Проект "Новогодняя и Рождественская открытка"
проект на тему

Царькова Диляра Наримановна

Проект,посвящённый созданию эскизов открыток с элементами декоративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nov_i_rozhd_otkr.docx457.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР  ВНЕШКОЛЬНОЙ  РАБОТЫ»

ПРОЕКТ

«Новогодняя  и рождественская открытка с мотивами русского декоративного искусства»

 (возрастная группа: 7-12 лет)

Автор проекта: Царькова Д.Н.

Педагог д.о.

Арзамас 2013

Пояснительная записка

Развитие творческих способностей и технического творчества обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Гуманизация современного образования предполагает поворот  к ребенку, уважение его личности, достоинства, принятие его личностных интересов, запросов, т.е. создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей, для его самоопределения. Это возможно реализовать только в том случае, если работа педагога будет направлена на формирование творческой личности учащегося.

Сильным средством модернизации образования может стать ученическое проектирование.

Для ученика метод учебных проектов – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя, приложить свои знания. Результат работы интересен и значим для ученика.

Для педагога проектная работа дает возможность формировать  и развивать все умения и навыки учащихся.

  1. Проблема, на решение которой направлен проект «Новогодняя  и рождественская открытка с мотивами русского декоративного искусства»: развитие творческих способностей,

развитию творческого потенциала детей.

  1. Актуальность проекта.

Творческая рабата представляет собой оригинальный синтез элементов народного искусства и современного дизайна.

  3 Цель, задачи проекта, планируемые результаты:

Цель:

Научить детей различать стили декоративно-прикладного  искусства, познакомить с видами декоративной росписи, освоить технику хохломской, гжельской, городецкой росписи,применить полученные знания в дизайнерских работах.

Дидактические цели проекта:

•        Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства;

•        Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные;

•        Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;

•        Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа произведений  декоративно-прикладного искусства.

В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить с историей и развитием народно-декоративного творчества;
  • Обучить правильному положению рук при создании росписи.
  •  Познакомить  с основами цветоведения;
  • Научить четко выполнять основные приемы росписи;
  1. Воспитательные:

•        Привить интерес к данному виду творчества;

•        Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

•        Привить основы культуры труда.

3.     Развивающие:

  • Развивать творческие способности;
  • Развивать внимание;
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать фантазию;
  • Развивать моторные навыки.

Направления деятельности:

1.        Рисование. Роспись.

Задачи:

  1. Формирование многогранной личности, тонко чувствующей красоту окружающего мира и свое место в нем.
  2. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности.
  3. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с миром искусства.
  4. Приучение к самостоятельной деятельности.
  5. Освоение различных техник изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

Дети узнают различные стили декоративно-прикладного  искусства, знакомятся с творчеством художников, учатся самостоятельно подбирать материал , оценивать свои работы и работы своих товарищей. Анализировать собственную деятельность.

Сроки разработки и реализации проекта: проект рассчитан на две недели.

Основное содержание проектных действий:

  1. Целеполагание.
  2. Разработка проекта.
  3. Выполнение проекта.
  4. Подведение итогов. (Выставка работ, награждение)

Достигнутый образовательный результат: дети узнали стили декоративно-прикладного  искусства,  различные техники, познакомились с творчеством мастеров Хохломы, Гжели, Городца.

Полученный продукт: знания, самостоятельная деятельность, творчество, наглядность, работы учащихся, оценка товарищей и самооценка,выставка работ в городском Выставочном зале.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

•        Правила поведения, правила техники безопасности;

•        Инструменты и материалы;

•        Специфику декоративно-прикладного искусства как одного из видов искусства;

•        Виды декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел;

•        Общие закономерности формообразования и композиции декоративно-прикладного искусства;

•        Основные этапы развития мирового декоративно-прикладного искусства, место и роль русского декоративно-прикладного искусства в общемировом контексте;

•        Основы цветоведения;

•        Последовательность создания эскиза.

Обучающиеся должны уметь:

•        Соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ

•        Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно;

•        Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

•        Характеризовать специфику различных видов декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел;

•        Выполнять заключительную отделку готовых эскизов.

На занятиях обучающиеся приобретают знания и практические навыки. Одновременно у них развиваются наблюдательность, зрительная память, воспитывается творческое отношение к труду, эстетическое восприятие мира, художественный вкус, моторика рук.

На заключительном этапе реализации проекта учащиеся выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у обучающихся ответственность за качество своей работы.

Занятия носят дифференцированный характер. Учитель предлагает тему и варианты работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. В то же время широко использует принцип коллективности, так как работа в творческой атмосфере носит как характер соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства

Программно-техническое обеспечение проекта:

  1. Техническое оснащение:
  • Компьютер,
  • Проекционная система,
  • Доступ к Интернету
  1. Материалы на печатной основе:
  • Учебники,
  • Методические пособия,
  • Справочники и другая учебно-методическая литература
  1. Другие принадлежности:

1.Бумага формата А4, А3.

2.Карандаш,ластик.

3.Краски- гуашь,акварель.

4. Декоративный контур с блёстками.

  1. Интернет-ресурсы:
  • www.stranamasterov.ru

Оценивание

Оценка проводится по результатам рефлексии и презентации работ сообществу.

Этапы работы над выполнением выставочного проекта

Индивидуальная работа выполняется в течении одного или нескольких проектных уроков. Каждый урок имеет четкую структуру.

   1.Вводная беседа или знакомство с новым материалом

   2.Формулировка идеи проекта.

   3.Определение задачи - что нам необходимо для этого сделать (анализ задания)

   4. Организация совместной деятельности и руководство ее процессом

   5. Составление композиции и ее анализ

   6. Оценка результата совместного творчества.

7. Представление работ в городском Выставочном зале.

Последовательность выполнения учебного проекта

Этапы выполнения учебного проекта

Последовательность выполнения учебного проекта

Подготовительный этап

  1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость), ее обсуждение и анализ. Что необходимо сделать, узнать (определение задач работы)

Основной этап

  1. Практическая творческая работа  (совместно – индивидуальная работа)
  2. Коррективы консультанта- педагога  (совместно – взаимодействующая работа)

Заключительный этап

  1. Монтаж  работы
  2. Внесение дополнений и изменений
  3. Анализ результатов. (Стилевое единство, общий колорит, соразмерность  целого и частей.Правила композиции))
  4. Демонстрация своей работы (организация выставки)

Серии проектных уроков

№ урока

Тема урока

Тема художественно-творческого проекта

22

23

24

 Основы декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа. Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов. 2часа

     Произведения декоративно-прикладного искусства.

Орнамент в полосе ,круге,квадрате. 2часа

Практическая работа. Рисование панно «Жар- птица».2часа

«Новогодняя  и рождественская открытка с мотивами русского декоративного искусства»

Подготовительный этап.

 Основы декоративно-прикладного искусства.

Цель данного этапа.

Познакомить детей с русскими народными промыслами, а в частности с элементами хохломской росписи .Научить их выполнять орнамент с использованием этих элементов  ; уметь стилизовать  фольклорные традиции в современном дизайне изделий декоративно-прикладного искусства .

  1. История разивтия народных промыслов Хохлома,Гжель,Полхов Майдан.
  2. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

3.Практическая работа по изучению основных элументов Хохломской росписи.Узоры из цветов, трав и ягод .Орнамент - «травка» .Орнамент – «пряник» .Орнамент – «кудрины» .Среди кустиков травки помещаем ягодки, цветы, птиц .

На данном этапе знакомство с народными промыслами проходит на уроке

№ 22

Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов.

Цель урока:  раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

1.Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2.Активизация внимания, развитие творчества и образного мышления, укрепление зрительной и моторной памяти.

3.Активизация процесса развития способностей оперирования визуальными образами.

4.Познакомить детей с русскими народными промыслами, а в частности с элементами хохломской росписи .Научить их выполнять орнамент с использованием этих элементов  ; уметь стилизовать  фольклорные традиции в современном дизайне изделий декоративно-прикладного искусства .

      «Сегодня у нас очень интересная тема урока:

Это роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

-А что же это такое  декоративно-прикладное искусство?» Деко»-это слово означает украшать. Значит, это искусство украшать нашу жизнь ,окружающие нас предметы обихода: одежду, мебель ,посуду, игрушки и т.д.

-Как вы думаете ,зачем надо украшать эти предметы?...

-Да ,действительно .чтобы   эти предметы радовали глаз ,было приятно ими пользоваться , приятно дарить друг-другу…

Так вот, ещё очень на Руси народные мастера –умельцы ,восхищаясь красотой Родной Земли , воспевали её не только в песнях и в стихах ,но и запечатлели её в росписях ,украшая предметы обихода…Сегодня мы с вами вспомнили о разных народных промыслах ,таких как  Гжель ,Городец, Дымково и др. …Но подробно мы с вами поговорим об одном из самых любимых…. Хохломе…

Легенд о происхождении этого промысла очень много…Но самая романтическая из них  о знаменитой «Жар-птице» ,которая прилетала полакомиться сочной рябиной…С тех пор основными элементами этой росписи стали «жар-птица» .веточки рябины, травинки ,крупные листья в виде золотых завитков  и т.п.

3. Каждый из вас выберет для себя элементы этой росписи ,которые ему будет по силам повторить(скопировать) ,попытаясь,  подражать плавности линий народных мастеров .Цветовое решение мы обязательно сохраним: Чёрный, Красный, и Золотой.

4.Сегодня вы освоите ,каждый по своим возможностям и способностям , способы рисования элементов природы  с помощью плавных линий и завитков и научитесь создавать свой неповторимый  орнамент  по мотивам   Хохломской росписи.

5. Самостоятельная работа учащихся.

6.Обсуждение результатов совместного труда.

                 C:\Users\User\Desktop\IMG_20131212_163709.jpg                                              C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6071.jpg

Основной этап.

Цели данного этапа:

1.Закреплять умения рисовать элементы гжельской и хохдомской росписи.

2.Развивать умение рисовать птицу по мотивам гжельской росписи.

3 .Создание эскиза. Орнамент в полосе,круге,овале с  элементами  Хохломы,Жостова или Гжели.

На данном этапе создаётся эскиз будущей картины – орнамент,центральная часть,подбирается мотив росписи на уроке № 24.

Урок 24 Орнамент в полосе,круге,квадрате Элементы Хохломы,Жостова или Гжели Жар-птица.Панно. Гуашь,акварель

«Жар- птица».

Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи.

Цели урока:

  1. Закреплять умения рисовать элементы гжельской росписи.
  2. Развивать умение рисовать птицу по мотивам гжельской росписи.
  3. Познакомить с техникой изготовления гжельской керамики.
  4. Повторить  понятия «керамика», «агашка».
  5. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование.

Для учителя:  проектор, компьютер, музыка, демонстрационный материал, краски, кисти, вода, лист бумаги в форме круга.

Для учеников: листы бумаги в форме круга, краски, кисточки, вода, салфетки.

Урок начнем с загадки.

Снежно белая посуда, расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

-Да, это гжельская посуда. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с гжельской росписью?

- Вспомним, что такое керамика? (изделия из обожженной глины)

- Где находится Гжель? (недалеко от Москвы)

- Что такое гжельская агашка? (гжельская роза)

А сейчас мы посмотрим фотографии изделий гжельской керамики.

-Здесь одно из объединений по производству гжельской керамики.

Есть цеха, где сначала изготавливается посуда.  В других цехах находятся художники.  Расписывается посуда специальной краской – окисью кобальта. При росписи применяют и золотую краску.

Изделия расписываются вручную. Художники на каждом изделии ставят свою подпись. Посуда покрывается глазурью. Потом обжигается в специальных печах при температуре 1350 градусов.

Керамику гжельскую изготавливают уже более 560 лет.

- Это разные изделия (показ слайдов с комментированием).

- Гжельские художники рисуют не только растительные узоры, но и животных. Сегодня мы попробуем нарисовать птицу по мотивам гжельской росписи.

-Какого цвета краску будем использовать? (синюю)

- У нас должна получиться синяя сказочная птица. У каждого из вас птицы получатся разные. Можно будет для птички придумать свой узор.

Давайте посмотрим с чего начать…..

(показ на доске)

Мы будем рисовать на бумаге круглой формы, похожей на тарелочку.

- Можно хвост, крылья и хохолок птицы расписать по-разному, придумать свой узор.

 

- А теперь приступаем к работе.

-Давайте посмотрим, какие синие гжельские птицы у вас получились.

Давайте вспомним, какие изделия изготавливают гжельские мастера. Назовите, что вы запомнили (посуда…., фигурки животных, людей, часы, украшения, подсвечники, шахматы…)

Итог- выставка работ

C:\Users\User\Desktop\Копия ptica scastia.jpg          C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6111.jpg       

Заключительный этап

1.На данном этапе создаётся современный мотив центральной части работы на тему  «Новый год и Рождество»

 C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6076.jpg    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Scazocnaia noch.jpg 

2.Оформление работы в раму,оценка работы.

 C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20131211_135235.jpg  C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20131211_135359.jpg  C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20131211_135426.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\ptica scastia.jpg              C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Scastlivogo rogdestva.jpg

  1. Выставка работ в городском Выставочном зале.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6344.jpg C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6347.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6348.jpg

Заключение

В процессе практической работы учащиеся получили творческий опыт в создании тематической композиции, предполагающий сбор художественно – познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиска способа ее выражения. Они прошли путь создания тематической картины подобный тому, который проходит профессиональный художник. Ребята открыли самих себя и осознали свои потенциальные способности.

Результат совместной деятельности – городская выставка работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по английскому языку на тему "Рождественская открытка"

Рождество у порога – самый добрый, романтичный и семейный праздник. Люди придумали Рождественскую открытку, и каждый раз вкладывают в них частицу души, частицу добра....

Проект "Рождественская открытка"

Детям раздаются заготовки для изготовления рождественской картинки. Перед началом выполнения проекта вниманию детей предлагается презентация, которая поможет заинтересовать и промотивировать детей к в...

презентация "Рождественские открытки"

. Презентация посвящена одному из самых любимых праздников в Германии-Рождеству. Данный ресурс содержит небольшую информацию о праздновании Рождества и традициях немцев дарить членам семьи подарки, от...

Идейник - новогодние и рождественские открытки. Квиллинг

Квиллинг идеально подходит для новогоднего декора, украшения открыток и коробочек, потому что ни в какой другой технике не сделаешь настолько красивых и правдоподобных еловых веточек, шишек, колокольч...

"История Рождественской открытки". Внеклассное мероприятие

 Данный ресурс представляет презентацию с пояснительной запиской и конспектом занятия. Ресурс можно скачать по ссылке:http://http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=334360&d_no=3356...

Рождественская открытка" (лоскутная техника)

Презентация изготовления рождественской открытки в лоскутной технике...

Методическая разработка по теме Рождественская открытка

Представлен вариант открытки на тему "Рождественский вертеп" разработанный в ходе подготовки мастер-класса "Рождественская мастерская"...