Включение творческого наследия гжельских поэтов и композиторов во внеурочную деятельность учащихся как средство патриотического воспитания
статья на тему

Нефедова Юлия Владимировна

Из опыта работы над разучиванием песни "Гжель моя старинная" на занятиях внеурочной деятельности в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nefedova.statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нефедова Юлия Владимировна,

учитель музыки Речицкой средней

 общеобразовательной школы

Включение творческого наследия гжельских поэтов и композиторов

во внеурочную деятельность учащихся

как средство патриотического воспитания

Из опыта работы

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Занятия внеурочной деятельности призваны обеспечить развитие, воспитание и социализацию младших школьников, способствуют расширению образовательного пространства, создают дополнительные условия для развития учащихся, постижения ими духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В то же время приоритетным направлением воспитательной работы образовательного учреждения было и остаётся патриотическое воспитание, поэтому в нашей школе один из часов занятий внеурочной деятельности в первом классе решено было отвести под разучивание песен о родном крае. Этот кружок получил название «Пою мое Отечество»

Основной репертуар занятий кружка составляют песни композитора, выпускника Речицкой школы, уроженца села Речицы В.П.Стрелкова на стихи гжельских поэтов

Разучивание каждой песни превращается в небольшую экскурсию по родному краю. В результате чего помимо развития музыкального слуха, вокальных навыков, обогащается словарный запас детей, расширяется представление об окружающем мире, дети получают знания по краеведению.

Вот, например, как происходит разучивание песни «Гжель моя старинная» (музыка В.Стрелков, слова Е.Борисова).

Гжель моя старинная… В кружевах наличники.

Песни соловьиные. Русские обычаи…

Уже на этом этапе начинается путешествие в прошлое. В этих строчках оказалось много новых не знакомых детям слов. Раскрывая тайны слова, ребята знакомятся не только с историей языка, но и с историей края.

«Наличники»: на современных домах наличники становятся редкостью, окна чаще обрамляет строгая прямоугольная рамка, поэтому рассказ о том, что такое наличник, почему люди украшали окна деревянными кружевами, демонстрация слайдов с образцами наличников гжельских домов увлекает детей, становится открытием для первоклассников.

Разучиваем припев:

Самовары, чайники, чашки расписные.

Приглашаем в гости всех,

Выпьем чаю за успех!

И снова первоклассники отправляются на экскурсию в прошлое. Из рассказа учителя они узнают об особом отношении к чаю в Гжели, о том, что до революции только в селе  Речицы действовало три чайных, в которых проезжающие по Касимовскому тракту могли отдохнуть и подкрепиться, а местные жители назначали свидания, обменивались последними новостями. Да и в речи гжельцев название этого напитка тоже нашло отражение. Слово «чай» активно функционирует и по сей день в качестве частицы со значением вероятности происходящего.

Помогает усвоению текста и экскурсия в школьный историко-краеведческий музей, где своими глазами ученики могут увидеть и самовар, и расписные гжельские чашки, и просто окунуться в атмосферу старинной гжельской деревни.

А песня продолжается:

…Ты, как песня русская, дочь России-матушки,

В красоте искусная, выдумкой богатая:

Статуэтки, вазочки, квасники, шкатулочки,

И сервизы разные, и для пива кружечки…

Каждое слово – это рассказ о гжельских умельцах и той красоте, которую они делают своими руками. В процессе разучивания текста песни дети знакомятся с образцами изделий гжельского фарфора, приходят к выводу, что создание изделия – процесс трудоемкий, творческий, что в каждом изделии частичка души людей, создавших его.

…Все впитала Гжель моя: небо темно-синее,

Снега платье белое, золото осеннее…

Запоминанию текста помогают и собственные наблюдения учащихся. Словесное рисование зимних и осенних пейзажей, сопоставление их с фарфоровыми и гончарными изделиями развивают творческое, ассоциативно-образное мышление первоклассников.

И снова припев:

Самовары, чайники, чашки расписные…

В завершении занятия предлагаю детям нарисовать чаепитие. С большой  охотой приступают они к этому заданию.

Так, через интеграцию музыки, литературы, краеведения и лингвистики расширяется кругозор детей, обогащается словарный запас, воспитывается любовь и уважение к своему краю. А ни для кого не секрет, что с любви к малой родине, к месту, где родился и живешь, начинается чувство любви к нашей большой стране, России.

Литература

  1. Аверьянова, М.Г. Край Раменский. Очерки краеведа (серия «Энциклопедия сел и деревень Подмосковья»)/ М.Г.Аверьянова. – М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. – 592 с.: ил.
  2. Гурова, О.В. Реализация основного принципа ФГОС ООО о духовно – нравственном и патриотическом воспитании обучающихся через музейную деятельность/ Учительский портал. – 2013. – 13 января.[электронный ресурс] URL: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-2074 (дата обращения - 06.11.2013)
  3. Терехова Т.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/638755/(дата обращения - 06.11.2013)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Внеурочная деятельность учащихся как средство развития их социальной компетентности». ( Из опыта работы).

Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания учащихся, формирования их интеллектуального и творческого потенциала в проце...

Проект «Организация внеурочной деятельности в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом требований ФГОС».

Данный проект посвящен 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной Войне, в котором реализуется система мероприятий для развития патриотического воспитания. Проект рассчитан на три года. Ц...

Научный доклад "Учебно - исследовательская деятельность учащихся как ресурс патриотического воспитания" в рамках работы I Всероссийских исторических чтений -2013

Материал посвящен работе над долгосрочным учебным исследовательским проектом "Судьба семьи в судьбе России". Это работа информирует о ходе работы над проектом в 2012/2013 учебном году....

Авторская программа для внеурочной деятельности, разработанная для военно-патриотического воспитания.

Программа разработанна для внеурочной деятельности, и кружковой работы, военно-патриотических объединений и клубов.                         ...

Методическая разработка по теме: «Внеурочная деятельность учащихся по спортивно патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения»

Вариант проведения внеурочной деятельности по внедрению комплекса ГТО в систему гражданско-патриотического воспитания...

Программа внеурочной деятельности для 9 класса Патриотическое воспитание

Данная программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 9-х классов по патриотическому воспитанию...