рабочая программа внеурочной деятельности Веселая математика
рабочая программа (5 класс) на тему

Кухаева Светлана Николаевна

рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая математика", пояснительная записка, тематическое планирование, содержание

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ –

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С.ВОЗНЕСЕНКА МАРКСОВСКОГО РАЙОНА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Рассмотрено:

Руководитель ШМО

___________И.В.Никитина

«___»___________2014г

Согласовано:

Зам.директора по УВР

__________С.Н.Кухаева

«_____»___________2014г

Утверждаю:

Директор МОУ-ООШ с.Вознесенка

___________И.Б.Якубова

«_____»____________2014г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по интеллектуальному направлению

«Веселая математика»

5,6.8 классы

        

Составитель

Кухаева Светлана Николаевна

Рассмотрено

на педсовете

протокол №___

от «__»______2014г

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе :

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273 от 29.12.2012г)
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.2010 г. №1897;
  3. СанПиН, 2.4..2.2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,  утвержденными  постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189
  4. Учебного плана школы

         Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений , необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи занятия в математическом  объединении  предусматривают формирование у  учащихся  устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

       Решить эти задачи позволяет программа математического объединения «Веселая математика», рассчитанного на 35 часов (в неделю 1  час)

      Как известно, устойчивый интерес к математике начинает  формироваться в 11-13 лет. Но это не происходит само собой : для того, чтобы ученик в 5 или 6 классе начал всерьез заниматься математикой , необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

        Освоение содержания программы и способствуют интеллектуальному , творческому ,  эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности. Основу программы составляют  инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии. Программа  содержит в основном  традиционные темы  занимательной математики : арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий  таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное  число учащихся, а не только наиболее сильных. При отборе содержания  и структуирования  программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности , перспективности, развивающей  направленности, учета индивидуальных способностей , органического сочетания обучения  и воспитания,  практической направленности  и посильности.

       Программа обеспечивает достижение учащимися следующих    личностных, метапредметных предметных результатов.

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
  • Целостное восприятие окружающего мира;
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения , заинтересованность в приобретении  и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную  самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы  её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиям ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способствовать использованию знаково-символических средств представления информации для создания  моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информированных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения,  классификации по родовидным признакам, установления аналогий  и причинно-следственных связей, построения рассуждений , отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность  признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  излагать свое мнение  и аргументировать  свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения : умение договариваться о распределении функций и ролей  в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной  деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов  и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и  отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • Использование приобретенных математических  знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их  количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления  данных  в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия  с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять  и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические  фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных  навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. ЧИСЛОВЫЕ МНОЖЕСТВА.

Отгадывание одного или нескольких чисел, если каждое из них не превышает десяти. Отгадывание чисел, используя известные знаки действий, определенные цифры, количество цифр (Работа над вычислительными навыками и порядком действий).

Заполнение волшебного квадрата  по его началу.  Самостоятельное составление волшебного квадрата. Перевод числа из одной системы исчисления в другую и наоборот (Отработка навыка деления и умножения)

           2.РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ

                 Решение задач на внимательное прочтение текста, простые

                 логические задачи. Решение задач с конца.  Преобразование задач

                 в  более простые  и более сложные. Решение задач алгебраическим

                 методом. Оформление такого решения.  Сравнение

                 арифметического и алгебраического  методов решения задач.

            3.ЗАБАВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.

                  Составление  фигур с помощью спичек, используя свойства  

                  изученных фигур. Вычерчивание фигуры без отрыва от начала до

                  конца.  Умение разрезать данную фигуру на 2-3 других, используя

                  свойства изученных фигур. Различные способы изображения

                  объемных  тел на плоскости.  

             4.МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

                  Обобщение  знаний о свойствах сложения и вычитания, умножения

                  и деления. Использование свойств сложения и вычитания,

                 умножения и деления для рационализации их   выполнения.  

                 Построение с помощью чертежных инструментов различных фигур и

                 объемных тел на плоскости.  Решение задач разного уровня

                 трудности с использованием всех изученных действий.

Цели и задачи

Цель- создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического  мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  1. Пробуждение и развитие  устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
  2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
  3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
  4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
  5. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.
  6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  7. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися  и на этой основе более глубокое изучение  познавательных интересов и запросов школьников.

В основу составления программы математического объединения  положены следующие педагогические принципы:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • Доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • Личностно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • Подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их  применения;
  • Оптимальное сочетание форм деятельности;
  • Доступность

Требования  к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • Нестандартные методы решения  различных математических задач;
  • Логические приемы , применяемые при решении задач;
  • Историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • Рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • Систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад, ребусов;
  • Применять нестандартные методы при решении программных задач.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Анфимова Т.Б. «Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы» ИЗД. Москва-Илекса 2011г

2.Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Изд. Ростов-на Дону 2006г

3.Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Изд. «Взгляд» 2005г

4.Шарыгин.И.Ф,, Шевкин А.В.  Математика. Задачи на смекалку. Изд. М: Просвещение 2000г

        

Календарно-тематическое планирование

Темы занятий

Кол-во час

Дата по плану

Дата факт

1.

Не боги горшки обжигают

1

2.

Удивительный квадрат

1

3.

Рождение счета

1

4.

Поговорим о нуле

1

5.

В поисках самого большого числа

1

6.

Лист Мебиуса

1

7.

Задачи Карла Гаусса

1

8.

Игра «Волшебное число»

1

9.

Круги Эйлера

1

10.

Графы

1

11.

Решение логических задач

1

12.

Принцип Дирихле

1

13.

Задачи на переливание

1

14.

Симметрия

1

15.

Математический КВН

1

16.

Божественные числа

1

17.

Как научиться решать задачи

1

18.

Всяк на свой аршин мерит

1

19.

На все времена у всех народов

1

20.

Быстрый счет

1

21.

Обыкновенные дроби

1

22.

Среднее арифметическое, мода, размах

1

23.

Путешествие в страну Геометрия

1

24.

Введение в комбинаторику

1

25.

Факториал

1

26.

Теория вероятностей

1

27.

Случайные события и их вероятность

1

28.

Теория вероятности  вокруг нас

1

29.

Математическая викторина

1

30.

Игра «Поле чудес»

1

31.

Софизмы

1

32.

Числовые ребусы

1

33.

Криптограммы

1

34.

Десятичные дроби

1

35.

Игра «Слабое звено»

1

СПИСОК ЧЛЕНОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА»

Ф.И. учащегося

класс

1.

Иноятов Эдуард

5

2.

Родичкина Юлия

5

3.

Селиванова Наталья

5

4.

Чужова Анастасия

5

5.

Халина Валентина

5

6.

Шустова Диана

5

7.

Шумилова Наталия

5

8.

Мусакаева  Динара

6

9.

Рюмшина Анастасия

6

10.

Саруханов Эльчин

6

11.

Ардалионов Илья

8

12.

Мусакаев  Ерсаин

8

Руководитель     Кухаева  Светлана Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни" 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности. МАТЕМАТИКА. Теория графов для решения задач. 7 класс

Данная рабочая программа составлена для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 7 классов, интресующихся областями за рамками содержания учебного предмета на уроках в классе. Реализаци...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» , 34ч

Рабочая программа  внеурочной деятельности по математики предназначена для 9 класса...