Опасности в пещерах. Учебно-методическое пособие
учебно-методическое пособие на тему

Егорова Мария Викторовна

В сборнике содержится информация о потенциальных опасностях в пещерах, статистика несчастных случаев, ркомендации по действиям группы в чрезвычайных ситуациях, техника безопасности при прохождении пещер и тесты для обучающихся.

Материалы могут быть использованы как основа для теоретических занятий, которые могут проходить в следующих формах: лекции, беседы, рассказы о спелеопутешествиях. Кроме того, для лучшего усвоения материала целесообразно использование метода решения проблемных ситуаций и алгоритмизации процесса выполнения спасательных работ и действий в аварийных ситуациях. Диагностика полученных знаний может быть отслежена учебным тестированием (см. Приложение 1) или методом моделирования ситуаций, а также наблюдением за действиями участников под землей и на скальных рельефах.

Материал рассчитан на учащихся 2-4 года обучения (13-17 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opasnosti_v_peshcherakh._uchebno-metodicheskoe_posobie.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Опасности в пещерах

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Красносельского района

Спортивно-туристский отдел

Учебно-методическое пособие для проведения теоретических занятий по теме

«ОПАСНОСТИ  В  ПЕЩЕРАХ»

Автор: Егорова Мария Викторовна, методист,

e-mail: kusundra@mail.ru

ДДТ  Красносельского района

СПб, ул. 2 Комсомольская, д.23 к. 3

т. 744-54-15

Санкт-Петербург

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        

Опасности в пещерах. Меры обеспечения безопасности        

Объективные опасности.        

Субъективные опасности.        

Анализ несчастных случаев в спелеопоходах        

Статистика аварийных ситуаций        

Частота встречаемости различных аварийных ситуаций:        

Основные факторы, приводящие к аварийной ситуации:        

Действия группы в аварийной ситуации        

Техника безопасности при прохождении пещер        

Безопасность на подходах и при подготовке к спуску        

Общие меры безопасности        

Прохождение пещеры        

Безопасность в вертикальных пещерах        

Линейные опоры        

Веревка        

Навеска снаряжения        

Вертикальные восхождения        

Работа в лабиринтовых пещерах        

Литература        

Приложение 1  Тест для учащихся 3-го года обучения        

Приложение 2  Наши путешествия        


Пояснительная записка

Предлагаемые материалы адресованы руководителям спелеообъединений.

Цель: оказание помощи педагогам дополнительного образования в подготовке занятий по теме «Техника безопасности в пещерах».

Материалы могут быть использованы как основа для теоретических занятий, которые могут проходить в следующих формах: лекции, беседы, рассказы о спелеопутешествиях. Кроме того, для лучшего усвоения материала целесообразно использование метода решения проблемных ситуаций и алгоритмизации процесса выполнения спасательных работ и действий в аварийных ситуациях. Диагностика полученных знаний может быть отслежена учебным тестированием (см. Приложение 1) или методом моделирования ситуаций, а также наблюдением за действиями участников под землей и на скальных рельефах.

Материал рассчитан на учащихся 2-4 года обучения (13-17 лет).

Для эффективного использования в педагогической практике предлагаемого материала необходимо соблюдение следующих условий:

  • педагог должен обладать достаточной квалификацией,
  • учащиеся должны иметь опыт передвижения под землей, начальную туристскую и спелеоподготовку.

Обучение с помощью данного материала позволит учащимся приобрести знания о возможных объективных и субъективных опасностях, об основных факторах, приводящих к аварийным ситуациям, и действиям группы в них, знание основ безопасного передвижения под землей.

Данные материалы используются в спелеообъединениях Дома детского творчества Красносельского района.


Опасности в пещерах. Меры обеспечения безопасности

Опасностью в спелеологии следует считать возможность полной, частичной или временной утраты здоровья или нарушения режима работы, ведущие к тем же последствиям.

Опасности, встречающиеся в карстовых полостях подразделяются на две группы:

I. Объективные опасности

  1. Опасности, связанные с морфогенетическими особенностями пещер
  2. Обводненность
  3. Воздействие подземного климата
  4. Обледенение
  5. Загазованность
  6. Воздействие темноты

II. Субъективные опасности

Тактические

  1. Недостаточная тактическая подготовка
  2. Недостаток продуктов и снаряжения
  3. Незнание маршрута
  4. Несхоженность группы
  5. Слабые морально-волевые качества участников
  6. Слабый авторитет руководителя

Технические

  1. Ненадежное снаряжение
  2. Недостаточная техническая подготовленность
  3. Использование ненадежных опор
  4. Искусственные камнепады и обвалы
  5. Заклинивание в узких ходах и лазах
  6. Потеря ориентировки
  7. Опасность остаться без света
  8. Опасность задымления и загазованности
  9. Опасность отравления водой


I. Объективные опасности – определяемые естественными особенностями подземного мира.

  1. Опасности, связанные с морфогенетическими особенностями пещер. Действие тектонических сил и воды, а также температурные колебания среды разрушают породы, в которых заложена пещера, в результате чего возникают обвалоопасные участки, завалы, осыпи, глиняные наносы, различной формы карнизы, навесы, уступы и другие формы подземного мира. В верхних участках шахт и колодцев в зимнее время может намерзать лед, образуя наросты массой в несколько тонн. Во время оттепелей сцепление льда с породой ослабляется, и тяжелые куски могут обрушиться.

Меры обеспечения безопасности:

Искусственное обрушение неустойчивых камней, осыпей, завалов, скоплений льда и снега, ненадежных карнизов, уступов и т.п., расчистка и/или укрепление крупноглыбовых завалов. Все это должно быть сделано до того, как начато прохождение опасных участков. При невозможности устранить потенциальную опасность следует попытаться найти способ ее обхода, например, сделать навеску в стороне от места возможного камнепада. В крайнем случае, проходить опасные участки по одиночке, максимально быстро и с повышенной осторожностью.

  1. Обводненность. Происхождение пещер обычно связано с деятельностью воды, поэтому во многих пещерах непосредственно вода – потенциальная причина возникновения аварийной ситуации. Подземные озера, часто многометровой глубины могут не иметь обходов. Водопады, срывающиеся с разных уровней в вертикальных пещерах, могут серьезно затруднить передвижение в колодцах и на уступах. Расход воды в водопаде сильно зависит от времени года и метеорологических условий на поверхности. Сильный ливень или быстрое таяние снега может вызвать увеличение потока воды в десятки раз за один-два часа. При паводках не только увеличивается мощность водопадов, но и появляются новые водопады, обводняются сухие галереи, маленькие ручьи превращаются в бурные реки, закрываются полусифоны, по ходу подземных рек возникают новые сифоны. Все это может на несколько дней отрезать от выхода на поверхность группу людей, оказавшуюся в пещере. Особое внимание следует обратить на возможность переохлаждения в обводненных пещерах, особенно текущей сверху водой.

Меры обеспечения безопасности:

Правильный выбор времени путешествия, применение соответствующего снаряжения (гидрокостюмы, гермомешки и т.п.), организация телефонной связи с поверхностью, аварийный запас продуктов и освещения, правильный выбор мест подземных лагерей.

  1. Воздействие подземного климата. В пещерах спелеологам приходится действовать в условиях повышенной влажности (в большинстве пещер относительная влажность воздуха близка к 100%) и низких температур (редко выше 10°). В привходовых частях пещер, особенно в зимнее время, температура воздуха может опускаться ниже 0° . Эти факторы могут вызвать переохлаждение организма человека. Особенно велика опасность переохлаждения в обводненных пещерах. При работе в гидрокостюме на поверхности, наоборот, есть вероятность перегрева.

Меры обеспечения безопасности:

Тщательный подбор специальной одежды и обуви, систематические закаливание и спортивные тренировки, вырабатывающие устойчивость организма к воздействиям внешней среды, самоконтроль.

  1. Обледенение. Обледенение – образование льда, сопровождающееся обмерзанием и вмерзанием в лед снаряжения. Как правило, такая опасность существует в привходовых частях пещер в осенний и весенний периоды, когда происходят суточные смены положительных и отрицательных температур.

Меры обеспечения безопасности:

Навешивание снаряжения в стороне от мест возможного обледенения. Полезным может оказаться наличие у группы ледового снаряжения (ледорубы, ледобуры, кошки и др.).

  1. Загазованность. В плохо вентилируемых карманах, тупиках, слепо заканчивающихся шахтах возможно скопление вредных газов – углекислоты и метана. Симптомы отравления углекислотой: учащение пульса, одышка, потливость, шум в ушах, ощущение сдавливания головы, иногда рвота. Концентрация СО2 в 7-12% оказывается гибельной (обычное содержание около 0.03%). Увеличение содержания метана до 10% при сохранении нормального содержания кислорода не вызывает болезненных ощущений, но при концентрации его в воздухе свыше 31% образуется взрывоопасная смесь.

Меры обеспечения безопасности:

Проверка загазованности пламенным источником света. При погасании или яркой вспышке пламени работу следует прекратить.

  1. Воздействие темноты. Темнота служит помехой для многих действий спелеолога, т.к. ограничивает видимость, затрудняет ориентировку и оценку расстояний до предметов. По данным М.Сифра после нескольких дней пребывания человека под землей у него притупляется реакция, восприятие внешней среды, происходит приспособление к слабым источникам света, возможны цветовые галлюцинации.

Меры обеспечения безопасности:

Постоянный само- и взаимоконтроль.

II. Субъективные опасности – связанные с деятельностью человека.

Тактические

  1. Недостаточная тактическая подготовка приводит к составлению неправильного плана проведения спелеологического мероприятия, а в аварийной ситуации к неправильному проведению эвакуации и спасательных работ.
  2. Недостаток продуктов и снаряжения. Одна из наиболее серьезных и недопустимых тактических ошибок. Недостаточная материальная и техническая оснащенность заранее усложняет работу группы и создает все условия для несчастного случая.
  3. Незнание маршрута. Может быть как тактическая загадка при штурме неисследованной полости и глубокая тактическая ошибка при прохождении уже исследованной.
  4. Несхоженность группы, т.е. отсутствие предварительной сработанности единства взглядов на вопросы тактики и техники, ведет к разногласиям, неразберихе в работе, к несчастному случаю.
  5. Слабые морально-волевые качества участников могут привести к самым непредсказуемым происшествиям при прохождении пещеры, в т.ч. и к несчастным случаям. Вероятность их проявления резко возрастает в условиях длительного пребывания под землей в экстремальных условиях.
  6. Слабый авторитет руководителя как бы обезглавливает группу, лишает ее единой направленности. В такой группе начинают соперничать, могут появиться прямо противоположные мнения.

Технические

  1. Ненадежное снаряжение. Ненадежным может быть не только кустарно произведенное снаряжение, но и стандартное снаряжение, изготовленное промышленностью, пришедшее в негодность из-за длительной либо неправильной эксплуатации или в результате неправильного хранения.

Меры обеспечения безопасности:

Гарантией надежности снаряжения служит регулярный тщательный осмотр его перед каждым использованием и соблюдение правил хранения. Изделия из искусственных волокон (веревки, страховочные системы, оттяжки, транспортные мешки и т.п.) следует стирать в теплой, но не горячей, воде, без применения моющих средств, сушить при +20° – +40° , но не на солнце. Трущиеся металлические части (защелки карабинов, пружины на кулачках зажимов, оси блок-роликов и т.п.) необходимо смазывать.

  1. Недостаточная техническая подготовленность. Техническая неграмотность при работе со спелеологическим снаряжением представляет серьезную опасность для всей группы. Особенную опасность технически неправильные действия представляют на ключевых позициях перемещения под землей: при прохождении вертикальных колодцев (особенно спуск первого – подъем последнего), при лазании с нижней страховкой, при работе с надувными лодками, аквалангами.

Меры обеспечения безопасности:

Постоянное изучение и отработка приемов техники передвижения в карстовых полостях. Изучение новых приемов передвижения и новых образцов снаряжения. При работе под землей тщательный постоянный самоконтроль.

  1. Использование ненадежных опор. При работе под землей особое внимание следует обращать на использование естественных опор натечного происхождения – часто натеки образуются на рыхлом основании.

Меры обеспечения безопасности:

Знание пещерной геологии, тщательный осмотр и апробирование всех используемых опор.

  1. Искусственные камнепады и обвалы. Вызываются самими спелеологами по неосторожности или при неправильном использовании опор.

Меры обеспечения безопасности:

При спуске в пещеру внимательно осматривать маршрут спуска на предмет опасности ледо- или камнепада, обвалов и оползней снега, льда, камней, глины и т.п. При необходимости производить тщательную обработку и очистку маршрута. Не находиться без необходимости под отвесами. При падении или обнаружении возможности падения камня, куска льда или глины, снаряжения или каких-либо опасных для человека предметов незамедлительно и громко подается команда "Камень!" Находящиеся ниже должны максимально быстро покинуть место падения и укрыться в безопасном месте. Ни в коем случае не метаться, не смотреть наверх. При невозможности спрятаться рекомендуется стоя прижаться спиной к стене, руки вытянуть вдоль туловища, ступни ног развернуть в одну сторону.

  1. Заклинивание в узких ходах и лазах. Возможность прохождения узости определяется не только ее размерами, но и конфигурацией ее стенок, степенью их шероховатости, протяженностью. При прохождении узких участков самое трудное в них – повороты и развороты. Из-за них лаз может оказаться проходимым только при определенном положении тела спелеолога, и проделанный путь придется повторить, пятясь назад, что иногда оказывается невозможным. Одной из главных опасностей при движении в узких лазах назад является закатывание одежды. Особенно трудны для прохождения низкие глинистые ходы, т.к. в них требуются повышенные усилия спелеолога для преодоления сцепления одежды с мокрой липкой поверхностью глины.

Меры обеспечения безопасности:

Незнакомое узкое место исследовать, двигаясь ногами вперед, лишь убедившись в безопасности лаза менять позицию. Рекомендуется при прохождении узостей одну руку держать вытянутой вперед, другую – вдоль тела. Узкие лазы следует проходить в незадирающейся одежде. Двигаясь в узких лазах, следует помогать и подстраховывать товарища.

  1. Потеря ориентировки. Опасность заблудиться реально угрожает спелеологам одиночкам и маленьким группам в 2-3 человека в лабиринтовых пещерах, особенно вертикального типа.

Меры обеспечения безопасности:

Использовать правила маркировки пути, аналогичные правилам маркировки при топосъемке пещер. При выходе из пещеры все метки снимаются. Нельзя оставлять никаких надписей на стенах, которые могут дезориентировать следующие группы.

  1. Опасность остаться без света.

Меры обеспечения безопасности:

Каждый спелеолог должен иметь два независимых источника света и двух-трехкратный запас источников энергии.

  1. Опасность задымления и загазованности. Происходит из-за незнания микроклимата и ветрового режима пещер, из-за использования пламенных осветителей и нагревательных приборов, неисправности этих приборов или неумения пользоваться ими.

Меры обеспечения безопасности:

Не разводить костры у входа в пещеры, не использовать коптящие и пламенные источники света, следить за исправностью пламенных и нагревательных приборов.

  1. Опасность отравления водой. Источником отравления водой могут быть водоемы, истоки которых стали местом свалки мусора или гибели животных.

Меры обеспечения безопасности:

Визуальное исследование водоемов и их истоков. Мусор в пещере следует выбрасывать в специально отведенном месте в слепом углублении (и в последствии закапывать) или выносить на поверхность.


Анализ несчастных случаев в спелеопоходах

Статистика аварийных ситуаций

Частота встречаемости различных аварийных ситуаций:

Аварийная ситуация

Организованные туристы, %

Неорганизованные туристы, %

Наводнения (действия воды)

28,7

3,1

Падения и срывы

28,5

21,0

Отказ снаряжения

16,3

15,9

Истощение сил

10,2

7,4

Застревание

7,1

21,0

Обвалы, камнепады

5,1

8,4

Потеря ориентировки

4,1

23,2

В целом число происшествий, происходящих с неорганизованными группами туристов, в два-три раза превосходит число аналогичных случаев с членами клубов и секций. Это объясняется тем, что последние проходят спецподготовку и посещают пещеры под руководством опытных инструкторов.

У групп неорганизованных туристов наибольшее число аварий приходится на участников с малым опытом и плохим снаряжением, у организованных – наоборот. Это объясняется тем, что организованные туристы (члены клубов и секций) посещают сложные пещеры, путешествие в которых невозможно без хорошей экипировки.

Основные факторы, приводящие к аварийной ситуации:

Фактор

Организованные туристы, %

Неорганизованные туристы, %

По отношению ко всем

авариям, %

Неправильные действия участников

35,8

41,5

38,3

Усталость

34,8

39,0

36,8

Непредвиденные обстоятельства, из них:

29,4

19,5

24,9

- обвалы

4,6

8,7

6,5

- наводнения

24,8

10,8

18,4

На так называемые непредвиденные обстоятельства (объективные опасности) приходится четверть аварийных ситуаций, тогда как остальные три четверти связаны с усталостью или неправильными действиями участников (субъективные опасности).

Наиболее опасной частью является вторая часть мероприятия, когда ослаблена бдительность. В альпинизме это спуск с вершины, в спелеологии - подъем на поверхность. В спелеологии опасности усложняются еще тем, что возвращение на поверхность физически наиболее трудная часть.

Практика показывает, что объективным опасностям, за редким исключением, можно противостоять, и что опасности этой группы страшны в основном недостаточно подготовленным спелеологам. Появление объективной опасности резко изменяет обстановку, увеличивает сложность маршрута, что, в свою очередь, влечет появление за собой субъективной... Поэтому одним из основных средств безопасности должно быть непременное условие: подготовленность спелеолога на категорию выше предполагаемой сложности путешествия под землей.

Действия группы в аварийной ситуации

В первую очередь пострадавший эвакуируется в безопасное место и ему оказывается доврачебная медицинская помощь, обеспечивается тепло; ни в коем случае нельзя оставлять пострадавшего одного.

После этого руководитель похода собирает всю доступную информацию о случившемся, оценивает возникшую ситуацию, определяет возможный исход и намечает план ее преодоления.

Если аварийная ситуация не может быть устранена самой группой, необходимо прибегнуть к помощи спасательного отряда лагеря, либо вызвать спасотряд МЧС. В этом случае из пещеры в лагерь или из лагеря в ближайший населенный пункт посылаются связные (два человека), обладающие ясной и предельно полной информацией об аварии, лучше изложенной в записке.

Не допускать паники, страха, лихачества, смятения в сложной ситуации, конфликтов между участниками.

Во избежание возникновения новых аварийных ситуаций рекомендуется не привлекать к спасработам уставших или неопытных участников.

Любое нарушение контрольного срока нужно рассматривать как аварийную ситуацию. При срыве контрольного срока сразу принимаются меры для организации спасательных работ.


Техника безопасности при прохождении пещер

 

Безопасность на подходах и при подготовке к спуску

  1. Ответственность за безопасность проводимого спелеовыхода лежит на руководителе и участниках выхода.
  2. Перед выходом на маршрут группа должна обязательно зарегистрироваться в региональной поисково-спасательной службе, предоставив сведения о контрольных сроках возвращения, состав группы и планируемый маршрут.
  3. На подходах к пещере следует соблюдать такие же меры безопасности, как и при работе в горах, особенно на сложных участках рельефа (крутые склоны, камнепадные участки, отвесные стены и т. д.).
  4. При планировании следует учитывать, что опасность ошибочных действий возрастает во второй половине дня.
  5. Оптимальным временем работы в пещере следует считать 8-10 часов. Для хорошо подготовленной группы время работы в пещере может быть определенно при необходимости 15-20 часов, с последующим одно или двухдневным отдыхом. При длительности планируемых работ свыше 20 часов необходима организация сна в подземных условиях.
  6. Выход в пещеру на длительное время следует производить сразу после сна.
  7. В пещере участники штурма должны иметь регулярное горячее питание, достаточное для необходимого восстановления сил.
  8. Каждый участник подземных работ должен иметь не менее двух независимых источников света, обеспеченных полуторократным запасом питания от планируемого времени работ, а также надежное, испытанное личное снаряжение, одежду и обувь, соответствующую условиям пещеры.
  9. Нельзя работать с керосиновыми фонарями, факелами, разводить костры у входа и в глубине пещеры.
  10. Группы, вышедшие на маршрут или в ПБЛ (при долговременной работе), должны иметь медицинские аптечки.
  11. Каждый уважающий себя спелеолог должен иметь при себе комплект жизнеобеспечения, в который входит самоспас, ремонтный набор, запасные лампочки, элементы питания, свечи, обмазанные мылом, спички или зажигалка. В каске удобно размещается фольгированная пленка. При необходимости отсидки в самоспасе мокрую одежду лучше снять, чтобы уменьшить потерю тепла, внутри зажечь свечку или газовую горелку, оставив внизу щель для поступления воздуха и оттока углекислого газа.

Общие меры безопасности

  1. Во время прохождения каждый обязан следить за собственным самочувствием, о недомогании, сильной усталости сообщить руководителю группы.
  2. В сухих пещерах всегда существует опасность обезвоживания организма. Обезвоживание происходит постепенно, но значительно снижает работоспособность организма и все время увеличивается, даже если вы напились после нескольких часов работы. Пить в пещере необходимо понемногу, но часто (через 20-30 минут по 2-3 глотка). Можно пить энергетические напитки или воду с солью и сахаром, что восстанавливает солевой баланс и придает силы.
  3. Соблюдайте осторожность при взрывах в плохо вентилируемых полостях. Необходимо выждать, прежде чем идти в пещеру после взрыва, а также не бросаться опрометью на поиски того, кто оттуда не вышел.

 

Прохождение пещеры

  1. Состав группы при передвижении по пещере должен быть не менее двух-трех хорошо и должным образом подготовленных спелеологов. Одиночные передвижения допускаются только в экстренных случаях.
  2. Спелеолог должен быть готов в любую минуту оказать посильную техническую и доврачебную помощь товарищу.
  3. Спелеологи должны быть обеспечены достаточно прочным, надежным, сберегающим веревку личным снаряжением, соответствующим избранной тактике и технике. Страховочный “ус” изготавливается только из динамической веревки толщиной не менее 10 мм.
  4. На одном элементарном участке трассы (между крючьями) не должно находиться более одного человека. Исключение составляют спасработы.
  5. По мере передвижения по пещере следует все время контролировать состояние стен и уступов, избегая обвальных участков и камнепадных мест.
  6. Всегда работайте на веревке плавно, не подвергая ее динамическим рывкам и ударам о скалы, не стоит прыгать по ней на спуске или подъеме.
  7. В неизвестные труднопроходимые лазы, идущие прямо или наклонно вниз следует идти вперед ногами со страховкой, привязанной за вытянутую руку. При этом следует учитывать возможность перехода лаза в вертикальный колодец.
  8. Страховка обязательна во всех случаях, когда возможность самозадержания сомнительна. Если хотя бы у одного из участников прохождения появляется предложение организовать страховку, это следует сделать немедленно.
  9. Страхующий должен находиться на самостраховке, имеющей направление, параллельное линии предполагаемого рывка. Самостраховку лучше нагрузить сразу, чтобы не произошло сдергивание страхующего при сильном рывке и дополнительного динамического усилия на страховочную базу. Страхующий должен работать в рукавицах и держать руки на расстоянии не менее 30 см от карабина или самохвата, для избежания получения травм.
  10. При работе вдвоем страховку удобнее всего осуществлять с помощью технических средств, способствующих закреплению веревки при потере участником, работающем в колодце, возможности к передвижению самостоятельно (травма). При страховке сверху на спуске в колодец страховка производится через спусковое устройство. При страховке сверху на подъеме из колодца страховка производится через самохват. При необходимости страховать снизу страховка производится динамически через карабин или спусковое устройство. При страховке через карабин угол перегиба веревки не должен превышать 90°. Страхующий ни в коем случае не прекращает страховку до получения информации от страхуемого о том, что тот перешел на самостраховку или вышел в безопасное место.
  11. Перед началом работы в пещере группе необходимо договориться о простых и надежных сигналах связи. При работе в глубоких шахтах одновременно группой из нескольких человек каждому участнику присваивается порядковый номер для получения информации конкретным адресатом. Сигналы должны быть короткими, но содержащими максимум полезной информации. Каждая команда должна подтверждаться сигналом о ее получении и повторяться до сигнала о принятия. Каждая команда должна быть исполнена в точности, даже если спелеолог устал, замерз и т.д.
  12. В неглубоких колодцах, во время работы на отвесе участника, на дне колодца не должно происходить никаких разговоров, это затрудняет общение работающего и страхующего.
  13. При навеске горизонтальных перил расстояние между точками крепления веревки не должно превышать 5 метров. Перильная веревка не должна быть натянута, провис не более 0.5 метра.
  14. При спуске в колодец нельзя допускать проскальзываний, резких торможений и рывков. Скорость спуска не должна превышать 1м/сек. Необходимо постоянно контролировать самостраховочное устройство, не ограничивая при этом движение кулачка.
  15. При передвижении по вертикальным перилам спелеолог в обязательном порядке должен иметь не менее двух точек контакта с веревкой, а при подъеме свободным лазаньем не менее трех точек контакта со скалой и одну с веревкой. Исключение составляет спуск на безопасном спусковом устройстве (самоблокирующемся).
  16. Спелеолестницы имеют низкую механическую прочность (новые около 500 кг), к тому же она снижается от длительного пребывания под землей. Используя лестницу, обязательно нужно страховаться за параллельную веревку.
  17. Из всего снаряжения для работы на колодцах больше всего постоянной заботы требует веревка. Небрежности в отношении с ней допускать нельзя - за это приходится дорого расплачиваться. Если веревка храниться не в чистом виде, она значительно быстрее изнашивается. Поэтому после каждого выезда ее необходимо стирать.

Безопасность в вертикальных пещерах

Линейное снаряжение, крючья, фурнитуру необходимо тщательно проверять перед выходом в пещеру.

Линейные опоры

  1. Проявляйте особую тщательность при выборе места для шлямбурного крюка. Длина отверстия должна точно соответствовать длине шлямбура. Если отверстие длиннее нужного на 2 мм, несущие свойства крюка уменьшаются в геометрической прогрессии, если короче на 2 мм - несущие свойства уменьшаются в два раза. Кроме этого, отверстие пробивается точно перпендикулярно стене (при +12° несущие свойства уменьшаются на 30%, а если под углом - 12° на 70%).
  2. Используемые при навеске старые крючья необходимо тщательно осмотреть, проанализировать их состояние, а, убедившись в пригодности, сблокировать. При навеске веревки следует предусмотреть средства защиты узла от потертостей.
  3. Использование закладных элементов и подвесных крючьев допускается только для временного закрепления спелеолога.
  4. Категорически запрещается ввязывать веревку петлей в уши шлямбурных и скальных крючьев. Для бескарабиной навески разработаны специальные способы.

Веревка

  1. Веревка для прохождения вертикальных пещер должна соответствовать требованиям к линейным опорам в соответствии с выбранной техникой прохождения пещер.
  2. При проверке веревки перед штурмом обнаруженные места повреждения оплетки, передавленные места затвердения в сердцевине вырезаются беспощадно.
  3. Все веревки, предназначенные для работы в колодце, сначала обязательно закрепляются наверху. Веревку в колодец никогда не следует бросать, ее всегда либо опускают, либо выдают из транспортировочного мешка.
  4. Веревку по пещере нужно переносить в транспортном мешке, а не волочь по камням и глине.
  5. Перед тем как уложить веревку в транспортный мешок, завяжи на обоих концах узлы с петлей. Петля, завязанная на конце веревки, должна быть достаточной, чтобы вставить в нее стопу ноги.
  6. Не используйте “чужую” веревку, висящую в колодце или на склоне, ее состояние не известно, она может оборваться в любой момент.

Навеска снаряжения

  1. Перед началом работы следует очистить площадку перед отвесом от камней.
  2. Переход с горизонтального участка пещеры в вертикальный оборудуется подводящими перилами.
  3. В начале каждого отвеса обязательно блокирование крючьев, расстояние между которыми должно быть не менее 50 см. Угол между двумя плечами навешиваемой веревки V - образного крепления не должен превышать 120°, т.к. нагрузка на точки крепления свыше этого предела возрастает в несколько раз.
  4. Провешивая веревкой колодец, стремитесь к тому, чтобы веревка не касалась скал, в тех местах где этого достичь не удается, устанавливаются протектора, отклонители, оттяжки.
  5. Карабины на крюк нужно навешивать защелкой от скалы и муфтой на закручивание вниз, что предотвратит его самораскрывание и самораскручивание муфты.
  6. В незнакомый колодец первый всегда спускается без груза.
  7. Всегда пристраховывайтесь сами и закрепляйте груз, стоя на краю отвеса, в начале траверса или перил, потому что сдернуть вниз может ваш же мешок, камень или пролетающий мимо товарищ по команде. Вся работа на краю колодца производится только после организации перил или станции из 2-3 крючьев.
  8. При работе с веревкой, тросом должны быть проведены все демпферные мероприятия.
  9. Узлы на тросе не вяжутся. Трос закрепляют специальными коушами. Трос подлежит замене при наличии порванной пряди, узлов, утончений, при износе наружных проволок.
  10. Элементарные участки, на которые разбивается колодец, не должны находиться друг над другом.
  11. В западноевропейском варианте одноверевочной техники закрепление веревок на промежуточных точках производится через каждые 18-20 метров глубины.
  12. Если отведение веревки в отвесе от вертикали в плане превышает два метра на десять метров глубины, или при разрушении промежуточной точки крепления возможно повреждение веревки об уступ, на соответствующих точках крепления веревки рекомендуется дублирование крючьев.
  13. Подходя к точке крепления, следует помнить, что чем короче веревка, тем ниже ее амортизирующая способность, то есть выше нагрузка на крюк.
  14. При работе в колодце, разбитом на участки, между участниками всегда должен находиться минимум один ненагруженный крюк.
  15. Если по ходу провешивания навеска входит в узость, то промежуточные точки крепления устанавливаются как перед узостью, так и после нее.
  16. Троллей состоит из жестко натянутой грузовой веревки и идущей с провисом страховочной. Троллейные веревки V - образным креплением навешиваются на три крюка в верхней и нижней точках. Количество крючьев на промежуточном креплении троллей должно быть не менее двух. Следует помнить, что под весом спелеолога нагрузка на натянутую веревку и крючья увеличивается, и безопасность достигается применением страховочной веревки.
  17. Для работы на троллее каждый должен иметь два страховочных “уса” и троллейный карабин. Передвижение по наклонному троллею вверх осуществляется по грузовой веревке на зажимах с самостраховкой самохватом на вторую веревку, чтобы уменьшить нагрузку на скобу грудного нажима, на веревку набрасывается согнутая в колене нога. Спуск по наклонному троллею происходит на троллейном карабине или ролике, а спусковое устройство ставится на страховочную веревку, крепясь к спелеологу коротким “усом”. Горизонтальный троллей проходится на карабине также со страховкой через карабин.
  18. Горизонтальные перила должны быть закреплены в двух точках, в начале и конце участков. Достаточно, чтобы перильная веревка была натянута силой руки.

Вертикальные восхождения

  1. Для страховки при вертикальном восхождении применяются только динамические веревки.
  2. Перед началом восхождения внизу организуется страховочная база из не менее чем двух сблокированных между собой крючьев. Страхующий не должен находиться под “забойщиком” с целью избегания поражения нижнего камнями, поэтому база организуется в стороне от маршрута восходителя.
  3. Каждый из двух восходителей должен быть обеспечен скальным молотком, пробойником, комплектом крючьев, закладных элементов, достаточных не только для прохождения трассы, но и для ее ремонта.
  4. При страховке лидера следует укрывать веревку под скалой во избежание ее повреждения падающими камнями.
  5. При использовании опоры следует осмотреть и опробовать ее прочность.
  6. При свободном лазании спелеолог должен иметь не менее трех точек контакта со скалой, избегать перекрещиваний рук и ног, это уменьшает устойчивость.
  7. На стене двигаться плавно, без резких движений, избегать опор на локоть и колено.
  8. Обязательная чистка уступов производится сбрасыванием каменного материала в заранее оговоренную зону с предупреждением ниже стоящих товарищей.
  9. Между восходителями должна быть достигнута максимальная согласованность действий.
  10. Страховочная веревка не должна выдаваться жестко, но и нельзя допускать провиса.
  11. На стенах крутизной более 70° промежуточные точки крепления организуются через 2-3м.
  12. Кроме динамической веревки восходителям рекомендуется применять дополнительные амортизирующие устройства на промежуточных точках, страховочной базе или в месте крепления веревки к обвязке лидера.
  13. Преодолевая технически сложный участок, лучше использовать двойную динамическую веревку; диаметр каждой должен быть не менее 10 мм.
  14. Если страховка осуществляется двумя полуверевками, их необходимо вщелкивать в 2 отдельных карабина. Если их пропустить в один карабин, есть опасность, что одна веревка пережмет или срежет другую. Оба карабина полуверевок через оттяжку крепятся за один крюк. Если этого не сделать, на одну из веревок придется большая нагрузка, и она может не выдержать удара.
  15. При использовании динамической веревки (более 11 мм) для страховки двумя концами, обе веревки пропускаются по индивидуальной страховочной цепи.
  16. Веревку, крючья и другое снаряжение, которое подверглось динамическому удару, близкому к критическому, необходимо обязательно изымать из употребления.
  17. Страхующий информирует лидера о количестве свободной страховочной веревки для своевременной организации страховочной базы в наиболее удобном месте.
  18. Страхующий не прекращает страховку до получения команды от лидера о самостраховке, после чего можно прекращать страховку и сворачивать страховочную базу. Прекращение самостраховки и начало движения может начаться после получения команды о готовности страховки.
  19. Страхующий при получении команды от лидера об организации промежуточной точки крепления должен прекратить выдавать веревку и закрепить ее.
  20. При протягивании веревки через карабин нельзя допускать ее движения по муфте и защелке.
  21. Длина и толщина скального крюка должны соответствовать размерам скальной трещины. Забивать крюк следует до упора ушком и под необходимым по обстановке углом. Если забиваемый крюк издает глухой звук, его необходимо вынимать.
  22. При опробовании не следует допускать чрезмерных и опасных расшатыванием крюка нагрузок.
  23. Следует избегать использования без блокировки забитых в скалу старых крючьев.
  24. При выбивании крюка следует снять с него карабин и веревку; чтобы при этом не потерять крюк, следует фиксировать его специальным крюкоулавливателем.
  25. При сигнале о камне страхующему не метаться, головы не поднимать, страховку не прекращать.
  26. На трудных вертикальных стенах оправдывается применение технических средств (штурмовые лестницы, площадки, шесты). Для опытных отважных спелеологов возможно использование техники “Авантэ”.
  27. Ширина ступеней лестниц должна быть такой, чтобы на нее можно было опереться бедром (сесть на ступеньку). Наиболее оптимальное расстояние между ступенями 30 см, расстояние между нижними ступенями штурмовой пяти-ступенчатой лестницы можно вязать из вспомогательной веревки диаметром 6-5 мм.

Работа в лабиринтовых пещерах

В сложных пещерных системах, где существует возможность заблудиться, следует тщательно следить за маршрутом своего передвижения при помощи карты и компаса. При отсутствии топообеспечения пройденный маршрут отмечается пронумерованными карточками или нитью. После окончания работ нить скручивается, а карточки собираются. Неэтична маркировка любого вида на стенах краской, копотью. При обнаружении мешкообразных замкнутых книзу пустот следует учесть возможность возникновения в них “карманов” с двууглекислым газом.


Литература

  1. Аронов М.П., Илюхин В.В., Шашурин В.К. Методические рекомендации маршрутно-квалификационным комиссиям, руководителям и участникам спелеопутешествий по обеспечению безопасности  М.: Турист, 1977 *
  2. Васильев О.К., Голубев С.И. и др. Методические рекомендации по использованию спелеотуристского снаряжения – М.: Турист,1978 *
  3. В помощь инструктору спелеотуризма. Сборник методических материалов - Красноярск, 2002 г.
  4. Голубев С.И., Ефремов А.П. и др. Методические рекомендации по технике спелеотуризма – М.: Турист,1981 *
  5. Кучин В.А., Ефремов А.П., Сайфи Р.Н. Методические рекомендации по организации и проведению учебных мероприятий по спелеотуризму – М.: Турист, 1976
  6. Рогожников В.Я. Спелеотехника / Учебное пособие Украинской школы – Одесса, Областной ЦТиКУМ, 1995 *
  7. Рыжков А.Ф., Новиков И.С. и др. Методические рекомендации по подготовке и проведению спелеопутешествий - М.: Турист,1982 *

* - литература, рекомендуемая для учащихся


Приложение 1

Тест для учащихся 3-го года обучения

по программе «Основы спелеотуризма»

Тема «Техника безопасности в вертикальных пещерах (SRT)»

Автор: педагог дополнительного образования ДДТ Красносельского района Ермакова И.С.

  1. Оптимальный состав группы для прохождения вертикальной полости:
  1. 1-2 человека;
  2. 2-3 человека;
  3. 3-4 человека.

  1. При падении или обнаружении возможности падения камня, куска льда или глины, снаряжения, или каких-либо опасных для человека предметов необходимо:
  1. незамедлительно и громко подать команду "Камень!";
  2. ничего не делать, отойти в сторону, чтобы самого не задело;
  3. поскорее сбросить все, что может упасть.

  1. Услышав команду «Камень!» надо:
  1. прижаться спиной к стене, руки вытянуть вдоль туловища, ступни ног развернуть в одну сторону;
  2. постараться рассмотреть, что летит и после этого решить куда прятаться;
  3. начать очень быстро передвигаться по имеемому пространству: «по движущемуся объекту сложнее попасть».

  1. Узкие лазы следует проходить:
  1. в свободной одежде, которую при необходимости легко снять;
  2. предварительно сняв всю одежду;
  3. в незадирающейся одежде, лучше в комбинезоне.

  1. Незнакомое узкое место надо исследовать:
  1. головой вперед, чтобы лучше все рассмотреть;
  2. двигаясь ногами вперед, лишь убедившись в безопасности лаза, менять позицию;
  3. все равно как, лишь бы пролезть.

  1. При прохождении узостей:
  1. обе руки вытянуты вперед;
  2. обе руки под собой;
  3. одну руку держать вытянутой вперед, другую – вдоль тела.

  1. Перед выходом в пещеру группа должна:
  1. зарегистрироваться в журнале выходов, предоставив сведения о контрольных сроках возвращения, составе группы и планируемом маршруте;
  2. плотно покушать и выспаться;
  3. предложить остающимся встретиться на море через пару дней.

  1. ПБЛ организуется:
  1. при длительности планируемых работ свыше 48 часов;
  2. да кому нужен ПБЛ? Тяжести только лишний раз таскать!
  3. при длительности планируемых работ свыше 20 часов;

  1. Каждый участник подземных работ должен иметь:
  1. один фонарь и три комплекта запасных батареек к нему;
  2. не менее двух независимых источников света, обеспеченных полуторократным запасом питания от планируемого времени работ;
  3. по одному фонарю не каждого участника и один запасной комплект на группу.

  1. Участник, во время прохождения пещеры почувствовавший недомогание, сильную усталость и т.п., должен:
  1. незамедлительно сообщить об этом руководителю группы;
  2. терпеть до последнего, что бы не «тормозить» группу;
  3. сесть в первом попавшемся сухом и теплом месте и ждать, пока полегчает.

  1. Пить в пещере (особенно сухой) необходимо:
  1. как можно больше, при каждом удобном случае.
  2. как можно реже, лучше вообще не пить;
  3. понемногу, но часто (через 20-30 минут по 2-3 глотка).

  1. На одном элементарном участке трассы (кареме) должно находиться:
  1. сколько угодно человек, лишь бы длина карема позволяла;
  2. не более двух человек;
  3. не более одного человека.

  1. При навеске горизонтальных перил расстояние между точками и крепления веревки не должно превышать:
  1. 1 метра;
  2. 5 метров;
  3. 10 метров.

  1. Провис на перильной горизонтальной веревке должен составлять:
  1. не более 0.5 метра;
  2. не менее 1 метра;
  3. перильная веревка должна быть натянута.

  1. При передвижении по вертикальным перилам спелеолог в обязательном порядке должен иметь:
  1. не менее двух точек контакта с веревкой;
  2. не менее трех точек контакта с веревкой;
  3. не менее двух точек контакта с веревкой и трех точек контакта со скалой.

  1. В начале каждого отвеса обязательно:
  1. воспользуйтесь тем, что есть;
  2. блокировать не менее двух крючьев;
  3. должен быть один, но собственноручно забитый крюк.

  1. Расстояние между блокированными крючьями должно быть:
  1. не менее 50 см;
  2. не более 30 см;
  3. неважно какое.

  1. Угол между двумя плечами навешиваемой веревки V - образного крепления:
  1. не должен превышать 140°;
  2. не должен превышать 180°;
  3. не должен превышать 100°.

  1. Карабины на крюк нужно навешивать:
  1. защелкой от скалы и муфтой на закручивание вверх;
  2. защелкой от скалы и муфтой на закручивание вниз;
  3. защелкой к скале и муфтой на закручивание вверх.

  1. Если по ходу провешивания навеска входит в узость, то промежуточные точки крепления устанавливаются:
  1. как перед узостью, так и после нее;
  2. только перед узостью;
  3. только сразу после узости.

Карточка для участников опроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Трафарет для проверки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

А

А

А

А

А

А

А

В

В

В

В

В

В

С

С

С

С

С

С

Критерии оценки знаний учащихся

Количество правильных ответов

Уровень освоения программы

1-7

низкий уровень

8-14

средний уровень

15-20

высокий уровень

 

Спортивно-туристский отдел Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура Часть 1

Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Данное учебно-методическое пособие по легкой атлетике предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя пр...

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

Разработка учебно-методического пособия - модифицированной учебной программы дополнительного образования детей по лёгкой атлетике,прошедшей экспертизу и "Рекомендованной к реализации" .

ЯВЛЯЯСЬ тренером-преподавателем КДЮСШ по совместительству, и добиваясь положительных результатов в Спартакиаде школьников, реализую программу по лёгкой атлетике.,...

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...