Программа "Мастерица"
рабочая программа по теме

Рычкова Екатерина Анатольевна

Модифицированная программа по художественно-эстетической направленности дополнительного образования детей "Мастерица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ФАКЕЛ» пгт НАГОРСК

ПРИНЯТО :

на РМО педагогов дополнительного образования

Протокол № ______

от  ____________________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ДЮЦ «Факел» пгт Нагорск

________________    М.П.Вахрушев

Приказ № ______

от ____________________________

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МАСТЕРИЦА»

Возраст детей от 7 до 17 лет

Срок реализации 3 года

                                           Программу составила:

                                                                      Рычкова Екатерина Анатольевна,

                      педагог  

                                                        дополнительного образования

                                                                             Рецензент:

Мандалак Оксана Николаевна,

                                              методист, педагог

                                                                 дополнительного образования

Нагорск

2011 год

Пояснительная записка.

Модифицированная образовательная программа «Мастерица» разработана на основе Программы общеобразовательных учебных заведений «Художественная вышивка и художественное вязание».- М.: Просвещение, 1994.

Актуальность: в проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно- ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне- развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Моя задача, как педагога дополнительного образования, заключается в том, чтобы способствовать проявлению интереса со стороны детей к рукоделию. Материалы, инструменты и приспособления для вышивания и вязания доступны каждому. Творческая деятельность позволит детям приобрести важное чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищённости. Занятия в кружке «Мастерица» способствуют обогащению духовной жизни ребёнка, становления его эмоционально- ценностного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме.

 Программа рассчитана на 3 года обучения для детей от 7 до 17 лет. Принимаются все желающие с разными умениями и навыками. Поэтому, при работе с детьми применяется индивидуальный подход. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, годовая программа рассчитана на 144 часа.

Вышивка крестиком- очень интересное, хотя и трудоемкое занятие, которому, как и любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна. Ей, безусловно, требуется уделять много свободного времени, необходимо настроить себя на хорошее настроение и воспринимать свою работу как полезный и изысканный труд. Выходит, что вышивка- это в какой-то мере роскошь… Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет. Тот, кто увлечен вышивкой, знает, почему он так любит это занятие- все дело в процессе созидания, когда на твоих глазах происходит рождение красоты, и в чувстве удовлетворения и радости, приходящем с окончанием сложной работы. Ведь вышивка– это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя вас и привлекая интерес окружающих.

Вязание  – увлекательное и полезное занятие. У каждой техники вязания крючком или спицами свои преимущества и достоинства. Например, чулочное вязание спицами – одно из простых видов вязания спицами и удобное для начинающих рукодельниц. А вязаные модели крючком обладают неповторимой красотой и воздушностью. В вязании все зависит от полета   фантазии и умения воплотить  идею  в жизнь. У любого из нас в душе есть влечение к творчеству. Благодаря вязанию мы получаем возможность создавать свои шедевры и воплощать невероятные задумки в жизнь.

            Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию и к вышивке, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса; развитию пальцев рук и глазомера, памяти, внимания, мышления, воображения; благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Данная программа способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса; обогащению собственного досуга рукоделием; развитию творческих и коммуникативных способностей.

Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1 класса. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания и вышивания. С интересом вяжут небольшие изделия и вышивают маленькие схемы, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков. Одновременно школьникам, ещё на первом этапе обучения, предлагаются более сложные и объёмные работы для выполнения. Всё зависит от уровня подготовки и возраста учащихся.

Возрастные особенности обучающихся.

Младший школьный возраст (7-12 лет)  К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться. С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться». Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь.
Для познавательной деятельности младшего школьника характерна, прежде всего, эмоциональность восприятия. Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

Подростковый (12-15 лет) Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узкопрактическими целями. Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений с взрослыми. 

Юношеский (15-18 лет)  В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Им становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. В этом возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. 

На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы данных видов рукоделия, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и составлять цветные схемы для вышивки. Свободно пользоваться этими схемами и теми, которые печатаются в журналах по вязанию и вышиванию. Происходит усложнение выполняемых изделий. «Новички», прошедшие первый год обучения на втором/третьем году- вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки.

В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности,   внимание, память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.

По окончании 3 лет обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать вязание и вышивку.

Таким образом, цель программы: развивать творческую активность и художественные способности кружковцев посредством освоения техники вязания и вышивания.

Задачи программы:

Обучающие:

  • приобретение и закрепление умения вязать и вышивать;
  • обучение приёмам работы с инструментами;
  • обучение рациональному использованию материалов;
  • обучение приёмам работы с различными материалами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение чтению схем;
  • обучение приемам самостоятельной разработки изделий.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления, воображения, внимания и памяти;
  • развитие самостоятельности, усидчивости, аккуратности;
  • создание условий к саморазвитию учащихся;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • формирование культуры общения;
  • формирование культуры поведения в социуме.

 

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие различных материалов);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие практической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Формы занятий: занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок и вечеров творчества. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. 

Учебный план.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

2 раза

4 часа

144

2 часа

2 раза

4 часа

144

2 часа

2 раза

4 часа

144

Итак, тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В обучении и воспитании детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.
В формировании индивидуальных особенностей ребенка имеют значение многообразные факторы. Среди них в первую очередь условия семейного воспитания, влияние товарищей, близких, друзей, школы и, разумеется, педагогов дополнительного образования.

Для «новичков» устанавливаются следующие задачи:

         Задачи 1 года обучения:

  • Формирование основных приёмов и способов вязания и вышивания;
  • Развитие внимания, памяти, аккуратности;
  • Воспитание любви к прекрасному.

После первого года обучения дети должны знать технику безопасности при работе с иглой, крючком, спицами, ножницами; правильно организовывать своё рабочее место. Знать основные этапы работы при вышивании; уметь выполнять «крестик». Должны научиться набирать петли для вязания крючком и спицами; владеть основными приёмами вязания; уметь вязать чулочной и платочной вязкой.

          Задачи 2 года обучения:

  • Совершенствование приёмов и навыков вязания и вышивания с элементами творчества;
  • Совершенствование техники чтения схем и применения их при изготовлении изделий;
  • Развитие творческих способностей ребёнка.

После второго года обучения дети должны закреплять и совершенствовать все полученные ЗУНы первого года обучения. Должны научиться выполнять дополнительные стежки: шов строчка, стебельчатый шов, французский узелок и т.д; дополнительные приёмы вязания спицами и крючком.

         Задачи 3 года обучения:

  • Закрепление основных приёмов вязания и вышивания;
  • Совершенствование умения читать более сложные схемы;
  • Развитие умения работать коллективно.

После третьего года обучения дети должны владеть всеми полученными ЗУНами; самостоятельно читать схемы; изготавливать изделия; уметь работать не только индивидуально, но и коллективно.

Более подготовленные учащиеся переводятся на следующий этап решения поставленных задач.

Учебно-тематический план кружкового объединения «Мастерица».

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

практических

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Техника безопасности

при работе с иглой, крючком,

спицами, ножницами.

Организация рабочего места.

2

2

3.

Вышивка крестиком.

Основные этапы работы.

56

2

54

3.1.

Детские сюжеты: «Летний дождь» или «Прогулка под дождём» (на выбор)

8

8

3.2.

Детские сюжеты: «Задумчивый мышонок», «Любопытный мышонок», «Хитрый мышонок» или «Мышонок с букетом» (на выбор)

8

8

3.3.

Детские сюжеты: «Козочка», «Крокодил», «Лягушонок», «Собачка», «Совёнок», «Утёнок», «Черепашка» (на выбор)

8

8

3.4.

Насекомые: «Трудолюбивая пчёлка», «Божья коровка» (на выбор)

10

10

3.5.

Животные: «Зайчик», «Ёжик» (на выбор)

10

10

3.6.

Птицы: «Сова», «Удоды», «Туканы», «Сорока», «Чайка», «Снегирь», «Цапля» (на выбор)

10

10

4.

Вязание крючком.

Набор петель. Основные приёмы вязания.

48

2

46

4.1.

Повязка на голову с ягодками

10

10

4.2.

Подставки под горячее

12

12

4.3.

Коты-закладки

12

12

4.4.

Вязаные крючком бусы

12

12

5.

Вязание спицами. Набор петель.

Платочная вязка. Чулочная вязка.

32

2

30

5.1.

Вязание тёплых вещей: шарфик

12

12

5.2.

Вязание тёплых вещей: следки

18

18

 6.

Организация выставки.

2

2

7.

Вечер творчества. Чаепитие.

2

2

Итого часов:

144

14

130

2 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

практических

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Техника безопасности

при работе с иглой, крючком,

спицами, ножницами.

Организация рабочего места.

2

2

3.

Вышивка крестиком.

Основные этапы работы.

58

2

56

3.1.

Рыбки: «Рыбка-хирург», «Рыбка- бабочка», «Рыбка-клоун», «Рыбка-петушок» (на выбор)

12

12

3.2.

Животные: «Семейство кошек», «Семейство псов», «Семейство хрюшек» (на выбор)

14

14

3.3.

Цветы: «Букет маков», «Букет пионов», «Букет подсолнухов», «Букет анютиных глазок» (на выбор)

14

14

3.4.

Волшебные сказки: «Царевна-Лебедь», «Ночь сказок», «В морской пене», «В гостях у сказки», «Ковёр-самолёт» (на выбор)

16

16

4.

Вязание крючком.

Набор петель. Основные приёмы вязания.

36

2

34

4.1.

Шапочка- ромашковое поле

10

10

4.2.

Тапочки- рыбки (детские)

12

12

4.3.

Грелка на чайник

12

12

5.

Вязание спицами. Приёмы вязания.

42

2

40

5.1.

Вязание тёплых вещей: носки, варежки (на выбор)

18

18

5.2.

Вязание тёплых вещей: шапки

22

22

6.

Организация выставки.

2

2

7.

Вечер творчества. Чаепитие.

2

2

Итого часов:

144

14

130

3 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

практических

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Техника безопасности

при работе с иглой, крючком,

спицами, ножницами.

Организация рабочего места.

2

2

3.

Вышивка крестиком.

Основные этапы работы.

64

2

62

3.1.

Архитектурные строения: «Домик в саду», «Домик с башенкой», «Домик за забором» (на выбор)

14

14

3.2.

Деревенские сюжеты: «Новый урожай», «Деревенские гуси», «Старый колодец» (на выбор)

16

16

3.3.

Бабочки: «Адмирал», «Махаон»,

«Шоколадница» (на выбор)

12

12

3.4.

Природная серия: «Весна в деревне», «Лето в деревне», «Осень в деревне», «Зима в деревне» (на выбор)

20

20

4.

Вязание крючком.

Набор петель. Основные приёмы вязания.

50

2

48

4.1.

Тапочки- рыбки (детские)

10

10

4.2.

Вязаные цветы: подсолнухи, гвоздики, маки

12

12

4.3.

Вязаные цветы: пёстрый букет

12

12

4.4.

Одежда для Барби

14

14

5.

Вязание спицами. Приёмы вязания.

22

2

20

5.1.

Детский жилет «Карамелька»

20

20

6.

Организация выставки.

2

2

7.

Вечер творчества. Чаепитие.

2

2

Итого часов:

144

14

130

Содержание программы.

  1. Вводное занятие.

Из истории вязания и вышивания. Из истории ниток. Какие бывают нити для вязания и вышивания. О пряже и волокнах. Виды крючков и спиц. Иглы для вышивания. Соответствие толщины ниток и крючка; ниток и спиц. Цветовое решение. Подготовка ниток к вязанию и вышиванию. Как распустить вязаное изделие и вышитое. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток.

  1. Техника безопасности при работе с иглой, крючком, спицами, ножницами.

Организация рабочего места.

Правила безопасной работы инструментами при вязании крючком и спицами:

1. Со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.
2. Спицы, иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее окончания.
3. Спицы и крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.
4. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками, иглами и булавками — они портят пряжу, нитки.
5. Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты.
6. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоев ткани.
7. Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув лезвия.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1. Храните ножницы в определённом месте.
2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
3. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
4. Передавать ножницы кольцами вперед.

  1. Вышивка крестиком. Основные этапы работы.

Подготовка к работе (канва и схема, нитки).

Определите центр вышивки, сложив канву вчетверо. Он соответствует центру схемы, который определяется двумя пересекающимися линиями со стрелками на концах. Обратите внимание, что схема не отражает готового размера вышивки. Клеточки на схеме соответствуют квадратикам на канве. Пустые клеточки обозначают не вышиваемые участки. Пасма мулине состоит из шести нитей. Чтобы готовая работа не отличалась от фото на обложке набора и во избежание недостачи мулине, используйте строго указанное в схеме набора количество нитей.

 Приёмы вышивания крестом. Вышивание крестом.

Вышивать удобнее от центра, двигаясь по направлению к краям. Сначала вышиваются основные стежки- кресты и полукресты, затем дополнительные- строчный стежок, французские узелки и другие. Рабочая нить закрепляется с изнаночной стороны под несколько первых стежков. Заполнив фрагмент, закончите отрезок нити, также проведя её под уже имеющимися стежками. Узелки делать не нужно, так как вышивка будет выглядеть неровной.

Вышивку лучше вести горизонтальными рядами. Сначала накладывайте нижние стежки, двигаясь в одном направлении, затем, возвращаясь, верхние. Чтобы вышивка была аккуратной, соблюдайте одинаковый порядок наложения верхних и нижних стежков. Натяжение нити должно быть одинаковым, в меру свободным, чтобы крестик получался объёмным. При переходе от одного фрагмента вышивки к другому не делайте протяжек нити с изнаночной стороны более 2-3 см, иначе вышивка будет топорщиться. Нить лучше обрезать и закрепить снова на другом участке. Если Вы сделали ошибку, распустите стежки при помощи иголки, при распарывании ножницами можно повредить канву.

Дополнительные стежки при оформлении картины (шов строчка, стебельчатый шов, французский узелок, прикрепление бисера).

Дополнительные стежки выполняются в последнюю очередь, поверх вышитых крестиков.

  • Шов строчка. Этим швом исполняются отдельные детали для придания вышивке большей выразительности. На схеме обозначается тонкими линиями. Выполняется методом «назад иголка». Игла выходит на лицевую сторону в точке 1 и уходит на изнаночную в точке 2. Затем выходит с изнанки в точке 3 и возвращается по лицевой стороне в точку 1 и т.д. Длинные стежки лучше разбивать на небольшие стежки, длинной 1-1,5 см, при этом четко следуя рисунку.
  • Стебельчатый шов. Выполняется слева направо, методом «назад иголка». Игла выходит на лицевую сторону в точке 1 и уходит в точке 2. Иголка со вторым стежком 2-3 выходит на лицевую сторону в точке 3,- середине предыдущего стежка 1-2, входит в канву в точке 4 и выходит в точке 5, совпадающей с точкой 2. Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны. Менять направление нити во время работы нельзя, иначе нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.
  • Французский узелок. Введите иглу с изнаночной на лицевую сторону канвы. Обвейте нить вокруг острия иголки (один раз- для узелка с одинарной навивкой, два раза- для узелка с двойной навивкой). Натягивая нитку, выведите острие иглы на изнаночную сторону, отступив от выходящей нитки 1-2 мм. Аккуратно проведите иглу на изнаночную сторону, одновременно прижимая узелок большим пальцем. Затяните узелок.
  • Прикрепление бисера. Вденьте нитку в иголку и выведите на лицевую сторону вышивки. Нанижите бусину на иголку и спустите её по нитке до самой канвы. Выведите иглу на изнанку в той же самой точке, чтобы закрепить бусину на месте.

Стирка и глажение готового изделия.

Готовую вышивку рекомендуем постирать в чуть тёплом мыльном растворе, затем бережно отжать, завернув в полотенце, и дать немного просохнуть в расправленном виде. Влажную работу прогладьте лицевой стороной вниз на полотенце, без нажима, чтобы крестики на лицевой стороне не примялись и оставались выпуклыми. 

Оформление (подбор рамки).

Оформление готовой вышивки- искусство. Оно имеет большое значение, и должно гармонично дополнять картину. Важно грамотно подобрать цвет и размер паспарту, стиль и фактуру рамы. Для этого лучше всего обратиться в багетную мастерскую.

  1. Вязание крючком, набор петель. Основные приёмы вязания.

Украшение вязаных изделий. Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и способы прикрепления к вязаному изделию.

Основные приёмы вязания.

Положение рук и крючка. При вязании крючок держат в правой руке, как карандаш. Головка крючка при любом движении повернута к себе. Конец нити от клубка перекинут через указательный палец левой руки (у самого ногтя) на себя и прижат большим пальцем. С другой стороны нить пропущена под средний палец, затем поверх безымянного пальца и под мизинец. Большим пальцем придерживай свободный конец, а остальными слегка прижимай пропущенную между пальцами нить, чтобы она имела некоторое натяжение (оно должно быть равномерным на протяжении всего вязания). Во время вязания третьим пальцем правой руки придерживай петли на крючке. Нить, идущая от клубка, называется рабочей.

Косичка из воздушных петель – введи крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нём образовалась петля, а под ним – перехлёст нити. Немного растяни петлю и прижми перехлёст большим пальцем левой руки к указательному пальцу, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю. Протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель задуманной длины.

Полустолбик – связав косичку из 10 – 15 воздушных петель, введи крючок в третью петлю от крючка, захвати рабочую нить и протяни её сразу через  петлю косички и петлю на крючке. Так провяжи все петли до конца косички. Закончив первый ряд, прежде чем повернуть вязание, сделай ещё одну воздушную петлю. Это так называемая петля для высоты ряда. Она как бы поднимает вязание на следующий ряд. Такую петлю надо обязательно провязывать в конце каждого ряда. Повернув вязание, провяжи полустолбики в каждую петлю нижнего ряда. Их должно получиться столько же, сколько их было в первом ряду.

Столбики без накида – свяжи косичку их 12 воздушных петель. Введи крючок в третью петлю косички, вытяни через неё рабочую нить. На крючке образуются две петли. Придерживая их средним пальцем, вновь подхвати рабочую нить и протяни ее через обе петли на крючке. Так провяжи ряд до конца. Провяжи вязание. (Не забудь о петле для высоты ряда.) в зависимости от того, куда ты будешь вводить крючок при провязывании следующего ряда, у тебя будут получаться различные вязки. Если надо связать полотно, имеющее гладкую поверхность, вводи крючок под обе дужки петли косички предыдущего ряда. Если будешь захватывать крючком только заднюю дужку косички, вводя его в ее середину, получится выпуклый рельеф, вязка станет похожей на резинку, связанную спицами.

Столбик с накидом в один приём – свяжи косичку из 12 воздушных петель. Сделай накид – накинь на крючок рабочую нить. Придерживая средним пальцем петлю и накид, введи крючок в четвертую петлю косички и вытяни через неё рабочую нить. Опять подхвати крючком рабочую нить и протяни ее сразу через все три петли, находящиеся на крючке, образуя одну новую до конца ряда. Для высоты подъёма сделай две воздушные петли, так как ряд столбиков с накидом выше ряда столбиков без накида.

Столбик с накидом в два приёма – этот столбик в первой части выполняется как предыдущий. Однако получившиеся на крючке три петли провязывают в два приёма: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и накид (на крючке остаётся две петли), затем ещё раз подхватывают рабочую нить и протягивают её  через оставшиеся две петли.    

Столбики с 2, 3 накидами –  вяжется как столбик с накидом в два приема, только на крючке получается четыре (пять) петель: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и первый накид (на крючке остаются три (четыре) петли), затем ешё раз подхватывают рабочую нить и протягивают через второй накид (остается две (три) петли). Затем рабочую нить протягивают через оставшиеся две петли.

Пышный столбик – при его выполнении используются те же приёмы, что при вязании столбика с накидом. Сначала делают накид, вытягивают рабочую нить из петли предыдущего ряда, но не провязывают ее, а снова делают накид и вновь вытягивают рабочую нить той же петли предыдущего ряда. Так можно сделать 2 – 4 раза, после чего затянуть все петли на крючке сразу одной петлей.

Длинные петли – для начала вяжется косичка из 10 – 15 воздушных петель, провязывается на ней 2 – 3 ряда столбиков без накида. Повернув полотно для вязания четвёртого ряда, перед провязыванием второй петли цепочки перехвати полотно правой рукой, а большой  палец левой руки подведи под рабочую нить и немного оттяни ее на себя. Перехвати полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящейся на большом пальце, был подведён к крючку, и провяжи столбик без накида, после чего освободи большой палец из петли. На полотне окажется закреплённая длинная петля. Опять подхвати полотно правой рукой, большим пальцем левой рукой оттяни рабочую нить, образовав из неё петлю, и закрепи её провязыванием следующего столбика без  накида. Вяжется так до конца ряда. Перевернув полотно, провязывается  следующий ряд столбиками без накида. Это закрепляющий ряд. Далее опять вяжется ряд длинными петлями, а следующий – закрепляющий.

Соединение мотивов. Соединяя между собой отдельные мотивы, связанные по кругу, можно выполнять различные изделия: скатерти, салфетки, воротнички, дорожки и т.д. Соединяются между собой мотивы и в процессе вязания и после их выполнения. В процессе вязания это делается следующим образом: довязав до ушка (выступающая петелька из нескольких воздушных петель), вяжут 2-3 воздушные петли (половинка ушка), вынимают крючок из вязания, сверху вводя его в ушко из воздушных петель выполненного мотива, затем вводят крючок в последнюю воздушную петлю выполненного мотива. На крючке две петли (сверху петля выполненного мотива, снизу - выполняемого). Накидывая нить на крючок, протягивают ее через эти две петли. Далее вяжут ещё 2-3 петли (вторая половина ушка выполняемого мотива) и продолжают вязать. В ряде случаев мотивы сшиваются при помощи швейной иглы.

Вывязывание полотен различной формы.

Круглое полотно. Свяжи цепочку из трёх воздушных петель и замкни ее в кольцо, соединив петлей первую и третью петли. Сделай ещё одну воздушную петлю и, вводя крючок в середину кольца, провяжи 5 столбиков без накида, шестым соедини первый и последний столбики. Второй ряд – 10 столбиков без накида (вводить крючок по 2 раза в одну и ту же петлю). Третий ряд – 20 столбиков. Четвёртый ряд – столбики без накида с провязыванием по 2 столбика в каждую петлю . Получается 30 столбиков. 5 ряд – 40 столбиков и т.д.

Квадратное полотно. Квадрат от центра – свяжи три воздушные петли, соедини их в круг. Затем свяжи 2 ряда по 2 столбика без накида в каждую петлю нижележащего ряда. В следующем ряду раздели получившееся число петель на четыре части (по три петли), пометь угловые петли и вяжи в каждую их них по 3 столбика без накида. При вязании последующих рядов провязывай по 3 столбика без накида в каждую среднюю петлю из трёх провязанных из одной петли предыдущего ряда.

Квадратное полотно. Квадрат от угла – вяжется косичка из трёх воздушных петель, замыкается в круг, делается петля для подъёма ряда и провязывается 1 столбик без накида, 3 столбика без накида во вторую петлю косички и 1 столбик без накида. Работа поворачивается , вяжется воздушная петля на подъём ряда, затем 2 столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда, 3 столбика без накида в петлю, которая ложится по диагонали квадрата, и ещё 2 столбика без накида в следующие  2 петли нижележащего ряда. Работа поворачивается. Последующие ряды провязываются таким же способом.

Треугольник. Свяжи косичку из трёх воздушных петель, замкни их в кольцо. Провяжи одну воздушную петлю на подъём ряда и поверни вязание. Провяжи 1 столбик без накида в первую петлю косички,  3 столбика без накида во вторую петлю и 1 столбик без накида в третью петлю косички. Вместо 3 начальных петель теперь получилось 5 столиков без накида. Работу поверни, свяжи одну петлю на подъём ряда, один столбик без накида над столбиком предыдущего ряда, над средним столбиком из трёх провязанных из одной петли в нижележащем ряду свяжи вновь 3 столбика без накида, затем 1 столбик и т.д. до конца ряда. Второй ряд состоит уже из 7 столбиков без накида. Такие же прибавки делаются в каждом ряду. В начале вязания каждого нового ряда после провязывания воздушной петли и в конце ряда провязывай по 2 столбика без накида в петлю нижележащего ряда, иначе углы полотна будут загибаться вверх.

Особенности вязания крючком.

Прибавление числа петель. Прибавление петель вывязыванием из одной петли предыдущего ряда двух или несколько новых петель. Прибавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.

Убавление числа петель – делают двумя способами. 1 способ – равномерно внутри всего ряда или в его конце не провязывают одну из петель предыдущего ряда. 2 способ – рабочую нить протягивают сначала под одной петлей предыдущего ряда, затем под следующей и образовавшиеся две петли провязывают вместе.  При втором способе убавления петель кривая линия края полотна получается более плавной, чем при первом способе. Убавление надо делать через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения формы полотна.

Сохранение длины ряда. Надо соблюдать следующие правила. 1. При прямом расположении столбиков, провязав петли на подъём ряда (например, для вязания столбиков без накида – 1 петлю, с накидом – 2 петли и т.д.), выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик  предыдущего ряда, так первый закроется цепочкой. Заканчивая ряд, введи крючок в последнюю петлю цепочки, которую связана для подъёма предыдущего ряда. 2. При шахматном расположении столбиков после набора петель для подъёма ряда выполни первый столбик, вводя крючок во второй столбик. Закрывая ряд, предпоследний столбик выполни между последним столбиком и цепочкой предыдущего ряда, а последний – в петлю подъёма. Если первый столбик выполнен перед вторым предыдущего ряда, то предпоследний выполняется перед последним.

Условные обозначения при вязании крючком.

Когда освоены  основные приёмы вязания – происходит знакомство с условными обозначениями этих приёмов, позволяющих коротко и ясно  записывать различные узоры вязания в виде схем. Для того, чтобы научиться легко понимать схемы вязания и работать по ним, необходимо поупражняться в вывязывании различных образцов.

  1. Вязание спицами. Набор петель.  Платочная вязка. Чулочная вязка. Приёмы вязания. 

Набор петель.

Любое вязание начинается с простого приёма – набора петель на спицы. Существует немало вариантов набора петель, которые в удачном сочетании с узором для вязки сделают Ваше изделие особенно привлекательным.

При этом, каждый способ набора имеет свои преимущества. В зависимости от того, каким способом Вы воспользуетесь, край Вашего изделия, может приобрести различные свойства. Освоив различные приёмы набора, Вы сможете добиться значительных успехов в правильном оформлении ваших изделий.

Традиционный набор,—самый распространенный вариант набора петель при вязании. Он может быть использован при начале вязания любого изделия. При таком способе, после набора петель, с первого же ряда можно начинать вязать полотно выбранным узором. Для этого нить от клубка берут в левую ладонь. Длина свисающего конца нити, должна быть примерно вдвое больше ширины предполагаемого полотна, для которого набирают петли. Обводят нить вокруг большого пальца левой руки по часовой стрелке и кладут ее на указательный палец. Оба конца нити зажимают в левой ладони. Две спицы, сложенные вместе, вводят в петлю на большом пальце, подхватывают нить, лежащую на указательном, и вытягивают ее в петлю на большом пальце. После этого сбрасывают петлю с большого пальца и помогают этим и указательным затянуть образовавшуюся петлю на спице. Придерживая указательным пальцем правой руки полученную петлю, опускают спицы вниз на себя. Затем выполняют те же движения, что и при образовании первой петли. На спицах будет уже две петли. Следующие петли выполняют так же, как вторую. Чтобы нижняя цепочка не перекручивалась вокруг спиц, каждую новую петлю придерживают указательным пальцем правой руки.

Вязание лицевой петли.

Один из основополагающих способов вязания это вязание, которое исполняют с помощью лицевых петель. Они универсальны, просты, и научиться основным приемам вязки этих петель просто даже тем, кто в первый раз взял в руки спицы и пряжу. И именно этот простой способ вязания петель используется для приобретения первых навыков в вязании. Умение вязать лицевые петли поможет легко и просто освоить другие приемы вязания. Но и такая незамысловатая и простая с виду петля, как лицевая, имеет свои секреты, а провязать ее можно несколькими разными приемами.

Для начала необходимо обозначить специфическую терминологию. Каждая петля располагается на спице таким образом, что одна ее половина лежит непосредственно сверху спицы, а другая в пространстве под ней. Эта особенность петель широко используется при описании вязальных схем и узоров. Применяются такие понятия как верхняя и нижняя стенка. Если вы расправите набранные на спицу петельки то, приглядевшись, увидите, что каждая из них расположена на спице таким образом, что одна ее половина лежит левее, а другая правее. В этом случае применимы термины правая доля и левая доля. Приведенные понятия не являются дубликатами друг друга, и левая доля может быть и нижней и верхней, как и правая. 

Выделяют два приема вязания лицевых петель. Они называются прямой и скрещенный способ.

Для начала разберем вязание лицевых петель с помощью прямого способа в случае, когда правая доля петли расположена внизу левой спицы. Если схема узора не дает никаких четких указаний то кромочную петлю следует снять, не провязывая. Для того чтобы вывязать лицевую петлю, рабочую нить необходимо оставить в пространстве за спицей, неплотно накинув ее на указательный палец. Правую спицу необходимо ввести в пространство петли по направлению справа налево и задеть ею рабочую нить. После этого рабочая нить должна быть втянута сквозь пространство петли на левой спице и образовать новую петлю, которую необходимо оставить на правой спице. Провязанная петля с левой спицы снимается. В результате этих несложных манипуляций получается прямая, классическая лицевая петля. Стоит отметить, что при вязании узорных схем и при вязании круговым методом, при использовании лицевой глади, петли на левой спице следует расположить немного по-другому. В этом случае правая доля петли лежит в плоскости сверху левой спицы. А далее правую спицу вводят в пространство петли по направлению слева направо, задевая рабочую нить и вытягивая новую петлю. После этого сбрасывают только что провязанную петлю с левой спицы, оставляя на правой только что вытянутую из рабочей нити петлю, так же, как было описано выше.

Скрещенные петли используют для выделения определенного места в рисунке. Их часто можно встретить в японских схемах и в схемах вязания шалей. Если классическую лицевую петлю вяжут в пространство за задней стенкой вязального полотна, а правая спица вводится непосредственно за заднюю стенку левой и подхватывая рабочую нить, вытягивает ее на поверхность правой спицы, то при вязании скрещенной петли нужно вязать наоборот, в пространстве за передней стенкой. То есть необходимо ввести правую спицу в плоскость за передней стенкой петли расположенной на лицевой спице и подхватить рабочую нить. После этого рабочая нить вытягивается на правую спицу. Скрещенные петли в схемах шалей и в прочих изделиях, обычно вяжут для того чтобы выделить цветочный или иной орнамент, различные геометрические контуры. Особенно удачно смотрятся лицевые скрещенные петли при вязании лицевой и изнаночной гладью, ведь изнаночные петли тоже могут быть выполнены скрещенным способом. Встречаются скрещенные лицевые петли и в вязании различных кофт и платьев, в шапках и шарфах. Их сразу можно узнать на тех изделиях, полотно которых связано с помощью лицевой или изнаночной глади, а на его плоскости ярко выделен объемный узор или рисунок. Именно такой объемный способ выделения контура всех деталей рисунка позволяет сразу его рассмотреть. Лицевая скрещенная петля поможет и тогда, когда необходимо убрать небольшую прореху или вывязать накид. Именно благодаря лицевым изнаночным петлям вязание станет более плотным и прочным.

Вязание изнаночной петли.

Существует два способа вязания изнаночных петель: 1. Правую спицу вводят в петлю на левой спице на себя, захватывают нить перед спицей и провязывают петлю. 2. Правую спицу вводят в петлю на себя, а нить, лежащую на указательном пальце, набрасывают на спицу и вытягивают петлю.
Платочная вязка.

В платочной вязке все ряды и все петли вяжутся только налицо. Изнаночные ряды в этой вязке полностью отсутствуют. Платочная вязка, чтоб Вы знали, она всегда двухсторонняя. Вязка платка состоит всегда из одинаковых изнаночных рядов. Когда же провязывают лицевую петлю на одной стороне, то получают изнаночную петлю на другой стороне. Таким образом, когда мы выполняем на одной стороне лицевой ряд, то на оборотной стороне получается изнаночный ряд. Лицевую петлю в платочной вязке Вам нужно делать простым способом. Платочный образец можно использовать для вязания платков, шарфов, косынок, воротников, манжет, шапочек, и др. Можно всю данную вязку записать очень коротко: 1 ряд вяжите лицевыми петлями, 2 ряд – как первый ряд.

Чулочная вязка.

Набери 20 петель и начинай вязать: 1-й и все нечетные ряды: первую (кромочную) петлю сними на правую спицу, не провязывая, все последующие вяжи лицевой петлёй за переднюю стенку. Последнюю петлю провяжи изнаночной петлёй. 2-й и все четные ряды: первую (кромочную) петлю сними на правую спицу, не провязывая, все последующие вяжи изнаночными петлями. Последнюю петлю провяжи изнаночной петлей.

Далее изучаются условные обозначения при вязании спицами и более сложные приёмы вязания (виды петель). Для тренировки можно повязать образцы.

  1. Организация выставки.

Иногда выставка организовывается в январе (за полугодие). Но если детских работ на тот момент немного- в мае. Девочки смотрят и оценивают результаты работы  в кружке «Мастерица». Выставку посещают все учащиеся школы, это является дополнительным стимулом заниматься в этом художественно-эстетическом объединении.

  1. Вечер творчества. Чаепитие.

Обычно проходит в конце года. Но по желанию девочек – и перед Новым годом. Они делятся достигнутыми успехами за прошедший год. Девочки постарше готовят развлекательную программу для остальных. Это мероприятие проходит в узком семейном кругу.

Методическое обеспечение программы.

В процессе обучения используются следующие формы работы с детьми:

  • Теоретическая;
  • Практическая;
  • Групповая;
  • Индивидуальная.

Планируется использовать все перечисленные формы работы с детьми  в трёх основных разделах программы (Вышивка; Вязание крючком; Вязание спицами). Выбор таких форм обусловлен успешностью выполнения будущей работы.

Теоретическая форма включает в себя лекцию, беседу и объяснение (Например, изучение схем вышивки, схем вязания и т.д.)

Практическая форма включает в себя технику показа (Например, показ выполнения крестиков на канве; показ вязания воздушных петель; показ вязания лицевой и изнаночной петли и т.д.). В основе практической работы обучающихся лежит выполнение творческих работ по созданию вышитых картин; изделий связанных крючком и спицами. Практические работы способствуют развитию у детей творческих способностей, умений создавать оригинальные изделия.

Групповая форма включает в себя работу с детьми через выполнение группового задания.

Индивидуальная форма включает в себя дифференцированное обучение как с одним, так и с подгруппой. В основном обучающиеся выполняют свои работы индивидуально.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы отслеживания результатов обучения:

  • Проверка знаний в ходе вышивания картин и вязания изделий;
  • Наблюдение за выполнением работы;
  • Организация выставок в школе;
  • Участие в районных выставках детских творческих работ «Мир руками детей» и «Зимняя сказка».

Условия для реализации программы:

  • Требуется помещение с хорошим дневным и вечерним освещением;
  • Тепловой режим в кабинете должен соответствовать нормам СанПиНа;
  • Рабочее место должно быть организовано так, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закрепляется определённое место;
  • Наличие журналов по вышиванию и вязанию крючком/спицами;
  • Наличие соответствующих инструментов, приспособлений и материала.

Для занятий в кружке «Мастерица» необходимо иметь следующие инструменты, приспособления и материал:

  • Тетрадь в клетку (обучающиеся будут вносить необходимую информацию);
  • Ручки, простые карандаши;
  • Вышивальные иглы;
  • Крючки и спицы разных номеров;
  • Ножницы;
  • Нитки для вышивания и вязания;
  • Канва;
  • Коробочка или сумочка для хранения инструментов, приспособлений и материала.

Список литературы.

  1. Бичукова Т.В. Волшебный стежок,- Минск, Полымя, 2000 г.
  2. Будур Н. Полная энциклопедия женских рукоделий.- М.: Олма – Пресс, 1999 г.
  3. Вышивка крестом. Бордюры. Перевод с итальянского Е.В.Широниной.- М.: ИЗД-ВО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2005 г.
  4. Дамское рукоделие. Книга о вышивке.- Нижний Новгород, ТОО «ПК Инжиниринг лто», 1993 г.
  5. Домоводство.- 3. Под редакцией Мусской И.А.- Ижевск: РИО «Квест». 1994 г.
  6. Ерёменко Т.И. Рукоделие.- М.: Ленпромбытиздат, 1992 г.
  7. Журналы «Валя - Валентина»
  8. Журналы «Рукоделие для всех»
  9. Журналы «Вышитые картины»
  10. Интернет ресурсы
  11. Карельская И.Ю. Вязаная игрушка.
  12. Литвинова О.С. Традиции моды в вязании крючком.- М.: Народное творчество, 2002 г.
  13. Моя первая книга по рукоделию.- М.: Дрофа, 1995 г.
  14. Программы общеобразовательных учебных заведений «Художественная вышивка и художественное вязание».- М.: Просвещение, 1994.
  15. Программы для внешкольных учреждений. Культура быта. Под редакцией Молотобородова О.С.- М.: Просвещение, 1986 г.
  16. Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
  17. Столярова А.М. Вязаные игрушки.- М.: Культура и традиции, 2004 г.
  18. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка.
  19. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005. – 80 с.
  20. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с