в игре развиваем личность
материал по теме

Конина Людмила Александровна

игра как метод обучения в объединениях дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – это радость, усилие мысли,

ответственность за себя,

 играющих и результат.

Почти в любой деятельности проявляют себя дети, испытывающие к ней особенный интерес, зачастую обладающие соответствующими знаниями, владеющие некоторыми умениями и навыками.

Занятия  в объединениях, как известно, наиболее плодотворны для раскрытия, формирования и развития индивидуальных способностей человека. В процессе таких занятий школьники получают удовлетворение своих духовных потребностей.

Задача объединений – углублять и расширять кругозор учащихся, удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки.

По разным поводам приходят подростки в то или иное объединение. На вопрос, почему они выбрали объединение определенного профиля, следует далеко не одинаковые ответы. Одни пришли сюда из-за друга, другие из-за руководителя, третьи - потому что почувствовали интерес к профилю объединения. Мотивы, приведшие учащихся в объединение, пока еще временные, неустойчивые. Успехи в развитии интересов и способностей во многом зависит от подхода к организации работы объединения.

Педагогам хорошо известны сложные, противоречивые психологические особенности социального поведения подростка, как импульсивность, напористость, агрессивность и упрямство в достижении цели, прямолинейность, резкость, острота и незрелость в оценках. Он склонен к мечтаниям, уединению. Он любит побыть один на один с самим собой. И в то же время его отличает активная потребность найти, увидеть себя в других людях.

Он готов активно проигрывать в воображении те роли, поведенческие позиции, варианты поведенческой активности, те свои внутренние, эмоциональные состояния, которые его тревожат. В переживании, в процессе духовного прочувствования он освобождается от части неосознанных противоречий своего состояния.  Разнообразны сюжетно-ролевые игры подростков, как склонны они драматизировать, обострять ситуацию, ставить себя в опасное положение, рисковать, проверять свою выносливость. Подросток сам с упоением участвует в их разрешении. В игре воспитание переходит в самовоспитание. Непрямое воздействие взрослого на ребенка не сразу достигает результата, но оно  более эффективно. Поэтому педагоги должны учитывать сложность подростковой ситуации выбора, поиска себя, постоянно искать формы включения подростков в активную духовную и практическую деятельность.

Жизнь подростков после уроков не может и не должна быть повторением первой половины учебного дня. Здесь нет места оценкам, жесткой дисциплине, давление на волю и психику подростка, нежелательных занятий. Этот демократизм начинается с последовательного осуществления принципа добровольности, который, несомненно, более привлекателен для подростка, нежели принцип обязательности, главенствующий в школе.

Жизнь временного коллектива недолговечна, но при правильно организованном времени подростки забывают о скуке и не страдают от недостатка общения с ровесниками. Игра, как ничто другое, поможет вам и вашим воспитанникам обеспечить полную эмоциональную жизнедеятельность объединения.

С первых минут своего общения с детьми педагог внимательно присматривается ко всем ребятам, поскольку дружный коллектив- это залог успешной работы в объединении. Дети приходят из разных классов и не всегда знают хорошо друг друга, решить проблему помогают различные тренинговые игры. При участии в этих играх у ребят появляется чувство совместной работы, принадлежности к одной команде. Эти игры учат прислушиваться к людям, видеть друг друга. Ребята чаще проявляют инициативу, у них появляется возможность брать лидерство на себя, говорить, слушать, ценить чужое мнение. Они учатся работать сообща, оставаясь доброжелательными, друг к другу. Вот некоторые тренинговые игры.

«Узнай меня»

Один из участников садится спиной к аудитории. Несколько человек, встав перед ним, пытаются воспроизвести жесты, мимику, наиболее яркие позы, высказывания одного из товарищей. Сидящий на стуле должен угадать, кто это. Если он угадывает, то на стул садится тот, о котором рассказали настолько успешно, что его узнали.

«Фраза по кругу»

Выберем какую-нибудь простую фразу, например: « В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока, справа от экрана, начинаем произносить эту фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, безразличной и т.д.) если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается до тех пор пока не останется несколько (3-4) победителей.

«Башня»

Группам выдается материал для строительства башни: бумага, скрепки или два набора соломки для коктейля и клейкая лента. Группе необходимо построить устойчивую башню из данного материала.

«Мост»

Перед группой стоит стул, на нем бумага, скрепки, иголки, клейкая лента. Необходимо построить мост через стул. Мост не должен касаться стула.

« Монстр»

Группе из 10 человек необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя лишь 6 конечностей или точек опоры.

Игра, по утверждению психолога Г.С.Тарасова, это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действия вводят детей в окружающий  их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым- задача взрослых, задача современного образования.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Еще К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал ту легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает известный педагог Д.Б.Эльконин: «… игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Игры развивают понимание и чувствование явлений природы, культуру общения, исторический, географической, этнографической кругозор. Они опираются на ритм дня, времена года, на годовые праздники. Деятельность ребенка безгранична, он постоянно занят познанием мира, познанием самого себя через игру.

В социокультурной среде важным моментом является нахождение своей ниши в обществе, ибо жизнь – большая игра, где у каждого своя роль. Поэтому педагогу следует учитывать воспитательный аспект игр, ведь хотя большая часть детей желает быть лидерами, кто-то все же остается в тени. Подобные наблюдения за играми при решении задачи духовно-нравственного воспитания приобретают важное значение. Педагогу важно корректировать амбиции лидера, улаживать конфликтные ситуации. Важно выявить детей, пассивно относящихся к игре. Для этого необходима индивидуальная работа с учениками, направленная на снятие зажатости, неуверенности в себе, что поможет ребенку адаптироваться в коллективе. Именно в игре развиваются важные нравственные качества ребенка, которые во многом определят в будущем его личностные ориентации в зрелом возрасте.

Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность по времени.

Что необходимо учитывать во время подготовки и проведения игры?

Планируя игру необходимо подумать, соответствует ли игра возрасту учащихся, количеству участников, их подготовленности, целям и задачам обучения, располагаете ли вы временем и помещением ( если необходимо) для ее проведения.

Планируя игру, помните, что она должна:

- содействовать сплочению коллектива;

- иметь познавательное значение;

- активизировать общественную деятельность;

- обеспечивать мыслительную активность участников;

- создавать условия для детского творчества;

- иметь « как меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Среди дидактических игр можно выделить тренировочные игры. Целевым назначением этих игр является приобретение и закрепление знаний. Для этой цели используются следующие виды игр: домино, лото, кроссворды, ребусы, настольные игры, рассказы-задачи.

Познавательно – контрольные игры стимулируют учащихся к активному овладению знаниями. Дают возможность детям проявить себя, показать свои достижения в изучении предметов и явлений природы в обстановке соревновательности. Игры воспитывают активное речевое общение, умение доказывать правильность своей точки зрения. К ним можно отнести следующие виды: викторины, турнир, конкурс.

Интеллектуальная игра-это такая игра, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума.

Цели проведения интеллектуальных игр многообразны. Остановимся на некоторых.

Учебные цели.

1Проверить уровень полученных знаний.

(контроль и учет знаний в игровой форме значительно повышают у ребят интерес к учебе.)

2 Стимулировать самостоятельное изучение материала.

(регулярное успешное проведение игр подобной направленности не только дает ребятам множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельному их добыванию.)

Развивающие цели.

Развивать:

- логическое мышление;

- сообразительность;

- коммуникабельность.

В случае успешного решения этих задач участие детей в игре позволит им приобрести опыт:

* публичных выступлений;

* ведения дискуссий;

* стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.

Основные виды интеллектуальных игр

        викторины                                                         стратегии

текстовая         сюжетная                  ролевая         экономическая        боевая

Мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два больших блока – викторина и стратегии.

Викторина – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Викторины делятся на две группы – текстовые и сюжетные.

Текстовые викторины являются простейшей формой интеллектуальных игр. Участники отвечают на вопрос и получают оценку. Самый настоящий тест. Примеры такого типа – « Что? Где? Когда?», « Брейн - ринг»  

Сюжетные викторины более интересное, с точки зрения внешних атрибутов, занятие. Организаторы игры придумывают какой-либо игровой сюжет, например: космическое приключение, морская регата и т.д. У ребят включается воображение, применяются элементы театрализации, игра смотрится более живо, ярко и эмоционально. Например, известная телеигра    « Колесо истории».

Стратегия – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий и поступков.

В боевой стратегии доминирующий путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шашки, шахматы).

В экономической- через успешные приобретения и продажи («Менеджер»).

В ролевой- через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Экспромт-театр»).

В реальной практике господствуют комбинированные формы интеллектуальных игр.

Редкая интеллектуальная игра  обходится без вопросов, а викторин без них не существует. Поэтому качественный подбор и составление вопросов – серьезная проблема.

Приведем примерную классификацию вопросов.

Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр.

продуктивные                     условно допустимые          недопустимые  

На сообразительность                      Воспроизводящие                       Вопросы-розыгрыши

- « Ответ в вопросе»                         Воспроизводящие «с уловкой»  Неэтичные вопросы

- Вопросы-шутки                              Перечисление

- «Оригинально о банальном»        Вопросы-лекции

- Вопрос-подсказка

«Известное об известном»

На логическое и ассоциативное мышление

На «удачу»

На «приближение»

Являясь формой условной деятельности людей, игра выступает как идеальный феномен человеческой культуры. Таким образом, игра – насущная объективная потребность процесса познания мира, человеческой культуры в целом.

Интеллектуальные игры в любую погоду.

«Сказочный калейдоскоп»

В этой игре участвуют две команды по 2-4 человека в каждой. Ведущий предлагает текст, в котором современным языком говорится о каком-то популярном детском литературном произведении. Участникам игры необходимо быстро назвать это произведение, его автора и главного героя. За каждый правильный ответ получает по 1 баллу.

Примерные тексты.

1 Простая работница сельского хозяйства создает изделие из драгоценного материала. Пожилые люди испытывают полученное изделие на прочность. Однако все их усилия оказываются напрасными. Внезапно появляется незнакомка. Легким движением она разбивает драгоценное изделие. Как зовут эту незнакомку?

( Мышка их русской народной сказки « Курочка Ряба».)

2 Фермер, используя последние достижения в области сельского хозяйства, вырастил на своих земельных угодьях рекордный урожай. Уборка этого урожая оказалась ему не по силам, и он пригласил еще пять работников. Кто они?

( Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка из русской народной сказки «Репка».)

3 В одной из европейских стран в целях установления личности стали применять специальную мерку для измерения ноги. Кто оказался той личностью, нога которой совпала со специальной меркой?

(Золушка из одноименной сказки Шарля Перро.)

4 Высокопоставленная дама выслеживает свою родственницу и при помощи некоего оригинального предмета отравляет её. От умершей пытаются избавиться, однако она оживает при помощи своего жениха. Что это за предмет, которым отравили девушку?

(Яблоко из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.)

Игра « Шпионы»

Оснащение: карточки с объемными контурами предметов ( из спичек или жгутиков пластилина выкладывается на картоне контур несложного изображения- яблоко, бабочка, грибок и т.д.), альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши.

Описание: участник с завязанными глазами ощупывает контур, который убирается, перед тем как участнику развяжут глаза. За определенное время участник должен воспроизвести изображение. Побеждает тот, кому это удалось сделать лучше других.

Примечание: карточки с контурами можно изготовить, используя природный материал,- косточки растений, веточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - игра: "Развиваемся играя"

Воспитание и перевоспитание проблемных детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым г...

Настольно-печатная игра "Развиваем речь"

Игра – основной вид деятельности ребенка с нарушениями в развитии независимо от возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра влияет на формирование всех основных психических п...

Статья "Играя развиваем речь и мышление "на ходу".

Статья написана как пособие или памятка для родителей....

Статья "Театр, где дети, играя, развиваются"

Эта статья поможет воспитателям, музыкальным руководителям, занимающимся театром, и, конечно же, руководителям театральных студий понять, каковы пути создания детского импровизированного спектак...

Семейный клуб "Играем, развивая речь"

Цель: познакомить родителей с игровыми технологиями, применяемыми учителями – логопедами в логопедической практике....

Семейный клуб «Играем, развивая речь».

Цель: расширить представления родителей об игровых технологиях, применяемых учителями – логопедами в логопедической практике....

«Танец и музыка призваны помогать расти и развиваться личности ребенка»

На новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает по...