Творческая работа "Развитие творческих способностей".
методическая разработка по теме

Просветова Ольга Леонидовна

В работе рассматриваются уровни развития творческих способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного Образования Детей «ЦРТДЮ».

                     

         

          «Развитие творческих способностей».

Объединение «Волшебный клубок».

                                                            Педагог дополнительного              

                                                                образования О.Л.Просветова.

                       

                             

    Староалейское 2010


 Современная система российского образования, в связи подписанием политиками Болонского соглашения, стремится соответствовать европейским стандартам. Основным документом, определяющим пути развития отечественного образования до 2010 года, является Концепция модернизации российской системы образования. В ней отведена важная роль учреждениям дополнительного образования.

      Понятие "дополнительное образование" рассматривается в работах В.В. Абрауховой, В.А.Горского, А.В.Скачковой, В.В.Федотовой, В.Я.Ясвина, В.П.Голованова. Единого мнения в формулировке понятия"дополнительное образование" нет, но всеми однозначно отмечается его роль  в приобретении потребности в познании, максимальной реализации в творчестве, социализации, профессиональном и личностном самоопределении.

     Практика подтверждает, что дополнительное образование помогает ребенку лучше социально адаптироваться и приспособиться к требованиям современной жизни, получить социальный опыт деятельности, приводящий к успеху. Я вижу дополнительное образование как гармоничное единство познания, творчества и общения детей и педагога в основе которого лежит свободный поиск пути к мастерству. Сама жизнь, её современный ритм выдвигают естественную необходимость развития творческих способностей подрастающего поколения. Свою роль, как педагога дополнительного образования вижу в создании условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.                                                                                              

         Цель написания моей работы в том, чтобы в определённой мере обновить, систематизировать имеющиеся знания по проблемам развития творческих способностей, а так же утвердиться в правильности выбранного мною пути по развитию творческих способностей обучающихся в объединении "Волшебный клубок" (это желание творить, искать новое, создавать необычные творческие работы, использовать различные материалы и техники).            

Творческие способности далеко не новый вид исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно. Создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развития человеческой культуры. В наше время ситуация изменилась. Жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда  почти во всех сферах деятельности  постоянно растет, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности следует признать самой существенной частью его интеллекта, а  задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам деятельности, с умением рисовать, писать музыку, сочинять стихи и т. д. Что такое творческие способности на самом деле?

Понятие "творчество" связано с понятием "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предметы внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.

Коме репродуктивной деятельности в поведении человека присуща творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение, бывших в его опыте, впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

   Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит так. Творческие способности – это индивидуальные способности, качества человека, определяющие успешность выполнения им творческой деятельности.      

           

Компоненты творческих способностей.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала остаётся до сих пор открытым. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемой человеческого интеллекта, установил, что творческой личности свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой либо проблемы не концентрируют свои усилия на нахождение единственного правильного решения, а начинают искать решение по возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определённым образом; или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

   1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

   2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

   3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

 4. Законченность – способность совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид.

 Известный отечественный исследователь проблем творчества А.И.Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, художников, изобретателей, музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

  2. Способность сворачивать мыслительные  операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более ёмкие в информационном отношении символы.

 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

 7. Гибкость мышления.

 8. Способность выбрать одну из альтернатив решения проблемы до проверки.

 9. Способность включить вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привноситься интерпретацией.

 11. Лёгкость интегрирования идей.

 12. Творческое воображение.

13.Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

   В.Т. Кудрявцев и В.Синельников, основываясь на широком историко – культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделяют следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

 1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности целостного объекта, до того как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

    2. Умение видеть целое раньше частей.

    3.Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблем не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

   4. Экспериментирование – способность сознательно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

 Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи выделяют творческое воображение и качество творческого мышления, как обязательные компоненты творческих способностей.

    Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей у детей:

        1.Развитие воображения.

        2. Развитие качеств мышления, которые формируют "креативность"  (это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир).

Что же является основой творчества? Ученые исследователи утверждают, что это поиск. Именно поиск интуитивно осуществляет каждый человек в своей деятельности. Рассмотрим различные этапы творческой деятельности и увидим, что на каждом из них поиск является основным видом деятельности.

- Прежде чем ребёнку заняться любимым делом, его необходимо найти. Ребёнок не рождается с точным знанием своего любимого занятия, той деятельности, в которой он хотел бы творить.

- Найдя любимое дело, ребёнок ищет в нём интересные, понравившиеся ему области для изучения. Например, в декоративно-прикладном творчестве может быть любое направление деятельности - вязание спицами и крючком, вышивка, бисероплетение, конструирование и моделирование одежды, изготовление сувениров и т. д. Главное, чтобы ребёнок выбрал деятельность по душе.

- Определившись с областью действия, обучаемый вместе с педагогом изучает, запоминает и присваивает себе то, что нравится и гармонично подходит ему.

   Итак, поиск – это процесс открытия или создания чего-то нового, основанный на изученном материале и на своих идеях. Дальнейшее совершенствование в любимом деле – самый кропотливый и интересный поиск.

       

Педагогические условия развития творческих способностей.

 Творческие способности – особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения. У обучающихся творческие способности проявляются в нестандартности, не шаблонности решения предлагаемых им заданий.

    Необходимо включать в учебный процесс специальные развивающие средства, так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Обеспечивая педагогические условия, определяющие успешность обучения, можно формировать и развивать творческие способности.

    В философской энциклопедии под условием понимается совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта. Н.М.Яковлева, определяя понятие педагогические условия, указывает, что они представляют собой совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые должны обеспечить необходимый уровень обучения.

    Уточняя это определение, будем считать, что педагогические условия – это совокупность мер в процессе обучения, реализация которых приводит к достижению тех или иных целей обучения и развития обучающихся.

    Творческие способности развиваются на основе специально отобранного и сконструированного учебного материала при условиях обеспечения гуманного взаимодействия педагога и обучаемого, сформированности у последнего соответствующей мотивации.

    Какие же педагогические условия необходимы для развития творческих способностей?

    Во–первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы обучающиеся умели выходить за рамки образца.

   Во-вторых, сам процесс обучения, направленный на овладение этим материалом, должен стимулировать развитие творческих способностей.

 Для этого следует использовать специально сконструированные вариативные задания, состав и структура которых ориентированы на развитие творческих способностей. Выполнение этих заданий должно привести к овладению учебным материалом в соответствии с учебной программой; к развитию мыслительных операций; к развитию психических процессов. Кроме того, здесь предусматривается возможность познавательной деятельности различного уровня, постепенного перехода от выполнения заданий репродуктивного характера к творческим.  

  Основная школа не может в полной мере реализовать творческие способности детей, это могут осуществить учреждения дополнительного образования. Согласно концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года под "дополнительным" понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно".

   Муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества" Третьяковского района уже в своём названии содержит особый смысл. Его суть в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Для удовлетворения данной потребности нужны особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребёнка приходящего в  учреждение дополнительного образования. В ЦРТДЮ такие условия были созданы 30 лет назад и продолжают создаваться педагогами и по сегодняшний день.

    Работа каждого педагога, в том числе и моя, строится по следующим принципам:

    * Ориентация на успех каждого

    * Гуманно-личностный подход к ребёнку.

    * Демократичные отношения педагога и обучаемого.

    * Развитие интересов и творческих способностей обучающихся.

    * Создание ситуации успеха на занятиях в объединении.

 *Стимулирование возникновения доброжелательных отношений в группе.  

  Одним из направлений работы центра является – декоративно-прикладное творчество, в него входит объединение "Волшебный клубок".

Обучение в объединении предполагает проявление детьми инициативы в познании культуры своего народа, желание научиться выполнять изделия своими руками, нестандартный подход к решению поставленных задач, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Данные категории характеризуют креативную (творческую) личность, результатом деятельности которой является не воспроизведение, а создание, по возможности, новых изделий с помощью крючка и спиц.    

  В объединении "Волшебный клубок" вид деятельности (вязание) изначально ориентирован на творчество. Здесь не только существенно расширяются знания ребёнка, но и обеспечивается возможность успеха в избранной сфере деятельности, что способствует развитию творческих качеств личности.

    Творческая деятельность позволяет обучающимся приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, следовательно, внутренней и социальной защищённости по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребёнку быть более жизни- и конкурентоспособным. Этому способствуют специально сконструированные  вариативные задания. Включение вариативных заданий в учебный процесс должно быть обоснованным. Их выбор определяется, во – первых, логикой предмета; во – вторых, значимостью изучаемого материала в общей системе знаний. Предпочтение следует отдавать заданиям, требующим от учащегося высокой степени мыслительной активности на всех этапах учебного процесса: при изучении нового материала, при закреплении и проверке знаний, при повторении.

  В зависимости от характера взаимодействия педагога и обучаемого можно условно выделить четыре уровня вариативных заданий.

   1-й уровень – несамостоятельная (обычная) активность – восприятие обучающимися объяснения педагога, усвоение образца, выполнение обучаемым работ воспроизводящего характера.

  Репродуктивный вид деятельности в дополнительном образовании рассматривается как первая ступень обучения. А когда обучаемые включаются в решение творческих задач, показ отдельных способов и приёмов работы используется в качестве элемента. Этот метод предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует обучающегося на простое воспроизведение образца по схеме.    

  Работая с обучающимися младшего и среднего возраста, наблюдая работу

других объединений декоративно-прикладного творчества, можно выявить некоторую специфику, состоящую в том, что творческий и репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом. Всю деятельность ребенка можно рассматривать, как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивной и творческой. Практически невозможно назвать такой вид деятельности ребёнка, который бы соответствовал тому или иному виду деятельности в "чистом" виде. Деятельность ребёнка всегда носит репродуктивно – воспроизводящий характер, когда усваивается опыт, накопленный предшествующими поколениями, и лишь затем, отталкиваясь от этого, ребёнок начинает действовать, проявляя собственное, самобытное творчество. Общий уровень развития обучающихся, наличие или отсутствие каких – либо способностей не влияют на реальные возможности ребёнка заниматься интересующим его видом деятельности. И здесь большую роль играет важнейший принцип всей системы дополнительного образования – "нет детей неспособных, каждый ребёнок потенциальный творец", то есть дополнительное образование реально создаёт "равно – разные " возможности для каждого ребёнка. "Равные"- потому что все дети абсолютно равны в своей возможности стать активным участником той или иной деятельности. А "разные", так как каждый ребёнок  осуществляет свой выбор, исходя из своих интересов и потребностей.  

     Рассмотрим репродуктивно – воспроизводящий характер деятельности  на примере фрагментов занятий. Программа Волшебный клубок" 1 год обучения.

             

 Тема: "Введение в образовательную программу"

  Цель – познакомить обучающихся с программой объединения "Волшебный клубок". Научить вывязывать цепочку из воздушных петель.

  В процессе выполнения практической работы обучающимся предлагаются  упражнения, которые помогут взглянуть на обыденные вещи по новому (упр. "Чудо – вещь). Связав цепочку из воздушных петель, предлагается на листе цветной бумаги выложить необычный узор, предмет, фигуру и представить свою работу. (Приложение № 1).

            Тема занятия: "Вязание круга, квадрата, овала".

   Цель – научиться вязать по схеме круг, квадрат, овал.

   Обучающиеся выполняют образцы по схеме, предложенной педагогом.   В процессе работы педагог предлагает пофантазировать, в каком изделии можно применить эти детали? Так как ранее изучалась тема "Цветоведение", предлагается "поиграть" с цветом. Соединив детали, выполнить необычное изделие. (Приложение № 2).

 По окончании работы проводится мини-выставка, идет рефлексия.

 Каждому ребёнку предлагается презентовать своё изделие.    

   Таким образом, выполняя репродуктивную деятельность, обучающиеся уже на первом этапе проявляют свои творческие способности.

 2-й уровень – полу самостоятельная активность – характеризуется применением знаний в новых условиях. Обучающимися накоплены определённые знания (прочтение схем узоров), навыки и приёмы работы крючком, видение цвета, они более самостоятельны в выборе работы, могут внести свои изменения, дополнения при изготовлении изделия.

Вновь обратимся к занятиям. 1год обучения.

    Тема: "Вязание плоскостной игрушки".

   Цель – научить вывязывать изделие по шаблону, выкройке.

   Обучающиеся на данном этапе имеют навыки выполнения различных  столбиков, умеют выполнять укороченные ряды. Дети находятся на разных ступенях подготовки и по этому,  педагогом предлагается шаблон игрушки, ребёнок самостоятельно выбирает по желанию тот шаблон, который он может выполнить. Если нужно, вносит изменения в форму и цветовую гамму, выражение лица изделия (например: персонажи сказки "Репка"). Так как в результате должна получиться коллективная работа, обучающиеся на занятии все вместе обсуждают стиль выполнения работы,  дополняют детали.

 Выполнение работы длится не одно занятие. Затем составляется композиция, проводится мини – выставка, обыгрывается сказка – здесь проявляется творческая фантазия, воображение, дети получают эмоциональное удовлетворение, опыт коллективного творчества.

-    3-й уровень – самостоятельная активность – предусматривает решение задач репродуктивно – поискового типа. Обучающиеся сами работают со схемами, применяют полученные знания в новой ситуации, контролируют свою деятельность, выполняют работы среднего уровня сложности.

    Рассмотрим этот уровень на примере занятия второго года обучения.

  Тема: "Вязание ирландского кружева".  

   Цель – научить выполнять ирландское кружево.(Приложение №3)

     Обучающиеся самостоятельно выполняют образец и, освоив технику вывязывания кружева, включаются в творческую деятельность. Соединяют фрагменты в хаотичном порядке, тем самым вывязывают эксклюзивный образец. По окончании работы, дети представляют свои изделия и предлагают способ их применения. Проводится мини – выставка и рефлексия, в эту деятельность вовлечены все обучающиеся.

   4-й уровень – творческая активность – предполагает выполнение самостоятельных  работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения вариативных задач, самостоятельных выводов и обобщений.

   Этого уровня достигают самые талантливые обучающиеся, занимающиеся про индивидуальной программе, они могут конструировать, создавать собственные модели. Обратимся к занятию.

   Тема: "Конструирование летней маечки из отдельных мотивов".

   Цель – научить выполнять изделие в технике наборных кружев.

   Обучающиеся на этом этапе деятельности вяжут изделия на себя. Им предлагается разработать эксклюзивную модель изделия. Для этого предлагается стандартная выкройка маечки (без рисунка) и даётся установка – заполнить, смоделировать из предложенных фрагментов (со схемами) собственную модель. Каждый обучающийся подбирает для себя рисунок, схему мотива исходя из имеющихся умений и навыков.  (Приложение № 4).

   По окончании работы, мастерицы самопрезентуют свои изделия, проводят рефлексию.

    На четвёртом уровне обучающиеся принимают активное участие в выставках, конкурсах, фестивалях.

 

     В объединении декоративно – прикладного творчества создан особый стиль взаимоотношений педагога и детей, что, несомненно, стимулирует ребёнка в творческую деятельность. Я стремлюсь на своих занятиях создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, то есть, подобрать оптимальное сочетание приёмов и методов, которые способствуют включению каждого ребёнка в активную деятельность. На уровне его потенциальных возможностей, расширяют эти возможности, воздействуют на эмоционально – волевую и интеллектуальную сферы личности подростка, предусматривают свободные зоны, которые способствуют автономизации личности ребёнка.

    Почему я считаю для себя важным создание на занятии ситуации успеха для каждого ребёнка? Я думаю, что:

  - переживание успеха внушает ребёнку уверенность в собственных силах;

  - у подростка появляется желание вновь достичь хороших результатов и в другом виде деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха, признание сверстников;

  - положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что, в свою очередь благотворно влияет на общее отношение ребёнка  к окружающему миру.

  Одним из важных компонентов занятия является рефлексия, оценка деятельности. Обучающиеся учатся самостоятельно оценивать результаты выполненной работы, прогнозировать свою последующую деятельность, а педагог проводит мониторинг личностного развития ребёнка (Приложение № 5).

   Предлагаемые педагогом вариативные задания позволяют в зависимости от решаемых на занятии задач:

- осмысливать учебный материал;

- закреплять полученные знания;

- формировать и развивать качества, необходимые для творческой деятельности;

- овладевать приемами продуктивного мышления;

- приобретать опыт применения знаний в новой ситуации.

  Включение вариативных занятий в учебный процесс должно быть обоснованным. Их выбор определяется, во-первых, логикой предмета;

во-вторых, значимостью изучаемого материала в общей системе знаний.

Предпочтение следует отдавать знаниям, требующим от учащегося высокой степени мыслительной активности на всех этапах учебного процесса:

При изучении нового материала, при закреплении и проверке знаний, при повторении.

     Вместе с тем для развития творческих способностей обучающихся требуется, чтобы в процессе педагогического общения педагога и обучающегося ребенок был активно включен в учебную деятельность, свободно проявлял своё отношение и преодолевал возникающие трудности.

 Схема учебного взаимодействия, таким образом, можно представить как многоярусное образование, прочность которого основывается, в частности, на установлении психологического контакта между всеми его участниками.

Обеспечение гуманного учебного взаимодействия в учебном процессе -  необходимое условие развития творческих способностей обучающихся.

Здесь помогут ориентация педагога на установление тесной связи учебного процесса с опытом, жизненными интересами и устремлениями учащихся;

Стимулирование мотивации  на самостоятельное усвоение ими новых знаний, развития познавательного и творческого потенциала и личных способностей.

    Таким образом, гуманизация взаимоотношений и взаимодействия обучающегося и педагога возможна при наличии у них мотивационно – ценностного отношения к совместной деятельности, заинтересованности обучающихся в освоении учебного материала и принятии друг друга как партнеров по общей деятельности.

     Значительную роль в повышении креативности обучающихся имеет их активность в целеполагании, планировании, контроле, оценивании.

Это также важный фактор гуманизации взаимоотношений. По существу, гуманность в руководстве деятельностью обучающихся заключается в создании интеллектуально – эмоциональной атмосферы свободы и непринужденности, которая облегчает и стимулирует их самостоятельную учебную деятельность, обеспечивает необходимую помощь и поддержку в саморазвитии.

Предлагаю следующую модель процесса обучения, отвечающую всем выше названным условиям и способствующую развитию творческих обучающихся.

     Модель состоит из трех этапов, у каждого свои цель и средства её осуществления, предполагающие определенную деятельность педагога и обучающегося на занятиях.

      1. Подготовительный этап.

Его цель подготовка и мотивация обучающихся к совместной деятельности.  

Простые задания, предлагаемые педагогом, опираются на базовый уровень знаний и жизненный опыт обучающихся. Они одинаковы по содержанию для всей группы. Педагог подготавливает обучающихся к совместной деятельности, соответствующим образом мотивируя их на совместную работу, и объясняет основные правила общения в группе. Обучающиеся, выполняя задание, начинают деловое заинтересованное общение между собой, увлекаются этой работой.

      2. Вводный этап.

Его целью является пробное включение в процесс занятия индивидуальной и  совместной работы в группах при решении вариативных заданий. В пробном задании обучающиеся изготавливают образцы  деталей, разрабатывают эскизы и т. д. На этом этапе идёт апробирование креативных идей.

      3.Тренировочный этап.

     Цель этого этапа – закрепление навыков индивидуальной и совместной деятельности при выполнении более сложных вариативных заданий. Выполнение индивидуальной и коллективной работы. Педагог формирует группы, назначает консультантов и контролирует их работу.

  работа на этих этапах обеспечивает готовность обучающихся к совместной работе и переход к выполнению более сложных вариативных заданий.

    Далее учебный процесс можно конструировать в зависимости от уровня познавательной деятельности обучающихся, как репродуктивной, так и творческой.    

    В процессе написания работы систематизированы знания по проблеме развития творческих способностей, я утвердилась в правильности выбранного мною пути развития творческих способностей обучающихся в объединении "Волшебный клубок".            

     Я считаю, что творчество специфично для каждого человека.

 На что я ориентируюсь? Прежде всего, на мечту. Мечта - это желание, к ней присоединяется мотив. Мой мотив – это любовь к  ремеслу.

Я люблю  вязать, создавать новое, умею это делать и стремлюсь передать  знания и опыт своим ученицам и единомышленницам.

   Без чего не бывает творчества? Конечно без вдохновения. Каждый человек это не только творец, но и даритель, распространитель, продавец своего творчества. Что же мы дарим? Результаты творчества, то есть идеи, замыслы и радость от успешного воплощения          

Литература

1.А.Н.Лук "Психология творчества" Наука 1978 год.

2.А.В.Востер "Роль учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка" журнал "Дополнительное образование и воспитание" № 2 2006 год.

   

3.А.В.Горский, Л.Н. Ходунова "Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании"  журнал "Дополнительное образование и воспитание" № 3 2003 год.

 

4.Н.В.Собко "Развитие творческого воображения" журнал "Дополнительное образование и воспитание" № 6 2000 год.

5.Г.В.Жидких "Творческие способности" журнал "Методист" № 4 2008 год.

6.Г.Г.Хабибуллина "Творческое развитие детей" журнал "Дополнительное образование" № 8 2004 год.

7.В.М.Рогозина "Педагогические условия развития творческих способностей" журнал "Воспитание школьников" № 4 2007 год.  

Приложение № 1

Программа объединения "Волшебный клубок" 1 – й год обучения

Тема: Введение в образовательную программу "Волшебный клубок".

Цель: Ознакомить обучаемых с программой объединения "Волшебный клубок". Практическое знакомство с техникой вязания крючком.

Задачи:

Обучающая – дать понятие об искусстве вязания кружев, салфеток, изделий крючком, научить выполнять воздушные петли.

Воспитательная – воспитывать трудолюбие, аккуратность в выполнении изделия.

Развивающая – развивать творческий подход в выполнении изделий крючком.

Тип занятия: комбинированное – получение новых знаний и обучение основным приёмам вязания крючком.

Зрительный ряд: Таблица "Волшебный квадрат", салфетки, скатерти, кружева, шали.

Оборудование: Кабинет, крючки, нитки, журналы и книги по вязанию крючком

                                           План занятия

Теоретическая часть.

1.Словесный набор.

2. Вводная беседа: Знакомство с программой, общие сведения о крючках и нитках.

Практическая часть.

1.Техника безопасности при  работе с крючком.

2.Игра "Волшебный квадрат".

3.Практическое обучение вязанию основных приёмов (начальная петля и цепочка из воздушных петель).

Итоговая часть.

1.Подведение итогов работы.

2.Обобщение темы занятия.

                                             

                                               Ход занятия.

Здравствуйте, рукодельницы! Да, я не ошиблась назвав вас именно так.

Потому,  что вы пришли научиться выполнять красоту своими руками. Меня зовут Ольга Леонидовна Просветова, я руководитель объединения "Волшебный клубок", я научу вас всему, что умею сама. Я чувствую радость от того, что мы здесь собрались. А какое у вас настроение?

Я попрошу ответить громко на мой вопрос: "Это Я! "

- Кто из вас по желанию  пришел в центр творчества?

- У кого голубые глаза?

- Кто хотел бы иметь более длинные каникулы?

- Кто любит рукодельничать?

- Кто умеет веселиться?

- Кто любит трудиться?

Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше настроение?

А теперь, когда мы настроились на занятие, я приглашаю вас в удивительный мир рукоделия творчества и фантазии.

Хочу познакомить вас с программой объединения "Волшебный клубок"

(цели, задачи, количество часов, разделы)

Вязание – один из самых древних видов рукоделия. В 15 веке кружево завоевало Европу. Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротничков, манжет и т.д. (рассказ педагога).

Наглядный показ педагогом ниток и крючков.

Обращение  к стенду на стене "Правила техники безопасности".

Игра "Волшебный квадрат". Найди восемь слов, читать можно по диагонали, вверх, вниз, справа, слева.  

к

м

з

в

д

о

ж

и

е

п

а

т

о

б

г

л

а

у

к

и

е

ж

ш

с

т

у

ф

з

л

в

п

т

у

э

т

ю

у

в

м

а

и

ш

л

р

а

м

е

х

с

б

к

н

ы

я

х

в

н

о

ж

н

и

ц

ы

и

д

ф

к

о

т

о

м

к

р

ю

ч

о

к

к

р

у

ж

е

в

а

а

р

м

ю

 

Итак, слова следующие: Крючок, ножницы, петля, вязание, рисунок, схема, нитки, ажур, моток.

Педагог объясняет значение незнакомых слов. Далее следует физическая разминка, которая всегда выполняется на занятиях.

Практическая работа – выполнение начальной и воздушных петель (показ педагога). Вовремя работы, педагог предлагает упражнение "чудо – вещь"

(представьте в ином качестве любую вещь, во что может превратиться "чудо - стул" с помощью вашего воображения).  

Вязание цепочек и использование их в различных изделиях служат хорошим подготовительным этапом для перехода к изучению и выполнению основных элементов в вязании столбиков.

Этому мы научимся на следующих занятиях.

Давайте пофантазируем. Детям даются листы цветной бумаги, и предлагается из изготовленных цепочек выложить узор.

  Рефлексия:   Наше занятие подходит к концу. Посмотрим, что у нас получилось. Дети показывают свои работы  и отвечают на вопросы.

  Что было для вас новым? Что интересного узнали на занятии? Как вы себя ощущали в новой группе?

  Выберите наиболее подходящие  для вашего настроения символы?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Цель: Развивать творческие и коммуникативные способности детей, воспитать искренние, добрые отношения, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения, проявления фантазии детей.

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умения, формировать лидерские качества (активность, самообладание, наблюдательность, организаторские способности, ответственность)....