Открытое занятие "Изготавливание Быбы Яги из природного материала"
план-конспект занятия по теме

Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как рассказ, сопровождающийся  показом слайдов,  репродукций кртин с изображение Быбы Яги. По оканчанию занятия - беседа с просмотром и анализом образцов изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: научить изготавливать изделие из природного материала,

-обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину.

Задачи:

Образовательные:

-расширить знания детей о природном материале, как о художественном материале;

-вызвать интерес к творчеству кубанского народа, его истории и традициям.

- ознакомить обучающихся с многовековой историей культуры неразрывно

связанной с народными поверьями и приметами;

-способствовать формированию у обучающихся интереса и мотивации к

дальнейшей деятельности;

-выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

-научить работать с клеевым пистолетом;

Развивающие:

-развивать самостоятельность, детскую инициативность;

-способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей;

-развить эстетическое, образное восприятие.

Воспитательные:

-создать у детей положительный настрой на занятие,

-вовлечь детей в коллективную деятельность ;

-сформирование таких качеств личности, как трудолюбие, настойчивость, терпение и аккуратность в работе.

Материал и инструменты

Демонстрационный: слайды . Макет готовой избушка на курьих ножках .

Раздаточный: природный материал(ветки, шишки, каштан, волокна

льна),пластилин, лоскутки ткани, бросовый материал.

Предварительная  работа:

Сбор природного материала, заготовка бросового материала, подбор иллюстраций к сказкам, картин художников с изображением Бабы Яги и Избушки на курьих ножках.

Инструменты: термопистолет, ножницы.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Педагог:

Здравствуйте ребята!

Сегодня нам предстоит отправиться в сказку. Но вход туда будет открыт только тому, кто отгадает мои загадки. Я их вам буду читать, а вы должны назвать правильный ответ

Загадки :

В ступе летаю,

Следы заметаю.

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке.

(Баба Яга.)

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

(Ступа.)

Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его...

Незнайка Леший

На лесной опушке

Сидит она в избушке.

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метёлкою ей дорога,

Это зловредная…

(Баба-яга.)

Сколько лет мне, я не знаю.

В ступе я с метлой летаю.

Теремок мой так хорош,

На меня во всём похож,

В этом тереме моём

Ярко печь горит огнём.

Теремок на курьих ножках!

Ждёт гостей в нем ...

(Бабка Ёжка.)

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка -

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках.)

Педагог:

Молодцы! Хорошо умеете отгадывать загадки!

-Пушкин, выдумщик большой,

Сказок создал кучу:

И о рыбке золотой,

И про дуб могучий!

Про неведомы дорожки,

Про невиданных зверей!

И избушку, что на ножках,

Стоит без окон без дверей.

Про избушку ту на ножках

И про хозяйку её - Бабку Ёжку. (Из - за ширмы выходит Баба - Яга).

2. Инсценировка:

Баба-Яга:

Сделать бы мне в лес полет,

Так потеряла самолет,

(ищет метлу)

О!!! Вот она - метла моя.

Вовсе уж ослепла я.

Стала видимо стара...

Мне на пенсию пора. (Берет метлу, подметает, снова садится)

День рожденья на носу,

А мне не весело в лесу.

Хоть бы кто поздравил,

Да подарок подарил.

Про меня-то видно, старую,

Даже Леший позабыл. Эх... (вздыхает) "Стук в дверь" (из - за ширмы)

Баба-Яга:

Ой! Кто-то кажется идет, поглядим, что за народ. (Выходит из - за ширмы Леший.)

Вспомнил обо мне, сосед!

Леший, миленький, привет!

Леший: (радостно)

Тебя с именинным, Ягуля, деньком!

Прими мой поклон (кланяется).

Баба-Яга: А подарок? Потом?

Леший: Подарок сейчас. С днем рождения вас! (достает из кармана сучок)

Баба-Яга: (возмущенно)

Что ты. Леший, ошалел?

Или вовсе очумел?

Мне сучок не нужен твой!

Леший: А сучок-то не простой!

Вот сейчас я закружусь.

Как волчок я заверчусь,

И сухой сучок лесной

Превращу в букет живой.

(Кружится вокруг себя, кричит____________, незаметно достает букет.)

Вот тебе букет крапивы,

Будь. Яга, всегда красивой!

Баба-Яга: (радуется, обнимает Лешего)

Ну, спасибо! Триста лет, не дарил никто цветов,

Как тебе я благодарна! Не найду и нужных слов.

3. Рассказ педагога:

Педагог: Спасибо актерам за представление. И за загадку, которая требует

решения. А загадка - вопрос таков: какая Баба - Яга по характеру предстала перед нами: добрая или злая? (Возможные ответы детей.)

А может она бесстрашная и воинственная? Не верите? Существует легенда,что родина Яги -Тамань! То есть северное причерноморье. Научно доказано, что амазонки, здесь действительно жили. И не только амазонки....Здесь проживали племена киммерийцев, скифов, савроматов. Соседями савроматов с юга были племена, называемые собирательным именем меотов. Они населяли территорию вдоль восточного берега Азовского моря, а также Таманский полуостров и часть Прикубанья.

Все античные писатели в своих рассказах о савроматах единодушно отмечают необычное положение у них женщин.

Геродот приводит древнее сказание о проихождении савроматов от мифических амазонок, вступивших в браки со скифскими юношами. Этим он объясняет обычаи савроматских женщин ездить верхом, носить мужскую одежду, участвовать в войнах и т. п. Он пишет, что савроматки ...остаются в девушках, пока не убьют троих врагов, а греческий историк IV в. до н. э. Эфор прибавляет к этому, что савроматские мужчины ォповинуются во всём своим жёнам, как госпожам.

На территории савроматов были обнаружены комплексы погребений, центральное место в которых занимают погребения женщин. Они выделяются подчёркнутой торжественностью погребального обряда. Наряду с обычными для погребального инвентаря вещами в них находят оружие и каменные блюда культового назначения, следы человеческих и конских жертвоприношений, свидетельствующие о том, что погребённые женщины были не только родоначальницами и воинами, но и жрицами.

А по-древнерусски "ягать" - скакать на лошади. Скорее всего бабы-яги, это ведуньи- отшельницы, скажем так - амазонки на пенсии. Женщины не столько кровожадные, сколько умные, владеющие не только мечом, но и знахарством и ворожбой.

Однако образ темного персонажа со временем несколько изменился. Наша Баба Яга - старушка добрая и любящая пошутить. Баба Яга - символ домовитости, а вовсе не что-то зловещее, языческое.

Я предлагаю и сделать Бабе Яге подарок ! Для этого у нас всё есть: сухие

палочки, шишка, плод каштана, волокна льна.

Как вы думаете что это за материал? Всё это будем приклеивать с помощью

клеевого пистолета.

-Какой вы ещё знаете природный материал?

-А что такое бросовый материал? Перечислите его.

Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно

и использовать, дав волю безграничной фантазии.

4.Техника безопасности при работе с термопистолетом:

-При работе с клеевым термопистолетом нужно быть очень внимательными и

соблюдать технику безопасности. Клей внутри пистолета разогревается до очень высокой температуры, поэтому работать с ним нужно осторожно, чтобы случайно не обжечься.

-Поставьте пистолет на подножку. Держите инструмент за ручку,не прикасаясь к нагревательному элементу. Как только клей разогрелся и стал жидким (это будет видно по образовавшимся у носика каплям клея), можно приступать к работе.

-После завершения работы, выключите инструмент из розетки.

-Работать термопистолетом только с разрешения педагога.

5. Физкультминутка:

Постукивая ладошками по столу, произносим:

Раз, два, три, четыре – пальцы вместе (соединили пальцы),

Пальцы шире (расставили веером).

Побежали все бегом, (имитируем игру на фортепиано),

И похлопали потом (похлопали в ладоши).

6. Практическая часть:

Педагог: еловая шишка и есть основа нашего изделия. Голова - плод каштана.

С помощью пластилина сделаем лицо. Волосы-это волокна льна. Прикрепим всё это с помощью термопистолета.

Чего не хватает у Бабы Яги? Платочек вы завяжите самостоятельно.

Приступим к декорированию ступы. Для работы нам понадобятся стаканчик из-под йогурт и тонкая верёвочка.

Следующий шаг- это изготовление метлы.

Последовательность работы:

1.Включить термопистолет и выбрать необходимый материал для работы

2.Приклеить каштан к шишке.

3.Приклеить руки к туловищу.

4.Приклеить волосы.

5.Сделать лицо из пластилина. Повязать платок на голову

6.Оформить ступу.

7.Оформить метлу.

8.Соединить детали изделия в целое.

7.Итог занятия.

-Ребята, вы изготовили своими руками изделие из природного материала. Думаю, что

вам понравилось работать с этим материалом. Давайте рассмотрим ваши изделия.

Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали

нового? Что было самым интересным?

8. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Изготовление сюжетной композиции из природного материала (На примере аппликации «Памяти АПЛ Курск»)"

Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  сюжетной аппликации из природного материала.2....

Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Ромашки".

Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  объемной аппликации из природного материала.2....

природный материал

что можно сделать из природного материала...

Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Сирень".

Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Сирень". Цели: 1.             Формирование у обучающих...

Статья : «Поделки из природного материала» Панно : «Осенние цветы»

Статья : «Поделки из природного материала»Панно : «Осенние цветы»Дата публикации: 07.11.2011г.Адрес на страницу статьи: http//detpodelki.ru/pub/18-1-0-503  Педагог : Коровина Ю.В.Участ...

Панно из природного материала

Панно выполнено на граммпластинке с использованием семян настурции, фасоли, клена, плодов рябины, сосновых шишек....