Из опыта работы, статья "Исследовательская деятельность в рамках реализации образовательной программы «Юные садоводы»"
статья по теме

Чувашова Галина Павловна

        Исследовательская деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, уметь прогнозировать вариативность результатов. Исследовательская  деятельность обучающихся  является  неотъемлемой частью,  одним из направлений модернизации   современного образования.  Приоритетным направлением педагогической деятельности объединения «Юные садоводы» есть и остается учебно-исследовательская деятельность, которая  введена  в образовательный процесс  с 1-го года обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в рамках реализации  образовательной программы «Юные садоводы»

                                                Г.П. Чувашова, педагог дополнительного    образования

 МБУ ДОД «Исилькульская станция юных натуралистов»

                                                                            Исилькульского муниципального района

        Исследовательская деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, уметь прогнозировать вариативность результатов. Исследовательская  деятельность обучающихся  является  неотъемлемой частью,  одним из направлений модернизации   современного образования.  Основными этапами исследовательской работы,  характерными для исследования в научной сфере являются:

-  постановка проблемы (формулировка темы);

-  изучение теории, связанной с выбранной темой;

-  выдвижение гипотезы исследования;

-  подбор методик и практическое овладение ими;

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы;

- оформление и представление  выполненной работы. 

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Сокращение  хотя бы одного из названных этапов, существенно обеднит процесс, а следовательно, и результат работы.  Поэтому,  одна из важнейших  методических задач педагога, сделать прохождение каждого этапа исследовательской деятельности доступным для  обучающихся.

        Приоритетным направлением педагогической деятельности объединения «Юные садоводы» есть и остается учебно-исследовательская деятельность, которая  введена  в образовательный процесс  с 1-го года обучения, включает в себя постановку простейших опытов, фенологические наблюдения.

        На первом  занятии по «Основам научно-исследовательской деятельности» педагог объясняет, что  представляет собой  научное исследование, научно-исследовательский проект, чем они отличаются от реферата или доклада.  Показывает   завершенные и успешно защищенные работы обучающихся, анализирует достоинства и недостатки выполненных   работ.   Важный этап -  знакомство со структурой исследовательской  работы. Обучающиеся конспектируют основные элементы:  что должно включать введение, из чего состоит основная часть,  в чем суть заключения, как должен быть оформлен список литературы, что такое приложения. Кроме того, юные исследователи  получают информацию о доступных для них методах исследования: сравнительный анализ, опрос, анкетирование, интервью, наблюдение и др. Большое значение уделяется постановке опытов на учебно-опытном участке. Педагог обращает внимание юннатов на четкую постановку цели опыта, условия его проведения, организацию и фиксирование наблюдений, а также на результаты и подведение итогов исследования.

         Для младших школьников преобладающим видом деятельности является экскурсия и практическая работа, которые открывают широкие возможности для изучения растений.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с плодовыми и ягодными растениями, получают подробные и простые задания. Выполняя индивидуальные задания, учащиеся во время экскурсии отбирают материал, необходимый для изготовления наглядных учебных пособий. Основная задача педагога заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся и помочь усвоить новые для них понятия.

       Практические занятия позволяют изучать  биологические и морфологические характеристики плодово-ягодных культур,  способствуют вооружению обучающихся методами биологической науки, развивают наблюдательность, вызывают интерес к садоводству и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность, способствуют углубленному усвоению ботанических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

          В дальнейшем, на 2- м и 3-м годах обучения,   происходит усложнение материала,  планируется  осуществление  самостоятельной поисково-исследовательской  деятельности обучающихся.

Выполняя   исследовательские работы, обучающиеся получают ясные представления о главнейших агрономических приемах возделывания сельскохозяйственных растений.

   В течение лета обучающиеся проводят фенологические и биометрические наблюдения, которые записывают в дневниках. Дневник является принадлежностью каждого наблюдателя, как проводящего индивидуальные опыты и наблюдения, так и работающего по какой - либо общей теме. Записи наблюдений дают возможность тщательно разобраться в наблюдаемом материале, установить невыясненные вопросы. Проводя опыты, обучающиеся становятся исследователями, активно добивающимися ответов на поставленные вопросы. 

      Ценность научно-исследовательской работы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущают весь спектр требований к научному исследованию.  Юннаты овладевают теоретическим и практическим материалом по выбранной проблематике, анализируют различные точки зрения на данную проблему. Разрабатывают и проводят эксперименты, в соответствии с гипотезой и целью исследования. Результатом работы можно считать не только интеллектуальное обогащение детей, но и личностное развитие ребенка. Окружающие отмечают  повышение у детей самооценки и уверенности в себе. Обучающиеся не бояться обсуждать и анализировать свои гипотезы, при этом чувствуя себя востребованными,  как личности.

        Первые исследовательские работы защищаются в своем учреждении. Участие в научно – практических конференциях предоставляет обучающимся, занимающимся исследовательской деятельностью, возможность для развития навыков исследовательской работы, формирования интереса к конкретным образовательным областям.  Авторы лучших работ получают  рекомендации   продолжить  исследования по выбранной теме.

       Работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к научному исследованию, выдвигаются на различные конкурсы и конференции. За последние 3 года увеличилось количество обучающихся принимающих участие в различных конкурсах разного уровня. Обучающиеся объединения ежегодно принимают участие в следующих мероприятиях:

- Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века» (2013 г.- три лауреата).

-  Всероссийский конкурс «Юннат» (2009 г. – участник).

- Региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи Омской области «Поиск» (2010-2012 г. – лауреаты).

- Областной слет «Способная и талантливая молодежь – наше будущее» (2010-2012 г.г. – участники слета).

- Областная научная эколого-биологическая олимпиада обучающихся учреждений дополнительного образования детей (2011 г. – 1 место, 2012 г. – 3 место).

- Областная научно-практическая конференция «Исследователи природы» (2010 г. – 3 место, 2011 г. – 1 место).

- Областная выставка продукции юных растениеводов («Урожай-2010» - 1 место, «Урожай-2011» - 1 место, «Урожай 2013» - 2 место).

         Обучающаяся объединения, Функ Анастасия, за достижения в учебно-исследовательской деятельности была удостоена премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи  и премии Губернатора Омской области (2010 г.).

Цель моей работы, как педагога дополнительного образования, заключается в том, чтобы дать каждому обучающемуся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Приложение

Наши достижения в научно-исследовательской деятельности

Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность учащихся, открытие новых знаний и способов познания. Наши достижения:

- 2007 год – научно-исследовательская работа по теме: «Влияние лунных фаз на рост, развитие и урожайность редиса и свеклы». С этой исследовательской работой Абрамова Алена приняла участие в 39-региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области, успешно ее защитила и стала лауреатом.

               

- 2008 год - научно-исследовательская работа по теме: "Экологическое состояние территории Исилькульской станции юных натуралистов" С этой научно-исследовательской работой Затула Ксения приняли участие в 40-региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области.

- 2009 год - научно-исследовательская работа по теме: "Влияние стимулятора плодообразования "Завязь" на урожай яблок различных сортов в условиях южной лесостепи Омской области города Исилькуля". С этой работой Функ Анастасияи  приняла участие в 42-региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области и стала лауреатом.  
- 2009 году, участвуя в областной выставке продукции юных растениеводов "Урожай - 2009", в номинации "Заморское чудо", Мухамеджанова Айжан заняла 1 место. 

                       

 

- 2010 год - научно-исследовательская работа по теме: "Влияние стимуляторов плодообразования "Бутон" и "Завязь" на рост, развитие и урожайность культуры огурца сорта "Изящный". Функ Анастасия приняла участие в областной НПК "Исследователи природы"- 3 место и в 43-региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области - лауреат

                       

- 2011 год - научно-исследовательская работа по теме: "Фитонцидное действие лука, чеснока на рост, развитие и продуктивность капусты сорта "Сибирячка". С этой работой Функ  Анастасия приняла участие:  в областной выставке продукции юных растениеводов «Урожай-2011», номинация "Овощеводство" - 1 место; в областной научной эколого-биологической олимпиаде, номинация "10 класс"- 1 место; в областной НПК "Исследователи природы", в 12 районной НПК школьников Исилькульского района - лауреат 1 степени и в 44-региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области, номинация "Биология" - лауреат.

                             


- 2012 год - научно-исследовательская работа по теме: "Влияние микроэлементов на рост и продуктивность лука репчатого сорта "Штутгартер Ризен"". С этой работой  Функ Анастасия приняла участие в областной выставке продукции юных растениеводов Урожай-2012", номинация "Овощеводство", в областной научной эколого-биологической олимпиаде, номинация "10 класс" - 3 место.

                              

- 2013 год - научно-исследовательская работа по теме: "Влияние сроков черенкования лимона на укоренение, рост и развитие саженцев". С этим проектом Нормуханова Айгерим приняла участие в областной выставке продукции юных растениеводов Урожай-2013", номинация "Плодоводство" - 2 место.

- 2013 год -  Нормуханова Айгерим, обучающаяся объединения "Юные садоводы", приняла участие в областном заочном юниорском лесном конкурсе "Подрост", в номинации "Лесоводство и лесоведение" - 1 место.

              



Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в рамках реализации  образовательной программы «Юные садоводы»

                                                Г.П. Чувашова, педагог дополнительного    образования

 МБУ ДОД «Исилькульская станция юных натуралистов»

                                                                            Исилькульского муниципального района

        Исследовательская деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, уметь прогнозировать вариативность результатов. Исследовательская  деятельность обучающихся  является  неотъемлемой частью,  одним из направлений модернизации   современного образования.  Основными этапами исследовательской работы,  характерными для исследования в научной сфере являются:

-  постановка проблемы (формулировка темы);

-  изучение теории, связанной с выбранной темой;

-  выдвижение гипотезы исследования;

-  подбор методик и практическое овладение ими;

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы;

- оформление и представление  выполненной работы. 

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Сокращение  хотя бы одного из названных этапов, существенно обеднит процесс, а следовательно, и результат работы.  Поэтому,  одна из важнейших  методических задач педагога, сделать прохождение каждого этапа исследовательской деятельности доступным для  обучающихся.

        Приоритетным направлением педагогической деятельности объединения «Юные садоводы» есть и остается учебно-исследовательская деятельность, которая  введена  в образовательный процесс  с 1-го года обучения, включает в себя постановку простейших опытов, фенологические наблюдения.

        На первом  занятии по «Основам научно-исследовательской деятельности» педагог объясняет, что  представляет собой  научное исследование, научно-исследовательский проект, чем они отличаются от реферата или доклада.  Показывает   завершенные и успешно защищенные работы обучающихся, анализирует достоинства и недостатки выполненных   работ.   Важный этап -  знакомство со структурой исследовательской  работы. Обучающиеся конспектируют основные элементы:  что должно включать введение, из чего состоит основная часть,  в чем суть заключения, как должен быть оформлен список литературы, что такое приложения. Кроме того, юные исследователи  получают информацию о доступных для них методах исследования: сравнительный анализ, опрос, анкетирование, интервью, наблюдение и др. Большое значение уделяется постановке опытов на учебно-опытном участке. Педагог обращает внимание юннатов на четкую постановку цели опыта, условия его проведения, организацию и фиксирование наблюдений, а также на результаты и подведение итогов исследования.

         Для младших школьников преобладающим видом деятельности является экскурсия и практическая работа, которые открывают широкие возможности для изучения растений.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с плодовыми и ягодными растениями, получают подробные и простые задания. Выполняя индивидуальные задания, учащиеся во время экскурсии отбирают материал, необходимый для изготовления наглядных учебных пособий. Основная задача педагога заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся и помочь усвоить новые для них понятия.

       Практические занятия позволяют изучать  биологические и морфологические характеристики плодово-ягодных культур,  способствуют вооружению обучающихся методами биологической науки, развивают наблюдательность, вызывают интерес к садоводству и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность, способствуют углубленному усвоению ботанических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

          В дальнейшем, на 2- м и 3-м годах обучения,   происходит усложнение материала,  планируется  осуществление  самостоятельной поисково-исследовательской  деятельности обучающихся.

Выполняя   исследовательские работы, обучающиеся получают ясные представления о главнейших агрономических приемах возделывания сельскохозяйственных растений.

   В течение лета обучающиеся проводят фенологические и биометрические наблюдения, которые записывают в дневниках. Дневник является принадлежностью каждого наблюдателя, как проводящего индивидуальные опыты и наблюдения, так и работающего по какой - либо общей теме. Записи наблюдений дают возможность тщательно разобраться в наблюдаемом материале, установить невыясненные вопросы. Проводя опыты, обучающиеся становятся исследователями, активно добивающимися ответов на поставленные вопросы. 

      Ценность научно-исследовательской работы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощущают весь спектр требований к научному исследованию.  Юннаты овладевают теоретическим и практическим материалом по выбранной проблематике, анализируют различные точки зрения на данную проблему. Разрабатывают и проводят эксперименты, в соответствии с гипотезой и целью исследования. Результатом работы можно считать не только интеллектуальное обогащение детей, но и личностное развитие ребенка. Окружающие отмечают  повышение у детей самооценки и уверенности в себе. Обучающиеся не бояться обсуждать и анализировать свои гипотезы, при этом чувствуя себя востребованными,  как личности.

        Первые исследовательские работы защищаются в своем учреждении. Участие в научно – практических конференциях предоставляет обучающимся, занимающимся исследовательской деятельностью, возможность для развития навыков исследовательской работы, формирования интереса к конкретным образовательным областям.  Авторы лучших работ получают  рекомендации   продолжить  исследования по выбранной теме.

       Работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к научному исследованию, выдвигаются на различные конкурсы и конференции. За последние 3 года увеличилось количество обучающихся принимающих участие в различных конкурсах разного уровня. Обучающиеся объединения ежегодно принимают участие в следующих мероприятиях:

- Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века» (2013 г.- три лауреата).

-  Всероссийский конкурс «Юннат» (2009 г. – участник).

- Региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи Омской области «Поиск» (2010-2012 г. – лауреаты).

- Областной слет «Способная и талантливая молодежь – наше будущее» (2010-2012 г.г. – участники слета).

- Областная научная эколого-биологическая олимпиада обучающихся учреждений дополнительного образования детей (2011 г. – 1 место, 2012 г. – 3 место).

- Областная научно-практическая конференция «Исследователи природы» (2010 г. – 3 место, 2011 г. – 1 место).

- Областная выставка продукции юных растениеводов («Урожай-2010» - 1 место, «Урожай-2011» - 1 место, «Урожай 2013» - 2 место).

         Обучающаяся объединения, Функ Анастасия, за достижения в учебно-исследовательской деятельности была удостоена премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи  и премии Губернатора Омской области (2010 г.).

Цель моей работы, как педагога дополнительного образования, заключается в том, чтобы дать каждому обучающемуся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Приложение

Наши достижения в научно-исследовательской деятельности

Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность учащихся, открытие новых знаний и способов познания. Наши достижения:

- 2007 год – научно-исследовательская работа по теме: «Влияние лунных фаз на рост, развитие и урожайность редиса и свеклы». С этой исследовательской работой Абрамова Алена приняла участие в 39-региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области, успешно ее защитила и стала лауреатом.

               

- 2008 год - научно-исследовательская работа по теме: "Экологическое состояние территории Исилькульской станции юных натуралистов" С этой научно-исследовательской работой Затула Ксения приняли участие в 40-региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области.

- 2009 год - научно-исследовательская работа по теме: "Влияние стимулятора плодообразования "Завязь" на урожай яблок различных сортов в условиях южной лесостепи Омской области города Исилькуля". С этой работой Функ Анастасияи  приняла участие в 42-региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области и стала лауреатом.  
- 2009 году, участвуя в областной выставке продукции юных растениеводов "Урожай - 2009", в номинации "Заморское чудо", Мухамеджанова Айжан заняла 1 место. 

                       

 

- 2010 год - научно-исследовательская работа по теме: "Влияние стимуляторов плодообразования "Бутон" и "Завязь" на рост, развитие и урожайность культуры огурца сорта "Изящный". Функ Анастасия приняла участие в областной НПК "Исследователи природы"- 3 место и в 43-региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области - лауреат

                       

- 2011 год - научно-исследовательская работа по теме: "Фитонцидное действие лука, чеснока на рост, развитие и продуктивность капусты сорта "Сибирячка". С этой работой Функ  Анастасия приняла участие:  в областной выставке продукции юных растениеводов «Урожай-2011», номинация "Овощеводство" - 1 место; в областной научной эколого-биологической олимпиаде, номинация "10 класс"- 1 место; в областной НПК "Исследователи природы", в 12 районной НПК школьников Исилькульского района - лауреат 1 степени и в 44-региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области, номинация "Биология" - лауреат.

                             


- 2012 год - научно-исследовательская работа по теме: "Влияние микроэлементов на рост и продуктивность лука репчатого сорта "Штутгартер Ризен"". С этой работой  Функ Анастасия приняла участие в областной выставке продукции юных растениеводов Урожай-2012", номинация "Овощеводство", в областной научной эколого-биологической олимпиаде, номинация "10 класс" - 3 место.

                              

- 2013 год - научно-исследовательская работа по теме: "Влияние сроков черенкования лимона на укоренение, рост и развитие саженцев". С этим проектом Нормуханова Айгерим приняла участие в областной выставке продукции юных растениеводов Урожай-2013", номинация "Плодоводство" - 2 место.

- 2013 год -  Нормуханова Айгерим, обучающаяся объединения "Юные садоводы", приняла участие в областном заочном юниорском лесном конкурсе "Подрост", в номинации "Лесоводство и лесоведение" - 1 место.

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"

Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...

Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»

«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»Работая над проблемой формиров...

Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)

Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....

Описание опыта работы учителя математики в рамках реализации ФГОС ООО

В современном информационном  мире уже трудно представить себе сферу деятельности, которая не требовала бы уверенного владения ИКТ.Дети и, к сожалению, большинство родителей, видят в компьютере т...

Описание опыта работы учителя математики в рамках реализации ФГОС ООО

Для того, чтобы быть успешным, ученику необходимо развиваться, т.е. владеть УУД, поэтому переосмыслив свою деятельность, приоритетами считаю развитие способности ученика учиться, иначе говоря &nd...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...

Программа "Юный садовод"

Занятия творческого объединения « Юный садовод» углубляет знания обучающихся по биологии ,химии и другим предметам прививают им интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, практическ...