"Три тайны жизни, или что такое ЭКОЛОГИЯ. Виртуальная экскурсия по родному краю". Мероприятие по экологии для детей 9-10 лет.
план-конспект занятия по теме

Лавренюк Елена Николаевна

Занятие экологического объединения "Маленький принц Земли"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия «ТРИ ТАЙНЫ ЖИЗНИ» виртуальная экскурсия

Конспект занятия в экологическом объединении «Маленький принц Земли»  

II года обучения по одноименной авторский программе

Лавренюк Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Станция юных натуралистов

города Балашова Саратовской области»

Место и роль занятия в изучаемой теме: вводное занятие по теме «Экология как предмет»

Тип занятия: урок первичного предъявления новых знаний

Цель занятия: создать условия для формирования у детей чувства  любви и уважения к своей малой Родине, прививать экологическую грамотность.

Возрастная категория: воспитанники объединения «Маленький принц Земли» 9-10 лет (2-3 класс).

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные действия: восприятие через себя проблем природных объектов и человечества в целом (перевоплощение в одуванчик, дуб и реальная помощь домашнему питомцу, что вызвало чувство сострадания и милосердия), учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Метапредметные:

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца (составление объявления), учиться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция; умение определять и формулировать точный ответ; планировать поведенческий алгоритм в соответствии с предложенной задачей; высказывать своё мнение.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, ставить проблему и решать ее, уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, помощь одногрупников, своего жизненного опыта

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Предметные: составить представление об экологии как науки; понимать связь связи в природе; уметь решать экологические задачи, пользуясь знаниями, полученными ранее; сформировать экологический взгляд на ситуацию, нести ответственность за судьбу своего края.

Оборудование:

  • Ноутбук;
  • интерактивный комплекс;
  • раздаточный материал для работы в группах (листы бумаги, фломастеры);
  • Авторские стихи о города Балашове;
  • Фотографии А. Архангельского, открытки с изображением города Балашова, картинки из интернета;
  • Легенда американского племени;
  • Волшебная коробка, бусины из теннисных шариков, проволока;
  • Мелодии: Вольфганг Амадей Моцарт, песня «То березка, то рябина» (Пришельц А. Кабалевский Д.), аудиозапись голоса птиц в природе, «В мире животных» (Ариэль Рамирес), Тревожный сигнал, песня «Доброта»,
  • Картинки одуванчика из архива методкабинета СЮН;
  • Картины из галереи И. И. Шишкина;
  • Физкультминутка;
  • Красная книга Саратовской области;
  • Латинские названия дуба и некоторых животных;
  • Котенок;
  • Экологические проблемы и Правила поведения в природе.

Методы, приемы работы: Методы обучения:  словесные (беседа), наглядные (демонстрация презентации, муляжа бус, иллюстрации), частично-поисковые (учебное исследование). Приемы рефлексии содержания учебного материала – практическая работа  по составлению объявления.  Приёмы рефлексии  по окончанию занятия (содержания материала; чувств, эмоций, настроения; деятельности):  ответы на вопросы.

Виды деятельности:

  • Беседа;
  • Релаксация;
  • Мозговой штурм;
  • Физкультминутка;
  • Визуальное восприятие;
  • Устные высказывания на тему;
  • Интерактивные упражнения;
  • Творческая работа в группах;
  • Рефлексия.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Этапы урока:

  • Мотивация, целеполагание
  • Предъявление новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала:

- первая остановка: превращение в одуванчики

  • Физкультминутка
  • Применение элементов исследования в условиях выполнения упражнений, задач

- вторая остановка: исследование дуба

  • Обобщение усвоенного материала и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

- третья остановка: помощь котенку

  • Рефлексия
  • Подведение итогов путешествия
  • Домашнее задание

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Входит педагог под музыку «То берёзка, то рябинка»

1. Вступительное слово педагога.

 (Слайд 1) Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики!!! Начнем наше занятие! Внимание на экран.

История родного края

Никак нельзя нам забывать,

О том, как Балашов наш появился

Сейчас хочу я рассказать.

Когда-то давно по широкой степи,

Своё русло красавец Хопёр проложил.

И лишь дикие гуси селились в глуши,

И никто из людей там не жил.

«Диким полем» и «дикой землёй»,

Эти степи тогда называли.

И по этим степям, заросшим травой

Много разных племён кочевали.

Крестьянин  с семьёй, лишь в 17-ый век

У речки Хопёр поселился.

К ним 300 пристало ещё человек –

Так хутор Балашов появился.

Ну, а в 1780 году императрица решила

Указ свой издать.

И велела село, что у речки Хопёр,

Теперь только уездным городом звать

И появились мельницы, заводы,

Красивый Храм, торговые ряды,

Широких улиц стало много,

На них и мастерские  и склады.

Товар на баржах отправляли к Дону,

А через речку сделали мосток.

Построили управу, школы

И стал купеческим наш городок.

Прошло с тех пор более двух сотен лет,

А Балашов растёт и процветает.

И лучше города на свете нет,

Уж я об этом точно знаю.

II этап:  Мотивация познавательного процесса путем использования игровых моментов, целеполагание

Я приглашаю вас сегодня совершить увлекательное виртуальное путешествие по нашему краю. Вы хотите знать больше? Какие только племена не проходили через наши земли: сарматы, печенеги, половцы, татаро-монголы.

Одно племя называло себя «Дети Солнца». Эта легенда поможет понять сущность науки экология, и какие связи существуют в природе.                        

Племя жило на своих землях много лет, так много, как песчинок в горсти песни, сосчитать их невозможно. Все было хорошо, но вдруг природа стала скудной. Там, где раньше бурлили прозрачные реки, застыли мутные воды; там, где когда-то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь; а там, где когда-то царила красота природы, стало голо.

Тогда старейшина  созвал племя и обратился со словами: «Беда к нам пришла от того, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благодарные люди, которые найдут разгадку тайны и помогут нам выжить».

И вышли юноши и девушки. И было их столько, сколько вас сейчас в классе.

     Старейшина отвел их в укрытую ветвями пещеру, показал волшебную лодку и сказал: «Вы отправитесь вниз по реке, по пути познаете три тайны жизни, они должны помочь вам  вернуть красоту и гармонию в природе. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро в поисках истины. Вот вам шкатулка с цветными бусинами».

   (Педагог демонстрирует коробочку, в которой лежат  3 разноцветные бусинки и шнур).

     «На своем пути вы трижды подвергнетесь испытанию. Внимательно следите за  тем, что с вами случится. Все превращения помогут вам понять три тайны жизни  и как они взаимодействуют между собой.

     Как только вы будете готовы к тому, чтобы познать тайну нанижите на шнур белую бусину, познав цветную. Наша задача соединить три тайны в единое целое – жизнь».

     Итак, мы отправляемся в путь по волшебной реке. Закройте глаза и представьте, как мы в лодке плывем по Хопру. (Журчание воды)

Вы готовы к испытаниям? Надеваем на шнур белую бусину.

III. Предъявление новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Внимание,  река делает неожиданный поворот, и мы увидели красиво цветущий луг.  Слайд луга. (Звучит аудиозапись)

Почувствуйте, наши ноги ваши увязли в почве и превратились в корни одуванчика. Вам за несколько минут предстоит прожить жизнь растения за год.

(Демонстрация картинок «Жизнь одуванчика»)

Корень одуванчика всю зиму правел в земле в ожидании солнечного тепла и света, сейчас, весной, чтобы выжить, он стал с жадностью впитывать воду и питательные вещества.

Откуда растения получают питательные вещества и воду?

Под воздействием солнечного тепла и света у одуванчика вскоре зазеленели листья, а через некоторое время появился цветочный бутон, расцвёл желтый огонёк.

Настал вечер. Когда солнце садится, что происходит с цветком?

Летняя жара иссушила растение, листья стали засыхать, но вот прошёл дождь, и одуванчик вновь зазеленел после дождя. А на месте жёлтого огонька появилась пушистая головка, которая под дуновением ветра рассыпалась на мелкие парашютики. Ветер унёс их далеко от этого луга.

Какое значение для растения имеет это явление?

Дни становились холоднее, наступила осень, затем зима. Теплое пушистое одеяло укрыло растение до следующей весны.

Почему я сравнила снег с теплым одеялом?  

Снег долгую зиму укрывал одуванчик от морозов.

Путешественники вновь стали людьми.

Они познали первую тайну жизни!

Сделайте вывод, что важно для живого растения:

Это всё неживая природа!

     В чём первая тайна?

Взаимосвязь живой и неживой природы – надеваем желтую бусинку как символ этой связи.

     Путешественники поплыли дальше, вскоре они увидели лес, дубраву. Могучие дубы росли, широко раскинув свои ветви.

Физкультминутка «На поляне дуб зелёный»

На поляне дуб зелёный

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)

Ну, а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)

Походили, порезвились,

И на травку опустились! (Дети садятся за парты.)

Пришло время второй белой бусины, нанизываем её. (Педагог демонстрирует)

     Внимание, руки деревенеют, ноги вязнут в почве, каждый из вас  превращается в могучее дерево – дуб, все вместе мы – дубрава!

Почувствуйте, в листве, в коре, в корнях что-то зашевелилось. Это живые организмы. (Демонстрация иллюстрации дуба) Давайте рассмотрим дуб, кто же на нём живёт, чем питается?

Что произойдёт, если дуб исчезнет?

Произошло обратное превращение деревьев в людей. Они познали вторую тайну жизни.

     Вскоре река вынесла лодку в открытое море. Если вы готовы к приключению, то наденьте третью белую бусину. Внимание,

Слайд 6  На нашей планете раздаются тревожные сигналы! Послушайте!!!

Если бы наша планета умела бы говорить, она бы сказала:

Слайд 7 Кругом мусор! Помогите!

Слайд 8  Погибает рыба и птицы! Помогите!

Слайд 9 Трудно дышать в городе! Помогите!

Слайд 10 На лугу исчезли бабочки! Помогите!

Слайд 11 В лесу пропали птицы и звери! Помогите!

Ежегодно наша планета безвозвратно теряет десятки видов животных и растений. Страницы Красной книги пополняются новыми видами. Какую проблему Вы можете сформулировать после знакомства с  видеофильмом?

Практическая работа.

А вот этот котенок нуждается в вашей помощи прямо сейчас!!!

Давайте вместе напишем объявление людям, и найдем ему жильё.

  • Как можно обратиться к ним?
  • С чего начнём?
  • Что скажем о питомце?
  • Кем он станет для заботливого хозяина?
  • Куда нужно обращаться?

Выполнение задания. Обучающиеся разбиваются на три группы и составляют свое объявление  о поиске котенку добрых хозяев. Время работы - 3 минуты, пока звучит музыка «Доброта».

(Видео изображение питомцев под музыку «Доброта»)

Заслушивание творческих работ.

Образец готового объявления. (Высвечивается текст на экране)    

«Добрые люди!!!

Этот маленький беззащитный котенок нуждается в вашей заботе и тепле. Он станет вашим преданным другом, если Вы обогреете его и накормите. Помогите ему от вашего доброго сердца!!!

Обращаться по адресу: Станция юных натуралистов, переулок Школьный, д. 14.  Начинающие экологи»

Оценивание похвалой педагога лучших работ.

Какой вывод можно сделать?

Верно, человек влияет на природу как отрицательно, так и положительно. Третья тайна- влияние человека на живую природу.

IV. Подведение итогов занятия. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД 

Продолжим нашу легенду. Путешественники вновь превратились в людей. Появился старейшина и сказал: «Что означает бусины, вы открыли тайны?»

Жёлтая бусина -  ……………………….…..

Пусть на одуванчик проливаются только чистые дожди, ветер несёт только чистое дыхание, почва будет питательной и плодородной.

Зелёная бусина – …………………………...

Пусть всегда растут могучие дубы, а рядом с ними обитают различные живые существа.

Красная  бусина -  ……………………………..

Пусть действия человека в природе будут строго продуманы и неопасны для неё.

 «Завяжите шнур крепко, и пусть узел никогда не развязывается. Но главное испытание впереди. Настало время вернуться к людям и восстановить равновесие в природе».

Вот такая существует легенда.

V. Рефлексия

Рефлексия содержания учебного материала

  • Вспомните начало нашего занятия, может ли в Балашовском районе повториться такая же беда, как в легенде?
  • Что должен делать человек?
  • Зачем человеку нужно три взаимосвязи в природе?
  • Чем мы можем помочь природе?
  • Какую полезную информацию вы узнали на сегодняшнем занятии?

Рефлексия деятельности

Что на занятии понравилось больше всего и почему?

Рефлексия чувств, эмоций, настроения

         Какие чувства вызвало сегодня наше занятие?

VI. Домашнее задание

Написать подобные красочные объявления о щенке, морской свинке, черепахе для расклеивания их в дальнейшем на информационные стенды.

Спасибо за занятие!!!

Внимательно слушают педагога, смотрят презентацию

Озвучивание ответов учащихся, привлечение внимания

Наглядная заинтересованность

Момент релаксации

Беседа. Озвучивание ответов обучающихся:

- растения получают питательные вещества и воду из почвы

- вечером цветок закрывается

- при помощи ветра распространяются семена

- снег прячет растение от мороза

Озвучивание ответов обучающихся:

     - Солнце – источник тепла и света.

   -   Почва и дождь– источник питательных веществ и воды.

    -  Ветер – распространяет семена.

Активное участие в физкультминутке

Обучающиеся рассматривают схему дуба, рассказывают о жителях дерева, составляют пищевые цепи.

Озвучивание ответов обучающихся:

– многим живым организмам нечего станет есть, негде будет жить

Привлечение внимания обучающихся звуковым сигналом, красочными картинками на экране

Озвучивание ответов обучающихся:

- отрицательное влияние человека на природу

Устные ответы обучающихся

Один из представителей каждой группы зачитывает свое объявление и аргументирует свой выбор. Остальные воспитанники выражают свое согласие/несогласие

Озвучивание ответов обучающихся:

- человек влияет на природу как отрицательно, так и положительно.

Ответы детей хором:

- Жёлтая бусина -  символ связи живого и неживого.

- Зелёная бусина – символ связи внутри живой природы.

- Красная  бусина -  символ связи человека с природой.

Озвучивание ответов обучающихся

Личностные УУД: ценить и принимать информацию об истории появления города Балашова, основных этапах его развития

РУУД: рефлексия содержания: предположение темы по видеофильму

КУУД: участвовать в работе единой группой

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы;

РУУД: определять цель учебной деятельности

ПУУД: формулирование проблемы

КУУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи

ЛУУД: восприятие через себя проблем природных объектов, перевоплощение в одуванчик

ПУУД: определять круг своего незнания, самостоятельно перерабатывать информацию

ПУУД: самостоятельно делать выводы

ЛУУД: забота о своем здоровье

ЛУУД: восприятие через себя проблем природных объектов перевоплощение в дубраву

КУУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других

ПУУД: перерабатывать, систематизировать информацию, самостоятельно делать выводы

ПУУД: систематизировать информацию презентации, выбирать нужную

РУУД: самоконтроль и коррекция

КУУД: изложение своего мнения, аргументация

КУУД: коллективная работа в группах

КУУД: публичное мини-выступление

РУУД: рефлексия содержания материала

ПУУД: умение обобщать и делать выводы

КУУД: участвовать в коллективном диалоге, осуществлять контроль

ПУУД: ценить, понимать и принимать взаимосвязи в природе, определять влияние человека на природу.

РУУД: анализ самоорганизации занятия, способность к преодолению препятствий, оценивать результаты совей и чужой деятельность, самоконтроль, самооценка

ЛУУД: личностный смысл изучения темы

 


ССЫЛКИ:

Рисунки для фона

Птицы

Ночные хищники

Дневные хищники

Птицы водоёмов и побережий

Птицы леса

Будь природе другом

Музыка

Звуки птиц

  • Диск заказан через интернет-магазин «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/shop/index.php  Голоса птиц средней полосы России. Крики, позывки, песни 343 видов птиц, мр3 (использованы файлы с записями звуков домового сыча, осоеда обыкновенного, малой поганки, зелёного дятла – файлы конвертированы в wav)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия по родному краю

В июле 2012 года Октябрьскому району исполняется 75 лет. Это мероприятие по математике и краеведению  разработано для учащихся 6 класса. В нем и исторические данные, и рассказано о красоте родног...

Экскурсия по родному краю.

Экскурсия по Новочеркасскому музею Донского казачества и Старочеркасскому музею-заповеднику....

Экскурсии по Родному краю (Ногинский район)

Описание экскурсионных маршрутов на автобусе СЮТур и пешеходных экскурсий по городу Ногинску и его историческим районам...

Изучение десятичных дробей с экскурсией по родному краю

Предлагаемый урок может быть дан при обобщении темы "Десятичные дроби" в 6 классе. Урок посвящен городу Астрахань. На уроке учащиеся знакомятся с историей г. Астрахань, учатся любить этот город, горди...

Экскурсия по родному краю

Экскурсия по родному краю...

Заочная экскурсия по родному краю

Знакомство с культурой родного края...

Разработка урока немецкого языка «Любить малую Родину значит знать».Виртуальное путешествие по родному краю.

«Любить Родину значит знать». Урок - путешествие по родному краю.Цель - развитие патриотизма на уроках иностранного языка.На уроке использована технология смешанного обучения («Смена рабочих зон»). Ин...