Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся
статья (9 класс) по теме

Михайлова Екатерина Николаевна

 

 

Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемле­мая составляющая качественного общего образования в современ­ных условиях. Развитие системы дополнительного образования де­тей является сегодня одним из приоритетных направлений образо­вательной политики. Поставлена задача повышения роли дополни­тельного образования детей в деятельности государственных об­разовательных учреждений, дальнейшей интеграции основного об­щего и дополнительного образования. Цель политики модерниза­ции дополнительного образования детей состоит в создании усло­вий для активного включения детей и молодежи в социально-эко­номическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ре­сурсов. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обес­печить современное качество, доступность и эффективность допол­нительного образования детей, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, на основе сохранения в лучших тра­дициях воспитания и внешкольного дополнительного образования.

В числе ведущих тенденций развития системы дополнитель­ного образования детей отмечается также важность организации допол­нительного образования детей на базе образовательных учреж­дений, реализующих общеобразовательные программы. Дополни­тельное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентировано на создание единого интегрированного образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопреде­лению школьников в личностной, социокультурной, профессиональ­ной областях, включению их в различные виды творческой дея­тельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сфе­ры школьников. Гибкость дополнительного образования детей как открытой системы позволяет обеспечить условия для формирова­ния лидерских качеств, развития социального творчества, форми­рования социальных компетенций.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya_po_rezultatam_proekta_16.03.2012.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Директор МБОУ ДОД «Районный центр детского творчества» Гатчинского муниципального района Ленинградской области

Михайлова Екатерина Николаевна

Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся

(из опыта реализации сетевых проектов в Гатчинском муниципальном районе).

Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, - неотъемлемая составляющая качественного общего образования в современных условиях. Развитие системы дополнительного образования детей является сегодня одним из приоритетных направлений образовательной политики. Поставлена задача повышения роли дополнительного образования детей в деятельности государственных образовательных учреждений, дальнейшей интеграции основного общего и дополнительного образования. Цель политики модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить современное качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, на основе сохранения в лучших традициях воспитания и внешкольного дополнительного образования.

В числе ведущих тенденций развития системы дополнительного образования детей отмечается также важность организации дополнительного образования детей на базе образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентировано на создание единого интегрированного образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. Гибкость дополнительного образования детей как открытой системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.        

Отличительной чертой педагогики дополнительного образования является создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога. Многообразие видов деятельности способствует удовлетворению самых разных интересов, склонностей и потребностей ребёнка. Личностно – деятельностный характер образовательного процесса, способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению и самореализации. Личностно – ориентированный подход к ребёнку, создает «ситуацию успеха» для каждого, выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей.

          Методологической основой стандарта нового поколения становится Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяющая характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания детей и молодёжи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно – нравственная консолидация многонационального народа РФ; основные социально – педагогические условия и принципы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

         Указанные  выше цели и задачи политики модернизации
дополнительного образования детей возможны и достижимы при социально – педагогическом партнерстве путем согласования социально – воспитательных программ общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, других учреждений социализации.

         Партнёрские отношения в реализации программ могут выстраиваться как с  семьёй, так и с общественными организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно – полезную.

         Каковы же механизмы включения системы дополнительного образования во внеурочную деятельность общеобразовательных школ?

   1. Технологии интеграции в учебном процессе способствуют активизации познавательной деятельности школьников, формированию их субъектной позиции через включение в урок форм и методов, применяемых в дополнительном образовании в виде:

  • комплексных занятий: интегрированный урок, урок – аукцион знаний, творческий отчёт, общественный смотр знаний;
  • проектов: информационных, творческих, исследовательских, ролевых…;
  • игр: ролевых (урок – театрализация), деловых (урок – исследование, урок –   экскурсия), познавательных («Что? Где? Когда?»)
  • предметных технологий (изготовление наглядных пособий, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, «издание» рукописных сборников…)

   2.  Технологии интеграции во внеурочной деятельности активизируют субъектною позицию школьника за счёт включения его в деятельность объединений по интересам, в подготовку общешкольных дел в виде:

  • технологий проектной деятельности;
  • технологий коллективного творческого воспитания; 
  • технологий работы клубных объединений.

   3.   Технологии внешней интеграции в виде:

  • интегрированных программ совместной деятельности школ и учреждений дополнительного образования;
  • организации и проведения совместных интегрированных мероприятий: праздников, фестивалей;
  • организации и проведения совместных интегрированных дел: коллективных творческих, общественно – полезных;
  • организации и проведения совместных интегрированных игр, конкурсов (краеведческих, экологических, интеллектуальных);
  • организации деятельности детских общественных организаций, движений, объединений.  

         В рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области на 2010 -2011 годы» и долгосрочной целевой программы «Приоритетные направления развития образования в Ленинградской области на 2011 – 2015 годы» в Гатчинском муниципальном районе созданы условия для организации инновационной деятельности в муниципальных образовательных системах по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей.            

         Восьми образовательным учреждениям присвоен статус муниципальной инновационной площадки по реализации образовательных сетевых проектов в рамках регионального эксперимента по работе с одаренными детьми. Одним из таких образовательных учреждений является муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр детского творчества». Тема сетевого проекта «Я МОГУ!» (Инновационные формы сетевой интеграции образовательных учреждений в рамках профориентации учащихся).

         Цель проекта

создание условий, способствующих профессиональному самоопределению, профессиональной ориентации учащихся через вовлечение в многообразие промышленной среды Гатчинского района.

         Задачи

  • Помощь подросткам в систематизации представлений о современном производстве;
  • Расширение кругозора о перечне профессий, возможностях обучения этим профессиям;
  • Развитие мотивации подростков к познанию и наглядному изучению объектов промышленности, выявление интересов;
  • Формирование у школьников стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии;
  • Подготовка молодежи к осознанному профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе.

Свою миссию учреждение видит в создании Ресурсного центра по профориентации учащихся с предоставлением комплекса следующих услуг:

  • Образовательные, досуговые программы, нацеленные на профессиональное самоопределение детей;
  • Авторские экскурсионные программы, составленные с учетом технологического цикла предприятий в соответствии с учебным планом и программами основных дисциплин (физика, химия, краеведение, экономика, история и др);
  • Система многоплановых мероприятий по профориентации с участием педагогов, родителей, представителей службы занятости, предприятий, учебных заведений;
  • Цикл конкурсных мероприятий муниципального уровня с учетом возраста и интереса обучающихся;
  • Профориентированное тестирование и консультирование;

Целевая аудитория – учащиеся 5 -11 классов общеобразовательных учреждений Гатчинского муниципального района.

   При реализации проекта учитываются интересы всех возрастных групп школьников. Тематика  экскурсионных, досуговых продуктов разрабатывается в поддержку базовой школьной программы. Используется максимально – наглядная и интерактивная подача материала. Проект ориентируют детей на свободный выбор профессии. Обеспечены доступность, свобода и широкий спектр вариативности в выборе индивидуального маршрута.

   К сотрудничеству на договорной основе привлекаются ведущие предприятия различных отраслей промышленности, учреждения культуры, образования, Центр занятости населения.

   Участники проекта :

  • учащиеся 5 -11 кл. общеобразовательных учреждений Гатчинского муниципального района;
  • воспитанники учреждений дополнительного образования детей Гатчинского муниципального района;
  • студенты и специалисты ВУЗов, СУЗов Гатчинского района и Санкт- Петербурга;
  • представители ведущих предприятий, организаций, учреждений, Центра занятости населения и др;
  • экскурсионное бюро «ПРО МИР» Санкт- Петербурга;

Место проведения – площадки МБОУ ДОД «Районный центр детского творчества», учреждений культуры и образования;

            Проектом предусмотрено вовлечение подростков в различные формы работы:

  • анкетирование на предмет выявления интереса при выборе профессии;
  • дни открытых дверей Центра и филиалов;
  • участие в днях открытых дверей ВУЗов, СУЗов, УНПО;
  • экскурсии на предприятия, в учреждения, организации для ознакомления с технологическим процессом производства;
  • просмотры видео роликов по профессиям ( во время проведения творческих смен);
  • творческие смены со специалистами -  представителями профессий, ВУЗов, СУЗов;
  • конкурсы профмастерства;
  • проектная деятельность учащихся;
  • надпредметная олимпиада;
  • цикл досуговых мероприятий;
  • профориентированное анкетирование и консультирование.

         С целью выявления интересов, склонностей учащихся в выборе будущих профессий специалистами Центра проведено анкетирование среди учащихся 11 общеобразовательных учреждений Гатчинского муниципального района : Никольская СОШ, Сиверская гимназия, Таицкая СОШ, Войсковицкая СОШ № 2, Лукашевская СОШ, Гатчинская школа - интернат, Высокоключевая СОШ, Терволовская СОШ, Дружногорская СОШ, Кобринская ООШ, Сиверская СОШ № 3, что составило  119 человек . В анкетировании также приняли участие 168 обучающихся Районного центра детского творчества из объединений, ориентированных на предпрофильное обучение «Юный художник», «Школа спасателей», «Юные дизайнеры», «Авиамодельный «Взлет», «Авиаконструирование», «Школа безопасности», «Цветок потенциала», «Физикус», «Народное прикладное творчество», «Вокально – хоровой «Юность».

         Из общего количества 277 опрошенных: пятиклассников 13, шестиклассников 16, семиклассников 71, восьмиклассников 38, девятиклассников 117, десятиклассников 9 и одиннадцатиклассников 12 человек. Из них мальчиков и юношей 132, девочек и девушек 145 человек.

         Выбрали профессию 174, не определились с выбором 63. Причем, из определившихся в выборе профессии, большую часть составляют обучающиеся,  увлеченные каким – либо видом деятельности, занимающиеся в объединениях, ориентированных на предпрофильное обучение.

         На выбор профессии повлияли следующие факторы: мне это интересно – 142, высокая зарплата – 64, возможность трудоустройства – 42, посоветовали родители – 39, престижно – 38.

         Из обучающихся, не выбравших профессию: не могу выбрать из разных вариантов – 33, еще не задумывался об этом – 23, плохо знаю свои возможности – 19, не знаю, как выбрать профессию – 14 и плохо знаю мир профессий – 13.

         О своей будущей профессии знают: профессионально важные качества – 70, где можно получить профессию – 68, предмет, содержание, условия труда – 54, все вышеперечисленное 43, спрос на рынке труда-  38, ничего не знают о профессии- 12 человек.

          На первом месте стоит работа, связанная людьми – 74; на втором месте техника – 57;  на третьем месте информация -35, финансы – 30, искусство – 30; на четвертом – животные и растения – 2; на пятом – изделия и продукты – 17 и на шестом – природные ресурсы – 5 человек.

          В выборе видов деятельности особо привлекательными считают для себя:

управление – 62, конструирование – 52, обслуживание – 47, образование 32, производство – 22, защита – 21, контроль – 18 и исследование – 14 человек.

В течение учебного года 272 обучающимися освоено 16 программ дополнительного образования детей, нацеленных на предпрофильное обучения: «Юный художник», «Юные дизайнеры», «Молодогвардеец», «Авиамодельный «Взлет», «Авиаконструирование», «Автодело», «Вокально- хоровой «Юность», «Театральный», «Школа спасателей», «Школа безопасности», «Цветок потенциала», «Физикус», «Народное прикладное творчество», «Юный физик», «Делопроизводство», «Журналистика».

Проведен цикл досуговых и конкурсных мероприятий:

  • Дни открытых дверей «Приходите в гости к нам» в Центре п. Тайцы и филиалах :

      п Сиверский, п. Шпаньково, п. Кобринское для детей и родителей;

  •  «Все профессии нужны, все профессии важны…» - просмотры видеороликов о профессиях с обсуждением;
  •  «Успешный старт» - встречи со специалистами, психологами, социальными педагогами, ролевые игры, тренинги;
  • «Проба пера» - юных журналистов – 7 образовательных учреждений ( I место – 6 чел,

      II – 9 человек, III -  8 человек, 3 поощрительных места);

  • Муниципальный Смотр – конкурс музеев образовательных учреждений – 6 ОУ ( I место – 1,  II место – 2 , III место – 1 ) ;
  • Муниципальный конкурс творческих исследовательских работ учащихся в рамках туристско- краеведческого двидения «Отечество» – 3 ОУ ( I место  – 3 человека, II место – 2 чел, III место – 3 чел) ;
  • Муниципальный конкурс фотографий и видеофильмов «Знаю я, есть края..» - по результатам летних экспедиций, экскурсий, путешествий 10 ОУ ( I место – 7 человек, II место – 12 , III место – 8, поощрительное – 3 человека ) ;
  • Муниципальный конкурс почтовой карточки и ретро фотографии «Наше прошлое и настоящее» - в рамках проекта «Живая история» - 11 ОУ,( I место – 8 участник, II место – 6 , III место – 7, поощрительное – 1);
  • Муниципальный конкурс «В зеркале фотографий» - фоторабот учащихся –13 ОУ

      ( I место – 9, II место – 16 , III место – 11, поощрительное - 7) ;

  • Муниципальный конкурс «Поэтических произведений и инсценированной песни» – 8 ОУ ( I место – 1, II место – 3 III место – 2, поощрительные места 3) ;

Особый интерес у подростков вызвали новые формы сетевого взаимодействия образовательных учреждений: Надпредметная олимпиада «Выбор выпускника» для старшеклассников (45 учащихся) и Творческие смены с участием представителей профессий, студентов и преподавателей, мастеров ВУЗов, СУЗов, представителей Центра занятости населения: «Безопасность» ( 36 учащихся), «Творчество» (77 учащихся), «Взлет» (29 учащихся);

По окончании образовательного учреждения ( школы ) перед каждым подростком встает вопрос о дальнейшем образовании,  выборе ВУЗа, будущей профессии. Необходимы знания о своей будущей специальности, о том каковы будут шансы найти работу по окончании ВУЗа, а также степень востребованности данной специальности на рынке труда через некоторое время (пока, допустим, подросток будет обучаться в ВУЗе).

Учащимся образовательных учреждений района предлагаются ситуационные задания: «Я выбираю Вуз», «Бюджетное и платное образование», «Трудоустройство». Предлагается разработать по выбору проект одного из ситуационных заданий, представить презентацию проекта на Надпредметной олимпиаде. Образовательные учреждения самостоятельно формируют и направляют на Олимпиаду свои команды. Оценку проектам дают приглашенные специалисты Центра занятости населения, Государственного института экономики, финансов, права и технологии, мастера производственного обучения.

Надпредметная олимпиада способствует:

-  расширению информационного поля подростка;

-  развитию социальных инициатив у подростков;

-  формированию функциональной грамотности выпускников в сфере профессионального

   самоопределения, навыков коллективного творчества;

- формированию экономического мышления, навыков взаимодействия с рынком труда в сложившихся экономических условиях (технологии поиска работы, самопрезентации, трудоустройства);

- обучению технологиям планирования, профессионального выбора и достижения

   личностного благополучия;

-  выработке навыков разработки и реализации проектов «Успех — мой социальный

    выбор!», самопрезентации.

Целевым назначением Творческих смен является создание условий, способствующих профессиональному самоопределению учащихся через вовлечение их в многообразные формы  активной деятельности.

Творческие смены проводятся специалистами: МБОУ ДОД «Районный центр детского творчества»; отдела физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики  Администрации ГМР; ведущих предприятий и организаций, службы занятости населения, учреждений культуры, высших и средних профессиональных образовательных учреждений Гатчинского муниципального района и Санкт-Петербурга.

К участию  в творческой смене «Безопасность» приглашаются обучающиеся учреждений дополнительного образования, занимающиеся в объединениях: «Школа безопасности», «Туризм», «Школа спасателей», «Школа выживания», «Автодело», а также объединений, сходных по профилю деятельности и учащиеся общеобразовательных учреждений, заинтересованных в получении профессий данных направлений. 

В творческой смене «Творчество» принимают участие учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, занимающиеся в творческих объединениях изобразительного, декоративно – прикладного, исполнительского творчества (пение, хореография, театральное искусство);

 

Творческая смена «Взлет» объединяет учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, занимающихся в творческих объединениях  «Авиамоделирование», «Авиаконструирование», а также интересующихся профессиями, связанными с авиацией, конструированием, моделированием.

Творческие смены помогают подросткам

-    в систематизации представлений о различных сферах деятельности;

-    в расширение кругозора о перечне профессий, возможностях обучения этим

     профессиям;

-    в выявление интересов, развитие мотивации подростков к познанию и наглядному

     изучению объектов сфер деятельности;

-    в подготовке молодежи к осознанному профессиональному самоопределению,

     адаптации к жизни в обществе.

Вывод :

Проект «Инновационные формы сетевой интеграции образовательных учреждений» способствует созданию условий для организации работы в рамках профориентации учащихся,  консолидации творческих, технических и кадровых возможностей социальных партнеров, привлечению к совместной деятельности специалистов ведущих предприятий и организаций, высших и средних профессиональных образовательных учреждений Гатчинского района, Санкт-Петербурга, Центра занятости населения.

Проект содействует расширению кругозора, выявлению предпочтений обучающихся, способствуют личностному самоопределению и социализации подростков при выборе профессии, повышает статус технических и узко направленных специальностей высшего и среднего профессионального образования.

В разработке Проекта частично использованы материалы ООО Бюро познавательного туризма «ПРО МИР». Так же предполагается использование на договорной основе авторских экскурсионно – образовательных программ по профориентации и социальной поддержке школьников общеобразовательных учреждений, разработанных и реализуемых ООО «Бюро познавательного туризма ПРО МИР».

20.10.2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о реализации целевого институционального проекта «И нитью братства связаны одной… Сетевое взаимодействие как средство организации дополнительного образования и социализации обучающихся специализированных (кадетских) классов»

В современных условиях развития системы образования, большую актуальность приобретает сетевое взаимодействие более высокого уровня, которое условно можно назвать – «метасетевая» организация деят...

К вопросу о взаимодействии учреждений основного и дополнительного образования

Автором предложена классификация форм кооперирования учреждений основного и дополнительного образования...

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.

Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...

Формы и методы интеграции основного и дополнительного образования

Формы и методы интеграции основного и дополнительного образования...

"Сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования "

В этом докладе изложены основные  направления работы сетевого взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, задачи,решаемые в процессе сетевого взаимодействия(обмен опытом,...