Наш край
рабочая программа по теме

Программа внеурочной деятельности для учащихся 3 класса по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_kray_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации Селивановского района

МОУ «Копнинская начальная общеобразовательная школа»

Селивановского района Владимирской области

               

  Согласовано                                                                      Утверждена

  На заседании педагогического совета                             директором школы

   Протокол №1 от 04.09.2013г.                                          «04» сентября 2013 г.

                                                                                                 

Программа внеурочной деятельности учащихся

Кружок «Наш край»

Разработана для учащихся 3 класса

 (срок реализации программы 1 год).

                                                     

                                                 

                                                                                                     

  Разработчик:                                                                                                                                                                                                                                                                                             Турунцева Н.А.

Директор

МОУ «Копнинская НОШ

    Копнино

2013г.

Пояснительная записка

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Цель программы -  способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Владимирской области, воспитанию любви к родному краю, бережного отношения к культурному и природному наследию родного края.

Задачи программы

Образовательные:

- расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу;

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.

Развивающие:

- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала;

- развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности.

Воспитывающие:

- содействие гармоничному развитию личности школьника;

- совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

- гуманное отношение к окружающей среде;

- воспитание патриотизма, любви к родному краю.

Предполагаемые результаты:

А)  знать: животный и растительный мир своей малой родины; архитектурные памятники своего края и их историю; поэтов, художников и музыкантов, воспевающих красоту родного края; занятия и ремесла владимирцев.

Б) уметь: рассказывать о животном и растительном мире  своего края; об архитектурных памятниках края; о людях, воспевающих красоту родного края и находить информацию о них; изобразить увиденное в рассказе, услышанное в рисунке.

        

        В нашей школе создана программа «Наш край», которая реализует гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 3  классе в рамках ФГОС. Данная программа является продолжением программы «Наш край», которая реализовывалась в 1 и 2 классе.

Данная программа модифицированная и разработана с учетом уже существующих научно-методических и практических исследований в области краеведческого образования младших школьников. При создании настоящей программы были использованы материалы программы Е. Л.Харчевниковой «Наш край»

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Программа многогодичная и состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков.

3класс

Программа третьего года обучения предполагает знакомство учащихся животным и растительным миром Владимирского края, с архитектурными памятниками края и их историей, с произведениями земляков художников, писателей и музыкантов.

На изучение данной программы отводится 1 час в неделю.

Содержание программы рассчитано на занятия с учащимися 3 класса,  проявляющих интерес к естествознанию и краеведению.  

        Настоящая программа  рассчитана на 34 часа.        Каждая тема занятий предполагает организацию познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии).

        Занимающиеся  непосредственно знакомятся с историей своего края.        Основной формой занятий  является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, составление и разгадывание кроссвордов, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.

           Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами.

        Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Отслеживание результатов.

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организовывается в форме:

  1. Викторин, игр, составления и разгадывание кроссвордов и ребусов;
  2. Создания и презентация проекта;
  3. Конкурсов исследовательских работ, рисунков;
  4. Участия в конференциях различного уровня.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

-

1.

Растительный мир Владимирского края

7

4

3

1.1

Экскурсия в природу

1

1

1.2

Рисование по материалам экскурсии

1

1

1.3

Экология нашего села

1

1

1.4

Что растет в поле и на огороде

1

1

1.5.

Лекарственные растения нашего края

1

1

1.6.

Растения края, занесенные в Красную книгу

2

1

1

2

Животный мир Владимирской области

3

2

1

2.1

Животный мир Владимирской области

1

1

2.2

Животные края, занесенные в Красную книгу

2

1

1

3

Природа нашего края в произведениях художников, писателей, музыкантов.

8

5

3

3.1

Природа нашего края в стихах и рассказах И.Симонова, С.Никитина

2

1

1

3.2.

Природа нашего края в произведениях наших земляков-селивановцев

2

1

1

3.3.

Природа нашего края в произведениях художников Владимирского края

1

1

3.4.

Природа нашего края в картинах местного художника И.Г.Струнина

1

1

3.5.

Певческая и музыкальная культура родного края.

2

2

4.

Архитектурные памятники Владимирского края

7

5

2

4.1

Каменное зодчество. Храмы и церкви г.Владимира

2

1

1

4.2.

Архитектурные постройки в Боголюбове

1

1

4.3.

Архитектура г.Суздаля

1

1

4.4.

Церкви и храмы Селивановского района

2

1

1

4.5.

Деревянное зодчество края

1

1

5.

Занятия и ремесла жителей края

5

4

1

5.1

Лаковая миниатюра Мстеры. Мстерские вышивальщицы.

1

1

5.2

Декоративно-прикладное искусство. Палех. Холуй.

1

1

5.3.

Создаем красоту сами

1

1

5.4.

Азбука и первые книги на Руси.

1

1

5.5.

Русские буквари.

1

1

6.

Итоговое занятие

1

1

7.

Учебно-познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях

2

2

Итого

34

21

13

Содержание программы.

 

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5.

1.6.

2

2.1

2.2

3

3.1

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

4.

4.1

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

5.

5.1

5.2

5.3.

5.4.

5.5.

6.

7.

Введение (1ч)

Растительный мир Владимирского края(7ч)

Экскурсия в природу

Практическое занятие: наблюдение за растительным и животным миром края

Рисование по материалам экскурсии

Практическое занятие: рисование по материалам экскурсии

Экология нашего села

Экологические проблемы нашей деревни

Что растет в поле и на огороде

Культурные и дикорастущие растения края. Их отличия.

Лекарственные растения нашего края

Какие лекарственные растения произрастают в нашем крае.

Практическое занятие: создание каталога лекарственных растений Владимирской области

Растения края, занесенные в Красную книгу.

Какие растения занесены в Красную книгу и почему.

Практическое занятие: работа с Красной книгой Владимирской области.

Животный мир Владимирской области (3ч.)

Животный мир Владимирской области.

Какие животные водятся в нашем крае.

Животные края, занесенные в Красную книгу.

Какие животные края занесены в Красную книгу.

Практическое занятие: создание Красной книги Селивановского района.

Природа нашего края в произведениях художников, писателей, музыкантов (8ч.)

Природа нашего края в стихах и рассказах И.Симонова, С.Никитина

Знакомство с творчеством И.Симонова и С.Никитина

Практическое занятие: чтение и анализ произведений И.Симонова и С.Никитина.

Природа нашего края в произведениях наших земляков-селивановцев

Знакомство с творчеством местных поэтов, воспевающих красоту родного края: А.Березкиным, А.Серовым.

Практическое занятие: создание папки-раскладушки с произведениями местных поэтов.

Природа нашего края в произведениях художников Владимирского края

Знакомство с творчеством художников Владимирского края.

Природа нашего края в картинах местного художника И.Г.Струнина

Практическое занятие: просмотр картин И.Г.Струнина.

Певческая и музыкальная культура родного края.

Архитектурные памятники Владимирского края(7ч.)

Каменное зодчество. Храмы и церкви г.Владимира

 Что такое зодчество. История Успенского и Дмитриевского соборов.

Практическое занятие: презентация храмов г.Владимира.

Архитектурные постройки в Боголюбове

История церкви Покрова на Нерли

Архитектура г.Суздаля

Архитектурные памятники г.Суздаля: Покровский монастырь.

Церкви и храмы Селивановского района

История храма Спас-Железино, Тучковского храма, храма Ильи Пророка в с. Ильинском, церкви Святого Николая Чудотворца в Копнино.

Практическое занятие: экскурсия в разрушенную церковь д.Копнино.

Деревянное зодчество края

Деревянные церкви г.Суздаля.

Занятия и ремесла жителей края(5ч.)

Лаковая миниатюра Мстеры. Мстерские вышивальщицы.

Знакомство с ремеслом мстерских мастеров.

Декоративно-прикладное искусство. Палех. Холуй.

Знакомство с декоративно-прикладным исскуством населенных пунктов Палех, Холуй.

Создаем красоту сами

Практическое занятие : рисование

Азбука и первые книги на Руси.

Создатели азбуки Кирилл и Мефодий, первопечатник Иван Федоров. История создания первых книг.

Русские буквари.

История создания первых букварей. Первые книги на Владимирской земле.

Итоговое занятие(1ч.)

Практическое занятие: игра

Учебно-познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях

Список рекомендуемой  литературы для педагогов и родителей:

  1. А.Н.Соловьев «Селивановское приколпье», Киров, 2009г.
  2. Административно-территориальное деление Владимирской области. Справочник. 1983г.
  3. А.А.Саплин. Введение в историю. 4 класс. М.Дрофа, 2000г.
  4. Л.А. Артемьева «Малая частичка земли Владимирской – Селивановский район», Кр.Горбатка, 2007г.
  5. Е.Л. Харчевникова и др. «Наш край»// учебное пособие для учащихся 3 классов, Владимир 2006г.
  6. С. М. Голицин «Сказания о белых камнях» г.Ярославль, 1987 год.
  7. Ф.Н. Невская, В.А. Синицын «Уроки истории в 3(4)классе общеобразовательной школы (пропедевтический курс)»:Пособие для учителя. Владимир, 1997г.
  8. А.Ю. Рябова, Н.В. Шестерикова «Писатели и поэты Владимирского края». Владимир, 2008
  9. Красная книга Владимирской области.

Список литературы для учащихся:

  1. А.А.Саплин. Введение в историю. 4 класс. М.Дрофа, 2000г.
  2. Е.Л. Харчевникова и др. «Наш край»// учебное пособие для учащихся 3 классов, Владимир 2006г.
  3. Ф.Н. Невская, В.А. Синицын «Путешествие в родную историю»: Учебное пособие для учащихся . Владимир, 1997г.
  4. А.Ю. Рябова, Н.В. Шестерикова «Писатели и поэты Владимирского края». Владимир, 2008
  5. Красная книга Владимирской области.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»

Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»  Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Квест "Край мой! Край чудесный!". Задания на станциях.

Мероприятие было посвящено природе, географии, известным людям Красноярского края, его геральдике. Проведение квестов всегда вызывает интерес у обучающихся. такую форму проведения мероприятий очень хо...

урок по литературе "Край,ты мой,родимый край!"

Интегрированный урок по литературе для 5 класса с применением ИКТ(презентация)...

Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)

В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....

Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...