Дополнительная образовательная программа "Мир фантазий"
рабочая программа на тему

Одина Татьяна Николаевна

  В настоящее время, несмотря на большое количество видов рукоделия, методической литературы, творческих коллективов дополнительного образования детей, уровень декоративно-прикладного развития детей неуклонно снижается.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с введением новых видов рукоделия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdo_mir_fantaziy.docx86.05 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Инжавинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и рекомендовано

К утверждению Методическим  

Советом МБОУ «ИСОШ»

Протокол   № ________

от «___» _____________ 20____г.

                           УТВЕРЖДАЮ

                           Директор МБОУ  «ИСОШ»      

                           ___________ И. Ю. Хурцилава

                          Приказ №__________

                          от «____» ___________ 20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Мир фантазий»»

Возраст учащихся:  11 – 13 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Одина Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования, учитель технологии

Инжавино

2018

Информационная карта программы

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» р.п. Инжавино, Тамбовской области

2.Полноеназвание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир фантазий»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Одина Татьяна Николаевна, учитель технологии, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

?

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

художественная

4.4.Уровни освоения программы

базовый

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6.Возраст учащихся по программе

11-13 лет

4.7.Продолжительность обучения

3 года

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

Данная программа имеет художественную направленность и предназначена для учащихся 5-7-х классов. Уровни освоения: базовый.

Актуальность программы

Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забывались навсегда.

В настоящее время, несмотря на большое количество видов рукоделия, методической литературы, творческих коллективов дополнительного образования детей, уровень декоративно-прикладного развития детей неуклонно снижается.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с введением новых видов рукоделия.

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам рукодельных искусств, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используются трудоёмкие и материалозатрачиваемые техники.

Педагогическая целесообразность программы заключается в правильно выбранных формах,  методах и средствах образовательной деятельности в соответствии с целью и задачами программы. Основное содержание образования детей в объединении «Мир фантазий» — практико-ориентированное: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Это образование — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

Отличительные особенности программы

В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыВолковой Ольги Владимировны, педагога дополнительного образования МОУ ДОД Городской дворец детского и юношеского творчества города Чебоксары.

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыот уже существующих в этой областиподбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Для первого года обучения программа более проста. Занятия  проводятся в игровой форме, используются следующие методы обучения: метод иллюстрации и демонстрации, практической и самостоятельной  деятельности, словесные, и яркие, понятные детям дидактические пособия (технологические карты, образцы и т.д.). Для второго года обучения программа чуть усложняется. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научится, причем делать все по - настоящему, профессионально как взрослые. Потребность во всём, что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. На третьем году обучения для достижения наибольшего результата творческой деятельности используются следующие методы обучения: репродуктивные и проблемно-поисковые, самоконтроля и самооценки, методы практической деятельности, словесные методы. Перед обучающимся ставятся более сложные задачи, а изготовленные изделия проходят строгий контроль на качество исполнения.

Преимущество предлагаемой программызаключается в том, что при обучении основное внимание уделяется выработке умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитию творческих способностей учащихся, организации проектной деятельности, где каждый из учащихся занимается своим проектом и в то же время работает на общий результат группы.

Адресат программы

Программа адресована учащимся от 11 до 13 лет,интересующихся декоративно-прикладным творчеством, желающих углубленно изучать различные виды рукоделия.

Дети среднего школьного возраста способны не только осознавать получаемые знания, но и использовать их в практической деятельности. Учащийся, осваивающий данную программу, стремится реализовать свою потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, желает расширить свои знания в области декоративно-прикладного творчества, демонстрирует умение работать в малых группах и самостоятельно, обладает самокритичностью, умением работать над ошибками. У детей этой возрастной категории  происходят изменения в мышлении, возрастает способность к логическому мышлению, они способны к проявлению творческого воображения и творческой деятельности, обладают энтузиазмом. Поэтому крайне необходимо поддерживать их творческую активность.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие безо всяких собеседований.

Количество учащихся:

в группе 1 года обучения –12-15 человек;

в группах 2-го и 3 года –10-12 человек.

Объем и срок освоения программы

Срок обучения по программе составляет 3 года. Объем часов по программе – 252 часа.

Формы и режим занятий:

первый год обучения (72 часа) - 2 часа в неделю;

второй год обучения (72 часа) – 2 часа в неделю;

третий год обучения (108 часов) -  3 часа в неделю.

Режим занятий

На 1-2 году обучения занятия проводятся один раз в неделю по два учебных часа, длительность учебного часа – 40 минут; на 3 году обучения один раз в неделю по три учебных часа.

Особенности организации образовательного процесса

Программа адаптируема для различных возрастных групп.

Программа подразделяется на модули, спланированные с учетом последовательного пополнения знаний, развития умений и навыков воспитанников. Программа содержит следующие модули: «Изонить», «Шитье», «Мягкая игрушка», «Вязание крючком», «Вышивка», «Бисероплетение», «Кукла-сувенир». Каждый год обучения подразумевает изучение двух модулей и как итог оформление выставки изготовленных изделий.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и

практическую части, причем большее количество времени занимаетпрактическая часть. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Обучение в объединении построено на основе совместной творческой деятельности учащихся и педагога. Роль педагога на занятиях заключается прежде всего в активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся и в руководстве их практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы. Исходя из этих положений, и была разработана методика преподавания некоторых разделов. Учитывая возрастные особенности (потеря интереса к работе при неудачах, быстрое «забывание» ребенком не воплощенной в дело мысли и т.д.), представляется, что практическая часть урока всегда должна заканчиваться выполненным изделием (объектом труда).

Каждый год имеет законченный цикл, но вместе является логическим продолжением предыдущего, что позволяет решать проблему преемственности обучения по данной программе.

Формы организации деятельности учащихся:

групповые занятия;

индивидуальные занятия (с наиболее одаренными детьми, а также занятия с целью ликвидации отставания в освоении программы).

Формы проведения занятий

Данная программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть осуществляется через применение следующих методов обучения:

  • словесные методы  – рассказ, беседа, объяснение;
  • демонстрационный - просмотр и изучение наглядных материалов;
  • наглядные методы – личный показ педагога, мастер-класс;
  • с использованием ИКТ.

Практическая часть включает в себя следующие методы обучения:

  • практические методы – упражнения, задания;
  • метод самостоятельной работы;
  • метод оценивания своих работ с работами других учащихся;
  • репродуктивные и проблемно-поисковые методы.

Также практическая часть предусматривает разработку эскизов, моделей, конструкций, подбор материалов и изготовление всевозможных сувениров.

Цель программы

Цель: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся в области декоративно-прикладного искусства.

Содержание программы

Задачи программы 1-го года обучения

         Образовательные:

  • Обучить приемам работы с различными инструментами и материалами, применяемыми при изготовлении игрушек;
  • Научить правилам подбора нужного материала и его экономного расходования;
  • Обучить технологии изготовления игрушек из меха и материала;
  • Научить изготавливать открытки в технике изонить.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический и художественный вкус обучающихся;
  • Формировать потребность создавать прекрасное своими руками.

Развивающие:

  • Развивать воображение, фантазию и конструктивные способности детей;
  • Развивать мелкую моторику пальцев, пространственное мышление.

Учебный план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Теор.

Практ.

Всего

Вводное занятие.

1

1

2

Начальная диагностика

1.

Раздел «Изонить»

6

18

24

1.1

Изонить (ниткография). Исторические сведения об изонити.

1

-

1

Наблюдение

1.2

Организация рабочего места. Материалы, инструменты.

Техника безопасности на рабочем месте.

Последовательность работы.

1

-

1

Наблюдение

1.3

Приемы заполнения углов.

0,5

3,5

4

Проверка прак.раб.

1.4

Приемы заполнения окружности.

0,5

3,5

4

Проверка прак.раб.

1.5

Приемы заполнения треугольника.

0,5

1,5

2

Проверка прак.раб.

1.6

Приемы заполнения квадрата и ромба.

0,5

1,5

2

Проверка прак.раб.

1.7

Технология изготовления открытки. Открытка «Уточка».

0,5

1,5

2

Проверка прак.раб.

1.8

Технология изготовления открытки «Бабочка».

0.5

1,5

2

Проверка прак.раб.

1.9

Технология изготовления работы «Зайчик».

0,5

1,5

2

Проверка прак.раб.

1.10

Технология изготовления открытки «Собачка».

0,5

1.5

2

Проверка прак.раб.

1.11

Осенняя фантазия. Итоговое занятие по технике «Изонить».

-

2

2

Мини-выставка выполненных работ

2

Раздел «Шитье»

2

6

8

2.1

Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с ручными инструментами.

1

-

1

Наблюдение

2.2

Технология выполнения ручных швов.

-

3

3

Проверка прак.раб.

2.3

Технология изготовления игольницы.

1

3

4

Проверка прак.раб.

3

Раздел «Мягкая игрушка»

7

26

33

3.1

История возникновения игрушки. Организация рабочего

места. Техника безопасности.

1

-

1

Наблюдение

3.2

Материалы, используемые при изготовлении мягкой

игрушки. Способы набивки.

1

1

2

Проверка прак.раб.

3.3

Приемы работы с выкройками. Правила раскроя.

1

1

2

Проверка прак.раб.

3.4

Технология изготовления мягкой игрушки «Петушок».

0,5

3.5

4

Выполненная игрушка

3.5

История народной игрушки. Технология изготовления мягкой игрушки «Клоун».

0.5

3,5

4

Выполненная игрушка

3.6

Технология изготовления мягкой игрушки «Черепаха».

0.5

3.5

4

Выполненная игрушка

3.7

Технология изготовления мягкой игрушки «Бегемотик».

0,5

3.5

4

Выполненная игрушка

3.8

Особенности технологии изготовления мягкой игрушки из

меха.

1

1

2

Проверка прак.раб.

3.9

Технология изготовления мягкой игрушки «Собачка».

0,5

4.5

5

Выполненная игрушка

3.10

Технология изготовления мягкой игрушки «Котик».

0.5

4.5

5

Выполненная игрушка

4

Раздел «Творческий проект»

2

3

5

4.1

Работа над творческим проектом.

1

3

4

Контроль

4.2

Итоговое занятие.

1

-

1

Защита проекта

Итого

18

54

72

Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория: Знакомство с детьми. Содержание программы 1-го года обучения. Выставка работ – готовых вышивок, игрушек. Техника безопасности при работе в кабинете. Правила поведения на занятиях.

Практика: Начальная диагностика знаний, умений, навыков.

Раздел 1. «Изонить»

1.1 Тема: «Изонить (ниткография). Исторические сведения об изонити»

Теория: Об истории изонити. Показ лучших работ в технике изонити.

1.2 Тема: «Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Техника безопасности на рабочем месте. Последовательность работы»

Теория: Организация рабочего места при выполнении работ в технике «изонить». Материалы, инструменты, необходимые при работе в технике «изонить». Техника безопасности при работе с острыми инструментами. Последовательность работы.

1.3 Тема: «Приемы заполнения углов»

Теория: Технология заполнения угла: прямого, острого, тупого. Разметка углов.

Практика: Упражнения по разметке и заполнению углов: прямого, острого, тупого.

1.4 Тема: «Приемы заполнения окружности»

Теория: Технология заполнения окружности. Разметка окружности. Хорда. Особые способы заполнения : заполнение по диаметру, неравномерное заполнение, полуокружность и спираль, овал.

Практика: Упражнения по разметке и заполнению окружности.

1.5 Тема: «Приемы заполнения треугольника»

Теория: Технология заполнения треугольника. Разметка треугольника.

Практика: Упражнения по разметке и заполнению треугольника.

1.6 Тема: «Приемы заполнения квадрата и ромба»

Теория: Технология заполнения квадрата и ромба. Разметка квадрата и ромба.

Практика: Упражнения по разметке и заполнению квадрата и ромба.

1.7 Тема: «Технология изготовления открытки. Открытка «Уточка»

Теория: Последовательность изготовления открытки.

Практика: Изготовление открытки «Уточка».

1.8 Тема: «Технология изготовления открытки «Бабочка»

Теория: Технология заполнения рисунка «бабочка».

Практика: Изготовление открытки «Бабочка»

1.9 Тема: «Технология изготовления работы «Зайчик»

Теория: Технология заполнения рисунка «зайчик»

Практика: Изготовление миниатюры «Зайчик»

1.10 Тема: «Технология изготовления открытки «Собачка»

Теория: Технология заполнения рисунка «собачка».

Практика: Изготовление открытки «Собачка»

1.11 Тема: «Осенняя фантазия. Итоговое занятие по технике «Изонить»

Практика: Авторское изготовление миниатюры на тему «Осенняя фантазия» в технике «изонить». Презентация своей работы.

Раздел 2. «Шитье»

2.1. Тема: «Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с ручными инструментами»

Теория: Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

2.2 Тема: «Технология выполнения ручных швов»

Практика:

  • Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.
  • Швы «Шов вперед иголку», «Назад иголку», «Петельный», «Стебельчатый», «Тамбурный», «Косой обметочный» и др.

2.3 Тема: «Технология изготовления игольницы»

Теория: Показ лучших работ. Последовательность изготовления игольницы.

Практика: Изготовление игольницы в форме пирожного, морской ракушки, матрешки, бабочки-коробочки.

Раздел 3. «Мягкая игрушка»

3.1 Тема: «История возникновения игрушки. Организация рабочего места. Техника безопасности»

Теория: История возникновения игрушки. Организация рабочего места. Техника безопасности.

3.2 Тема: «Материалы, используемые при изготовлении мягкой игрушки. Способы набивки»

Теория: Швы, материалы, способы набивки, инструменты,  используемые при изготовлении мягкой игрушки.  

Практика:  «Способы набивки: синтепоном, искусственным и природным гранулятами».

3.3 Тема: «Приемы работы с выкройками. Правила раскроя»

Теория: Как работать с выкройками. Правила раскроя.

Практика: Упражнения по раскладке выкроек на ткань, обмеловке и раскрою.

3.4 Тема: «Технология изготовления мягкой игрушки «Петушок»

Теория: Этапы изготовления игрушки.

Практика: Подбор материалов по фактуре и цвету. Подготовка материала к раскрою. Обрисовка выкройки на материале. Раскрой детали. Наметка деталей, шитье. Набивка формы ватой. Оформление.

 3.5 Тема: «История народной игрушки. Технология изготовления мягкой игрушки «Клоун»

Теория: История народной игрушки. Последовательность работы.

Практика: Подбор материалов по фактуре и цвету. Подготовка материала к раскрою. Обрисовка выкройки на материале. Раскрой детали. Наметка деталей, шитье. Набивка формы ватой. Оформление.

3.6 Тема: «Технология изготовления мягкой игрушки «Черепаха»

Теория: Этапы выполнения работы.

Практика: Подбор материалов по фактуре и цвету. Подготовка материала к раскрою. Обрисовка выкройки на материале. Раскрой детали. Наметка деталей, шитье. Набивка формы ватой. Оформление.

3.7 Тема: «Технология изготовления мягкой игрушки «Бегемотик»

Теория: Этапы выполнения работы.

Практика: Подбор материалов по фактуре и цвету. Подготовка материала к раскрою. Обрисовка выкройки на материале. Раскрой детали. Наметка деталей, шитье. Набивка формы ватой. Оформление.

3.8 Тема: «Особенности технологии изготовления мягкой игрушки из меха»

Теория: Показ лучших сувениров из меха. О видах швов, используемых для пошива игрушки, теоретические сведения о видах меха. Инструменты, используемые для пошива меховых игрушек. Правила раскроя деталей из меха.

Практика: Выполнение швов

3.9 Тема: «Технология изготовления мягкой игрушки «Собачка»

Теория: Этапы выполнения работы

Практика: Подбор меха по цвету. Обрисовка выкройки на материале. Раскрой детали. Наметка деталей, шитье. Набивка формы ватой. Оформление.

3.10 Тема: «Технология изготовления мягкой игрушки «Котик»

Теория: Этапы выполнения работы.

Практика: Подбор меха по цвету. Обрисовка выкройки на материале. Раскрой детали. Наметка деталей, шитье. Набивка формы ватой. Оформление.

Раздел 4. «Творческий проект»

4.1 Тема: «Работа над творческим проектом»

Теория: Что такое творческий проект. Этапы работы над проектом.

Практика: Работа над творческим проектом.

4.2 Тема: «Итоговое занятие»

Теория: Защита творческого проекта.

Планируемые результаты

По окончании 1 года обучения учащиеся должны:

Предметные результаты

знать:

  • Правила техники безопасности при работе со швейными инструментами и принадлежностями;
  • Историю создания народной игрушки;
  • Технологию изготовления игрушки из меха и ткани;
  • Технику изонити.

уметь:

  • Подбирать нужный материал, фурнитуру, необходимую для изготовления игрушки;
  • Производить раскрой и пошив игрушек из меха и ткани;
  • Выполнять различные виды строчек, стежков;
  • Правильно планировать свою работу, ценить свой труд и труд окружающих людей.

Метапредметные результаты

  • Проявлять творческую инициативу.
  • Самоорганизовывать учебную деятельность.
  • Работать в команде, принимать решения.
  • Соблюдать нормы и правила культуры труда.

Личностные результаты

  • Помогать товарищам в сложных жизненных ситуациях.
  • Соблюдать правила безопасного образа жизни.
  • Выполнять общепринятые правила поведения в обществе.
  • Уважительно относиться к культурным традициям своей страны.
  • Ответственно относиться к процессу обучения.
  • Положительно реагировать на красоту вокруг себя.

Содержание программы

Задачи программы 2-го года обучения

Образовательные:

  • Обучить основным приемам вязания крючком;
  • Обучить технологии изготовления вязаных игрушек;
  • Закрепить знания, умения и навыки обучающихся, полученные на уроках технологии в технике вышивки крестом;
  • Научить вышивать лентами.

Воспитательные:

  • Формировать потребность познавать новые виды рукоделия;
  • Воспитывать трудолюбие.

Развивающие:

  • Познакомить с новым видом изготовления игрушек – амигуруми;
  • Развивать аккуратность, терпение.

Учебный план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Теор.

Практ.

Всего

Вводное занятие.

1

1

2

1.

Раздел «Вязание крючком»

6

20

26

1.1

Организация рабочего места. Материалы, виды крючков.

Техника безопасности.

1

-

1

Наблюдение

1.2

Начало вязания. Вязание цепочки.

-

1

1

Проверка прак.раб.

1.3

Основные виды петель. Чтение схем.

1

4

5

Проверка прак.раб.

1.4

Технология вязания полотна.

0,5

1,5

2

Проверка прак.раб.

1.5

Технология вязания по кругу.

0,5

1,5

2

Проверка прак.раб.

1.6

Амигуруми. Технология вязания игрушек.

1

1

2

Проверка прак.раб.

1.7

Вязание игрушки. Смешарики.

1

4

5

Выполненная игрушка

1.8

Вязание игрушки. Мишка Тедди.

1

5

6

Выполненная игрушка

1.9

Итоговое занятие по разделу «Вязание крючком».

-

2

2

Мини-выставка вязаных игрушек

2

Раздел «Вышивка крестом»

3

14

17

2.1

Тема 2.1 Организация рабочего места. Материалы, инструменты.

Техника безопасности.

1

-

1

Наблюдение

2.2

Тема 2.2 Технология выполнения шва простой крест.

1

3

4

Проверка прак.раб.

2.3

Тема 2.3 Чтение схем. Выбор схемы.

1

1

2

Наблюдение

2.4

Тема 2.4 Вышивание небольших мотивов.

-

8

8

Вышитые миниатюры

2.5

Тема 2.5 Итоговое занятие по разделу «Вышивка крестом».

-

2

2

Мини-выставка вышитых сувениров

3

Раздел «Вышивка лентами»

4

13

17

3.1

Тема 3.1 Организация рабочего места. Материалы, инструменты.

Техника безопасности.

1

-

1

Наблюдение

3.2

Тема 3.2 Технология выполнения швов, применяемых при вышивке

лентами.

1

3

4

Проверка прак.раб.

3.3

Тема 3.3 Вышивание миниатюры, картины в технике «Вышивка

лентами»

2

10

12

Вышитая работа

4.

Раздел «Творческий проект»

2

8

10

4.1

Тема 4.1 Работа над творческим проектом.

1

8

9

Контроль

4.2

Итоговое занятие.

1

-

1

Защита проекта

Итого

16

56

72

Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория: Планы объединения на предстоящий год.         Обсуждение новых идей, внесение коррективов.

Практика: Диагностика сохранности знаний, умений, навыков.

Раздел 1. «Вязание крючком»

1.1 Тема: «Организация рабочего места. Материалы, виды крючков. Техника безопасности»

Теория: История вязания крючком. Организация рабочего места при вязании крючком. Материалы для вязания (пряжа, нитки), виды крючков. Выбор крючка в зависимости от толщины пряжи. Техника безопасности при вязании крючком.

1.2 Тема: «Начало вязания. Вязание цепочки»

Практика: Упражнения в вывязывании первой петли. Воздушная петля. Упражнения в вязании цепочки.

1.3 Тема: «Основные виды петель. Чтение схем»

Теория: Условное обозначение петель. Принцип чтения схем для вязания крючком.

Практика: Упражнения в вязании основных видов петель - столбик, полустолбик, с одним, двумя и тремя накидами.

1.4 Тема: «Технология вязания полотна»

Теория: Петля поворота. Принцип получения ровного по ширине полотна. Убавление и прибавление петель.

Практика: Вязание образца полотна.

1.5 Тема: «Технология вязания по кругу»

Теория: Начало вязания – кольцо. Принцип вязания салфеток.

Практика: Вязание мини-салфетки.

1.6 Тема: «Амигуруми. Технология вязания игрушек»

Теория: Что такое амигуруми? История происхождения амигуруми. Правила вязания игрушек. Принцип получения объемной фигуры.

Практика: Упражнения в вязании объемной фигуры – шара.

1.7 Тема: «Вязание игрушки. Смешарики»

Теория: Этапы вязания игрушки. Выбор и изучение схемы.

Практика: Вязание любого смешарика по выбору обучающегося.

1.8 Тема: «Вязание игрушки. Мишка Тедди»

Теория: Технология вязания мишки Тедди. Изучение схем.

Практика: Вязание игрушки.

1.9 Тема: «Итоговое занятие по разделу «Вязание крючком»

Практика: Мини-выставка вязаных игрушек.

Раздел 2. «Вышивка крестом»

2.1 Тема: «Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Техника безопасности»

Теория: Организация рабочего места при вышивании. Канва, мулине, игла с большим ушком. Техника безопасности при вышивании.

2.2 Тема: «Технология выполнения шва простой крест»

Теория: Основные приемы выполнения шва простой крест

Практика:

  • Заправка канвы в пяльца.
  • Закрепление нити в начале и в конце работы.
  • Упражнения в выполнении шва простой крест.
  • Стежок «назад иголку» при вышивании контура вышивки

2.3 Тема: «Чтение схем. Выбор схемы»

Теория: Виды схем для вышивки крестом – цветная, знаковая, смешанная. Правильное расположение вышивки. Чтение схемы.

Практика: Выбор правильного расположения вышивки, чтение схемы и ключей.

2.4 Тема: «Вышивание небольших мотивов»

Практика: Вышивание миниатюры по выбору обучающегося.

2.5 Тема: «Итоговое занятие по разделу «Вышивка крестом»

Практика: Мини-выставка вышитых сувениров.

Раздел 3. «Вышивка лентами»

3.1 Тема: «Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Техника безопасности»

Теория: История вышивки лентами. Организация рабочего места при вышивании лентами. Материалы, инструменты, используемые при вышивке лентами. Техника безопасности при работе с иглой.

3.2 Тема: «Основные приемы и швы при вышивании лентами»

Теория: Закрепление узелка на ленте. Закрепление шва. Перевод рисунка на ткань. Швы, используемые при вышивке лентами.

Практика: Упражнения по закреплению узелка на ленте, закреплению шва. Упражнения в выполнении швов, используемых при вышивке лентами: тамбурный, петля, стебельчатый, узелки, ленточный и др.

3.3 Тема: «Вышивание миниатюры, картины в технике «Вышивка лентами»

Теория: Знакомство с печатными изданиями по рукоделию. Выбор схемы.

Практика: «Вышивание небольших мотивов на салфетках и миниатюрах».

Раздел 4. «Творческий проект»

4.1 Тема: «Работа над творческим проектом»

Теория: Этапы работы над проектом.

Практика: Работа над творческим проектом.

4.2 Тема: «Итоговое занятие»

Теория: Защита творческого проекта.

Планируемые результаты 2 года обучения

По окончании 2 года обучения учащиеся должны:

Предметные результаты

знать:

  • Правила техники безопасности при вязании крючком;
  • Технологию изготовления вязаных игрушек;
  • Технологию вышивки крестом, лентами.

уметь:

  • Выполнять основные виды петель при вязании крючком;
  • Изготавливать игрушки-амигуруми;
  • Изготавливать различные сувениры с применением изученных техник;
  • Планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.

Метапредметные результаты

  • Использовать свою фантазию и наблюдательность для создания изделий декоративно-прикладного творчества.
  • Владеть основами рукоделия.
  • Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Личностные результаты

  • Уважительно относиться к товарищам, выстраивать дружеские взаимоотношения в коллективе.
  • Участвовать в коллективной деятельности при поддержке педагога.
  • Ориентироваться в мире ценностей.
  • Эмоционально отзываться на прекрасное.
  • Бережно относиться к своему здоровью.
  • Осознавать мотивы образовательной деятельности.

Содержание программы

Задачи программы 3-его года обучения

Образовательные:

  • Обучить приемам бисероплетения;
  • Научить изготавливать игрушки, браслеты, колье, цветы в технике бисероплетения;
  • Закрепить навыки и пополнить знания, освоить более сложные приемы по изготовлению мягкой игрушки.

Воспитательные:

  • Раскрыть детям красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного творчества;
  • Воспитывать коммуникативные качества.

Развивающие:

  • На основе знаний истории, знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства способствовать развитию творчества и созданию детьми предметов декоративно-прикладного искусства;
  • Формировать у обучающихся интерес к познанию рукоделия.

Учебный план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Теор.

Практ.

Всего

Вводное занятие.

1

1

2

Диагностика

1

Раздел «Кукла-сувенир»

10

32

42

1.1

История развития кукольного производства. Виды кукол.

2

-

2

Наблюдение

1.2

Технология изготовления веревочных кукол. Кукла

«Африканка»

1

3

4

Проверка прак.раб.

1.3

Лицо. Технология изготовления лица.

1

5

6

Проверка прак.раб.

1.4

Технология изготовления куклы-подушки.

2

4

6

Проверка прак.раб.

1.5

Русский национальный костюм. Пошив костюма для

куклы-подушки.

1

5

6

Проверка прак.раб.

1.6

Дом для чайника. Технология изготовления куклы-грелки

на чайник.

1

5

6

Проверка прак.раб.

1.7

 «Некто по имени Голохвостик». Технология

изготовления.

1

5

6

Проверка прак.раб.

1.8

Ленивые игрушки. Технология изготовления Шалтая-

Болтая.

1

5

6

Проверка прак.раб.

2

Раздел «Бисероплетение»

12

41

53

2.1

Тема 2.1 Организация рабочего места. Материалы и инструменты.

Техника безопасности.

1

-

1

Наблюдение

2.2

Тема 2.2 Приемы работы с бисером. Технология плетения цепочки

«змейка».

0,5

1.5

2

Проверка прак.раб.

2.3

Тема 2.3 Технология плетения цепочки «крестик».

0.5

1.5

2

Проверка прак.раб.

2.4

Тема 2.4 Технология плетения цепочки «цветочки».

0.5

3.5

4

Проверка прак.раб.

2.5

Тема 2.5 Технология плетения цепочки «восьмерка».

0,5

2,5

3

Проверка прак.раб.

2.6

Тема 2.6 Технология подплетения цепочек.

0,5

1,5

2

Проверка прак.раб.

2.7

Тема 2.7Соединение цепочек в круг. Закрепление и удаление

нитей. Крепление замков.

0.5

2,5

3

Проверка прак.раб.

2.8

Тема 2.8Плетение браслета «Зигзаг».

1

5

6

Выполненное изделие

2.9

Тема 2.9Плетение ожерелья «Сиреневый туман».

1

7

8

Выполненное изделие

2.10

Тема 2.10Технология плетения цветов на проволоке и леске.

1

-

1

Проверка прак.раб.

2.11

Тема 2.11Способы плетения элемента «листик».

1

2

3

Проверка прак.раб.

2.12

Тема 2.12Технология плетения элемента «тычинка».

0,5

1.5

2

Проверка прак.раб.

2.13

Тема 2.13Технология плетения элемента «ромашка».

0,5

1.5

2

Проверка прак.раб.

2.14

Тема 2.14Технология плетения элемента «мак».

0,5

1.5

2

Проверка прак.раб.

2.15

Тема 2.15Сшивание лепестков в цветок.

0,5

1,5

2

Проверка прак.раб.

2.16

Тема 2.16Плетение бабочки.

-

3

3

Выполненное изделие

2.17

Тема 2.17Технология плетения объемной игрушки. Плетение собачки.

1

3

4

Выполненное изделие

2.18

Тема 2.18Технология оплетения бисером.

1

2

3

Проверка прак.раб.

3

Раздел «Творческий проект»

2

9

11

3.1

Тема 4.1 Работа над творческим проектом.

1

9

10

Контроль

3.2

Итоговое занятие.

1

-

1

Защита проекта

Итого

25

83

108

Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория: Планы объединения на предстоящий год.         Обсуждение новых идей, внесение коррективов.

Практика: Диагностика сохранности знаний, умений, навыков.

Раздел 1. «Кукла-сувенир»

1.1 Тема: «История развития кукольного производства. Виды кукол»

Теория: История куклы. Виды кукол. Куклы – обереги, сказочные герои в технике «Папье-маше», домовята, национальные куклы.

1.2 Тема: «Технология изготовления веревочных кукол. Кукла «Африканка»

Теория: Особенности технологии изготовления веревочных кукол. Последовательность изготовления куклы «Африканка»

Практика:Изготовление куклы «Африканка»

1.3 Тема: «Лицо. Технология изготовления лица»

Теория: Правила изготовления выкройки. Технология создания лица, оформление лица.

Практика: Изготовление картины с изображением веселого лица.

1.4 Тема: «Технология изготовления куклы-подушки»

Теория: Особенности изготовления куклы-подушки. Способы  выполнения прически.

Практика: Изготовление куклы-подушки.

1.5. Тема: «Русский национальный костюм. Пошив костюма для куклы-подушки»

Теория: История русского национального костюма. Рубаха, сарафан, юбка-понева, душегрея, передник, кокошник.

Практика: Изготовление всех компонентов русского женского национального костюма для куклы.

1.6 Тема: «Дом для чайника. Технология изготовления куклы-грелки на чайник»

Теория: Принцип изготовления выкройки. Этапы выполнения работы.

Практика: Изготовление грелки на чайник «Гном»

1.7 Тема: «Некто по имени Голохвостик». Технология изготовления»

Теория: Кто такой Голохвостик. Принцип изготовления выкройки. Этапы выполнения работы.

Практика: Изготовление куклы Голохвостика.

1.8 Тема: «Ленивые игрушки. Технология изготовления Шалтая-Болтая»

Теория: Особенность ленивых игрушек. Технология изготовления ленивых игрушек. Последовательность изготовления Шалтая-Болтая.

Практика: Изготовление Шалтая-Болтая.

Раздел 2. «Бисероплетение»

2.1 Тема: «Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Техника безопасности»

Теория: История бисероплетения. Организация рабочего места при бисероплетении. Бисер, стеклярус, нити, проволока, леска, фурнитура, иглы, инструменты. Техника безопасности при работе с бисером.

2.2 Тема: «Приемы работы с бисером. Технология плетения цепочки «змейка»

Теория: Технология плетения цепочки «змейка»

Практика: Плетение цепочки «змейка»

2.3 Тема: «Технология плетения цепочки «крестик»

Теория: Технология плетения цепочки «крестик»

Практика: Плетение цепочки «крестик»

2.4 Тема: «Технология плетения цепочки «цветочки»

Теория: Технология плетения цепочки «цветочки»

Практика: Плетение цепочки «цветочки»

2.5 Тема: «Технология плетения цепочки «восьмерка»

Теория: Технология плетения цепочки «восьмерка»

Практика: Плетение цепочки «восьмерка»

2.6 Тема: «Технология подплетения цепочек»

Теория: Способы подплетения цепочек.

Практика: Упражнения по подплетению цепочек разными способами.

2.7 Тема: «Соединение цепочек в круг. Закрепление и удаление нитей. Креплениезамков»

Теория: Правила соединения цепочки в круг, закрепления и удаления нитей. Способы крепления замка.

Практика:  Соединение цепочки в круг, закрепление нитей, крепление замка.

2.8 Тема: «Плетение браслета «Зигзаг»

Теория: Изучение и зарисовка схемы плетения браслета.

Практика: Плетение браслета.

2.9 Тема: «Плетение ожерелья «Сиреневый туман»

Теория: Изучение и зарисовка схемы плетения ожерелья.

2.10 Тема: «Технология плетения цветов на проволоке и леске»

Теория: Способы и приемы плетения цветов.

2.11 Тема: «Способы плетения элемента «листик»

Теория: Изучение способов плетения элемента «листик».

Практика: Упражнения по плетению элемента «листик».

2.12 Тема: «Технология плетения элемента «тычинка»

Теория: Изучение технологии плетения элемента «тычинка».

Практика: Упражнения в плетении элемента «тычинка».

2.13 Тема: «Технология плетения элемента «ромашка»

Теория: Изучение технологии плетения элемента «ромашка».

Практика: Упражнения в плетении элемента «ромашка».

2.14 Тема: «Технология плетения элемента «мак»

Теория: Изучение технологии плетения элемента «ромашка».

Практика: Упражнения в плетении элемента «ромашка».

2.15 Тема: «Сшивание лепестков в цветок»

Теория: Способы сшивания лепестков в цветок.

Практика: Упражнения по соединению лепестков в цветок.

2.16 Тема: «Плетение бабочки»

Практика: Изготовление бабочки.

2.17 Тема: «Технология плетения объемной игрушки. Плетение собачки»

Теория: Особенности плетения объемных игрушек.

Практика: Плетение собачки.

2.18 Тема: «Технология оплетения бисером»

Теория: Способы оплетения бисером объемных вещей.

Практика: Оплетение деревянной заготовки в форме яйца.

Раздел 3. «Творческий проект»

3.1 Тема: «Работа над творческим проектом»

Теория: Этапы работы над проектом.

Практика: Работа над творческим проектом.

3.2 Тема: «Итоговое занятие»

Теория: Защита творческого проекта.

Планируемые результаты 3 года обучения

По окончании 3 года обучения учащиеся должны:

Предметные результаты

знать:

  • Технику бисероплетения;
  • Технологию изготовления народной куклы.

уметь:

  • Изготавливать цветы, игрушки, браслеты, колье из бисера;
  • Изготавливать большие мягкие игрушки, куклу-подушку;
  • Создавать декоративно-прикладные изделия (подарочные сувениры, игрушки) с использованием изученных видов рукоделия;
  • Творчески подходить к решению поставленных задач, находиться в постоянном творческом поиске.

Метапредметные результаты

  • Разбираться в направлениях и течениях современных видов рукоделия.
  • Уметь осуществлять информационный поиск.
  • Анализировать проделанную работу.
  • Находить пути и средства устранения ошибок.

Личностные результаты

  • Ответственно относиться к процессу обучения.
  • Разрешать конфликтные ситуации.
  • Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»

2.1 Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 36

Начало занятий групп всех годов обучения – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.

Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.

2.2 Условия реализации программы

Перечень материально-технического обеспечения

Наименование

I ступень

II ступень

1II ступень

п/п

1.

Ноутбук

1

1

1

2.

Стол

8

8

8

3.

Стул

16

16

16

4.

Мультимедийный проектор

1

1

1

5.

Колонки

1

1

1

6.

Экран

1

1

1

7.

Видеофильмы

по тематике

по тематике

по тематике

8.

Презентации

по тематике

по тематике

по тематике

9.

Опорные конспекты

по тематике

по тематике

по тематике

10.

Инструкционные и технологические карты

по тематике

по тематике

по тематике

11.

Схемы, выкройки

по тематике

по тематике

по тематике

12.

Подборка журналов

по тематике

по тематике

по тематике

Информационное обеспечение

Подключение к сети Интернет.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, имеет высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.

2.3 Формы аттестации/контроля

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:

начальная диагностика;

использование методов специальной диагностики, тестирования;

викторины;

творческие задания;

игры;

практические работы;

самостоятельные работы;

презентации творческих проектов;

участие в выставках, конкурсах.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

- начальный контроль (сентябрь);

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- промежуточный контроль (январь);

- итоговый контроль (май).

Для определения результативности обучения учащиеся в течение года выполняют изделия к отчетным, конкурсным выставкам. Также в течение учебного года разрабатываются творческие проекты, коллекции изделий и сувениров.

Первый год обучения: открытки в технике «изонить», игольницы, игрушки из меха и ткани, как итог – изделия к отчетной выставке в технике «Мягкая игрушка», творческий проект.

Второй год обучения: игрушки-амигуруми, салфетки, миниатюры в технике «вышивки крестом», «вышивки лентами», сувениры к праздникам, участие в конкурсах, как итог – изделия к отчетной выставке по техникам «Вязание крючком» , «Вышивка», творческий проект.

Третий год обучения: большие мягкие игрушки, куклы-сувениры, новогодние сувениры, изделия в технике бисероплетения, участие в конкурсах,  как итог – изделия к отчетной выставке в технике бисероплетения и мягкой игрушки, творческий проект.

Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств. Это защита проектов.

Кроме того, учебно-тематический план каждого года обучения содержит в себе вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику и введение в программу, итоговое занятие — промежуточную или итоговую диагностику.

Для каждого учащегося важно продемонстрировать свои творческие достижения, получить одобрение и справедливую оценку своих стараний от педагога, родителей и сверстников.  Критериями освоения программы служат знания, умения и навыки учащихся, позволяющие им создавать собственные творческие работы, исследовательские проекты и презентации.

2.4 Оценочные материалы

В конце каждого учебного года проводится промежуточная аттестация учащихся, а по завершении курса обучения по программе, проходит итоговая аттестация с использованием диагностических методик:

Развитие познавательных процессов:

Составление алгоритмов.

Личностное развитие учащихся:

«Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник);

«16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла» (детский вариант, адаптированный Э.М. Александровской);

«Методика определения самооценки детей» (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

2.5 Методические материалы.

Методическое обеспечение I года обучения

п/п

Название раздела, темы

Дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

Вводное занятие

раздаточный материал

Словесный: рассказ, беседа, объяснение. Практический: упражнения, практическая работа. Коллективный: работа в группах. Наглядный: показ, анализ видеоматериалов

Частично-поисковый

анализ текста,

Индивидуальный -самостоятельная работа

Проблемно- поисковые: выполнение творческих заданий, исследование, творческая мастерская, практикум. Исследовательский: решение проблемных ситуаций

Начальная диагностика

1.

Изонить

Видеоматериалы, инструкционные карты, схемы

Мини-выставка выполненных работ, участие в конкурсах

2.

Шитье

видеоматериалы, иллюстрации,

инструкционные каты

Проверка практической работы

3.

Мягкая игрушка

мультимедийные материалы,инструкционные карты, шаблоны, выкройки

Мини-выставка мягких игрушек, участие в конкурсах

4.

Творческий проект

Журналы, книги по рукоделию, компьютерные программные средства

Проект

5.

Итоговое занятие

Защита проекта

Методическое обеспечение II год обучения

п/п

Название раздела, темы

Дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

Вводное занятие

раздаточный материал

Словесный: рассказ, беседа, объяснение. Практический: упражнения, практическая работа. Коллективный: работа в группах. Наглядный: показ, анализ видеоматериалов

Частично-поисковый

анализ текста,

Индивидуальный -самостоятельная работа

Проблемно- поисковые: выполнение творческих заданий, исследование, творческая мастерская, практикум. Исследовательский: решение проблемных ситуаций

Входной контроль

1.

Вязание крючком

Карточки, схемы, журналы по вязанию крючком

Мини-выставка вязаных игрушек, участие в конкурсах

2.

Вышивка крестом

Схемы, журналы по рукоделию, мультимедийные материалы

Мини-выставка вышитых сувениров

3.

Вышивка лентами

Схемы, журналы,

мультимедийные материалы

Вышитые миниатюры

4.

Творческий проект

Журналы, книги по рукоделию, компьютерные программные средства

Проект

5.

Итоговое занятие

Защита проекта

Методическое обеспечение III год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Раздаточный материал

Словесный: рассказ, беседа, объяснение. Практический: упражнения, практическая работа. Коллективный: работа в группах. Наглядный: показ, анализ видеоматериалов

Частично-поисковый

анализ текста,

Индивидуальный -самостоятельная работа

Проблемно- поисковые: выполнение творческих заданий, исследование, творческая мастерская, практикум. Исследовательский: решение проблемных ситуаций

входной контроль

1.

Кукла-сувенир

Шаблоны, выкройки, иллюстрации

Изготовленные куклы, выставка работ

2

Бисероплетение

Схемы, инструкционные карты, демонстрационный материал

Мини-выставка изделий, выполненных в технике бисероплетения, участие в конкурсах

3.

Творческий проект

Журналы, книги по рукоделию, компьютерные программные средства

Проект

7.

Итоговое занятие

Защита проекта

Алгоритм построения учебного занятия

Каждое занятие по программе содержит организационную, основную и заключительные части.

Организационная часть: приветствие, сообщение темы занятия. Она должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.

Основная часть: Основная часть включает в себя теорию и практику. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Теория предполагает изучение:

истории возникновения различных видов рукоделия;

техники безопасности при различных видах рукоделия;

организации рабочего места, подбор инструментов и материала для выполнения различных видов рукоделия;

технологию изготовления работ в техниках изонить, вязание крючком игрушек, мягкая игрушка, вышивка крестом и лентами, бисероплетение;

схем изготовления изделий в различных техниках;

структуры творческой, исследовательской и проектной работы.

Практика закрепляет изученный теоретический материал. Основное место на занятиях отводится практической работе:

выполнение упражнений, заданий;

самостоятельная работа;

знакомство со специальной литературой по рукоделию;

изготовление изделий;

работа над проектом.

Технологии, формы и методы обучения

Применяемые технологии:

  • Технология развивающего обучения
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология игрового обучения
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Технология саморазвития
  • Информационная технология
  • Здоровьесберегающая технология

Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.

Программа предполагает использование различных форм занятий (занятие-игра, занятие-путешествие, и др.) и методов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский).

2.6 Список литературы

для педагога

  • Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.
  • Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия.,1998 г.
  • Андреева И.А. Шитье и рукоделие. Энциклопедия.,2000 г.
  • Ануфриева М. А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010
  • Бабанский Ю.К. «Педагогика» М. «Просвещение» 1988 г.
  • Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.
  • Лазарева А.Г. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. Выпуск 2
  • Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
  • Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки. АСТ, Астрель, Харвест, 2009 г.
  • Рондели Д.Л. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984

для учащихся

  • Андрющенко И. В., Коваленко Т. А. Техника плетения бисером. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006;
  • Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2006;
  • Бисер-Land. Изделия наших читателей. Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 1999;
  • Волчек Н. М. Фенечки из ниток и бисера. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005;
  • Лихачева Т. Г. Моя подружка – мягкая игрушка/Художники В. Х. Янаев, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2001;
  • Миронова Т. В., Ермакова С. О., Доброва Е. В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010

Интернет-ресурсы


Приложение 1 к программе

Календарный учебный график 1 года обучения

Количество часов за год – 72

месяц

число

Время проведения занятий

Форма занятий

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

2

Вводное занятие

1-2

беседа, контроль

2

Знакомство. Задачи курса. Структура работы.  Техника безопасности при работе в кабинете. Правила поведения на занятиях.

кабинет

Начальная диагностика

24

Изонить

3

рассказ

1

Изонить (ниткография). Исторические сведения об изонити.

кабинет

Наблюдение

4

беседа

1

Организация рабочего места. Материалы, инструменты.

Техника безопасности на рабочем месте.

Последовательность работы.

кабинет

Наблюдение

5-8

Объяснение, практическая работа

4

Приемы заполнения углов.

кабинет

Проверка практической работы

9-12

Объяснение, практическая работа

4

Приемы заполнения окружности.

кабинет

Проверка практической работы

13-14

Объяснение, практическая работа

2

Приемы заполнения треугольника.    

кабинет

Проверка практической работы

15-16

Объяснение, практическая работа

2

Приемы заполнения квадрата и ромба.

кабинет

Проверка практической работы

17-18

Объяснение, практическая работа

2

Технология изготовления открытки. Открытка «Уточка».

кабинет

Проверка практической работы

19-20

Объяснение, практическая работа

2

Изготовление открытки «Бабочка».

кабинет

Проверка практической работы

21-22

Объяснение, практическая работа

2

Технология изготовления работы «Зайчик».

кабинет

Проверка практической работы

23-24

Объяснение, практическая работа

2

Изготовление открытки «Собачка».  

кабинет

Проверка практической работы

25-26

Практическая работа

2

Осенняя фантазия. Итоговое занятие по технике «Изонить».

кабинет

Мини-выставка выполненных работ

8

Шитье

27

беседа

1

Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с ручными инструментами.

кабинет

Викторина

28-30

Беседа, практическая работа

3

Технология выполнения ручных швов.

кабинет

Проверка практической работы

31-34

Объяснение, практическая работа

4

Технология изготовления игольницы.

кабинет

Проверка практической работы

33

Мягкая игрушка

35

Рассказ, беседа

1

История возникновения игрушки. Организация рабочего

места. Техника безопасности.

кабинет

Наблюдение

36-37

комбинированная форма занятий

2

Материалы, используемые при изготовлении мягкой

игрушки. Способы набивки.

кабинет

Проверка практической работы

38-39

Объяснение, практическая работа

2

Приемы работы с выкройками. Правила раскроя.

кабинет

Проверка практической работы

40-43

Объяснение, практическая работа

4

Технология изготовления мягкой игрушки «Петушок».

кабинет

Выполненная игрушка

44-47

Рассказ, объяснение, практическая работа

4

История народной игрушки. Технология изготовления мягкой игрушки «Клоун».

кабинет

Выполненная игрушка

48-51

Объяснение, практическая работа

4

Технология изготовления мягкой игрушки «Черепаха».

кабинет

Выполненная игрушка

52-55

Объяснение, практическая работа

4

Технология изготовления мягкой игрушки «Бегемотик».

кабинет

Выполненная игрушка

56-57

Объяснение, практическая работа

2

Особенности технологии изготовления мягкой игрушки из меха.

кабинет

Проверка практической работы

58-62

Объяснение, практическая работа

5

Технология изготовления мягкой игрушки «Собачка».

кабинет

Выполненная игрушка

63-67

Объяснение, практическая работа

5

Технология изготовления мягкой игрушки «Котик».

кабинет

Выполненная игрушка

5

Творческий проект

68-71

Объяснение, самостоятельная работа

4

Работа над творческим проектом.

кабинет

Контроль

72

выставка

1

Итоговое занятие.

Актовый зал

Защита проекта

72

Итого

Приложение 2 к программе

Календарный учебный график 2 года обучения

Количество часов за год   - 72

месяц

число

Время проведения занятий

Форма занятий

Количество часов

Тема занятия

Место проведения занятий

Форма контроля

2

Вводное занятие

1-2

Беседа

2

Задачи. Техника безопасности при работе в кабинете. Правила поведения на занятиях. Диагностика сохранности знаний.

кабинет

Диагностика

26

Вязание крючком

3

Объяснение, практическая работа

1

Организация рабочего места. Материалы, виды крючков.

Техника безопасности.

кабинет

Наблюдение

4

Объяснение, практическая работа

1

Начало вязания. Вязание цепочки.

кабинет

Проверка практической работы

5-9

Объяснение, практическая работа

5

Основные виды петель. Чтение схем.

кабинет

Проверка практической работы

10-11

Объяснение, практическая работа

2

Технология вязания полотна.

кабинет

Проверка практической работы

12-13

Объяснение, практическая работа

2

Технология вязания по кругу.

кабинет

Проверка практической работы

14-15

Объяснение, практическая работа

2

Амигуруми. Технология вязания игрушек.

кабинет

Проверка практической работы

16-20

Объяснение, практическая работа

5

Вязание игрушки. Смешарики.

кабинет

Выполненная игрушка

21-26

Объяснение, практическая работа

6

Вязание игрушки. Мишка Тедди.

кабинет

Выполненная игрушка

27-28

Практическая работа

2

Итоговое занятие по разделу «Вязание крючком».

кабинет

Мини-выставка вязаных игрушек

17

Вышивка крестом

29

беседа

1

Организация рабочего места. Материалы, инструменты.

Техника безопасности.

кабинет

наблюдение

30-33

Объяснение, практическая работа

4

Технология выполнения шва простой крест.

кабинет

Проверка практической работы

34-35

Объяснение

2

Чтение схем. Выбор схемы.

кабинет

Наблюдение

36-43

Практическая работа

8

Вышивание небольших мотивов.

кабинет

Вышитые миниатюры

44-45

Практическая работа

2

Итоговое занятие по разделу «Вышивка крестом».

кабинет

Мини-выставка вышитых сувениров

17

Вышивка лентами

46

беседа

1

Организация рабочего места. Материалы, инструменты.

Техника безопасности.

кабинет

Наблюдение

47-50

Беседа, практическая работа

4

Технология выполнения швов, применяемых при вышивке

лентами.

кабинет

Проверка практической работы

51-62

Практическая работа

12

Вышивание миниатюры, картины в технике «Вышивка

лентами»

кабинет

Вышитая работа

10

Творческий проект

63-71

Объяснение, самостоятельная работа

9

Работа над творческим проектом.

кабинет

Контроль

72

Выставка

1

Итоговое занятие.

Актовый зал

Защита проекта

72

Итого

Приложение 3 к программе

Календарный учебный график 3 года обучения

Количество часов за год   - 108

месяц

число

Время проведения занятий

Форма занятий

Количество часов

Тема занятия

Место проведения занятий

Форма контроля

2

Вводное занятие

1-2

Беседа

2

Задачи. Техника безопасности при работе в кабинете. Правила поведения на занятиях.

Диагностика сохранности знаний.

кабинет

входной контроль

42

Кукла-сувенир

3-4

Рассказ

2

История развития кукольного производства. Виды кукол.

кабинет

Наблюдение

5-8

Рассказ, практическая работа

4

Технология изготовления веревочных кукол. Кукла

«Африканка»

кабинет

Проверка практической работы

9-14

Объяснение, практическая работа

6

Лицо. Технология изготовления лица.

кабинет

Проверка практической работы

15-20

Объяснение, практическая работа

6

Технология изготовления куклы-подушки.

кабинет

Проверка практической работы

21-26

Рассказ, объяснение, практическая работа

6

Русский национальный костюм. Пошив костюма для куклы-подушки.

кабинет

Проверка практической работы

27-32

Объяснение, практическая работа

6

Дом для чайника. Технология изготовления куклы-грелки на чайник.

кабинет

Проверка практической работы

33-38

Объяснение, практическая работа

6

«Некто по имени Голохвостик». Технология

изготовления.

кабинет

Проверка практической работы

39-44

Объяснение, практическая работа

6

Ленивые игрушки. Технология изготовления Шалтая-

Болтая.

кабинет

Проверка практической работы

53

Бисероплетение

45

Беседа

1

Организация рабочего места. Материалы и инструменты.

Техника безопасности.

кабинет

Проверка практической работы

46-47

Объяснение, практическая работа

2

Приемы работы с бисером. Технология плетения цепочки

«змейка».

кабинет

Проверка практической работы

48-49

Объяснение, практическая работа

2

Технология плетения цепочки «крестик».

кабинет

Проверка практической работы

50-53

Объяснение, практическая работа

4

Технология плетения цепочки «цветочки».

кабинет

Проверка практической работы

54-56

Объяснение, практическая работа

3

Технология плетения цепочки «восьмерка».

кабинет

Проверка практической работы

57-58

Объяснение, практическая работа

2

Технология подплетения цепочек.

кабинет

Проверка практической работы

59-61

Объяснение, практическая работа

3

Соединение цепочек в круг. Закрепление и удаление нитей. Крепление замков.

кабинет

Проверка практической работы

62-67

Практическая работа

6

Плетение браслета «Зигзаг».

кабинет

Выполненное изделие

68-75

Практическая работа

8

Плетение ожерелья «Сиреневый туман».

кабинет

Выполненное изделие

76

Объяснение, практическая работа

1

Технология плетения цветов на проволоке и леске.

кабинет

Проверка практической работы

77-79

Объяснение, практическая работа

3

Способы плетения элемента «листик».

кабинет

Проверка практической работы

80-81

Объяснение, практическая работа

2

Технология плетения элемента «тычинка».

кабинет

Проверка практической работы

82-83

Объяснение, практическая работа

2

Технология плетения элемента «ромашка».

кабинет

Проверка практической работы

84-85

Объяснение, практическая работа

2

Технология плетения элемента «мак».

кабинет

Проверка практической работы

86-87

Объяснение, практическая работа

2

Сшивание лепестков в цветок.

кабинет

Проверка практической работы

88-90

Практическая работа

3

Плетение бабочки.

кабинет

Выполненное изделие

91-94

Объяснение, практическая работа

4

Технология плетения объемной игрушки. Плетение собачки.

кабинет

Выполненное изделие

95-97

Объяснение, практическая работа

3

Технология оплетения бисером.

кабинет

Проверка практической работы

11

Творческий проект

98-107

Объяснение, самостоятельная работа

10

Работа над творческим проектом.

кабинет

Контроль

108

Выставка

1

Итоговое занятие.

Актовый зал

Защита проекта

108

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Программа разработана  педагогом дополнительного образования    Пекешиной Светланой Анатольевной   средняя школа №9 им.А.С.Пушкина г.Волжска РМЭ  .   Срок реализации...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Результатом моей работы над методической темой  "Современная хореография как средство развития личности ребёнка"  стало создание  модифицированной образовательной программы «От фантазии...

Образовательная программа дополнительного образования "Страна Фантазия"

Модифицированная образовательная программа дополнительно образования детей "Страна Фантазия". Направленность - художественно-эстетическая. Данная программа предусматривает развитие у обучающихся изобр...

Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной образовательной направленности «Бумажная фантазия». Возраст детей – 8 – 12 лет, срок обучения – 2 года.Цель...

Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бумажная фантазия"....

Рабочая дополнительная образовательная программа «Фантазия»

Программа объединения  "Фантазия» разработана в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании РФ", Национальной доктриной образования, Международной конвенцией "О правах ребенка" 1989 г., "В...