Организации системной краеведческой деятельности в школе
методическая разработка по теме

Климова Светлана Александровна

В настоящее время  в школах наблюдается значительный интерес к  истории своего края. О росте активности школьников и учителей в направлении краеведения можно судить по массовости участия в научно-практических конференциях  различного уровня.  Часто опыта в организации краеведческой работы не хватает или она носит разрозненный характер. Возможно, данные рекомендации помогут учителям-краеведам серьезно и основательно наладить краеведческую работу в своей школе.

Очень важно, чтобы любая работа носила организованный, системный характер. Последние годы в школах края создаются музеи, открываются краеведческие  кружки, спецкурсы и факультативы, отдельные педагоги практикуют организацию походов, экскурсий и экспедиций. Я поделюсь опытом, как подобное многообразие форм можно систематизировать. Данные рекомендации появились на основе собственного многолетнего опыта автора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Климова Светлана Александровна

учитель истории и обществознания

МОУ Холбонская СОШ, Шилкинский район, пгт. Холбон

Организации системной  краеведческой деятельности  в школе.

В настоящее время  в школах наблюдается значительный интерес к  истории своего края. О росте активности школьников и учителей в направлении краеведения можно судить по массовости участия в научно-практических конференциях  различного уровня.  Часто опыта в организации краеведческой работы не хватает или она носит разрозненный характер. Возможно, данные рекомендации помогут учителям-краеведам серьезно и основательно наладить краеведческую работу в своей школе.

Очень важно, чтобы любая работа носила организованный, системный характер. Последние годы в школах края создаются музеи, открываются краеведческие  кружки, спецкурсы и факультативы, отдельные педагоги практикуют организацию походов, экскурсий и экспедиций. Я поделюсь опытом, как подобное многообразие форм можно систематизировать. Данные рекомендации появились на основе собственного многолетнего опыта автора.

Считаю, что не маловажным фактором успешной краеведческой работы является то, что она должна находиться в одних руках или педагоги, которые ею занимаются в школе не просто коллеги, а друзья-единомышленники.  Личность наставника, учителя – краеведа, который любит искренне свой край, его людей и природу, не равнодушен к его прошлому и настоящему это просто необходимое условие в организации краеведческой работы в школе.

Если в школе создан музей, то он может стать центром  или базой для организации краеведческой работы. [7, с.36-37]  Как организовать постоянную работу музея в школе? Как вызвать к нему устойчивый интерес школьников? Возникает необходимость создания краеведческого кружка. (Хотя, возможен и обратный вариант: сначала кружок, а затем музей.) При большом количестве желающих заниматься в краеведческом кружке, возможен конкурсный отбор, который не только с самого начала нацелит ребят на серьезный подход к краеведению, но и поможет учителю исключить учащихся, которые пришли «за компанию», случайно. Для этого можно предложить ребятам заполнить анкету, разработанную учителем самостоятельно (и) или пройти собеседование. Напоминаю, что педагог к началу работы кружка уже должен иметь программу и другую необходимую документацию.  Внутри краеведческого кружка создается своя структура: учащиеся делятся на группы по интересам и способностям – экскурсоводы, реставраторы, оформители, исследователи. Обращаю ваше особое внимание на исследовательскую работу, без которой невозможно развитие истории своего края.  Исследовательские работы учащихся, впоследствии, позволят кружку дорасти до научной секции, участвовать в научно-практических конференциях. Темы для исследований может предлагать сама  работа в  школьном музее. Например: «история одного музейного экспоната» (крестьянский ухват [2, с.3], солдатская каска, указка учителя, блокнот журналиста и т.д.); «роль села в годы великой Отечественной войны» (участники, вдовы, дети [3, c.2], предприятия и т.д.); «история школы» (знаменитые выпускники, новаторы – учителя, комсомольцы, пионеры и т.д.). Кружковцы со своими работами под руководством учителя выступают на тематических классных часах в своей школе, далее лучшие исследования звучат на научно-практических конференциях, участвуют в заочных конкурсах.  Чтобы поднять теоретический уровень воспитанников, глубже знать историю края можно, используя РКО, вести спецкурс «История Забайкалья», благо, что большую помощь в данном вопросе учителям-краеведам оказывает ЗабКИПКРО, периодически издавая, программы, методические пособия и учебники [6, 124].

Высокий интерес к работе краеведческого кружка и спецкурса по «Истории Забайкалья» прекрасно поддерживается экскурсиями по историческим местам нашего края. Традиционно это поездка 1-2 раза в учебный год в Нерчинский краеведческий музей, знакомство с историей города [5, с. 12-13], Бутинским дворцом и т.д. Многообразие тематических экскурсий дает столица нашего края – город Чита (религиозные храмы, исторические здания и площади, история декабристов, различные музеи и выставки). Так для 9- классников целесообразно провести экскурсию «Чита в 19 веке», что удачно интегрируется с базовым курсом «История России – 19 век» и со спецкурсом по «Истории Забайкалья». Ребята воочию убеждаются насколько интересна, своеобразна, богата история нашего края и как тесно она переплетается с историей всей страны.  Для организации подобных поездок педагог должен повести большую работу с родителями кружковцев, как по финансовым вопросам, так и по вопросу сопровождения и безопасности детей в дороге. Летом работа кружка продолжается, активные ребята повышают свой уровень, обучаясь в летних профильных сменах и лагерях, которые организует Краевой Центр детско-юношеского туризма и краеведения. Самые целеустремленные  и выносливые ребята могут изучать археологические памятники нашего края в составе ВАЭ (Верхнеамурской археологической экспедиции), которая традиционно организуется для студентов истфака ЗабГГПУ. Обращаю внимание на то, что такое плотное сопровождение ребенка, в дальнейшем облегчает задачу профессионального выбора. Учащиеся поступают в ВУЗы и СУЗы на основе предмета «история».

Следует заметить, что краеведение является важным фактором патриотического воспитания. Поэтому при планировании всей воспитательной работы в школе, нужно плавно вписывать данную работу в общешкольные мероприятия. Это могут быть «Неделя истории», «День науки», экскурсии в музей [1, с.3] по классам к датам и праздникам, тематические классные часы и т.д. Хорошо, если краеведческая работа выходит за рамки школы в поселок. Рекомендую приглашать в качестве почетных гостей на краеведческую секцию НПК тех людей, которые помогали ребятам-кружковцам проводить исследование   или сами стали объектом исследования, вручать им письменные благодарности и подарки, сделанные руками ребят. Можно совместно с советом Ветеранов и др. общественными организациями проводить массовые мероприятия в своем поселке, например, «Неделя поселка» [4, с.2], выставка «Комсомолу – 90 лет», встречи с ветеранами войны и труда.  Активно  участвовать в акции «Возрождение», которая включает уборку  и сохранение памятных мест села.

Хочу отметить, что краеведческая работа дает повод к постоянной интеграции с кружком «Юный журналист», учащиеся которого в системе освещают дела и мероприятия краеведческого характера. Это и понятно, потому что  история своего края интересует широкий круг читателей, собственно создается и пишется местными жителями.

Библиография.

  1. Бартош Н.  Школьному музею 40 лет. Шилкинская правда, 15.02. 2011г.
  2. Климова Д. Говорящий экспонат.  Земля №30, 19 июля 2004г.  
  3. Климова Д. Военное детство Ивана.  Шилкинская правда, 12.08. 2005г.
  4. Климова С. Неделя посёлка.  Шилкинская правда, 13.11. 2007г.
  5. Музгин Н.Д. Родная Земля – Забайкалье. Чита, 2003
  6. Портнягина И.Ю. Страницы древней истории Забайкалья. Чита, поиск, 2002
  7. Филиппова Т.М. Аннотированный справочник Школьные музеи  Читинской области. Чита, ЗабГГПУ, 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

План внутришкольного контроля за организацией воспитывающей деятельности школы на 2013/2014 учебный год

План внутришкольного контроля за организацией воспитывающей деятельности школы на 2013/2014 учебный год...

Проект организации внеурочной деятельности "Школа выживания"

На территории страны проживает около 23 млн. детей, из них:93 тыс. – стали  жертвами преступлений,1292 – убиты, 944 – погибли в ДТП,728 – совершили суицидСохранить жизнь человека;научить детей вы...

Модель организации внеурочной деятельности "Школа-Парк"

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО  внеурочной деятельности образовательного учреждения...

Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...

«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»

Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы...