Философский отроческий клуб «Шаг» - средство нравственного воспитания будущих защитников Отечества
методическая разработка (7 класс) на тему

Прозорова Наталья Викторовна

Ситуация «активного взаимодействия личных опытов», совершаемая синхронно с поиском решений и эмоциональным погружением в выбранную тему, которую моделируют сами обучающиеся, повышает чувство ответственности, снимает напряженность, поднимает уровень творческой активности, способствует внутренней работе, пробуждает желание внимательно посмотреть «в себя самого» и откорректировать личностные установки и некоторые способы самовыражения, способствует развитию умения работать в коллективе. Подобной ситуацией может стать оригинальная форма Философского отроческого клуба "Шаг".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Философский отроческий клуб «Шаг» -

средство нравственного воспитания

 будущих защитников Отечества

методическая разработка

Подготовила

Прозорова Наталья Викторовна

Санкт-Петербург

2014

Содержание

1. Личностное воспитание подрастающего человека – веление времени      3

2. Сущность деятельности философского отроческого клуба «Шаг»            6

3. Особенности организации встреч и работы с информацией в клубе «Шаг»                                                                                                              11

4.  Примерный тематический план (спектр) встреч в клубе «Шаг»              14

5.  Пример организации встречи в клубе «Шаг»                                             16

6. Список использованных источников                                                           22

Личностное воспитание подрастающего человека – веление времени

Во все времена существовали великие и светлые идеи добра, красоты, гармонии… Они вытекали из вечного стремления человека к высшему, направляли юных по пути духовного роста, вызывали споры, служили причиной примирения, порождали новые воспитательные замыслы. Мысли о гармонии, разуме, совести, свободе, красоте, добре, мудрости и благородстве занимали прежде всего умы и сердца юных. И как бы ни регламентировался, ни запрещался процесс высоких исканий в определенные периоды человеческой истории, отроки, особенно те, чья судьба была связана со службой Отечеству, вели поиск своего духовного пути.

      Нынешнее время внутри парадоксального российского пространства не искореняет полностью нравственных исканий подрастающих людей, но зачастую уводит их в плоскость негативных идей и обращает их духовное начало к принятию навязанных извне принципов антиморали, антиверы, антиразума, антисвободы. В мечтах подростков начала 21 века значительно уменьшилась доля романтического, и существенно увеличился прагматический аспект. Возросло число детей и отроков, не думающих о будущем, углубился кризис самооценки (ее шкала колеблется от абсолютного отвергания себя как личности до собственного возвышения над другими). Наблюдается невнимание к собственной этической сфере, рост эгоцентрических установок, что обуславливается ориентацией общества на материальный интерес. Благодаря его «цивилизованности» утратилась целостность нравственного сознания, и появилось стремление к самым варварским формам самоуничтожения, которое не фиксируется подчас самим человеком. Нарушился семейный уклад. Глубокая эмоционально-философская и информационная пропасть легла между нравственным сознанием подрастающего человека и его «праопытом»: духовной культурой и традициями, памятью о предках, природой, близкими людьми. Разрыв связей внутреннего и внешнего мира у большинства ребят в условиях жесткого и непредсказуемого времени – явный симптом нравственной болезни нашего общества.

      Современная школа не только не устраняет эти проблемы, но усугубляет их. Особо опасны для развития нравственного сознания подрастающего человека:

  • упование современной системы образования на интенсивное развитие интеллекта и чрезмерное информирование при откровенном игнорировании факторов духовного развития,
  • навязывание детям так называемых «новых моделей поведения», якобы являющихся непременным атрибутом демократического общества (ориентация на развитие «конкурентноспособности», «свободомыслия», «предприимчивости», «свободы самовыражения» без малейших духовно-этических ограничений),
  • ориентация детей на достижение исключительно материальных целей и задач без соответствующего духовного укрепления.

      Перечисленные факторы актуализировали возрождение и развитие естественного для России педагогического направления – личностно-ориентированной педагогики. Она актуализируется и в общем, и в дополнительном образовании, при передаче различных по содержанию знаний, однако в главном остается неизменной. Ядром личностно-ориентированной педагогики является опыт целостного бытия личности, который в сознании растущего человека предстает как форма репрезентации принципов отношения к миру, отраженных в духовном опыте человечества в виде абсолютных ценностей. Ценности выполняют функцию смыслообразующих и реально действующих мотивов. Воля, как борьба с борьбой мотивов - психологический «орган» целостного субъекта — на данном уровне достигает своего максимального развития.

Цель образования (образовывания, придания образа и смысла) - становление целостной личности; цель личностного воспитания - становление ценностно-смыслового ядра личности (духовного опыта, опыта переживания ценности жизни). Ситуация личностного роста растущего человека - доминанта его жизнедеятельности.

Педагоги гуманно-демократического направления российской педагогической мысли (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев, Н.Ф. Бунаков и др.) под личностным воспитанием понимали широкое и углубленное развитие физических и духовных сил, способностей подрастающего поколения. Движение личности в жизненном пространстве они связывали с формированием духовности, требовали уважения к личности воспитанника, обращения к «внутреннему человеку», стремящемуся к свободе, самостоятельности, самоусовершенствованию, обосновывали идею возвышения человека путем стимулирования его стремлений к самодеятельности, творчеству.

В нашем случае в качестве средства обращения к «внутреннему человеку» выступает активная форма накопления жизненного опыта посредством звучащего слова – Философский отроческий клуб «Шаг».

Сущность деятельности философского отроческого клуба «Шаг»

Просветительская деятельность клуба «Шаг» осуществляется посредством организации образовательного процесса в объединении дополнительного образования «Мастерской ораторского искусства» (с сентября 2013 года «Риторика военного лидера»).

Коммуникативно-творческая деятельность клуба «Шаг» осуществляется через организацию проблемно-просветительских встреч.

Регулярность проведения встреч – 5-6 в течение учебного года.

Встречи в Философском отроческом клубе «Шаг» строятся на основе синтеза трех видов речевой деятельности.

Аналитико-философская деятельность помогает внимательно рассмотреть основные мировоззренческие понятия и определить свое отношение к ним: сегодняшнее и перспективное, а затем понять в чем заключается задача самовоспитания относительно этих понятий.

Коммуникативно-поисковая деятельность – это активное самообучение, импровизированный или регламентированный поиск решений, сбор, систематизация и представление информации культурологического характера. Через моделирование этических и решение психологических ситуаций происходит расширение общекультурной эрудиции подрастающего человека, формирование системы ценностей и отношений, развитие интеллектуальной сферы.

Речевая творческая деятельность позволяет передавать и воспринимать информацию на эмоциональном уровне, придавать ей личностное звучание.

В синтезе аналитико-философской, коммуникативно-поисковой и творческой деятельности информация становится не просто объектом трансляции, но серьезным фактором, стимулирующим движение человека в жизненном пространстве «вперед» и «вверх».

Ситуация «активного взаимодействия личных опытов», совершаемая синхронно с поиском решений и эмоциональным погружением в выбранную тему, которую моделируют сами обучающиеся, повышает чувство ответственности, снимает напряженность, поднимает уровень творческой активности, способствует внутренней работе, пробуждает желание внимательно посмотреть «в себя самого» и откорректировать личностные установки и некоторые способы самовыражения, способствует развитию умения работать в коллективе.

Цель Философского отроческого клуба «Шаг» – создание у воспитанников целостного представления о высших нормативных ценностях на основе продуктивного общения и приобщения к жизненному опыту незаурядных людей, послуживших или готовых послужить Родине.

Задачи:

  • формирование позитивной жизненной позиции на основе высоких духовных ценностей;
  • расширение общекультурной эрудиции и личной метапредметной базы учащихся;
  • развитие  мотивации и устойчивого интереса к смысловому творческому общению.

Педагогические условия Философского отроческого клуба «Шаг»:

  • целостный подход к образованию человека;
  • высокий творческо-развивающий уровень образовательного процесса;
  • сочетание индивидуализированной и соборной направленности потока обучения и воспитания («Слово направлено ко всем и к каждому»);
  • культурологический социально-образующий характер образовательного процесса;
  • глубокое внимание к духовно-нравственной и психической природе воспитанника;
  • соответствие методики и организации проведении встреч требованиям педагогической, психологической, эстетической, гигиенической культуры.

Принципы организации образовательно-творческой работы:

  • принцип системности (последующие занятия опираются на опыт предыдущих);
  • принцип связи с традициями.

Педагогические методы

  • Метод озарения, известный в психологии как «метод инсайта». Воспитанник постепенно накапливает опыт и информацию в процессе коммуникативной и творческой деятельности. Эта информация аккумулируется и при благоприятных обстоятельствах становится основой мини-открытия или ситуативного решения.
  • Метод открытия и изобретательства (проблемное изложение). Теоретический материал вводится экспериментально. Вначале ставится проблема, и при ее решении ребята самостоятельно при осторожном сопровождении педагога-мастера выходят на понимание того или иного явления.
  • Метод игры. Многие понятия и явления выводятся через игровой тренинг, моделирование ситуаций. Последующее за ними общение с гостями позволяет подняться на новый уровень понимания того или иного явления. Данный метод можно квалифицировать также как «метод предварительного вживания».
  • Метод философского осмысления предлагаемого материала. Всякое этическое и эстетическое понятие выводится через аналогичное или фундаментальное философское и психологическое понятие.
  • Метод соответствия содержания обучения образовательно-творческой среде. Среда общения строится так, чтобы каждый его участник получал позитивные установки и впечатления. Важна организация не просто эмпатийного сообщества, а содружества, маленького братства, которое сплачивается в процессе соборной деятельности.

Технологии: игровая, коммуникативно-диалоговая, информационная, личностно-ориентированная.

Критерии результативности встреч - предполагаемый идеал:

на уровне личностного развития:

  • богатый, этически оформленный словарный запас,
  • установление причинно-следственных связей, способность применить данное при самоанализе, в последующем поведении,
  • обнаружение скрытых зависимостей и связей,
  • умение делать выводы при отсутствии категоричности,
  • умение интегрировать и синтезировать информацию,
  • решение сложных проблем,
  • организация информации,
  • умение улавливать сложные идеи,
  • умение замечать тонкие различия,
  • чувствительность к противоречиям,
  • использование альтернативных путей поиска,
  • анализ ситуации,
  • умение оценивать как сам процесс, так и результат,
  • умение предвидеть последствия,
  • умение рассуждать,
  • построение гипотез,
  • способность к преобразованиям,
  • критичность в мышлении и лояльность оценок,
  • высокая любознательность,
  • владение большим объемом информации, построенное на умении помнить о главном и общем и из этого знания выстраивать второстепенное и частное,
  • гибкость и быстрота мышления,
  • способность изобретать,
  • богатое воображение,
  • восприятие неоднозначных вещей,
  • высокие духовные и вытекающие из них нравственные и эстетические ценности,
  • внутренняя мотивация к добру,
  • уважение к другим, внимание к позиции другого с сопутствующим этическим анализом,
  • эмпатийное отношение к людям, построенное на любви и понимании,
  • склонность к самоанализу,
  • терпимое отношение к критике,
  • готовность делиться вещами и идеями,
  • отсутствие терпения в ожидании награды,
  • чуткость к анализу нравственных проблем,
  • жизнерадостность и чувство юмора,
  • реалистичное представление о себе и способность к самоуправлению на основе любви.

Особенности организации встреч и работы с информацией

в клубе «Шаг»

Философский отроческий клуб «Шаг» не является объединением дополнительного образования. Он представляет собой коллективную форму коммуникативной деятельности, цикл мероприятий, связанных единым смысловым стержнем, методикой организации и нацеленностью на воспитательный результат.

Деятельность клуба направлена на формирование у воспитанников целостного представления о системе общения и самовыражения людей, моральных нормах жизни в обществе на основе приобщения к духовным и этическим традициям народов России и других стран и нравственной культуре Российского Флота.

Форма  проведения встречи в клубе может быть названа условно – творческий полилог. Как правило, форма встречи - сочетание активного общения с гостями – людьми, имеющими опыт решения проблемы, поднимаемой во время встречи, в силу жизненного опыта или профессии, слушания, решения психологических и философских ситуаций, эстетического восприятия произведений искусства, раскрывающее трудную философскую тему.

Состав гостей, как правило: эксперт – человек, знакомый с духовной или душевной сферой – как правило, психолог, гость-специалист, который в силу профессии с выбранной встречается с выбранной для встречи темой, гость-нахимовец, которому рассматриваемая проблема знакома в силу жизненного опыта, и главный гость, имеющий глубокий опыт взаимодействия с данной темой.

Компоненты встречи в Философском отроческом клубе «Шаг»:

  1. общение с гостями в методике проблемного изложения: постановка проблемы и решение ее по мере открытия новых аспектов темы;
  2. философский или психологический игровой тренаж (логические и ассоциативные упражнения, помогающие решить проблему);
  3. песни, стихи, ораторские речи, эмоционально усиливающие смысл разговора.

Порядок включения гостей в общение определяется единым условием: разговор должен быть направлен вверх. К духовному поднимаемся, как по лестнице.

Духовное, творческое развитие и саморазвитие, философское и эстетическое  познание происходит не в назидании, а в открытии закономерностей, в творческих опытах, общении – внешней и внутренней деятельности.

Помочь ребенку познать мир можно через соединение расчлененных знаний, через открытие взаимосвязей между числом и звуком, формой и словом, цветом и образом, законом и мыслью.

Путем поиска, раздумий, открытий, творчества, смыслового постижения вещей, явлений, событий при мудром участии взрослых подрастающий человек может постичь вечные законы устройства мира и вывести на их основе стратегию собственного благочестивого образа жизни.

Развитие ребенка, его движение в будущее не может происходить без оглядки на прошлое, на его «праопыт», подобно тому, как дерево не может расти без корней.

В любой педагогической ситуации воспитанник ответ ищет сам. Взрослый рядом с ним оппонент, собеседник, соавтор, вдохновитель, но не назидатель и даже не путеводитель. Не столь важно назидать ребенку, что делать нельзя, сколь необходимо почувствовать, как радостно делать доброе. Духовно и социально одобряемое должно стать для будущего воина душевно принимаемым.

Духовное познание и созидательная деятельность не могут осуществляться вне игры, творчества, удивления. Иначе многое, что должно фиксироваться в сознание, остается пустым звуком. Поэтому игра, философский тренаж, поиск – неотъемлемый компонент структуры встречи в клубе «Шаг».

       Чтобы ребенок понял, в чем мера добра, ему нужно знать максимум и минимум в этих понятиях, но стремиться к максимуму. Потому необходимо выбирать для философско-творческого познания иллюстративный материал, этически наполненный и заряженный положительным смыслом.

        Любая ученическая мысль, высказанная вслух относительно общего разговора, может стать отправной точкой для поискового рассуждения, для творчества ведущего к открытию закона, рождению образа. Соотношение работы ума и чувства развивает и то, и другое.  

Естественность – это базовая установка, являющая для участников общения в клубе больше способом бытия, чем способом действия. В познании философских мерил, вещей, явлений, событий, действий, взаимодействий, законов незаменим закон повторения и  рассмотрения проблем с разных ракурсов. Одна из позиций, когда акцент делается на себя, вторая – на осознание себя объектом действий, третья – на другого (на явления, предмет, действия и т. д.)

Действительность, с которой сталкивается воспитанник, может быть условно разделена на две сферы: первая – сфера вещей (предметов), как природных, так и искусственных, вторая – сфера людей  (деятельности и отношений).          

Примерный тематический план (спектр) встреч в клубе «Шаг».

Предлагаемая тема

Предварительное тематическое задание

Каким быть: таким, как все или иным?

«Белые вороны». «Одинаковость» и самоценность. Люди, опережающие время.

Человек среди людей.

Смысложизненная роль общения. Традиции и ценности общежительства.

Семья как нравственная ценность

Семья как нравственная ценность. Традиции отношений в семье. Высокая роль сына и дочери в семье

Добро как реальное действие

Понятие добра как многогранного явления. Способность творить добро. Благодарность за добро. Ближний и дальний круг.

Подвиг и подвижничество

Герои и святые. Духовная природа подвига и служения.

Быть человеком

Внутренний портрет человека. О качествах характера, которые образуют целостность личности: мужество, терпение, жертвенность, жизнерадостность, ответственность

О нравственном идеале

Образцы нравственного поведения. Качества характера, лежащие в основе идеального образа человека. Идеал сына. Идеал патриота. Идеал защитника Отечества.

Совесть – тайна человека

Природа совести. Воспитание совестливости в человеке.

Дружба навек

Принципы настоящей дружбы. Дружба и братство. Товарищество.

Сила тела. Сила души. Сила духа.

Понятие ума, воли, чувств. Развитие ума. Воспитание воли. Раскрытие чуств. Духовное в жизни человека.

Честь и достоинство

Достоинство как одно из важных качеств военного человека.

Человечность – основа мужества.

Доброта как черта сильной личности.

Жить духом

«Жить духом – значит служить Родине дарами»

Образ человека

Внутренний потенциал и внешние проявления. Слово как средство преодоления разногласий и движения к высокой цели. Яркие образы великих личностей – героев

Трудности и преодоление

Способы преодоления трудностей.

Свобода и выбор

Свобода как ответственность. Лжесвобода. Понятие нравственного выбора

Нравственный закон

Понятие нравственного закона. Высшие нравственные ценности. Теория и практика жизни по закону.

«Сам себе хозяин»

Духовные способы управления собой. Воля. Ответственность. Самоконтроль.

Верность и предательство

Феномен верности. Верность как основа патриотизма. Верность в дружбе.

Образ мужества

Готовность к подвигу как способ духовной организации. Психологическая природа подвига. Соборный подвиг.

Смысл жизни

Смысл жизни: брать или отдавать? Служба Отечеству как смысл жизни.

«Дорогу осилит идущий»

Мечта и упорство. Цель и достижение.

Феномен жизнеспособности

Терпение. Надежда. Целеустремленность. Активность.

        

Пример организации встречи в клубе «Шаг»

Тема 4: «Любовь - высшая ценность»

На заставке информация: Наш клуб называется отроческим, потому что здесь собираются отроки: люди, в силу возраста находящиеся между детством и взрослой жизнью, желающие научиться отвечать за свои поступки.

Наш клуб называется философским, потому что здесь освещаются темы, на протяжении столетий интересующие все человечество и каждого отдельного человека.

Наш клуб называется «Шаг», потому что каждый раз мы делаем шаг от обыденного понимания проблемы, к ее духовному пониманию

«Вступление»

1 ведущий: Добрый день! Мы приветствуем Вас на 5 встрече в Философском отроческом клубе "Шаг".  Встречу ведут _______ (педагог) и  ______ и _______ (воспитанник, кадет, нахимовец).

2 ведущий: Тема первой встречи формулировалась "Подвиг и подвижничество". Вторая встреча - "Каким быть: таким, как все, или иным?" Третья встреча: «Сила физическая. Сила душевная. Сила духовная». Четвертая встреча:   «Жизнь – житейское море» («Трудности и преодоление»). Тема пятой встречи: "Любовь как высшая ценность".

"Гармония и хаос"

Игра-моделирование (3 ведущий)

1 участник «на время» рвет лист бумаги – устраивает «хаос», второй тоже «на время» складывает из обрывков узор. Время сравнивается. Выясняется, что гармонию создать гораздо труднее. Педагог задает вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы узор сохранился надолго?» Выясняется, что нужен клей. Далее проводится ассоциация этого листа с миром. Мир склеивает любовь.

2 ведущий: Если в семье любовь, то в ней мир, лад и счастье. Если меж друзьями любовь, то дружба вечна. Если в народе любовь, то он побеждает, преумножается, процветает.

Представляем вам эксперта сегодняшней встречи - психолога _________.

СТАРТОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭСПЕРТУ-ПСИХОЛОГУ (2 ведущий):

  • Правда ли, что в основе всего настоящего, крепкого, вечного, подлинного лежит любовь?
  • Что психологи принимают под термином "любовь"?

Выдержка из философского словаря: "Любовь - высшая нормативная ценность, нравственно-эстетическое явление, направленное на созидание, укрепление, развитие блага, а также высокое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к тому или иному объекту, в потребности и готовности к самоотдаче".

"Адреса любви"

Упражнение (3 ведущий называет проявления любви, участники называют на кого направлена любовь в названной форме: "отцовская, материнская, сыновняя любовь - семья, вера - Бог", "дружба, братство - друзья", "патриотизм - любовь к Родине", )

2 ведущий: Представляем первого гостя нашей встречи. ________.

СТАРТОВЫЕ ВОПРОСЫ 1 ГОСТЮ (2 ведущий):

  • Можно ли без любви к морю стать моряком, без любви к Отечеству его защитником?
  • Вы суворовец. Правда ли, что в основе суворовского, нахимовского братства подлинная духовная любовь?
  • Встречались ли вам на жизненном пути люди, которые так любили свое дело что выполняли невыполнимое, невозможное, чудо?

Мини-видеосюжет «Тимур Апакидзе»

  • Это правда, что в Тимуре Апакидзе особым образом проступала любовь к Родине, к морю, к летному делу?

"Высшие проявления любви"

Игра-пазл (3 ведущий раскладывает на полу буквы слов "сверхчувство", "чудо", "подвиг". Задача участников разложить буквы по трем словам, опираясь на характеристику обобщения: "высшие сверхъестественные проявления любви")

СТАРТОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭСПЕРТУ-ПСИХОЛОГУ (2 ведущий):

  • Правда ли, что если человек любит другого человека, то он его чувствует на расстоянии и любовь может спасти любимого, как спасает материнская любовь?

Мини-монолог «Красивая история любви»

Презентация "Тучковы"

1 ведущий: Разрешите представить вам второго гостя программы: ________ (воспитанника). Мы пригасили тебя, потому что ты старшая сестра.

СТАРТОВЫЕ ВОПРОСЫ 2 ГОСТЮ (1 ведущий):

  • Сколько у тебя братьев и сестер?
  • У тебя много обязанностей по дому, когда ты дома?
  • Ты выполняешь их по долгу или по любви?
  • В прошлом году ты играла в спектакле роль воспитательницы в женском пансионе. Твоя героиня всех жалела, все прощала, разрешала воспитанницам непорядочно себя вести. Это любовь?
  • Тебе, твоим братьям, сестрам хватает любви родителей? Она распределяется на всех?
  • Есть выражение "любовь без дел мертва"? Это правда?

ВОПРОС ЭСПЕРТУ-ПСИХОЛОГУ (2 ведущий):

  • Правда ли любовь к Отечеству, к своему делу - это самый надежный способ самореализации?

Ораторская речь "Владимир Даль" (возможно, стихотворение)

1 ведущий: Почетный гость нашей программы - ________ (человек не просто уважаемый, но понимающий, что есть любовь, отличающийся умением любить).

СТАРТОВЫЕ ВОПРОСЫ 2 ГОСТЮ (1 ведущий):

  • Любое дело можно выполнять автоматически. Но в медицине без любви нельзя ни принести помощи, ни состояться профессионально. Это правда?
  • Во время Великой Отечественной войны вы были военным врачом и служили в святом для моряков, для нахимовцев месте - в Севастополе. На войне есть место любви?
  • В основе работы врача сострадание, сочувствие, сопереживание - вечные формы любви. В медицину могут идти только такие глубокие сострадающие люди, как Владимир Даль, или кто угодно?
  • Правда ли, что во время Великой Отечественной войны люди жили единой любовью, единой верой, единым духом?
  • Хочу спросить вас как человека мудрого, много повидавшего. С любовью в человеческих отношениях соседствуют бывают искажения: ревность, чрезмерная опека, излишняя страстность. Как научиться любить, принося только пользу?
  • Любовь - это отдача или получение?

Блиц-турнир для гостей и участников

  • Правда ли что любовь - один из путей познания и самопознания?
  • Всегда ли любовь приносит добрые плоды?
  • Правда ли, что любовь - это ответственность за своих близких, как за самого себя?
  • Любовь - это проявление силы или слабости?
  • Правда ли, что любить - значит видеть человека таким, какой он есть в Божием замысле, осознавать его уникальную индивидуальность?

Общая песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»  

        

Заключение

Общение изначально носит личностно-ориентированный, воспитывающий характер. Общение с носителями богатого духовно оправданного опыта воспитывает вдвойне. Личное осмысление чужого опыта помогает  человеку сформировать или укрепить собственную жизненную позицию, стиль поведения, базирующиеся на высших нормативных ценностях.

Данная разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, учителям, педагогам-организаторам – всем, кто занимается организацией продуктивного общения и нравственного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. М.: 1985.
  2. Баранов А.Н. Что нас убеждает: Общественное сознание и язык. – М., 1990.
  3. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Т.2, собр. Соч. М.: Педагогика, 1982.
  5. Галамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: 1991.
  6. Гальперин С.В. Мое мироведение. Курс лекций. М.: РОУ, 1992.
  7. Караковский В.А. Стать человеком. М.: 1993.
  8. Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Педагогика, 1985.
  9. Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991.
  10. Леви В. Искусство быть другим. М.: Знание, 1981.
  11. Леви В. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991.
  12. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: 1992.
  13. Лихачев Д.С. Заметки о русском // В кн.: Избранные работы в 3 тт. Т.2. – Л.: Художественная литература, 1987.
  14. Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991.
  15. Маленкова Л.И. Человековедение. М.: 2003.
  16. Маркиничева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М.: 1989.
  17. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по основам военной службы в 10-11 классах. Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества.

Знать, что такое патриотизм и воинский долг.Определить обязанности военнослужащего как защитника Отечества.Определить основные качества военнослужащего.Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу...

Выступление на тематическом педагогическом совете "Подготовка защитника Отечества - одно из главных направлений духовно-нравственного воспитания в кадетском корпусе"

Правительство РФ уделяет большое внимание подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах. Колпашевский кадетский корпус, организовывая учебно-воспитательный процесс, уделяет большое внимание данному...

План работы клуба "Защитник Отечества"

План работы клуба "Защитник Отечества"...

Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества

Система работы кадетской школы по духовно-нравственному воспитанию...

Духовно-нравственное воспитание будущего защитника Отечества

О системе работы кадетской школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся...

Военно-патриотический клуб "Мужество" - кузница защитников Отечества

Сейчас вопрос воспитания настоящего мужчины становится особенно актуальным. Уже с самых первых лет жизни важно научить мальчика быть смелым и решительным, чтобы со временем из него получился достойный...