Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".
рабочая программа (краеведение, 6 класс) по теме

Ксения Алексеевна Макаркина

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа написана для историко-краеведческого кружка «Юный краевед», работающим на базе музея МАОУ «Голышмановской СОШ № 2». Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011 – 2015 годы»  и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации   - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  Цели и задачи, поставленные в данных документах в школе в рамках учебной  деятельности выполнить очень не просто. В современных условиях патриотизм идентифицируется  на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Для успешного решения поставленных государством задач и была создана данная программа, в которой основной и ведущей идеей является патриотизм. Автор программы предлагает приблизить и сделать доступным прошлое нашего края через интересную  науку – краеведение. Практика показывает, что, изучая историю зарубежных стран, или историю России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест. Данная программа знакомит обучающихся с историей РП Голышманово и Тюменской области в разные исторические эпохи.

Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка; на взаимодействие педагога ДО с семьёй. При работе над программой автор познакомился со многими аналогичными проектами. Программа дает возможность получить навыки экскурсовода музея, узнать историю родного поселка.

Цель: познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в тюменской области с историей родного края.

Задачи:

  1. Овладеть системой знаний по истории тюменской области, способствовать развитию творческих способностей школьников, овладеть приёмами экскурсоводческой деятельности и ораторского искусства.
  2. Через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства патриотизма.
  3. Создать устойчивый  интерес к прошлому своего края, стремление к самостоятельному поиску краеведческого материала.  Программа написана для детей 12 – 15 лет.

Психологическая характеристика  возраста обучающихся.

Данный возраст является определяющим для становления человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор. В этот же период они  учатся принимать социальные нормы,  и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным. Думаю, что занятия в историко-краеведческом кружке «Юный краевед» разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.

Принципы обучения предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные. В организации работы кружка проявляется принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе. А при подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:

  1. Самоактуализации
  2. Индивидуальности
  3. Выбора
  4. Творчества и успеха
  5. Доверия и поддержки

Методы, приёмы и технологии.

На занятия отводится 60 часов в учебный год (2 часа в неделю). Для наиболее прочного усвоения программного материала автор программы считает уместным использование следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Репродуктивный
  3. Проблемного изложения
  4. Частично-поисковый
  5. Исследовательский
  6. Наглядный
  7. Контроля

Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и обработка материала для определенной темы). При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии:

  1. Личностно-ориентированное обучение
  2. Индивидуализация обучения
  3. Информационные
  4. Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования)
  5. Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, экскурсии).

Формы организации занятий

Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов  - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, проведение классных часов, контрольные зачеты, экскурсии.

Режим занятий:

На занятиях поочередно сменяют друг друга старшая и средняя группы обучающихся

Ожидаемые результаты

В ходе усвоения данной программы, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника:

  1. Знает фактический материал по истории школы, поселка, тюменской области, выступает на классных часах, работает с отдельными  экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.
  2. Свободно владеет фактическим материалом по истории  тюменской области, имеет прочные навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России.
  3. Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады, статьи, исследовательские работы.
  4. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность защищать Родину.

Формы подведения итогов реализации программы.

Текущий контроль

Итоговый контроль

Знания экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий, классных часов.

Участие в научно-практических конференциях школы, города.


                     Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

Названия разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

Дата проведения

1

Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения.

1

1

2.10.2014

2

«Природные условия нашего края в разные исторические эпохи».

2

2

3

Заселение Сибири.

9

9

3.1

Племена каменного и новокаменного века.

1

1

3.2

Верования древнейших жителей прииртышья.

1

1

3.3

Племена бронзового и железного века. Изменение в жизни сибирских племен.

1

1

3.4

Наш край в эпоху Великого  переселения народов.

1

1

3.5

Наш край в 6-10 вв.

1

1

3.6

Наш край в 10-15 вв.

1

1

3.7

Первое проникновение русских в Сибирь.

1

1

3.8

Освоение Сибири в новое и новейшее время.

         2

1

                1

4.1

Экскурсия в краеведческий музей

2

1

1

4.2

Познавательная экскурсия в областную библиотеку.

2

1

1

5

Школа, в которой я учусь

20

5.1

История школы № 2:   прошлое и   настоящее.

Работа с фондами, исследования учащихся.

        8

4

4

5.2

Экскурсия по краеведческому школьному музею

2

2

5.3

Музееведение. Изучение экспонатов музея.  Пополнение экспонатов и архивов.

6

6

5.4

Экскурсия в школьную библиотеку

2

1

1

5.5

Защита проекта « История школы, в которой я учусь»

2

        2

История моей семьи

10

10

7

Исследовательская деятельность (работа с экспонатами, фондами библиотек).

13

6

7

Итоговое занятие.

1

1

Всего

60 ч.

Список литературы:

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

2. Гончаренко А.А. Наш край. Природа. Народы. Первобытная история. Культура: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2001.

3.Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004

4. Сибирь в составе Российской Империи. – М.: Новое литературное обозрение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Географ-краевед"

Рабочая программа дополнительного образования по географии "Географ-краевед" расчитана на учащихся Владимирской области, Суздальского района. Возраст учащихся 10-16 лет. Программа расчитана на 2 года....

Рабочая программа кружка "Юный краевед"

Данная рабочая програма разработана для того, чтобы сформировать представление об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории села, района, о вкладе, который...

Рабочая программа кружка "Юные краеведы"

Рабочая программа используется в дополнительном образовании по истории как региональный компонент....

рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" для учащихся 5-6 классов

Программа историко-краеведческого кружка «Юный краевед» разработана и ориентирована на обучающихся 5 класса  МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ». Пр...

Рабочая программа Клуба юных краеведов любителей поэзии МАОУ Иволгинская СОШ

Рабочая программа  Историко-краеведческий музей имени Аф.А.Гаськова...

Рабочая программа ОДОД «Юный Краевед»

Рабочая программа ОДОД «Юный Краевед»...

Рабочая программа краеведческого кружка «Юный краевед» для обучающихся 5 класса

Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духов...