Творческая работа «ВПЕЧАТЛЕНИЯ АЛАПАЕВСКОГО ДЕТСТВА» П.И.Чайковский «Детский альбом»
статья по музыке по теме

Исследование о детских годах П.И.Чайковского в г.Алапаевске и влиянии этого периода на творчество композитора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vpechatleniya_alapaevskogo_detstva.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«ВПЕЧАТЛЕНИЯ

АЛАПАЕВСКОГО  ДЕТСТВА»

П.И.Чайковский «Детский альбом»

                       Автор: Кузовникова Р.М.

2014г.

Каждый год я приезжаю в город Алапаевск Свердловской области.
В этом небольшом уральском городе я родилась, училась в средней и музыкальной школе, здесь  решила связать свою жизнь с профессией музыканта. Наша музыкальная школа находилась в доме, где провел часть своего детства великий русский композитор П.И.Чайковский. Исследователи связывают многие произведения композитора с влиянием алапаевского периода его жизни, к примеру "Детский альбом". Сам композитор прожил в Алапаевске 15 месяцев. Этот промежуток времени довольно сильно повлиял на творчество композитора. Да и воспоминания об Алапаевске у Петра Ильича сохранились счастливые. О проведенном здесь времени довольно часто Чайковский будет вспоминать в письмах своим родителям.

Сейчас в доме, где жил композитор, работает мемориальный музей П.И.Чайковского. В 2014 году здесь восстановлена детская комната
с игрушками 19 века. После ее посещения у меня и моих алапаевских коллег возникло желание взглянуть с новой точки зрения на «Детский альбом» - сборник пьес, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано».

Петра Ильича Чайковского по праву называют основоположником детской музыки, этой замечательной страницы творчества русских композиторов.

«Детский альбом» Чайковского, соч. 39 для фортепиано, вошел в детский педагогический репертуар и является едва ли не самым любимым произведением маленьких пианистов всего мира. Существующие ныне многочисленные переложения для других инструментов, подтверждают огромную популярность этого сборника.

Весной 1878 года Чайковский вернулся в Россию после путешествия за границей. Он с наслаждением отдыхал на Украине в имении Давыдовых, в кругу близких его сердцу людей.

У Льва Васильевича и Александры Ильиничны (младшей сестры композитора) была большая семья, и Чайковский относился к многочисленным племянникам, точно к своим детям. Здесь в Каменке, Петр Ильич начал работать над «Детским альбомом», который был закончен в мае 1878 года и в том же году напечатан с посвящением племяннику Володе Давыдову.

В концертной жизни Алапаевской ДШИ им. П.И. Чайковского пьесы из «Детского альбома» занимают особое место, напоминая о детстве композитора, проведенном в Воткинском и Алапаевском заводах. Рассказывая об истории создания и содержании этого произведения, лекторы обязательно ссылаются на алапаевскую переписку семьи Чайковских, чтобы «высветить» в «Детском альбоме» впечатления алапаевского периода (алапаевская переписка Чайковских бережно хранится в Доме-музее Чайковского).

Исполнители и ведущие концертов по-своему выстраивают «сюжет» этого цикла. Можно представить «Детский альбом» как сюиту
с музыкальными рассказами о путешествиях, играх, природе, о детских радостях и печалях, а по нашему мнению можно выстроить «24 часа
из жизни маленького человека», ведь в альбоме 24 пьесы.

Первая сюжетная линия связана с пробуждением ребенка и началом дня («Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама»).

«Утренняя молитва» - в семье Чайковских было принято начинать и заканчивать день молитвой - обращением к Богу. По воскресным дням молились в Алексеевском храме, расположенном рядом с домом Чайковских. Музыка молитвы тихая и торжественная, звучит светло,
с благодарностью и добротой.

«Зимнее утро» - Русская зима на Урале долгая, в ней много непогожих дней. В музыке чувствуется беспокойство и тревога.

«Мама». Когда Петр Ильич писал свой «Детский альбом», его мамы уже не было на свете, поэтому нежная, светлая, грустная музыка звучит как дорогое сердцу воспоминание. «В памяти Петра Ильича облик матери сохранился в виде высокой полной женщины с чудным взглядом и необыкновенно красивыми, хотя не маленькими руками. «Таких рук нет больше, и никогда не будет!» - часто говаривал он».          

( М.И. Чайковский «Жизнь П.И. Чайковского»)

Следующий сюжет - игры, домашние забавы ребенка («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). В детской комнате Чайковских всегда было шумно и весело.

Игровую тематику продолжает мини-трилогия, посвященная кукле («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»). В этих миниатюрах оживают воспоминания Амалии Шоберт, одной из кузин Петра, которые поселились в алапаевском доме Чайковских: «...под скатами деревянных гор для зимнего катания, напоминавших Пете египетские пирамиды, дети играли в жрецов. Они бальзамировали и погребали старую куклу младшей сестры Сашеньки. Все равно она никуда не годилась с отбитым носом и сломанными руками..»

В дальнейшем Чайковский отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по Италии («Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Шарманщик поет»), Франции («Старинная французская песенка») и Германии («Немецкая песенка»).

«Итальянская песенка». Музыка наполнена солнечным светом и теплом далекой Италии. На фоне шарманочного аккомпанемента звучит гибкая, свободная мелодия.

«Неаполитанская песенка» - похожа и на песню и на танец, недаром эта музыка звучит в балете «Лебединое озеро»

«Старинная французская песенка» - это настоящая французская песня, обработанная П.И.Чайковским. Звучание ее печально, как воспоминание
о Франции. Мягкая грусть сквозит в плавных и мелодичных голосах.

«Немецкая песенка» - в отличие от предыдущей «песенки», эта пьеса бодрая и жизнерадостная.

Неутомимый путешественник, Петр Ильич всегда оставлял в своем путевом нотном блокноте ряд страничек для детей. Некоторые из них и стали пьесами «Детского альбома». Возможно, во время путешествий в памяти Чайковского воскресали вечера в алапаевской гостиной, где дети показывали «живые картины», наряжаясь цыганами, турками и другими колоритными персонажами из дальних стран.

Излюбленная сфера композитора - бытовые танцы («Вальс», «Мазурка», «Полька»). В Алапаевске девятилетний Петя «обслуживает» за роялем все домашние праздники или поет вместе с мамой. Александра Андреевна прекрасно пела, аккомпанируя себе на рояле. Из письма сестры композитора (Алапаевск, 1849 год): «...по вечерам читаем или танцуем под музыку Пети. Он очень мило играет, можно подумать - что взрослый человек. Нельзя сравнить его теперешнюю игру с игрою на Воткинском заводе».

Вальс. Этот танец написан специально для детей: при первых же звуках мы как- будто переносимся в уютную гостиную дома в Алапаевске, где дети старательно танцуют парами.

Картины народного гульбища воскресают в русских фольклорных темах и жанровых зарисовках («Русская песня», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»).

Пьеса «Русская песня» похожа на бодрое, праздничное хоровое пение, звучит разнообразно и затейливо.

В пьесе «Мужик на гармонике играет» композитор остроумно изобразил, как гармонист играет по слуху, приспосабливаясь к привозному чудо-инструменту.

Из воспоминаний Амалии Шоберт известно, что Петя увлекался песнями, которые пели рабочие Алапаевского завода. Он подбирал их на рояле, сочиняя к ним аккомпанемент. С этой поры он начал сочинять и фантазировать на рояле.

Из письма Пети (Петербург, 1850 год), в котором он поздравляет отца с именинами: «Мне было весело, когда я вспоминал прошлого году этот день. Я помню, как мы ездили на гулянье Старик и Старуха (скалы в окрестностях Алапаевска), я помню лодку, я помню хор мужиков, помню оркестр Екатеринбургский».

День ребенка близится к концу, и очередной сюжетный поворот обозначается пьесой «Нянина сказка», рядом с которой - как отдельный персонаж - появляется «Баба Яга». Их сменяет - как предвестница блаженных детских сновидений - «Сладкая грёза». А Фанни (гувернантка в воткинском доме) и старшие дети сидят в комнате, освещенной только лампадой, и рассказывают по очереди разные истории (по книге Модеста Ильича Чайковского).

«Баба Яга». Музыка звучит зловеще, быстрые мотивы взлетают вверх, а затем устремляются вниз – будто сердитая Баба-Яга продирается в своей ступе через лес.

«Сладкая грёза». Музыка звучит мечтательно, ласково, с нежной, трогательной интонацией.

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номер соединяются своего рода аркой: утренняя молитва - вечернее богослужение, где звучит мелодия шестого гласа, который возвещает не только об окончании дня, но и об окончании земной жизни человека, когда исполняется на панихидах...

А утром колокольный звон Алексеевского собора - что напротив дома - снова призовет к утренней молитве, и жизнь детворы в алапаевском доме пойдет своим чередом...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ ИЗ ЦИКЛА «КОМПОЗИТООРЫ – ДЕТЯМ». П. И. ЧАЙКОВСКИЙ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ».

Данный урок знакомит учащихся с творчеством композитора П.И.Чайковского на примере "Детского альбома". Данный урок может быть интересен для педагогов - музыкантов....

Презентация "П.И.Чайковский "Детский альбом"

Эта презентация по произведениям П.И.Чайковского из "Детского альбома", помогает ученикам глубже прочувствовать музыку и представить ее зрительно....

Тема проекта: П.И. Чайковский «Детский альбом»

Тип проекта:- информационно-творческий, краткосрочный.Цели проекта:- познакомить учащихся с творчеством русского композитора П.И. Чайковского- расширение музыкального кругозора учащихсяЗадачи проекта:...

П.И.Чайковский "Детский альбом"

Мир ребёнка в музыкальных образах...

Концерт-беседа "П.И. Чайковский. "Детский альбом"

Рассказ о создании "Детского альбома" П.И.Чайковского. Для воспитанников детского сада и учащихся младших классов ДШИ....

Чайковский "Детский альбом" (презентация).

Презентация из 28 красочных слайдов предназначена для учащихся 1-го класса. Может использоваться на уроках музыки в разделе "слушание музыки", а так же для проведения внеклассного мероприяти...