Программа хоровое музицирование «Школьные нотки»
рабочая программа на тему

Гурьева Оксана Александровна

Программа дополнительного образования по хоровому пению для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnye_notki_khor.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

хоровое музицирование

 «Школьные нотки»

 

Срок реализации программы – 3 года

Возраст обучающихся  8 – 11 лет

                                                                                          Составитель:  Гурьева О.А.

                                                                                           

Визинга, 2011

  1. Пояснительная записка.

        Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в хоре пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно  привить  любовь к  музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие голоса ребенка  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому  пению.

В наше время средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные.

Надо помочь учащимся разобраться в потоке информации, развивать у них хороший вкус.

Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытие, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.

Искусство, а данном случае - песня, выступает  одним из  эффективных факторов  развития  творческого  потенциала формирующейся  личности,  а  в  этом  смысле  хоровое музицирование является  средством  художественно - творческого  развития  учащихся,  вовлечения  их  в  активную  эстетическую  деятельность.

Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.

Образовательно-воспитательная работа.

        Ребенок, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объем певческих умений, навыков,  развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на различные явления жизни,  умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки.

Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческих вечеров) способствуют расширению кругозора учащихся. Занятия в хоре развивают такие качества, как стремление к самосовершенствованию, стремление показать  свой творческий потенциал.

          Цель программы:

Приобщение детей к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Задачи:

  • формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и  ее различным формам;
  • разностороннее развитие вокально-хорового слуха, чувства ритма;
  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;  
  • овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация).

Планируемый результат.

1 год обучения:

  • наличие интереса к вокальному (хоровому) искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
  •  двигаться под музыку,   не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание  фразы,  умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
  • умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
  • умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.

2 год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
  •  умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. 

3 год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к «трем китам» (песне, танцу, маршу);
  • повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
  • умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

  1. Учебно-тематический план.

 (1 год обучения.)

№ п/п

Наименование разделов, тем.

Количество часов

Всего

Теория

 Практика

1.

«Пение как вид искусства»

История певческой культуры.

Основы вокального искусства.

Сведения о строении голосового аппарата.

Процесс звукообразования.

4

1

1

2

2.

«Музыкальные термины и понятия»

1. Термины вокального искусства.

2. Понятие о звуках.

2

0,5

0,5

-

1

3.

«Развитие ритмического слуха»

1. Длительность.

2. Ритмические рисунки.

4

0,5

0,5

1

1

4.

«Развитие певческих способностей»

1. Виды дыхания

2. Постановка голоса.

3. Дикция.

4. Исполнение песен

6

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

8

5.

«Средства музыкальной выразительности»

1. Кульминация.

2. Динамика.

3.Темп.

4. Лад.

5. Форма построения песни.

10

0,5

1

1

1

0,5

1

1

1

1

1

6.

«Концертная деятельность»

1.Сценические задачи.

2.Репетиционная работа.

3.Концертные выступления.

4

1

-

-

-

2

1

ИТОГО:

34

11

23

Учебно-тематический план

(2 год обучения)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

«Развитие певческих навыков»

1. Диапазон.

2. Вокальная техника.

3. Кантилена.

4. Постановка голоса.

5. Исполнение песен

11

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

4

2.

«Развитие чувства ритма»

1. Музыкальный размер.

2. Ритм.

4

1

1

1

1

3.

«Вокальная речь»

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Упражнения на дыхание.

4

1

1

1

1

4.

«Музыкальная форма»

1. Многообразие музыкальных форм.

2. Куплетная форма.

4

1,5

0,5

1

1

5.

«Развитие чувства лада»

1. Понятие о тоне и полутоне.

2. Мажор. Минор.

3

0,5

0,5

1

1

6.

«Концертная деятельность»

1.Сценическое движение.

2.Репетиционная работа.

3.Концертные выступления.

8

-

-

-

2

2

2

ИТОГО:                                                                

34

10

22

Учебно-тематический план

 (3 год обучения)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего часов

теория

практика

1.

«Развитие певческих

навыков и культуры исполнительского мастерства».

1. Вокальная техника.

2. Многоголосье.

3. Постановка голоса.

4. Импровизация.

5. Исполнение песен

14

1

1

1

1

1

1

1

1

6

2.

«Развитие чувства ритма»

1. Определение ритмических рисунков.

2. Размер.

3

0,5

0,5

1

1

3.

«Вокальная речь»

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения на дыхание.

3. Звуковедение.

3

-

-

-

1

1

1

4.

«Музыкальная форма»

  1. Крупные формы.
  2. Музыкальные формы современных эстрадных жанров.

3

0,5

0,5

1

1

5.

«Развитие звукового слуха и чувства лада»

  1. Мажорное и минорное трезвучие.
  2. Пение a capella

4

1

1

1

1

6.

«Концертная деятельность»

1. Сценическое движение.

2. Репетиционная работа.

3. Концертные выступления.

7

-

-

-

1

2

2

ИТОГО:                                                                        

34

9

22

  1. Содержание программы.

1 год обучения.

Раздел 1. Пение как вид искусства

Общее понятие о культуре певческого мастерства.

История певческой культуры.

Знакомство с  музыкальными жанрами.

Прослушивание произведений различных жанров.

Ознакомление с основами вокального искусства.

Виды вокального искусства.

Понятие опоры, диафрагмы.

Строение голосового аппарата певца.

Артикуляционный  аппарат и его составляющие.

Процесс звукообразования и звуковедения.

 Раздел 2. Музыкальные термины  и понятия.

Ознакомление  с терминами вокального искусства.

Понятие о высоких и низких звуках.

Ручные знаки. Знакомство с нотами.

Одноголосное пение. Понятие интонации.

Двухголосие и основные приемы двухголосного пения.

Знакомство с нотным станом.

Показ расположения нот на нотном стане. Пение нот.

Знакомство детей с гаммой до-мажор.

 Раздел 3. Развитие ритмического слуха.

Долгие и короткие звуки.

Понятие о музыкальном размере.

Длительности нот.

Целые, половинные, четвертые, восьмые, шестнадцатые длительности.

Ритмические упражнения. Определение длительностей.

Выполнение простых ритмических рисунков.

Раздел 4. Развитие певческих способностей.

Знакомство с различной манерой пения.

Роль дыхания в пении.

Знакомство с основными видами дыхания.

Постановка голоса. Певческая позиция.

Опора при исполнении различных произведений.

Дикция. Артикуляция.

Формирование культуры исполнения произведений.

Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.

Кульминация в музыкальных произведениях.

Темп.

Динамика.

Лад.

Понятие о форме построения песни.

        Раздел 6. Концертная деятельность.

Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому  произведению.

Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления

Формирование культуры исполнительской деятельности.

2 год обучения.

Раздел 1. Выработка певческих навыков.

 Развитие певческих навыков. Формирование  культуры      исполнительского мастерства.

Диапазон голоса певца.

Развитие диапазона за счет упражнений.

Кантилена.

Созвучность голосов в групповом исполнении.

Упражнения на развитие вокальной техники.

Постановка голоса.

Выработка певческих навыков.

Раздел 2. Развитие чувства ритма.

На примере разных произведений различать длительности.

Научить детей различать простые и сложные ритмические рисунки.

Пунктирный ритм.

Размер.

Размер 2/4,4/4.

Размер 3/4,6/8.

Раздел 3. Вокальная речь.

Развитие культуры вокальной речи.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание.

Певческая позиция.

Раздел 4. Музыкальная форма.

Многообразие музыкальных форм.

Основные принципы построения музыкальной формы.

Простые формы.

Одночастная форма.

Двухчастная форма.

Куплетная форма.

Раздел 5. Развитие  чувства лада.

Понятие о тоне и полутоне.

Понятие о знаках альтерации.

Мажор. Минор.

Раздел 6. Концертная деятельность.

Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся.

Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому  произведению. Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления.

3 год обучения.

Раздел 1. Выработка певческих навыков.

Развитие певческих навыков.

Формирование культуры исполнительского мастерства.

Упражнения для развития диапазона.

Вокальная техника.

         Упражнения для развития вокальной техники.

Многоголосье.

Формирование навыков двухголосного пения.

Раздел 2  Развитие чувства ритма.

Затакт.

Триольный ритм.

Нетрадиционные виды размеров (на примере народной музыки).

Определение ритмических рисунков.

Ритмические упражнения.

Раздел 3. Вокальная речь.

Артикуляционная гимнастика.

Понятие опоры, диафрагмы.

Упражнения на дыхание.

Раздел 4  Музыкальная форма.

Трехчастная форма построения музыки.

Форма рондо.

Форма вариации.

Раздел 5  Развитие чувства лада.

Мажорное и минорное трезвучия

Понятие Т3/5, S 3/5, D 3/5.

Обращение главных трезвучий лада.

Элементы двухголосного исполнения.

Пение a capella

Раздел 6. Концертная деятельность.

Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся.

Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому  произведению. Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления.

Творчество и импровизация.

Данная программа рассчитана на младший школьный возраст (2-4 класс)

34 часа в год (1 раз в неделю по 1 ч.)

Программа предполагает  групповую форму обучения. Однако  при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном развитии детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.

Особенности работы хора обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание учащихся заниматься хоровым пением. Для детей младшего школьного возраста характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов, пение произведений а,капелла и в сопровождении фортепиано, использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения.

Кроме работы над вокально-хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.

Еще одной формой работы могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам и с не чисто поющими детьми.

Программа предусматривает  связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.

 Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

 Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.

 Практическая часть обучает практическим приемам вокально-хорового исполнения песен.

 Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.

 Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

 Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной  деятельности. Имеет место варьирование.

Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству,  движениям под музыку, поведению на сцене.

 Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

       Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит,  что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический  смысл занятиям вокального ансамбля. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения параллельно  с изучением нового песенного  материала. Песенный репертуар подбирается  в течение года и может изменяться.

Формы и виды контроля

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы  проверки:

- беседа по пройденному материалу;

- самостоятельная работа;

- выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)

- участие в итоговом отчетном концерте.

Программа предполагает следующие методы:

Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.  

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости,  звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).

Теоретическую и  практическую часть  можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.

В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.

После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.

 В результате систематичности занятий вокалом у детей  улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность.

В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения  за прошедший год.

Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио, видео материалы.

Список литературы

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.

Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».

В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».

В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».

О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».

Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 1989 год.

Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 1967 год.

Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Весёлые нотки"

В помощь педагогам дополнительного образования....

«Где живут нотки» Праздник музыки, посвященный Всемирному Дню Музыки (1 октября).

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)

Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной дея...

"Веселые нотки" - сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса.

Подробный сценарий внеклассного мероприятия "Веселые нотки" для учащихся 1 класса. Выполнила: Корчагина Л.И. - учитель музыки МБОУ Заветинской СОШ№1 Ростовской области....

Внеклассное мероприятие "Веселые нотки" для 1 классов

Внеклассное мероприятие по музыке для внеурочной деятельности...

Презентация к внеклассному мероприятию "Веселые нотки" для 1 классов

Мультимедийная презентация с музыкальным сопровождением...

Разработка музыкального занятия «Нотка к нотке – будет песенка»

           Методическая разработка музыкального занятияТема: «Нотка к нотке – будет песенка»Цели: - познакомить детей, в доступной форме, с нотной грамотой....