Методическое сообщение"Общение - это искусство"
классный час (8 класс) по теме

Дурицына Любовь Ивановна

Друзья мои, внушайте людям веру, 

Ичаще говорите "Добрый день!"

И следуйте хорошему примеру,

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_deladokument_microsoft_office_word.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Методическое сообщение

                                   «Общение – это искусство»

                                                                  Автор – составитель: Дурицына Л.И.

                                           г. Ханты- Мансийск

                                                     2012г  

                 Комплименты и шутки - особое искусство

Людям приятно, когда о них говорят хорошо или то, что они хотели бы услышать о себе. Говорите больше любезностей, приятных слов, делайте комплименты.

 Но! Помните, что делать комплименты – это особое искусство, потому как не все могут естественно и тонко говорить красивые приятные слова в адрес других. Хороших слов заслуживает каждый. Хвалить можно не только за красивую одежду, но и за сообразительность, за умение вовремя оказать поддержку, за способности.

                                                                                                                               

«Люди, при всех своих недостатках, остаются достойнейшими существами».

                                                                                                                             (И.Гете)

Жизненный опыт подсказывает, что говорить приятные слова очень тяжело. Умение говорить красиво и к месту приходит со временем или не приходит никогда.

 Если вам поручают сказать поздравительные или приветственные слова, не отказывайтесь и не ссылайтесь на неумение. Всему когда - нибудь приходит  время научиться, и чем раньше, тем лучше.

Давно известно, что смех продлевает жизнь, но также известно, что шутка в разговоре позволительна только в том случае, если она отличается тонким смыслом, легка  и никого из присутствующих не оскорбляет!

Вдруг в разговоре вы обидели соседа,-

И прервалась веселая беседа.

Сей факт, вы осознайте четко,

Уладит все, и все исправит шутка.

                                          В.Андреев.

Шуткой называется остроумное и деликатное изречение, о каких- либо маловажных предметах. Шутка должна действовать на окружающих увеселяющее   при непременном условии, что она будет употребляема с умеренностью.

 Позволять себе шутки можно с людьми вежливыми и добродушными, умеющими отличать шутку от оскорбления, так как есть много таких лиц, которые готовы принять шутку за насмешку, а за доказательство неуважения к их личности, и они легко могут рассердиться.   Шутка, переходящая в грубость, нетерпима в порядочном обществе, и это вполне справедливо.

 Приличие и миролюбие общества дозволяют шутку только деликатную, сказанную к стати, и то лишь между равными. Необходимо, чтобы шутка не походила ни на сарказм, ни на грубость.

В первом случае она легко может  быть оскорбительна, во втором - должна быть изгоняема из приличного общества.

В наше время нередко попадается тип насмешника, нагло издевающегося над всем добрым и прекрасным.

Такие насмешки никогда не бывают направлены против порока, но всегда против добродетели. Натура таких людей всегда бывает глубоко извращена, и в высшей степени антипатична для людей честных и благородных.

 Очень неприлично позволять себе шутки с лицами старше нас - это нарушение должного к ним почтения и уважения. Точно также лица стоящие по рангу выше, не должны позволять себе шуток с подчиненными .Каждый из нас когда- нибудь  оказывался в неловком положении не только по своей нерадивости, но и из-за неуместного смеха окружающих.

 В жизни столько курьезов, что иногда трудно сдержать смех или улыбку. Они вырываются сами собой и ранят того, над кем мы смеемся.

 Это печально, потому что смех должен приносить только здоровье и радость, а не печаль и слезы

. Конечно же, надо подумать, стоит ли посмеяться над прохожим, который неосторожно сел на окрашенную скамейку, или по рассеянности надел туфли или носки из разных пар.

 Если смеются все, это не значит , что вы должны всех поддерживать издевательский смех или глупую шутку. Как бы ни оказаться на этом, же месте!

                                         Разговор о разговоре.

 Каждый из нас так устроен, что тянется к тем, кто способен выслушать нас. Люди обожают, когда их слушают.  Именно поэтому многие психотерапевты и психологи достигают такого успеха и популярности у пациентов.

. В тоже время вести разговор- это тоже целая наука, со своими правилами и границами.

 Мы живем среди людей и один из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить.  Слушать, делиться впечатлениями. Спорить. Высказывать свои мысли, шутить, то есть общаться с друг другом при помощи речи. Это очень здорово, но в тоже время очень трудно. В разговоре всегда участвуют, как минимум двое – говорящий и слушающий. Они могут меняться ролями. Для каждого из них, существуют правила, помогающие поддерживать интерес к беседе. С собеседником нужно вести себя доброжелательно и внимательно. Тему для беседы выбирают интересную для всех присутствующих и участвующих в разговоре. Постоянно говорить о себе самом неприлично. Так поступают обычно самовлюбленные люди, полагающие, что в мире нет ничего более интересного, чем они сами, и никто не может более живо и красочно рассказывать различные истории. Чем интереснее и разнообразнее жизнь человека, чем живее он воспринимает все. Что его окружает, тем более интересным собеседником он является. С таким человеком легко найти общую тему для разговора. Приятно поговорить и приятно послушать. Во время разговора необходимо проявлять истинный интерес к человеку, с которым общаешься, иначе, для чего тогда общение? Когда мы разговариваем. Мы руками , позами, мимикой частенько помогаем сделать нашу речь более выразительной. Все эти движения должны быть определенными и не слишком навязчивыми. Если постоянно размахивать руками, гримасничать - это скорее, сделает разговор утомительным, чем эффектным. Дергать за рукав собеседника, теребить пуговицу на его одежде, привлекать внимание, широко размахивать руками и вовсе не рекомендуется. От таких жестов стоит избавиться. Привлечь внимание можно, специально понизив голос,- и всем придется замолчать, чтобы понять, что вы хотели сказать. Иногда полезно помолчать, чем сказать что- то лишнее и неуместное. Промолчать следует и в том случае, если вам доверили тайну. Хранить чужой секрет очень ответственное и сложное дело. Секретная информация так и проситься наружу. Вы постоянно о ней, думаете и каждый раз боитесь проболтаться. А проболтаться нельзя, иначе потеряешь доверие и преданность друга.

    «Людям легче держать на языке горящий уголь, нежели тайну»

                                                                                                                «Сократ»

Существует такая порода людей-«болтуны». Если повышенной болтливостью страдает ваш собеседник- это плохо. Если страдаете вы - это ужасно, а если оба беседующих болтуны, то это совсем тяжелый случай. Когда собеседник тараторит без умолку, не давая вам вставить и слова, в этом мало приятного. А почему человек может говорить больше, чем надо?  Оказывается, он постоянно думает, что его никто не слушает. А два болтуна тоже не удовлетворены своей беседой, даже если и проговорят несколько часов подряд. Потому что каждый из них считает, что его собеседник не дает ему и рта раскрыть. Всем болтунам рекомендуется чаще устраивать минуты, или даже часы молчания, этим вы облегчите жизнь себе и окружающим. Нужно не только уметь других заставлять слушать, но и самому слушать друкгих. Научитесь своим видом выражать внимание к говорящему человеку, смотреть на него, а не по сторонам. Старайтесь подбадривать во время беседы говорящего, проявляйте интерес, задавайте вопросы. Слушающий нетолько должен воспринимать информацию, но и понимать эмойии, чувства и переживания другого. Правила ведения беседы четко сформулированы в одном из мудрых высказываниях.

«Кто от беседы с вами уходит довольным собою и своим умом, тот и вами вполне доволен»

                                                                                                                 (Ж.Лабрюйер)

                             Правила общения в семье

Все люди на свете испытывают потребность в общении. О современной культуре можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения, подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести доброжелательность, тактичность, отзывчивость, вежливость и т.д.  Но о том, что вежливым человеком должен быть не только на работе, но ив семье, помнят и знают не все. Требовать от других можно только то, что ты можешь дать сам. Умение вести себя в узком семейном кругу  показатель благовоспитанности человека. Не подлежит сомнению тот факт, что член семьи, соблюдавший дом, а правила хорошего тона застрахован от всякого рода оплошностей в окружении посторонних, поскольку он привык следить за собой и своим поведением. Ко всему уместно добавить, что воспитанный и благородный человек пользуется любовью и уважением близких. Некоторые считают, что людям дома можно говорить себе то, что никогда не позволишь себе в обществе. Такая позиция в итоге превращает семейную жизнь в ад, и, рано или поздно, приведет к крушению семьи. Из-за неумения вести себя в обществе и дома происходит немало разводов, чем на почве неверности и пьянства. Очень важно уяснить для себя, что соблюдение этикета среди домашних не менее важно и обязательно, чем среди знакомых и посторонних. Нередко служебные и производственные неудачи выливаются в грубое обращение с близкими,

 которые со временем переходят в привычку срывать на них накопившееся зло.

Грубое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит ваших родных. И здесь необходимо отметить глубокое  заблуждение тех, кто надеется на бесконечное понимание и прощение с их стороны. До поры до времени родные попытаются относиться к грубости любимого человека с пониманием, но стечением времени несоблюдение элементарного этикета в обращении с домашними становиться нетерпимым, в семье наступает разлад. В общем, в отношении с родными людьми необходимо соблюдать те же правила, что и в отношении с чужими.

 Бывает, что в лексиконе некоторых членов семьи отсутствуют такие слова, как «спасибо», «пожалуйста». Многие не считают нужным загружать свою речь подобными выражениями. Они кажутся им ненужными и устаревшими. Для интереса подсчитайте, сколько раз в день вы произносите слова благодарности своим близким? Восточные мудрецы считают, что вежливость продлевает человеку жизнь, поэтому старайтесь как можно чаще благодарить своих родителей и друзей. Здороваясь, вежливый человек приветствует другого и желает ему искренне здоровья. Тот, кому адресовано приветствие, должен видеть ваше расположение, украсит его, несомненно, взаимная улыбка. Прощаясь, не стоит бросать в спину уходящего знакомому или приятелю «пока». Вежливый человек должен обязательно сказать «До свидания «, при этом надо смотреть в лицо человеку, с которым прощаешься. Младшие по возрасту должны здороваться и прощаться первыми. Приветствие или благодарность, сказанные пренебрежительным или насмешливым тоном, могут оскорбить человека. Не стоит также излишне злоупотреблять словами благодарности, потому что это будет выглядеть неискренно и наигранно.

Человек, который не научился быть благодарным, может не рассчитывать на помощь окружающих. Вряд ли кто - то захочет помогать невеже и общаться с ним.

 Самое главное правило вежливости гласит   «Уважай окружающих, считайся с ними».

Умение хорошо, т.е. образно, умно и тактично говорить в какой - то степени является мерилом социального положения собеседника и основой уважения и почтительности к нему

 Деликатность, тактичность в обращении со словами, как известно, является одним из важнейших правил этикета.

Таким образом, отличительными чертами собеседников должны быть, по глубокому убеждению окружающих, доброжелательность, тактичность, высокое чувство человеческого достоинства.

Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь. Все это очень метко подметил в своих стихах поэт В.Боков:

Друзья мои, внушайте людям веру,

И чаще говорите «Добрый день !»

И следуйте хорошему примеру,

Продляйте добрым словом жизнь людей !

                                                          ТЕСТ

                                       «Умеем ли мы общаться?»

(Давайте, прежде всего, посмотрим ,насколько мы конфликтны?)

В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

1.Не принимаю участия

2.Лишь кратко высказываюсь и  в защиту той точки зрения, которую считаю правильной

3.Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя»

 Выступаете ли вы на собраниях с критикой на руководство?

1.Нет

2.Толькоесли имею для этого веские основания

3.Критикую всегда и по любому поводу

Часто ли вы спорите с друзьями?

1.Только в шутку, и то, если эти люди необидчивые

2.Лишь по принципиальным вопросам

3. Споры - моя стихия

Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто –то проходит вперед ?

1.Возмущаюсь в душе, но молчу, так как себе дороже будет

2.Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону

3.Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком

Дома на обед подали недосоленный суп. Ваша реакция

1.Не буду поднимать бучу из-за пустяка

2.Молча, возьму солонку

3. Не удержусь от едких замечаний или вовсе откажусь от еды

На улице или в транспорте вам наступили на ногу….

1.С возмущением посмотрю на обидчика

2.Сухо, без эмоций сделаю замечание

3.Выскажусь, не стесняясь в выражениях

Кто- то в семье купил вещь, которая вам не понравилась

1.Промолчу

2.Ограничусь коротким , но  тактичным комментарием

3.Выскажу все, что я об этом думаю

Не повезло, вы играли в лотерею и проиграли кучу денег

1.Постараюсь казаться равнодушным, но  дам себе слово больше никогда не участвовать в этом безобразии

2.Не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш

3.Проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить организаторам лотореи.

За каждый ответ определенное количество очков. Сами себя оцениваем следующим образом:

«1»- 4 очка

«2»-2 очка

«3»-0 очков

До 10 очков - Споры и конфликты – это ваша стихия. Вы любите критиковать других, а если услышите от других  критику в свой адрес никому «не поздороваться». Это критика- ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходиться тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей. Постарайтесь обуздать свой характер.

От 10 до 20 очков - Вы слывете человеком конфликтным, но вступаете в конфликт, если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразиться на отношениях к вам ваших товарищей. При этом вы не выходите за рамки, не унижаясь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение других.

От 20 до 32-  Вы тактичны и миролюбивы, стараетесь уйти от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» не может быть вашим девизом. Вас иногда могут назвать приспособленцем .Наберетесь смелости и, если не взирая на лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение на РМО учителей - логопедов

В материале представлен конспект индивидуального занятия с обучающейся 2-го класса по программе для ГУО, логопедическое представление, цель и задачи, этапы занятия, самоанализ....

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Методическое сообщение "Осложнённое поведение подростков в условиях колледжа- интерната искусств"

О том, что жизнь – непростая штука, известно давно и сказано не раз. Каждое поколение, отправляясь на поиски собственных ориентиров и точек опоры, находит свои подтверждения этой аксиомы. Взрослые (ро...

Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»

Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...

Отзыв о методическом сообщении "Цимбалы и цимбальное искусство"

Отзыв о методическом сообщении "Цимбалы и цимбальное искусство" заведующей музыкальным отделением Сивцовой Н.А....

Методическое сообщение на тему: "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"

Актуализация темы "Терапевтические возможности музыкального искусства, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс"  в педагогической практике....

Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Секреты общения в афоризмах".

Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Афоризмы для 5-8 классов. Можно использовать для практических занятий по развитию навыков общения. Через обсуждение...