Молодые "перышки" Хакасии готовятся к большому полёту
статья на тему

Зименс Мария Фёдоровна

О работе пресс-центров Республики Хакасия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khasanova_zimens_molodye_peryshki_khakasii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хасанова Любовь Борисовна, старший методист,

высшая квалификационная категория,

 т: 89134417996, hasanowa.lyubov@yandex.ru,

 655017, Республика Хакасия, г. Абакан,

ул. Чехова, 116-26;

Зименс Мария Фёдоровна, методист,

 высшая квалификационная категория,

т: 89831911458, MFZ.8@yanbdex.ru,

655017, Республика Хакасия, г. Абакан,

ул. М. Жукова, 94-54;

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Хакасия дополнительного образования детей

 «Республиканский центр дополнительного образования детей»        

655002, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Саралинская, 26

Аннотация

В данной статье мы предлагаем познакомиться с деятельностью нашего Республиканского центра дополнительного образования детей. Одним из важных направлений деятельности выделили - координацию работы руководителей пресс-центров образовательных организаций через семинары-практикумы, «круглые столы», мастер-классы, конференции. Методисты центра координируют методическую работу. В ходе этих мероприятий выявляются проблемы в организации юнкоровских объединений и пути их решения, намечаются перспективы работы творческих объединений. Отмечен факт предпрофессиональной ориентации детей, преемственность знаний. Приобретённые во время различных мероприятий опыт и информацию руководители пресс-центров передают обучающимся в своих объединениях. Результативностью этой работы являются творческие конкурсы, в которых участвуют юные журналисты.

                                 

Молодые «перышки» Хакасии готовятся к большому полёту

«О светлом будущем

 Заботятся политики,

 О светлом прошлом –

 историки,

 О светлом настоящем –

 журналисты»

 (Жарко Петан)

Республика Хакасия. В Республике Хакасия действуют многочисленные и разнообразные организации юных корреспондентов – от школьных кружков до городских клубов. В последние годы движение (юнкоров) развивается все интенсивнее, чему в немалой степени способствует деятельность ГБОУ РХ ДОД «Республиканский центр дополнительного образования детей». Работа с детскими пресс-центрами является одним из приоритетных направлений деятельности нашего Центра. Проводимые мероприятия позволяют выявлять творчески одарённых детей, занимающихся в школьных пресс-центрах, помогают таким ребятам получать профессиональную ориентацию. Основными задачами различных олимпиад, конкурсов, викторин, семинаров, проводимых среди обучающихся в юнкоровских объединениях, является помощь в развитии творческих (литературных) способностей юных корреспондентов, обучение юнкоров и руководителей школьных пресс-центров основам журналистики и газетного дела; ориентация начинающих авторов в проблемном «поле» современной, в том числе, региональной журналистики, обучение навыкам освещения этих проблем в СМИ.

В реализации этих задач существенную помощь педагогам нашей организации оказывают и преподаватели кафедры стилистики русского языка и журналистики Института филологии и межкультурной коммуникации Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. Вузовские педагоги, ведущие профессиональную подготовку будущих журналистов, заинтересованы в развитии юнкоровского движения, повышения творческого потенциала талантливых детей и, в конечном счете, воспитании своих потенциальных абитуриентов. Преподаватели университета нередко становятся вдохновителями и активными соорганизаторами различных мероприятий, способствующих выявлению, сопровождению и поддержке интеллектуально одарённых юнкоров. Центр совместно с сотрудниками кафедры стилистики русского языка и журналистики регулярно организует и проводит республиканские профильные мероприятия для педагогов и детей: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, «круглые столы», интеллектуальные викторины, конкурсы, олимпиады, конференции.

Важным направлением деятельности Республиканского центра является координация работы руководителей пресс-центров образовательных организаций через семинары-практикумы «Довузовская профессиональная подготовка юных журналистов», «Перспективы разработки единой программы для подготовки юных корреспондентов на базе образовательных организаций». Положительно зарекомендовали себя «круглые столы», такие, как «Оптимизация сотрудничества юнкоров со СМИ», «Журналистика – это активная жизненная позиция». Востребованными являются и мастер-классы: «Реклама в юнкоровской газете», «Актуальные вопросы профессиональной журналистской подготовки юнкоров», «Использование фоторепортажа в детской прессе», «Развитие творческих способностей юнкоров в рамках деятельности школьного пресс-центра «Лабиринты мыслей» и др.

В ходе этих мероприятий выявляются проблемы в организации юнкоровских объединений и пути их решения, намечаются перспективы работы творческих объединений. О результативности мастер-классов позволяют судить данные опросов, проводимых среди их участников. Так, на вопрос анкеты «Оправдались ли Ваши ожидания?» респонденты отвечали так: «Да, замечательно! Освежила, структурировала знания. Спасибо!», «Подтолкнули к новым идеям. Кое-что хочу воплотить в ближайшее время», «Полезно и интересно знакомиться с опытом коллег. Особый смысл вижу в организации практикумов, которые мотивируют к проявлению собственного опыта». Можно резюмировать, что руководители пресс-центров заинтересованы в таких встречах, потому что происходит обмен опытом, создаётся мотивация к познавательной деятельности педагога.

Отметим такой интересный факт: дети, которые получили профессиональную ориентацию, в том числе, участвуя в мероприятиях, проводимых Центром, часто поступают на специальность «Журналистика» в ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Некоторые из них, например, Анастасия Пачина, в дальнейшем изучают работу Центра с юными корреспондентами уже в научном плане, проводя мониторинги действенности его мероприятий, опросы среди юнкоров и руководителей пресс-центров. Такие исследования помогают определить степень эффективности и перспективные направления такой работы.

В «Концепции развития дополнительного образования детей», (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), говорится, что отличительной чертой такого образования «является открытость, которая проявляется в аспектах: нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностью взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности. А также возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии». Поэтому, организуя методические мероприятия, мы приглашаем не только преподавателей ВУЗа, но и студентов – будущих журналистов. Участие последних вызывает большой интерес, поскольку позволяет наладить и поддерживать общение руководителей пресс-центров с бывшими юнкоровцами, а ныне – студентами.

Второе направление работы – это организация встреч юнкоров и руководителей пресс-центров с профессиональными журналистами республики. Творческие сотрудники СМИ эмоционально, увлекательно рассказывают ребятам о многогранности профессии журналиста, о своем общении с разными людьми, знакомят с тонкостями этой работы и психологией людей, дают советы по профессиональному самосовершенствованию.

В работе Центра присутствует преемственность знаний. Приобретенные во время различных мероприятий опыт и информацию руководители пресс-центров стараются передать обучающимся в своих объединениях. Результативность этого становится заметной на творческих конкурсах, в которых участвуют юные журналисты. Среди республиканских конкурсов можно выделить следующие.

Творческое состязание «О, спорт, ты – мир!» - (февраль 2013 г.),  позволило юнкорам представить свои работы в номинациях «Портрет в спорте», «Спортивное будущее Хакасии», «К вершинам Олимпа». Участники конкурса должны были подготовить свои рассказы об олимпийском движении, традиционных и нетрадиционных видах спорта Хакасии, о знаменитых спортсменах и тренерах республики, используя журналистские жанры: эссе, очерк, репортаж, зарисовку. Жюри в конкурсных работах юных журналистов выделяло оригинальность суждений, полноту раскрытия темы, аргументированность суждений и мыслей, иллюстрированность рассказа примерами, фактами.

Республиканский конкурс молодых журналистов «Голосуй за будущее» (декабрь 2012 г.), организованный ГБОУ РХ ДОД «РЦОД» и Избирательной комиссией Республики Хакасия, оказал содействие в пропаганде правовой грамотности и воспитании гражданской активности у участников детских и молодёжных пресс-центров, как будущих избирателей. Ребята должны были сформулировать свой наказ политическим партиям, продемонстрировать свои знания истории Российского парламента, раскрыть суть известного высказывания, что «Выборы – это ответственность».

Республиканский конкурс детских пресс-центров «Мы – законопослушные граждане» (февраль 2014 г.),  позволил командам продемонстрировать не только свои знания, но и креативность. Представляя «визитку» своего объединения, они состязались в умении творчески обыграть название команды и ее эмблемы. В «Презентации стенгазет» оценивалось не только разнообразие содержания стенных изданий (фотографии, рисунки, стихи, песни, вырезки из журналов и газет), но и оформление. Но основные сражения развернулись на «Творческом турнире журналистов», на котором представители команды должны были за полчаса написать сочинение-эссе по темам «Какой он законопослушный гражданин?», «Я бы написал Закон о …» и др. Интересные рассуждения ребят, их необычные предложения и креативность мышления удивили и восхитили педагогов и жюри.

Республиканский конкурс научно - исследовательских работ «История развития казачьего движения и казачества в Республике Хакасия» (апрель 2012 г.), юнкоры исследовали культуру, православие, традиции и обычаи казаков. В своих работах участники анализировали исторические источники, архивные документы семей потомственных казаков, живущих на территории Хакасии,  проблемы перспективы развития казачьего общества в жизни своего края. При защите исследовательских работ присутствовал председатель совета старейшин Саянского казачьего округа – Е.М. Ермаков, который отметил актуальность, востребованность, значимость данной темы для подрастающего поколения.

Заметим, что такие конкурсы расширяют тематику, по которой работают творческие объединения, активизируют ребят, заставляют их обращать внимание на различные сферы жизнедеятельности общества, позволяют выявлять наиболее талантливых и творчески одарённых детей. Они дают возможность школьникам, будущим абитуриентам, прикоснуться к профессии журналиста, понять, что нужно знать и уметь будущему профессиональному работнику СМИ.

Особенно хочется отметить ежегодно проводимую нами республиканскую Олимпиаду «Золотое перо». Она не только помогает выявлять ребят, достигших успехов в журналистском мастерстве, но является своеобразным итогом проделанной в пресс-центрах за год работы. Задания Олимпиады, которые выполняют все конкурсанты, традиционно состоят из тестовых и вопросов творческого характера. При определении тематики очередной олимпиады обязательно учитываются знаменательные даты и важнейшие события в мире, стране и Хакасии: например, 70-летие народного образования в Хакасии, летняя Олимпиада 2012 года, юбилеи Победы в Великой Отечественной войне. В соответствие с тематикой мероприятия определяются и темы конкурсов. Так, в 2014 году, ознаменованном как год Культуры в России, ребята рассуждали в форме эссе о значимости и целостности культуры. Они сопоставляли зарубежную и отечественную культуру, оценивали культуру хакасского народа. Участники делали выводы о том, что «культуры разных народов взаимообогащают, дополняют друг друга. Культура – это всё то, что создано человечеством. Именно люди создают всё новое, делая нашу жизнь ярче и намного интереснее. Наше поколение обязано сохранить достопримечательности, памятники культуры, книги, произведения искусств».

Можно резюмировать, что у ребят, занимающихся в пресс-центрах, формируются и развиваются творческие способности, есть возможность удовлетворять их индивидуальные потребности в интеллектуальном и нравственном совершенствовании. Реализация данного направления в дополнительном образовании детей обеспечивает адаптацию школьников к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, позволяет выявлять и поддерживать их творческие способности. Поэтому работа Центра с детскими юнкоровскими объединениями является перспективной и соответствующей основным положениям личностно-ориентированного, гуманистического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг "Чем больше я узнаю, тем больше я смогу". Презентация

Презентация к интеллектуально-практической игре для старшеклассников Брейн-ринг на тему:"Чем больше я узнаю, тем больше я смогу", (7-11 класс), по предметам естественно-математического цикла....

Интеллектуально-познавательная игра "Мой край и я: чем больше узнаю, тем больше берегу"

Интеллектуально-познавательная игра, направленная на формирование патриотических чувств, гражданственности и любви к родному краю....

Большая разница. Большая разница?

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы в школе. Принимают участие знатоки и любители русского языка 6 и 11 классов. Задания составлены таким образом, чтобы учащиеся и 6 кл...

Пионерская линейка "Будь готов! Всегда готов!"

Торжественная линейка посвящения в пионеры...

Соревнования "Будь готов - всегда готов" ГТО

Соревнования по сдаче норм ГТО седи учащихся 6 - х классов МОУ"СОШ № 40" г. Саратова...

Интеллектуальная игра "Будь готов, всегда готов!"

Интеллектуальная игра "Будь готов, всегда готов!"...


 

Комментарии

Гирш Ирина

Очень трудоемкая, интересная и полезная работа для проявления творческих способностей детей.