Приёмы арттерапии на занятиях декоративно - прикладным творчеством
статья на тему

Лыскина Наталья Александровна

Арт-терапевтические приемы на занятияз декоративным творчеством

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы арттерапии на занятиях декоративно - прикладным  творчеством

                                                

                                        

                                                   Подготовила:

                                                   педагог дополнительного образования

                                                             первой квалификационной категории

                                                             Лыскина Наталья Александровна

                                   

 

                                             Ст.Егорлыкская  2010

Приёмы арттерапии на занятиях декоративно - прикладным  творчеством

                                             Лыскина Наталья Александровна

                                                    педагог дополнительного образования

                                                                   первой квалификационной категории                        

                                         муниципального образовательного учреждения                                          дополнительного образования детей

                                          "Центр внешкольной работы"

Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам.   Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье.

Занятия прикладным творчеством, как пассивные (созерцание, наблюдение за работой других), так и активные (создание собственных шедевров), помогают человеку выстроить адекватную систему психологической защиты. Декоративно - прикладная  деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научится компенсировать  средствами искусства негативные переживания, почувствовать свою значимость. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные.

Терапия средствами искусства – арттерапия – это синтез нескольких областей   научного знания (искусства, медицины и психологии). Продукты творчества отражают подсознательные желания, настроения и мысли ребенка, что позволяет использовать их для динамической оценки его состояния и развития. Важным выразительным средством  оценки эмоционального состояния человека (особенно ребенка) является цвет.  

 Ещё в начале 19 века  поэтом и ученым И.В.Гёте в работе «Теория цвета» была предпринята попытка описания феноменов цвета с учетом физических, психологических и эстетических аспектов их взаимодействия. Им была предложена первая модель цветового круга, которая впоследствии разрабатывалась другим учеными.

Выбор того или иного цвета отражает нередко направленность ребёнка на определённую деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности и может быть учтён в педагогической практике.

На  индивидуальных или групповых занятиях с детьми, для  диагностики и коррекции эмоционального состояния ребенка, можно использовать набор из 8  цветных лепестков в виде ромашки (Приложение 1): каждый лепесток символизирует один цвет  и один дополнительный цвет-это черный. На групповых занятиях   наборы из цветных лепестков в виде ромашки  раздаются по количеству учащихся.

В ходе занятия  каждому ребенку предлагается выбрать 2 цвета, которые больше всего нравятся ему в данный момент, и  которые будут использоваться как основные в ходе изготовления поделки или рисунка, а один цвет наиболее неприятный. Расшифровка выбранных цветов позволяет узнать эмоциональное состояние ребенка и скорректировать его.       

Согласно  исследованиям психолога  М. Люшера, выбор цветов символизирует следующие психологические потребности: синий -спокойствие, удовлетворенность; зеленый – потребность в самоутверждении, настойчивость, иногда упрямство; красный – потребность активно действовать и добиваться успеха; желтый – потребность в перспективе, мечтах на лучшее; фиолетовый, коричневый, белый символизируют негативные тенденции - тревожность, переживание страха, огорчения. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса.

Если называют цвета черный, серый, коричневый, то такое предпочтение цвета свидетельствует о желании ребёнка замкнуться, отгородиться от всего, оставаясь свободным от каких-либо обязательств. Иногда выбор цвета связан  с повышенной тревожностью.

Коричневый цвет показывает надёжность  и прочность. Ребёнок, предпочитающий данный цвет, прежде чем действовать, склонен всё тщательно  продумать и рассчитать.  Иногда коричневый цвет говорит о нежелании, разочаровании, депрессии, навязчивой идее разрушения.

Серый цвет показывает чувство  меры и стремление решать сложные задачи в учёте, поведении, общении и т.д. Однако он  может быть связан с печалью, болезнями и склонностью критически оценивать положение дел, ситуацию.

Устойчивое предпочтение черного цвета говорит   о желании  ребенка от всего  отречься,  о протесте  стечению обстоятельств, его готовности  действовать  решительно, безрассудно, агрессивно.

 Взаимодействие цвета с характером  и  темпераментом  ребёнка отражено в Таблице 1 и  может быть учтено и использовано, для  повышения  эффективности  образовательного  процесса, любым творчески работающим педагогом.

                                                                                                      Таблица 1

                         Действие цвета на поведение и характер ребёнка.

Тип темперамента (внутренний цвет)

Характер

(основные черты)

Действие внешних цветов

Теплые цвета

(желто-красные)

Холодные цвета (сине-зеленые)

Холерик (красный)

вспыльчивый несдержанный порывистый

способствует легкомысленности в поведении

Вызывают сдержанность в поведении

Сангвиник (желтый)

подвижный

общительный

жизнелюбивый

ослабляют степень сознательности

способствуют усилению уравновешенности

Флегматик

(зелёный)

медлительный

выдержанный

терпеливый

усиливают интеллектуальные возможности

вызывают некоторую отстраненность

Меланхолик

(синий)

серьезный

обособленный

неуверенный

способствуют усилению контактности

усиливают замкнутость  самоуглубленность

В дополнение к выше изложенному прилагается таблица цветов, которые необходимо учитывать при оформлении дидактических материалов для работы с детьми.

                                                                                             Таблица 2

Выбор  цветов при оформлении дидактических материалов

Желательно использовать:

Зеленый цвет

Самый оптимальный для психологического восприятия материала, цвет поиска, самоутверждения

Желтый цвет

Цвет спокойствия, интенсивной работы интеллекта, когда идет осмысление каких-нибудь идей, их понимание, цвет открытий, новых творческих помыслов

Фиолетовый, сиреневый цвета

Цвет гармонии, деликатности

Серебристый, золотистый цвета

Цвет подъема творческих и физических сил

Нежелательно использовать:

Темно-синий цвет

Цвет депрессии, неуверенности, чем чаще используется этот цвет, тем выше потребность у человека в самовыражении

Серый цвет

Цвет сомнений при принятии решений, цвет грусти, плохого самочувствия, который маскирует эмоции страха и гнева

Коричневый цвет

Цвет физической усталости, нездоровья, которые лишают восприятия окружающего с реальностью

Светло-зеленый,

салатовый цвет

Доминирует у авторитетных людей, стремящихся навязать свою волю другим, в то время как сами боятся действовать, чтобы не попасть в трудное положение. Весь этот процесс сопровождается напряжением, стрессовыми состояниями

                                                                                             Приложение 1

                                           

                                                   

Литература

1.Вульфов Б.З., Синягин Ю.В. Интересы и потребности современных детей и подростков: Методическое пособие для педагогов и психологов ∕ Под  общ. ред. Н.Ю. Синягиной – СПб: КАРО,2007;

2.Валдис О. Арттерапия в работе с подростками.                                                               Изд. Д. - Владос,2000;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...

Социальная адаптация детей из образовательных учреждений VII вида на занятиях декоративно-прикладным искусством

Данная работа представляет материалы которые отображают  особенности  социально-эмоционального  развития  детей сирот, а также социализация детей как педагогическая проблема, причи...

Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»

В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...