Выступление к семинару: «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
методическая разработка на тему

Собка Наталья Алексеевна
Вопросы методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей приобретают особую актуальность: в настоящее время значительно возросли требования к результативности и эффективности образовательного процесса. Большинство методических материалов, используемых педагогами дополнительного образования, являются их авторскими мате¬риалами, так как индивидуальность образовательной программы требует специфического методического обеспечения. Данный материал может помочь педагогам-практикам в самостоятельной работе по формированию необходимого минимума методических материалов к образовательной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_obespechenie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Мальчевский Дом детства и юношества  

Выступление к семинару:

«МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»

Сообщение подготовила:

Собка Н.А., методист по

                                                      учебной  работе.

2011 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Вопросы методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей приобретают особую актуальность: в настоящее время значительно возросли требования к результативности и эффективности образовательного процесса.

Большинство методических материалов, используемых педагогами дополнительного образования, являются их авторскими материалами, так как индивидуальность образовательной программы требует специфического методического обеспечения. Попробуем помочь педагогам-практикам в самостоятельной работе по формированию необходимого минимума методических материалов к образовательной программе.

Немного истории. Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить труд учащихся. Еще в древних школах Китая, Египта, Греции стали использовать наглядность. В Средние века (в период господства схоластики) наглядность утратила свою роль. Лишь в XVII в. вопрос об использовании наглядности выдвигается на передний план.

Впервые в истории педагогики Я.А.Коменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения («Великая дидактика»). Он требовал учить и учиться только в соединении с вещами. Он обосновал золотое правило обучения: все, что можно изучать чувствами, — изучайте чувствами (это требование он реализовал в книге «Мир чувственных вещей в картинках», которая представляла собой своеобразную энциклопедию первых знаний ребенка о мире).

Ж.Ж.Руссо считал, что до 12 лет ребенок усваивает образы, а не идеи, поскольку опыт предшествует урокам: наглядностью является сама жизнь во всех ее проявлениях («Эмиль, или О воспитании»).

И.Г. Песталоцци в основу процесса обучения положил принцип непосредственного созерцания, поэтому наглядность у него выступает как верховное начало обучения («Метод: Памятная записка Песталоцци»). К сожалению, он переоценивал роль наглядности, считая ее основой всякого обучения: наглядность, таким образом, стала самоцелью, а не достойным широкого использования средством обучения.

В.Г.Белинский писал, что чем меньше ребенок, тем непосредственнее должно быть обучение и воспитание: для младшего школьника наглядность должна быть основанием детского развития.

Огромную роль наглядности в процессе обучения отводил К.Д.Ушинский. Он считал, что детская природа требует наглядности, так как «дитя мыслит формами, красками, звуками вообще» (к средствам наглядности он относил и речь учителя). Ушинский впервые дал психологическое обоснование принципа наглядности, подчеркивая односторонность такого подхода к наглядности, когда под ней понимается только то, что связано со зрительными ощущениями. Он отмечал, что чем сильнее внимание, тем отчетливее ощущения.

Немного теории. Наглядность — один из принципов процесса обучения и воспитания, предполагающий конкретизацию любого изучаемого явления на каждом уровне проникновения в его сущность.

Условно формулу наглядности можно представить следующим образом: наглядность = изоморфизм (похожесть, сходство) + простота (доступность восприятия самого изображения).

Наглядность облегчает постижение сходства и отличия (непохожести) объектов и явлений по:

• внешним признакам,

• внутреннему состоянию и внутренней связи,

• внешней связи с другими объектами и явлениями.      

Виды наглядности ИВДО

1. Естественные или натуральные (ископаемые, гербарии, образцы горных пород, живые объекты, чучела, машины и их части, археологические находки и т.п.).

2. Объемные (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.п.: макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, организмов и отдельных органов и т.д.).

3. Схематические или символические (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы, географические карты и т.п.).

4. Картинные и картинно-динамические (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты и др.).

5. Звуковые (аудиозаписи, радиопередачи).

6. Смешанные (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.).

7. Дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал и др.).

8. Учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора ребенка и т.д.).

В правильно организованном учебном процессе педагог обязан дать своим ученикам возможность чувственного восприятия изучаемых явлений или объектов. Однако сами явления и объекты не всегда могут быть непосредственно воспроизведены или показаны в учебном кабинете. В этом случае приходят на помощь наглядные средства обучения, которые дают возможность их опосредованного восприятия.

Применение наглядных средств должно сопровождать весь процесс познания ребенка:

• на стадии чувственного созерцания изучаемых явлений и объектов с их помощью в сознании учащихся запечатлеваются чувственно-наглядные образы этих явлений и объектов;

• на стадии абстрактного мышления наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с изучаемым объектом или явлением, поставляя мышлению необходимый информационный материал, при этом они являются фактором не только познания, но и управления познавательной деятельностью человека;

• на стадии ознакомления учащихся с практическим применением изученных явлений и объектов невозможно это убедительно показать без использования наглядных пособий;

• наглядные средства могут широко применяться при повторении, закреплении и проверке изученного учебного материала.

Несколько советов педагогу-практику. Для полноценного выполнения своей дидактической роли наглядные пособия должны отвечать следующим требованиям:

1) должны быть безупречными в научном отношении;

2) должны соответствовать программе и конкретному учебному материалу;

3) должны отображать реальную действительность и помогать проникать в сущность изучаемого процесса, явления;

4) должны соответствовать возрастным особенностям детей;

5) должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям.

Применение наглядных средств обучения:

• обеспечивает более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствует повышению качества обучения;

• помогает удовлетворить и развить познавательные интересы учащихся;

• делает доступным для учащихся такой учебный материал, который без применения наглядных средств обучения труднодоступен или недоступен;

• интенсифицирует труд учащихся и тем самым позволяет повысить темп изучения учебного материала;

• увеличивает объем самостоятельной работы детей на занятии.

Практика применения наглядных средств обучения показывает, что в случае педагогически правильного применения они выполняют роль источника учебной информации и освобождают педагога на занятии от большого объема чисто технической работы, что высвобождает учителю время для творческой работы с учащимися.

Наглядные средства обучения дают возможность полнее и глубже раскрыть, доходчивее и проще изложить содержание излагаемого педагогом учебного материала, способствуют формированию у детей положительной мотивации учения.

Для того чтобы средство обучения принесло (при педагогически  правильном его применении) необходимый педагогический эффект, оно должно удовлетворять ряду дидактических требований:      

• информация, преподносимая с помощью наглядных средств обучения, должна соответствовать современным научным воззрениям и быть доступной для учащихся;

• соответствие средств обучения тем педагогическим задачам, для решения которых оно применяется;

• применение наглядного средства должно определяться логикой и методикой изложения учебного материала.

В свою очередь, применение наглядных средств обучения предъявляет и определенные требования к педагогу:

а) педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

б) педагогу необходимо определить характер использования на  занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

в) педагог должен решить, с помощью каких наглядных средств обучения будут формироваться и воспроизводиться чувственные  образы на занятии;

г) педагогу необходимо стимулировать познавательную деятельность детей в процессе освоения предметного мира;

д) педагог должен хорошо понимать, какую совокупность предметов и явлений характеризует учебный материал, и создавать условия для того, чтобы учащиеся в обобщенном виде представляли эти предметы или явления.

Для того чтобы накопленный методический материал можно было представить как методическое обеспечение (сопровождение) образовательной программы, необходимо сделать его краткое описание — аннотацию.

Учебный кабинет как особая образовательная среда

В связи с тем, что дополнительное образование реализуется в сфере досуга и выполняет функции рекреации и оздоровления, при организации учебного процесса необходимо, прежде всего, создать в учебном кабинете детского творческого объединения неформальную и удобную для занятий обстановку.

Для этого следует организовать пространство учебного кабинета, продумать содержательную и эстетическую стороны оформления учебного кабинета.

Организация пространства учебного кабинета

В основном учебном кабинете следует рационально расположить только то, что необходимо для текущего учебного процесса, а все лишнее убрать либо в подсобное помещение, либо в шкафы. Это позволит избежать захламленности кабинета, а также устранить все, что будет отвлекать ребят от занятия.

Особое внимание нужно уделить подбору и расположению мебели. Лучше всего подобрать мебель, максимально отличающуюся от той, которую дети видят в школе. Если для этого нет возможности, то расположение мебели в учебном кабинете детского объединения дополнительного образования меньше всего должно напоминать ребятам школьный класс.

Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому ребенку для индивидуальной работы с ним в течение занятия, а каждый из воспитанников мог без помех подойти к преподавателю. И, конечно, со своего рабочего места педагог должен видеть каждого ребенка.

В учебном кабинете в соответствии с техническими и санитарно-гигиеническими требованиями следует расположить то оборудование и оснащение, которые требуются на каждом учебном занятии. Все, что используется лишь на отдельных занятиях при           изучении некоторых учебных тем, нужно убрать в подсобное помещение или шкаф.

Особое внимание педагога должно уделяться созданию и поддержанию в рабочем состоянии необходимых средств технического обеспечения для выполнения образовательной программы.

Оформление учебного кабинета необходимо начать с информации, которую получают дети и родители о детском объединении. Она размещается на входной двери (либо рядом с ней). Поэтому ее оформлению следует уделить особое внимание.

Информация на входной двери должна содержать:

• полное название детского объединения (например, Студия изобразительного искусства «Кисточка»);

• фамилию, имя, отчество (полностью) педагога;

• уровень профессиональной подготовки и квалификации педагога (уровень и профиль образования, стаж педагогической работы, работа в профессиональной сфере, награды и звания);

• краткую справку о детском объединении (когда создано, какие имеет достижения);

• расписание работы детского объединения (дни и часы занятий).

Место для информации нужно предусмотреть и в самом учебном кабинете. Содержание такого информационного стенда может быть следующим:

• Списки учащихся по группам (в начале учебного года).

• Расписание занятий (по группам).

• План массовых мероприятий на месяц или учебную четверть | (собраний, концертов, конкурсов, экскурсий, вечеров и др.).

• Правила для учащихся и родителей.

• Информация о последних достижениях детского объединения  и его отдельных воспитанников.

В содержательном плане оформление учебного кабинета в целом должно включать:

• Материалы учебного характера — постоянные (т.е. те, которые все время находятся в кабинете, так как имеют отношение ко всем разделам образовательной программы) и периодические (т.е. те, которыми пользуются педагог и учащиеся при изучении отдельных учебных тем).

• Наиболее интересные материалы по профилю деятельности детского объединения.

• Материалы общеразвивающего характера (информация о смежных видах деятельности или в целом историко-культурная информация).

• Материалы, отражающие тематику данного учебного года.

При оформлении учебного кабинета следует также предусмотреть место для учебных выставок детских творческих работ. На завершающем этапе внимание необходимо уделить эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, соблюдению единого стиля.

Параллельно с оформлением учебного кабинета нужно продумать и организацию подсобного помещения: в нем должны быть шкафы или стеллажи, где у педагога по определенной системе располагаются раздаточные и расходные материалы.

Рассмотрим общие требования к учебным кабинетам дополнительного образования

Независимо от направления (профиля) их структура такова:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к данному виду деятельности и техники безопасности:

• технические параметры кабинета,

• освещенность,

• воздушный режим,

• мебель,

• покрытие пола,

• состояние «школьной» доски (при необходимости),

• размещение аудиовизуальных и технических средств обучения,

• наличие инструкций по технике безопасности (при необходимости),

• состояние рабочих мест (педагога, учащихся),

• оснащение и состояние подсобных помещений (при необходимости).

2. Наличие необходимой документации:

• образовательная программа,

• план учебно-воспитательной работы (на данный учебный год),

• журнал учета работы объединения в системе дополнительного образования детей,

• положение о детском объединении (при необходимости).

3. Наличие необходимых условий для реализации образовательной программы:

а) Материально-технические условия:

• наличие и исправность оборудования (в полном объеме),

• наличие (организация обеспечения) необходимого оснащения,

• наличие и исправность аудио- и видеоаппаратуры (если она необходима).

б) Методические условия:

• наличие наглядных, раздаточных, аудио- и видеоматериалов (последнее при необходимости),

• наличие методических разработок педагога,

• наличие аннотации методических материалов к образовательной программе,

• наличие библиотечки специальной и методической литературы, периодики (в соответствии с профилем деятельности),

• наличие картотеки литературы,

• наличие материалов по организации и проведению детских творческих конкурсов (по данному профилю деятельности),

• наличие материалов для углубленного изучения, самостоятельной и индивидуальной работы воспитанников: библиотека (хрестоматии, книги для чтения, справочники), списки литературы, перечни заданий, методические рекомендации и др.

4. Представленность результатов творческой деятельности воспитанников детского объединения и педагога (в любой форме).

5. Сформированность системы оценки результатов реализации образовательной программы: наличие необходимых нормативных, методических и фактических материалов по педагогическому мониторингу деятельности детского объединения.

6. Участие педагога дополнительного образования в экспериментальной и методической работе учреждений дополнительного образования детей округа и города.

7. Оформление кабинета:

— соответствие содержания оформления профилю деятельности детского объединения,

— эстетика оформления (единство стиля),

— озеленение кабинета,

— наличие паспорта кабинета.