Блюзовый лад.
статья по теме

Кубарева Ольга Михайловна

Блюз является родителем таких стилей как джаз, рок-н-ролл и т.д.  Интересная история, спецефическая гармония, а также другое представление в отличие от русского фольклора дает возможность творчески проявить себя в музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blyuz.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методический доклад

преподавателя класса аккордеона и синтезатора

Кубаревой О.М.

на тему «Блюзовая импровизация на основе блюзового лада».

20 марта 2014г.

    В первую очередь необходимо сказать, что означает блюз. Блюз в переводе с американского означает  страдания афроамериканцев. Блюз – это когда хорошему человеку (негру) плохо. Фольклорная мелодика и ритмика выходцев из Африки соединились с европейской гармонической основой.

   12 тактов блюза появились из-за 3 х частной поэтической формы (запевал один, подхватывали остальные). Например, - «нам всем так плохо, но мы все такие хорошие», и обязательно повторить «да, детка, нам всем плохо, а мы такие хорошие»; ну, и как вывод – «у нас нет ничего кроме тоски, но она такая сладкая». В этом и заключен смысл страдания – через коллективное переживание тоски добиться катарсиса и всем с пафосом и упоением орать, начиная за упокой, а кончая за здравие.

    Блюзы были протяжными, а темпы медленными. Блюз хромал затреоленными восьмыми, мелодика синкопированная – акцент на слабую восьмую, ритмика очень свободна.

     Это три аккорда – T   S   D. Но характерное блюзовое звучание дают доминантсептаккорды. По классической теории музыки блюзовые аккорды не объяснишь, только если с точки зрения альтерации и использования нот мелодического мажора. Однако на самом деле последовательность наших септаккордов берется не из теории альтерации, а из блюзового лада.

Блюзовый лад – это такая последовательность звуков, в которй используются измененные устойчивые ступени (в альтерации же изменять можно только неустойчивые). Построить блюзовый лад очень легко, нужно лишь запомнить какие пониженные ступени добавляются к обычной мажорной гамме – это IIIь, Vь, VIIь.

Нам необходимо 12 тактов и триольный ритм, чтобы получился блюз, триоли создают такое «качание».

Пример.   I |IV    | I ;V| I

                  IV| I ;V| I     | V

                   IV| I; V| I; V

      Самое простое, что можно сделать с этими аккордами, чтобы разнообразить эту последовательность – переходить в основные аккорды через их пониженные на полутона варианты. Получаются такие хроматические переходы. (например До диез7 – До7; До7 До диез7 – Ре7). Эту стандартную последовательность можно дополнять или изменять, чтобы звучало приятно на слух.

К каждому септаккорду добавляют 13-ую или 6-ую ступень (это одна  и та же нота), 9-я, 9-я#, (9-яЬ – в особых случаях).

    Добавление тех или иных ступеней кстати – это один из вариантов украсить  вашу гармонию и внести в аккорд какой либо новый оттенок, а также сделать звучание стилистически более подходящим. Функция же такого аккорда не меняется.