Фигурами до тропами
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Кузьмина Елена Александровна

Цель: показать роль тропов в текстах художественного и публицистического стилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл figurami_da_tropami.docx214.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игра

 «Фигурами да тропами»

Цель игры: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного и публицистического стилей; формирование навыков культуры речи.

Ход мероприятия.

Вступительное слово преподавателя.

        Дмитрий Иванович Писарев: “Удачное выражение, меткий эпитет, картинное сравнение чрезвычайно много прибавляют к тому удовольствию, которое доставляется читателю самим содержанием книги”

Конкурс 1. Разминка

Задание: 1) вставить заголовочное слово в карточку

Карточка для учащихся

1. ________________  — обороты (образы), которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи.

2. __________________– обобщенное название стилистических приемов, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении. Построены  на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.

Тропы (от греч. tropos — поворот, оборот, оборот речи) — обороты (образы), которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи.

Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи) – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста. Поскольку фигуры образуются сочетанием слов, в них используются те или иные возможности синтаксиса.  Поэтому фигуры иногда называют синтаксическими средствами художественной выразительности.

Правильный ответ - 1 балл.

2) распределить средства выразительности по группам «Тропы», «Фигуры»

эпитет

повтор

анафора

сравнение

многосоюзие

перифраза

риторическое обращение

риторический вопрос

ирония

антитеза

метафора

синтаксический параллелизм

эпифора

риторическое восклицание

гипербола

оксюморон

парцелляция

литота

олицетворение

инверсия

градация

синекдоха

За 2 правильно названных средства - 1 балл. Максимум 11 баллов.

Конкурс 2. Домино.  Соотнести термин с его определением

Конкурс 3. «С миру по нитке»

 (каждый учащийся берет карточку, на которой один текст, определяет изобразительно-выразительное средство, которое использовано в тексте, карточку кладет в копилку команды, потом берет следующую карточку. Количество правильных ответов – количество баллов за конкурс)

- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

  1. Игру его любил творец Макбета. (А.Пушкин)

  1. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)

  1. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)

  1. Коль любить, так без рассудку,
    Коль грозить, так не на шутку,
    Коль ругнуть, так сгоряча,
    Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)

  1. Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)

  1. О, не медли на соседней
    Колокольне!
    Быть хочу твоей последней
    Колокольней! (М.Цветаева)

  1. Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)

  1. В лоб целовать - заботу стереть.
    В лоб целую.
    В глаза целовать - бессонницу снять.
    В глаза целую. (М. Цветаева)

  1. И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва:(А.Солженицын)

  1. Нет, был бы он невыносимо страшен,

Удел земной, не будь всегда при нас

Ни детства дней, ни молодости нашей,

Ни жизни всей в ее последний час. (А. Твардовский)

  1. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей? (М. Лермонтов)

  1. Между тем историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории (М. Мертес)

  1. Как светил да светил месяц во полуночи,

Светил в половину;

Как скакал да скакал один добрый молодец

Без верной дружины...

  1. Только в мире и есть что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть что лучистый

Милой головки убор. (А. Фет)

  1. Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить –

В красной гвардии служить –

Буйну голову сложить. (А. Блок)

  1. Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня? (А.С. Пушкин)

  1. И шествуя важно в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок.  (Н.А. Некрасов)

  1. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

  1. Пели пули, били пулеметы, ветер упирал ладони в грудь... (Н.Асеев)

  1. Был голос как крик ястребиный,

Но странно на чей-то похожий (А.Ахматова)

  1. Плывет над нами синим парашютом Большое небо родины моей (Е.Долматовский)

  1.  При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи...… что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф.Достоевский)

  1. Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.

  1.  Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (А.Солженицын)

  1. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д.Лихачев)

  1. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее [родной земли] и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)

  1.  Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах.

  1. Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин)

  1. Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)

  1.  Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)

Ключи

  1. Перифраза.
  2.  Олицетворение.
  3. Параллелизм.
  4. Параллелизм и анафора.
  5. Антитеза.
  6.  Эпифора.
  7.  Риторическое восклицание.
  8.   Синтаксический параллелизм.
  9. Парцелляция.
  10. Градация.
  11.  Антитеза
  12.  Инверсия.
  13. Параллелизм и повтор
  14.  Анафора
  15. Повтор
  16.  Риторический вопрос.
  17.  Литота
  18.  Ирония
  19.  Олицетворение
  20.  Сравнение
  21. Сравнение
  22. Градация
  23. Сравнение
  24. Эпитет
  25. Риторический вопрос
  26. Антитеза
  27. Гипербола
  28. Оксюморон
  29. Риторическое восклицание
  30. Параллелизм, анафора

 

Правильный ответ - 1 балл.

Конкурс 4. Сочинение-миниатюра

Создать текст (3-5 предложений) на тему “День святого Валентина”, используя в нем как можно больше выразительных средств языка.

1 средство выразительности - 1 балл

Конкурс 5.  Вставить в текст тропы и фигуры речи.

        (1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции______________  _ лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если __________________ он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, _____________- он у власти — пусть самой _______________________________, — станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: ______________ тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8) ____________________  хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет.

(9)Каждый человек ______________________. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он _____________________________, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, - вопрос чрезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

(16) _________________________, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого,  ___________________чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем  ______________________шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу».

(17)Слов нет, _________________________ себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто ____________________своё достоинство, как _______________________________. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(21)Одним _____________________________, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение  _____________________и   ______________________________. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка  ____________________________фараон приказал выбить своё имя.

 (По М.С. Крюкову)

Исходный текст

               (1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти — пусть самой что ни на есть скромной, — станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет.

(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, - вопрос чрезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу».

(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.

                                                                                                        (По М.С. Крюкову)

Всего 17 средств

Подведение итогов учителем.

Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Стилистические фигуры и тропы". (В-8 ЕГЭ)

Данный ресурс поможет повторить стилистические фигуры и тропы (Подготовка к ЕГЭ и ГИА)...

тест по фигурам и тропам для 10 класса

тест по фигурам и тропам  для 10 класса (подготовка к ЕГЭ)...

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы

Презентации по теме "Средства выразительности в языке"...

Разработка урока "Стилистические фигуры и тропы"

Тема урока: Виды тропов и стилистических фигур.Тип урока: урок формирования умений и навыков.Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board (10 версия),  презентация к уроку в...

Речевые фигуры и тропы

Дидактический материал...