Главные вкладки

    Программа по ВУД "Эврика", 5 класс
    рабочая программа (5 класс) по теме

    Мордвинова Елена Александровна

    «Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

    Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется ФГОС НОО и ФГОС ООО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vud_evrika_ond_5_klass_mordvinova_2014._doc_1.doc218.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 12 имени Ф.М.Сафонова г.о.Самара

    ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

     по общеинтеллектуальному направлению

    ЭВРИКА.

    ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    для обучающихся 5 классов

    Составитель:

    к.п.н, доц., зам.директора НМР Мордвинова Е.А.

    Самара 2013

    Содержание

    Пояснительная записка……………………………………………………………….

    Планируемые результаты освоения программы обучающимися………………….

    Тематический план на учебный год………………………………………..

    Содержание программы………………………………………………………………

    Библиография …………………………..

    Пояснительная записка

    Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность (далее – ВУД) в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.  

    В нашем образовательном учреждении  имеется опыт организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Учитывая интерес к реализуемым программам, наличие ресурсов для их реализации педагогами школы, планируются на  ступени основного общего образования  несколько программ, включая программу по общеинтеллектуальному направлению ВУД «Эврика. Основы научной деятельности».

    Программа «Эврика. Основы научной деятельности» относится к  общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5 классов (с перспективным планирование на 6-9 классов, срок реализации программы 2013-2018 уч.г). Составитель программы – зам.директора по НМР, к.п.н. доц. Е.А.Мордвинова. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО.

             Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

            Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.           Развитый интеллект отличает активное отношение к окружающему миру,  стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности.

         Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др. Понятие «интеллект», перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. В литературе обсуждаются интеллектуальные ресурсы отдельных групп населения и интеллектуальные потребности общества в целом.

             Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта. Организация внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального направления, продолжение предметных линий и использованием эффективных форм проведения  занятий, позволит успешно решать проблемы развития интеллекта обучающихся.

    Цель программы:  формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения  поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.

            

    Задачи программы:

    1. Развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления. Продолжить развитие способности обучающихся к  мыслительным  операциями – анализу, синтезу,  сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию.  Обучать приемам доказательства.
    2. Продолжить обучение школьников способам  самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ.
    3. Способствовать расширению кругозора,  развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач.
    4. Продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы.
    5. Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность  обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде  во взаимодействии с другими людьми.
    6. Продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.

            

    Новизна программы  состоит в органичном соединении опыта образовательного учреждения по интеллектуальному развитию обучающихся – проведению ученических конференций, творческих выставок и предметных декад, литературных гостиных – и реализации  межпредметного подхода, ориентации на расширение практической деятельности обучающихся, совершенствовании навыка проектной и исследовательской деятельности, возможности творческой самореализации личности и ухода.

            Педагогическая целесообразность  определена необходимостью продолжения  программы ВУД интеллектуального развития, реализуемой в начальной школе, расширением педагогического пространства для формирования интеллектуальных способностей обучающихся  основной школы  вне уроков.

            Особенности реализации программы:

    1. Структура содержания программы на ступени начального общего  строилась на авторских программах учителей методического объединения начальных классов, в том числе предусматривалась проектная и исследовательская деятельность, проведение конференций по итогам года. Структура программы  для основного общего образования состоит  из нескольких разделов:
    • исследовательская и проектная деятельность обучающихся
    • интеллектуальные игры
    • межпредметные декады.

    Новым в программе является выделенные в отдельные блоки исследовательская и проектная деятельность, интеллектуальные игры. Межпредметный подход позволит  предупредить узкопредметность в отборе содержания образования и  обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

    1. Реализация  раздела «Исследовательская и проектная деятельность» направлена на формирование у обучающихся практических навыков  выполнения работ для ученической конференции от выбора темы до публичной презентации. Продолжительность реализации блока на каждый год обучения – 27 часа.
    2. Раздел «Интеллектуальные игры» предполагает отработку алгоритма решения проблемных, познавательных, творческих вопросов, навыка формулирования  аналогичных вопросов из разных источников информации.  Многие вопросы рассчитаны на эрудицию, но вместе с тем   не  предполагают  точного знания тех или иных фактов, так как каждый вопрос содержит  в себе информацию, которая позволяет путем логических рассуждений или ассоциативно, опираясь на базовые знания, найти ответ. Блок рассчитан на 7 часов.
    3. Программа «Эврика. Основы научной деятельности» на ступени основного общего образования предусматривает межпредметную интеграцию (по согласованию с учителями-предметниками). Первый блок: литература, история, обществознание, технология, музыка и ИЗО. Второй блок: химия, физика, биология, география. Третий блок: математика, информатика и ИКТ. Продолжительность  каждого блока – примерно 10 часов в год обучения. Часть занятий проводится предметниками отдельно, часть совместно. Таким образом, в среднем, при реализации данной программы предметники будут заняты – 2-8 часов в год обучения, что позволит им реализовывать и другие программы в рамках организуемой внеурочной деятельности.
    4. Главная особенность реализации программы – практическая или творческая направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов ОУ; формирование  системы социально значимых ценностей через деятельность.
    5. Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения воспитательно-образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

    Условия реализации программы:

    1. Кадровое обеспечение: 1 педагог  (возможно привлечение учителей-предметников для реализации межпредметного подхода).
    2. Материальное обеспечение: школьная библиотека,  школьный музей, компьютерный класс (в т .ч. – мобильный) с выходом в Интернет,  профильные кабинеты (химии, физики, биологии, географии).
    3. Сотрудничество с учреждениями социума: областная библиотека, профильные факультеты и кафедры вузов.
    4. Модель реализации внеурочной деятельности - смешанная (элементы линейной и модульной модели: распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года и концентрация некоторых программ и видов деятельности в определенном периоде времени: полугодии).

    Реализация связи с урочной деятельностью:  содержание программы выстроено на принципе межпредметной интеграции и позволяет обучающимся расширить кругозор по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов.

    Возможность распространения и использования программы: размещение программы на сайте ОУ  и сайтах педагогических сообществ позволит распространить программу; участие в конкурсе программ станет позиционирование ее на разных уровнях. Программа  включает учебно-тематический план и приложения со сценариями некоторых занятий внеурочной деятельности, что дает возможность любому педагогу использовать их вариативно.

    Диагностичность 

              Диагностичность реализации программы обеспечивается:

    1. Системой тестовых диагностик, отслеживаением динамики развития обучающихся  по мере реализации программы.
    2. Процентом вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, результатами участия  обучающихся в ученических конференциях разного уровня.
    3. Динамикой участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
    4. Фиксированием всех результатов в портфолио обучающихся.

    Реалистичность реализации программы внеучебной (внеурочной) деятельности

             Реалистичность программы объясняется тем, что она выстроена в большей мере на основе имеющегося опыта ОУ в  развитии интеллектуальных способностей обучающихся; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся;  педагоги заинтересованы в реализации программы, так как это дает возможность организации работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к познавательной деятельности.

    Использование технологий

            Среди технологий, методов и приёмов развития УУД во внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании. Основные виды учебных ситуаций:

    • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
    • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
    • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
    • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

            Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач:

    1. На развитие личностных универсальных учебных действий:
    • на личностное самоопределение;
    • на развитие Я-концепции;
    • на смыслообразование;
    • на мотивацию;
    • на нравственно-этическое оценивание.

    1. На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
    • на учёт позиции партнёра;
    • на организацию и осуществление сотрудничества;
    • на передачу информации и отображению предметного содержания;
    • тренинги коммуникативных навыков;
    • ролевые игры;
    • групповые игры.

    1. На развитие познавательных универсальных учебных действий:
    • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
    • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
    • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
    • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
    • задачи на смысловое чтение.

    1. На развитие регулятивных универсальных учебных действий:
    • на планирование;
    • на рефлексию;
    • на ориентировку в ситуации;
    • на прогнозирование;
    • на целеполагание;
    • на оценивание;
    • на принятие решения;
    • на самоконтроль;
    • на коррекцию.

            При проведении занятий внеурочной деятельности будут использоваться технологии: технология проблемно-диалогового обучения, групповые технологии, ИКТ-технологии, технология системно-деятельностного обучения, интерактивные формы обучения.

            Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения.

            

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы

    (5 класс)

    Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по уровням:

    1. Краткосрочный: учащиеся приобретают знания:

    • о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите;
    • по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов через интеграцию содержания.

        2. Среднесрочный: у обучающихся формируется положительное отношение к базовым общественным ценностям, которое может проявляться в следующих видах деятельности:

    • инициирование и выполнение проектных и исследовательских работ;
    • креативном выполнении поставленных учебных задач;
    • созидательном взаимодействии в коллективах сменного и постоянного состава.

    3. Долгосрочный: приобретение обучающимися опыта самостоятельной деятельности:

    • при определении
    • темы исследовательской работы или проекта;
    • при работе с вариативными источниками информации;
    • решение задач с измененными условиями;
    • поиске оптимальных и рациональных путей решения поставленных задач.


    Формируемые УУД

            В результате внеурочной деятельности у обучающихся 5 классов основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

    Личностные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД

    1. Ценить и принимать базовые ценности.  

    2. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

    3. Понимать смысл и цель самообразования.

    4. Давать нравственно-этические оценки.

    1. Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

    2.Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

         отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

    3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

    4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

    5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

    6. Составлять сложный план текста.

    7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

    1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

    4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

    6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

    7. Понимать точку зрения другого

    8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений

    1.Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

    2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

    3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

    Тематический план на учебный год (5 класс)

    Учебный блок

    Содержание

    Количество часов всего, теория / практика

    1

    Психологическое сопровождение реализации программы

    4 часа

          Тестирование

    Выявление уровня психических процессов. Тайны моего «Я».  «Я» и другие.

    2/2

          Тренинг

    Упражнения на развитие психических процессов.

    /4

    2

    Исследовательская и проектная деятельность школьников

    19 часа

    Введение

    Цели и задачи исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ, их сходства и различия.

    2/2

    Методология исследовательской и проектной работ

    Основные понятия исследовательской, проектной деятельности.

    2/2

    Выбор темы. Основы библиотечно-библиографической грамотности.

    2/2

    Приемы хранения информации. Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете.

    2/2

    Этапы работы над исследованием, проектом

    Структура содержания исследовательской, проектной  работ.

    2/4

    Правила оформления текста.

    2/2

    Представление результатов

    Использование различных технических средств для представления результатов работы.

    2/2

    Культура выступления и ведения дискуссии.

    2/2

    Подготовка и оформление презентация и доклада.

    2/2

    3

    Интеллектуальные игры

    2 часов

    Особенности вопросов для интеллектуальных игр.

    Технологии поиска ответов на вопросы. Подготовка вопросов для интеллектуальных игр.

    2/1

    Игра «Что? Где? Когда?»

    2/4

    4

    Межпредметные декады

    5 часов

    Декада русского языка, литературы, технологии, музыки и ИЗО

    1.Колыбельные песни. Анализ содержания, основные герои. Особенности жанра.

    2.Изготовление куклы. Практическое занятие.

    2/1

    1 / 2

    1. Душа частушка. Творческий конкурс на основе результатов исследования жанра (или Русский самовар. Мини-исследование.)

    2.Итоговое. «Не красна изба углами…»

    2/2

    2

    Декада географии, биологии, физики, химии

    Явления вокруг нас

    1.Симметрия в природе. Мини-иследование.

    2.Мир вокруг нас. Интеллектуальный марафон.

    2/ 1

    1 / 2

    Декада математики и информатики и ИКТ

    Аллея «Занимательная математика и информатика»

    Конкурс знатоков (или  Бульвар «Математическая страна. Страна Информатики» Викторины для интеллектуалов.

    1 / 2

    5

    Конференции по итогам года

    4 часа

    Ученическая конференция «Поволжские чтения» (отборочный тур – школьный уровень)

    2/ 8

    Всего

    68

    Содержание

    Раздел 1

     «Психологическое сопровождение реализации программы»

    Диагностика на выявление уровня психических процессов, изучения особенностей интеллекта, взаимоотношений. Познание себя и других. Основы самопознания и саморазвития.

            Упражнения и игры для тренингов: «Опорные сигналы», «Вопрос-ответ», «Пантомима», «Конспект», «Угадай по голосу», «Моментальное фото», «Лучший вопрос»,  «Пересказ по кругу»,  «Древо мудрости»,  «Восстанови невидимое»,  «Самый наблюдательный» «Заметки на полях»,

     «Части текста», «Обратная память», «Эмоциональная память», «Зрительная память». Тренинг способностей обучающихся.

    Раздел 2

    «Исследовательская и проектная деятельность школьников»

    Введение

            Цели и задачи исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ, их сходства и различия. (доклад, тезисы доклада, стендовый доклад,  обзор, рецензия, статья, реферат, проект научный отчет). Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.

    Методология  исследовательской, проектной работы

     Основные понятия исследовательской деятельности: аспект, гипотеза, идея, категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт.

    Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость).

    Основы библиотечно-библиографической грамотности (источник и историография, оформление ссылок и списка литературы,  архивные материалы и периодическая печать, достоверность, объективность и важность источников и историографии).

    Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план).  

    Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации).

             Практические работы – обоснование актуальности, формулировка целей и задач исследования; подбор литературы.

    Этапы работы над исследованием, проектом

            Обоснование темы и составление плана работа с научной литературой и источниками (подбор, систематизация, прочтение).  Работа над содержанием работы и проведение опытов и экспериментов. Обработка результатов проведенного исследования.

            Практическая работа – сбор и систематизация информации, работа над основной частью работы, обработка результатов).

            Структура содержания исследовательской, проектной работ (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников).

            Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения)  -

    Практические работы – оформление основной части работы, введения и заключения работы, списка используемой литературы и источников, редактирование сносок)

    Представление результатов

            Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы,  таблицы, карты).         Культура выступления и ведения дискуссии.

            Подготовка и оформление презентации и доклада

            Практические работы – подготовка презентации и доклада для конференции.

    Планируемые результаты

    Ученик научится

    Ученик получит возможность научиться

    • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

    • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

    • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

    • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

    • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

    • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

    • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

    • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

    • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

    • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

    • использовать догадку, озарение, интуицию;

    • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

    • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

    • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

    • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

    • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

    • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

     Раздел 3

    «Интеллектуальные игры

            Вопрос – основа игры. Интеллектуальные игры. Типы интеллектуальных игр. Правила и законы простейших интеллектуальных игр. Алгоритм построения интеллектуальной игры, викторины.  Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр. Правило составления вопросов: точность и корректность, должен содержать научно изложенные факты; исключаются вопросы на чисто энциклопедические знания; должен быть один правильный ответ. Главное правило – опора на привычное, обыденное, общеизвестное, способность увидеть в нем то, что обычно никто не замечает.

            Знакомство с правилами интеллектуальных игр. («Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Эрудит-дуэль», «Интеллектуальный футбол», «Интеллект-бой»).

            Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?». Вопрос, содержащий ответ. Вопрос на вечную тему. Отбор. Мозаика. Этимология. Аллегория. Нонсенс.

            Технологии поиска ответа на вопросы. Догадка, ассоциация, анализ. Работа со словарями, ресурсами Интернет.

            Составление вопросов для игры. Защита вопросов, оценка качества выполненной работы. Самостоятельная работа по составлению вопросов.

            Проведение игры «Что? Где? Когда?»

    Раздел 4

    Межпредметные декады

            1 декада

            Народные песни. Роль народной песни и взаимосвязь песни с жизнью людей прошлого и настоящего. Истоки народных песен. История страны в песнях.

            Традиции Руси. Обрядовая культура славян. Изготовление тряпичной куклы. Древняя Русь. Обереги и куклы. История кукол. Народные песни.

            Место частушки в народном творчестве. Особенности частушки как жанра УНТ. Частушки Поволжья.

            История чаепития. Создания самовара, дедовские обычаи приготовления  напитка и  правила этикета при чаепитии. Музеи самоваров.

            

            2 декада

            Физика и симметрия. Химия и симметрия. Биология и симметрия. Круговорот воды в природе. Миграция химических элементов при круговороте. Влияние круговорота веществ на живой организм. Строение Вселенной.

            Понятие экология. Законы экологии. Соблюдение экологических правил.

            3 декада

            Выпуск тематических настенных газет по математике и информатике и ИКТ. Проведение тематических викторин. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад. Решение задач разного уровня сложности. Проведение олимпиады.

    Раздел 5

    Ученическая конференция

            Защита проектных и исследовательских работ.


    Содержания раздела   «Межпредметные декады»   гуманитарный цикл

    № п/п

    Тема занятия

    Основное содержание

    Форма проведения

    Планируемые универсальные учебные действия

    Планируемые результаты

    5 класс

    УНТ

    1

    Колыбельные песни

    Народные песни. Роль народной песни и взаимосвязь песни с жизнью людей прошлого и настоящего. Истоки народных песен. История страны в песнях.

    Сюжетно-ролевые игры.

    Познавательные: 

    - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыкальному фольклору;

     -овладение художественными умениями и навыками в процессе музыкально-творческой деятельности;

     -формирование навыков самостоятельной  музыкально-учебной деятельности.

    Коммуникативные:

    - сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

    Личностные:

    - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

    - размышления о взаимодействии музыки с жизнью человека;

    - взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности

    Участие в коллективной исполнительской деятельности; развитие умений и навыков музыкально-эстетического самообразования,

    воображения, навыка самореализации.

    2

    Изготовление куклы

    Традиции Руси. Обрядовая культура славян. Изготовление тряпичной куклы.

    Творческая мастерская

    Личностные:  

    -учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству как одному из видов искусства;

    -навык самостоятельной работы и работы в группах при выполнении практической творческой работы;

    -основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, любознательность, уважение к культурному наследию.

    Регулятивные:

    - подбор материала для творческой работы;

    - осуществление итогового и пошагового контроля в своей творческой деятельности;

    - адекватное восприятие оценки своих работ окружающими.

    Познавательные:  

    - развивать индивидуальные творческие способности;

    -понимать культурно-историческую ценность традиций и уважать их.

     Коммуникативные 

    -опыт осуществления продуктивной деятельности;

    - сотрудничество и оказание взаимопомощи

    Расширение кругозора, развитие навыка работы с вариативными источниками информации. Овладение технологией изготовления куклы. Организация выставки кукол. Участие в итоговом мероприятии.

    Итоговое занятие

    Древняя Русь. Обереги и куклы. История кукол. Народные песни.

    Интеллектуальная игра «Колесо фортуны»

    Личностные:  

    -учебно-познавательный интерес к творчеству.

    Коммуникативные:

    -навык продуктивной работы в группах.

    Выявление уровня расширения знаний, использование материала для выполнения проектных и исследовательских работ.

    Содержание раздела  «межпредметные декады»  Естественно-научный цикл

    № п/п

    Тема занятия

    Основное содержание

    Форма проведения

    Планируемые универсальные учебные действия

    Планируемые результаты

    5 класс

    1

    Симметрия в природе. Мини-исследование.

    Роль симметрии в организме живых существ.

    Мини исследование

    Регулятивные:

    - планировать ход проведения эксперимента;

    -уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

    -осуществлять оценивание правильности выполнения действий

    Познавательные:

    - проводить эксперимент под руководством учителя;

    -объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

    Коммуникативные:

    -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

    - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

    - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

    Проектная работа.

    2

    Мир вокруг нас. Интеллектуальный марафон.

    Факты, события (открытия), люди.

    Викторина

    Личностные:

    - изучение природы родного края;

    - воспитание любви к своей малой родине.

    Познавательные:

    -  развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

    - строить логические рассуждения;

    -объяснять явления, процессы;
    -устанавливать причинно-следственные связи.

    Коммуникативные:

    -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

    - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

    - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

    Повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний , развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

    Развитие интереса школьников  к естественным наукам;
    расширение знаний учащихся о органического и неорганического мира;
    формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде.

    Содержание раздела  «Межпредметные декады»  математика и информатика и ИКТ

    Тема занятия

    Основное содержание

    Форма проведения

    Формируемые УУД

    Планируемые результаты

    5 класс

    Личностные УУД

    • Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
    • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
    • Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
    • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные УУД

    • Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
    • Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
    • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценкой.
    • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
    • Выполнять работу по предложенному плану.
    • Проговаривать последовательность действий на занятии.
    • Работать коллективно по составленному плану.
    • Осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль.

    Познавательные УУД

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на мероприятии.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
    • Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для работы по незнакомой теме.
    • Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
    • Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

    Коммуникативные УУД

    • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
    • Уметь, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
    • Отстаивать свою точку зрения, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
    • Уметь критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
    • Понимать точку зрения другого.
    • Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
    • Предвидеть последствия коллективных решений.

    1

    Аллея «Занимательная математика»

    Презентация недели математики. День математических игр и развлечений.

    Путешествие

    Формирование интереса к математике, развитие мышления, воображения.

    2

    Бульвар «Математическая страна»

    Занимательные вопросы по математике.

    Викторина

    Развитие кругозора учащихся, алгоритмического мышления, навыка поиска оптимального решения.

    3

    Калейдоскоп математических газет

    Математические ребусы, загадки и кроссворды.

    Мастерская идей

    Развитие кругозора учащихся, алгоритмического мышления, навыка поиска оптимального решения.


    Библиография

    Литература

    1. Амосов, Н. М. Страна детства: сборник / Н. М. Амосов, Л. А. Никитина, Д. Д. Воронцов.-  М.: Знание, 1990. – 288 с.
    2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М. : Издательство «Институт практической психологии»;  Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
    3. Бондарчук, Е. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип /  Е. И. Бондарчук. - МАУП, 2002. — 168 с.
    4. Возрастная и педагогическая психология / Учеб. пособие для студентов педагогических  институтов. Под ред. проф. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
    5. Детская психология / Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 234с.
    6. Зюбин,  Л. М. Психология воспитания: методическое пособие / Л. М. Зюбин . - Высшая школа, 1991. – 96 с.
    7. Истратова,  О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 375 с. (Психологический практикум)
    8. http://www.didaskal.ru/deloN3221 - _ednref1Кулагина,  И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И. Ю. Кулагина.- М.: Издательство во Университета Российской академии образования, 1998. -  215с.
    9. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов. Методическое пособие для учителя. М., «Просвещение», 2012. – 48 с.
    10.  Лихачев,  Б. Т. Простые истины воспитания / Б. Т. Лихачев.- М.: Педагогика, 1983. – 192 с.
    11.  Маклаков,  А. Г. Общая психология. Учебник для вузов / А. Г. Маклаков.-  СПб.: Питер, 2007. – 583с.
    12.  Матвеева,  Л. Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты /  Л. Г. Матвеева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 320 с.
    13.  Мир детства. Младший школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
    14.  Мухина,  В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип / В. С. Мухина.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
    15.  Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
    16.  Психологическая диагностика. Учебное пособие. Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. – 315с.
    17.  Психология. Республиканские межведомственные научные сборники. Выпуск 4. Психология общения. Мн.: Народная асвета, 1984. – 112 с.
    18.  Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. -286с.
    19.  С чего начинается личность. Под общ. ред. Р.И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. – 238 с.
    20.  Сборник психологических тестов. Часть 3. Пособие. Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 120 с.
    21.  Субботский,  Е. В. Ребенок открывает мир /  Е. В. Субботский.- М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
    22.  Талызина,  Н. Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов  средних педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
    23.  Шаповаленко,  И. В. Возрастная психология / И. В. Чеховский.- М.: Гардарики, 2005. — 349 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

    Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

    ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...


     

    Комментарии

    Мордвинова Елена Александровна

    Апробированная программа