

       В рамках раздела «История театра» дети  знакомятся с возникновением театра и первыми театральными  драматургами, и их  пьесами.

      Практическая  часть в программе «Театр и мы» второго года обучения представляет собой постановку более сложных сказок и игровых программ.

      Программа «Театр и мы» третьего года обучения продолжает знакомить с историей театра и искусств, где дети, начиная с театра античности, и заканчивая, «концепцией о театральном мастерстве» К.С. Станиславского,  могут проследить развитие театрального искусства.

     На третьем году обучения программы «Театр и мы» воспитанникам предлагается небольшой курс основ театрального грима, где рассказывается об основах сценического макияжа.

     В спектаклях, работая над образом, ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится встать на «место» исполняемого персонажа, а значит, понимать другого человека, видеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.    

     

      Формы занятий.

       Теоретические и практические занятия по форме организации проводятся  со всей группой.

Предполагаемые результаты программы.

       Человек создан природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться и идти вперёд. Для ребёнка та эмоциональная нагрузка, которую даёт театр – великое благо. И потянутся ниточки новых интересов, и возникнут вопросы о добре и зле, тем более, если он ещё и сам активный участник действия.

Воспитанник должен знать:

  • После первого года обучения:
  • Что от его посещения зависит успех всего коллектива.
  • Профессиональные понятия «этюд», «артикулярный аппарат», «самоанализ», «задача», «сверхзадача», «психофизика», «кулисы», «авансцена», «декорация», «реквизит», «прогон».
  •  Простые пословицы, скороговорки, поговорки.
  •  Основы этикета.
  • После второго года обучения:
  • Более сложные пословицы, поговорки, скороговорки.
  • Жанры сказок.
  • Технику сценического падения и пощечины.
  • Историю возникновения театра.
  • Историю античного театра.
  • Понятия «кульбит», «колесо», «каскад».
  • После третьего года обучения:
  • Принципы поведения на сцене.
  • Историю развития театрального искусства от античного театра до «концепции о театральном мастерстве» К.С. Станиславского и «символику» Всеволода Мейерхольда.
  • Принципы нанесения сценического макияжа и сказочного грима.

Воспитанник должен уметь:

  • После первого года обучения:
  • Быть самим собой, то есть отказаться от «кривляний» и «пародий».
  • На занятии заучивать небольшое количество текста.
  • Максимально четко произносить пословицы, поговорки и скороговорки.
  • С учетом имеющихся навыков, делать кувырки и пластические этюды.
  • После второго года обучения:
  • Заучивать слова на занятии.
  • Выразительно читать стихотворный текст, правильно и четко произносить слова с нужными интонациями.
  • Научиться подчинять себе собственное тело, расслаблять и напрягать разные части тела.
  • Делать пластические этюды,
  • После третьего года обучения:
  • Анализировать свои роли и роли своих товарищей.
  • Самостоятельно предлагать и делать этюды к спектаклю.
  • Анализировать своё эмоциональное состояние во время выступлений.

Способы проверки знаний.

Теоретические знания будут выявляться при помощи зачётных работ (анкетирование, тестирование, устный опрос) и анализа проделанной работы.

Итог практических занятий подводится показом спектакля.

Учебно–тематический план

I-го года обучения

№ раздела

Название раздела

Всего

Теоретические

часы

Практические  часы

1

Вводное занятие

2

2

2

Психологический тренинг

12

12

3

Сценическая речь

25

25

4

Сценическое движение

25

25

5

Постановка школьных миниатюр, интермедий

150

10

140

6

Итоговое  занятие

2

2

ИТОГО:                                                     216                       76               140

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ раздела

Название раздела

Содержание занятий

Всего часов

Кол-во теор. часов

Кол-во прак. Часов

1

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Знакомство с работой объединения и его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

2

2

Психологический тренинг

Игры на  самоанализ

-«Солнышко»,

-«Ассоциации»,

- «Ты солнце – я луна»,

- «А что потом»;

Понятие – «этюд».

 Этюды (повадки и взаимоотношение  животных);

Анкетирование;

Игры на внимание

-«Назови-ка без запинки»,

- «Обезьянки»

- «Печатная машинка»; Тестирование.

12

   

     2

     6

   

     1

     2

   

     

     1                  

3

Сценическая речь

Понятие-«поговорка», «пословица», «скороговорка», «чистоговорка».

Поговорки и пословицы;

Скороговорки

-сонорные звуки,

-свистящие и шипящие звуки;

Понятие – «артикулярный аппарат». Что в него входит?

Упражнения на развитие артикулярного аппарата

- гимнастика для губ,

- гимнастика для языка,

- гимнастика для голосовых связок,

- дыхательные упражнения.

25

4

3

3

4

4

3

4

4

Сценическое движение

Физкультурная      разминка

- физкультминутки;

- подвижные игры на свежем воздухе.

25

   15

   10

5

Постановка школьных миниатюр, интермедий

Школьные миниатюры –

-  «Объяснение в любви»,

-  «Женская доля»,

-  «Букет»,  

- «Фирма»,

 Интермедии

- «Ганс-чурбан»,

- «Свинопас»,

- «Бабушки и внуки»,

- «Приключения гнома»,

- «Две сестры»

150

1

1

1

1

1

1

1

2

1

12

10

10

12

20

21

5

25

25

6

Итоговое занятие

Тесты, викторины,  конкурсы.

2

2

Итого:                                                                                        216            76            140

Учебно–тематический план

II-го года обучения

№ раздела

Название раздела

Всего

Теоретические

часы

Практические  часы

1

Вводное занятие

2

2

2

Актёрское мастерство

18

18

3

Сценическая речь

20

20

4

Сценическое движение и пластика.

20

20

5

История театра

4

4

6

Постановка небольших сказок, игровых программ.

150

10

140

7

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:                                                       216                        76             140

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ раздела

Название раздела

Содержание занятий

Всего часов

Кол-во теор. часов

Кол-во прак. Часов

1

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Знакомство с работой объединения и его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

2

2

Актёрское мастерство

Простейшие этюды на внимание (наблюдение и показ людей разных профессий);

 Индивидуальные этюды на развитие фантазии;           групповые этюды на развитие «чувства локтя» (предлагаемые обстоятельства - в лесу, на концерте, на пляже, в космосе и т.д.)

18

   

   

6

   

     

     5

                     

     7

3

Сценическая речь

Поговорки и пословицы.

Повторение и освоение нового материала. Тематические пословицы и поговорки– о родине, о природе, о лени, о временах года, о доброте,  о труде, о дружбе ;

Скороговорки

на парные звуки В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К-Ф, С-З-Ц, Ш-Ж-С;

Упражнения на развитие артикулярного аппарата

- гимнастика для губ,

- гимнастика для языка,

- гимнастика для голосовых связок,

- дыхательные упражнения.

20

4

5

     

     

     

     3

     3

     2

     3

4

Сценическое  

 движение и пластика.

Физкультурная      разминка

- физкультминутки;

- подвижные игры на свежем воздухе;

этюды на падение;

пощёчины.

 

20

10

5

3

2

5

История театра

Экскурсия в музеи города,

Введение в историю театра

4

2

2

6

Постановка  сказок, игровых программ.

Игровые программы - «День всезнайки»;

«Великая масленица»;

Подготовка к празднику «День сказки» - («Рассмешить Несмеяну»,

«Колечко – камешек голубой»),

 Подготовка к конкурсу-фестивалю «Роднички поволжья».

150

2

      3

5

5

5

18

    25

30

30

37

7

Итоговое занятие

Тесты, викторины, анкетирование.

2

2

Итого:                                                          216           76          140

Учебно–тематический план

III-го года обучения

№ раздела

Название раздела

Всего

Теоретические

часы

Практические  часы

1

Вводное занятие

2

2

2

Актёрское мастерство

10

10

3

Сценическая речь

15

15

4

Сценическое движение и пластика.

15

15

5

История театра и искусств.

15

15

6

Основы грима.

7

7

7

Постановка одноактных пьес, развернутых игровых программ.

150

10

140

8

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:                                         216                           76            140

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ раздела

Название раздела

Содержание занятий

Всего часов

Кол-во теор. часов

Кол-во прак. Часов

1

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Знакомство с работой объединения и его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

2

2

Актёрское мастерство

Этюды на внимание,

 индивидуальные этюды на развитие фантазии,           групповые этюды на развитие «чувства локтя», этюды на реальное ощущение предметов.

10

3

2

3

2

3

Сценическая речь

Поговорки и пословицы. Самостоятельный поиск и повтор пройденного;

Скороговорки «Как говорили наши бабушки»,    

упражнения на развитие артикулярного аппарата, шумовые этюды.

15

4

3

7

1

4

Сценическое  

 движение и пластика.

Физкультурная      разминка

- физкультминутки;

- подвижные игры на свежем воздухе;

этюды на падение,

пощёчины,

основы фехтования.

15

5

5

1

1

3

5

История театра и искусств.

Экскурсия в музеи города,

Античный театр,

Средневековой мистерии,

Западноевропейский театр,

Русский академический театр,

Театр «Станиславского».

15

6

2

2

2

2

2

6

Основы грима

Основные цвета,

Дополнительные цвета,

Сценический макияж,

«Маски животных».

7

1

1

3

2

7

Постановка одноактных пьес, развернутых игровых программ.

Игровые программы –

«Кузьминки – по лету»

«Черепашки Ниндзя против Кощея Бессмертного»,

«Рождественские посиделки»,

Подготовка к празднику «День сказки» (одноактные пьесы - «Кузнец и железная роза»,

«Куда спешила песенка»);

Подготовка к конкурсу-фестивалю «Роднички поволжья».

150

1

1

1

2

2

3

140

15

15

20

30

30

30

8

Зачетное занятие.

Тесты, викторины, анкетирование.

2

2

Итого:                                                          216          76           140

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Название раздела

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

Вводное занятие

Групповая

Беседа

Опрос

Сценическая речь

 Групповая

Беседа-диалог

Тестирование, конкурс

Сценическое движение и пластика

Индивидуальная,

групповая

Беседа, показ

Конкурс

Психологический тренинг

Групповая

Беседа-диалог

Тестирование

Актёрское мастерство

Групповая

Беседа, показ

Конкурс

Постановка игровых программ, сказок, интермедий, одноактных пьес.

Групповая

Беседа(«читка»-прочтение и разбор сказки) , репетиции.

Выступление перед зрителями

 История театра и искусств.

Групповая

Беседа, лекция, показ иллюстраций.

Тестирование

Основы грима.

Групповое

Беседа, показ, лекция.

Опрос

Итоговое занятие.

Групповое

Беседа.

Опрос

                                       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова И.А. , Давыдова М.А. Праздник в школе. – М.: Айрис пресс, 2004.
  2. Баптяева.  Воспитательная программа «Театр и мы»

// Классный руководитель. – М.;2004 №4.    

  1. Лыгин С.М. Пьесы для школьного театра. – М.: Владос, 2004.
  2. Ренгарт Т.И. Сказка на подмостках. – Минск: Четыре четверти, 2000.
  3. Рябинина Н.Н. Положение о театральной студии// Классный руководитель. – М.:2000, №7.
  4. Смолина Е.А.  Четырнадцать  нестандартных моделей детского досуга (Литературная гостиная, музыкально-художественный салон и другие формы внеклассной работы). – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Чистякова А.Н.  Программное обеспечение. // Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – М.  2006, № 6.
  6. Яковлева А.А. Театральная программа. // Воспитание школьника - М.; 2005, №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Портфолио отдела с. Шангалы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Устьянский детско-юношеский центр"

Портфолио отдела позволяет отслеживать результаты работы каждого педагога.  Данное портфолио содержит не только информацию о творческих успехах объединений, но и наглядно демонстрирует эти успехи...

Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества имени Б.Т.Куропаткина» на 2013 - 2015 годы

I. Информационная справкаХарактеристика учрежденияНазвание образовательного учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детск...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

 «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

 «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

Образовательная программа «Увлекательный Photoshop-РRO для дополнительного образования детей возраст 12-18 лет на 1 год обучения общее количество часов: 102»

      На фоне пандемии и социально – экономических изменений система   образования претерпела немало перемен. В настоящее время одним из направлений научно-технич...