Методическая разработка "Авторская кукла"
методическая разработка на тему

Худякова Мария Владимировна

Авторская художественная кукла – жанр искусства, который появился в XX веке на фоне победоносно шагающих серийных игрушек. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры.

Сегодня — это целостный образ со своей историей, продуманный и воплощенный художником до тончайших деталей костюма и куклы в целом. Художник вкладывает в свое детище максимум талантов — здесь он и скульптор, и художник, модельер, парикмахер, и режиссер, тщательно вырисовывающий характер и судьбу будущего персонажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_kukla.docx378.78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное казенное учреждение Управление образования

Кировградского городского округа

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Методическая разработка занятий

 по теме:

«Авторская кукла»  

Разработал: педагог дополнительного образования

Худякова М.В.

г. Кировград

2014 год

Авторская художественная кукла.

Авторская художественная кукла – жанр искусства, который появился в XX веке на фоне победоносно шагающих серийных игрушек. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры.

Сегодня — это целостный образ со своей историей, продуманный и воплощенный художником до тончайших деталей костюма и куклы в целом. Художник вкладывает в свое детище максимум талантов — здесь он и скульптор, и художник, модельер, парикмахер, и режиссер, тщательно вырисовывающий характер и судьбу будущего персонажа.

Искусство авторской куклы приобретает популярность в России с каждым годом.

Занятия к учебно-тематическому плану.

№ п/п

Название

Количество часов

Теория

Практика

Общее

1

История авторской куклы. Выбор темы.        

1

2

3

2

Введение в практическую деятельность – лепка простой куклы из пластилина по технологии куклы из пластики.

1

5

6

3

Начало работы, образ будущей куклы. Каркас тела куклы. Пластика головы

1

2

3

4

Работа над пластикой рук и ног

1

2

3

5

Формирование туловища из ваты или других материалов.

1

5

6

6

Роспись лица. Создание причёски.

1

2

3

7

Изготовление одежды для куклы.

2

6

9

8

 Декорирование. Подставка для куклы.

1

2

3

Итого

11

25

36

№ 1. Тема: «История авторской куклы».

Цель : Познакомить детей с историей куклы, ее происхождении, применении.

Задачи занятия:

1)Научить ребят воспринимать куклу не только как игрушку, но и как произведение искусства с глубокой историей.

2) Развить у обучающихся интерес к искусству.

3)Воспитать мотивацию к учебной деятельности.

Материалы: Проектор, презентация. Цветные карандаш, ластик, формат А4.

Структура занятия:

1        Организационный момент        3 мин.        

2.        Проверка знаний обучающихся.        3 мин.        

3.        Сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация учебной деятельности.        4 мин.        

4.        Изложение нового материала.        30 мин.        

5.        Практическая часть.        70 мин.

6.        Подведение итогов урока.        10 мин.        

Ход занятия:        

1.Орг.момент.         Приветствие, проверка готовности класса к занятию,  проверка отсутствующих.

2. Проверка знаний обучающихся.        Вопросы группе:        Что вы знаете о кукле? Из каких материалов могут изготовляться куклы? Как вы думаете, зачем нужны куклы?

3.Сообщение темы, цели и задачи урока.        

Цель: Познакомить детей с историей куклы, ее происхождении, применении.

Задачиурока:

1)Научить учеников воспринимать куклу не только как игрушку, но и как произведение искусства с глубокой историей.

2) Развить у обучающихся интерес к искусству.

3)Воспитать мотивацию к учебной деятельности.

4.Изложение нового материала.        

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

 Единственный экземпляр первой художественной авторской куклы появился на свет в 1881 году на территории Франции. Художник Эдгар Дег, вдохнул жизнь в восковую фигурку одетую в настоящее платье из ткани. Это была маленькая танцовщица - «Petite Danseuse».

Со временем, в XVI-XVII веках, популярными стали фарфоровые куклы, которые изготавливались в Германии и Англии. И получили они популярность не игрушки, а антикварной ценности. Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Во Франции стали создавать прекрасных пандор. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды.

Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.    Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон. Автомат Вокансона "Игрок на флейте" - кукла, размером с человека, умеющая исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека.

В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. У производителей современных кукол главенствующая задача - приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы». Современная тенденция - очеловечивание «малыша для малыша». Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Появились куклы «Барби» (гламурная девушка), «Братц» (непропорциональный подросток с утрированными чертами лица), «Expression dolls» (неофициальное их название - «страшные куклы») и другие. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.

 И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры.

Сегодня — это целостный образ со своей историей, продуманный и воплощенный художником до тончайших деталей костюма и куклы в целом. Она дарит настроение, силу, энергию и наслаждение, потому что живет душой мастера. Художник вкладывает в свое детище максимум талантов — здесь он и скульптор, и художник, модельер, парикмахер, и режиссер, тщательно вырисовывающий характер и судьбу будущего персонажа.

Кроме материала, из которого оживает будущая красота, также избирается и стиль ее появления на свет — скульптура, художественная роспись, изготовление одежды, навыки работы с деревом, металлом, шерстью и другими материалами.

Искусство авторской куклы приобретает популярность в России с каждым годом. Важную роль в развитии этого искусства играют крупные тематические выставки, ярмарки и фестивали.

К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Как правило, они фигуративны. Такие работы - плод экспериментов художника, поиска новых приемов, новых фактур, сочетания стилей.

Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие.

5.        Практическая часть. Выбор темы, рисование эскиза будущей куклы.        70 мин.

6.        Подведение итогов урока.        10 мин.

№ 2. Тема: Введение в практическую деятельность – лепка простой куклы из пластилина по технологии куклы из пластики. (2 занятия)

Цель: познакомить детей с технологией изготовления кукол из пластики.

Задачи:

  1. Научить лепить части тела человека, познакомить с понятием пропорции частей тела.
  2. Развивать у обучающихся глазомер, формировать навыки ручного труда, творческие способности;
  3. Воспитывать аккуратность.

Материалы и инструменты:

  • Пластилин, стека, клеенка.
  • готовые модели частей тела;

Структура занятия:

  1. Организационный момент. 5 мин.
  2. Беседа.  35 мин.
  3. Практическая работа. Изготовление частей тела. 190 мин.
  4. Подведение итогов занятия. 10 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка посещаемости и готовности к занятию.

  1. Беседа: «Технология изготовления куклы»

Выбор материала: Если говорить о современных пластиках, то их существует множество. Они делятся на два вида, отвердеваемые на воздухе (paperclay, sculpt dry, darwi, aero, keraplast) и те, которые требуют запекания в печи или обычной духовке (fimo, cernit). Для изготовления куклы решено была использовать самозатвердевающий пластик keraplast (керамическая масса), он дешевле чем запекаемые пластики, на в работе не отличается от работы с глиной, хотя более прочный при затвердевании.

Можно использовать различные обрезки ткани. Это поможет сэкономить на материале.

Итак, для создания куклы нужно:

  1. Керамическа масса – 1 уп.
  2. Проволока – 1м.
  3. Лоскутки ткани 50х50 см.
  4. Нитки – 1 мот.
  5. Клей момент – 1 тюбик.
  6. Синтепон – 200 гр.
  7. Акрилавая краска – 1 набор.
  8. Атласная лента (ш. 0,5 см) – 0,5 м.
  9. Шерсть (мех) – 30 гр.
  10.  Пайетки, бусинки для декора.
  11.  Гипс – 100 гр.
  12.  Палочка для шарика.

Из проволоки выполняется основа. Голова куклы, руки и ноги изготавливается отдельно, и насаживаются на основу. Потом можно сшить тело куклы, одежду и обувь, декорировать ее. Из гипса и палочки для шарика изготавливается подставка для куклы.

   Пропорции человеческого тела

Единица измерения человеческого тела – это голова. В западном искусстве, у мужчин обычно 8 голов в высоту, а у женщин немного меньше, 7,5 голов. В действительности строение человека, как правило, ближе к 7 головам, не говоря уже о других типах строения, ведь пропорции могут быть самыми разными.

Тем не менее, 8-головая модель (показана на рисунке) очень полезна для новичков, потому что она позволяет легко запомнить основные части:

1. Голова

2. Соски

3. Пупок и локти

4. Промежности и запястья

5. Пальцы и бедра

6. Нижняя часть коленных чашек

7. Нижняя часть икроножных мышц

8. Подошвы ног.

Небольшое напоминание

Уровень колена равен уровню локтя, а уровень пальцев равен уровню пятки.

От плеча до ягодиц. Плечо на одном уровне с коленом, пальцы начинаются от уровня ягодицы.

На каблуках никогда не выступают за линию ягодиц.

Ладонь руки дотягивается до плеча.

Когда рука согнута, размер ладони помещается от запястья до сгиба руки.

Когда рука вытянута, размер стопы помещается от запястья до локтя.

Пропорции руки и ноги относительно мужского и женского лица

1. Мужское лицо

Ступня и ладонь занимают большую часть лица.

2. Женское лицо

Обратите внимание, что ступня и ладонь занимают меньшую часть лица.

На нижнем рисунке (рисунок с головой) все измерения будут равны расстоянию от конца большого пальца до конца указательного (рисунок с рукой).

1. ухо

2. зрачок к зрачку

3. внутренний угол глаза к внешнему углу

4. линия волос

5. брови

6. нос

7. подбородок

Более подробно, как изготавливать части тела куклы педагог рассказывает в процессе работы.

  1. Практическая работа. Изготовление частей тела человека.
  2.  Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов, уборка кабинета.

№ 3. Тема: Начало работы, образ будущей куклы. Каркас тела куклы. Пластика головы.

Цель: познакомить детей с технологией изготовления кукол из пластики.

Задачи:

  1. Научить лепить части тела человека, познакомить с пропорции частей лица.
  2. Развивать у обучающихся глазомер, формировать навыки ручного труда, творческие способности;
  3. Воспитывать аккуратность.

Материалы и инструменты:

  • Пластик, стека, клеенка.
  • готовые модели частей тела;

Структура занятия:

  1. Организационный момент. 5 мин.
  2. Беседа.  25 мин.
  3. Практическая работа. Изготовление головы. 80 мин.
  4. Подведение итогов занятия. 10 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к занятию.

  1. Беседа: этапы изготовления головы.

Из проволоки сделать каркас.

Плоскогубцы, кусачки.

Слепить голову и шею, проверить пропорции.

Керамическая масса.

Вдавить пальчиками места глазных впадин, выделить лоб (примерно треть лица).

Керамическая масса.

Сформировать нос (занимает примерно треть лица)

Керамическая масса.

С помощью палочки или стеки нарисовать глаза (расстояние между глаз равно длине глаза), загладить края, формируя веки.

Керамическая масса.

Сформировать губы (уголки губ доходят по осевым линиям до середины глаз)

Керамическая масса.

Слепить уши (длина равна длине носа) прилепить к голове

Керамическая масса.

Пригладить все неровности и трещинки водой.

Керамическая масса, вода.

Готовую голову насадить на каркас из проволоки.

Керамическая масса, каркас.

Пропорции лица:

  1. Практическая работа. Изготовление каркаса куклы и лепка головы.
  2.  Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов, уборка кабинета.

№ 4. Тема: Работа над пластикой рук и ног.

 Цель: познакомить детей с технологией изготовления кукол из пластики.

Задачи:

  1. Научить лепить части тела человека, познакомить с пропорции частей тела и лица.
  2. Развивать у обучающихся глазомер, формировать навыки ручного труда, творческие способности;
  3. Воспитывать аккуратность.

Материалы и инструменты:

  • Пластик, стека, клеенка.
  • готовые модели частей тела;

Структура занятия:

  1. Организационный момент. 5 мин.
  2. Беседа.  25 мин.
  3. Практическая работа. Изготовление рук и ног. 80 мин.
  4. Подведение итогов занятия. 10 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к занятию.

  1. Беседа: этапы изготовления рук и ног.

Слепить руку до локтя (сформировать предплечье и кисть) (размер кисти равен длине лицевой части головы).

Керамическая масса.

Вылепить пальчики (стекой разрезать место большого пальца, нарисовать другие, сгладить).

Керамическая масса.

Пригладить все неровности и трещинки водой.

Керамическая масса, вода.

Готовую руку насадить на каркас из проволоки.

Керамическая масса, каркас.

Также слепить вторую руку и насадить на каркас

Керамическая масса.

Слепить ногу до колена, формируя стопу (размер стопы равен большей части головы)

Керамическая масса.

Пригладить все неровности и трещинки водой.

Керамическая масса, вода.

Готовую ногу насадить на каркас из проволоки.

Керамическая масса, каркас.

Также слепить вторую ногу и насадить на каркас.

Керамическая масса.

Пропорции рук и ног  по отношению к лицу:

  1. Практическая работа. Лепка рук и ног.
  2.  Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов, уборка кабинета.

№ 5. Тема: Формирование туловища из ваты или других материалов. (2 занятия)

Цель: познакомить детей с технологией изготовления кукол из пластики.

Задачи:

  1. Научить формировать туловище.
  2. Формировать у обучающихся навыки ручного труда. 
  3.  Воспитывать аккуратность.

Материалы и инструменты:

  • Трикотаж, нитки, игла, синтепон (вата)
  • Выкройки;

Структура занятия:

  1. Организационный момент. 5 мин.
  2. Беседа.  25 мин.
  3. Практическая работа. Формирование туловища. 200 мин.
  4. Подведение итогов занятия. 10 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к занятию.

  1. Беседа: этапы изготовления туловища.

Скроить тело куклы (ласины и кофта).

Ножницы.

Сшить штанины отдельно, кофту и рукава отдельно (шов «назад иголку»).

Игла.

 Надеть на куклу.

Игла.

Дошить ласины

Игла.

Приклеить штанины к ногам, рукава к рукам и горловину к шее.

Клей.

Наполнить синтепоном рукава и пришить к кофте.

Игла.

Наполнить ласины и кофту синтепоном и пришить вместе. Туловище готово.

Игла.

  1. Практическая работа. Изготовление туловища.
  2.  Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов, уборка кабинета.

№ 6. Тема: Роспись лица. Создание причёски.

 Цель: познакомить детей с технологией изготовления кукол из пластики.

Задачи:

  1. Научить расписывать лицо куклы, создавать прическу.
  2. Формировать у обучающихся навыки ручного труда. 
  3.  Воспитывать аккуратность, творческую активность.

Материалы и инструменты: Краски акриловые, кисти, войлок для валяния.

Структура занятия:

  1. Организационный момент. 5 мин.
  2. Беседа.  15 мин.
  3. Практическая работа. Роспись лица, создание прически. 90 мин.
  4. Подведение итогов занятия. 10 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к занятию.

  1. Беседа: Роспись лица:
  1. Сначала тонируем всю поверхность тела куклы. Для этого используем краску телесного цвета. Она дает матовую "фарфоровую" поверхность. Краску наносим на небольшую поверхность сначала кистью (№6), затем сразу, пока краска не высохла тампонуем губкой. Это позволяет добиться более ровного распределения краски по поверхности, без разводов от кисти, и создает близкую к коже фактуру.  
  2.  Наносим румянец. Для этого смешиваем охру красную с медиумом. От количества медиума зависит яркость получившегося тона. Кистью №3 наносим краску на щеки, немного на лоб, подбородок и нос.
  3.  Таким же образом тонируем кончики пальцев и ладошки. Охрой красной с медиумом подчеркиваем рот куклы.
  4. Роспись глаз.

При росписи глаз необходимо уделить внимание следующим областям:

1 - в уголках глаза наносим немного охры красной, это сделает взгляд более естественным и белок не будет так выделяться

2 - в нижней части радужки под зрачком делаем блик более светлого цвета, чем цвет глаз

3 - верхнюю часть радужки делаем более темной, т.к. здесь падает тень от века, также можно нанести легкую тень под веко в верхней части всего глаза

4 - вокруг радужки глаза делаем ободок более темного цвета, чем цвет глаз.

5 -  Подчеркиваем веки и рисуем ресницы.

6 -  Рисуем брови.  

 Роспись куклы завершена.

Для создания прически используем войлок, приклеиваем к голове с помощью клея «Момент», формируем прическу.

  1. Практическая работа. Роспись лица, создание прически.
  2.  Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов, уборка кабинета.

№ 6. Тема: Изготовление одежды для куклы.

 Цель: познакомить детей с созданием одежды для кукол.

Задачи:

  1. Научить пользоваться выкройками, пользоваться швейной машинкой.
  2. Формировать у обучающихся навыки ручного труда.
  3.  Воспитывать аккуратность, творческую активность.

Материалы и инструменты: ткань, нитки, иголки, булавки, швейная машинка, выкройки.

Структура занятия:

  1. Организационный момент. 5 мин.
  2. Беседа.  25 мин.
  3. Практическая работа. Создание одежды. 320 мин.
  4. Подведение итогов занятия. 10 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к занятию.

  1. Беседа:

Этапы изготовления одежды:

Выкроить одежду: для девочки – блузку и платье, для мальчика – костюм и рубаху.

Выкройка, ножницы.

Сшить на швейной машинке.

Швейная машина.

Выкроить ботинки (сапоги)

Ножницы.

Приклеить детали сапог на ноге вместе.

Клей.

Подтянуть кожу на подошве и приклеить к стопе.

Клей.

Приклеить подошву к сапогу.

Клей.

Выкройки для кукол изготавливает педагог.  Дети вырезают по выкройкам детали одежды с припуском, сшивают на машинке.

  1. Практическая работа. Изготовление одежды для куклы.
  2.  Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов, уборка кабинета.

№ 7. Тема: Декорирование. Подставка для куклы.

 Цель: познакомить детей с созданием подставки для кукол и декорированием изделия.

Задачи:

  1. Научить использовать фурнитуру для декорирования изделия.
  2. Развивать художественный вкус.
  3.  Воспитывать аккуратность, творческую активность.

Материалы и инструменты: ткань, атласные ленты, пуговицы, бисер, пайетки и др.; алебастр, палочка для барбекю, форма.

Структура занятия:

  1. Организационный момент. 5 мин.
  2. Беседа.  15 мин.
  3. Практическая работа. 90 мин.
  4. Подведение итогов занятия. 10 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к занятию.

  1. Беседа:

Изготовление подставки:

Взять палочку и форму для заливания.

Приготовить раствор алебастра. Замешивать будем в отдельной чашке ( не в форме). На мою емкость( я использую баночку из под майонеза) я буру 2.5-3 ст. л. полные с горкой алебастра и 6-7 ст. л. воды( водичку лучше добавлять постепенно). Тщательно размешиваем, что бы масса была однородная, без комочков. Стараемся все сделать быстро, т.к. раствор  алебастра быстро застывает.  Должно получиться по консистенции, как густая сметана.

   Теперь аккуратно выливаем раствор в подготовленную форму, стараемся не пачкать стенки.

Опускаем палочку в раствор. Немного поводим взад-вперед, чтобы сгладились следы на поверхности раствора, которые остались после погружения палочки. Сразу же, помоем  чашку, которую использовали для замеса,  т. к. раствор быстро застынет на стенках и отмыть его не удастся. Если раствор получился жидковатым и наша палочка не стоит в нем. Нужно закрепить палочку  2-мя прищепками, так,  что бы зафиксировать ее в вертикальном положении.

  1. Практическая работа. Изготовление подставки и декорирование куклы.
  2.  Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов, уборка кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендании "Изготовление тряпичной куклы - Кукла-мамка

В рекомендациях дается пошаговая инструкция изготовления традиционной куклы-мамки....

Методическая разработка «Куклы из природного материала «Неразлучники»

Цель разработки познакомить с особенностями изготовления двух соединённых между собой кукол из природного материала, называемых неразлучники. Две соединённые между собой куклы – символ крепкого с...

Методическая разработка "Куклы из бумажных салфеток"

Бумажные салфетки доступный материал. Предлагаю из них выполнить замечательных куколок....

Учебно-методическое пособие «Куклы - самоделки»

Учебно-методическое пособие «Куклы - самоделки»...

Изготовление тряпичной куклы - Кукла-мамка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Данная разработка посвящена развитию интереса детей 10 – 14 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества и обучению изготовления тряпичной куклы на основе традици...

Методическая разработка занятия "Традиционная народная кукла. Изготовление куклы-оберега"

Целью занятия является:систематизация сведений о традиционной народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах,знакомство с технологией изготавления куклы-оберега – Вепсской куклы.Реализуемые ...

методическая разработка"Кукла Сонька - Бессоница 2 год обучения 2 КЛАСС

ДАНА ИНСТРУКЦИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ  НАРОДНОЙ КУКЛЫ-СКРУТКИ "СОНЬКА-БЕССОННИЦА"...