Дополнительная общеобразовательная программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль"
рабочая программа на тему

Миронова Екатерина Александровна

Программа для учащихся 5-9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list_k_programme.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon muzits.starsh._ork._ansambl_baz._ur.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музицирование

на русских народных инструментах.

Старший оркестр. Ансамбль»

(Оркестровая студия «Гармония»)

Направленность - художественная

Уровень – базовый

Возраст учащихся – 5-9 классы

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Мужичкова Наталья Ивановна,

Бармина Галина Ивановна,

Миронова Екатерина Александровна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Музицирование

на русских народных инструментах.

Старший оркестр. Ансамбль»

 (Оркестровая студия «Гармония»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ансамбль»

(Оркестровая студия «Гармония»)

Содержание

1. Пояснительная записка        

2. Учебно-тематический план        14

3. Содержание программы        15

4. Методическое обеспечение программы        17

5. Список литературы        22

6. Приложение 1                                                                                        25

7. Приложение 2                                                                                        30

8. Приложение 3                                                                                        36

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль» является модифицированной, базового уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Основой народного инструментального исполнительства является коллективность. «Что касается вопроса привлечения масс в самых широких размерах к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на народных инструментах» - говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев.

Исполнительство на русских народных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания. Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие (и воспроизведение) музыки. Интонация русской песни, напетой баяном, домрой, балалайкой, проникновенно звучащие в русском ансамбле, не могут не задеть сокровенных сторон человеческой души. В них заложена большая сила, которая помогает в деле воспитания, творческого развития, восприятия прекрасного юных музыкантов.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в ансамбле. При игре в ансамбле ребенок приобретает первые навыки игры в коллективе. Она стимулирует быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.

При совместном инструментальном исполнении произведения у детей вырабатывается чувство ощущения динамического ансамбля, динамической подвижности в мелодии и фразе.

Ансамбль - от французского ensemble (вместе) - означает совместное исполнение. Это наиболее общее понятие. Прежде всего, оно подразумевает наличие музыки, написанной для совместного исполнения. В соответствии с количеством исполнителей, ансамбль называется дуэтом (для двух исполнителей), трио или терцетом (для трех), квартетом (для четырех), квинтетом и т. д. Ансамбли могут быть вокальными или инструментальными. Последние всегда относятся к области камерной музыки, первые же, чаще всего, являются эпизодами оперного спектакля.

Нередко ансамблем называют объединение исполнителей на разных инструментах, певцов, танцоров. Таким образом, слово ансамбль означает еще и согласованность исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями.

В общей системе дополнительного музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальному, дополнительному инструменту, сольфеджио.  

В данной программе обучения широко используются межпредметные связи: знания, полученные на уроках сольфеджио, подготовительного оркестра, специального и дополнительного инструментов применяемые на занятиях по ансамблю, служат теоретической базой для освоения новых навыков и умений. Вместе с этим данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и педагоги в процессе обучения. Это повышение заинтересованности учащихся - детям нравится общаться и делать что-то вместе, формирование чувства коллективизма, ответственности.  

Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и способы его изучения. Домра, балалайка в некотором смысле ограниченные в плане диапазона инструменты, а на начальных этапах обучения многие учащиеся испытывают и чисто физические затруднения при исполнении двойных нот, аккордов. К тому же адаптация ученика к инструменту зачастую отнимает у произведения глубину и насыщенность. Переложение произведений для 2-3 инструментов делают их более легкими, доступными. Участники ансамбля получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно. Возрастают технические и творческие возможности, обогащается динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении.

Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему сценической скованности у учащихся. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением. Особенно это хорошо отрабатывается на начальном этапе, когда учащимся предлагаются партии в унисон или с небольшими различиями, а также партии с одинаковым ритмическим рисунком.

Занятие в ансамбле - это подготовка ученика к игре в оркестре. Опытный руководитель оркестра всегда ощущает разницу в общении с оркестрантами, имеющими опыт ансамблевой игры или не имеющими такового. Как правило, первые из них обладают определенной темповой и ритмической гибкостью, хорошо чувствуют свою роль в группе, быстро воспринимают пожелания дирижера.

Программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в творческом объединения во всех предметных областях, развития творческой инициативы детей, их музыкально-сценических способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся.

Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью обучения учащихся в оркестровой студии «Гармония». Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в творческом объединении. Занимаясь ансамблем, педагог использует и развивает базовые навыки, которые ученик получает на занятиях в классе специальности.

Отличительные особенности

Программа разработана для обучения учащихся в оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.

Программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального исполнительства и мышления у детей и подростков оркестровой студии «Гармония» через овладение первоначальными исполнительскими навыками игры в ансамбле различного состава (ансамбль домристов, ансамбль балалаечников, ансамбль аккордеонистов, ансамбль баянистов, ансамбли смешанного состава). 

Занятия в классе ансамбля целесообразнее начинать с дуэтов, что позволяет ученику концентрировать слуховое внимание только на двух партиях (своей и партнёра). Увеличение состава (трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет) будет зависеть от формирования не только игровых навыков, но и от умения ученика удерживать внимание и следить «на слух» за отдельными партиями и за общим звучанием произведения.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития учащегося.

Деятельность педагога в классе ансамбля базируется на следующих принципах:

  • доступность изучаемого репертуара;
  • внимательное отношение к личности ученика, побуждение его к творчеству;
  • предоставление возможности самовыражения, саморегуляции, инициативности;
  • всестороннее развитие учащегося учетом его индивидуальных особенностей.

Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют учащимся ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор учащихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

Ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию мелодического и гармонического слуха учащихся и активизировать творческое взаимодействие участников ансамбля, одновременно выявляя индивидуальные способности ребенка.

При работе над ансамблевыми произведениями у учащихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии.

В процессе работы в классе ансамбля учащийся имеет возможность:

  • применять на практике навыки игры на инструменте, приобретённые в классе по специальности;
  • развивать навык чтения с листа и умение ориентироваться в тексте;
  • вырабатывать метроритмическое ощущение при коллективном исполнении;
  • не только слышать и понимать музыкальное произведение в целом, но и учиться слышать отдельные партии, а также осмысленно исполнять свою партию, следуя замыслу композитора.

Цель: совершенствование базовых навыков игры в ансамбле и применение их в коллективном музицировании в составе старшего оркестра русских народных инструментов.

В процессе реализации программы «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль» перед учащимися возникает комплекс учебных и творческих задач:

  • приобретение первоначальных навыков ансамблевого исполнительства;
  • приобретение простейших навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
  • приобретение практики концертных и конкурсных выступлений;
  • приобретение комплекса навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

Ансамблевое исполнительство способствует:

  • активному развитию гармонического и мелодического слуха;
  • активизации творческого потенциала ученика;  
  • расширению кругозора ребенка в различных видах искусства;
  • приобретению навыков исполнительского поведения на сцене.

Настоящая программа позволяет решить следующие задачи

образовательные:

  • формирование первоначальных навыков коллективного творческого музицирования, основанных на ощущении внутридолевой пульсации;
  • формирование умения слышать звучание своей партии;
  • формирование умения слышать партию партнера;
  • формирование умения слышать звучание ансамбля в целом;
  • формирование умения читать с листа свою партию и ориентироваться в ней;
  • формирование умения играть синхронно, в одном темпе, постоянно ощущая общность движения;
  • формирование умения работать над единством художественного образа произведения в процессе совместного исполнения;

развивающие:

  • формирование умения играть в ансамбле; 
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
  • расширение музыкального кругозора учащихся;
  • развитие у  подростков музыкального вкуса и эрудиции, навыков сценического поведения и актерского мастерства;
  •  приобретение  учащимися  опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

воспитательные:

  • воспитание высокохудожественного музыкального вкуса;
  • воспитание творческой и учебной воли, желания добиваться поставленных целей, стремления преодолевать трудности;
  • воспитание стремления к самосовершенствованию;
  • воспитание патриотизма, любви к национальной культуре;
  • понимание и уважение культуры и традиций народов мира;
  • воспитание чёткого представления о нравственности;
  • воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности.

К специальным задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров.

Среди задач художественно-эмоционального развития - необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности.

 

Возраст учащихся: 5-9 классы

Срок реализации: 1 год

Формы и режим занятий:

форма занятий - мини-групповая. Ансамбль состоит из учащихся в количестве 2-15 человек. Продолжительность занятий: 1 час в неделю (45 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых), 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы).

Ожидаемые результаты

Учащийся базового уровня класса ансамбля должен иметь  основные, устойчивые навыки игры в коллективе. В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

К моменту окончания обучения по данной программе у учащихся должно выработаться чувство ответственности за качество освоения собственной партии, они должны достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

  • развитие интереса у учащихся к музыкальному искусству в целом;
  • реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;    
  • приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);
  • развитие навыка чтения нот с листа;
  • развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
  • знание репертуара для ансамбля;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива.

Требования к учащимся

  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:

  • массовое распространение у детей младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
  • неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
  • отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
  • перегрузки в общеобразовательной школе;
  • отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.

Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:

  • открытые занятия для родителей;
  • итоговые открытые занятия;
  • участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
  • участие в методических семинарах различного уровня;
  • тестирование;
  • беседа;
  •  участие в конкурсно -фестивальной деятельности различного уровня.

Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.

Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:

  • отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;
  • активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения
  • результативность участия в конкурсах и фестивалях.

В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях с исполнением 2-3 произведений программы. 

При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

  • «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
  • «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
  • «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Всего

(часов)

Теория

(часов)

Практика

(часов)

1. Введение в предмет.

Техника безопасности.

1

1

-

2. Организационно-подготовительный этап

2

1

1

3. Музыкально-теоретическая подготовка

6

3

3

4. Дирижёрский жест.

4

1

3

5. Инструментально-ансамблевая работа.

17

5

12

6. Итоговые занятия.

2

1

1

7. Социальная практика.

12

2

10

Итого:

44

14

30

3. Содержание программы

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, соблюдение правил гигиены и др.). Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой.

2. Организационно-подготовительный этап.

Теория: беседы об истории развития ансамблей русских народных инструментов, музыкальных инструментах, составах различных ансамблей, выбор репертуара, инструментовка, обсуждение особенностей инструментовки.

Практика: прослушивание аудиозаписей, анализ нотного текста, показ педагогом, просмотр видеозаписей

3. Музыкально-теоретическая подготовка.

Теория: установление межпредметных связей по основам музыкально-теоретических знаний

Практика: анализ исполняемого текста по схеме-название, темп, характер, размер, ключевые знаки, знаки альтерации, метро-ритм ,особенности нотной записи, анализ формы сочинения (двух, трёх частная формы, форма вариаций, рондо).

4. Дирижёрский жест.

Теория: изучение специальных приемов, используемых в дирижёрской практике для прекращения звучания («снятия»). Понятие «концертмейстер группы»

Практика: работа над совместным вступлением и окончанием произведения (фразы, грани формы), «ауфтактом».

5. Инструментально-ансамблевая работа.

Теория: изучение приёмов игры, звукоизвлечение, изучение музыкальных терминов, понятий, аппликатура, позиции, мелодия, интонация, фраза.

Практика: работа на ансамблевым звучанием коллектива (унисон, синхронность движений, ощущение единство метро-ритма и темпа произведения), выработка умений «слышать себя и партнёров», выработка навыков самостоятельно разучивать свою партию, читать с листа простейшие мелодии.

6. Итоговые занятия.

Теория: подбор программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.

Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на открытом прослушивании, концерте.

7. Социальная практика.

Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.

Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивалях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнение творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная практика с родителями учащихся.

4. Методическое обеспечение программы

Занятия ансамблем целесообразно начинать с первого года обучения. Младших школьников лучше всего объединять в ансамбли малой формы: дуэты, трио, квартеты, или в однородные ансамбли. Однако в зависимости от общей музыкальной подготовки ученика возможно включение его в ансамблевое музицирование и на базовом уровне.  

В оркестровой студии «Гармония» успешно практикуются ансамбли малой формы с аккомпанементом фортепиано: домра и фортепиано, балалайка и фортепиано, где партию фортепиано исполняют учащиеся студии. Такие ансамбли удачно показывают себя в конкурсах и для таких ансамблей легче подобрать репертуар, т.к. он может состоять из программных произведений по классу специального инструмента. 

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов так и из различных групп инструментов. Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться. Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования. При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля.

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных уровней обученности. В данном случае педагогу распределяет партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления. На базовом этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле. Педагог обращает внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог стремится к тематическому разнообразию, обращает внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.

Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений. В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.

Организация деятельности ансамбля – дело творческое. Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний педагога а также от умения общие положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.

На репетиции необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.

Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в ансамбле.

Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени учащихся. Поэтому очень важен темп репетиции, на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и четко сформулированных замечаний педагога определенным исполнителям.

Партия ансамблиста должна быть оформлена грамотно и аккуратно во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы, аппликатура должны быть проставлены в партии. Надо учитывать, что если у струнных звучат открытые струны, то звук гаснет не сразу, поэтому, расставляя аппликатуру, педагог поможет избежать нежелательных моментов наслаивания одной гармонии на другую. Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.

Выбирая репертуар для детского ансамбля, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, соблюдая дидактические принципы доступности. Недопустимо включение в репертуар произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные и технические) возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Работа участников ансамбля над такими произведениями становится препятствием для их музыкально развития и не дает положительных результатов. При выборе репертуара руководителю приходится не только опираться на учебные программы, свой вкус и желания, но учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню ансамблиста, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных концертах.

Важно, чтобы ансамбль имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.

Система обучения, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и знатоком души учащегося.

Условия реализации программы

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном, теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей выступлений учащихся, известных исполнителей и коллективов. Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием концертного инструментария. Инструменты должны быть зачехлены, что удобно для транспортировки на выездных концертах. Педагог может использовать ударные инструменты: треугольники, трещотки, ложки, металлофон, бубен и другие  ударные инструменты. Воспитывая в учащихся бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пультам, подставкам, нотной литературе и т.д.), нужно продумать о приспособлениях для содержания и хранения инструментов (на стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.), учитывая определенную степень влажности воздуха в помещении.

Материально-техническое обеспечение:

Для проведения занятий по классу ансамбля необходимо:

  • аудитория для занятий;
  • стулья, школьная доска, мел;
  • пюпитры;
  • музыкальные инструменты (наименования зависят от состава ансамбля);
  • папки для партий;
  • партитуры;
  • магнитофон для прослушивания записей;
  • фортепиано.

5. Список литературы

Список специальной литература по предмету:

  • Ансамбли струнных народных инструментов различных составов.
  • Инструментальные ансамбли для русских народных инструментов. Вып .1. М., 1972
  • Инструментальные ансамбли. М., 1978
  • Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973
  • Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М.,1973
  • Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.1. Составитель и редакция Лачинова А. и Розанова В. М., 1966
  • Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.2. Составитель Розанов В. М., 1966
  • тавители Потапова А., Донских В. С-П., 2002
  • Пьесы для ансамблей народных инструментов Составитель  Болдырев И. М.,1962
  • Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.2. Составитель Мурзин В. М., 1960
  • Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.3. Составитель Гнутов В. 1961
  • Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.4. Составитель  Сорокин М., 1963
  • Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.5. М.,1964
  • Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.7. М.,1967
  • Пьесы для ансамблей смешанного состава. Вып. 6. М., 1965
  • Пьесы для дуэта домр в сопровождении фортепиано. Составитель Польдяев В.М.. 2010
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. М., 1963
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. Смешанные ансамбли. М., 1966
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель Розанов В. М., 1977
  • Русский народный ансамбль. М., 1972
  • Сборник пьес. М., 1932
  • Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Л., 1960
  • Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.2. М., 1970
  • Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985
  • Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Блинов Ю. М., 1960
  • Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Иванов Н. М., 1961
  • Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Тонин А. М., 1962
  • Пьесы и песни для эстрадного ансамбля. Составитель  Марьин А.  М., 1962
  • Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М., 1973
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель Гаврилов Л.-М., 1975
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27. Составитель Розанов В.  М., 1975
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель Розанов В.  М., 1977
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 30. Составитель Гаврилов Л. М., 1978
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.31.Составитель Гаценко А. М., 1978
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.32. Составитель Розанов В. М., 1979
  • Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.33. Составитель Розанов В. М., 1981
  • Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960
  • Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.1. 1969
  • Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.5. 1974

Список методической литературы:

  • Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М., 1986
  • Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах М., 1984
  • Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 2005

 

 

Приложение 1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2009

Общие правила поведения

Учащиеся обязаны:

  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога;
  • учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
  • выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
  • в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители обучающегося;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Обязанности педагога:

  • педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
  • педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
  • педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
  • педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
  • по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
  • с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
  • педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.  

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2008

Общие правила поведения

  • учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
  • во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Правила поведения на улицах и дорогах города:

  • учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
  • в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
  • переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
  • при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
  • запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
  • запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.

Инструкция по технике безопасности

для учащихся оркестровой студии «Гармония»

  • учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
  • в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
  • учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
  • запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
  • запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
  • во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы учащемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку.

Приложение 2

Аттестация учащихся

Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.

К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  
  • метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:

  • положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
  • мотивация к музыкальному творчеству;
  • повышение общей мотивации к учению.

Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:

  • разнообразие музыкальных интересов;
  •  формирование общего кругозора в предметной области;
  •  стремление к общению с музыкой;
  •  эмоциональный отклик на музыку;
  • сформированность первоначальных исполнительских навыков.

При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

«высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;

«средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;

«низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.

Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Требования к выступлениям учащегося в течение года:

1 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся);

2 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).

Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).

Критерий отслеживания результатов:

  • уровень технического развития;
  • развитие памяти и внимания;
  • знания теории музыки;
  • степень овладения игры на аккордеоне;
  • развитие техники исполнения;
  • степень владение концертным репертуаром  оркестра;
  • ансамблевые навыки;
  • развитие слуха (мелодического и гармонического).

Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.

Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.


Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________ Возраст__________

Предмет_______________________Педагог________________________________________

Название общеобразовательной программы

_____________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения учащегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

2 балла – проявляется на среднем уровне (С);

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования _______________________/_________________/

Приложение 3

Репертуарные списки ансамблей домристов

Основной

Дуэт

  • Л.Бетховен. Прекрасный цветок // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. -  М., 1979.
  • С.Василенко. Соррентина // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. - М., 1973.
  • К.Вебер. Хор охотников //  Педагогический репертуар. Выпуск № 2. -  М., 1977.
  • М.Глинка.  Венецианская ночь // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. - М., 1973.
  • К.Глюк. Весёлый танец // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • А.Гретти. Песенка // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • А.Гречанинов. Весенним утром // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • Ивушка. Русская народная песня. Обр. А.Александрова // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
  • Как за речкою, да за Дарьею. Русская народная песня. Обр. Н.Римского-Корсакова // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
  • Я.Кепитис. Марш пионеров // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
  • Ц.Кюи. Торжественный марш // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • И.Лотка. Контрданс // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • М.Мусоргский. Поздно вечером сидела // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
  • Н.Римский-Корсаков. Колыбельная // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • Д.Салиман-Владимиров. Непрерывное движение // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. -  М., 1973.
  • Песня болгарских школьников // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
  • Б.Тобис. Колыбельная // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • Б.Тобис. Чеботуха // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • Ай все кумушки  домой // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
  • Посеяли девки лён. Русская народная песня // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
  • Как ходил, гулял Ванюша. Русская народная песня. Обр. И.Савинцева // Педагогический репертуар. Выпуск № 2.- М., 1977.

Трио

  • С.Майкапар. Маленькое рондо // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
  • С.Майкапар. Полька // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
  • А.Гедике. Весёлая песня // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2.- Л., «Музыка», 1982.
  • Ц.Кюи. Охотник и зайка // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
  • И.Гайдн. Танец // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
  • Д.Кабалевский. Ночью на реке // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
  • В.Савельев. Шуточка // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2.- Л., «Музыка», 1982.
  • И.С. Бах. Куранта // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.

     

Примерные программы выступления на отчётном концерте

Дуэт

  • Л.Бетховен. Прекрасный цветок.
  • Ай все кумушки домой – р.н.п.
  • К.Вебер. Хор охотников.
  • И.Лотка. Контрданс.
  • М.Глинка. Венецианская ночь.
  • Ц.Кюи. Торжественный марш.

Трио

  • Ц.Кюи. Охотник и зайка.
  • А.Гедике. Весёлая песня.
  • Д.Кабалевский. Ночью на реке.
  • В. Савельев. Шуточка.

Примерный репертуарный список

  • А я по лугу – пьеса для ансамбля РНИ Е. Дербенко.
  • Ах ты берёза – Русская народная песня.
  • Ах вы сени – Русская народная песня.
  • Вейся, вейся капустка – Русская народная песня.
  • Весёлая гармонь – пьеса для ансамбля по пьесе В.Сергач.
  • Выходила на берег Катюша – фантазия на темы военных песен для ансамбля.
  • Донские напевы – пьеса для ансамбля.
  • Заводной слонёнок – пьеса для ансамбля по пьесе В.Дмитриева.
  • Ивушка – пьеса для ансамбля по пьесе В.Гридина.
  • Казачья фантазия пьеса для ансамбля по пьесе Е. Дербенко.
  • Кадриль - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
  • Метелица - пьеса для ансамбля по пьесе В.Кузнецова.
  • На горе то, калина - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
  • На завалинке - пьеса для ансамбля.
  • На ярмарке – пьеса для народных духовых с ансамблем РНИ.
  • Русские переборы - пьеса для ансамбля.
  • Русский сувенир - пьеса для ансамбля по пьесе А.Петрова.
  • Степь да степь кругом - пьеса для ансамбля.
  • Смуглянка – пьеса для дуэта домр с ансамблем РНИ по пьесе   А.Новикова.
  • Хороводная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
  • Частушечные наигрыши - пьеса для ансамбля.
  • Шуточная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
  • Эх, дороги – фантазия на темы военных лет для ансамбля по пьесе А.Новикова.
  • Юмореска - пьеса для ансамбля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"

Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль"

Курс обучения игре в ансамбле для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония"....