Методическая разработка игра по станциям Московская застава
методическая разработка по теме

Абанькина Мария Павловна

Конспект мероприятия, посвященного 95-летию Московского района Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Тема занятия: игра по станциям «Московская застава»

Дата проведения: 14 мая 2014 г.

Педагог: Абанькина М. П.

Внеурочное занятие

Образовательная область: историко-краеведческая.

Цели игры:

Создание необходимых условий для формирования представления о важном значении Московского района в жизни Санкт-Петербурга, а также осознания сопричастности к его судьбе; развитие общей культуры.

 Задачи:

Образовательные: 

- продолжить знакомство учащихся с окружающей городской средой,

- обобщить знания о главных исторических и культурных памятниках района,

- раскрыть многообразие жизни района, особенности формирования и развития.

Развивающие: 

- продолжить формирование навыков по самостоятельному изучению города, умений пользоваться краеведческой литературой;

- развивать умение «читать» карты-схемы и ориентироваться по ним;

- формировать навыки по выполнению творческих заданий.

Воспитательные:

- способствовать эмоционально-ценностному восприятию памятников истории и культуры района и города,

- формировать гражданственные, патриотические, нравственные чувства,

- пробудить познавательный интерес к истории и культуре своего района.

Дидактический материал:

- электронный ресурс с комплектом заданий к занятию, созданный в среде Pover Point, разработанный педагогом Абанькиной М. П.,

- электронная презентация к занятию, созданная в среде Pover Point,

- раздаточный бумажный материал.

Оборудование: ПК с программой Pover Point, мультимедийный проектор.

Проведение мероприятия.

В игре участвуют команды учащихся 5-х – 7-х классов (по 7-8 человек).

Проводят игру учащиеся 8-х классов – по 2-3 человека на каждой из станций:

1. «Московская».

2. «Парк Победы».

3. «Электросила».

4. «Московские ворота».

5. «Звездная»

Ведущие – ученики 8-х классов - предварительно участвуют в составлении вопросов и заданий. Ученикам 5 -7 - х классов заранее даются темы, которые нужно знать для успешного участия в игре:

- основные памятники истории и культуры Московского района,

- памятники воинской славы,

- предприятия района,
- главные улицы, площади, проспекты, парки района. Эти темы предлагается обсудить на классных часах, а также с родителями.

Ведущий педагог проводит линейку.

Вступительное слово:

В этом году мы празднуем 95-летие нашего района. Эта игра посвящена истории и современной жизни Московской заставы, ее экономике, культуре, памятникам воинской славы. В истории нашего района отразилась история становления Санкт-Петербурга. Здесь большое количество памятников, посвященных победам русского оружия. Есть у нас и замечательные парки, площади, театры, библиотеки и другие важные и интересные объекты. Проводить игру будут ученики 8-х классов. Надеемся, что вы не только вспомните факты из жизни Московского района, но и узнаете что-то новое, захотите лучше узнать нашу историю. Желаем удачи!

Ведущий вручает капитанам команд маршрутные листы, где указан порядок прохождения станций. Одновременно на каждой станции присутствуют 2 команды. За каждый правильный ответ команде присуждается одно очко.

Станция «Московская».

Команды получают одинаковые тексты о Московском районе. Их задача за определенное время найти и исправить допущенные ошибки. Если команда испытывает затруднения, ей предлагается использовать карту, но при этом вычитается 4 балла. За каждую зачеркнутую ошибку присуждается 1 балл, за исправление ошибки и дополнение - еще 1 – 2 балла соответственно.
(Максимальное количество баллов, которое можно набрать на этой станции - 26).

Московский район расположен на огромной территории от реки Фонтанки до Пулковских высот на юго-западе Санкт-Петербурга. С самого начала существования города здесь проходила дорога на Москву. Она неоднократно меняла названия: Царскосельский, Забалканский, Вознесенский, Международный проспекты. Наш район довольно молод, он был основан в 1929 году. Сегодня он является одним из самых благоустроенных в городе. Особенно многолюдна главная магистраль района – Ленинский проспект. Потоки автомобилей и городского транспорта, 4 станции метрополитена, расположенные на территории района, перевозят пассажиров из центра в южные районы и пригороды. Московский район – единственный в городе имеет на своей территории два крупнейших аэропорта государственного значения.

Появление на проспекте Гагарина такого учреждения, как Российская национальная библиотека, стало важным приобретением культурной жизни. В нашем районе много зелени, здесь находятся два больших парка: парк Победы и парк Авиаторов. Самая большая площадь района и города – площадь Победы украшена сегодня прекрасными фонтанами. Красивы и другие площади Московского района: Московская, Сенная, площадь Чернышевского, площадь Московских ворот. У нас можно увидеть множество памятников воинской славы, посвященных победам в Великой Отечественной войне, Русско-турецких войнах, Северной войне со шведами и Отечественной войне 1812 года.

 Правильный ответ с исправлениями:

Московский район расположен на огромной территории от Обводного канала (реки Фонтанки) до Пулковских высот на юге (юго-западе) Санкт-Петербурга. С самого начала существования города здесь проходила дорога на Москву. Она неоднократно меняла названия: Московский тракт, Царскосельский, Забалканский, (Вознесенский), Международный,  проспект Сталина. Наш район довольно молод, он был основан в 1919 (1929) году. Сегодня он является одним из самых благоустроенных в городе. Особенно многолюдна главная магистраль района – Московский (Ленинский) проспект. Потоки автомобилей и городского транспорта, 6 станций (4 станции) метрополитена, расположенные на территории района, перевозят пассажиров из центра в южные районы и пригороды. Московский район – единственный в городе имеет на своей территории два крупнейших аэропорта государственного значения.

Появление на Московском проспекте (проспекте Гагарина) такого учреждения, как Российская национальная библиотека, стало важным приобретением культурной жизни. В нашем районе много зелени, здесь находятся три (два) больших парка: парк Победы, парк Городов-героев и парк Авиаторов. Самая большая площадь района и города – Московская площадь (площадь Победы) украшена сегодня прекрасными фонтанами. Красивы и другие площади Московского района: Московская, площадь Победы (Сенная), площадь Конституции, площадь Чернышевского, площадь Московских ворот. У нас можно увидеть множество памятников воинской славы, посвященных победам в Великой Отечественной войне, Русско-турецких войнах, в войне с Ираном (Северной войне со шведами и Отечественной войне 1812 года).

Станция «Парк Победы».

На экране демонстрируются слайды с изображением памятников, каждый под определенным номером. Команды должны назвать объект и место его расположения. (См. приложение 1)

Станция «Электросила».

Каждая из команд разгадывает кроссворд, посвященный предприятиям нашего района. (См. приложение 2). За каждый правильный ответ присуждается один балл.

Вопросы к кроссворду.

По горизонтали:

1. Производственное объединение, выпускающее энергооборудование.

2. Продукция, которую производит масложировой комбинат.

3. Продукция, выпускавшаяся заводом имени Егорова.

4. Предприятие, производящее детскую обувь.

По вертикали:

2. Мучные изделия, которые производит фабрика, расположенная на улице Коли Томчака.

5. Предприятие, выпускающее пищевую продукцию: «….  дом».

6. Крупнейшее транспортное предприятие района (аэропорт).

7. Фирма - производитель аксессуаров для бритья.

8. Старейшее предприятие по выпуску стиральных порошков.

 Ответы к кроссворду.

(После того как ученики сдадут кроссворды, первый  ведущий называет правильные ответы на вопросы и рассказывает дополнительную информацию: знаете ли вы … В это время второй ведущий проверяет ответы и начисляет командам баллы.)

По горизонтали:

1. «Электросила»  (Знаете ли вы, что в прошлом году этому предприятию исполнилось 115 лет?)

2. Майонез (Знаете ли вы, что «Масложировой комбинат»  был основан в 1889 г., назывался масляный завод «Астра». Находится он в Масляном переулке, 8).

3. Вагоны (Знаете ли вы, что вагоностроительный завод был основан еще в 1873 г.? Сначала это была столярная фабрика, потом она выпускала патроны, железнодорожные вагоны. Затем завод производил вагоны для метро).

4. «Скороход». (В 1882 году «Товарищество» основал немец Криштен. С 1910 г. предприятие получило название по выпускаемой продукции – «Товарищество механического производства обуви»)

 По вертикали:

2. Макароны (Знаете ли вы, что предприятие называется «1-я Петербургская макаронная фабрика»?)

5. Хлебный (Знаете ли вы, что в годы блокады Хлебозавод Московского района снабжал хлебом город и армию Ленинградского фронта. В это трудное время на заводе погибло 63 человека, многие из них прямо на рабочем месте. На территории завода находится памятник «Женщины блокады», установленный в 1986 году в память о павших на заводе в блокаду).

6. «Пулково» (Знаете ли вы, что наш район единственный в городе имеет на своей территории два крупнейших аэропорта государственного значения – «Пулково 1» и «Пулково 2»?)

7. «Джилетт»

8. «Аист» (Знаете ли вы, что это предприятие на Лиговском проспекте основал еще до революции купец Жуков?)

Станция «Московские ворота».

У каждой из команд комплект картонных карточек с номерами ответов: от 1 до 3 (формат А5). Ведущий задает вопрос и называет варианты ответов. Дается 15-20 секунд на обсуждение. По команде ведущего капитаны одновременно поднимают карточку с номером правильного ответа. (Затем ведущий называет правильный ответ и, если нужно, поясняет).

Вопросы.

1) Что находилось раньше на месте Московских ворот? (1.Ближняя Рогатка. 2.Средняя Рогатка. 3.Дальняя Рогатка.)

2) Какой победе посвящены Московские ворота? (1.Над Швецией. 2.Над Францией. 3.Над Турцией.)

3) Из какого материала изготовлены ворота? (1.Гранит. 2.Чугун. 3.Известняк.)

4) Какова длина Московского проспекта? (1.Около 7,5 км. 2.Около  8 км. 3.Около 9,5 км.)

5) Где начинается Московский проспект? (1.Площадь Победы. 2.Сенная площадь. 3.Площадь Восстания.)

6) Какое название носил проспект 100 лет назад - в начале 20 века? (1.Забалканский. 2.Пулковский. 3.Международный.)

7) Где на территории нашего района у развилки дорог раньше находился указатель «4 руки»? (1.Средняя Рогатка – площадь Победы. 2.Ближняя Рогатка – площадь Московских ворот. 3.Дальняя Рогатка – у Пулковской горы.)

8) Кто из знаменитых архитекторов работал на территории нашего района? (1. Д. Трезини. 2.Фельтен (создал Чесменскую церковь). 3. К. Росси.)

9) Какая церковь самая старинная в районе? (1.Чесменская. 2.Казанская. 3.Георгиевская.)

10) В каком стиле построена Чесменская церковь? (1.Классицизм. 2.Псевдорусский. 3.Псевдоготический.)

11) Кто из цариц останавливался в Чесменском дворце? (1.Екатерина I. 2.Елизавета. 3.Екатерина II.)

12) В честь какой победы российского флота получила название Чесменская церковь?
(1. Над Швецией.
2.Над Турцией. 3.Над Японией.)

13) Кто из замечательных деятелей литературы похоронен на Новодевичьем кладбище? (1.Н. В. Гоголь. 2.Н. А. Некрасов. 3.А. А. Фет.)

14) Что из перечисленного было создано на территории района еще в XVIII веке? (1.Московские ворота. 2.Верстовые столбы. 3.Пулковская обсерватория.)

15) Какой театр находится не в нашем районе? (1.«Олеко». 2.Молодежный. 3.Театр Сказки)

Станция «Звездная».

Командам дается задание соотнести названия улиц, проспектов, парка, которые связаны с авиацией и космосом, и их буквенные обозначения на контурной карте: рядом с названием улицы на листе бумаги нужно написать соответствующую букву (см. приложение). Если команда испытывает затруднения, ей предлагается воспользоваться картой, но при этом вычитается 5 баллов:

1)парк Авиаторов

2)Авиационная улица

3)улица Гастелло

4)улица Севастьянова

5)улица Звездная

6)проспект Гагарина

7)проспект Космонавтов

8)Авиагородок

9)Аэропорт «Пулково 1»

10)Воздухоплавательная улица

Правильные ответы:

1) парк Авиаторов (З)

2) Авиационная улица (Е)

3) улица Гастелло (И)

4) улица Севастьянова (Г)

5) улица Звездная (Д)

6) проспект Гагарина (К)

7) проспект Космонавтов (Ж)

8) Авиагородок (В)

9) Аэропорт «Пулково 1» (А)

10) Воздухоплавательная улица (Б)

Подведение итогов игры, объявление победителей.




















Приложение 2. Кроссворд

6

5

7

1

8

2

3

4








Приложение 3.

D:\Сканирование\img321.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Игра «по станциям»«Будь здоров»

Игра направленная на осознание правильности выбора здорового образа жизни....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ ПО СТАНЦИЯМ «БУДЬ ЗДОРОВ!»

Игра предполагает путешествие в страну «Здоровья» и выполнение заданий на станциях: «Закаливание», «Неболейка», «Зелёная аптека», «Гигиена», «Аппетитная». Показать детям возможности п...

Методическая разработка «Игра по станциям «Физика и ты»»

Методическая разработка «Игра по станциям«Физика и ты»»...

Методическая разработка игры по станциям по английскому языку для учащихся 4-х классов

Учитель Гюнинен И.В.ГБОУ Лицей №369 Красносельского района Санкт-ПетербургаВ нашем образовательном учреждении регулярно проводятся предметные недели, в число которых входит и неделя английского языка....

Методическая разработка игры по станциям на английском языке для 7-х классов «Путешествие в страну английского языка»

Данная игра была разработана для встречи гостей из Англии в школе. Наши гости из Англии являются не только гостями, но и активными участниками, и членами жюри познавательной игры. Учащиеся, разбитые п...

Методическая разработка - игра по станциям "Пять царств"

Тема игры: «Многообразие органического мира, пять царств живой природы».Данную игру целесообразно проводить как обобщение материала, пройденного в курсах «Растения», «Животные».Цель игры: обобщить зна...

Методическая разработка игры по станциям "Калейдоскоп професий" для учащихся 8-11 классов

В связи с возросшим интересом к вопросу профессионального самоопределения важно понимать, что начинается этот вопрос с самого малого. Чем больше разнообразнее будет опыт знакомства ребёнка с профессия...