"Арзамас-городок"
методическая разработка (7 класс) по теме

Интеллектуально-познавательная игра для детей среднего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arzamas-gorodok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Интеллектуально – познавательная игра

«Арзамас – городок»

                                                                                                              Составила:

                                                                                                              Методист

И.В. Жулина

г. Арзамас

Интеллектуально-познавательная игра

«Арзамас-городок»

Цель: Вовлечение в краеведческую работу ребят школ города через всестороннее изучение истории родного города.

Задачи: 1.Развить интерес ребят к краеведческому материалу.

              2.Формировать уважительное отношение к памятникам прошлого, потребность общаться с музейными ценностями.

              3.Помочь ребятам в создании краеведческих объединений, школьных музеев.

Участники: учащиеся 5-8 классов.

Количество: 2команды по 7 человек.

Краткое описание: команды стремятся найти на игровом поле клад и набрать во время поиска как можно большее количество очков.

Реквизит: сигнальные карточки, жетоны, игровое поле – карта на которой местность, разделённая графически на квадраты. В каждом квадрате – условное обозначение:

К – клад

П – переход хода

Вов – вопрос, связанный с Великой Отечественной войной

Л – литературный Арзамас

И – вопрос, связанный с историей Арзамаса

З – заморочки

Примерный план игрового поля:

А

Б

В

Г

Д

Е

1


Л


ВОв


З


И


ВОв


К

2


ВОв


И


К


Л


ВОв


З

3


П


Л


ВОв


З


И


Л

4


ВОв


З


П


И


ВОв


К

5


И


К


Л


ВОв


Л


И

Бумажные квадраты, которыми перед началом игры закрыты все квадраты.

Призы. Медали победителям.

     Вступительное слово.

     К сожалению, современные исследования показали, что интерес у ребят к истории и судьбе родного края ослабевает. Но это неправильно. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», не знающими своей истории, своих корней. У нас есть к чему стремиться. Издавна русский патриотизм приводил в восхищение, а иногда и в негодование весь мир. И примеров этому множество.

     Сегодня на интеллектуальный ринг выходят 2 команды сильнейших и достойнейших соперников, которые будут соревноваться в своих знаниях истории г. Арзамаса.

     Но, прежде чем мы отправимся в интеллектуальное путешествие, мы предлагаем знатокам принять участие в разминке. Разминка проходит в быстром темпе. Право хода получает команда, поднявшая быстрее всех сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает 1 жетон.

Разминка.

1.Сколько дней в неделе? Из них выходных?

Ответ: 7, 2.

2.Сколько пальцев на ноге?

Ответ: 5.

3.Задних и передних лап у утки?

Ответ: 2.

4.Сколько времён года? Зимних месяцев?

Ответ: 4, 3.

5.Сколько месяцев в году, кроме летних?

Ответ: 9.

6.Гномов у Белоснежки?

Ответ: 7.

7.Глаз и бровей у человека?

Ответ: 2 и 2.

8.Букв в названии нашей страны?

Ответ: 7.

9.Углов у стола? А если один отпилим, то сколько останется?

Ответ: 4, 5.

     Закончилась разминка. И мы  приглашаем знатоков совершить интеллектуальное путешествие по истории г. Арзамаса. На пути вас ожидают различные неожиданности. Просим ознакомиться с правилами игры. Перед вами игровое поле – карта некоторой местности, разделённая графически на квадраты. В каждом квадрате – условное обозначение.

     Команды по очереди открывают один из квадратов. Ведущий предлагает команде задание, соответствующее условному обозначению этого квадрата. После совещания в течение 20 секунд команда даёт ответ. Жюри оценивает ответ (жетонами). Если команда не отвечает или отвечает не точно, то право ответа передаётся другой команде. За попадание в квадрат «Клад» команда получает дополнительно 3 жетона.

     Первая отправится в путешествие команда, которая первая правильно ответит на вопрос:

     В каком году был основан Арзамас?

Ответ: в 1578 году.

Вопросы и задания.

Вопросы, связанные с Великой Отечественной войной.

1. Назовите имя арзамасца, который первым был удостоен высокого звания Герой Советского Союза. Когда и за что он его получил?

     Ответ: Новиков Виктор Алексеевич. В 1938 году за бой под испанским городом Сарагосой. Его танк был подожжён снарядом, а он на горящем танке продолжал давить врагов, затем привёл машину в расположение своих и обгоревший потерял сознание.

2. Кого вы знаете из ваших сверстников, ставших Героями Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

     Ответ: Пионеры-герои – Валя Котик, Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей.

3. Танки. Им выпало стать одной из решающих сил в годы войны. Вспомним – до Октябрьской революции Россия своих танков не производила. Первый советский танк был создан в 1920 году на Сормовском заводе в г. Н.Новгороде. В первые дни Отечественной войны Государственный Комитет Обороны принял решение наладить в Горьком массовое производство танков. А теперь, вопрос: какие танки выпускали на наших нижегородских заводах?

     Ответ: Лёгкие танки выпускал автозавод Т-60, Т-70, Т-80.

Средний танк Т-34 изготавливался на заводе Красное Сормово. Он стал лучшим танком того времени.

4. Самолёты. Известно, что начиная с весны 1943г. стало расти превосходство нашей авиации в воздухе, в том числе и количественное. В этом есть заслуга и горьковчан, они успешно решали задачу оснащения наших войск новыми типами самолётов. Назовите тип самолётов, которые с 1942 года изготавливались в Горьком.

     Ответ: Это самолёт-истребитель ЛА-5, ЛА-7 (конструктор Лавочкин)

5. Среди более чем 300 нижегородцев, ставших Героями Советского Союза была одна женщина. Кто она? И за что она столь высоко оценена?

     Ответ: Гашева Руфина Сергеевна. Штурман эскадрильи гвардейского ночного бомбардировочного полка. Совершила 848 ночных боевых вылетов. Дважды немцы сбивали самолёт, и дважды Гашева возвращалась в строй. Обучила 17 девушек-штурманов.

6. В годы ВОв ваши сверстники наравне со взрослыми работали на заводах и фабриках, колхозных полях и фермах, дежурили в госпитальных палатах и разгружали составы с эвакуированными на железнодорожной станции. Кроме того, арзамасские  школьники собрали деньги на строительство танка и самолёта. Скажите, как они назывались.

     Ответ: танк «Горьковский пионер», самолёт «Арзамасский школьник».

7. Пост №1. В нашем городе он у Вечного огня. А когда был зажжён в Арзамасе Вечный огонь?

     Ответ: Это событие состоялось 3 ноября 1967 года, в канун 50-летия Великого Октября.

8. Первый орден, учреждённый в годы минувшей Великой Отечественной войны. Назовите его.

     Ответ: орден Отечественной войны – в мае 1942 года. Это был первый орден, у которого было несколько степеней (I  и II).

Вопросы, связанные с историей Арзамаса.

1. В память о победе русского народа над армией Наполеона арзамасцы на свои пожертвования воздвигли прекрасный памятник – Воскресенский Собор. А теперь давайте попробуем установить – кто автор его проекта и сколько лет строился этот собор.

     Ответ: 28 лет с 1814 – 1842г. Архитектор Коринфский Михаил Петрович.

2. Откуда пошло название Арзамас? Почему наш город носит такое имя?

     Ответ: Издавна на нашей земле жили мордовские племена. «Арза» или «Эрзя» - название мордовского племени, а «Маз» - с мордовского языка значит «добрый, хороший, прекрасный».

3. Кто и в каком году организовал в нашем городе первую провинциальную школу живописи в России.

     Ответ: в1802 году Ступин Александр Васильевич.

4. Какой известный русский художник начал свой путь в большое искусство у нас в городе в школе Ступина? И какие его картины вы знаете?

     Ответ: Василий Перов. Картины: «Охотники на привале», «Тройка», «Рыболовы», «Крестный ход», «Приезд гувернантки в купеческий дом»

5. Назовите монахиню из Выездного, которая участвовала в бунте Стеньки Разина и была жестоко казнена – сожжена на костре?

     Ответ: Алёна Арзамасская.

6. Сколько монастырей и церквей было на территории г. Арзамаса до революции?

     Ответ: 4 монастыря и 36 церквей.

Литературный Арзамас.

1. В какое время и по пути куда проезжал через Арзамас А.С. Пушкин?

     Ответ: А.С.Пушкин проезжал через Арзамас по пути в Болдино в 1830 году. Он ехал туда с целью ознакомления с имением, которое ему подарят по случаю женитьбы на Наталье Гончаровой.

2. Наш город часто называют городом Гайдара. Но семья Голиковых появилась в Арзамасе, когда Аркадию было 8 лет. Ответьте на вопрос: когда и где родился Гайдар?

     Ответ: 22 января 1904г. в г. Льгове.

3. Кому принадлежат эти строки:

     «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок- скороспелок, терновника и красных пионов. Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся хорошая рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Тёша».

     Ответ: А.П.Гайдару в книге «Школа».

4. Вы знаете, что в нашем городе, в ссылке, жил А.М.Горький. Когда это было, и что написал Горький в Арзамасе?

     Ответ: с 5 мая по 3 сентября 1902 года. Здесь он завершил пьесу «На дне» и начал работу над пьесой «Дачники».

5. Назовите известные вам произведения А.П.Гайдара.

     Ответ: «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Р.В.С.», «Голубая чашка», «Горячий камень», «Военная тайна», «В дни поражений и побед», «Мальчиш-Кибальчиш», «Школа».

6. Как вы думаете, о чём писал Мельников-Печерский после посещения Арзамаса?

     «Удивительная чистота, порядок службы, приятное пение привлекают всё лучшее Арзамасское общество. Сёстры занимаются вышиванием золотом, и работа их по чистоте своей высоко ценится покупателями».

     Ответ: Никольский женский монастырь.

Заморочки.

1.Изобразите с помощью пантомимы поговорку: «Один глаз – на нас, другой – на Арзамас».

(Вторая команда должна отгадать)

2. На листе бумаге написана зашифрованная фраза. Надо перевести её на русский язык.

     КОЛОГУ ЫВКСОМ – КОДОРОГ САМАЗРА.

(Арзамас-городок – Москвы уголок).

3. Угадайте зашифрованное предложение.

     НЕ ВСЁ СОБАКЕ РОЖДЕСТВО.

(Не всё коту Масленица)

4. Разгадайте кроссворд.

А

Р

З

А

М

А

С

1). Детский писатель, считавший Арзамас своей второй родиной.

2).Священник, благодаря которому в Арзамасе в 1912 году появился водопровод.

3). Русский царь, по указу которого был заложен град Арзамас.

4). Знаменитый педагог, наш земляк, по букварю которого училась вся Россия.

5). Народ, издавна населявший местность, занимаемую Арзамасом.

6). Речка, на берегу которой был заложен Арзамас.

7). Основоположник 1 провинциальной школы живописи в России.

Ведущий: Закончилось интеллектуальное путешествие по истории города Арзамаса. Давайте подведем итоги.

(Слово предоставляется жюри. Команды - победители, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются медалями «Знатокам истории города Арзамаса»).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Арзамас-городОК"

Арзамас – город с богатой историей, связанный с именами известных и талантливых людей. Арзамас – это наша малая родина. Социально-педагогический проект «Арзамас – городОК» был разработан с целью созд...