Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты"
рабочая программа на тему

Миронова Екатерина Александровна

Программа лдя учащихся 2-4 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музицирование

на русских народных инструментах. Младший оркестр.

Ударные инструменты»

(Оркестровая студия «Гармония»)

Направленность - художественная

Уровень - ознакомительный

Возраст учащихся – 2-4 классы

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Мужичкова Наталья Ивановна,

Бармина Галина Ивановна,

Миронова Екатерина Александровна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Музицирование

на русских народных инструментах. Младший оркестр.

Ударные инструменты»

 (Оркестровая студия «Гармония»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр.

Ударные инструменты»

(Оркестровая студия «Гармония»)

Содержание

1. Пояснительная записка        

2. Учебно-тематический план        14

3. Содержание программы        15

4. Методическое обеспечение программы        18

5. Список литературы        21

6. Приложение 1                                                                                        23

7. Приложение 2                                                                                        29

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты» является модифицированной, ознакомительного уровня 2 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Русские народные ударные инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры. Уже в эпоху Киевской Руси они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах. Широкое распространение среди скоморохов получили бубны. До недавнего времени в профессиональном исполнительстве использовалась лишь небольшая часть народного инструментария - бубен, ложки, трещотки, рубель. Теперь же используются разнообразные русские ударные инструменты такие как рогач, ухват, ладошки, косы, пилы и другие. Для современного оркестра русских народных инструментов используются не только русские инструменты, а еще и инструменты симфонического оркестра - литавры, малый барабан, большой барабан, кастаньеты, деревянные коробочки, маракасы, треугольники, тарелки, колокола, колокольчики, ксилофон.

На современном этапе развития детского исполнительского искусства обучение на ударных инструментах становится более актуальным и востребованным. Практически во всех музыкальных коллективах (профессиональных и самодеятельных) активно используется ударная установка, ксилофон, колокольчики, многочисленная перкуссия, вибрафон, маримба. В современном оркестре русских народных инструментов и симфоническом оркестре группу ударных инструментов называют не иначе как «Оркестр в оркестре». Исполнители на ударных инструментах все чаще выступают в сольных концертах. Популярность и интерес к ансамблям ударных инструментов возрастает. Современные конкурсные требования к юным исполнителям на ударных инструментах и требования при поступлении в средние учебные музыкальные заведения по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия неизмеримо возросли. Существенно изменилась методика обучения на ксилофоне. Расширился репертуар специально написанных произведений (как соло, так и в сопровождении фортепиано). Благодаря сети Интернет библиотека всевозможных школ для различных ударных инструментов, стала более доступной.

Так же существенно изменился подход и принцип постановки игрового аппарата-рук. Современный исполнитель на ударных инструментах – это, в основном, универсальный музыкант, играющий на многих инструментах, а значит и постановка рук должна быть универсальной, свободной и должна качественно улучшать звукоизвлечение и технику игры на ударных инструментах.

Новизна представляемой программы заключается в том, что в ней были максимально учтены все современные требования к исполнителю на ударных инструментах, предусмотрено так же обучение на ксилофоне. Оптимально начинать обучение игре на ксилофоне и малом барабане (классическая школа). В силу активной акселерации в современном мире качественно возрос уровень исполняемого репертуара на ознакомительном уровне обучения в учреждениях системы дополнительного образования детей.  

Учреждение дополнительного образования является основой общего музыкально-эстетического воспитания исполнителей на ударных инструментах. За время обучения на ознакомительном уровне в творческом объединении учащийся должен овладеть определенным набором музыкально-исполнительских навыков, основами ансамблевого музицирования и чтения нот с листа, научиться самостоятельно работать над музыкальным произведением, уметь импровизировать в определенной манере, стилях и со вкусом использовать тембровое многообразие ударных инструментов.

Обучение учащихся игре на ударных инструментах требует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки.

Правильная осанка тела, а также правильная постановка кистевого аппарата, гибкость пальцев и работа предплечья являются одним из необходимых условий успешного обучения. Первые занятия должны быть посвящены освоению приемов правильной постановки рук, способа извлечения звука, изучению аппликатуры и умению правильно держать палочки. В течение первых лет обучения, когда у подрастающих учеников анатомически формируется костно-мышечная и опорно-двигательная система, необходимо обращать внимание учащихся на правила рациональной постановки.

Постоянное внимание следует уделять также развитию внутреннего чувства ритма и темповых изменений. Для этого надо постоянно практиковать работу с метрономом и развевать темповый самоконтроль.

Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение учеником произведений в сопровождении фортепиано обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом) укрепляет и совершенствует ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

В программе по классу ударных инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамблей для ударных инструментов. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения на ознакомительном уровне-6-8 сочинений в год. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи-с целью ознакомления.

Отличительные особенности

Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты» направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального музицирования у детей и подростков в оркестровой студии «Гармония» через обучение игре на русских народных инструментах. Этот вид деятельности является одной из самых доступных форм привлечения обучающихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры), концертная деятельность, реализация различных творческих проектов предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства.

Программа разработана в условиях интеграции содержания образования комплекса дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности с целью создания специального интегративного модуля. В основе реализации данной общеобразовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роль и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и их достижения (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). Содержание образовательной деятельности определено авторами программы с учётом факторов, обеспечивающих рост творческого потенциала обучающихся, активизации их познавательной деятельности, обогащение форм воспитания и развития детей. Оркестровая студия «Гармония» - это образовательная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов:

  • образовательная деятельность;
  • реализация проектов художественно-эстетической направленности;
  • просветительская деятельность;
  • воспитание детей и подростков через объединение их в детско-взрослую общность;
  • работа с родителями.

Программа разработана авторским коллективом педагогов оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности в творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.

Инновационный характер программы обусловлен специфическими условиями организации образовательного процесса в объединении, основу которого составляет оркестр русских народных инструментов. Авторы программы опираются на основные тенденции современной музыкальной педагогики, такие как:

  • включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;
  • введение всеобщего музыкального образования;
  • широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, популярных сочинений отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов современной композиторской техники.  

В связи с тем что, учащийся имеет возможность играть на ударных инструментах только на занятиях, педагог определяет содержание домашнего задания на основе музыкально-теоретического анализа произведений (сольмизация партии) и специальных упражнений на координацию движений.

Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися в рамках реализации раздела программы «Социальная практика»: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена.

На ознакомительной ступени обучения происходит общее развитие координации пальцев и рук, общее развитие мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично рассуждать, у него достаточно развита память, внимание и связная речь. Занятия музыкой помогают детям развивать мелкую моторику и координацию рук. Для этого используются специальные упражнения.

К занятиям в творческом объединении по данной программе привлекаются учащиеся без предварительного отбора. Все необходимые навыки игры на инструменте отрабатываются систематически на занятиях с помощью специального составленного комплекса упражнений, основанных на пьесах репертуара. Таким образом, учащиеся быстро приобретают необходимые навыки, что даёт им возможность выступать на сцене с первых лет обучения.

Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ребёнок, несмотря на все трудности, верил в свои силы и, таким образом, постоянно поддерживалось его желание играть на инструменте и в составе подготовительного оркестра.

Объем индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы:

  • метро-ритмические упражнения;
  • усвоение основных музыкально-теоретических знаний;
  • выработка необходимых исполнительских приемов;
  • чтение с листа;
  • творческие упражнения (подбор по слуху);
  • показ педагогом;
  • беседа о музыке;  
  • прослушивание аудиозаписей.

Цель: формирование начальных исполнительских навыков игры на ударных инструментах для их применения в оркестровом музицировании.

Задачи:

образовательные:

  • формирование начальными исполнительскими навыками игры на ударных инструментах;
  •  углубление знаний по основам теории музыки;
  •  совершенствование исполнительских навыков игры на  инструменте;
  • совершенствование навыков игры в ансамбле и оркестре

развивающие:

  • выявление и развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  • развитие творческих способностей (импровизация, подбор, сочинение) учащегося;
  • приобщение детей к лучшим образцам музыкального искусства;
  • развитие музыкального вкуса, расширение художественного кругозора.

воспитательные:

  • формирование чувства уважения к традициям своего народа;
  • воспитание лучших качеств личности для социальной адаптации учащихся.

Возраст детей: 2-4 классы

Сроки реализации: 1 год  

Форма и режим занятий:

занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут (25 мин. занятие, 5 мин. смена деятельности), 1 час в неделю, 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (концертные и воспитательные формы работы). Индивидуальные занятия.

В соответствии с психолого-физиологическими особенностями и современными интересами детей и подростков, необходимостью применения здоровьесберегающих технологий предусмотрена следующая структура занятий:

Структура индивидуальных занятий

Основное время занятия

(выработка знаний, умений, навыков)

25 минут

Смена деятельности

(развивающие игры-упражнения, психологический тренинг,

беседы о музыке)

5 минут

Общее время:

30 минут

Ожидаемые результаты

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают общую идею программы: ориентацию на результаты и качество образования. Планируемые результаты обучения определены с учетом уровней усвоения содержания программы (низкий, средний, высокий).

В содержании и структуре планируемых результатов учтены их основные функции:

  • служить критериальной основой для оценки результатов деятельности педагогов и учащихся;
  • являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса. 

В течение года педагог должен проработать с учеником:

  • мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий (в прямом движении и с обращениями) в тональностях до 2-х знаков четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе (2 октавы);
  • упражнения в гаммах; по два, три и четыре удара на каждую ступень гаммы;
  • приемы исполнения тремоло и различные упражнения для его развития;
  • 4-6 пьес (включая пьесы, исполняемые в ансамбле или на малом барабане);
  • одну пьесу на колокольчиках (как ознакомление).

Требования к открытым прослушиваниям первого полугодия:

Гамма ре мажор (си-бемоль мажор) и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы):

  • Д. Кабалевский «Клоуны»;
  • Ф. Госсек «Гавот».

Требования к открытым прослушиваниям второго полугодия:

Гамма соль минор (си-минор) гармоническая и арпеджио трезвучия в прямом движении и с обращениями (две октавы):

  • Р.Шуман «Смелый наездник»;
  • А.Дворжак «Танец»;
  • П.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» (колокольчики).

Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:

  • открытые занятия для родителей;
  • зачёт по оркестровым партиям;
  • итоговые открытые занятия;
  • участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
  • участие в методических семинарах различного уровня;
  • тестирование;
  • беседа;
  • выполнение творческих заданий.

Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.

Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:

  • отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;
  • активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения
  • результативность участия в конкурсах и фестивалях.

В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях (возможно выступление на зачете по оркестровым партиям).

При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

  • «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
  • «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
  • «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

1

1

-

2.

Изучение основ теории музыки  в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.

2

1

1

3.

Обучение  основным техническим навыкам игре на инструменте.

5

1

4

4.

Развитие ансамблевых навыков игры в оркестре.

7

1

6

5.

Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий).

15

1

14

6.

Развитие слуховых и музыкальных представлений.

1

 

1

7.

Итоговые занятия.

1

 

1

8.

Социальная практика.

12

2

10

Итого:

44

7

34

 

3. Содержание программы

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой.

2. Изучение основ теории музыки в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.

Теория: музыкальный лад, гамма, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, интервал, аккорд, элементы формообразования.  

Практика: анализ музыкальных сочинений, чтение нот с листа, сольфеджирование и сольмизация оркестровых партий

3. Обучение техническим навыкам игры на инструменте.

Теория: изучение правил пользования инструментом.  

Практика: постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, работа над звукоизвлечением палочками. Овладение элементарными техническими навыками, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком,

4. Развитие ансамблевых навыков игры в оркестре. 

Теория: понятие об ансамбле и оркестре. История развития оркестровых коллективов русских народных инструментов творческого объединения, понятие «дирижёр», беседа о выдающихся дирижёрах, особенностях дирижёрской техники.

Практика: работа над штрихами, продолжение работы над звукоизвлечением, работа над пластикой игровых движений обеих рук, игра в ансамбле с концермейстером.

6. Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий).

Теория: понятие «художественный образ». Знакомство и стилистическими особенностями исполняемых произведений. Композитор и исполнитель. Изучение средств художественной выразительности (динамика, агогика).

Практика: работа в ансамбле с концертмейстером над выразительным исполнением, выработка навыков исполнения агогических отклонений и простых динамических оттенков, понятие «ауфтакт».

7. Развитие слуховых и музыкальных представлений.

Теория: простейшие приёмы композиции и организации звукового материала (фраза, мотив, период, предложение, реприза). Знакомство с детскими музыкальными сочинениями.

Практика: слушание музыки (аудиозапись, показ педагогом, слуховой анализ.

8. Итоговые занятия.

Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.

Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на открытом прослушивании, концерте.

12. Социальная практика.

Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.

Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивлях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнение творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная практика с родителями учащихся.

4. Методическое обеспечение программы

Педагогический процесс специального класса  ударных инструментов в творческом объединении строится с учетом индивидуальных особенностей учащегося.

Знания и навыки, усвоенные учеником за время обучения, должны быть свободно применены им в последующей практической деятельности, независимо от профессиональной ориентации. Для этого с первых шагов обучения ведется активная работа по развитию образного мышления и творческой фантазии, умению передать через инструмент собственные музыкальные представления.

Выбор содержания и формы проведения занятия зависит от конкретных педагогических целей. Перед каждым занятием педагог ставит этапные задачи, исходя из общего плана художественного воспитания ученика. Работа ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Следует избегать формального выполнения заданий, пробуждать увлеченность и заинтересованность в непосредственном восприятии музыкального произведения, контролировать доступность материала в художественном и техническом отношении.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

Показателями успешности занятий детей в студии являются:

  • высокий уровень обученности;  
  • успешные выступления на отчетных концертах, конкурсах, фестивалях;
  • участие в творческих проектах, реализуемых в студии и учреждении.

Формы занятий

  • занятие-игра;
  • занятие-концерт;
  • занятие-беседа;
  • занятие-конкурс;
  • занятие-викторина.

Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений, выработки необходимых исполнительских и теоретических навыков. Обучение основано на педагогическом принципе «от простого к сложному».

Техническое оснащение занятий: аудитория для занятий, ударные инструменты, палочки для ударных инструментов разного вида, стулья, подставки (под ноги), пюпитр, фортепиано для аккомпанемента.

5. Список литературы

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

1. Буданков В., Вахутинский М., Петров В. «Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах», М. 1991г.;

2. «Хрестоматия игры на ксилофоне и малом барабане»;

3. Макаров С. «Пьесы для ударных инструментов «От простого к сложному», М. 2002г.;

4. Оркестровые партии и др.

Список литературы для педагогов:

1. Буданков В., Вахутинский М., Петров В. «Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах», М. 1991г.;

2. Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного 3. образования» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;

3. Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность», М. 2004г.;

4. Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2004 г.;

5. Лысенко Н.Т. «Методика обучения игре на домре», Киев, 1990г.;

6. Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен. 1988г.;

7. Мерзлякова С. «Фольклор - музыка - театр», М. 1999г.;

Л 1956г.

8. Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;

Интернет-ресурсы

Ноты:

Оркестры:

 


Приложение 1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2009

Общие правила поведения

Учащиеся обязаны:

  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога или концертмейстера;
  • учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
  • выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
  • в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители учащегося;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Обязанности педагога:

  • педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
  • педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
  • педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
  • педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
  • по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
  • с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
  • педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.  

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2008

Общие правила поведения

  • учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога или концертмейстера;
  • во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Правила поведения на улицах и дорогах города:

  • учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
  • в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
  • переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
  • при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
  • запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
  • запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.

Инструкция  по технике безопасности

для учащихся оркестровой студии «Гармония»

  • учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
  • в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
  • учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
  • запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
  • запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре.


Приложение 2

Аттестация учащихся

Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.

К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  
  • метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:

  • положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
  • мотивация к музыкальному творчеству;
  • повышение общей мотивации к учению.

Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:

  • разнообразие музыкальных интересов;
  •  формирование общего кругозора в предметной области;
  •  стремление к общению с музыкой;
  •  эмоциональный отклик на музыку;
  • сформированность первоначальных исполнительских навыков.

 

Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.

Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.


Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________

Предмет________________________________Педагог______________________________________

Название общеобразовательной программы

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения учащегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

2 балла – проявляется на среднем уровне (С);

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования          __________________________________/____________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр"

Курс обучения игре в оркестре русских народных инструментов "Гармония" для детей 2-4 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль"

Курс обучения игре в ансамбле для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония"....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 2-4 классов....