программа "Подготовишка"
рабочая программа по теме

Узоровская Вера Николаевна

Программа подготовки детей к школе:

«Грамотейка» - 148 часов. («Развитие речи» - 59 часов.«Обучение грамоте» - 89 часа).

«Посчитайка» - 89 часа.

«Узнаём мир» - 58 часов. (ознакомление с окружающим миром)

«Учимся писать» - 89 часов.

«Прикладное творчество» - 58часов. (рисование – 16 часов, лепка – 16 часов,  аппликация – 16 часов, ручной труд – 10 часов).

«Игровой час» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное  учреждение

дополнительного образования детей –

Дом детского творчества г. Аркадак Саратовская область.

ПРОГРАММА

подготовки детей к школе

«Подготовишка»

Принято на педагогическом

Совете «___»__________2013г

Протокол №___________

«Утверждаю»

                                                                                         Директор МКОУ ДОД –

Дома

                                                                     детского творчества

                                                                                       «___»_____________2013г

                                                                                      ________(Акинина Т.В.)

Возраст обучающихся – 5 – 7 лет

Срок реализации – 1 год

Автор: педагог дополнительного

 образования МКОУ ДОД - ДДТ

Узоровская В.Н.

г.Аркадак

Пояснительная записка

Программа «Подготовишка»        предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещают дошкольные учреждения.

Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе – выявить уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления, умение наблюдать и сравнивать, делать выводы, развитие мелкой  моторики и зрительно-двигательной координации.

Актуальность разработки данной программы

- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;

- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации.)

- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора).

На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.

Данная программа позволяет:

  1. Устранить разноуровневую подготовку к обучению детей к школе;
  2. Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.
  3. Формировать навыки учебной деятельности, интерес и желание учиться в школе.

Цель данной адаптированной типовой программы – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.

Задача данной программы включает в себя:

  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
  • обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
  • развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
  • развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
  • формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

В программе учитываются основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития;
  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка;
  • обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности.

Продолжительность обучения: 31 недели, с учетом  двухнедельных каникул в январе и  в марте) общее число занятий – 590

Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятия 20-25 минут, игровой час – 30-40 минут.  Перерыв между занятиями – 5-10 минут.

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются шесть разделов, отражающих основные линии развития ребёнка-дошкольника в результате его обучения:

«Грамотейка» - 148 часов. («Развитие речи» - 59 часов.«Обучение грамоте» - 89 часа).

«Посчитайка» - 89 часа.

«Узнаём мир» - 58 часов. (ознакомление с окружающим миром)

«Учимся писать» - 89 часов.

«Прикладное творчество» - 58часов. (рисование – 16 часов, лепка – 16 часов,  аппликация – 16 часов, ручной труд – 10 часов).

«Игровой час» - 148 часов.

Также в занятия детей дошкольного возраста можно включать музыкальное воспитание и английский язык (по возможностям учреждения).

Число занятий в неделю:

«Грамотейка» - 5 («Развитие речи» – 2; «Обучение грамоте» – 3)

«Посчитайка» - 3

«Узнаем мир» - 2

«Учимся писать» - 3

«Прикладное творчество» - 2

«Игровой час» - 5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1

«ГРАМОТЕЙКА» (148 часов).

Пояснительная записка.

Раздел «Грамотейка» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Содержание раздела позволяет организовать работу по двум направлениям: развитие связной речи, обучение грамоте.

       Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом. С интересом наблюдать за особенностями слов, их использование в речи. Учебный материал подается в сравнении,сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать. Анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка,на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.

Задачи работы по развитию речи:

  • обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения:
  • формирование выразительности речи – умения пользоваться высотой и силой голоса. Темпом и ритмом речи. Паузами. Разнообразными интонациями.
  • развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.

Задачи работы по обучению грамоте:

1 этап: Развитие фонематического слуха:

  • развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи;
  • развитие умения слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук, умение различать звуки на слух, гласные, твердые и мягкие согласные;
  • развитие умения интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
  • формирование умения правильно произносить звуки и слова.

2 этап: Звуко-буквенный анализ:

  • развитие звуко-буквенного анализа;
  • развитие фонематического восприятия.

3 этап: Развитие интереса и способностей к чтению:

  • формирование техники чтения;
  • развитие интереса к самостоятельному чтению и способностей к чтению.

Тематический план обучения по разделу «Грамотейка»

№п\п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

1

Лексическая и грамматическая работа

20

2

Развитие связной речи

32

3

Развитие фонематического слуха.

17

4

«Звуко-буквенный анализ»

61

5

Развитие интереса и способностей к чтению.

18

Итого:

148

Содержание раздела:

Лексическая и грамматическая работа (20 часов):

  • обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
  • употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи  (32 часа):

  • ответы на вопросы, участие в диалоге;
  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;
  • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
  • придумывание фантастических историй по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась история;
  • рифмование слов, участие в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.

Развитие фонематического слуха (17 часов):

  • знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово».
  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных, называть их изолированно и обозначение их соответствующими знаками-заместителями;
  • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Звуко-буквенный анализ (61 часов):

  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • познакомить с буквами как знаками звуков;
  • соотнесение букв и звуков;
  • письмо печатных букв в клетке, используя образец;
  • знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными;

Развитие интереса и способностей к чтению (18 часов).

  • закрепление умения соотносить звук и букву;
  • обучение чтению слов, предложений и текста;
  • учить разгадывать ребусы, кроссворды;
  • формирование умения понимать прочитанный текст;
  •  развитие интереса и способностей к чтению;
  • Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

     В результате работы по разделу «Грамотейка» дети должны:

- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

- отвечать на вопросы педагога;

- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять звук в начале слова;

- определять место звука в слове в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие

   согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и называть буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- соединять звуки в слоги;

      - уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;

      - определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

      - проводить звуковой анализ слов;

      - читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты;

      -  понимать прочитанное;

     - пересказывать прочитанное.

Раздел 2

«ПОСЧИТАЙКА» (89 часов).

Пояснительная записка.

            В математическом содержании раздела объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр.), геометрическая ( прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная, в основном, на математическом материале двуз первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

          Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных, предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остаётся практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент. Наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

        Большое внимание уделяется формированию умений работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Задачи работы по развитию математических представлений:

  • Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов по классам в соответствии с выделенными свойствами;
  • Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, неравно, столько же, больше, меньше;
  • Формирование пространственных представлений и временных: на, над, под, справа, слева, между, посередине, впереди, сзади, раньше, позже;
  • Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметами множеств и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;
  • Сравнение множеств выраженных числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми;
  • Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один);
  • Различение количественного и порядкового числа, счёт в прямом и обратном порядке;
  • Составление  математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов;
  • Составление и решение простых арифметических задач;
  • Различение и называние геометрических фигур;
  • Упражнение в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку;
  • Письмо цифр в клетке.

Тематический план

обучения по разделу:  «Посчитайка»

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общие понятия

14

Числа и операции над ними

58

Пространственно-временные представления

12

Геометрические фигуры и величины

5

Итого:

89

Содержание раздела:

Общие понятия (14 часов)

Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерений. Числовой отрезок.      Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними ( 58часов)

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно – временные представления (12 часов)

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий.  Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины (5 часов)

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.  

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

К концу обучения по программе «Посчитайка» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <,  = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и

 совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и

целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и

количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги

 (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение

 закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;

- практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.);

- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых;

- составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять

математические рассказы и отвечать на поставленные педагогом вопрос: Сколько было?

     Сколько стало? Сколько осталось?;

- писать цифры в клетке.


Раздел 3

«УЗНАЕМ МИР» (58 часа).

(Ознакомление с окружающим миром)

Пояснительная записка.

Основная цель раздела - знакомство с целостной картиной мира, которое происходит по мере решения задач по осмыслению ребенком своего опыта.

               Этот раздел программы поможет ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в школе, детском саду, на улице.

             Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и интеллектуальной  деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для школьника объектам окружающей действительности.

Задачи раздела:

  • Дальнейшее приобщение к миру взрослых людей, и созданных их трудом предметов;
  • Развитие возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, понимать, осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное  отношение  к предметам как результату человеческого труда;
  • Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей;
  • Формирование отчётливых представлений о предметах материальной культуры;
  • Расширение, уточнение и систематизация  знаний о явлениях природы, формирование обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов;
  • Воспитание бережного отношения к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней;
  • Расширение, уточнение и систематизация  представлений о растительном и животном мире в разных уголках планеты;
  • Обогащение и уточнение знаний ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, формирование этических норм и правил поведения в обществе.

Тематический план

обучения по разделу «Узнаем мир!»

Наименование разделов, тем

Количество часов

Предметный мир

5

Я и общество.

15

Природа

10

Растительный мир

11

Животный мир

12

Транспорт

5

Итого:

58

Содержание раздела:

Предметный мир (5 часов)

Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей и др.), их назначение и возможные действия, которые можно сними производить;

Определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь;

Узнавать изделия, сделанные из разных материалов. Называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.);

Знать назначение предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника и др.)

Объединять предметы в группы по разным признакам.

Я и общество. (15 часов)

Иметь представление об отличительных признаках семьи, рассказывать о своей семье. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Забота о близких. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.).

            Иметь представление о различных профессиях, называть профессии, объяснять их значение.

Знать название нашей страны, флаг, герб России, составлять рассказ о своей стране по вопросам.

Иметь представление о значении учёбы в жизни человека, называть качества характера, необходимые для успешной учёбы в школе, уметь рассказывать о себе.

            Выражать свою мысль высказываниями, понятными собеседнику, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь планом и опорными словами и словосочетаниями. Пересказывать сказки, составлять свою сказку по рисункам.

            Называть месяца года, дни недели, части суток, объяснять понятия вчера, сегодня, завтра. Иметь представление о назначении часов, об их устройстве, называть единицы времени, знать их последовательность, называть время по часам.

Природа (10 часов).

Знать название и последовательность времён года. Называть основные признаки сезона. Соотносить природные явления, погоду сезона. Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года. Иметь представление о понятии живая и неживая природа, различать объекты живой и неживой природы, рукотворный мир.

Растительный мир (11 часов)

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растений (стебель, корень, лист, цветок). Знакомить с хвойными и лиственными деревьями, кустарниками, цветами, лесными ягодами и грибами. Сравнивать разные растения. Различать садовые и луговые цветы, узнавать цветы по рисункам. Иметь представление о значении цветов, овощей и фруктов для человека, узнавать овощи и фрукты по рисункам.

Наши друзья животные (12 часов).

         Узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, земноводных, зверей, птиц, пресмыкающихся, живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описывать особенности их внешний вида, движений и поведения. Называть животных и их детёнышей. Различать домашних и диких животных. Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить звуки. Наблюдать отдельные защитные свойства. Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания. Особенности приспособления к сезонной жизни. Проявлять желание ухаживать за животными. Знать и соблюдать правили поведения в природе.

Транспорт (5 часов).

        Выбор средств передвижения. Знать виды транспорта: водный, наземный и воздушный транспорт. Иметь представление о назначении транспорта. Сравнивать, группировать, классифицировать транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Техника.  Правила поведения в транспорте. Знаки дорожного движения.

К концу года обучающиеся  должны знать:

  • элементарные правила поведения в городе и природе;
  • о правилах личной безопасности;
  • свой адрес, название страны, города;
  •  родственные отношения;
  • о сезонных изменениях в природе;
  • название о последовательность времен года;
  • об условиях, необходимых для роста растений;
  • наиболее распространённых животных разных мест обитания (вода, лес). Особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, заготовка корма)
  • основные трудовые действия людей разных профессий;
  • свой режим дня;
  • знаки дорожного движения;

Должны иметь представление:

  •  о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
  • о труде людей в городе и сельской местности;
  •  о строении своего тела;
  •  о погоде в разных частях света в разное время года;
  •  о растительном и животном мире разных частей света;
  •  об образе жизни людей в других странах;
  • о сезонных изменениях в природе;
  • о домашних и диких животных;
  • о перелётных и зимующих птицах;
  • об овощах и фруктах, лесных ягодах и грибах;
  • о деревьях и кустарниках, цветах
  •  о труде людей в городе и сельской местности.

Должны уметь:

-     сравнивать, группировать, классифицировать предмета;

-     понимать значение обобщающих слов;

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • определять предметы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.);
  • находить предметы по плану-описанию;
  • выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве;
  • определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь;
  • выполнять режим дня;
  • определять время по часам;
  • оценивать последствия своего и чужого поведения;
  •  различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
  •  пользоваться знаками определяющими явления природы;
  • соотносить природные явления, погоду с сезонами;
  •  ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
  •  соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Раздел 4

«УЧИМСЯ ПИСАТЬ» (89 часов).

Пояснительная записка.

      Основной целью обучения по данному разделу является подготовка кисти руки ребёнка к письму.

      Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной и прописной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их.  Основными являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по обучению грамоте.

        Занятия строятся в игровой форм, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква».

      Основными задачами раздела являются:

  • развитие мелкой моторики руки;
  • ориентировка на листе бумаги;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
  • формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

Тематический план

обучения по разделу «Учимся писать»

(подготовка к обучению письму)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Развитие мелкой моторики рук

21

Ориентировка на листе бумаги.

4

Письмо  печатных букв по контуру.

32

Письмо  прописных букв.

32

Итого:

89

Содержание раздела:

 Работа по развитию мелкой моторики руки (21 час)

      Штриховка, обведение по контуру.  Каллиграфические бордюры. Срисовывание рисунков, узоров, фигур,  раскраска заданных контуров. «Проведи дорожку», «Соедини». «Обведи»

Ориентировка на листе бумаги (4 часа)

 Ориентироваться на листе бумаги в клетку (вверх, вниз, вправо, влево, наискосок). Письмо вертикальных и горизонтальных линий в клетке.

Ориентировка на листе бумаги в линию.

Письмо печатных букв по контуру (32 часа)

Обведение по контуру печатных букв. Штриховка букв. Письмо печатных букв в клетках по пунктирным линиям и по образцу. Соединение по точкам.

Письмо прописных букв (32 часов)

Написание элементов прописных букв по пунктирным линиям. Письмо прописных букв, слогов, слов.

К концу года обучающиеся  должны уметь:

  • ориентироваться в рабочей тетради;
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку и линию;
  • рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии;
  • обводить по контуру предметы и заштриховывать;
  • рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
  • писать печатные буквы русского алфавита в клетке;
  • писать элементы прописных букв;
  • писать прописные буквы русского алфавита в тетради в линию;
  • писать слоги, слова.

Раздел 5

«ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (58 часов).

Пояснительная записка.

        Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми дошкольного возраста является изобразительная деятельность и художественный  труд, создающие условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

 У детей вырабатывается умение доводить начатое дело до конца. Формируется каллиграфические навыки, улучшается глазомер, цветоощущение.

      В этом возрасте для ребёнка является проблемой овладение элементами письма. И преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом. Работа в мелкой пластике, развивающая пальцы, занятие рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из бумаги и природного материала.

       Основной целью раздела «Прикладного творчества» является –развитие творческой личности, знакомство детей с окружающим миром через изобразительное искусство.

Задачи раздела:

  • формирование образных представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • овладение навыками и умениями работы с инструментами, освоение различных художественных материалов;
  • закрепление навыков работы карандашом, красками, использования различных техник для достижения художественного замысла, совершенствование владения различными техниками, их смешения.
  • формирование понятий о тесной взаимосвязи природы и искусства;
  • расширение знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • воспитание чувства прекрасного;
  • развитие творческого потенциала, проявление самостоятельности, индивидуальности ребят.

     

В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус.

Тематический план

обучения по разделу «Прикладное творчество»

Наименование разделов, тем

Количество часов

Рисование

16

Лепка

16

Аппликация

16

Ручной труд

10

Итого:

58

Содержание программы раздела «Прикладное творчество»

Рисование (16 часов)

Предметное рисование. Рисование по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Сюжетные рисунки: картинки природы, сюжеты из сказок. Рисование животных и птиц с элементами аппликации. Дорисовывать рисунок по образцу.

Учить различать и правильно использовать цвета и их оттенки, закреплять навыки работы с акварелью; учить изображать по представлению и с натуры отдельные предметы, передавать композицию в сюжетном рисунке, располагать персонажи и предметы на всем листе, на широкой полосе, располагая их ближе, дальше.

 Закреплять умение рисовать кольцо, круг, волнистые линии, ягоды, цветы, листья.

Лепка  (16 часов)

       Обучение  основным приёмам и способам лепки (скатывание, раскатывание, выдавливание, сплющивание, жгут, примазывание, лепка по частям и вытягивание). Создание целых композиций, объединенных сюжетом, передавая при этом пропорции. Рельефная лепка.  Лепка  из куска  пластилина предмет более сложной формы с натуры и по представлению, по типу народных глиняных игрушек, обрабатывать поверхность формы пальцами и стекой, украшать ее рельефом.

Учить детей выполнять декоративную лепку на пластинах.

Аппликация  (16 часов)

Создание изображений в аппликации с натуры и по представлению, композиционно правильное расположение аппликации, предание симметричных форм из бумаги, составление узоров, декоративных композиций на бумаге разной формы, из геометрических и растительных форм, включать в изображение птиц, животных по типу народного декоративного искусства.

Сочетание приемов вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации, составление сюжетных аппликаций.  Аппликация из природного материала.

Ручной труд  (10 часов)

Работа с бумагой и картоном: складывание бумаги (прямоугольной, квадратной формы) в разных направлениях (буденовка, пилотка),  использование разной бумаги по (фактуре), разметка  с помощью шаблона,  создание игрушек –забав.

          Изготовление простых фигур из бумаги путем складывания (оригами), объёмное конструирование с приёмами гофрирования. Художественное конструирование  новогодних игрушек, масок.

Работа с природным материалом: учить детей делать фигуры людей, животных, птиц (из желудей, шишек, косточек, травы и др. природных материалов), передавать выразительность образа, создавать общие композиции. В процессе работы развивать фантазию, воображение детей.

К концу года обучающиеся должны знать:

  • название основных цветов и составных, холодные и тёплые цвета;
  • значение терминов: акварель, гуашь, трафарет, стека, оригами;
  • основные приёмы и способы лепки и украшения изделия;
  • правила работы с шаблонами и трафаретами, готовыми выкройками;
  • правила работы с различными материалами (бумагой, картоном, природным материалом.

Должны иметь представление:

  • о декоративно-прикладном искусстве;
  • о психологических характеристиках цветовых тонов;
  • о приёмах симметричного и силуэтного вырезания из бумаги. Обрывной аппликации;
  • о приёмах складывания бумаги.

К концу года обучающиеся  должны уметь:

  • правильно сидеть при рисовании;
  • держать карандаш, кисть и пользоваться ими;
  • использовать основные и производственные цвета в работе, разводить и смешивать краски;
  • применять различные техники в рисовании;
  • располагать изображение на листе;
  • рисовать по представлению, с натуры;
  • изображать сюжетные рисунки;
  • правильно передавать в рисунке форму, соотношение предметов по величине, цвету и их оттенки;
  • пользоваться пластилином;
  • лепить предметы, используя приемы оттягивания. Сглаживания, вдавливание, прижимания, примазывания;
  • использовать разные способы лепки;
  • лепить предметы с натуры и по представлению;
  • рационально использовать материалы для работы;
  • правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры;
  • сочетать приемы вырезания ножницами с приёмами обрывной аппликации;
  • складывать лист пополам, совмещая углы и стороны;
  • изготовлять простые фигуры из бумаги путем складывания (гармошкой, вчетверо,  в разных направлениях);
  • работать с природным материалом.

Раздел 6

«ИГРОВОЙ ЧАС» (148 часов).

     Игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей.  

     Игровой час – понятие условное. Длительность игрового часа составляет 30-40 минут в зависимости от возраста, желания детей. Основная задача воспитателя – создать оптимальные условия для игровой деятельности.

      Цель игрового часа: дать ребёнку наиграться, предоставить возможности для самореализации. В каждом ребёнке живёт страсть к игре и её надо удовлетворить – это так же естественно, как потребность в пище, отдыхе и т.д.

     Во время игрового часа ребёнок овладевает разными видами дидактических игр (с предметами, словесными, настольно-печатными). Участвует в имитационных играх («превращение» предмета, подражание кому-то, изображение профессии или действия и др.) разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, знакомство, поздравление, диалог по телефону, встреча друзей, разговор животных и др. имитировать движения и звуки (по образцу и собственному замыслу). Быть внимательным при повторении движений за другими.

      Принимать участие в сюжетно-ролевых играх. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. Ребёнок должен самостоятельно придумывать элементы сюжета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимодействия в игре, на основе правил, очередности действий и др.

      Принимать участие в театрализованных играх. Учиться передавать особенности образа речевыми средствами, движениями, мимикой, пластикой. Участвовать в оформлении театрализованной игры (подготовка декораций, элементов костюма и др.)

     Проявлять интерес к подвижным играм, соревнованиям с элементами спортивных игр.  В процессе праздников участвовать в музыкальных играх, танцах, хороводах.

     Взрослый всегда должен помнить о праве ребёнка на свободу при выборе игры – это его мир. А «вторжение» в этот мир взрослого со своими воспитательными и обучающими задачами должно быть очень корректным и незаметным для играющих. Педагог может помочь детям в выборе игры (сюжета). Педагог активно наблюдает, фиксирует свои наблюдения, анализирует их, обучает необходимым умениям и навыкам, подключаясь к игре детей.      

      После завершения игрового часа целесообразно заняться организованными видами деятельности, в том числе и учебной.

Тематический план

 по разделу «Игровой час»

Наименование разделов, тем

Количество часов

Сюжетно-ролевые игры

32

Дидактические игры

32

Театрализованные игры

32

Подвижные игры

32

Игры по выбору детей

20

Итого:

148

Примерная тематика игр.

Сюжетно-ролевые игры (32 часа).

«Семья», «Семейный праздник», «Новогодний праздник», «Школа», «Строительство», «Цирк», «Кафе», Модельное агентство», ГИБДД, «Пираты», «Банк», «Почта», «Больница», «Зоопарк», «Музей», «Рыбаки», «Салон красоты», «Редакция газеты», «Театр», «Космонавты» и др.

Дидактические игры (32 часа).

      Игры на развитие творческого, образного и воссоздающего воображения («Неоконченный рассказ», «Круги на воде», «Фантастические гипотезы», «Кляксы» и др.).

      Развитие произвольного, слухового внимания, сообразительности, активизации словаря («Пишущая машинка», «Кузовок», «Четыре стихии», «Будь внимателен»и др).

     Знание предметов необходимых для какой-либо деятельности, назначение предметов, классификация предметов по существенному признаку («Первоклассник», «Найди лишнее», «Для чего нужен предмет», «подбери одежду по сезону», «Похож-непохож» и др.)

     Развитие логического мышления, сообразительности, целеустремленности, вдержки, умение разделять сложные фигуры на составные части и создавать их из составных частей («Танграм», «Да-нет», «Геометрическая мозайка», «Кто больше назовет действий» и др.)

     Умение быстро находить близкие по смыслу слова, синонимы («Подбери слово», «Скажи по-другому») и др.

Театрализованные игры (32 часа)

Пальчиковый театр, театр игрушек, кукольный театр, инсценировка сказок, рассказов, теневой театр, драматизация сказки и др.

Подвижные игры (32 часа).

      Игры на метание и ловлю меча, бег, лазанье, ползанье, ходьбу, прыжки. Игры-соревнования, эстафеты.

Игры по выбору детей (20 часов).

      Настольно-печатные игры: «Лото», «Домино»,  пазлы, игры со строительным материалом  и др.

Работа с родителями:

     Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам подготовки ребёнка к школе.

    Разработка рекомендаций родителям по вопросам психологической готовности дошкольника к школе.

    Проведение массовых воспитательных мероприятий совместно с родителями по плану.

Формы контроля:

            Педагогическая диагностика готовности детей дошкольного возраста к школе проводится два раза в год:

входящая диагностика – октябрь,

исходящая диагностика – май.

Методическое обеспечение учебного процесса:

Основной формой занятия в объединении является учебное занятие.  В учебно-воспитательном процессе используются следующие методы обучения:

  • игра
  • словесный метод
  • метод показа
  • проблемный метод
  • метод наблюдений
  • метод мотивации и стимулирования

Дидактический материал: пособие «Учим буквы», «Учим цифры», «Учимся считать», «Учимся писать цифры», счётный  материал(фрукты, овощи), раздаточный материал и др.

Литература для педагога:

  1. С.А. Козлова  «Я хочу в школу»
  2. Л.П. Стрелкова  «Уроки сказки» Москва, «Педагогика» 1990г.
  3. В.В. Волина «Праздник числа»
  4. В.В. Волина «Праздник букваря»
  5. Программа развития обучения дошкольника (учимся говорить) Санкт-Петербург «Издательский Дом «Нева» Москва «Олма-пресс» 2000г.

Литература для детей:

  1. О.В.Чистякова «Изучаем математику». Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург 2010г.

  1. С.Е.Гаврина «Учимся решать задачи».
  2. Е.В.Колесникова «Я считаю до 10».
  3. Г.И.Щербакова «Знакомимся с математикой»
  4. Н.М.Савицкая «28 занятий для обучения грамоте в детском саду и дома»
  5. О.И.Крупенчук  «Научите меня читать». Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург 2010г.
  6. О.И.Крупенчук  «Научите  мня говорить правильно». Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург 2010г.
  7. О.В.Чистякова «Знакомимся с окружающим миром». Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург 2010г.
  8. Н.Ф.Виноградова «Рассказы и загадки о природе»
  9. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В.Щербинина. Тетрадь с заданиями для детей. Окружающий мир 1 и 2 части.
  10. Т.А. Воробьёва «85 уроков для обучения письму». Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург 2011г.
  11. Т.А. Воробьёва «50 уроков для подготовки руки к  письму». Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург 2011г.