методическая разработка "Развитие чувства ритма у детей"
методическая разработка по теме

Гмыра Светлана Александровна

Пособие   адресовано хореографам,  музыкальным  работникам  детских  садов.

Пособие  поможет   в  подготовке  и  проведению  творческой  работы  с  детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chuvstva_ritma.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка «Развитие чувства ритма у детей посредством танцевальных игр»

В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой. Слово ритм (греческое rhythmos — движение, такт), происходит от rhein — течь. В музыке, поэзии это понятие передаёт "текучесть", напевность мелодии, речи. Ритм является одним из основных элементов выразительности мелодии. Одни ритмы характерны, например, для маршей, другие — для колыбельных и т. д. Ритм является и основой организации стиха. Значительна его роль в создании настроения, выражаемого в поэтическом произведении.  И в архитектуре ритм — средство воздействия на наши чувства.  В живописи ритм также играет огромную роль. Он не всегда сразу заметен зрителю, но он быстро и сильно  действует на него, настраивая на нужный лад.  Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины, быть одним из средств характеристики человека.  Вот  и  в основу  любого  движения  под  музыку  лежит  ритм.  

Понять  ритм,  значит  понять  музыку  и  танец,  это главное, что отличает танец от других движений. Танец — это эмоции, преобразованные в движения, которые происходят в ритме современной жизни. Тот, кто хочет научиться танцевать — это тот, кто хочет научиться выражать свои эмоции через движения, причем танцы помогают чувствовать ритм современной жизни.  Посредством  движений,     тела выражают  самые  разные  чувства,  например  радость – жестикуляцией  рук,  страх – когда  все  тело  напрягается  и  резко  падает  назад,  или  чрезмерная  самоуверенность – характерной  манерой  держать  плечи  и  походкой  и т.п.  

Увлечение танцем раскрепощают ребенка, делают его довольно независимым и открытым.  Танцы настраивают ребенка  на свой ритм, ускоряют или замедляют ритм его жизни. Танцуя, они попадаем в тот ритм, в котором  чувствуют себя наиболее комфортно. Уходя из танцев, прекращая двигаться под музыку, дети «глохнут». Человек, не танцевавший, прекративший танцевать, перестает чувствовать ритм жизни.

Цель разработки.

Формирование эмоционального восприятия  музыкального ритма  через танцевальные  игры.

Двигаться,  как подсказывает  музыка,  идти  от  музыки  к  движению  от движения  к  танцу,  творчески  отображая  музыкальные  впечатления – вот основной  девиз  любого  ритмического  занятия.

Обучение  танцевальным  движениям  начинается  в  возрасте  5-7 лет.  Это  возраст  когда  мир  воспринимается  через  игру.  Изнурительный  тренаж  и  однообразное  повторение  движений  отрицательно сказывается  на  еще  физически  неподготовленных  детей.  Они  быстро  утомляются  и  интерес  к  танцам  снижается. Поэтому  для  них  важна  быстрая  смена  деятельности,  это возможно    делать   при  помощи  музыкальных  игр,   где  дети создают  определенный  образ  и  передают  в  движении  определенный  музыкальный  ритм.

Обоснованность  форм  работы:

  • Позволяет  совершенствовать  качество  движений,  их  пластичность и выразительность, свободу, легкость и изящество.
  • Воспитывает  у  детей  эмоционально-осознанное  отношение  к музыке, внутренний  слух.
  • Развивает  самостоятельность, инициативу,  творческую  активность и  фантазию.

Разработка    может  быть  использована  педагогами  хореографами, музыкальными работниками детских  садов.

СОДЕРЖАНИЕ

  I    РАЗДЕЛ   «ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННЫЕ  ИГРЫ»

(Все  упражнения  припеваются  под  музыкальное сопровождение)

Поклон-приветствие

Исходное  положение – ноги  в  естественной  позиции.  Руки  на  талии.

Все  произносят  слова.  На  каждое  слово  они  поочередно  сначала  поднимают  подбородок,  затем  опускают:

Здравствуй  солнце!

Здравствуйте  деревья!

Здравствуйте  дети!

Это…я!

Поклон-прощание

Все  стоят  в колонну по  одному.  Ноги  в  естественном  положении, руки  на  талии.   Дети  по  одному  произносят:  «Это Я – (ИМЯ)»  поднимается  на  полупальцы  и  уходят  с  занятия  через  центр  зала.

Рекомендации:   во  время  исполнения  поклона  или  прощания  дети  произносят  слова  под  музыку.  Педагог  следит  за  правильным  ритмом  в  произношении  слов,  помогает  детям  определить  и  понять  музыкальный  ритм.

Танцевальная  игра   «Что  такое  хореография?»

В  гости  к  нам  пришли  два  человечка

Этого  зовут  Хорео                                             (показывают  ладонь  левой руки)

А  другого  Графио                                              (показывают  ладонь  правой  руки)

Получилась  слово… хореография                    (соединяют  ладони  вместе)

Хорео  любит  танцевать  и  с  

ребятами  играть                                      (сжимают  и разжимают  кисть   левой  руки)

Графио  в  свой  блокнот  движенья  

пишет  даже  лишних слов  не  ищет.               (правой  рукой  пишет)

Рекомендация:  педагог  переставляет  веселых  человечков,  потом  проучивает  движения  и  слова  под  музыку.

Танцевальная  игра  «Ножки»

Для  заучивания  и  закрепления  позиции – исходное  положение – ноги  в  естественной  позиции

Все  говорят,  обращаясь  к  своим  ножкам:

Ножки,  ножки,

Мы  начинаем  движения.

Выучите,  ножки,

Наши  упражнения!

Первая  позиция!

Первая? -  (спрашивают)

Первая? – (отвечают)

Вторая  позиция – (переводят  ноги  на  2  позицию,   расстояние  между  пятками  равна  длине  стопы)

Вторая? – (спрашивают)

Вторая! – (отвечают)

А  третья  позиция? –  (спрашивают)

А  третья  позиция… - переводят  ноги  в  3  позицию,  пятка  правой  стопы  ставится  на  середину  левой  стопы)

Очень  простая!

Рекомендация:  вся  игра  повторяется  с  другой  ноги.  Эту  игру  можно  использовать  при  разучивании  позиции  рук.

Игра  «Поднимем  ладошки»

Поднимем  ладошки  выше

И  сложим  над  головой.                     (дети складывают руки над головой)

Что  же  вышло?  Вышла  крыша,

А  под  крыше  мы  с  тобой!

Поднимем  ладошки  выше,

А  потом  сложи  дугой                       (дети сгибают руки в локтях перед собой

Кто  же  вышел?                                   поочередно опуская кисти рук)

Вышли  гуси –

Вот  один,  а  вот  другой!

Подними  ладошки  выше

И  сложи  перед  собой.                      (дети складывают руки перед собой одна

Что  же  вышло?  Вышел  мостик.                 на другую,  «полоской»)

Мостик  крепкий  и  прямой.

Рекомендация:  игра  проводится  для  изучения  позиций  рук.

Игра  «Любопытная  Варвара»

Любопытная  Варвара

Смотрит  влево,                                    дети  поворачивают  корпус  влево

Смотрит  вправо,                                   дети  поворачивают  корпус  вправо

Смотрит  вверх,                                     поднимают  голову  вверх.

Смотрит  вниз.                                       опускают  голову.

Чуть  присела  на  карниз,                   выполняют  легкие  полуприседания

А  с него  свалилась  вниз!                   резко  приседают

Рекомендация:    во  время  исполнения  движений,  дети  держат  руки  за  спиной.  Педагог  следит  за осанкой.

Игра  «Веселые  хлопушки»

Пусть  стоят  на  месте  ножки

Ля-ля-ля                                       (дети  выполняют  повороты  корпуса вправо и влево)

Только  хлопают  ладошки

Ля-ля-ля

Хлопай  - (4 раза)                         ( выполняются  ритмичные  хлопки  перед  собой)

Хлоп  да  хлоп  перед  собой.

А  теперь  скорей  похлопай       (дети  хлопают  за  спиной)

Да  погромче  за  спиной

Ваше-(3 раза)  хлопай                ( хлопки перед  собой  снизу  вверх  мягкими  руками)

Руки  выше  поднимай

Ниже –(3 раза)  хлопай              (выполняются  хлопки  сверху  вниз)

Руки  ниже   опускай.

А  теперь  качать  руками        (дети  делают  плавные  движения  кистью  перед  собой

Можно  целых  пять  минут

Отдыхайте  вместе  с  нами

Руки  тоже  отдохнут.

Рекомендация:     дети  выполняют  движения  за  педагогом,  хлопки  руками  выполняются  на  счет  «раз»,  затем  на  счет  «два»,  затем  на  счет  «три»  и  «четыре»

Игра  «Радуга-дуга»

Радуга-дуга,

Не  давай  дождя,

Давай  солнышко,

Колоколнышко!

Исходное  положение,  дети  стоят  врассыпную.  На  весь  текст  дети  выполняют  легкие  частые  прыжки  на  двух  ногах  с  небольшим  покачиванием  корпуса  вправо  и  влево.

Рекомендация:  в  процессе  игры  происходит  развитие  ритмического  чувства  и  совершенствование  прыжкового  движения.  Окончание  текста  произносится  вместе  с  точно  зафиксированным  прыжком.  Если  дети    готовы,  прыжки  могут  выполняться  то  на одной,  то  на  другой  ноге.

Игра  «Кошка»

Погладим    ладошку,  словно        

Кошку                                             (нежно  и  ласково  гладить  воображаемую  кошку)

Погладим  маленькую  кошку,      

Погладим  большую  кошку

Положим  на  другую  ладошку    ( тоже  движение  на  другой  руке)

Кошка  рассердилась                       (сжать  кулаки

Выпустила  когти                             активным  движением  распрямить  все  пальцы)

Спрятала  когти                                (сжать   кулаки)

Рекомендация:   в  начале  игры  музыка  плавная,  изображает  нежное  поглаживание.  На  слова  «кошка  рассердилась»  музыка  ритмичная,  четкая.  Педагог  следит  за  правильным  исполнением  движений  под  музыку.

Игра  «Снежок»

Мягкий,  беленький  пушок           (присесть и руками  сгребаем  снежок)

Дружно  собираем,

Лепим  кругленький  снежок      (встать,  слепить  ладонями «снежок»)

И  вперед  бросаем                      (выполнить  бросок,  выставив  вперед  правую  ногу)

Рекомендация:    педагог  следит  за  ровной  спиной  воспитанников  во  время  приседаний,  ладони  рук  прямые   двигаются  навстречу  друг другу.  Когда  лепят  «снежок»  ладони  круглые,  изображают  форму  снежка.

II   РАЗДЕЛ     «РИТМИЧНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ»

Упражнение   «Колокола и колокольчики»

Дети  стоят  по  линиям,  руки  опущены  вниз.  

Изображаем  колокол:  активный  хлопок  над  головой  на  счет  «раз»  на  счет  «два»  пауза.  Повторить  еще.

Изображаем  колокольчик:   руки  перед  собой,  мелкие  хлопки  ладонями  на  счет  «раз»  и  «два»

Рекомендация:   руки  могут  быть  согнуты  в  локтях,  выпрямлены  или  подняты  вверх.  Возможны  варианты  «колокольчиков»,  звучащих  около  правого  ушка  или  левого.  Педагог  следит  за  четким  исполнением  ритмического  рисунка.

Упражнение  «Бабочка»

Участники  стоят  врассыпную

На «раз» «два»   поднимают  через  стороны  вверх  «крылья»

На «три»  «четыре»  опускают  «крылья»

Повторение  движений

Далее  выполняются  более  мелкие  движения  кистями  рук,  локти  согнуты в  локтях.

Далее  повторение  первых  движений.

Рекомендация:  движение  «крыльев»  должно быть  более  пластичными, исключить  зажатость,  добиваться  свободы  исполнения.

Игра  «Мышеловка»

Игроки  делятся  на  две  группы:  одни  изображает  мышеловку,  другие – мышей.  Мыши  изображают  цепочку.

На 1-4 такт  Игроки,  изображающие  мышеловку,  двигаются  по  кругу  вправо

На  такт 5-8  двигаются  по  кругу  влево.

На  такт 9-12  прохлопывают  ритмический  рисунок.

На  такт 13-20.  в  «мышеловке»  поднимают  вверх  сцепленные  руки.  Мыши нагибаются.  Начинают  бежать  цепочкой  за  ведущим,  пробегают через мышеловку.  На  конец  такта  мышеловка  защелкивается  (опускают  руки.  Оставшиеся  в  центре  мышки  присоединяются к  участникам,  образующим  круг.  

Рекомендация:  мыши  могут  пробегать  через  мышеловку  2-3  раза.  Выбежав,  ведущий  тут  же  двигается  по  направлению  к  центру  «мышеловки»  через  поднятые  руки.  В  этом  случаи  игра  будет  протекать  динамичнее.

Упражнение  «Дождик»

Исполнители  стоят  по  кругу.

Такт 1-4  взмахивают  кистью  правой  руки  четыре  раза  сначала  вверх,  затем  ниже  и  ниже  и  затем  внизу  (это  падают  капли  дождя  на  землю)

Такты  5-8  встряхивают  кисти  левой  руки  четыре  раза  сверху  вниз.

Такт 9  три  раза  быстро  встряхивают  кисти  обеих  рук,  раскрытых  в  стороны

Такт  10  три  раза  быстро  встряхивают  кистями  обеих  рук,  сблизив  их  перед  грудью.

Рекомендация:  упражнение  образное,  важно  обратить  внимание  на  острое  звучание  мелодии  в  отдельных  тактах,  динамические  изменения.

III   РАЗДЕЛ   « РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ПРОВЕДЕНИЮ  ЗАНЯТИЙ»

План – конспект  занятия по предмету «Ритмика»  

1  год  обучения.  (занятие  35 мин)

Тема  занятия:  «В  гостях  у  хореографии»

Цель:   знакомство  воспитанников  с  предметом  «Хореография»

Вводная  часть:   (10  мин)

Рассказ  педагога  о  2-х  веселых  человечках   Хорео  и  Графио,

которые  имеют  веселый  нрав  и  учат  всех  детей  танцевать.  Танец  для  них  это  искусство,  это  средство  для  дружелюбного  общения,  это  развлечение  и  получения  удовольствия.  Вот  и  сегодня  они  пришли  к  нам  в  гости  и  хотели  бы  научить  детей  танцевать.

  1. Для  начала  мы  начнем  с  поклона.  И  каждый  раз,  когда  начнется  занятие,  мы  будем  приветствовать  друг  друга  поклоном.  Встанем  по  линиям.

(разучить  поклон)

  1. Беседа  на  тему,  как  вести  себя  на  занятиях  по  хореографии

Основная  часть:  (20  мин)

  1. Сейчас  мы  потянемся  к  солнышку  и  вырастим  еще  на  несколько  сантиметров.  (подготовка  мышц  тела  для  работы)  
  2. Сегодня  на  нашем  занятии  присутствует  много  учеников  и  с  каждым  наши  веселые  человечки  хотели  бы  с вами  познакомится.  И  сейчас  я  предлагаю  вам  игру  «Бусы»          
  3. А  теперь  наши  бусинки    вместе  с  веселыми  человечками  сделают  музыкальную  разминку  по  кругу:   игра  «Кошка»,  «Снежок»,  «Радуга-дуга»
  4. Для  того  чтобы  уметь  красиво  танцевать,  надо  внимательно  слушать  музыку  и  повторять  движения  за  ведущим,  игра  «Зеркало»

Заключительная  часть:    (5  мин)

  1. Упражнение  «Расслабление  приятно»  (сидя  на  полу)

Все  умеют  танцевать,

Прыгать,  бегать,  рисовать,

Но  не  все  пока  умеют

Расслабляться,  отдыхать.

Есть  у  нас  игра  такая –

Очень  легкая,  простая:

Замедляются  движения,

Исчезает  напряжение…

И  становится  понятно:

Расслабление  приятно!

(в  игре  могут  быть  использованы  произвольные  движения)

  1. Теперь  мы  знаем,  что  означает  слово  хореография.  Знаем,  что  у  веселых  человечков  много  разнообразных  движений,  которые  мы  в  дальнейшем  разучим  с  вами.  А  теперь  ребята  подойдите  к  рисунку  и  поставьте  свою  метку  на  том  месте,  где  оно  соответствует  вашему  настроению.

(рисунок  «Эмоции»  грустное,  веселое,  так  себе)

  1. Теперь  мы  попрощаемся с  вами  и  с  веселыми  человечками,  они  будут  ждать  нас  на  следующее  занятие

(поклон)

Литература.

  1. С.И.  Белкина, Т.П. Ломова,   Музыка  и  движение;  Москва  «Просвещение» 1983
  2. Джимм  Холл,    Учимся  танцевать; АСТ-Астрель  Москва
  3. О.В.  Ерохина,    Школа  танцев  для  детей;   Ростов-на Дону  «Феникс»  2003
  4. И.В.  Лифиц,  Ритмика;  Москва-Академия  1999
  5. М.А.  Михайлова,  Танцы,  игры,  упражнения  для  красивого  движения;   Ярославль  Академия  развития  2001
  6. Программы  и  конспекты    занятий  для  педагогов  дополнительного  образования;  Москва  Гуманитарный  издательский  Центр  1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы»

Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой стр...

«Игры на развитие чувства ритма у детей старшей группы»

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ  РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме.  Использ...

Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшей и подготовительной группы

Методические разработки музыкально-ритмических игр направлены на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быт...

Развитие чувства ритма у детей на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Мой педагогтческий опыт показывает, что обучение музыкальной грамоте учащихся в общеобразовательной школе требует особой подготови. Я предлагаю комплекс упрвжнений для развития ритма, моторики, коорди...