Самореализация учащихся на занятиях в МОБУ ДОД "Медведевский районный дом детского творчества"
статья на тему

Желудкин Владимир Александрович

Самореализация учащихся на занятиях в МОБУ ДОД  "Медведевский районный дом детского творчества" ( на примере объединения "Туесок" - художественная обработка бересты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorealizatsiya_office_word.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Самореализация учащихся на занятиях в МОБУ ДОД  "Медведевский районный дом детского творчества"

( на примере объединения "Туесок" - художественная обработка бересты)

педагог дополнительного образования

Владимир Александрович Желудкин

      Основное  предназначение дополнительного образования - удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей. Свобода выбора объединений  по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста. Оно имеет значительный потенциал и выступает зачастую главным фактором жизненного выбора. В процессе обучения создаётся ситуация успеха для любого ученика, что благотворно сказывается на воспитании его личностного достоинства. Целью дополнительного образования является максимальное самовыражение и социальная адаптация  каждого ребёнка, формирование духовно-богатой, творчески мыслящей личности. Демократичность общения способствует процессу социализации и самореализации личности, приобретению навыков коммуникации  и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки самостоятельных решений. Дополнительное образование является для многих детей основным условием самореализации и будущего профессионального выбора. Основной внутренней характеристикой личности является её мотивационная среда. Всякое внешнее воздействие опосредуется личностным состоянием человека, его личностным опытом, ценностными ориентациями, потребностями, стремлениями к самовыражению, самосовершенствованию. Мотивационное поведение есть результат 2 факторов: личностного и ситуационного. Под личностным фактором понимают мотивационные условия  личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под  ситуационным - внешние, окружающие ребёнка условия. Личностно-ориентированное обучение позволяет организовать такие технологии обучения, в которых происходит мотивирование учащихся в самореализации. "Самореализация" - высшая духовная потребность, направленная на реализацию ребёнком своих сил и способностей, на постоянный рост своих возможностей, на повышение своей деятельности. Самореализация  - сознательный, целенаправленный процесс раскрытия способностей личности.   Осуществляя  образовательную деятельность по образовательной программе дополнительного образования детей  художественной направленности "Туесок", деятельность детей направлена на изготовление художественно оформленных изделий из бересты бытового назначения, сувенирной продукции. Целью программы является развитие у обучающихся  интереса к берестяному творчеству. Для достижения этой цели используются различные варианты одних и тех же видов изделий (различной степени сложности). Постепенный переход от простых форм и элементов декорирования изделий и украшений к более сложным. В процессе обучения и воспитания ребёнок должен приобрести ряд качеств и свойств личности, способствующих его самореализации, помимо выработки в себе терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия и доброты, в нём появляется уверенность в свои силы и способности. Постоянное поощрение за очередные успехи и самостоятельное выполнение операций, наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов научиться делать изделия, побуждает ребёнка к проявлению стремления к обучению и в дальнейшем к саморазвитию.  Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление и поддержание талантов, на профориентацию обучающихся, их социализацию и адаптацию к жизни  в обществе. Каждый учебный год секреты бересты пытаются постичь свыше 30 учащихся.  Трудолюбивые,  усидчивые, старательные, терпеливые добиваются значительных результатов. Оценка деятельности воспитанников осуществляется начальной, промежуточной и итоговой аттестацией. Формы проведения аттестации: проведение выставки изделий в объединении, в учреждении. Участвуя как в районных, так и   республиканских  и Межрегиональных выставках  самые   творческие ребята  занимают призовые места. Для воспитанников, чьи работы экспонируются на выставках разных уровней - это показ их достижений, показ того, как они смогли себя реализовать в данном виде творчества. Ребятам важна оценка их достижений одноклассниками, педагогами, родителями.  

  В настоящее время созданы все условия для творческой самореализации учащихся: оформлен кабинет, оборудованы рабочие места на 8 учащихся. Имеется богатый дидактический материал, обеспечивающий учебный процесс. Созданы технические карты  по изготовлению различных берестяных изделий. Собрана специальная литература по профилю деятельности, публикации о берестяном ремесле из различных источников (газет, журналов). Наглядный  материал - фотографии  изделий, выполненные педагогом и воспитанниками за годы работы.

Создана видеотека сюжетов, снятых на различных выставках, фестивалях, семинарах, творческих встречах, что расширяет кругозор учащихся в декоративно-прикладном творчестве.   Так же кабинет оснащён обширным набором специальных инструментов и приспособлений собственного изготовления (ножи, пробойники, прессы, приспособления для нарезания ленточек). Имеется коллекция современных и старинных  берестяных  изделий. Оформляется уголок старинных предметов быта, различных ремёсел, экспозиция, посвящённая  70-летию Победы.

     Как педагог дополнительного образования провожу большую  пропагандистскую работу по возрождению и сохранению декоративно-прикладного творчества. Участвую в выставках различного уровня со  своими экспонатами и экспонатами воспитанников. Ежегодно проходят семинары-практикумы, консультации, мастер-классы. База объединения  соответствует условиям для  изготовления  художественных изделий из пластовой бересты. 

Самореализация детей в учреждении дополнительного образования - это наиболее полное выявление и реализация  способностей, возможностей, достижения целей  накопления опыта в "берестяном" ремесле, получения реальных результатов от этой деятельности.

  Создание специально организованной среды дополнительного образования, обеспечивающей самореализацию растущего человека в образовательном процессе, должно быть предметом целенаправленного педагогического проектирования, предполагающего анализ, прогнозирование, разработку, реализацию и коррекцию изменений в образовательной сфере.

 Успешная самореализация ребенка в дополнительном образовании обеспечивается:

а) расширением и усложнением содержания дополнительного образования;

б) выбором и построением совокупности принципов, эффективных форм и методов педагогического взаимодействия с воспитанником;

в) психолого - педагогическим сопровождением образовательного процесса.

 На сегодняшний день самое ближайшее окружение ребенка - родители, сосредоточенные больше на экономическом выживании, не всегда способны психологически поддержать маленького человека, удовлетворить его потребности в общении, заложить в нем те качества, ту систему ценностей, которые позволят реализовать себя в обществе.  Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления значимой характеристики личности. Она включает в себя систему качеств: самооценку, самосознание, самоуважение и т.д., а также процессы самопознания, саморегуляции, саморазвития, самовоспитания и т.д.; то есть, самореализация в первую очередь предполагает постановку вопросов (ответ на вопросы): «Кто есть я?» и «Что есть я?» - осмысление собственных идеалов, интересов, потребностей, а затем реализацию жизненных планов, достижения целей, смысла жизни.    Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания педагоги дополнительного образования должны учитывать  прежде всего индивидуальность и неповторимость   каждого ребёнка. Дополнительное образование является для многих детей  основным условием самореализации и будущего профессионального выбора.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районная выставка детского творчества 2012 года

Районная выставка детского творчества ежегодно проходит в Лахденпохском районе республики Карелия. В  ней принимают участие ученики всех возрастов. Здесь демонстрируются работы, выполненные в раз...

Презентация программы объединения "Резьба по дереву" МОУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества» преподавателя Абатина Андрея Алексеевича

Презентация программы дополнительного образования детей объединения "Резьба по дереву" МОУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества» преподавателя Абатина Андрея Алексеевича...

Презентация-визитка преподавателя объединения "Резьба по дереву" Абатина Андрея Алексеевича МОБУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества»

Презентация-визитка преподавателя объединения "Резьба по дереву" Абатина Андрея Алексеевича МОБУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества»...

Отчет о работе объединения «Резьба по дереву» за 2014 –2015 г.г. МОБУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества»

Отчет о работе объединения «Резьба по дереву» за 2014 –2015 г.г.  МОБУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества»...

Районный конкурс детского творчества "Зеркало природы"

О районном конкурсе детского творчества "Зеркало природы"...

Приказ от 22 марта 2021 года № 33-о О проведении районного фестиваля детского творчества "Мы вместе!", районного конкурса декоративно- прикладного творчества "Сказка ходит по планете".

Приказ от 22 марта  2021 года № 33-о О проведении  районного фестиваля детского творчества "Мы вместе!", районного конкурса  декоративно- прикладного творчества  "Ск...