Статья "АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАНЦАМ"
статья по теме

Мустафаева Гюзель Айратовна
При обучении детей классическому танцу успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей, что позволяет делать меньше ошибок при приеме, а на занятиях проводить строгое нормирование учебной и физической нагрузки с учетом возраста ребенка. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе их обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект. Уроки танца закладывают основы гармонического развития личности, учат управлять своим телом, полнее использовать заложенные в каждом человеке возможности к движению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatomo-fiziol.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАНЦАМ.

При обучении детей классическому танцу успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей, что позволяет делать меньше ошибок при приеме, а на занятиях проводить строгое нормирование учебной и физической нагрузки с учетом возраста ребенка. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе их обучения и воспитания может дать  значительный педагогический эффект.

Школьный возраст подразделяется на младший (от 7 до 11 лет), средний (от 12 до 14 лет) и старший (от 15 до 18 лет).

В 8-9 лет у девочек наступает препубертатный период. У мальчиков он наступает в 10-12-13 лет. Костная система в младшем школьном возрасте еще окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном положении тела возможны его искривления. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой.

В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Характерно богатство воображения, сильно выражены эмоциональность и непосредственность реакций. Внимание относительно длительно и устойчиво, но именно в силу этой относительной устойчивости дети на занятиях быстро теряют темп и ритм, что педагогу следует постоянно иметь в виду.

Память ребенка в этом возрасте развита достаточно хорошо, особенно легко и прочно он запоминает то, что его заинтересовало или поразило, поскольку дети обладают главным образом наглядно-образным характером запоминания—поэтому в этом возрасте очень важен наглядный метод обучения: в хореографии обязателен личный показ движений педагогом. С другой стороны, особенности восприятия и запоминания детей этого возраста предоставляют ему возможность для их художественного, эстетического развития—ведь именно в эти годы дети особенно интересуются рисованием, лепкой, музыкой, танцами.

Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели.

Следующую группу составляют дети в возрасте от 12 до 14 лет. Это средний школьный возраст. Он является пубертатным периодом, периодом полового созревания детей. В это время в их организме происходят резкие эндокринные сдвиги, меняется функциональное состояние всех органов. Начало полового созревания у девочек относится к 10-12 годам, у мальчиков—к 12-13 годам. У детей этого возраста меняются пропорции тела. У девочек после интенсивного роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной клетки. У мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза, окончательное вытягивание туловища, увеличение объема грудной клетки. Кости утолщаются. Окончательно устанавливаются изгибы позвоночника. Нарастает мышечная масса, увеличивается сила и выносливость мышц. У девочек рост и вес в среднем больше, чем у мальчиков.

Сердце в объеме значительно увеличивается, становится более сильным, работает более мощно. С другой стороны, диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что нередко приводит к временным растройствам кровообращения. Могут быть головокружения, сердцебиения, общая слабость и быстрая утомляемость.

В связи с эндокринными сдвигами отмечается неустойчивость нервных процессов. Нервная система легко переходит либо в состояние торможения, либо в состояние сильного возбуждения. Наблюдается быстрая смена настроений, эмоциональная неуравновешенность.

У детей этого возраста начинает формироваться сознательное отношение к окружающему и интересы становятся глубже и устойчивее, выявляются художественные, литературные, математические и другие способности.

И, наконец, последняя возрастная группа школьного возраста—это дети от 15 до 18 лет (старший подростковый возраст, или ранняя юность). В 14-16 лет завершается половое созревание девочек, у мальчиков этот период относится в 16-18 годам. Характерно снижение темпов роста и прибавки веса у девочек в начале этого периода, у мальчиков—в его конце. Показатели физического развития мальчиков становятся выше показателей девочек. К 17-18 годам завершается окостенение и рост скелета. Происходит нарастание массы мышц и их силы. Наступает двигательная зрелость.

Сердечно-сосудистая система оказывается более выносливой и устойчивой к нагрузкам. В связи с этим нервная регуляция становится более совершенной, нервные процессы отличаются большей подвижностью.

Происходят изменения и в психическом складе подростка. Он уже может организовать и контролировать свои действия и настроения, управлять ими. Это возраст кипучей энергии, настойчивости, упорства и достижения цели. Идет активный процесс формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов, идеалов, определяется самосознание, способности к тому или иному роду деятельности.

Считают, что наиболее благоприятным возрастом для восприятия движения (кинестезии) в хореографии является возраст 10-11 лет, то есть в период первых двух лет обучения, а затем в возрасте 15-16 лет, к завершению пубертатного периода (Н.Каинина, 1970 г.). При этом отмечается, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте.

С точки зрения хореографии большой практический интерес имеет прогнозирование роста и изменений пропорций тела детей в процессе их развития.

Как указывает доктор Н.Дембо (1941 г.), основное значение для учащихся танцевальных коллективов имеет сложение (телосложение), необходимые пропорции тела, правильное строение как всего организма, так и различных его частей.

По всей видимости, прогноз длины и пропорций тела у детей нужно производить раздельно для детей с ускоренным и замедленным половым созреванием.

Занятия танцами не только способствуют физическому развитию детей, но и обогащают их духовно.

Уроки танца закладывают основы гармонического развития личности, учат управлять своим телом, полнее использовать заложенные в каждом человеке возможности к движению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Возрастные особенности детей школьного возраста

В статье дается характеристика возрасных особенностей детей школьного возраста...

Психологические особенности старшего школьного возраста

Уважаемые родители! Прочитав этот материал, вы научитесь понимать своих взрослых детей, поймёте особенности их развития. Спасибо....

Доклад "Психологические особенности детей подросткового возраста"

Доклад на тему: «Психологические особенности детей подросткового возраста» к семинару «Психологические особенности несовершеннолетних и формы профилактической работы с ними»...

Статья "Учет психологических особенностей старшего школьного возраста в обучении иностранным языкам."

Учет психологических особенностей старшего школьного возраста в обучении иностранным языкам...

Специфические особенности детей школьного возраста с интеллектуальным нарушением

Презентация на тему: " Специфические  особенности детей школьного возраста с интеллектуальным  нарушением". В  ней  рассказывается о международной классификации болезней ...