кружок "Наш край"
рабочая программа (6 класс) на тему

Шульга Арина Владимировна

Программа и календарно-тематическое планирование кружка дополнительного образования "Наш край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_kray._kruzhok_poyaszapiska.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школаVIII вида № 56»

Приокского района города Нижнего Новгорода

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«НАШ КРАЙ»

Разработала:

учитель географии

Шульга Арина Владимировна

Образовательная программа дополнительного образования детей

«НАШ КРАЙ»

                                                                          Возраст обучающихся – 10-13 лет

                                                           Срок реализации – 2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа имеет эколого-биологическую, краеведческую  направленность.

         Программа кружка направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной элементарной  природоохранной деятельности своего района, города.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. Формирование подобных качеств у школьников особенно актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.

ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

- Создание условий для развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через познание и самоопределение себя в культуре малой родины;

- формирование бережного рационального отношения к окружающей среде, социуму родного края;

-  воспитание гражданско-патриотического отношения к своей малой родине и ее истории;

- создание  условий для развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в эколого- краеведческой деятельности.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни.
  2. Развивать элементарное стремление оздоровлять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека.
  3. Развивать элементарные умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся.
  4. Воспитывать экологическую культуру учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Развивать эмоциональную сферу и восприятие, сохранять у учащихся чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы.
  6. Сформировать уважительное отношение к объектам природы.

Актуальность программы состоит в том, что  настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Экологическая культура   это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Экологическая культура включает следующие основные компоненты:

 интерес к природе;

 знания о природе и ее охране;

 эстетические и нравственные чувства к природе;

 позитивная деятельность в природе;

 мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются:

 семья;

 детские дошкольные учреждения;

 школа;

 внешкольные воспитательные учреждения;

 средства массовой информации;

 самовоспитание.

В основе построения современных кружковых занятий с экологической направленностью должны лежать следующие целевые установки:

формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

 развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;

 обучение  школьников элементарным методам познания окружающего мира;

 воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании  школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно конкретизировать следующим образом: природа — типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края; хозяйство — местные промышленные предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы благоустройства; население — особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы; искусство — произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с природными сюжетами; история — происхождение обычаев и традиций отношения к природе; происхождение названий населенных пунктов и других географических объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школьников в крае.

Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения может быть значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной школы, обеспечит комплексный подход в деле.

Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности, несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы т.п.

Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при выделении отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. Осознание специфики каждого деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.

Внеклассная работа  определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе  интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры  школьников с ограниченными возможностями здоровья  является ведущим.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Проблемы экологического воспитания  школьников является актуальной и достаточно в научной и методической литературе.  

Кружковая работа по формированию экономической культуры мшкольников не находит широкого применения в практике работы школы.

Уровень экологической культуры  школьников с ограниченными возможностями невысокий.

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

При составлении программы кружковой работы основное внимание уделено  четырем основным направлениям работы:

 познавательному;

 познавательно-развлекательному;

 практическому;

 исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся с ограниченными возможностями здоровья  с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники,  устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Наш край»)   охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса,  подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на школьников 4-6 классов. Оптимальное количество детей в группе 5-7человек.

В работе кружка рассчитано использование работы с экологической литературой, электронными средствами информации (Интернет), экскурсий, практической работы в классе, на природе.

Результаты работы кружка могут быть оформлены в  виде рисунков, газет, презентаций.

Программа кружка «Наш край» рассчитана на 1 час в неделю.

Материально-техническое обеспечение

  • учебный класс с  большим  количеством  пособий, моделей;
  • мультимедийный  комплекс;
  • плакаты краеведческой, биологической и  экологической  тематики;
  • коллекция  минералов и полезных ископаемых;
  • гербарий.

Методическое обеспечение

  • библиотечка литературы (географической, биологической, экологической, краеведческой, методической), необходимой для работы и проведения занятий;
  • коллекция  видео-, кинофильмов;
  • компьютерные  презентации  эколого-биологической, краеведческой   тематики;
  • электронная  библиотека.

Кадровое обеспечение

Занятия   кружка «Наш край» организует учитель  географии. Во  время выездных  занятий  привлекаются сотрудники  музеев. Все организационные вопросы решаются на уровне директора школы и заместителя директора по воспитательной работе. 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Раздел 1. Введение.(2 часа)

 Знакомство учащихcя с педагогом, ГДО и программой занятий (презентация). Анкетирование учащихся.

Раздел 2. Мир вокруг нас. (7 часов)

 Знакомство учащихся с миром природы, который нас окружает. Правила поведения в природе. Охрана окружающей среды. Экологические тропы Приокского района.

Раздел 3. Осень в нашем крае.(9 часов)

 Изучение  особенностей природы Нижегородской области в осенний период. Перелетные птицы, их охрана. Фенологические наблюдения за осенними явлениями. Сбор корма для птиц. Составление осеннего букета.

Раздел 4. Вода на Земле. (8 часов)

 Знакомство учащихся с проблемами охраны воды на нашей планете. Чистая вода и здоровье человека. Обитатели водных глубин  нашей планеты.  Знакомство с реками и озерами Нижегородской области.

Раздел 5. Зима в Нижегородской области. (8часов)

 Изучение особенностей природы в зимнее время года. Правила поведения  в зимнее время года. Фенологические наблюдения за явлениями природы.  Снег и его значение. Защитные свойства снега.

Раздел 6. Итоговые мероприятия. (2 часа)

Заключительная викторина для повторения и закрепления изученного материала.

 Выступления педагога и учащихся по результатам работы. Обсуждение заданий на лето.

Второй год обучения

Раздел 1. Введение.(2 часа)

 Представление и обсуждение результатов выполнения летних заданий и планов ГДО на учебный год. Обмен впечатлениями от обучения в ГДО. Анкетирование. Консультация для принятия учащимися решения по поводу индивидуального плана дальнейшей работы.

Раздел 2. Растительный мир. (7 часов)

 Изучение  основных представителей растительного мира нашей планеты. Удивительные представители растительного мира Земли. Лиственные хвойные растения зимой.  Растительный мир Нижегородской области. Комнатные растения. Охраняемые растения.

Раздел 3. Животный мир.(7 часов)

         Разнообразие животного мира нашей планеты. Животный мир Нижегородской области. Охраняемые животные нашего края. Фенологические наблюдения за природой. Знакомство с отдельными представителями животного мира - экскурсия в зоопарк. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Раздел  4. Весна в нашем крае. (4 часов)

Особенности природы в весенний период. Первоцветы, определение растений по листу. Возвращение пернатых друзей. Очистка Мызинской дубравы от сушняка.

Раздел 5. Мир насекомых.  (4 часов)

Знакомство учащихся с насекомыми нашей планеты. Охрана насекомых. Фенологические наблюдения. Пестрый мир насекомых.

Раздел 6. Охраняемые растения  и животные Нижегородской области.(43часа)

Охраняемые растения нашего края. Лекарственные растения, их значение и применение. Озеленение школьной территории.

Раздел 7. Охраняемые природные территории Нижегородской области. (6 часа)

Типы охраняемых природных территорий в России и Нижегородской области. Памятники природы. Мызинская дубрава. Проект «Мызинская дубрава».

Раздел 8. Итоговые мероприятия. (2 часа)

 Заключительная викторина для повторения и закрепления изученного материала.

 Выступления педагога и учащихся по результатам работы. Обсуждение заданий на лето.

Календарно-тематическое планирование первого года обучения

Раздел 1. Введение.(2 часа)

1.        Вводное занятие.

2.        Правила поведения на занятиях кружка «Наш край». 

Раздел 2. Мир вокруг нас. (7 часов)

3.        Беседа «Мир вокруг нас»

4.        Правила поведения в природе.

5.        Просмотр фильма «Родные просторы».

6.        «Моё дерево».

7.        Конкурс рисунков «Давайте сохраним планету».

8.        Путешествие по экологической тропе.

9.        Путешествие по экологической тропе.

Раздел 3. Осень в нашем крае.(9 часов)

10.        «Золотая волшебница осень»

11.        Перелетные птицы и их охрана.

12.        Презентация «Осень»

13.        Конкурс «Осенний букет».

14.        Фенологические наблюдения за явлениями природы.

15.        «Большие дела малых рук!

16.        Сбор кома для птиц.

17.        Фенологические  наблюдения.

18.        Экскурсия «Удивительное рядом».

Раздел 4. Вода на Земле. (9 часов)

19.        Путешествие за капелькой воды

20.        Презентация «Реки Нижегородской области»

21.        Просмотр фильма «Обитатели  рек и морей»

22.        «В гостях у жителей подводного царства».

23.        Конкурс рисунков «Реки родного края».

24.        «Волшебная вода»

25.        Конкурс рисунков.

26.        Экскурсия в парк «Швейцария» на берег реки Оки.

27.    Охрана водоёмов в Нижегородской области.

Раздел 5. Зима в Нижегородской области. (4часов)        

28.        Правила поведения в зимнее время.

29.     «Здравствуй гостья – зима»        

30.        Просмотр фильма «Зима».

Раздел 6. Весна в Нижегородской области. (4 часа)

31. Первоцветы. Узнай растение по листу.

32. Просмотр фильма «Весна пришла».

33. Встреча пернатых друзей.

34. Конкурс рисунков «Весна».

Раздел 7. Итоговые мероприятия. (2 часа)

35. Заключительная викторина для повторения и закрепления изу-

ченного материала.

36.         Выступления педагога и учащихся по результатам работы. Пре-

 зентация по итогам работы. Обсуждение заданий на лето.

Резервное время – 2 часа.

Календарно-тематическое планирование второго года обучения.

Раздел 1. Введение.(2 часа)

  1. Вводное занятие.
  2. Правила поведения на занятиях кружка «Наш край».

Раздел 2. Растительный мир. (8 часов)

3.        Лиственные и хвойные растения зимой.

4.        Презентация «Леса Нижегородского края».

5.        Викторина «Что растет в моём краю?»

6.        Просмотр фильма «Удивительные растения планеты».

7.        Конкурс рисунков «Цветы на окне».(2 часа)

8.        Уход за комнатными растениями.

9.      Презентация «Друзья леса»

Раздел 3. Животный мир.(8 часов)

10.        Охраняемые животные Нижегородской области.

11.        Просмотр фильма  «Птицы нашей планеты».

12.         Презентация «Удивительные животные нашей планеты».

13.        Изготовление и развешивание кормушек.

14.        Конкурс рисунков «Мой друг».

15.        Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?

Раздел 4. Мир насекомых.  (4 часов)

16. « Что мы знаем о насекомых и их охране»

17.        Просмотр фильма «

18.        «Пестрый мир насекомых».

19.        Чтение и обсуждение статей о природе.

Раздел 5. Охраняемые растения  и животные Нижегородской обла-  

сти.(3 часа)

20.        Викторина «Охраняемые растения Нижегородской области».

21.        «Путешествия по лесным тропинкам».

22.        Презентация «Удивительные растения и животные нашей планет-  

         ты» 

Раздел  6. Весна в нашем крае. (6 часов)

23.        Первоцветы. Узнай растение по листу.

24.        Просмотр фильма «Весна пришла».

25.        Встреча пернатых друзей.

26.        Очистка Мызинской дубравы от сушняка.

27.        Конкурс рисунков «Весна».

28.        Очистка Мызинской дубравы от сушняка.

Раздел 7. Охраняемые природные территории Нижегородской об-

 ласти. (6 часа)

29. Типы охраняемых природных территорий в России и Нижегородской области.

30. Памятники природы Нижегородской области.

31.  Памятники природы Нижнего Новгорода.

32. Памятники природы Приокского района.

33. Памятники природы. «Мызинская дубрава».

34. Памятник природы «Мызинская дубрава».

Раздел 8. Итоговые мероприятия. (2 часа)

35.         Заключительная викторина для повторения и закрепления изу

          ченного материала.

36.         Выступления педагога и учащихся по результатам работы. Пре

          зентация по итогам работы. Обсуждение заданий на лето.

Резервное время – 2 часа.

Литература:

  1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. «Окружающая  среда  Санкт – Петербурга».
  2. Алексеев Б.Д. Гиганты и карлики растительного мира. М.: Агропромиздат, 1997.
  3. Ален Р.Д.  «Наука о жизни»
  4. Баранов В.Д., Устименко  Г.В. «Мир  культурных  растений».
  5. Балбышев И.Н. Из жизни леса. Л.:Лениздат, 1997.
  6. Баканина Ф.М., Лукина Е.В., Насонова Н.И., Селивановская Т.П., Смирнова А.Д., Заповедные места Нижегородской области. Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.
  7. Васильев  М.В. «Растения  и  человек».
  8. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. М.: Педагогика, 2000.
  9. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.-М.:Школа-Пресс, 1994.
  10. Головкин Б.Н.  «Рассказы  о  растениях- переселенцах».
  11. Гаврикова А.А. Загадки о неживой природе. Начальная школа. 1995, № 2.
  12. Еник Я. «Иллюстрированная  энциклопедия  лесов»
  13. Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. «Окружающая  среда  Санкт –Петербурга» (серия  занятий)
  14. Колдитц  Г. «Рекорды  животных».
  15. Лимаренко А.Ю., Палеева Т.В.  «Атлас  комнатных  растений».
  16. Махлин М.Д. «Занимательный  аквариум».
  17. Современные экологические проблемы и их изучение в школе: Учеб пособие.- Н.Новгород; НГПИ им. М.Горького,1993.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»

Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»  Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Квест "Край мой! Край чудесный!". Задания на станциях.

Мероприятие было посвящено природе, географии, известным людям Красноярского края, его геральдике. Проведение квестов всегда вызывает интерес у обучающихся. такую форму проведения мероприятий очень хо...

урок по литературе "Край,ты мой,родимый край!"

Интегрированный урок по литературе для 5 класса с применением ИКТ(презентация)...

Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)

В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....

Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...