Стратег основная образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по обучению основ шахматной игры для учащихся 11 -15 лет Срок реализации 3 года
рабочая программа на тему

Азарова Светлана Васильевна

Обучение шахматам содействует  не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. В  итоге  обучающийся выходит на свою самостоятельную  творческую дорогу жизни, в которой шахматы – любовь, вдохновение и успех в любой профессиональной деятельности.

Целью программы  является освоение детьми основ шахматной игры с последующим совершенствованием шахматного мастерства, активным развитием психических процессов и личностных свойств.

Программа опирается на объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично поисковый и исследовательский методы обучения. Проблемный метод стимулирует поиск оптимального решения предлагаемой задачи. Частично поисковый метод представляет возможности самостоятельного поиска пути решения поставленной задачи (оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и  сравнение их целесообразности и т.д.) Педагог только корректирует действия ребенка, но не вмешивается в сам процесс поиска решения. Исследовательский метод применяется в анализе сыгранных партий, исследовании различных позиций для определения вариантов их разыгрывания, подготовке дебютного репертуара и т.п.

Важной особенностью реализации программы является создание функционального комфорта обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strateg_programma.docx77.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  

«Центр дополнительного образования детей»

Утверждено                                                                              Утверждаю

На педагогическом совете                                 Директор МБОУ ДО «ЦДОД»

МБОУ ДО «ЦДОД»                                        _______________В.Н. Новиков

Протокол №___ от _________                           «____»_____________20___г.

        

Стратег

основная  образовательная программа

дополнительного образования детей

 физкультурно-спортивной направленности

 по обучению основ шахматной  игры

для учащихся 11 -15 лет

Срок реализации 3 года

                                                                                   Составитель:

                                                                                    Азарова С.В.,

                                                  педагог  дополнительного образования

                                                   

Мариинск

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа  физкультурно - спортивной направленности.

Актуальность программы

        Вот уже много  веков люди изучают истины шахмат.  В последние годы интерес к этому виду спорта  значительно усилился. На развитие шахматного образования обращает внимание и руководство российского образования: достаточно вспомнить  известных в шахматных кругах  приказ Минобразования РФ № 2211 от 18.05.2004 г. «О развитии шахматного образования в системе образования РФ». Это был первый в  истории  нашей страны  специально шахматный приказ,  в соответствии с которым создан Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ во главе с многократным чемпионом мира А.Е.Карповым и принята программа мер по развитию шахматного образования в системе  образования РФ на 2004-2007 гг. В  соответствии с данной Программой, в 2004 г было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся», рекомендованное для использования в общеобразовательных учреждениях и  учреждениях дополнительного образования детей. Шахматы обладают огромными  возможностями для развития познавательной активности человека. Чем больше самостоятельности  предоставляется детям, тем надежнее и осознаннее становятся ими знания, умения и навыки.

Педагогическая целесообразность

Обучение шахматам содействует  не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. В  итоге  обучающийся выходит на свою самостоятельную  творческую дорогу жизни, в которой шахматы – любовь, вдохновение и успех в любой профессиональной деятельности.

Всплеск  интереса к шахматам, шахматной педагогике подтверждается возросшим количеством  издаваемой шахматной литературы. За последние годы на прилавках  книжных магазинов появились качественные шахматные учебники и пособия. Книжные магазины, располагают многочисленным  арсеналом издательских решебников, комбинаций, этюдов по  всем  разделам шахматной практики.

Как довести огромный объем полезной и нужной информации до уровня ее практического использования? Задача  не из простых. На ее решение как раз направлена эта программа.

Отличительные  особенности программы

Реализация программы проходит через четыре  последовательных этапа: ознакомительного, подготовительного, формирующего и развивающего.

Первые  два этапа соответствуют первому году обучения, третий и четвертый – соответственно второму и третьему годам обучения. Материал для каждого из них  подобран таким образом, чтобы он оптимально соответствовал возможностям детей в его основании. При этом от этапа к этапу возрастает коэффициент понятий сложности, что позволяет связать обучение в единый процесс освоения новых знаний и совершенствования  личностных качеств обучающихся.

Особенности построения образовательной программы является изучение в ряде случаев одних и тех же тем на разных этапах обучения; правда, происходит это  с различной глубиной погружения в материал. Высший этап обучения опирается в этих случаях на более  высокий уровень развития психических качеств детей. Это придает программе в целом возвратно- поступательный характер и существенно экономит время педагога на подготовку занятий в различных группах. Реализуется дидактический прием «от простого к сложному».

 Целью программы  является освоение детьми основ шахматной игры с последующим совершенствованием шахматного мастерства, активным развитием психических процессов и личностных свойств.

Освоение программы предполагает решение разноплановых  задач:

Образовательные:

  • Обучение шахматной нотации как средства приобщения к самостоятельной работе в шахматной культуре.
  • Изучение правил шахматных соревнований и правил поведения участников соревнований.
  • Изучение современной трактовки дебютов.

Развивающие:

  • Создание условий для развития личности ребенка,
    развития мотивации к познанию и творчеству
  • Развитие у обучающихся генетически заложенных способностей к игре в шахматы
  • Развитие способностей каждого до уровня понимания мотивов и способов шахматных комбинаций
  • Развитие навыков в решении шахматных задач и поиске комбинационных мотивов, понимания позиционной борьбы

Воспитательные:

  • Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности, осознанности собственного «я» в коллективе
  • Вовлечение обучающихся и их родителей в совместную деятельность по организации шахматных турниров, внеклассных мероприятий и общественно-полезных дел.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на три года   обучения.

Возрастные особенности.

Программа рассчитана на детей 11-15 лет. Отбор учащихся в группу свободный. Стартовые возможности для всех детей одинаковы. На первом году обучения, т.е. в ознакомительно - подготовительный период, происходит общее развитие ребенка. Состав группы в первый год переменный. Со второго года обучения общее развитие начинает сочетаться с личностно ориентированным подходом к каждому, учитывающим особенности его возрастного, психологического, физического развития, а также степень одаренности и работоспособности. Поэтому второй, третий год состав группы постоянный. Для успешной реализации программы целесообразнее объединять детей в учебные группы численностью 10 человек.

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, викторины, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их от переутомления. К практическим занятиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться и родители.

          При     определении        режима     занятий        учтены     санитарно-

эпидемиологические    требования            учреждений    дополнительного

образования детей. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа(академисеских) с перерывом на 10-15 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

 Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.

Планируемые результаты после 1-го года обучения:

  • Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному  мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, конкурсах, сеансах одновременной игры)
  • Превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и активного творчества учащихся.
  • Корректировка и совершенствование  психических свойств: наблюдательность, внимания, воображения, мышления, памяти.
  • Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма)
  • Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка.

Планируемые результаты после 2-го года обучения:

  • Более глубокое изучение шахматной игры, повышение мастерства до уровня спортсменов 4разряда.
  • Развитие комбинационного зрения.
  • Формирование необходимых элементов умственной культуры, психических свойств и устойчивого характера.
  • Раскрытие творческих способностей, освоение позитивных форм самоутверждения обучающихся.
  • Формирование навыков самодисциплины, самовоспитания.

Планируемые результаты после 3-го года обучения:

  • Глубокое изучение теории шахматной игры и повышение игрового  

мастерства до уровня спортсменов 3-го спортивного разряда.

  • Приобщение учащихся к самостоятельной работе с  шахматной

литературой.

  • Привлечение учащихся к шахматным соревнованиям, проводимых в шахматных клубах и командных соревнованиях детских коллективов.

               Формы подведения итогов реализации программы:

     Отслеживание (проверка) перечисленных  результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного итогового контроля.

 Текущий контроль осуществляется  на каждом занятии.  По мере накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы одновременной игры как особая форма оценки результатов освоения материала.

Формами промежуточного и итогового контроля являются:

  • конкурсы
  • викторины
  • шахматные турниры
  • командные соревнования
  • участие обучающихся в соревнованиях и шахматных турниров

 различного уровня

        Предметные компетенции учащихся:

Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

Участии в тренировочных играх, в городских соревнованиях по шахматам;

В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

В проведении педагогом инструктажей;

В применении индивидуальных форм работы;

В корректировке игры;

В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции  являются:

Педагогическое наблюдение;

Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

Изучении специализированной литературы;

Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

В проведении бесед;

В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами  отслеживания роста предметной компетенции  являются:

Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

Определение уровня эрудиции обучаемых.

                                 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        

Первый год обучения

        

Раздел программы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

Объяснение игры

16

4

12

Цель игры. Способы ее завершения

44

11

33

Основные принципы разыгрывания дебюта

24

6

18

Шаблоны мата

32

8

24

Тактика (первый уровень сложности)

56

14

42

Турниры. Подведение итогов обучения.

26

2

24

Итого:

216

50

166

Второй год обучения.

Раздел программы

Общее

 кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Типы партий

44

12

32

2

Центральные и фланговые конфигурации

52

12

40

3

Тактика

24

6

18

4.

Пешки

8

2

6

5.

Эндшпиль

32

7

25

6.

Практические занятия

36

36

7.

Турниры. Подведение итогов обучения.

20

2

18

Итого:

216

     41

175

Третий год обучения

Раздел программы

Общее

кол-во

 часов

Теория

Практика

Основные принципы разыгрывания дебюта

48

12

36

Тактика

36

9

27

Пешки

36

12

24

Эндшпиль

40

10

30

Практические занятия

36

36

Турниры. Подведение итогов обучения.

20

2

18

Итого:

216

45

171

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

(ознакомительный и подготовительный этапы обучения)

Занятия с группами   первого года обучения нацелены на   привлечение детей к активным творческим занятиям по изучению шахматной игры. Задачи, решаемые для достижения цели:

  • Объяснение содержания и правил шахматной игры
  • Обучение шахматной нотации как средства приобщения к самостоятельной работе в шахматной культуре
  • Изучение   правил   шахматных   соревнований   и   правил поведения участников соревнований.

Раздел 1. Объяснение игры

Шахматная доска, фигуры и пешки. Алгебраическое обозначение вертикалей, горизонталей,     полей,     диагоналей.     Шахматная     нотация.     Условные обозначения. Запись положения. Специфика действий фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня. Специфика действий пешек. Измерение ударной силы одиночных фигур и пешки в зависимости от их размещения на разных полях доски. Типовая и относительная ценность фигуры пешек. Размены.

Раздел 2.     Цель игры. Способы ее завершения

Шах. Три способа защиты. Типовые матовые конструкции. Ничья. Пат.

Типовые патовые конструкции. Вечный шах. Бешенные фигуры., техника матования одиночного короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем и королем, ладьей и королем, двумя слонами и королем, слоном и конем с королем.

Раздел 3. Основные принципы разыгрывания дебюта

Принципы классического дебюта. Централизация. Быстрое развитие. Ранняя рокировка. Кони перед слонами. Принципы классического дебюта. Централизация. Быстрое развитие. Ранняя рокировка. Кони перед слонами.

Принципы современного дебюта. Король против оккупации центра. Инициатива. Контригра.  Позиционные пожертвования.

Фланговые дебюты.  Английский дебют. Дебют Рети. «Орангутан».

Дебют Берда.

Раздел 4. Шаблоны мата

Мат на последней горизонтали. Спертый мат. Мат ферзем и пешками. Мат Дамиано. Ферзем и конем. Ферзем и ладьей. Две ладьи. Ладья и слон.

Раздел 5. Тактика ( первый уровень сложности)

Простейшая тактика Связка.  Возможные защиты от связки. Вилки. «Вертел». Двойная  атака. Возможные защиты. Двойная атака. Скрытый шах. Двойной шах.

Раздел 6.    Позиционные соображения

Открытые, полуоткрытые вертикали. Две ладьи. «Страивание». Седьмая горизонталь. Люфт. Два слона. Блокада. Слабый слон. Рычаги.   Два слона. Блокада. Слабый слон. 

Раздел 7.    Пешки

        Сильные  слабые стороны пешки. Пешечные цепи. Пешечные «острова». Скопление пешек. Проходные пешки. Отставшие пешки.

Раздел 8.    Эндшпили

Пешечные эндшпили.  Правило поля. Сначала-короли. Оппозиция. Отдаленная оппозиция. Выжидающие ходы. Триангуляция.

Раздел 9.    Турниры. Подведение итогов

Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени.

 Подведение итогов обучения 


Второй год обучения

(формирующий этап)

 Занятия с группами второго года обучения организуются в целях совершенствования творческих способностей учащихся и повышения качества игры в шахматы, участие в турнирах в квалифицированных по соответствующей возрастной группе. Обучение нацелено на привлечение детей к активным творческим занятиям по совершенствованию уже имеющихся навыков игры.

Задачи, решаемые для достижения цели:

  • Ликвидация пробелов в шахматной теории
  • Развитие способностей ребят до уровня понимания мотивов и способов шахматных комбинаций
  • Привлечение   ребят   к   участию   в   квалифицированных • турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе.

Раздел 1.    Основные принципы разыгрывания дебюта

Открытые начала

Испанская партия, Берлинская защита, Итальянская партия, гамбит Эванса

Закрытые партии

Принятый ферзевой гамбит, дебют ферзевых пешек, отклоненный ферзевой гамбит, Славянская защита

Раздел 2.  Центральные и фланговые конфигурации

Центр

Открытый центр. Закрытый центр. Частично блокированный центр. Напряжение в центре Классический центр. Небольшой центр. «Еж». Давление фигур

Фланги

Ответ в центре. Ранняя атака на фланги. Рокировка на одном фланге. Рокировка на разных флангах.

Раздел 3. Тактика

Жертвы фигур

Классическая жертва слона. Двойная жертва. Постоянные жертвы. Временные жертвы. Расчищающая жертва. Жертва ферзя

Раздел 4.  Пешки

Сильные и слабые стороны

«Подвешенные» пешки. «Сдвоенные» пешки. «Строенные» пешки

 Раздел 5.   Эндшпиль

Активный король

Цугцванг

Эндшпили с тяжелыми фигурами

Ферзевые эндшпили. Ферзь против пешки на седьмой горизонтали..Ферзь против ладьи..Ладья против пешки..Позиция Сааведры (пешка против одинокой  ладьи)

Ладья против двух связанных пешек

Раздел 6.   Турниры. Подведение итогов обучения.

Квалификационный   турнир   по   круговой   системе   с   записью   партий   и контролем времени. Подведение итогов обучения.


Третий год обучения

                                        (развивающий этап)

Цель    занятий    третьего     года    обучения    -    совершенствование индивидуального    шахматного    мастерства       учащихся,    их   участие   в квалификационных турнирах.

Задачи, решаемые для достижения цели:

  • Ликвидация пробелов в шахматной теории
  • Развитие навыков в решении шахматных задач и поиске комбинационных мотивов
  • Развитие понимания позиционной борьбы
  • Изучение современной трактовки дебютов
  • Привлечение   ребят   к   участию   в   квалифицированных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе
  • Ознакомление с графиками проведения соревнований и возможное участие в них.

Раздел 1.    Основные принципы разыгрывания дебюта

Открытые начала

Защита двух коней. Шотландская партия. Партия четырех коней. Защита Петрова

 Полуоткрытые начала

Французская защита. Защита Алехина. Защита Пирка

 Закрытые партии

Индийская ферзевая защита. Нимцо-индийская защита. Индийская королевская защита.Голанская защита: вариант «Каменная стена»

Раздел 2.  Тактика 

Комбинации

Отвлечение . Разрушение защиты. Перегрузка . Ловушка . Вмешательство . «Мельница». «Рентген». Цвишенцуг (промежуточный ход)

Раздел 3.  Пешки    

Пешечные построения (структуры)

На фланге. Защита Дракона. «Каменная стена». «Двойная каменная стена». Французская защита. Закрытая английская защита. Славянская защита. Отклоненный ферзевой гамбит. Атака меньшинств.

Раздел 4.  Эндшпиль 

Эндшпили с ладьей и пешкой

Ладья и пешка против ладьи. Люценская позиция. Шах справа. Пешка на седьмой горизонтали. Ладья несколько пешек

  Эндшпили со слонами

 Слон против пешки. Неправильный стоящий слон. Слоны одного цвета (однопольные). Разноцветные слоны

 Раздел 5.   Турниры. Подведение итогов обучения

Квалификационный турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию по каждому игроку). Подведение итогов обучения.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

         Программа опирается на объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично поисковый и исследовательский методы обучения. Проблемный метод стимулирует поиск оптимального решения предлагаемой задачи. Частично поисковый метод представляет возможности самостоятельного поиска пути решения поставленной задачи (оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и  сравнение их целесообразности и т.д.) Педагог только корректирует действия ребенка, но не вмешивается в сам процесс поиска решения. Исследовательский метод применяется в анализе сыгранных партий, исследовании различных позиций для определения вариантов их разыгрывания, подготовке дебютного репертуара и т.п.

Важной особенностью реализации программы является создание функционального комфорта обучения. С этой целью необходимо соблюдения ряда условий:

  1. Формирование учебных групп должно производиться с учетом планки общего развития детей и сложности изучаемых тем. Уровень сложности должен находиться в некотором оптимальном диапазоне. При слишком низкой интеллектуальной нагрузке эффект развития детей мал, они не напрягаются, интерес к знаниям ослабевает. При слишком высоком уровне интеллектуальной нагрузки дети могут испытывать состояние стресса и даже отказаться от продолжения занятий. Педагог определяет оптимальный уровень интеллектуальной нагрузки, при котором достигается максимальный эффект развития ребенка с учетом умеренных психических затрат.
  2. Занятия должны вызывать у детей положительные эмоции. Поведение детей в большей мере регулируется эмоциями, чем рассуждениями. Эмоции являются одним из условий творческой деятельности и важным регулятором психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности.  Состояние, вызванное удивлением, заставляет замечать и хранить в памяти то, на что раньше не обращалось внимания.
  3. Процессу обучения  необходима непрерывная поддержка и мобилизация психофизиологических функций на усвоение новых знаний. Как правило, усвоение новых знаний, умений и навыков вызывает у детей положительные эмоции и воспринимается ими с  удовольствием. Любое однообразие, повторение одного и того же порождает монотонность и ослабевание интереса к занятиям. Объем новых знаний и ответствующие трудности при их усвоении необходимо дифференцировать с учетом возрастных характеристик детей, уровня развития их личности в сфере психических качеств с учетом ранее полученных знаний.
  4. Функциональный комфорт обучения во многом зависит от отношения педагога и детей. Спокойствие, терпимость, доброжелательность,  участливое отношение к трудностям детей создают положительный настрой на занятиях.
  5. Немаловажное значение имеют  санитарно-гигиенические условия и эстетическое оборудование кабинета. Присутствие детей в кабинете должно создавать у них чувство комфорта, удовлетворенности, эмоциональный подъем в ожидании занятий, турниров и интересного общения с товарищами.

Технология изучения материала и формы занятий, планируемых по основным разделам программы.

В первый год обучения занятия нужны детям как средство эффективного развития творческих способностей, памяти, внимания, смекалки, логики, фантазии. Расширяется кругозор ребенка. В процессе шахматного творчества и спортивного соперничества за  шахматной доской дети  приобретают навыки по оценке обстановке, самостоятельному принятию решений. Психолого-возрастные особенности детей группы начального обучения определяют щадящий  характер методик и форм  проведения занятий. В первую очередь  сюда необходимо  отнести наглядность обучения. На первых порах все объяснения проводятся на доске, а не в уме. Постепенно переходить на несложные примеры, которые можно решать в уме, чтобы  постепенно приучать детей рассчитывать ходы  наперед.

Нельзя перегружать занятия теоретического плана.  Ребенок в лучшем случае выдерживает 10-15 минут, т.к. нацелен на спортивную борьбу за шахматной доской.

Нельзя для детей первого года обучения прибегать к игре в быстрые шахматы с использованием шахматных чесов.

Для начинающих игроков они вредны, т.к. приучают  к поверхностной  игре,  не прибавляя опыта.

Обязательным  условием успешной работы педагога является индивидуальный  подход к ребенку, изучение характера и способностей. Это – ключ, которым раскрываются творческие способности детей.

На втором году обучения особое внимание  уделяется динамике проведения урока и беспрерывной нагрузке на мыслительную  деятельность  учащихся.

Особое внимание должно быть уделено развитию комбинационного зрения. Навыки развития дебютов на фоне коронных  комбинационных партий.

Постепенно увеличивается сложность примеров, решаемых в уме в целях повышения  навыков в расчете ходов вперед без продвижения фигур.

Быстрые шахматы для ребят второго года обучения нецелесообразны. Но включать шахматные часы  с финальным контролем  времени  уже необходимо. Часы  повышают  собранность ребят, дисциплинируют их.

Учитывая тягу ребят данного возраста к творчеству, выдумке, педагог может достигнуть в работе  с детьми положительных результатов.

Технология работы с детьми на третьем году  обучения в целом идентична  технологии  изучения материала второго года обучения.

Определяются более высокие  требования к их умственной деятельности, т.е. увеличивает необходимость решения более сложных задач и большего количества комбинационных примеров.

Шахматные часы для этой группы учащихся  являются  необходимой частью обучения по программе. Они дисциплинируют игрока, исключают пустое созерцание, интенсифицируют поиск рациональных ходов.

Выбор тем для изучения  в учебно- тематическом плане направлен в первую очередь для повышения творческих способностей ребят, развития комбинационного зрения. Это основа для дальнейшего самостоятельного повышения мастерства.

          Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.

           Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры, игры с гандиканом и другое.

            Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга. 

        Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

      Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации. 

     На уровне аналитической работы происходит: 

• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика; 
• понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения.    
   При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. 
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. 

Метод упражнения. 

Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как: 

• точные - теоретические; 
• типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам; 
• фрагменты из партий - различное игровое содержание; 
• этюды - аналитические, художественные. 
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие: 
• оперативной памяти; 
• оперативного мышления; 
• функции внимания; 
• восприятия; 
• оценочной функции. 
     Формы и методы реализации программы:

  • Уроки;
  • групповые занятия;
  • индивидуальные занятия;
  • игровая деятельность;
  • конкурсы решения;
  • турнирная практика;
  • разбор партий;
  • работа с компьютером.

Средства реализации программы:

  • учебно-тематические планы;
  • методические указания и методическое обеспечение программы;
  • сборники задач;
  • шахматная литература.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

               На занятиях используются:

  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
  • шахматные часы – 5 штуки;
  • таблицы к различным турнирам;
  • раздаточные материалы для тренинга;
  • вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
  • словарь шахматных терминов;
  • комплекты шахматных фигур с досками – 5 шт.;
  • компьютер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

  1. Абрамов, Л. И. Шахматы [Текст]: энциклопедический словарь / Л. И. Абрамов, Ю. Л. Авербах. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 346 с.
  2. Авербах,  Ю.  Шахматные окончания.  Ладья  против легкой  фигуры [Текст] / Ю. Авербах. - М. : Физкультура и спорт, 1981.- 148 с.
  3. Авербах, Ю. Шахматные окончания. Пешечные [Текст] / Ю. Авербах. -М. : Физкультура и спорт, 1983. - 137 с.
  4. Авербах, Ю. Шахматные окончания. Ферзевые [Текст] / Ю. Авербах. -М. : Физкультура и спорт, 1982. - 328 с.
  5. Гик, Е. Беседы о шахматах [Текст] / Е. Гик. - ML : Просвещение, 1985. -57 с.
  6. Глубницкий, С. Б. Полный курс шахмат [Текст]: 64 урока / С. Ь. Глубницкий. - Харьков: изд-во Фолио, М. : изд-во ACT, 1999.
  7. Голенищев, В. Е. Подготовка юных шахматистов 1 разряда [Текст] / В. К. Голенищев. - М.: Советская Россия, 1980. - 158 с.
  8. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [Текст] / В. Г. Гришин. - М. : Просвещение, 1991.- 83 с.
  9. Дворецкий, М. Методы шахматного обучения [Текст] / М. Дворецкий, А. Юсупов. - Харьков : изд-во ФОЛИО, 1997.-156 с.
  10. Зенков, Г. М. Первый шах [Текст] / Г. М. Зенков. - Прокопьевск : изд-во Пласт, 1993. - 126 с.
  11. Карпов, А. Все о шахматах [Текст] / А. Карпов, Е, Гик. - М. : изд-во Гранд, 2002.- 256 с.
  12. Костьев,  А.  Н.  Уроки     шахмат  [Текст]  /  А.   Н.  Костьев.  - М.   : Физкультура и спорт, 1984. - 193 с.
  13. Петросян, Т. В. Шахматные лекции [Текст] / Т. В. Петросян. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 154 с.
  14. Программа подготовки юных шахматистов 2 разряда [Текст]   / - М. : Советская Россия, 1971. - 132 с.

  1. Таль, М. Учебник шахматной игры [Текст] / М. Таль. - М. : изд-во 4-ый филиал ВИ, 1999. - 152 с.
  2. Шпильман, Р. Теория жертвы [Текст]: сборник задач 1001 комбинация / Р. Шпильман. - Харьков: изд-во Фолио, 1995.- 235 с.
  3. Энциклопедия «Современный шахматный дебют» [Текст] / - М. : изд-во Планета  - Пресс,  1996. - 256 с.

Литература для учащихся

  1. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [Текст] / В. Г. Гришин. - М. : Просвещение, 1991.- 83 с.
  2. Карпов, А. Все о шахматах [Текст] / А. Карпов, Е. Гик. - М. : изд-во Гранд, 2002.- 256 с.
  3. Костьев, А. Н. Уроки шахмат [Текст] / А. Н. Костьев. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 193 с.
  4. Таль, М. Учебник шахматной игры [Текст] / М. Таль. - М. : изд-во 4-ый филиал ВИ, 1999.-152 с.



Календарно-тематический план

1 год обучения

        

п-п

Название раздела 

Тема занятий

Дата

Количество

часов

Методическое обеспечение

всего

теория

практика

1.

Объяснение игры

16

4

12

Шахматная доска, фигуры и пешки

Алгебраическое обозначение вертикалей, горизонталей, полей, диагоналей

4

1

3

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

 

Шахматная нотация. Условные обозначения. Запись положения.

Специфика действия фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня.

6

2

4

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Специфика действий пешек

Изменение ударной силы одиночных фигур и пешки в зависимости от их размещения на разных полях доски.

Типовая и относительная ценность фигуры, пешек. Размены.

6

2

4

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

2.

Цель игры. Способы ее завершения.

44

11

33

Шах. Три способа защиты. Типовые матовые конструкции.

Ничья. Пат. Типовые патовые конструкции.

Вечный шах.

Бешеные фигуры.

4

1

3

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Техника матования простые виды матов: одиночного короля ферзем и королем, двумя ладьями и королем, ладьей и королем, двумя слонами и королем, слоном и конем с королем, ферзем и ладьей

24

62

18

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Единицы

Пространство

Материал

Развитие

8

2

6

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Особые ходы

На проходе

Превращение

Рокировка

Пат

8

2

6

        

        Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

3.

Основные принципы разыгрывания дебюта

28

8

20

Принципы классического дебюта

Централизация.

Быстрое развитие.

Ранняя рокировка

Кони перед слонами.

        

        8

2

6

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Принципы современного дебюта

Король против оккупации центра.

Инициатива.

Контригра.

Позиционные пожертвования

        

        12

4

        

        8

        Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Фланговые дебюты

Английский дебют

Дебют Рети

«Орангутан»

Дебют Берда

8

2

6

        Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

        4.

Шаблоны  мата

30

8

        

        22

Мат на последней горизонтали

Спертый мат

Мат ферзем и пешками

Мат Дамиано        

16

4

12

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Мат:

 Ферзем и конем

Ферзем и ладьей

Две ладьи

Ладья и слон

16

        

        4

12

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы  

5.

Тактика

(первый уровень сложности)

24

6

18

Простейшая тактика

Связка.  Возможные защиты от связки.

Вилки.

«Вертел»

 Двойная  атака. Возможные защиты.

Двойная атака

Скрытый шах

 Двойной шах.

 24

6

18

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

6.

Позиционные соображения

        

        20

        5

        

        15

Открытые, полуоткрытые вертикали

Две ладьи

«Страивание»

Седьмая горизонталь

8

2

6

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

 

Люфт

Два слона

Блокада

Слабый слон

Рычаги

Ключевые клетки

12

3

9

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

7.

Пешки

16

4

12

Сильные  слабые стороны пешки

Пешечные цепи

Пешечные «острова»

Скопление пешек

Проходные пешки

        

        8

2

6

        Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы  

Внешне проходные пешки

Защищенные проходные пешки

Изолированные пешки

Отставшие пешки

8

        

        2

 

6

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы    

8.

Эндшпили

18

6

12

Пешечные эндшпили

Правило поля

Сначала-короли

Оппозиция

Отдаленная оппозиция

Выжидающие ходы

Триангуляция

18

6

12

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы  

6.

Турниры.

Подведение итогов

20

2

18

Дружеские встречи

18

18

Подведение итогов обучения

2

2

 

                       Итого за год

216

54

162


   

Календарно-тематический план

2 год обучения

        

п-п

Название раздела

Тема занятий

           

      Количество

             часов

Метод. обеспеч.

Всего

Практика

Теория

1.

Основные принципы разыгрывания дебюта

44

12

32

Типы партий  

Открытые начала

Испанская партия, Берлинская защита, Итальянская партия, гамбит Эванса

     

       16

        

        4

        

        12

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Полуоткрытые начала

Сицилианская защита

   

12

        

4

        

        8

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

 

Закрытые партии

Принятый ферзевой гамбит, дебют ферзевых пешек, отклоненный ферзевой гамбит, Славянская защита

     

       16

        

        4

        

        12

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

 

2.

Центральные и фланговые конфигурации

52

12

40

Центр

Открытый центр

Закрытый центр

Частично блокированный центр

Напряжение в центре

Классический центр

Небольшой центр

«Еж»

Давление фигур

36

8

28

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

 

Фланги

Ответ в центре

Ранняя атака на фланги

Рокировка на одном фланге

Рокировка на разных флангах

16

4

12

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

 

3.

Тактика

        

24

        6

        

        18

Жертвы фигур

Классическая жертва слона

Двойная жертва

Постоянные жертвы

Временные жертвы

Расчищающая жертва

Жертва ферзя

        24

6

18

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

4.

Пешки

8

2

6

Сильные и слабые стороны

«Подвешенные» пешки

«Сдвоенные» пешки

«Строенные» пешки

8

2

        

        6

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

5.

Эндшпиль

        32

7

25

Активный король

Цугцванг

        

        4

        1

3

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Эндшпили с тяжелыми фигурами

Ферзевые эндшпили

Ферзь против пешки на седьмой горизонтали

Ферзь против ладьи

Ладья против пешки

Позиция Сааведры ( пешка против одинокой  ладьи)

Ладья против двух связанных пешек

        28

6

        22

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Практические занятия

Решение шахматных задач

Игры в парах        

36

36

 

Турниры. Подведение итогов

20

2

18

 

 Дружеские встречи  

 

 18

Подведение итогов обучения

2

Итого

216

41

175

         

Календарно-тематический план

3 год обучения

п-п

Название раздела

Тема занятий

           

      Количество

             часов

Метод. обеспеч.

Всего

Практика

Теория

1.

Основные принципы разыгрывания дебюта

48

12

36

Типы партий  

Открытые начала

Защита двух коней

Шотландская партия

Партия четырех коней

Защита Петрова

     

       16

        

        4

        

        12

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Полуоткрытые начала

Французская защита

Защита Алехина

Защита Пирка

     

       16

        

        4

        

        12

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы        

Закрытые партии

Индийская ферзевая защита

Нимцо-индийская защита

Индийская королевская защита

Голанская защита: вариант «Каменная стена»

     

       16

        

        4

        

        12

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

 

2.

Тактика

36

9

27

Комбинации

Отвлечение

Разрушение защиты

Перегрузка

Ловушка

Вмешательство

«Мельница»

«Рентген»

Цвишенцуг (промежуточный ход)

36

9

27

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

3.

Пешки

36

12

24

Пешечные построения (структуры)

На фланге

Защита Дракона

«Каменная стена»

«Двойная каменная стена»

Французская защита

Закрытая английская защита

Славянская защита

Отклоненный ферзевой гамбит

Атака меньшинства

36

12

24

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

4.

Эндшпиль

40

10

30

Эндшпили с ладьей и пешкой

Ладья и пешка против ладьи

Люценская позиция

Шах справа

Пешка на седьмой горизонтали

Ладья несколько пешек

24

6

18

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Эндшпили со слонами

 Слон против пешки

Неправильный стоящий слон

Слоны одного цвета (однопольные)

Разноцветные слоны

        16

4

        12

Рассказ педагога, беседа,

демонстрационная доска,

шахматы

Практические занятия

Решение шахматных задач

Игры в парах

36

36

 

Турниры. Подведение итогов

20

2

18

 

 Дружеские встречи  

 

 18

Подведение итогов обучения

2

Итого

216

45

171

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

Программа дополнительного образования по физической культуре "Обучение основам здоровья ".

Программа дополнительного образования «Обучение основам здоровья» базируется на Государственной комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11х  классов общеобразовательной школы. Про...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года

Образовательная  программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная,  трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...

Программа дополнительного образования "Учимся грамоте" (по обучению послоговому чтению)

Дополнительная  услуга по обучению детей послоговому чтению «Учимся грамоте» в детском саду организована по запросу родителей, который выявлен при проведении анкетирования. Образовательная работ...

Программа дополнительного образования "Задачи с параметрами. Методы решения" для учащихся 10-11 классов.

Программа дополнительного образования "Задачи с параметрами. Методы решения" создана для учащихся 10-11 классов. Срок реализации 2 года. Будет полезка учителям, работающим в профильных класс...

Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей интеллектуальной направленности "Друзья журналистики" для учащихся 11-13 лет

Программа «Друзья  журналистики» познакомит учащихся с особенностями журналистской деятельности, основными понятиями и жанрами  журналистики, приемами создания газеты. Научит бра...