Творческое развитие учащихся во внеурочное время
статья на тему

Абрамова Ирина Анатольевна

В статье показано в виде схем возможности творческого развития учеников школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческое развитие учащихся гимназии №293

Абрамова И.А.

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод - неполноценности).

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом её самораскрытия.

Указывая на влияние социальной среды, ученые не абстрагируются и от биологической природы человека, которая также влияет на процесс развития личности. Это влияние осуществляют заложенная в человеке природная способность к развитию, определенные задатки, предрасположенность к той или иной деятельности.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Творческая деятельность разделяется на следующие уровни:

·массовое творчество - творчество миллионов (в масштабах страны);

·коллективное творчество (группы, бригады, коллективы);

·индивидуальное творчество.

Для того, чтобы развивать творческие способности у учащихся, в нашем учебном заведении (ГБОУ гимназии № 293) предусмотрена различная внеурочная деятельность, содержание которой группируется по следующим направлениям деятельности:

·общественная;

·художественно-эстетическая;

·краеведческо - экологическая;

·учебно-исследовательская и научная;

·трудовая (технологическая).

Выбирая любую форму деятельности, учащиеся остаются все время в среде, которая представляет для них опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения и развития творческих способностей, которые были заложены с рождения, либо приобретены в процессе образования.

При этом внеурочная творческая деятельность учащихся выступает примерно в одинаковом соотношении с изучением основ наук, которая гармонично сочетается с удобным расписанием.

Благодаря внеурочной деятельности учащиеся расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности.

Педагоги дополнительного образования и классные руководители нашего учебного заведения применяют следующие компоненты педагогических способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные.

Для привлечения учащегося к той или иной внеурочной деятельности гимназия применяет следующие репродуктивные методы:

1.Метод стимулирования.

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основным.

2.Метод соревнования.

Соревнование - это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам спортивного соперничества. Главная задача - не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. В нашей гимназии ежегодно проводится соревнование классов по разным номинациям:

-самый активный класс

-самый спортивный класс

- класс-интеллектуал

Выявляется и лучший ученик школы по количеству наград учащегося за учебный год по разным дисциплинам и активности его во внеурочной деятельности.

3.Метод поощрения

Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Более подробно хочется остановиться на системе фестивалей в гимназии и на работе ОДОД .

Организация гимназических фестивалей.

За последние годы в школе сложилась целая система творческих фестивалей, которые позволяют проявить способности учащимся в самых разных областях.  Все фестивали без возрастного ограничения – с 1 по 11 класс, но возрастные категории  учитываются обязательно.

        Осенью – октябрь-ноябрь в гимназии проходит фестиваль «Мой Петербург». Само название уже говорит о его тематике: все работы учащихся посвящены родному городу. Ребята пробуют себя в художественном и фото-творчестве, традиционными номинациями стали литературно-музыкальная композиция и зримая песня. В жюри фестиваля приглашаются не только учителя гимназии, но и районные методисты. Гостями становятся подшефные ветераны из Дома социальной помощи .

        Во второй половине учебного года проводится большой творческий фестиваль «Звонок». Каждый год фестиваль посвящен определенной теме и включает в себя большой диапазон конкурсных номинаций: выразительное чтение, вокал, хореография, инструментальное исполнение, прикладное искусство, художественное и фото-творчество, литературное творчество.

По итогам фестиваля в конце февраля проходит итоговый гала-концерт с награждением победителей.

        Апрель-май заключительный фестиваль учащихся гимназии – «Салют, Победа!». Фестиваль готовится к великому празднику  - День Победы. К этому фестивалю идет серьезная подготовка, номинаций на этом фестивале немного меньше – вокал, хореография, литературно-музыкальное творчество. Все номинации должны иметь военную тематику. По традиции  - победители фестиваля предстают на главном школьном концерте ко Дню Победы и выступают на встрече с гостями- ветеранами.

        Отдельно хочется вспомнить о фестивале, который готовит и проводит гимназия и ее учащиеся для школ района – «Иностранная культура на берегах Невы». Каждый год фестиваль посвящен одной из стран, внесшей свой вклад в историю  и культуру нашего города. Такие фестивали были посвящены: Германии, Франции и Италии. В этом 2013-2014 учебном году фестиваль посвящен Англии.  Ведущими и помощниками этих фестивалей являются ученики старших классов, что дает возможность  ребятам проявить свои способности на организаторском уровне.

        Такая система фестивалей позволяет проявить большому количеству учащихся в самых разных областях творчества. Не удивительно, что после такой большой практики  в стенах школы, на районных и городских мероприятиях, конкурсах и соревнованиях наши ученики чувствуют себя уверенно и раскрепощенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время

Авторы: Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г.Характеристика развития творческой личности. Диагностика на базе ГБОУ школа№ 483 С-Пб . Выводы по анализу полученных результатов...

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время

Авторы Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г. Рассмотрены аспекты развития творчества  подростков. Проведена исследовательская работа, а также диагностика с использованием некоторых методов. П...

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время

Авторы Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г. Рассмотрены аспекты развития творчества  подростков. Проведена исследовательская работа, а также диагностика с использованием некоторых методов. П...

Развитие творческой активности подростков во внеурочное время

Авторы данной публикации: Кучерова А.Г., Маркина Г.В., Скорына В.Г. На базе учащихся ГБОУ школа№483 проведены исследования по развитию творческой активности подростков. Выводы по данной тематике, резу...

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика

Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время

В статье рассматриваются приемы развития творческих способностей обучающихся во внеурочное время на примере работы школьного клуба любителей французского языка "ГАВРОШ"....