СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ К СЦЕНИЧЕСКИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ
методическая разработка на тему

Костенко Елена Викторовна
Использование ситуаций успеха в процессе подготовки учащихся ДШИ к концертным выступлениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елена Викторовна Костенко

преподаватель по классу аккордеона

МОУ ДОД «Школа искусств» г. Новодвинск

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

К СЦЕНИЧЕСКИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ

Система образования в сфере культуры и искусства является частью общей системы отечественного образования. Наиболее важным показателем системы образования в области искусства является  качество образования в детских школах искусств.  

На современном этапе приоритеты государственной политики направлены на осуществление реформы в сфере  дополнительного предпрофессионального образования детей и подростков, следствием которой явилась разработка Федеральных Государственных требований (ФГТ).

Согласно ФГТ о реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Народные инструменты», результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;
  • умения создавать  художественный образ при исполнении музыкального произведения;

 Сценическое выступление учащихся является обязательной частью организации учебно-воспитательного процесса детской школы искусств. Сценическое выступление позволяет продемонстрировать уровень владения исполнительскими умениями, а также динамику развития учащихся. Следовательно, подготовка детей к сценическим выступлениям является одной из важных задач музыкального образования учащихся детских школ искусств.

При этом опыт организации выступлений детей перед слушательской аудиторией показывает, что выход на сцену вызывают у них определённые трудности, связанные, как с исполнительской (технической), так и психологической готовностью учащегося к встрече с публикой. Чаще всего сценическое волнение проявляется в необходимости  преодоления эмоциональных и физиологических проблем, поэтому  подготовка учащихся к сольным выступлениям должна быть направлена на их преодоление и носить планомерный характер.  

На основе обобщения собственного профессионального опыта и исполнительской деятельности известных музыкантов, проблема подготовки к концертному выступлению  рассматривалась в разное время такими педагогами, как JI.JI. Бочкарев, A.JI. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, JI.A. Маковец, Д. Д. Благой, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз и др.

Следует отметить, что данный вопрос получил свое отражение в основном с точки зрения концертной деятельности пианистов-профессионалов или студентов средних и высших специальных учебных заведений.

Подготовка к сценическим выступлениям учащихся  предпрофессиональных учебных заведений как педагогическая проблема нашла свое освещение в работах Г.М. Цыпина, С.И. Савшинского, Л. А. Баренбойма, но на теоретическом уровне раскрыта недостаточно полно.  В то же время она одинаково интересна музыкантам всех специальностей, в том числе и исполнителям  на народных инструментах, в частности аккордеонистам.

Все вышесказанное свидетельствует, как об одностороннем рассмотрении данной проблемы в музыкально-педагогической литературе, так и необходимости ее разработки для разных категорий музыкантов-исполнителей, в том числе, учащихся детских школ искусств.  

Анализ литературы показывает, что в основном проблема подготовки детей к выступлениям обоснованно рассматривается относительно таких психологических аспектов, как преодоление сценического волнения и необходимость эмоционального настроя ученика,  ввиду очевидно выраженной зависимости качества исполнения от психологического состояния музыканта.    

В то же время особое значение в процессе подготовки учащихся ДШИ к сценическим выступлениям имеет создание ситуации успеха, в силу ее особого влияния на психологическое состояние личности.

В педагогической литературе теория «ситуации успеха» рассматривалась такими педагогами, как  К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, У.Глассер,  А.С.Белкин, В.А.Сластенин, Г.А. Цукерман, И. Ф. Харламов, С. А. Смирнов, В.Ю. Питюков, Н.Е. Щуркова. В их педагогических трудах выделены условия, способствующие созданию ситуации успеха, особенности и пути ее реализации.

Однако в музыкальной педагогике теоретические исследования по проблеме создания ситуации успеха в процессе подготовки учащихся к сценическим выступлениям не нашли своего отражения. Сам процесс создания ситуаций успеха и их применения при подготовке учащихся ДШИ к сценическим выступлениям изучен недостаточно.

В связи  с вышесказанным, на базе  МОУ ДОД «Школа искусств» г. Новодвинска была выдвинута и апробирована гипотеза о том, что  ситуация успеха будет способствовать подготовке учащихся младшего школьного возраста к сценическим выступлениям, при соблюдении следующих условий:

  • регулярности ее создания;
  • применении различных видов ситуации успеха с учётом физиологических, психологических  и индивидуальных особенностей личности ребёнка;
  • установлении отношений взаимного доверия между педагогом и учащимися («педагог - ученик, «ученик-ученик»).

        В ходе эксперимента была выявлена готовность детей к сценическим выступлениям, которая отслеживалась по двум основным критериям: степени волнения и качеству выступления.

        Для выявления уровня подготовки детей к сценическим выступлениям нами использовался комплекс методик: индивидуальная беседа и педагогическое наблюдение.

        Цель индивидуальной беседы - выявить форму проявления сценического волнения у каждого участника экспериментальной группы. Для реализации данной цели нами был разработан  ряд вопросов для детей.  

1)        Есть ли у тебя желание выступать на сцене перед публикой?

2)        Волнуешься ли ты перед выходом на сцену?

3)        Что ты чувствуешь перед выходом на сцену?

4)        Как у тебя проявляется волнение?

5)        Что на твой взгляд мешает тебе выступить успешно?

6)        Что на твой взгляд помотает тебе выступить успешно?

        Результаты  их ответов были проанализированы нами и сделаны определённые выводы.

        В целом, метод беседы направлен на выявление субъективной оценки возникающих для ребёнка трудностей, связанных с осознанием и преодолением сценического волнения.

        Цель педагогического наблюдения - выявить три уровня сценического волнения у учащихся экспериментальной группы. Для реализации данной цели были разработаны критерии  оценивания сценического волнения:

        Под низким уровнем сценического волнения мы понимаем следующее:

  • эмоциональная нестабильность, выражающаяся в поведении;
  • физическое и техническое самообладание учащегося;
  • небольшие потери в качестве исполнения;  
  • самостоятельно справляется с признаками волнения.

Потери качества исполнения составляют от 10 до 30 процентов.

        Под средним уровнем сценического волнения мы понимаем следующее:

  • физические проявления волнения, выражающиеся в дрожании  рук, чрезмерном мышечном напряжении;
  • неверие в свои силы;  
  • сомнения в возможности успешного выступления.

Потери качества исполнения оставляют от 30 до 60 процентов.

        Под высоким уровнем сценического волнения мы понимаем следующее:

  • комплексное проявление волнения (как на физическом, так и эмоционально-волевом уровне), проявляющееся паническим страхом, нервозностью, нарушением физиологических процессов в организме (учащённое дыхание, синдром раздражённого кишечника);
  • при хорошей предварительной подготовке (технической и эмоциональной) возникают проблемы с текстом (изменяет память), игра лишается управления, движения сковываются, ученик испытывает серьезные мышечные зажимы («каменеет»);
  • допускает серьезные ошибки в тексте, останавливается и т.д.

Как следствие такого исполнения - психологическая травма.

Потери качества исполнения составляют от 60 до 90 процентов.

        Для диагностики качества выступлений, нами были разработаны критерии оценивания         индивидуального публичного выступления каждого участника экспериментальной группы.

Критерии оценивания

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее основным требованиям на данном этапе обучения.  

4 («хорошо»)

Грамотное исполнение с небольшими недочётами, как в техническом, так и художественном плане.

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с небольшим количеством остановок, малохудожественная игра, слабая техническая подготовка.

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий и  плохая посещаемость аудиторных занятий.

        На 5 («отлично») оценивается технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее основным требованиям на данном этапе обучения.

        На 4 («хорошо») оценивается грамотное исполнение с небольшими недочётами, как в техническом, так и художественном плане.

        На 3 («удовлетворительно») оценивается исполнение с небольшим количеством остановок, малохудожественная игра, слабая техническая подготовка.

        На 2 («неудовлетворительно») оценивается комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий и  плохая посещаемость аудиторных занятий.

        По окончанию проведения комплекса методик были подготовлены психолого-педагогические  характеристики детей экспериментальной группы.

        Таким образом, проведение данной экспериментальной работы действительно является эффективным средством подготовки учащихся детских школ искусств к сценическим выступлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личности – единая цель воспитания учащихся детских школ искусств и общеобразовательных школ»

      Формирование личности ребёнка – является одной из самых главных целей в воспитании учащихся, как общеобразовательной школы,  так и детской школы искусств. И это законо...

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам

Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам...

Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления

Статья«Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления»В данной статье освящаются актуальный  вопрос музыкального образования: ос...

Статья на тему: " Создание ситуации успеха на уроках технологии в коррекционной школе", 7 класс

Статья на тему: "Создание ситуации успеха на уроках технологии в коррекционной школе"...