Авторская адаптационная педагогическая разработка. Общеразвивающая программа «Твоя Вселенная»
рабочая программа на тему

Мышкина Ирина Дмитриевна

Программа факультатива  разработана на основе авторской программы факультативного курса «Твоя Вселенная» Е.П. Левитана, опубликованной в сборнике программ общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение», 2001 г.) .     Программа была рассчитана на 4 учебных года по 68 часов за учебный год (2 часа в неделю).

            Программа была скорректирована на 3 учебных года по 34 часа за учебный год ( 1 час в неделю). «Твоя Вселенная» - факультативный курс для обучающихся  2-4 классов, значительно дополняющий и углубляющий знания и представления детей о наблюдаемых явлениях и о мире небесных тел.

          Пропедевтическое астрономическое образование является одним из перспективных средств развития личности младших школьников. Курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvoya_vselennaya.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская адаптационная

педагогическая разработка.

Учебная программа факультатива

 «Твоя Вселенная»

Автор разработки:

 

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»   Тайшета

Мышкина Ирина Дмитриевна,

Методист, педагог дополнительного образования

Календарно – тематическое планирование

 факультативного курса «Твоя Вселенная».

Первый год обучения.

№ урока

Тема занятия

                            Раздел I. Каким ты видишь Солнышко   9 часов

Что изучает курс «Твоя Вселенная».

Что думали древние о Солнце.

Боги Солнца и праздники, посвященные Солнцу.

Далеко ли до Солнца?

 Как измерить и взвесить Солнце?

 Почему Солнце светит и греет?

 Путешествуем к Солнцу.

 Планеты Солнечной системы.

 Планеты Солнечной системы.

                            Раздел II.      Какое оно, твое Солнышко.          7 часов        

1

 Почему на Солнце пятна?

2

 Возраст нашего Солнца

3

 Вид Солнца. Астрологический знак Солнца.

4

 Элементарное представление о горизонте.

5

 Положение Солнца относительно выбранных предметов и горизонта.

6

 Можно ли проследить движение Солнца по небу?

7

 Что можно узнать о Солнце из отрывного календаря?

Раздел III.     Как Солнышко уже сейчас помогает людям, и чему его будешь учить ты.            7 часов

1

Первоначальное представление о Земле как небесном теле.

2

 На чём держится и почему не падает Земля?

3

 Народные приметы, связанные с видом Солнца.

4

 Определение времени по Солнцу.

5

 Определение  по Солнцу местонахождения.

6

Солнце помогает людям в сельском хозяйстве, в быту, в технике. В космосе.

7

 Солнечная энергия.

Раздел IV.  Солнце необходимо всему живому на Земле.  7 часов.

1

 Предосторожности при наблюдении Солнца.

2

 Солнце – источник радости.

3

 Солнце – необходимый источник тепла и света для всего живого.

4

 Солнечный удар.

5

 Полезный и вредный загар.

6

 Что было бы, если  бы Солнышко исчезло?

7

 Миф об Икаре. Можно ли долететь до Солнца и нужно ли это делать?

Раздел V. Обобщение.  4 часа.

1

 Понятие об астрономии как о науке, изучающей небесные тела.

2

 Как астрономы исследуют Солнце?

3

 Обобщение. Что узнали за год.

4

Заключительное занятие – экскурсия.

Календарно – тематическое планирование

факультативного курса «Твоя Вселенная».

Второй год обучения.

Тема занятия

Раздел I. Какой ты видишь Луну.   10 часов.

1

Вселенная.

2

 Планеты Солнечной системы.

3

 Луна – спутник Земли.

4

 Астрономический знак Луны.

5

 Мифы о Солнце и Луне.

6

 Вид Луны. Изменение вида Луны.

7

 Что можно сказать о Луне?

8

 Что видно на Луне невооруженным глазом?

9

 Можно ли ориентироваться по Луне?

10

 Народные приметы, связанные с видом Луны.

Раздел II. Какая она, твоя Луна.   8 часов.

1

 Мифы о природе Луны.

2

 Что больше: Луна или Солнце?

3

 Непривычный для нас вид Луны.

4

 Можно ли жить на Луне?

5

 Что было бы, если бы не было Луны?

6

 Сравнительные размеры Земли и Луны.

7

Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны?

8

Почему бывают затмения Солнца и Луны?

Раздел III. Космические полеты к Луне.  15 часов.

1

 Полёты к Луне – давняя мечта людей.

2

 Первые полёты в космос.

3

 Первые полёты на Луну.

4

 Кто такие -  К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин?

5

Кто такие -  К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин?

6

Как удалось увидеть обратную сторону Земли?

7

Как удалось увидеть обратную сторону Земли?

8

 Зачем нужны полёты на Луну?

9

 Зачем нужны полёты на Луну?

10

 Будут ли ещё люди летать на Луну?

11

 Будут ли ещё люди летать на Луну?

12

 Первые мягкие посадки на Луну.

13

 Зачем астронавты перед выходом на поверхность Луны надевали специальные скафандры?

14

Почему Луна не падает на Землю?

15

Что предстоит делать на Луне будущим космонавтам и астронавтам?

Раздел IV. Обобщение.  1 час.

1

КВН «Что я узнал из курса «Твоя Вселенная»?

Календарно – тематическое планирование

 факультативного курса «Твоя Вселенная».

Третий  год обучения.

Тема занятия

Раздел I. Звезды, которые всегда над тобой .  6 часов.

1

Красота и величие звёздного неба. Миф о Ночи, Луне, Заре и Солнце.

2

 Звёздное небо в произведениях поэтов и писателей, учёных и философов.

3

Понятие о созвездиях.

4

 Большая Медведица – одно из древнейших созвездий.

5

 Как найти Полярную звезду?

6

 Пословицы и поговорки о звёздах. Народные приметы, связанные со звёздами.

Раздел II. Звезды – далекие Солнца.   3 часа.

1

 Понятие о световом годе.  

2

 Размеры звёзд по сравнению с нашим Солнцем.

3

 Что такое Млечный Путь?

Раздел III. Что входит в семью Солнца.   4 часа.

1

 Общий обзор строения Солнечной системы.

2

 Основные особенности Солнечной системы.

3

 Как выглядят на небе планеты; сходство и отличие их вида.

4

 Когда была открыта планета Земля?

Раздел IV. Планеты и их спутники.  14 часов.

1

 Причины смены дня и ночи и времён года.

2

 Какие науки изучают поверхность Земли, её недра, водную и воздушную оболочку?

3

 Географический глобус и географические карты.

4

 Уникальность природы Земли, существующие в ней условия для жизни людей, животных и растений.

5

 Полёты в космос с целью исследования Земли.

6

 Земля и Луна – «двойная планета».

7

 Меркурий.

8

 Венера.

9

 Марс.

10

 Юпитер.

11

 Другие планеты – гиганты – Сатурн, Уран, Нептун.

12

 Уран и его спутники.

13

 Нептун и его спутники.

14

 Плутон – самая далёкая и самая маленькая планета Солнечной системы.

Раздел V. Астероиды – планеты – крошки.  1 час.

1

 Что означает слово «астероид»?

Раздел VI. Хвостатые светила – кометы.   2 часа.

1

 Что означает слово «комета»

2

 «Падающие звёзды» - метеоры.

Раздел VII. Астрономия и астрология.  3 часа.

1

 Когда и как зародилась астрономия?

2

 Что такое астрология?

3

 Понятие о гороскопах.

Раздел VIII. Обобщение.  1 час.

1

 Игра – викторина «Под своим созвездием».

Авторская адаптационная

педагогическая разработка.

Общеразвивающая  программа  

«Твоя Вселенная»

Автор разработки:

 

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»   Тайшета

Мышкина Ирина Дмитриевна,

Методист, педагог дополнительного образования

Структура программы

Программа является обучающей и содержит:

  • - пояснительную записку;
  • - цели курса;
  • - задачи курса;
  • - содержание курса;
  • - тематическое планирование;
  • - дидактические материалы для учителя и обучающихся;
  • - литературу.

Пояснительная записка.

Программа факультатива  разработана на основе авторской программы факультативного курса «Твоя Вселенная» Е.П. Левитана, опубликованной в сборнике программ общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение», 2001 г.) .     Программа была рассчитана на 4 учебных года по 68 часов за учебный год (2 часа в неделю).

            Программа была скорректирована на 3 учебных года по 34 часа за учебный год ( 1 час в неделю). «Твоя Вселенная» - факультативный курс для обучающихся  2-4 классов, значительно дополняющий и углубляющий знания и представления детей о наблюдаемых явлениях и о мире небесных тел.

          Пропедевтическое астрономическое образование является одним из перспективных средств развития личности младших школьников. Курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности.

          Цель курса: формирование осознанного отношения обучающихся к окружающему их миру небесных  тел, создание фундамента космического мышления.   Программа полностью реализует идеи стандарта. На занятиях,  предполагается   преимущественно самостоятельная работа  обучающихся под руководством учителя (рассматривание учебных таблиц, картин, фотографий небесных тел; рисование; игры — настольные и ролевые; моделирование и конструирование; обсуждение «почемучкиных» вопросов, результатов астрономических наблюдений, а также прочитанных сказок, детских книг по астрономии).

 Авторская программа Е.П. Левитана носит ориентировочный  характер, поэтому авторы посчитали возможным внести изменения.  Программа адаптирована для преподавания курса  в рамках 1 часа в неделю во втором, третьем, четвертом классах (102 часа).

  Сокращено количество часов по темам:

Первый год обучения.

Раздел

 Тема

Твоё Солнышко

Каким ты видишь Солнышко

Какое оно твоё Солнышко

Как Солнышко помогает людям,  и чему его будешь учить ты

Солнце необходимо всему живому на Земле

Обобщение.

Второй год обучения.

Раздел

 Тема

Твоя Луна

 

Какой ты видишь Луну

Какая она, твоя Луна

Космические полёты к Луне

Обобщение

Третий год обучения.

Раздел

 Тема

Звёздное небо над тобой

 

 Звёзды, которые всегда над тобой

 Звёзды – далёкие Солнца

Большая семья твоего Солнца

 

Что входит в семью Солнца

 Планеты и их спутники

Астероиды – планеты - крошки

Хвостатые светила – кометы

Астрономия и астрология

Обобщение

Исключены темы: «Созвездие нашего осеннего неба», «Созвездие нашего зимнего неба», «Созвездие нашего весеннего неба», «Подвижная карта звездного неба».

         Программа определяет содержание каждой темы, рекомендуемые демонстрации, исключительно важные в астрономии наблюдения и практические работы, моделирование и конструирование, опыты, экскурсии, тематику объяснительного чтения, задания детям на летний период, перечень «почемучкиных» вопросов (для бесед и дискуссий), примерные формы журналов наблюдений.

Рецензия

на программу факультативного курса

«Твоя Вселенная» для 2-4 классов

учителей 1-4 классов

 

 

Мышкиной Ирины Дмитриевны

Программа факультатива  разработана на основе авторской программы  Е.П. Левитана факультативного курса «Твоя Вселенная», опубликованной в сборнике программ общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение», 2001 г.)      

Цели и задачи факультативного курса: повысить интерес обучающихся к астрономии и космонавтике, способствовать формированию знаний о специфике некоторых областей профессиональной деятельности человека, возможностях по использованию в них информационных технологий.

      Факультативный курс  «Твоя Вселенная» углубляет знания и представления детей о наблюдениях небесных явлений и о мире небесных тел. Этот курс ориентирован на развитие мышления детей, их  воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Он вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формирует убежденность в необходимости заботиться о сохранении уникальности природы Земли.  Важно, что само название курса подчеркивает его личностную направленность, на это же делается акцент и в названии каждой темы: «Твое Солнышко», «Твоя Луна», «Звездное небо над  тобой» и «Большая семья твоего Солнца».

    Этот курс перспективен в плане эстетического воспитания, поскольку изучение  курса действительно открывает ребенку «мир красоты и красоту мира», дает простор радостному, эмоционально-образному воспитанию мира.  

    Содержание факультативного курса представлено в программе грамотно. Время,  требуемое на изучение всей программы, распределено  целесообразно.

     Программа соответствует всем требованиям, может быть рекомендована к реализации.

 

   Рецензию составил:   ______________   /  

                                                       

Рецензия

на программу факультативного курса

«Твоя Вселенная» для 2-4 классов

учителей 1-4 классов

 

Мышкиной Ирины Дмитриевны

Программа факультатива  разработана на основе авторской программы  Е.П. Левитана факультативного курса «Твоя Вселенная», опубликованной в сборнике программ общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение», 2001 г.)      

Цели и задачи факультативного курса: повысить интерес обучающихся к астрономии и космонавтике, способствовать формированию знаний о специфике некоторых областей профессиональной деятельности человека, возможностях по использованию в них информационных технологий.

      Факультативный курс  «Твоя Вселенная» углубляет знания и представления детей о наблюдениях небесных явлений и о мире небесных тел. Этот курс ориентирован на развитие мышления детей, их  воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Он вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формирует убежденность в необходимости заботиться о сохранении уникальности природы Земли.  Важно, что само название курса подчеркивает его личностную направленность, на это же делается акцент и в названии каждой темы: «Твое Солнышко», «Твоя Луна», «Звездное небо над  тобой» и «Большая семья твоего Солнца».

    Этот курс перспективен в плане эстетического воспитания, поскольку изучение  курса действительно открывает ребенку «мир красоты и красоту мира», дает простор радостному, эмоционально-образному воспитанию мира.  

    Содержание факультативного курса представлено в программе грамотно. Время,  требуемое на изучение всей программы, распределено  целесообразно.

     Программа соответствует всем требованиям, может быть рекомендована к реализации.

 

   Рецензию составил:   ______________   /  

 

Литература для учителя.

Борисенко Е.П., Пасецкий В.М.,  Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. -                                               М.: Мысль, 1988.

Воронцов – Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М.: Наука, 1976.

Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: Наука, 1986.

Карпенко Ю.А. Названия звездного неба. – М.: Наука, 1981.

Кун Н.А. Что рассказали греки и римляне о своих богах и героях. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1992.

Левитан Е.П. Основы обучения астрономии.-М.: Высшая школа, 1987.

Левитан Е.П. Астрономия: Учебник для XI класса средней школы.- М.: Просвещение, 1998.

Левитан Е.П. Астрономия в начальной школе // начальная школа. – 1996. - №2.

Научно-популярные журналы «Наука и жизнь», «Земля и Вселенная».

Рей Г. Звезды. – М.: Мир, 1996.

Хренов Л.С. Народные приметы и календарь.- М.: Агроромиздат,1991.

Щеглов П.В. Отраженные в небе мифы Земли. – М: Наука,1986.

Фесенко Б.И. Астрономический калейдоскоп: Вопросы и ответы.-М.: Просвещение, 1991.

Литература для обучающихся.

Горьков В,Л,., Авдеев Ю.Ф.,Космическая азбука.-Минск: Юнацтва,1989.

Гурштейн А.А. Люди и звезды. – М.: Малыш, 1980.

Кащенко В.Ю. Найди созвездие.-М.: Малыш,1974.

Клушанцев П.В. Станция Луна.- М.: дет. лит., 1974.

Клушанцев П.В. Дом на орбите. М.: дет. лит., 1975.

Кривин Ф.Д. Прабабушка наша Вселенная.- М.: дет. лит., 1975.

Левин Б.Ю., Радлова Л.Н. Астрономия в картинках.- М., 1988.

Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – 4-е изд. – Петрозаводск: Кругозор,1995.

Левитан Е.П. Сказочные приключения маленького астронома.  – М.: дет. лит., 1990.

Левитан Е.П. Звездные сказки (Моя первая книжка по астрономии).- М.: Линка-Пресс, 1994.

Левитан Е.П. Твоя Вселенная. – М.: Просвещение, 1994.

Человек и Вселенная: Атлас для детей / Текст А,А. Гурштейна. – М.: Комитет по геодезии и картографии РФ, 1992.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"

Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

авторская педагогическая разработка

Разработка для обучающихся 8-х классов "Графики улыбаются"...

Программа элективного курса "Твоя Вселенная"

Цель данного элективного курса – значительно дополнить и углубить знания и представления учащихся о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел. Многие школьники проявляют большой ин...

Сценарная разработка. Агитбригада "Твой выбор" ( День открытых дверей).

Сценарий агитбригады "Твой выбор" , который можно использовать на День открытых дверей колледжа....

Авторская методическая разработка."Технология разработки тестовых материалов для оценки качества географического образования".

В методической разработке приведены примеры заданий разных типов по географии: открытого типа (определение объекта по краткой характеристике, задания дополнения, задания свободного изложения) и закрыт...