Главные вкладки

    Рабочая программа кружка по лепке "Творческая мастерская"
    рабочая программа по теме

    Вержак Наталья Викторовна

    Рабочая программа кружка по лепке "Творческая мастерская".Данная программа художественно-эстетической направленности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл программа кружка по лепке.44.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Данная программа художественно-эстетической направленности. Кружок «Творческая мастерская» постоянного состава.  Набор в группу учащихся – свободный. Численность группы 15 человек. В начале занятий проводится инструктаж по ТБ.  Для учета и проведения занятий ведется журнал, где записываются пропуски учащихся, тема данного занятия и сведения об учащихся.  

            Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

                  Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины и т.д. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка. Повышают сенсорную чувствительность,  способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

     Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В последние годы очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, стало соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

              Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

      Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

    Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков  в  области  художественного  творчества,  на  развитие эстетического вкуса,  но  и  на  создание  оригинальных  произведений,  отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

    Особенностью  данной  программы  является  сочетание  традиционных приемов  лепки  пластилином и  соленым  тестом,  что  активизирует  индивидуальную  творческую деятельность учащихся.  

     

    Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на детей с 5 до 12 лет. Группа занимается 2 раза в неделю по 2 часа. Срок реализации программы 2 года. Практические занятия составляют основную часть.

            Рекомендуемый состав группы – 15 человек.

    Цель программы  

    1.  Создание  условий  для  художественного  образования,  эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.

    2.  Выявление  одаренных  детей  в  области  изобразительного  искусства  в раннем детском возрасте.

    3 научить лепке из пластилина и  солёного теста, развивая речь, художественные способности, абстрактное и логическое мышление, воображение, аккуратность и самостоятельность.

    Задачи программы

    - повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций;

    - совершенствование навыков ручного труда средствами лепки.

    - развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.

    - развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии.

    - формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

    Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

    Принципы, лежащие в основе программы:

    • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
    • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
    • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
    • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
    • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

    Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

                                                       

    Методы занятий

    • методы обучения: монологический, диалогический, информационно-сообщающий, алгоритмический, эвристический;
    • методы преподавания: объяснительный, иллюстративный;
    • методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый, проблемный;
    • методы воспитания: убеждения, личный пример.

    Ожидаемые результаты

    В результате обучения по данной программе учащиеся:

    – научатся различным приемам работы с пластилином и соленым тестом       – будут создавать композиции с изделиями;

    – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

    – овладеют навыками культуры труда;

    – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

    - получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

    • Составление альбома лучших работ.

    • Проведение выставок работ учащихся:

    – в классе,
    – в школе

    • Творческий отчет  руководителя кружка на педсовете.

    •Проведение мастер-классов;

    •Участие в школьных тематических выставках

    Содержание программы.

    Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из пластичных масс. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

     Содержание программы включает следующие разделы:

    - материалы и инструменты;

    - пластилиновая живопись;

    - пластилиновая аппликация;

    - пластические фактуры;

    - полуобъемные изображения;

    - объемные изображения.

    Количество детей в  группе: 15

     Группа – разновозрастная. Срок реализации программы: 2 года.

     Продолжительность одного занятия: 2 часа.

     Формы деятельности: кружковые занятия.

     

                      Учебно – тематический план занятий

    кружка «Творческая мастерская»

    1 год обучения.

    Тема

    Кол-во часов

    Из них

    Сроки

    Теория

    Практика

    1.

    Вводное занятие

    2

    2

    -

    17.09.13

    2.

    Простые композиции по шаблону.

    2

    -

    2

    19.09.13

    3.

    Композиция из сплющенных шариков (бабочки, рыбки)

    2

    -

    2

    24.09.13

    4.

    Жгутики(Барашек, дерево, букет цветов)

    6

    1

    5

    26.09.13

    01.10.13

    03.10.13

    5.

    Композиция из нескольких элементов(часы, домик, машинка)

    6

    -

    6

    08.10.13

    10.10.13

    15.10.13

    6.

    Локальный цвет и его оттенки.

    Получение оттенков цвета

    Посредством смешивания

    Пластилина. Работа

    по шаблону.

    Осенние листья,

    бабочка и др.

    4

    -

    4

    17.10.13

    22.10.13

    7.

    «Мое любимое

    животное»,

    «игрушка».

    4

    -

    4

    24.10.13

    29.10.13

    8.

    Применение техники

    «Пластилиновая

    живопись» в конкретном

    изделии. «Карандашница»,

    «Декорированная вазочка»..

    2

    -

    2

    31.10.13

    9.

    Знакомство с приемом

    «пластилиновая аппликация».

    Композиция: «Посудная полка»,  «Аквариум».

    4

    -

    4

    05.11.13

    07.11.13

    10.

    «Пластилиновый

    алфавит». Выполнение

    силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками,

    жгутами и т.д.

    6

    1

    5

    12.11.13

    14.11.13

    19.11.13

    11.

    Пластилиновая аппликация и

    Процарапывание «Снежинка».

    2

    -

    2

    21.11.13

    12.

    Выполнение  многослойной

    композиции: «Пирожное»,

    «Торт».

    4

    -

    4

    26.11.13

    28.11.13

    13.

    Выполнение композиции

    «Лоскутное одеяло»

    2

    -

    2

    03.12.13

    14.

    Соединение пластилиновых

    фактур и природных форм

    (семечки,  крупы,  макаронные

    изделия и др.).

    «Платье для куклы»,

    «Карнавальный костюм»,

    «Театральный (цирковой)

    занавес».

    6

    1

    5

    05.12.13

    10.12.13

    12.12.13

    15.

    «Зоопарк»

    8

    -

    8

    17.12.13

    19.12.13

    24.12.13

    26.12.13

    16.

    «Домашние животные»

    6

    -

    6

    03.01.14

    06.01.14

    08.01.14

    17.

    Знакомство  с выполнением

    Невысокого рельефного

    изображения. Композиция

    «Репка», «Свекла»,

     «Морковь»

    «Яблоко», «Ягоды»

    и др.

    4

    -

    4

    09.01.14

    14.01.14

    18.

    Композиция

    «Божья  коровка»,

    «Жуки», «Кит»..

    4

    -

    4

    16.01.14

    21.01.14

    19.

    Выполнение тематической

    композиции: «Праздник»,

    «Новый  год», «Рождество».

    6

    -

    6

    23.01.14

    28.01.14

    30.01.14

    20.

    Создание  сложной

    формы  предмета  с последующим декорированием.

    «Печатный пряник»,

    «Жаворонки» и др.

    6

    1

    5

    04.02.14

    06.02.14

    11.02.14

    21.

    Лепка геометрических

    форм. Выполнение задания:      « Робот», «Ракета»,

    «Трансформер».

    4

    -

    4

    13.02.14

    18.02.14

    22.

    Изготовление игрушек  из

    пластилина  и природных

    материалов:  ежик,

    лесовик.

    6

    -

    6

    20.02.14

    25.02.14

    27.02.14

    23.

    Изделие  «Курица с цыплятами», «Петушок»,

      «Индюк»

    .

    4

    -

    4

    04.03.14

    06.03.14

    24.

    «Морская звезда», «Осьминог»,

    «Рыбка».

    10

    1

    9

    11.03.14

    13.03.14

    18.03.14

    20.03.14

    25.03.14

    25.

    «Слон», «Черепаха»,

    «Пальма»

    10

    -

    10

    27.03.14

    01.04.14

    03.04.14

    08.04.14

    10.04.14

    26.

    Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок.

        «Осеннее небо», «Ночное небо», «Портрет»

    10

    1

    9

    15.04.14

    17.04.14

    22.04.14

    24.04.14

    29.04.14

    Фантазийные занятия.

    10

    -

    10

    02.05.14

    06.05.14

    08.05.14

    13.05.14

    15.05.14

    27.

    Подготовка к итоговой выставке.

    2

    -

    2

    20.05.14

    28.

    Итоговая выставка.

    2

    -

    2

    22.05.14

    ИТОГО

    144

    8

    136

    Учебно – тематический план занятий

    кружка «Творческая мастерская»

    2 год обучения.

    Тема

    Кол-во часов

    Из них

    Сроки

    Теория

    Практика

    1.

    Вводное занятие.  

    2

    2

    -

    2.

    Полуобъемная композиция

    «цирк» с применением гуаши.

    10

    -

    10

    3.

    «Театральная кукла».

    10

    -

    10

    5.

    Изготовление магнита на тему:

    «Времена года».

    10

    -

    10

    7.

     «Пенек с грибами», «Морские

    камешки».

    14

    -

    14

    8.

    Коллаж «Морские сокровища».

    8

    8

    9.

    « Овощная семейка».

    4

    -

    4

    10.

    « Домашние животные»

    4

    -

    4

    11.

    «Животные  севера  и юга»

    4

    -

    4

    12.

    «Русская народная сказка»

    (коллективная работа)

    10

    -

    10

    13.

      Продукты питания.

    12

    -

    12

    14.

    Цветы.

    10

    -

    10

    15.

    Изготовление декоративной

    тарелки.

    10

    -

    10

    16.

    Рамочка для фото.

    4

    1

    3

    17.

    Изготовление декоративной

    вазочки, сосуда с

    росписью.

    12

    -

    12

    18.

    Работа  с  каркасом.  Динозавр,  лошадка, ослик,  обезьяна,

    жираф.

    20

    1

    19

    22.

    «Волшебное зеркало»  

    14

    -

    14

    23.

    «Паук с паутиной», «Муравейник».

    8

    -

    8

    24.

    «Кот с авоськами»

    20

    1

    19

    25.

    «Корзина»

    10

    1

    9

    26.

    Фантазийные занятия.

    16

    -

    16

    27.

    Подготовка к итоговой выставке.

    2

    -

    2

    28.

    Итоговая выставка.

    2

    -

    2

    ИТОГО

    216

    6

    210

    Список литературы.

    1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
    2. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
    3. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском  саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
    4. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
    5. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
    6. Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
    7. Первое сентября" "Начальная школа"  с пометкой "Лепка" Глазова МГ.
    8. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры.- Москва. Искусство 1964г.
    9. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке- Москва, «Просвещение»1983г.
    10. Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. -Москва, «Просвещение»1985г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка по "Творческая мастерская"

    Программа кружка расчитана на 4 года обучения. Задания расчитаны на 1 час в неделю.Программа включает в себя занятия детей по нескольким направлениям:квиллинг, пластилинография, оригами, бумагопластик...

    Рабочая программа кружка "Литературная мастерская"

    Занятия кружка ориентированы для разновозрастных групп – от 9 до 16 лет.Программа способствует расширению кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить одаренных детей и ...

    Рабочая программа кружка "Литературно-художественная мастерская"

    Кружок "Литературно-художественная мастерская"...

    Рабочая программа кружка "Литературно-художественная мастерская"

    Кружок "Литературно-художественная мастерская"...

    Рабочая программа кружка "Мастерская журналистики" (1 год обучения, 2 год обучения)

    Рабочие программы кружка "Мастерская журналистики" с календарно-тематическим планированием для первого года обучения и второго года обчения соответтвенно....

    Рабочая программа кружка "Волшебная мастерская"

    Рабочая программа кружка "Волшебная мастерская" возраст 11-13 лет...

    Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"

    Данная программа разработана для занятий внеурочной деятельностью по общекультурному направлению. Предназначена для учащихся 5-х классов. Структура документа отвечает современым требованиям к разработ...