Проектирование в младших классах
статья на тему

Тадар-оол Людмила Ангыр-ооловна

в начальных классах ведется кружок по проектированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proekt_uchashchikhsya.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Мы начинаем проектировать

 C каждым днем изменяются представления о жизненных ценностях, о роли образования для будущего человечества. Сегодня основным смыслом и целью образования становится развитие личности. В настоящее время приоритетными  еще являются и такие цели, как самопознание, самоопределение  личности, формирование умения делать ответственный выбор. Для решения названных задач применяют различные подходы, технологии, методики, направленные на формирование умения самостоятельно добывать знания, мыслить и действовать.  Специалисты различных областей образования все чаще обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е. Паркхерст.

       Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты (Тимофеева Л.Л).

    Использование метода проектов в работе с младшими школьниками позволяет поддержать становление и развитие ряда качеств, как любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы.  В этот период формируется умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте  помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

   Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

   С 1 по 4 классы в нашей школе ведется кружок по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Учащиеся с помощью учителя и родителей стараются выполнять своих проектов.

  С учащимися начальных классов реализовали такие  проекты:  Куулар Роман (3кл) работал над проектом « Герои «Смурфиков»», где он сравнивал характеры героев мультфильма с характерами одноклассников. Монгуш-оол Элика работала над проектом « Кукла моей мечты», где продуктом проекта она представила свою куклу и костюмы, сшитые самой. Куулар Арыяа работала над проектом «Роза – цветок красоты», итогом работы представила альбом с рисунками роз.  Ортунай Сайдаш (2кл) занимался исследовательским проектом « Горы около села Кызыл-Арыг», исследовал близлежащие горы около села.  Информационным проектом занимались Комбу Кунчун-Николай (тема « Турция – страна туристов»), Кенден Начын ( « Таиланд»), где продуктом своих работ представили как виртуальная экскурсия. У этих учащихся  в работе над проектами оказали помощь родители.  Творческим проектом занималась Куулар Чаяна «Жизнь пчел», где на ватмане нарисовала  виды и жизнь пчел.  Куулар Аля занималась  проектом «Змеи», где в итоге она должна сделать воздушную змею, представила электронную презентацию.  Ховалыг Эртине представил проект «Домашние животные», где он ознакомил друзей с теми животными, которые есть у него, рассказал, как он ухаживает за ними, как помогает им. Дадар-оол Чайзат в своем проекте « Растения в названиях сел Тандинского кожууна» исследовала  происхождение названия сел Тандинского кожууна и пришла к выводу, что у 3х сел название связано с растениями. По этой теме она участвовала в кожуунной научно-практической конференции «Юные исследователи окружающей среды» и заняла 2 место в секции «Моя Малая Родина».

Проект « Растения в названиях сел Тандинского кожууна»

       Россия - великая держава. Она состоит из множества республик и городов. На необъятных просторах России живут представители 160 народов мира, из них более трети считаются коренным населением нашей страны (5). Среди этих народов особенное место занимает тувинский народ, населяющий Республику Туву. В России проживают около 250 тысяч тувинцев. Этот народ говорит на тувинском языке, имеющем несколько диалектов(5). Республика Тува расположена в центре Азиатского материка. Тува находится в горах Южной Сибири, в верховьях Енисея (4).

        Республика Тува разделена на кожууны. Особенно выделяется Тандинский кожуун. Одна из особенностей Тандинского кожууна - наличие высокогорной тайги. Как пишет М. Кенин-Лопсан: " Танды - цепь высоких гор, кратким названием этих великих вершин назван Тандинский кожуун. Высокую гору с лесами, птицами, зверями тувинцы называли Танды, то есть та вершина, которая первой встречает утреннюю зарю"(1). В Тандинском кожууне много сел. Каждое село имеет свою интересную, неповторимую историю. Даже географические названия сел имеют историю.

       Данная тема актуальна тем, что каждый человек должен знать историю своей малой Родины.  Географические названия относятся к числу важнейших памятников культуры. Созданные на разных языках, в разное время они отражают всю многовековую историю народа: природные условия его существования, материальную и духовную жизнь в их непрерывном развитии (3).В некоторых названиях сел преобладают названия растений. Поставили гипотезу: историческое название сел связано с растениями, растущими в данной местности.

Цель работы: изучить происхождения названия сел, связанных с растениями. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение литературы по данному вопросу.                                                                                                                                             2. Установление связи между названиями сел с растениями.

3. Изучение растений, входящих в названия  сел.

4.Ознакомление с наукой топонимикой.

Практическая значимость работы: исследование географических имен помогает глубже заглянуть в прошлое народа; установить связь народа с природой и помочь в охране окружающей среды. Данная работа основывалась на исследованиях Ондар Б. К " Топонимический словарь Тувы" и рассказах жителей сел.

        В последние десятилетия топонимика ( наука, исследующая происхождение, смысловое значение, структуру, грамматическое оформление географических названий) получила широкое распространение.Географические названия (топонимы) - определенная категория слов в лексической системе любого языка (3). Географические названия сел  в Тандинском кожууне имеют ряд особенностей: одни носят название на русском языке, другие на тувинском, и связаны с растениями, третьи - на тувинском языке, но не связаны с растениями. На русском языке названия у 4 сел - Успенка, Владимировка, Кочетово, Сосновка.  Названия  на тувинском языке и связанные с растениями у 3х сел: Кызыл-Арыг, Бай-Хаак, Хадын-Аксы. Названия у 4х сел на тувинском языке, но не связаны с растениями: Балгазын, Сой, Дурген, Межегей.

 1. Кызыл-Арыг. Село Кызыл-Арыг расположен  у подножия Восточного Танну – Уула.  По данным Ондар Б.  К, "Кызыл-Арыг"  происходит от слова кызыл- "красный, бурый, рыжий", арыг "пойменный лес"- по цвету растительности, то есть красный лес. Недалеко от села течет река Шуурмак.  По берегам этой реки росли ивы, лиственницы темно - красного цвета.                                

    По данным старожила Чамзы Хулер-оола Кыргысовича, недалеко от села есть лес с  красно-бурыми лиственницами, поэтому назван «красный лес».

Есть другое мнение по поводу происхождения названия села Кызыл-Арыг.  Учитель географии Ондар Надежда Каржен-ооловна  считает, что  «когда-то люди говорили, что в 1920годы  в лесу находились красные партизаны. Поэтому люди говорили «красные в лесу»

    Название села Кызыл-Арыг связано с такими растениями, как ива, лиственница. Ива, или верба – кустарники с темно-красной корой. Лиственница – это таежное дерево, холодостойкое растение.  Хвойное дерево, хвоинки мягкие, короткие.

  2. Бай-Хаак. Село Бай-Хаак расположен у подножия  Восточного Танну-Ола. По данным Ондар Б. К., " (старое название поселка - Верхне - Ниольское), бай " богатый, обильный; высокий, величавый; священный", хаак "Мелкий тальник; прут, лоза" По записям Н. Леонова: " Мы въехали в орошаемый клин Федоровского поселка.  Недаром тувинцы называют этот зеленый  клин - Байгаком (богатым кустарником), а речку, приносящую иловатую воду - Байсугом". Село Бай-Хаак связано с кустарниками – тальниками.

3. Хадын - Аксы.Хадын-Аксы происходит от слова:  хадын "береза", аксы - "усть".  К. Маспык-оол пишет: "Деревню окружает смешанный лес. На западе - пойменный лес, в котором преобладает береза". По данным жительницы села Усть –Хадын Монгуш Ч.Л.  в устье реки Хадын есть березовая роща. Также вблизи села находится озеро Хадын.

Береза – дерево красивое, высокое – до 20м. ствол с гладкой белой корой. Березы растут в лесах, парках, даже на болотах и образуют сплошные насаждения – березовые рощи (2).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Тувинцы всегда бережно относились к природным богатствам, особенно растениям, так как растения - это пища, лекарство.

   Дарами природы считалось  все, что можно собрать на земле, и то, что можно выкопать из земли, дары природы  использовались в пищу и в качестве лекарственных средств. ввиду разнообразия природы и флоры Тувы, растения обладали своеобразными качествами (2 ).Поэтому в тех местах, где они жили, тувинцы давали такие названия, которые связаны с окружающей средой. Названия Кызыл-Арыг, Бай-Хаак, Хадын-Аксы связаны с растениями, окружающие этих сел.                                                                                                                                                                            

        Тувинцы очень бережно относились к благам земли.  Особенно к растениям.  Ягоды собирались только вручную, не наступали на ягодные кусты, не пускали скот на ягодные места, детям запрещалось ходить по ягоды, пока они не созрели, принимали меры по предотвращению пожаров в тайге (1). Поэтому с детских лет у тувинцев сформированы почтительное отношение к растениям и тем местам, где они живут. Окружающую юрту горы, горы, холмы, урочища, степи, реки, озера были символом родной земли – торээн чер, малой родиной, ее сакральным центром, местом поклонений и жертвоприношений (4). В названиях сел скрыто уважительное отношение к природе. Почти все села на тувинском языке имеют какое-то отношение к окружающей среде.

     В экологической культуре тувинского этноса природа выступает в роли духовно-нравственной среды. Нельзя забывать об огромном значении природы, особенно степных экосистем, в жизни наших предков. Окружающая природа – это среда обитания, родовое наследие кочевников – скотоводов, создавших экологическую культуру в гармонии с окружающей средой. Кочевники к окружающей природе относились не только как к среде для жизни человека, но и как к среде обитания растений и животных, к среде, которая, к тому же, имела духовно – нравственное значение как место проживания их предков, освященное традициями и обычаями многих поколений (4). В результате работы было выяснено, что топонимика – интересная наука. Изучение этой науки  связано не только с изучением названий сел, рек, гор, но и историей всего народа.                                                                                                                                                                                                                                                                                          Использованная литература:

  1. Кенин-Лопсан М. Б., Традиционная культура тувинцев, Кызыл, 2006
  2. Козлова Т. А, Атлас. Растения леса, М, Дрофа, 2005
  3. Ондар Б.К, топонимический словарь Тувы, Кызыл, 2007
  4. Чистик Ж. К, Экологическая культура тувинского этноса, Кызыл, 2010
  5. Энциклопедия. Россия, М, 2012г

Информаторы:

  1. Ондар Н. К, учитель географии  МБОУ СОШ с. Кызыл-Арыг
  2. Чамзы Х.К, старожил села Кызыл-Арыг
  3. Монгуш Ч. Л, учитель русского языка МБОУ ООШ с. Усть-Хадын
  4. Ховалыг У.М, учитель биологии МБОУ СОШ с. Бай-Хаак

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» курса "Основы проектирования" в 10 классе

Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» разработан в рамках курса «Основы проектирования» в 10 классе, является первым уроком темы «Источники информации и способы работы с ними», направ...

Контрольная работа по теме "Основы художественного проектирования". Технология, 10 класс.

Контрольная работа по теме "Основы художественного проектирования"....

Рабочая программа элективного курса по информатике «Введение в автоматизированное проектирование», 10-11 класс

Составлена на основе учебного-методического комплекта для элективного курса «Введение в автоматизированное проектирование» автора  А. М. Шевцовой...

Проектирование_10-11 классы_Промежуточная

Критерии оценки проекта в рамках промежуточной аттестации для 10-11 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ" 10-11 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ" 10-11 КЛАСС...