Дополнительная образовательная программа по развитию речи «Путешествие в Златоустию»
рабочая программа на тему

Коршунова Мария Евгеньевна

Дополнительная образовательная программа по развитию речи  предназначена для работы с  дошкольниками 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zlotouste.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Дополнительная образовательная программа по развитию речи

«Путешествие в Златоустию» реализуется в рамках комплексной, образовательной программы студии раннего эстетического развития детей

«Росток», имеет социально – педагогическую направленность. Возраст детей

5-7 лет.

     Программа по развитию речи «Путешествие в Златоустию» разработана на основе авторских разработок  И. Выготской,  Н. Берковской,  

Л. Управителевой  и лаборатории  развития речи Института дошкольного воспитания АПН под руководством профессора О.С. Ушаковой.

      Актуальность данной программы связана с тем, что  у  детей этого возраста еще имеются те или иные несовершенства  звуковой стороны речи. Эти несовершенства чаще всего выражаются в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков, главным образом свистящих и шипящих,

в нечетком различении на слух и в произношении звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Среди детей этого возраста есть еще и  такие, которые нечисто произносят слова, нечетко артикулируют звуки. Некоторые дети не умеют регулировать  громкость голоса, темп речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

       Развитие речи, как предмет вводится в программу студии раннего эстетического развития с целью  повышения качества речи – показателя уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка, в рамках основной задачи  студии – подготовки детей к  успешному обучению в школе.    

     Программа предусматривает:

  • постоянную работу  по развитию  артикуляционных органов и  мелкой моторики рук ,  
  • продолжение знакомства со звуками  русского языка,
  • различение звуков речи по глухости – звонкости, твердости – мягкости,
  • определение звукового  и слогового состава слов, правильную расстановку ударения в словах,
  • работу над правильным составлением сложных предложений,
  • формирование навыков  рассказа и пересказа  в устной речи,
  • расширение словарного запаса дошкольника.

     Отличительной особенностью программы  является ее построение по тематическим блокам: «Цветик–семицветик» и «Путешествие в Златоустию» связанных между собой логической связью и единой структурой преподнесения материала программы.                                      

Каждый блок содержит в себе сюжетную игру или сказку-игру, протяженную во времени. В некоторые сюжеты игр и сказок введен сквозной образ медвежонка Типтопа, что способствует созданию образовательной  мотивации, эмоционально окрашивает процесс обучения.

     Блоки организованы по принципу: от простого – к сложному.  Темы второго года обучения повторяются, но образовательный процесс ведется на более сложном и расширенном уровне, и включается в новую логическую задачу. В последовательности расположения блоков прослеживается такая система подачи материала:

  • внимание к собственным ощущениям при слуховом восприятии и при произнесении звуков речи;
  • от звука речи – к слову;
  • слоговой и звуковой состав слова;
  • слово как составная часть предложения;
  • предложение как составная часть рассказа, текста.

     Задачи программы:

  1. Освоение звуковой стороны слова и слогового состава.
  2. Развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата.
  3. Формирование навыков правильного понимания и употребления терминов «звук», «слог», «слово», «предложение».
  4. Расширение и обогащение словарного запаса;
  5. Формирование навыков деления предложения на слова, слова на слоги

           и звуки.

  1.  Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
  2.  Создание необходимых условий для осмысления речевой практики детей и формирование коммуникативных умений и навыков.
  3.  Формирование диалогической и монологической  формы речи.
  4.  Развитие памяти, мышления, внимания.

Программа по развитию речи «Путешествие в Златоустию» рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся  1 раз в неделю по 30 минут.

Занятия проводятся в игровой форме с учетом  психофизических особенностей детей дошкольного возраста. Игра способствует развитию памяти, внимания, сенсорных эталонов  (понятие формы, размера, цвета,  веса и т.д.). В ходе выполнения игровых заданий формируется ответственность ребёнка, его позиция по отношению к другим детям, а это начало социализации. Литературный материал (стихи, проза, пословицы, чистоговорки, загадки) подбираются с учетом возрастных особенностей детей на познавательную, нравственную и эстетическую тематику. Дети и сами стараются придумывать загадки, сочинять сказки и т.п. Предмет «Развитие речи» развивает интерес к чтению, а игры на развитие мелкой моторики рук готовят к школьному обучению.

Основной упор делается на развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений; за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. В программу входят самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. На каждом занятии идет работа по развитию устной речи, обогащение словаря детей в ходе знакомства с новыми понятиями.

Для предупреждения интеллектуальной и  физической  утомляемости  в ходе  занятий происходит частая смена  деятельности. Активно используются музыкально – двигательные упражнения, изобразительная деятельность.

К концу обучения дети должны знать:

понятия звук, буква, слог, слово, предложение;

- понятия гласный-согласный, звонкий-глухой, шипящий звуки;

- наиболее распространенные виды транспорта;

- несложные правила этикета;

- понятия синоним-антоним;

уметь:

- различать гласные и согласные звуки;

- различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие звуки;

- подбирать с помощью педагога синонимы и антонимы;

- правильно произносить все звуки;

- пересказывать небольшие рассказы;

- составлять описательные рассказы по сюжетным картинкамс помощью педагога;

- выразительно читать стихи;

- отчетливо произносить слова с естественной интонацией.

Формы отслеживания результативности:

- педагогические наблюдения за детьми в течение года;

- итоговые занятия по темам;

- контрольные занятия;

- открытые занятия для родителей;

- итоговое занятие.

                     

I.1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

                 

1-го года обучения

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

0,5

0,5

1

2

ОСНОВЫ СТРОЕНИЯ СЛОВА

3

7

10

3

ОСНОВЫ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

2

7

9

4

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

1

4

5

5

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

3

7

10

6

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

0,5

0,5

1

Итого:

8,5

27,5

36

II.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория. Знакомство с детьми. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Объяснение принципа блока «Цветик-семицветик»

Практика. Чтение сказки В Катаева «Цветик-семицветик». Исполнение песен и игр, изученных по программе «Логоритмика».

Тема 2. Основы строения слова – 10 часов.

Теория. Простейшие понятия о речи, предложении, слове, о слоге. Понятие об ударении в слове. Закрепление понятий о звуке. Закрепление знаний об овощах и фруктах. Понятие о семье. Простые понятия о строении человека.

Практика. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения (а,у,е,о, и, я, б, в, г). Выполнение лексических  упражнений    в  обогащении, закреплении и активизации словаря. Составление простых рассказов по готовым изображениям и о своей семье. Выполнение упражнений на закрепление умений правильной расстановки ударений в словах. Работа с загадками и пословицами. Выполнение упражнений  артикуляционной гимнастики. Проведение дидактических и речевых игр «Овощи – Фрукты»,  «Сбор урожая», «Отгадай овощ», «Отгадай фрукт», «Один – много», «Кто кем приходится», «Собираем слова». Выполнение игр на закрепление знаний о частях тела человека. Проведение игр-имитаций «Собираем урожай», «Наполни корзинку»,  «Повар и овощи», «Урожай фруктов», «Большая семья».

Тема 3. Основы слухового восприятия – 9 часов.

Теория. Знакомство со звуками  русского языка. Простейшие понятия о гласных и согласных, глухих и звонких звуках. Закрепление знаний о громкости звука. Знакомство со стихоритмикой. Беседа «Какие профессии вы знаете?». Знакомство с распространенными профессиями.

Практика. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения (р, ж, ш, к, г, з, с, б, п, д, т). Выполнение лексических  упражнений    в  обогащении, закреплении и активизации словаря. Разучивание детских стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы (стихоритмика). Работа с загадками, пословицами.  Выполнение упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Проведение дидактических, речевых и сюжетных игр «Угадай профессию», «Кто работает этими инструментами?»,  «Дидактическое лото», «Огнеопасные предметы», «Кому что нужно?».

Тема 4. Культура общения – 5 часов.

Теория. Понятие о культуре общении, вежливости. Введение в словарь слов приветствия и прощания, вежливых слов и обращений. Закрепление знаний о семье.

Практика. Выполнение лексических  упражнений    в  обогащении, закреплении и активизации словаря. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения (ж,з,п, с, т, д, р, ч). Работа с загадками, пословицами. Выполнение упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Проведение дидактических, речевых и сюжетных игр «Давайте знакомиться», «Поход в магазин», «Мы пришли к вам в гости» и ранее изученных.

Тема 5. Основы художественного слова – 10 часов.

Теория. Беседа «Значение книг в жизни человека». Правила бережного отношения к книге. Рассказ о детских писателях: Д. Драгунский, Н. Носов,

А. Заходер, Э. Успенский, О. Кургузов, Н. Калинина, Е. Пермяк, В. Сутеев. Закрепление знаний о составе слова, о растительном мире. Знакомство с временами года. Знакомство с месяцами года.

Практика. Чтение, простой анализ и краткий пересказ небольших рассказов детских писателей с помощью педагога. Выполнение упражнений на закрепление умений расстановки ударения в словах. Составление небольших рассказов по готовым изображениям и иллюстрациям времен года. Выполнение упражнений на закрепление знаний о временах и месяцах года. Выполнение лексических  упражнений    в  обогащении, закреплении и активизации словаря. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения (к, л, м, н, р, ш, щ, х). Работа с загадками, пословицами. Разучивание и исполнение детских стихотворений методом стихоритмики. Выполнение упражнений артикуляционной и пальчиковой  гимнастики. Проведение речевых  и подвижных игр «Дети и волк», «Кто больше», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Слушай – повторяй». Проведение сюжетно-ролевых игр на закрепление умений культурного общения. Подготовка к итоговому празднику.

Тема 6. Итоговое занятие – 1 час.

Теория. Подведение итогов обучения. Награждение лучших обучающихся.

Практика. Проведение итогового праздника, совместно с родителями.

К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать/иметь:

- простейшие понятия о слове и речи;

- название самых распространенных овощей, фруктов, профессий;

- правила обращения с книгами;

- знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь;

- понятие о культуре общения.

уметь:

- составлять по изображению краткий рассказ;

- правильно расставлять ударения в словах;

- с выражением читать стихи;

- выполнять задания на развитие логики и речевого аппарата;

- кратко пересказывать текст при помощи педагога;

- стараться отчетливо произносить слова с естественной интонацией.

II.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-ой год обучения.

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

0,5

0,5

1

2

ОСНОВЫ СТРОЕНИЯ СЛОВА

1

7

8

3

ОСНОВЫ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

2

8

10

4

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

1

6

7

5

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

2

7

9

6

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

0,5

0,5

1

Итого:

5

29

36

                         II.2. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

Тема 1.     Вводное занятие – 1 час.

 Теория.  Правила поведения на занятиях. Знакомство с медвежонком Типтопом, картой Златоустии.

 Практика. Работа с картой Златоустии.  Игра  «Поймай звук».

Тема 2.     Основы строения речи – 8 часов.

 Теория. Закрепление знаний о гласных и согласных, звонких и глухих звуках. Понятие о дифференциации согласных звуков: свистящие – шипящие. Основные понятия о вопросительном, восклицательном и нарицательном предложении. Интонационное построение речи. Расширение знаний о профессиях.

Практика.  Выполнение упражнений на сравнение гласных по артикуляции. Выполнение упражнений по изучению и закреплению навыков построения различных предложений (вопросительное, восклицательное, нарицательное). Самостоятельная работа с иллюстрациями. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения (ж, ш, з, с, т, д, ч, ф).  Выполнение упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Выполнение лексических  упражнений    в  обогащении, закреплении и активизации словаря. Работа с картой Златоустии (профессии жителей). Проведение дидактических игр: «Гласный – согласный», «Звук – цветовая модель», «Звенит – жужжит», «Слово – не слово», «Угадай по звуку», «Твердый – мягкий», «Угадай слово по звукам»,  «Назови первый звук», «Звук – хлопок», «Кому это надо?», «Из Слогандии – в Словандию». Игры по желанию детей.

Тема 3.   Основы слухового восприятия  – 10 часов.

 Теория. Понятие алфавита. Понятие транспорт. Виды транспорта.

Практика. Упражнения на развитие и закрепление навыков графического написания печатных букв. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения( р, с, з, ш, ж, л, м, в, ц). Моделирование звуковой имитации различных видов транспорта. Закрепление умений по  определению ударного звука. Выполнение лексических  упражнений    в  обогащении, закреплении и активизации словаря. Выполнение упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастики.  Работа с загадками и пословицами. Работа с картой Златоустии. Проведение дидактических игр: «Буква – движение», «Схема слова», «Угадай букву на ощупь»,  «Посели букву в домик», «Собираем слова», «Угадай букву по части»,   «Конструирование букв», «Угадай ударный гласный»,  «Добавь  букву до слова», «Пальчики в гостях у букв», «Скачущий карандашик», «Кто на чем поедет?», « Трое в лодке», « Мы – пассажиры».

Тема 4.        Культура общения – 7 часов.

 Теория. Закрепление знаний о названиях приемов пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Правила поведения за столом. Понятие о хороших манерах. Закрепление знаний о посуде. Классификация столовой посуды. Правила поведения в городском транспорте.

Практика. Выполнение лексических  упражнений    в  обогащении, закреплении и активизации словаря. Работа с иллюстрациями. Проведение сюжетно-ролевых игр «Попьем чаю», «Приходите на обед», «Званный ужин», «Завтрак для друга», «Я еду к деду» с привлечением образа Мишки Типтопа. Проведение дидактических игр: «Веселое путешествие», «Чего не хватает?», «Дорисуй», «Дорожки».

Тема 5. Основы художественного слова – 9 часов.

Теория. Особенности сказочного жанра (зачин, концовка, образная речь).   Закрепление знаний о временах года. Первоначальное понятие о синонимах и антонимах.

Практика. Выполнение лексических  упражнений    в  обогащении, закреплении и активизации словаря. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения. Составление небольших рассказов  по изображению. Чтение и краткий пересказ небольших рассказов. Разучивание и исполнение детских стихотворений. Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам. Разучивание и определение смысла пословиц и поговорок. Упражнения по сочинению окончания сказки, рассказа. Прочтение и элементарный анализ сказок:  «Волшебное дерево», «Веселое путешествие», «Волшебная грядка», «Необыкновенные дороги», «Небывалый лес». Выполнение заданий по подбору синонимов и антонимов с помощью педагога. Подготовка к итоговому занятию.

Тема 5.     Итоговое занятие – 1 час.

Теория. Подведение итогов обучения. Награждение обучающихся.  

Практика. Проведение итогового праздника совместно с родителями.

К концу второго года обучения ребенок должен знать:

- понятия звук, буква, слог, слово, предложение;

- понятия гласный-согласный, звонкий-глухой, шипящий звуки;

- наиболее распространенные виды транспорта;

- несложные правила этикета;

- понятия синоним-антоним;

уметь:

- различать гласные и согласные звуки;

- различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие звуки;

- подбирать с помощью педагога синонимы и антонимы;

- правильно произносить все звуки;

- пересказывать небольшие рассказы;

- составлять описательные рассказы по сюжетным картинкамс помощью педагога;

- выразительно читать стихи;

- отчетливо произносить слова с естественной интонацией.

IV.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

     Для освоения программы на каждом занятии проводятся пальчиковые  и артикуляционные упражнения. Используются скороговорки и чистоговорки.

Используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий. Акцент делается на оригинальность и сказочно – игровой характер занятий. На каждом занятии для лучшего усвоения материала проводятся словесные и дидактические игры, работа с раздаточным материалом. Проводятся игры – импровизации, игры – имитации. Развитию графических навыков  способствуют игровые задания выполняемые в тетради. На каждом занятии проводятся физкультминутки.

Приемы организации занятий  по развитию речи:

  1. Объяснение;
  2. Напоминание,
  3. Пояснение;
  4. Беседа;
  5. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром;
  6. Рассматривание иллюстраций и картин;
  7. Рассказ педагога;
  8. Чтение произведений;
  9. Дидактические игры;
  10. Художественное слово;
  11. Повторение;
  12. Коммуникативные тренинги;
  13. Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
  14. Речевые задания и упражнения;
  15. Артикуляционная гимнастика;
  16. Игры-драматизации;
  17. Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи (особенно у старших дошкольников).

Приемы обучения:

Основным прямым приемом является образец правильной грамматической формы или предложение педагога.

Активными приемами педагога являются:

1.   Объяснение.

2.   Повторение.

3.   Пример правильной речи ребенка.

4.   Прием сравнения.

5.   Подсказка

6.   Исправление.

На занятиях по развитию речи  преобладают словесные методы в соединении с практическими упражнениями, которые проведены с учетом различных признаков:

  1) по характеру языкового материала - фонетические, орфографические, лексические и т.д.

  2) по характеру умственной деятельности - аналитические, синтетические,  классификация, группирование, сопоставление, сравнение, обобщение .

  3) по уровню самостоятельности - с объяснением до выполнения упражнения, с проверкой после выполнения, полностью самостоятельные.

         Наглядные методы представлены в виде изображений, карточек и картин. Наглядность помогает организовывать самостоятельную работу учащихся. Наглядные пособия позволяют сравнивать и сопоставлять одни явления с другими.

Эвристические методы предполагают активную работу детей, возможность ребенка мыслить и самостоятельно работать. Эти методы направлены на активизацию познавательных процессов путем поиска, создания проблемы или исследования.

         Сущность проблемного метода  заключается в создании педагогом проблемной ситуации, в постановке такого вопроса, который бы стал для детей проблемой, задачей. Такие вопросы предполагают несколько ответов - догадок, а ребенок должен найти ключ к решению этой задачи и выбрать верный ответ. Поиск правильного пути решения проблемы активизирует мыслительную деятельность ребенка, поэтому чаще используется проблемно-поисковый метод.

           МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

- тетради, карандаши, фломастеры;

- карты Звукограда, Буквограда;

- набор карточек с буквами;

- набор сюжетных картинок;

- набор картин на тему «Русские пословицы»;

- записи со сказками и рассказами;

- магнитофон;

- детские книжки.  

Наглядно – образный материал

  1. Иллюстрации и репродукции;
  2. Наглядно - дидактический материал;
  3. Игровые атрибуты;
  4. Стихи, загадки;
  5. Открытки для рассматривания

           

                                     V. ЛИТЕРАТУРА.

1.  Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка. Москва. ТЦ  «Сфера», 2009.

2.  Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду. М., 2007.

3.  Выготская И.Г.  Звукоград, Буквоград, Златоустие. М., Линка – пресс,

     1999.

4.  Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве».  М., 2005.

5.  Ушакова О.С.  Знакомим дошкольников с художественной литературой.

     Конспекты занятий. М., 2008.

6.  Ушакова О.С.  Развитие речи и творчества дошкольников.

     Игры, упражнения, конспекты занятий.  М., 2008.

7.  Гризик Т.И.  Развитие речи детей 6 – 7 лет. Методическое пособие.

     М., 2007.

8.  Арушанова А.Г.  Развитие речи дошкольников. М.,1997.

9.  Арушанова А,Г.  развитие диалогического общения. М., 2007

10  Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М,, 2007.

11  Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников  - М. ВАКО,                  

      2006.

12  Шорохова О.А.  Играем в сказку  Москва.  ТЦ «Сфера»,  2010.

13  Алябьева Е.А.  Итоговые дни по лексическим темам. М., «Сфера», 2010.

14  Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 2005.

                                  ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ..

  1.  Арушанова А.Г.  Поговорки от Егорки. М.,» 2006
  2.  Гербова В.В.  Развитие речи. Художественная литература 5 -7 лет. М.,      2007.
  3.  Курцева З.И.  Ты – словечко, я – словечко. Риторика. М., 2005.
  4.  Шорыгина Т.А.  Стихи к детским праздникам.  Москва., 2009.
  5.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.  М.,!989.
  6.  Соловьева О.Н.  Времена года.  М., 1989.
  7.  Лопухина И.С.  550 упражнений для развития речи.  М., 1995.
  8.  Мазнин И.А.  500 загадок  для детей.   М., «Сфера», 2002.
  9. Акимушкин И.И.  Мир животных. М.,  Мысль., 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Стилистика. Культура речи»

Современному человеку необходимо овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми. А овладение этим искусством должно начаться еще в школьном возрасте.Цель програ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Рабочая программа по сценической речи к дополнительной образовательной программе «КВН»

Новизна программы заключается в том, что предназначена для работы с подростками, которые имеют желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторски...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГРАММАТИКИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Дополнительная образовательная программа для 8-9 классов  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской Программы для общеобразо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие на волшебную поляну звуков»

Закрепить артикуляцию гласных звуков и дифференциацию согласных звуков, с использованием здоровьесберегающих технологий....