Робототехника_Программа по внеурочной деятельности «Основы робототехники»
календарно-тематическое планирование по теме

Храпова Юлия Евгеньевна

Методический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon robototekhnika.doc805.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 489

Московского района Санкт-Петербурга

Программа по внеурочной деятельности  

«Основы робототехники»

lego_wed.jpg


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 489 Московского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы №489

____________ О.Н. Калашникова

«__»  августа         2013 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

______________________________

______________________________

Протокол № ________

от _____августа         2013 г.

Руководитель МО

_____________  ________________

                                                                                             

Рабочая учебная программа

                                   

Основы робототехники

срок реализации программы: 2013 – 2014г.

Программу  составила: Макашова Юлия Евгеньевна

г. Санкт - Петербург

2013


Пояснительная записка

"Основы робототехники. WeDo" представляет уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов. Программа рассчитана на детей 3-4 классов.

Новый конструктор в линейке роботов LEGO, предназначен, в первую очередь, для детей начальной школы.  Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Обоснование курса 

Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Целью использования «Робототехники» в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Цели работы курса: 

  1. Организация занятости школьников во внеурочное время.
  2. Всестороннее развитие личности учащегося:
  • Развитие навыков конструирования
  • Развитие логического мышления
  1. Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения,  физики, информатики, математики.
  2. Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах
  3.  Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.
  4. Творческое мышление при создании действующих моделей.
  5. Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
  6. Установление причинно- следственных связей,
  7. Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
  8. Экспериментальное  исследование.
  9. Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.

Основными задачами занятий   являются:

• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;

• развивать творческие способности и логическое мышление детей;

• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;

• развивать умения творчески подходить к решению задачи;

• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Обучающая среда  позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия  помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.

Образовательная система  предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.

Категория слушателей, для которых предназначена программа 

Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 3-4 классов образовательных учреждений, которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями. Занятия проводятся в группах (12-14 человек) 1 раза в неделю по 60 минут.

Виды и направления внеурочной деятельности

Основным направлением  курса  «Робототехники» во внеурочной деятельности  является проектная  и трудовая деятельность школьников.

 Условия реализации программы

Основные формы и приемы работы с учащимися:

  • Беседа
  • Ролевая игра
  • Познавательная игра
  • Задание по образцу ( с использованием инструкции)
  • Творческое моделирование ( создание модели-рисунка)
  • Викторина
  • Проект

Материально-техническое  оснащение образовательного процесса:

  • Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями
  • Конструктор Лего, Лего WeDo 
  • Компьютер, проектор, экран

 Планируемые результаты освоения программы

Знания и умения, полученные учащимися в ходе реализации программы:

  • Знание  основных принципов механики;
  • Умение классифицировать материал для создания модели;
  • Умения работать по предложенным инструкциям;
  • Умения творчески подходить к решению задачи;
  • Умения довести решение задачи до работающей модели;
  • Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

дата

Тема занятия

Виды деятельности

план

факт

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

Знакомство с ЛЕГО

пространственно-графическое моделирование

(рисование)

соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

2

Знакомство  с ЛЕГО продолжается

(Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра)

Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

пространственно-графическое моделирование

(моделирование)

соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

3

Путешествие по ЛЕГО-стране. Изучение механизмов.

Индивидуальные наклонности,

пространственно-графическое моделирование

(рисование)

соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

4

Исследователи механизмов.

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.

пространственно-графическое моделирование

(моделирование)

соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

Умение работать в коллективе, группе

5

Конструирование и программирование заданных моделей

соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

Обмен информацией в процессе общения

6

Конструирование и программирование заданных моделей

Установление отношений между данными и вопросом

Решение поставленной задачи через общение в группе

7

Волшебные модели.

8

Модели: автомобили.

соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности;

сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся;

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

9

Автомобили.

10

Проект «Рыцарский турнир»

Составление плана решения

11

Проект «Рыцарский турнир»

Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

Осуществление плана решения

12

Проект «Школьный двор»

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

13

Проект « дворец для принцессы»

14

Проект « Детская площадка»

15

Проект « Детская площадка»

16

Специальный транспорт

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

17

Водный транспорт

18

Проект «Водный транспорт»

19

Проект «Район, в котором я живу!»Симметричность LEGO моделей

Установление отношений между данными и вопросом

20

Устойчивость LEGO моделей.

Военный транспорт.

Установление отношений между данными и вопросом

21

Военный транспорт.

22

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

23

 Голодный аллигатор

24

Проект « Вратарь
Ликующие болельщики»

25

Непотопляемый парусник

26

Главная площадь в Моделирование достопримечательностей

27

Обезьянка – барабанщица 

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

28

Обезьянка – барабанщица

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

Решение поставленной задачи через общение в группе

29

Любимый сказочный герой. Моделирование из  LEGO WEDO

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

30

Моделирование сюжета из  LEGO WEDO/ Порхающая птица

Решение поставленной задачи через общение в группе

31

.  Моделирование сюжета из  LEGO WEDO

32

  Моделирование сюжета из  LEGO WEDO

взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач;

33

Проект «LEGO и сказки»


Список использованной литературы

Методическое обеспечение программы:

  1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
  2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
  3. http://www.lego.com/education/
  4. http://www.wroboto.org/
  5. http://www.roboclub.ru/
  6. http://robosport.ru/
  7. http://lego.rkc-74.ru/ 
  8. http://legoclab.pbwiki.com/
  9. http://www.int-edu.ru/

Информационное обеспечение:

  1. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
  2. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
  3. http://robotclubchel.blogspot.com/ 
  4. http://legomet.blogspot.com/ 
  5. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Робототехника» для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №5.Использование  конструкт...

«Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности по робототехнике»

Статья: «Формирование учебно - познавательной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности»В статье рассматриваются возможности организации исследовательской работы с применением робототехническ...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвали...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы робототехники»

laquo;Основы робототехники» LEGO WeDo представляет уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов.Новый конструктор...

программа курса внеурочной деятельности «Основы робототехники и легоконструирования»

Актуальность курса «Основы робототехники и легоконструирования» заключается в том, что он направлен на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Технологические наборы ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы робототехники"

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Основы робототехника» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.Программ...

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Основы робототехники» 5 – 9 классы

Дополнительная общеобразовательная программавнеурочной деятельности«Основы робототехники»5 – 9 классы...